Курс (доковая навигационная система)
Курс (укр. и русский : Курс , букв. «Курс») — система радиоуправления (типа томагук и т. д.), используемая в советской , а затем и российской космической программе .
«Курс» разработан НИИ Точных Приборов ( НИИ Приборов Точных ) Москва , , Легостаев, до 1985 года. [1] [2] and manufactured by the Kiev Radio Factory ( Russian : Киевский Радиозавод , romanized : Kyyivskyy Radiozavod ). [3]
История
[ редактировать ]«Курс» стал преемником системы «Игла» и сегодня обеспечивает навигационное радиомаяк для российских космических аппаратов, включая космические корабли «Союз» и «Прогресс» . Основное различие между обеими системами заключается в том, что «Игла» требует, чтобы космическая станция участвовала в маневре стыковки, переориентируясь так, чтобы направить стыковочный порт на космический корабль, в то время как «Курс» позволяет стыковаться с полностью стационарной космической станцией. Основная причина этого изменения заключалась в том, что «Мир» должен был стать гораздо большей космической станцией, чем старый «Салют», поэтому расход топлива был бы чрезмерным. «Курс» предоставил автоматизированную систему стыковки для всех российских космических кораблей, состыковавшихся с орбитальной станцией «Мир» . [4] [5] При стыковке корабль «Союз» или «Прогресс» передает радиолокационные импульсы от нескольких антенн. Разница в мощности между антеннами позволяет системе вычислять относительное положение, ориентацию и скорость приближения. Система предназначена для автоматического сближения и стыковки, но в случае чрезвычайной ситуации космонавты могут взять на себя управление кораблем как локально, так и с Международной космической станции . [6]
После распада Советского Союза в 1991 году система Курс стала собственностью Украины ; его производитель стал конкурентом Федерального космического агентства России (РКА) в сфере космических запусков. Из-за проблем с твердой валютой Киев также поднял цену на систему Курс. Следовательно, RKA стремилась постепенно отказаться от его использования в своих автомобилях. [7] Испытание с использованием российской резервной системы ТОРУ для уменьшения зависимости от «Курса» стало причиной столкновения «Мира» и «Прогресса М-34» и повреждения модуля «Спектр» , что чуть не привело к тому, что «Мир» был оставлен. После столкновения и восстановления у следующего корабля «Прогресс» произошел сбой «Курса», и он был успешно пристыкован с помощью той же системы ТОРУ. [8]
Оценить-NA
[ редактировать ]Система стыковки «Курс-НА» ( рус . Новая Геометрическая , латинизированная : Новая Активная , букв. «Новый Актив»), требующая только одну антенну сближения и потребляющая меньше энергии, заменяет «Курс-А», для которого требовалось пять антенн. [9] Испытан Прогресс М-15М в июле 2012 года. [9] и Прогресс М-21М в ноябре 2013 года. [10] Используется на Прогресс МС (2015-настоящее время) .
МКС
[ редактировать ]квадроцикл
[ редактировать ]Построенная теперь в России антенная часть системы «Курс» также служила независимой и резервной системой контроля стыковки для европейского автоматизированного транспортного средства . [11] Она служила дополнительной системой наблюдения и не могла использоваться для контроля подхода или стыковки квадроцикла. [12]
Неудачи
[ редактировать ]- 18 ноября 2000 года во время стыковки «Прогресса М1-4» с Международной космической станцией произошел сбой в системе «Курс», что потребовало ручного подхода к стыковке командира корабля «Союз» Юрия Гидзенко . Сбой произошел из-за программного сбоя, который не позволил компьютерной системе корабля плавно переключиться с данных наведения, передаваемых антеннами модуля "Звезда", на сигналы, передаваемые с "Зари". Последующую перестыковку пришлось проводить вручную, также Гидзенко , поскольку антенна, необходимая для финального захода на посадку, была необратимо убрана во время первоначального захода на посадку. [13]
- Сразу после запуска «Прогресса М-01М» 26 ноября 2008 года антенна «Курс» не сработала. [14] Антенна была успешно развернута примерно через три часа после того, как диспетчеры полета возмутились командой развертывания. [15] однако космический корабль был пристыкован к Международной космической станции с помощью системы ТОРУ . [16] под контролем космонавта Юрия Лончакова . В целях предосторожности
- 29 июля 2009 года «Прогресс М-67» приближался к Международной космической станции в неправильной ориентации. Система «Курс» была деактивирована, а космонавт Геннадий Падалка выполнил ручную стыковку с помощью системы «ТОРУ» . [17]
- 1 мая 2010 года «Прогресс М-05М» находился примерно в 1 километре от Международной космической станции, когда на его системе «Курс» произошел сбой. Олег Котов использовал резервную систему ТОРУ для ручного управления сближением и стыковкой, установив рекорд дальнего пролета космического корабля "Прогресс" под ручным управлением. [18] [19]
- 15 декабря 2015 года во время стыковки корабля «Союз ТМА-19М» с Международной космической станцией система «Курс» сместила космический корабль и не смогла состыковаться, что потребовало стыковки вручную, пилотируемой командиром корабля «Союз» Юрием Маленченко . Это задержало стыковку на 10 минут. [20]
- 24 августа 2019 года во время стыковки беспилотного корабля «Союз МС-14» с Международной космической станцией космический корабль не смог синхронизироваться с портом модуля «Поиск» из-за отказа усилителя сигнала «Курс» на модуле «Поиск» и не смог состыковаться. резервная система TORU Поскольку на корабле не была установлена , попытка стыковки была прервана. Было решено, что «Союз МС-13» будет вручную перебазирован в неисправный порт «Поиск», освободив кормовой порт «Звезда» для успешной стыковки корабля «Союз МС-14» через три дня, 27 августа. [21]
- 17 февраля 2021 года во время захода на посадку у «Прогресса МС-16» возникла проблема со связью в 20 метрах от станции. «Курс» был деактивирован, а Сергей Рыжиков взял на себя ручное управление с помощью системы «ТОРУ» и успешно состыковался. [22]
- 5 октября 2021 года во время стыковки корабля «Союз МС-19» произошла неисправность системы «Курс» в порту Рассвет , что потребовало от командира корабля «Союз» Антона Шкаплерова взять на себя управление и стыковаться вручную. [23]
По состоянию на май 2022 года «Курс» совершил 83 успешных стыковки с Международной космической станцией с кораблями «Союз» и «Прогресс», а также модулем станции «Наука» , что дает «Курсу» вероятность успеха 90,4%.
См. также
[ редактировать ]- TriDAR , система относительного навигационного зрения, использовавшаяся во время трех полетов космических кораблей на МКС.
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ История НИИ ТП (на русском языке). Архивировано 21 апреля 2008 г. в Wayback Machine.
- ^ «Космические измерительные стыковочные системы» . История . Научно-исследовательский институт точных приборов (НИИ ТП). Архивировано из оригинала 24 апреля 2008 года . Проверено 12 октября 2008 г.
Первая автоматизированная стыковка орбитальной станции "Мир" с космическим кораблем "Союз ТМ1" была осуществлена 23 мая 1986 года с помощью аппаратуры "Курс". [..] Для модернизируемого космического корабля по программе МКС разработана система стыковки кораблей ближнего радиуса действия «Курс-ММ». [..] Радиоэлектронная система «Курс-М» для корабля «Курс-АТВ», предназначенная для мониторинга сближение и стыковка космического корабля ATV (Европейское космическое агентство) с МКС по дальности и лучевой скорости
- ^ «Первый серийный бортовой компьютер» . Европейский виртуальный компьютерный музей . История развития информатики и технологий в Украине. Архивировано из оригинала 15 июня 2008 года . Проверено 12 октября 2008 г.
Производственное объединение «Киевский радиозавод» направило свое дальнейшее развитие на производство оборудования для освоения космоса. В 1966 году начато производство уникального бортового комплекса «Игла» для поиска, взаимного ориентирования, сближения и «стыковки» «космических» кораблей. [..] В 1985 году на смену «Игле» пришел «Курс» — более совершенная и надежная система, работающая сейчас на комплексе «Мир Союз Прогресс».
- ^ Берроу, Брайан (1998). Стрекоза: НАСА и кризис на борту Мира . Четвертая власть. п. 65. ИСБН 0-06-093269-4 .
С 1985 года все российские космические корабли использовали компьютеры «Курс» для автоматической стыковки со станцией «Мир» [...] Российским командирам оставалось только сидеть и смотреть.
- ^ Национальное космическое агентство Украины / Научно-производственный комплекс "Курс", Открытое акционерное общество. Архивировано 27 сентября 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Хинман, Элейн М; Бушман, Дэвид М. (1991). «Обзор советской автоматизированной системы сближения и стыковки». Резюме обзора автоматического сближения и захвата НАСА (PDF) (технический отчет). стр. 34–35. Бибкод : 1991arcr.nasa...34H .
Система ИГЛА была заменена нынешней системой КУРС. Обе системы основаны на радаре. [..] процессом стыковки можно управлять как с земли, так и с бортового компьютера активного (стыковочного) корабля. [..] На кораблях серии «Союз ТМ» и «Прогресс М» реализован КУРС. На комплексе «МИР» установлены обе системы.
- ^ Линенджер, Джерри (1 января 2001 г.). За пределами планеты: пережить пять опасных месяцев на борту космической станции «Мир» . Нью-Йорк, США: МакГроу-Хилл. ISBN 978-0-07-137230-5 .
- ^ НАСА-5 Майк Фоул: Столкновение и восстановление
- ^ Jump up to: а б Хардинг, Пит (28 июля 2012 г.). «Прогресс М-15М» перестыковывается с МКС после устранения неисправности «Курса-НА» . NASASpaceFlight (не связан с НАСА) . Проверено 1 сентября 2012 года .
- ^ Космический грузовик «Прогресс М-21М» испытал систему сближения с МКС
- ^ Интегрированный грузовой перевозчик. Архивировано 29 октября 2007 г. в Wayback Machine. Рисунок 2-3: Внешнее оборудование на переднем конусе EPM.
- ^ «Безопасность и автономность делают квадроцикл уникальным» . Европейское космическое агентство. 12 октября 2005 г. Проверено 1 сентября 2012 года .
члены экипажа не могут управлять квадроциклом вручную с помощью пульта дистанционного управления.
- ^ Харвуд, Уильям (21 декабря 2000 г.). «Передок станционного грузового судна будет непростым делом» . Космический полет сейчас . Проверено 8 мая 2022 г.
- ^ Малик, Тарик (26 ноября 2008 г.). «Российский грузовой корабль курсом на космическую станцию» . Space.com . Проверено 7 апреля 2009 г.
- ^ «Прогресс стартовал к МКС» . Космос сегодня . Проверено 7 апреля 2009 г.
- ^ «Российский беспилотный корабль снабжения стыкуется с МКС» . SpaceDaily. 30 ноября 2008 года . Проверено 7 апреля 2009 г.
- ^ Уильям Харвуд для новостей CBS (29 июля 2009 г.). «Станция получила новый грузовой корабль; идут проверки шаттла» . Космический полет сейчас.
- ^ Рэй, Джастин (1 мая 2010 г.). «Космонавт берет на себя управление докованием корабля снабжения» . Космический полет сейчас . Проверено 1 мая 2010 г.
- ^ Тарик Малик (1 мая 2010 г.). «Российский грузовой корабль пристыковался к космической станции, несмотря на неисправность» . SPACE.com . Проверено 1 мая 2010 г.
- ^ «Тим Пик начинает пребывание на международной космической станции» . Би-би-си. 15 декабря 2015 г.
- ^ Кларк, Стивен (24 августа 2019 г.). «Экипаж станции расчистит новый порт для второй попытки стыковки корабля «Союз»» . Космический полет сейчас . Проверено 8 мая 2022 г.
- ^ Ли Канаяма и Джозеф Навин (16 февраля 2021 г.). «Корабль снабжения «Прогресс МС-16» пришвартовался вручную после двухдневного полета на станцию» . НАСАКосмический полет . Проверено 8 мая 2022 г.
- ^ «Союз МС-19 состыковался с МКС вручную из-за неисправности системы автостыковки» . ТАСС. 5 октября 2021 г. Проверено 8 мая 2022 г.