Jump to content

Владимир Джанибеков

Владимир Джанибеков
Владимир Джанибеков
Владимир Джанибеков в 1993 году.
Рожденный ( 1942-05-13 ) 13 мая 1942 г. (82 года)
Статус Ушедший на пенсию
Национальность советский
Образование
Занятие Военный летчик
Известный
Награды
Космическая карьера
Космонавт
Классифицировать Генерал - майор советских ВВС.
Время в космосе
145д 15ч 56м
Выбор 5-я группа ВВС (СССР)
2
Общее время выхода в открытый космос
8ч 35м
Миссии

Vladimir Aleksandrovich Dzhanibekov ( Russian : Владимир Александрович Джанибеков , born 13 May 1942) is a retired Soviet Air Force Major General and a cosmonaut veteran of five orbital missions.

Биография

[ редактировать ]

Джанибеков родился Владимир Александрович Крысин ( русский : Владимир Александрович Крысин ) в отдаленном районе Искандара на территории тогдашнего Бостанлыкского района Южно -Казахстанской области Казахской ССР (с 1956 года — Ташкентская область , Узбекистан ). [1] 13 мая 1942 года. Вскоре после его рождения семья переехала в Ташкент.

В 1964 году он женился на Лилии Мунировне Джанибековой, которая была потомком Джанибега , средневекового правителя Золотой Орды . Поскольку у ее отца не было сыновей, Джанибеков взял фамилию жены, чтобы почтить ее происхождение и продолжить родословную, что было необычным шагом для мужа в Советском Союзе. [1]

В 1960 году он поступил в Ленинградский университет на факультет физики , где увлекся полетами, которыми он всегда интересовался. В 1961 году он решил поступить в Высшее военное летное училище имени В. М. Комарова в Ейске , одновременно получая степень по физике в Таганрогском кампусе Ростовского государственного университета . Четыре года спустя он окончил учебу и стал летным инструктором ВВС СССР, проходя службу в военной учебной части № 99735 в Таганроге в 1968–1970 годах. Во время визита Германа Титова в 1970 году в Таганрогскую учебную часть ВВС он был выбран в 5-ю группу подготовки космонавтов ВВС . [2] В том же году он вступил в Коммунистическую партию .

Джанибеков участвовал в пяти космических полетах: «Союз-27» / «Союз-26» (запуск/возвращение), «Союз-39» , «Союз Т-6» , «Союз Т-12 » и «Союз Т-13 ». За эти пять миссий он провел в космосе 145 дней, 15 часов и 56 минут. Он также совершил два выхода в открытый космос общей продолжительностью 8 часов 35 минут. В 1985 году продемонстрировал устойчивое и неустойчивое вращение гайки Т-образной рукоятки с орбиты, названное впоследствии эффектом Джанибекова . Этот эффект был давно известен из теоремы о теннисной ракетке объекта , которая гласит, что вращение вокруг промежуточной главной оси неустойчиво во время свободного падения .

В 1985 году ему было присвоено звание генерал-майора . После ухода из программы космонавтов в 1986 году он занялся политикой. С 1985 по 1990 год он был депутатом Верховного Совета Узбекской ССР. Также занимался фотографией и живописью, а его работы, преимущественно космической тематики, принадлежат музеям и частным коллекционерам.

Начиная с 1990 года Джанибеков безуспешно пытался совершить кругосветное путешествие на воздушном шаре . Он сотрудничал с Ларри Ньюманом , который задумал запустить НАСА разработанный воздушный шар с якорем, . В этой уникальной конструкции в форме песочных часов использовался гелиевый баллон с нулевым давлением для плавучести и баллон с сверхдавлением для переменного балласта . изготовленная Raven Industries Система двойных баллонов, , имела высоту 354 фута (108 м). Экспериментальный полет, запущенный из Тилламука, штат Орегон , 8 сентября 1990 года, находился под управлением Джанибекова, Ньюмана, Тима Лахенмайера и Дона Мозеса. Мозес заменил Ричарда Брэнсона , который не смог приехать к отъезду в погодное окно. Полет длился 31 час непрерывно, в течение двух ночей, прежде чем приземлиться в Омаке, штат Вашингтон , и подтвердил номинальные характеристики воздушного якоря. [3] [4] [5] Джанибеков, Ларри Ньюман и Дон Мозес пилотировали воздушный шар Earthwinds Hilton , спонсором которого в первую очередь был Бэррон Хилтон . В 1992 году попытка из Акрона , штат Огайо, не состоялась из-за сильного ветра. [6] Следующей попыткой был запланированный предрассветный запуск, но он был отложен на несколько часов из-за трудностей с надуванием обоих шаров. Запущенный позже, чем хотелось, 13 января 1993 года самолет Earthwinds, стартовавший из аэропорта Рино Стед, пролетел 30 минут, прежде чем разбился. Аэростат не смог преодолеть сильный инверсионный слой и разорвал балластный аэростат на вершине горы. Трое членов экипажа пережили аварию, не получив травм. Дополнительный полет 31 декабря 1994 года достиг высоты 29 000 футов (8 800 м), когда вышел из строя балластный аэростат. Эти отказы воздушных шаров с якорем побудили другие попытки кругосветного плавания вместо этого переключиться на систему воздушных шаров Розьер . [7] [8]

The minor planet 3170 Dzhanibekov , discovered by Soviet astronomer Nikolai Stepanovich Chernykh in 1979, is named after him. [9]

Почести и награды

[ редактировать ]

Иностранные награды:

Он почетный гражданин Гагарина ; Калуга (Россия); Аркалык ( Казахстан ); Байконур (Казахстан); [10] и Хьюстон (США).

См. также

[ редактировать ]
  • Теорема теннисной ракетки , или эффект Джанибекова , теорема в динамике, касающаяся устойчивости вращающегося тела с разными моментами инерции вдоль каждой оси.
  1. ^ Jump up to: а б "Владимир Александрович Джанибеков" . ASTROnote . 2 June 2013 . Retrieved 21 April 2014 .
  2. ^ Владимир Джанибеков — Сайт школы №50 г.Ташкента. Архивировано 26 марта 2012 года на Wayback Machine . school50.uz
  3. ^ Армстронг, Уильям (июль 2003 г.). Просто ветер: рассказы о двух пилотах под давлением . iUniverse. ISBN  9780595287055 . Проверено 8 июля 2020 г.
  4. ^ Армстронг-младший, Уильям Г. (июль 2003 г.). Просто ветер: рассказы о двух пилотах под давлением . iUniverse. ISBN  0595612539 .
  5. ^ «Бэррон Хилтон: Летающий трактирщик» . Airportjournals.com. Архивировано из оригинала 27 июня 2012 года . Проверено 8 июля 2020 г.
  6. ^ Браун, Малкольм В. (23 февраля 1992 г.). «Кругосветный полет на воздушном шаре отложен, на этот раз до ноября» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 8 июля 2020 г.
  7. ^ «Воздушный шар терпит крушение, останавливая попытку облететь мир» (PDF) . Наблюдатель . Обозреватель Нотр-Дам-Сент-Мэрис . Проверено 8 июля 2020 г.
  8. ^ «Экипаж воздушного шара» . Газеты.com . Газета Сидар-Рапидс . Проверено 8 июля 2020 г.
  9. ^ Лутц Шмадель (5 августа 2003 г.). Словарь названий малых планет . Спрингер. стр. 262–. ISBN  978-3-540-00238-3 . Проверено 3 августа 2012 г.
  10. ^ Официальный сайт администрации города Байконур - Почетные граждане Байконура.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bf79bf15b20c1714e3f13a06e34e4a00__1714962060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bf/00/bf79bf15b20c1714e3f13a06e34e4a00.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Vladimir Dzhanibekov - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)