Soyuz-TM
![]() Космический корабль Союз-ТМ. | |
Производитель | Korolev |
---|---|
Страна происхождения | Советский Союз и Россия |
Оператор | Советская космическая программа / Федеральное космическое агентство России |
Приложения | Перевезти трех космонавтов на Мир и МКС и обратно. |
Технические характеристики | |
Режим | Низкая околоземная орбита |
Дизайн жизни | До шести месяцев пристыкован к станции |
Производство | |
Статус | Не работает |
Запущен | 34 |
Первый запуск | Soyuz TM-1 , 1986 |
Последний запуск | Soyuz TM-34 , 2002 |
Связанный космический корабль | |
Получено из | Soyuz-T |
Производные | Soyuz-TMA |
« «Союз-ТМ» — Союз» четвертого поколения (1986–2002 гг.), космический корабль использовавшийся для перегоночных полетов на космические станции «Мир» и МКС . Космический корабль «Союз» состоял из трех частей: орбитального модуля, спускаемого модуля и служебного модуля. [1]
Первым запуском космического корабля стал беспилотный корабль «Союз ТМ-1» 21 мая 1986 года, где он состыковался с орбитальной станцией «Мир». [2] Последним полетом стал корабль «Союз ТМ-34» , который состыковался с Международной космической станцией и приземлился 10 ноября 2002 года. [3]
Фон
[ редактировать ]После испытательного проекта «Аполлон-Союз» в 1976 году перед пилотируемым кораблем «Союз» стояла единственная миссия — поддержка пилотируемых космических станций. [4] Первоначальный «Союз» имел ограниченный срок службы при стыковке со станцией — всего от 60 до 90 дней. [4] После этого существовало два пути продления продолжительности миссий. Первым путем была модернизация корабля «Союз», чтобы увеличить его долговечность. «Союз-Т» может прослужить 120 дней, «Союз-ТМ» — 180 дней. [4] Другой вариант заключался в том, чтобы использовать выездную экспедицию, чтобы доставить на станцию новый «Союз» и отправиться в путь с космическим кораблем, приближающимся к концу его номинального срока службы. [4]
Эскизный проект был выпущен в апреле 1981 года, а основной комплект рабочей документации — в начале 1982 года. [5]
Upgrades from Soyuz-T
[ редактировать ]The Soyuz-TM was an upgraded version of the Soyuz-T. The TM stood for transport modified (or транспортный модифицированный in Russian). [2]
Орбитальный модуль
[ редактировать ]С ростом орбитальных комплексов на «Союзе-Т» использовалась система «Игла» , требовавшая постоянной ориентации со станцией и имевшая большие затраты топлива. На «Союз-ТМ» была установлена система «Курс» , которая не требовала такой же ориентации от станции и позволяла проводить измерения с дальности 200 км вместо 30 км, как у «Иглы». [6]
Спускаемый модуль
[ редактировать ]Он также увеличил полезную нагрузку до орбиты 51,6 ° на 200–250 кг и смог вернуть на Землю еще 70–90 кг. «Энергия» добилась этого за счет увеличения возможностей ракеты-носителя и уменьшения массы корабля. [6] Масса парашютной системы была уменьшена на 120 кг (40%) за счет использования синтетического материала для строп и облегченного материала для куполов парашюта. [6]
Двигательно-сервисный модуль
[ редактировать ]Он также имел новый двигательный модуль КТДУ-80 , который позволял «Союзу-ТМ» маневрировать независимо от станции, без того, чтобы станция совершала «зеркальные» маневры, чтобы соответствовать нежелательным перемещениям, вызванным установленной в кормовой части системой ориентации более ранних моделей. Также использовались перегородки внутри баков, ставшие конструктивными, что позволило еще больше снизить массу.
Типовой полет корабля «Союз-ТМ»
[ редактировать ]Обучение
[ редактировать ]
Завершено аудиторное обучение по системам «Союза» и необходимым операциям экипажа. Для сертификации космонавты должны пройти устное тестирование по материалу. Также было проведено обучение на макетах и тренажерах «Союза». За две недели до запуска, после прохождения всех испытаний, экипаж вылетает на Байконур для участия в испытаниях на космодроме и прохождения всех этапов, связанных с запуском. [7]
Для готовности к полету
[ редактировать ]Окончательное решение о запуске принимает монтажная организация (генеральный проектировщик). [8] Существует Космический комитет, состоящий примерно из 20 человек, возглавляемый 3-звездочным генералом авиации и космонавтики, со следующим представительством:
- ЮАР
- НПО-Энергия
- Генеральный проектировщик
- Центральный институт машиностроения
- Министерство обороны
- Врачи
- Байконур
Когда в проекте участвуют разные компании/страны, они также представлены в Космическом комитете. Что касается запусков «Союзов», то представитель Минобороны заявляет, что все проверено, поскольку всю подготовку на Байконуре проводят военные. Независимая оценка каждого полета проводится Центральным институтом машиностроения. [8] На проверку летной готовности космонавтам пришлось получить разрешение Российской медицинской комиссии, Института медико-биологических проблем и ЦКПТ. [8]
Запуск
[ редактировать ]Космическая станция
[ редактировать ]Посадка
[ редактировать ]Таблица полетов
[ редактировать ]Галерея
[ редактировать ]Внешние ссылки
[ редактировать ]
- РКК «Энергия»: Концепция развития российской пилотируемой космонавтики
- Мир Аппаратное Наследие
- Портрет Дэвида С.Ф., Mir Hardware Heritage , НАСА RP-1357, 1995 г.
- Mir Hardware Heritage (вики-источник)
- Информация о корабле «Союз»
- Страница инструктора по стыковке ASTP от OMWorld
- НАСА - Подробности российского космического корабля "Союз ТМА"
- Окололунная миссия Space Adventures - подробности
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Миллер, Дениз (30 июля 2013 г.). «Что такое космический корабль «Союзу»» . НАСА.gov .
- ^ Перейти обратно: а б Портри, Дэвид С. (1995). Аппаратное наследие Мира (PDF) . НАСА. стр. 53–59. Архивировано из оригинала (PDF) 9 июля 2003 г.
- ^ «Миссии Союза МКС» (PDF) . НАСА. Архивировано из оригинала (PDF) 2 декабря 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Портрет Дэвида С. (1995). Мир Аппаратное Наследие . НАСА. стр. 6-7.
- ^ «Корабль Союз ТМ (7К-СТМ)» . gctc.ru.
- ^ Перейти обратно: а б с «Транспортный пилотируемый корабль «Союз ТМ» . Энергия.ру .
- ^ Группа оценки OSMA. «Астронавты НАСА на корабле «Союз»: опыт и уроки на будущее» (PDF) . sma.nasa.gov .
- ^ Перейти обратно: а б с Группа оценки OSMA (2010). Астронавты НАСА на корабле «Союз»: опыт и уроки на будущее (PDF) . НАСА. стр. 12–13.