Jump to content

Курс (доковая навигационная система)

Стыковка корабля "Прогресс" к модулю "Пирс" с помощью стыковочного комплекса "Курс-А".

Курс (укр. и русский : Курс , букв. «Курс») — система радиоуправления (типа томагук и т. д.), используемая в советской , а затем и российской космической программе .

«Курс» разработан НИИ Точных Приборов ( НИИ Приборов Точных ) Москва , , Легостаев, до 1985 года. [1] [2] and manufactured by the Kiev Radio Factory ( Russian : Киевский Радиозавод , romanized : Kyyivskyy Radiozavod ). [3]

«Курс» стал преемником системы «Игла» и сегодня обеспечивает навигационное радиомаяк для российских космических аппаратов, включая космические корабли «Союз» и «Прогресс» . Основное различие между обеими системами заключается в том, что «Игла» требует, чтобы космическая станция участвовала в маневре стыковки, переориентируясь так, чтобы направить стыковочный порт на космический корабль, в то время как «Курс» позволяет стыковаться с полностью стационарной космической станцией. Основная причина этого изменения заключалась в том, что «Мир» должен был стать гораздо большей космической станцией, чем старый «Салют», поэтому расход топлива был бы чрезмерным. «Курс» предоставил автоматизированную систему стыковки для всех российских космических кораблей, состыковавшихся с орбитальной станцией «Мир» . [4] [5] При стыковке корабль «Союз» или «Прогресс» передает радиолокационные импульсы от нескольких антенн. Разница в мощности между антеннами позволяет системе вычислять относительное положение, ориентацию и скорость приближения. Система предназначена для автоматического сближения и стыковки, но в случае чрезвычайной ситуации космонавты могут взять на себя управление кораблем как локально, так и с Международной космической станции . [6]

После распада Советского Союза в 1991 году система Курс стала собственностью Украины ; его производитель стал конкурентом Федерального космического агентства России (РКА) в сфере космических запусков. Из-за проблем с твердой валютой Киев также поднял цену на систему Курс. Следовательно, RKA стремилась постепенно отказаться от его использования в своих автомобилях. [7] Испытание с использованием российской резервной системы ТОРУ для уменьшения зависимости от «Курса» стало причиной столкновения «Мира» и «Прогресса М-34» и повреждения модуля «Спектр» , что чуть не привело к тому, что «Мир» был оставлен. После столкновения и восстановления у следующего корабля «Прогресс» произошел сбой «Курса», и он был успешно пристыкован с помощью той же системы ТОРУ. [8]

Оценить-NA

[ редактировать ]

Система стыковки «Курс-НА» ( рус . Новая Геометрическая , латинизированная : Новая Активная , букв. «Новый Актив»), требующая только одну антенну сближения и потребляющая меньше энергии, заменяет «Курс-А», для которого требовалось пять антенн. [9] Испытан Прогресс М-15М в июле 2012 года. [9] и Прогресс М-21М в ноябре 2013 года. [10] Используется на Прогресс МС (2015-настоящее время) .

квадроцикл

[ редактировать ]

Построенная теперь в России антенная часть системы «Курс» также служила независимой и резервной системой контроля стыковки для европейского автоматизированного транспортного средства . [11] Она служила дополнительной системой наблюдения и не могла использоваться для контроля подхода или стыковки квадроцикла. [12]

  1. 18 ноября 2000 года во время стыковки «Прогресса М1-4» с Международной космической станцией произошел сбой в системе «Курс», что потребовало ручного подхода к стыковке командира корабля «Союз» Юрия Гидзенко . Сбой произошел из-за программного сбоя, который не позволил компьютерной системе корабля плавно переключиться с данных наведения, передаваемых антеннами модуля "Звезда", на сигналы, передаваемые с "Зари". Последующую перестыковку пришлось проводить вручную, также Гидзенко , поскольку антенна, необходимая для финального захода на посадку, была необратимо убрана во время первоначального захода на посадку. [13]
  2. Сразу после запуска «Прогресса М-01М» 26 ноября 2008 года антенна «Курс» не сработала. [14] Антенна была успешно развернута примерно через три часа после того, как диспетчеры полета возмутились командой развертывания. [15] однако космический корабль был пристыкован к Международной космической станции с помощью системы ТОРУ . [16] под контролем космонавта Юрия Лончакова . В целях предосторожности
  3. 29 июля 2009 года «Прогресс М-67» приближался к Международной космической станции в неправильной ориентации. Система «Курс» была деактивирована, а космонавт Геннадий Падалка выполнил ручную стыковку с помощью системы «ТОРУ» . [17]
  4. 1 мая 2010 года «Прогресс М-05М» находился примерно в 1 километре от Международной космической станции, когда на его системе «Курс» произошел сбой. Олег Котов использовал резервную систему ТОРУ для ручного управления сближением и стыковкой, установив рекорд дальнего пролета космического корабля "Прогресс" под ручным управлением. [18] [19]
  5. 15 декабря 2015 года во время стыковки корабля «Союз ТМА-19М» с Международной космической станцией система «Курс» сместила космический корабль и не смогла состыковаться, что потребовало стыковки вручную, пилотируемой командиром корабля «Союз» Юрием Маленченко . Это задержало стыковку на 10 минут. [20]
  6. 24 августа 2019 года во время стыковки беспилотного корабля «Союз МС-14» с Международной космической станцией космический корабль не смог синхронизироваться с портом модуля «Поиск» из-за отказа усилителя сигнала «Курс» на модуле «Поиск» и не смог состыковаться. ​​резервная система TORU Поскольку на корабле не была установлена , попытка стыковки была прервана. Было решено, что «Союз МС-13» будет вручную перебазирован в неисправный порт «Поиск», освободив кормовой порт «Звезда» для успешной стыковки корабля «Союз МС-14» через три дня, 27 августа. [21]
  7. 17 февраля 2021 года во время захода на посадку у «Прогресса МС-16» возникла проблема со связью в 20 метрах от станции. «Курс» был деактивирован, а Сергей Рыжиков взял на себя ручное управление с помощью системы «ТОРУ» и успешно состыковался. [22]
  8. 5 октября 2021 года во время стыковки корабля «Союз МС-19» произошла неисправность системы «Курс» в порту Рассвет , что потребовало от командира корабля «Союз» Антона Шкаплерова взять на себя управление и стыковаться вручную. [23]

По состоянию на май 2022 года «Курс» совершил 83 успешных стыковки с Международной космической станцией с кораблями «Союз» и «Прогресс», а также модулем станции «Наука» , что дает «Курсу» вероятность успеха 90,4%.

См. также

[ редактировать ]
  1. История НИИ ТП (на русском языке). Архивировано 21 апреля 2008 г. в Wayback Machine.
  2. ^ «Космические измерительные стыковочные системы» . История . Научно-исследовательский институт точных приборов (НИИ ТП). Архивировано из оригинала 24 апреля 2008 года . Проверено 12 октября 2008 г. Первая автоматизированная стыковка орбитальной станции "Мир" с космическим кораблем "Союз ТМ1" была осуществлена ​​23 мая 1986 года с помощью аппаратуры "Курс". [..] Для модернизируемого космического корабля по программе МКС разработана система стыковки кораблей ближнего радиуса действия «Курс-ММ». [..] Радиоэлектронная система «Курс-М» для корабля «Курс-АТВ», предназначенная для мониторинга сближение и стыковка космического корабля ATV (Европейское космическое агентство) с МКС по дальности и лучевой скорости
  3. ^ «Первый серийный бортовой компьютер» . Европейский виртуальный компьютерный музей . История развития информатики и технологий в Украине. Архивировано из оригинала 15 июня 2008 года . Проверено 12 октября 2008 г. Производственное объединение «Киевский радиозавод» направило свое дальнейшее развитие на производство оборудования для освоения космоса. В 1966 году начато производство уникального бортового комплекса «Игла» для поиска, взаимного ориентирования, сближения и «стыковки» «космических» кораблей. [..] В 1985 году на смену «Игле» пришел «Курс» — более совершенная и надежная система, работающая сейчас на комплексе «Мир Союз Прогресс».
  4. ^ Берроу, Брайан (1998). Стрекоза: НАСА и кризис на борту Мира . Четвертая власть. п. 65. ИСБН  0-06-093269-4 . С 1985 года все российские космические корабли использовали компьютеры «Курс» для автоматической стыковки со станцией «Мир» [...] Российским командирам оставалось только сидеть и смотреть.
  5. ^ Национальное космическое агентство Украины / Научно-производственный комплекс "Курс", Открытое акционерное общество. Архивировано 27 сентября 2007 г. в Wayback Machine.
  6. ^ Хинман, Элейн М; Бушман, Дэвид М. (1991). «Обзор советской автоматизированной системы сближения и стыковки». Резюме обзора автоматического сближения и захвата НАСА (PDF) (технический отчет). стр. 34–35. Бибкод : 1991arcr.nasa...34H . Система ИГЛА была заменена нынешней системой КУРС. Обе системы основаны на радаре. [..] процессом стыковки можно управлять как с земли, так и с бортового компьютера активного (стыковочного) корабля. [..] На кораблях серии «Союз ТМ» и «Прогресс М» реализован КУРС. На комплексе «МИР» установлены обе системы.
  7. ^ Линенджер, Джерри (1 января 2001 г.). За пределами планеты: пережить пять опасных месяцев на борту космической станции «Мир» . Нью-Йорк, США: МакГроу-Хилл. ISBN  978-0-07-137230-5 .
  8. ^ НАСА-5 Майк Фоул: Столкновение и восстановление
  9. ^ Jump up to: а б Хардинг, Пит (28 июля 2012 г.). «Прогресс М-15М» перестыковывается с МКС после устранения неисправности «Курса-НА» . NASASpaceFlight (не связан с НАСА) . Проверено 1 сентября 2012 года .
  10. ^ Космический грузовик «Прогресс М-21М» испытал систему сближения с МКС
  11. ^ Интегрированный грузовой перевозчик. Архивировано 29 октября 2007 г. в Wayback Machine. Рисунок 2-3: Внешнее оборудование на переднем конусе EPM.
  12. ^ «Безопасность и автономность делают квадроцикл уникальным» . Европейское космическое агентство. 12 октября 2005 г. Проверено 1 сентября 2012 года . члены экипажа не могут управлять квадроциклом вручную с помощью пульта дистанционного управления.
  13. ^ Харвуд, Уильям (21 декабря 2000 г.). «Передок станционного грузового судна будет непростым делом» . Космический полет сейчас . Проверено 8 мая 2022 г.
  14. ^ Малик, Тарик (26 ноября 2008 г.). «Российский грузовой корабль курсом на космическую станцию» . Space.com . Проверено 7 апреля 2009 г.
  15. ^ «Прогресс стартовал к МКС» . Космос сегодня . Проверено 7 апреля 2009 г.
  16. ^ «Российский беспилотный корабль снабжения стыкуется с МКС» . SpaceDaily. 30 ноября 2008 года . Проверено 7 апреля 2009 г.
  17. ^ Уильям Харвуд для новостей CBS (29 июля 2009 г.). «Станция получила новый грузовой корабль; идут проверки шаттла» . Космический полет сейчас.
  18. ^ Рэй, Джастин (1 мая 2010 г.). «Космонавт берет на себя управление докованием корабля снабжения» . Космический полет сейчас . Проверено 1 мая 2010 г.
  19. ^ Тарик Малик (1 мая 2010 г.). «Российский грузовой корабль пристыковался к космической станции, несмотря на неисправность» . SPACE.com . Проверено 1 мая 2010 г.
  20. ^ «Тим Пик начинает пребывание на международной космической станции» . Би-би-си. 15 декабря 2015 г.
  21. ^ Кларк, Стивен (24 августа 2019 г.). «Экипаж станции расчистит новый порт для второй попытки стыковки корабля «Союз»» . Космический полет сейчас . Проверено 8 мая 2022 г.
  22. ^ Ли Канаяма и Джозеф Навин (16 февраля 2021 г.). «Корабль снабжения «Прогресс МС-16» пришвартовался вручную после двухдневного полета на станцию» . НАСАКосмический полет . Проверено 8 мая 2022 г.
  23. ^ «Союз МС-19 состыковался с МКС вручную из-за неисправности системы автостыковки» . ТАСС. 5 октября 2021 г. Проверено 8 мая 2022 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a10f8d88a846be3df74c30b54c48e0b1__1690249740
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a1/b1/a10f8d88a846be3df74c30b54c48e0b1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kurs (docking navigation system) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)