Soyuz 16
Тип миссии | Тестовый полет миссии ASTP |
---|---|
Оператор | Советская космическая программа |
ИДЕНТИФИКАТОР КОСПЭРЭ | 1974-096А |
САТКАТ нет. | 07561 |
Продолжительность миссии | 5 дней 22 часа 23 минуты 35 секунд |
Орбиты завершены | 95 |
Свойства космического корабля | |
Космический корабль | Soyuz 7K-TM No.4 |
Тип космического корабля | Soyuz 7K-TM |
Производитель | НПО Энергия |
Стартовая масса | 6680 кг [1] |
Посадочная масса | 1200 кг |
Экипаж | |
Размер экипажа | 2 |
Члены | Анатолий Филипченко Николай Рукавишников |
Позывной | Буран ( Buran - "Blizzard") |
Начало миссии | |
Дата запуска | 2 декабря 1974 г., 09:40:00 UTC |
Ракета | Soyuz-U |
Запуск сайта | Байконур , участок 1/5 [2] |
Конец миссии | |
Дата посадки | 8 декабря 1974 г., 08:03:35 UTC |
Посадочная площадка | 30 км к северо-востоку от Аркалыка , Казахстан. |
Орбитальные параметры | |
Справочная система | Геоцентрическая орбита [3] |
Режим | Низкая околоземная орбита |
Высота перигея | 177,0 км |
Высота апогея | 223,0 км |
Наклон | 51.7° |
Период | 88,4 минуты |
Salyut program insignia |
«Союз-16» ( русский : Союз 16 , Союз 16 ) — испытательный полет с экипажем в декабре 1974 года для совместного советско -американского космического полета , кульминацией которого стала миссия «Аполлон-Союз» в июле 1975 года. Советский экипаж из двух человек, Анатолий Филипченко и Николай Рукавишников провели испытания стыковочного кольца и других систем, которые будут использоваться в совместном полете.
Экипаж
[ редактировать ]Позиция | Космонавт | |
---|---|---|
Командир | Анатолий Филипченко Второй и последний космический полет | |
Бортинженер | Николай Рукавишников Второй космический полет |
Резервный экипаж
[ редактировать ]Позиция | Космонавт | |
---|---|---|
Командир | Владимир Джанибеков | |
Бортинженер | Boris Andreyev |
Резервный экипаж
[ редактировать ]Позиция | Космонавт | |
---|---|---|
Командир | Юрий Романенко | |
Бортинженер | Aleksandr Ivanchenkov |
Параметры миссии
[ редактировать ]- Масса: 6680 кг (14730 фунтов) [1]
- Перигей: 177,0 км (110,0 миль) [3]
- Апогей: 223,0 км (138,6 миль)
- Наклон: 51,7°
- Период: 88,4 минуты
Фон
[ редактировать ]Миссия «Союз-16» стала последней репетицией и первой миссией с экипажем в программе, кульминацией которой стала миссия «Аполлон-Союз» (ASTP) семь месяцев спустя. [4] Советский Союз и Соединенные Штаты, соперники в холодной войне , подписали несколько договоров о контроле над вооружениями вступили в период разрядки в 1960-х и 1970-х годах, а к началу 1970-х годов . В 1972 году как символ разрядки был подписан договор об участии в совместном пилотируемом космическом полете. [5]
Ранние концепции совместного полета включали стыковку корабля «Союз» с американской космической станцией «Скайлэб » или стыковку корабля «Аполлон» с космической станцией «Салют» . После того как американцы отказались от своей станции «Скайлэб» в 1974 году, концепция «Аполлон-Салют» казалась логичным выбором, но поскольку Советы начали разрабатывать универсальный стыковочный адаптер для этой миссии и боялись публично раскрывать детали своего военного «Салюта». В ходе миссий обе державы решили соединить космический корабль «Союз» с космическим кораблем «Аполлон». [5]
три испытательных полета беспилотной версии космического корабля ЭПАС Совершено : «Космос-638» , запущенный 3 апреля 1974 года; «Космос-652» , запущен 15 мая 1974 года; и «Космос-672» , запущенный 12 августа 1974 года. Все эти три полета, а также «Союз-16», были запущены с улучшенной версией ракеты-носителя «Союз» . [5]
Основные моменты миссии
[ редактировать ]Советские специалисты по планированию сделали беспрецедентный шаг, предложив проинформировать своих коллег из НАСА о времени запуска, при условии, что они не раскроют это время прессе. Представители НАСА отказались согласиться на это условие и, соответственно, были проинформированы о запуске через час после его совершения, 2 декабря 1974 года. [4]
В ходе полета космонавты Анатолий Филипченко и Николай Рукавишников испытали андрогинную стыковочную систему, которая будет использоваться для миссии ЭПАС, путем втягивания и выдвижения имитированного американского стыковочного кольца массой 20 кг. [4] [5] Экипаж также протестировал модифицированные экологические системы, новые солнечные панели и улучшенные системы управления, а также новую систему стыковки радара . Давление воздуха было снижено с 760 мм до 540 мм, а содержание кислорода повышено с 20% до 40%, чтобы проверить сокращение запланированного времени перехода на Аполлон с двух до одного часа. [5] 7 декабря 1974 года стыковочное кольцо было выброшено за борт с помощью взрывных болтов для проверки мер экстренного реагирования на случай, если во время полета ЭПАС застрянут захватные защелки.
Корабль приземлился 8 декабря 1974 года недалеко от Аркалыка и был признан полным успехом. [5] Продолжительность миссии, составлявшая шесть дней, соответствовала продолжительности миссии ЭПАС с точностью до 10 минут. [4]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Дисплей: Союз-16 1974-096А» . НАСА. 14 мая 2020 г. Проверено 11 октября 2020 г. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ «Байконур LC1» . Энциклопедия космонавтики. Архивировано из оригинала 15 апреля 2009 года . Проверено 4 марта 2009 г.
- ^ Jump up to: а б «Траектория: Союз-16 1974-096А» . НАСА. 14 мая 2020 г. Проверено 11 октября 2020 г. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Jump up to: а б с д Кларк, Филипп (1988). Советская пилотируемая космическая программа . Нью-Йорк: Orion Books, подразделение Crown Publishers, Inc. ISBN. 0-517-56954-Х .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Ньюкирк, Деннис (1990). Альманах советских пилотируемых космических полетов . Хьюстон, Техас: Издательство Gulf Publishing. ISBN 0-87201-848-2 .