Jump to content

Soyuz 33

Soyuz 33
ИДЕНТИФИКАТОР КОСПЭРЭ 1979-029А Отредактируйте это в Викиданных
САТКАТ нет. 11324
Продолжительность миссии 1 день, 23 часа, 1 минута, 6 секунд
Орбиты завершены 31
Свойства космического корабля
Тип космического корабля Soyuz 7K-T
Производитель НПО Энергия
Экипаж
Размер экипажа 2
Члены Николай Рукавишников
Georgi Ivanov
Позывной Сатурн ( Saturn ) - "Saturn"
Начало миссии
Дата запуска 10 апреля 1979 г., 17:34:34 ( 1979-04-10UTC17:34:34Z ) UTC
Ракета Soyuz-U
Запуск сайта Байконур 1/5
Конец миссии
Дата посадки 12 апреля 1979 г., 16:35:40 ( 1979-04-12UTC16:35:41Z ) UTC
Посадочная площадка 320 километров (200 миль) к юго-востоку от Джезказгана
Орбитальные параметры
Справочная система Геоцентрический
Режим Низкая Земля
Soyuz programme
(Миссии с экипажем)
←  Soyuz 32
Soyuz 34  →

«Союз-33» ( русский : Союз 33 , Союз 33 ) — советский пилотируемый космический полет на ​​«Салют-6» космическую станцию в апреле 1979 года . [ 1 ] Это был девятый полет на орбитальный комплекс, но из-за отказа двигателя миссия была прервана, и экипажу пришлось вернуться на Землю до стыковки со станцией. Это был первый отказ двигателя «Союза» во время орбитальных операций.

Спускаемый модуль корабля "Союз-33" в музее авиации Пловдива

Экипаж из двух человек, командир Николай Рукавишников и болгарский космонавт Георгий Иванов , потерпел крутой баллистический вход в атмосферу, но был благополучно восстановлен. Первоначальная цель миссии заключалась в том, чтобы посетить орбитальный экипаж примерно на неделю и оставить новый корабль для экипажа станции, чтобы он мог вернуться на Землю. свободный корабль ( «Союз-34» имел тот же подозрительный двигатель, что и «Союз-33». Последующий полет с экипажем был отменен, и для использования экипажем был отправлен ) с модернизированным двигателем.

Внутри спускаемого модуля "Союз-33" в музее авиации Пловдива
Позиция Экипаж
Командир Советский Союз Николай Рукавишников
Третий и последний космический полет
Космонавт-исследователь Болгария Georgi Ivanov
Только космический полет

Резервный экипаж

[ редактировать ]
Позиция Экипаж
Командир Советский Союз Юрий Романенко
Космонавт-исследователь Болгария Aleksandar Aleksandrov
Космос и рабочие костюмы Георгия Иванова в музее авиации Пловдива

Параметры миссии

[ редактировать ]
  • Масса : 6860 кг (15120 фунтов)
  • Perigee : 198.6 km (123.4 mi)
  • Апогей : 279,2 км (173,5 миль)
  • Наклон : 51,63°
  • Период : 88,99 минут

Основные моменты миссии

[ редактировать ]

После двухдневной задержки, вызванной ураганом на космодроме, «Союз-33» был запущен 10 апреля 1979 года с четвертым международным экипажем советской программы «Интеркосмос» . Болгарский космонавт Георгий Иванов присоединился к командиру Николаю Рукавишникову , когда корабль следовал в обычном режиме к космической станции «Салют-6».

Рукавишников был первым гражданским лицом, командовавшим советским космическим кораблем, а Иванов - первым болгарином, побывавшим в космосе. [ 2 ]

На расстоянии 9 километров (5,6 миль) от станции сработала автоматическая система стыковки «Игла». Но когда корабль приблизился к высоте 1000 метров (3300 футов), двигатель вышел из строя и автоматически отключился через три секунды запланированного шестисекундного горения. Рукавишникову пришлось держаться за приборную панель, поскольку корабль сильно трясло. После консультации с наземным управлением система стыковки снова была активирована, но двигатель снова заглох, а Валерий Рюмин , наблюдавший со станции, сообщил об аномальном боковом свечении сзади «Союза» во время горения. Соответственно, Центр управления полетом прервал миссию и приказал экипажу подготовиться к возвращению на Землю. [ 2 ] Это был первый отказ двигательной установки корабля "Союз" на орбите. [ 3 ]

Было установлено, что причиной неисправности стала неисправность главного двигателя. Датчик давления в камере сгорания отключал двигатель, когда казалось, что нормальное давление сгорания не достигается. Этот механизм отключения был разработан для предотвращения закачки топлива в поврежденный двигатель, что может привести к повреждению или взрыву. [ 2 ]

Экипаж запросил еще одну попытку поджечь двигатель, но получил отказ и велел спать. Попытка восстановления не могла быть предпринята в течение еще одного дня. [ 3 ] Однако Рукавишников не мог заснуть и думал о романе «Оставленные» , в котором рассказывается об американском космическом экипаже, застрявшем на орбите. [ 2 ] [ 4 ]

Лишь в 1983 году Советы осознали, насколько серьёзной была ситуация. [ 3 ] У корабля был резервный двигатель, но существовали опасения, что он мог быть поврежден основным двигателем, в результате чего экипаж мог оказаться в затруднительном положении с запасами на пять дней, в то время как для распада орбиты потребуется десять дней. Одним из вариантов вернуть экипаж, если бы резервный двигатель вышел из строя, было бы использование двигателей ориентации, чтобы замедлить «Союз» ниже орбитальной скорости, но не было известно, достаточно ли топлива для этого, и точка приземления была бы непредсказуемой. даже если бы это сработало. [ 2 ] Другой вариант — перенести станцию ​​на «Союз». Станцию ​​можно было переместить на расстояние 1000 м от корабля, после чего «Союз-33» можно было бы состыковать с помощью двигателей, но два корабля разносились со скоростью 28 метров в секунду (92 фута/с), и требовалось время, чтобы просчитывать маневры. В любом случае, четыре экипажа на станции с одним неисправным «Союзом» и вторым «Союзом» ( Союз-32 экипажа станции , уже пристыкованный к «Салюту-6») с теперь сомнительным двигателем (он был того же типа, что и «Союз-33») не считались лучший вариант. [ 2 ]

Основным вариантом был запуск резервного двигателя, но работа этого варианта не была гарантирована, даже если двигатель загорелся. Номинальное время горения составляло 188 секунд, и пока горение длилось более 90 секунд, экипаж мог вручную перезапустить двигатель для компенсации. Но это будет означать неточную посадку. Если бы горение длилось менее 90 секунд, экипаж мог бы застрять на орбите. Горение продолжительностью более 188 секунд может привести к чрезмерным перегрузкам экипажа при входе в атмосферу. [ 3 ]

В конце концов, резервный двигатель сработал, хотя и на 213 секунд, что на 25 секунд дольше, в результате чего корабль пошел по необычно крутой траектории, а экипажу пришлось выдержать ускорение в 10 g с. Рукавишников и Иванов были благополучно восстановлены. [ 2 ] Это был второй баллистический вход, о котором сообщили Советы, причем «Союз-1» был первым (хотя «Союз-18а» был баллистическим входом в атмосферу, и, как сообщается, «Союз-24» тоже был одним из них). [ 2 ]

Высокие перегрузки при входе в атмосферу возникли из-за ошибки экипажа и конструктивного недостатка автопилота; поскольку резервный двигатель производил меньшую тягу, чем основной двигатель, автопилот пытался запустить его до тех пор, пока не будет достигнута правильная дельта V, но космонавты подали команду на ручное выключение после 213 секунд работы. Это неразумное решение привело к баллистическому входу в атмосферу. Это привело бы к тому, что «Союз» приземлился выше запланированной точки приземления, но низкая дельта-V (в результате раннего ручного выключения двигателя экипажем) привела к противоположному эффекту, и вместо этого капсула приземлилась очень близко к точке посадки. целевую область.

Расследование длилось месяц и показало, что вышедшая из строя деталь ранее была испытана 8000 раз без сбоев, а двигатель «Союза» с 1967 года запускался около 2000 раз, также без единого отказа. Но двигатель был модифицирован для следующего полета, и освободившийся «Союз» с новым модифицированным двигателем «Союз-34 » был отправлен на орбиту «Салюта», чтобы экипаж мог вернуться с ним. [ 2 ]

  1. ^ Отчет о миссии доступен здесь: http://www.spacefacts.de/mission/english/soyuz-33.htm.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Ньюкирк, Деннис (1990). Альманах советских пилотируемых космических полетов . Хьюстон, Техас: Издательство Gulf Publishing. ISBN  0-87201-848-2 .
  3. ^ Jump up to: а б с д Кларк, Филипп (1988). Советская пилотируемая космическая программа . Нью-Йорк: Orion Books, подразделение Crown Publishers, Inc. ISBN.  0-517-56954-Х .
  4. ^ Оберг, Джеймс Э. (1981). Красная звезда на орбите: внутренняя история советской космической программы . Лондон: Харрап Лимитед. п. 196. ИСБН  0-245-53809-7 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 51af198e1a85c2e5ba71d53299163a83__1692042600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/51/83/51af198e1a85c2e5ba71d53299163a83.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Soyuz 33 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)