Vladimir Titov (cosmonaut)
Эта биография живого человека нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2009 г. ) |
Владимир Титов | |
---|---|
Рожденный | Vladimir Georgiyevich Titov 1 января 1947 г. |
Статус | Ушедший на пенсию |
Национальность | Русский |
Занятие | Пилот |
Космическая карьера | |
РКА Космонавт | |
Классифицировать | Полковник |
Время в космосе | 387д 00ч 45м |
Выбор | 1976 Группа космонавтов |
Миссии | Soyuz T-8 , Soyuz T-10-1 , Mir EO-3 ( Soyuz TM-4 / Soyuz TM-6 ), STS-63 , STS-86 |
Знаки отличия миссии |
Владимир Георгиевич Титов ( русский : Владимир Георгиевич Титов ; родился 1 января 1947 года в Сретенске Забайкальского края , Россия) — полковник ВВС России в отставке , бывший космонавт . Он участвовал в четырех космических полетах. Катастрофический взрыв ракеты «Союз» в 1983 году привел к тому, что он оказался одним из четырех человек, воспользовавшихся системой аварийного спасения при запуске . Женат на Александре Козловой, у них двое детей.
Образование
[ редактировать ]Окончил среднюю школу в 1965 году, Высшее Военно-воздушное училище в Чернигове ( Украина) в 1970 году и Военно-воздушную академию имени Гагарина в 1987 году.
Карьера
[ редактировать ]В 1966 году Титов поступил в Высшее Военно-воздушное училище в Чернигове на Украине, которое окончил в 1970 году. До 1974 года он служил в училище летчиком-инструктором и отвечал за выпуск двенадцати летчиков-студентов. Позже он служил командиром звена авиаполка, где космонавты проходят летную практику. Он летал на 10 различных типах самолетов, налетал более 1400 часов и имеет квалификации военного летчика 1-го класса и летчика-испытателя 3-го класса.
Титов был выбран в космонавты в 1976 году, а в сентябре 1981 года попал в пару с Геннадием Стрекаловым . Эти двое мужчин служили дублирующим экипажем на кораблях «Союз Т-5» в 1982 году и «Союз Т-9» в 1983 году. Ветеран пяти полетов, Титов служил командиром кораблей «Союз Т-8» и «Союз Т-10-1» в 1983 году и Союз ТМ-4 в 1987 году, летал в составе экипажа СТС-63 в 1995 году и СТС-86 в 1997 году. Всего он провел в открытом космосе 18 часов 48 минут и провел в общей сложности 387 дней 52 минуты. , 18 секунд в космосе (включая прерывание запуска корабля «Союз Т-10-1» ). [ нужны разъяснения ]
Свой первый космический полет Титов совершил 20 апреля 1983 года в качестве командира корабля «Союз Т-8». Его и Стрекалова специально обучали ремонту неисправной солнечной батареи «Салюта-7» . Он должен был состыковаться с «Салютом-7», но на орбите антенна радара сближения «Союз» не развернулась должным образом. Было предпринято несколько маневров по управлению ориентацией на высоких скоростях, но не удалось выдвинуть стрелу. (Позже послеполетное расследование показало, что антенна была оторвана при отделении кожуха полезной нагрузки «Союза».) С разрешения Федеральной комиссии по связи экипаж предпринял попытку сближения, используя для наведения только оптический прицел и данные наземного радара. Во время захода на посадку, который осуществлялся в темноте, Титов посчитал, что скорость сближения слишком велика. Поэтому он предпринял попытку тормозного маневра, но почувствовал, что два космических корабля все еще приближаются слишком быстро. Он прервал встречу, чтобы избежать крушения, и никаких дальнейших попыток предпринято не было, прежде чем трое мужчин вернулись на Землю после полета, продолжавшегося всего 2 дня, 17 минут, 48 секунд.
Затем Титова и Стрекалова планировалось запустить на борту корабля , который должен был стать Союзом Т-10 , 27 сентября 1983 года. Однако клапан в топливной магистрали не закрылся через Т-90 секунд, что привело к возникновению сильного пожара на базе. ракеты-носителя всего за одну минуту до запуска. Огонь быстро охватил ракету, и последовательность автоматического прерывания не удалась, поскольку провода перегорели. Два диспетчера запуска вручную прервали миссию, отправив радиокоманды из стартового блокпоста. Это произошло через 12 секунд после начала пожара. Спускаемый модуль «Союза» был отведен системой аварийного спасения, и после воздействия 15–17 перегрузок экипаж благополучно приземлился примерно в 2,5 милях (4 км) от ракеты-носителя, которая, по-видимому, взорвалась через несколько секунд после отделения «Союза». Двое мужчин прошли медицинский осмотр, но во время короткого полета, который длился 5 минут 30 секунд, не получили никаких травм.
Затем Титов был назначен командиром корабля «Союз ТМ-2». Он и его бортинженер Александр Серебров должны были совершить длительный полет на борту «Мир -1». За шесть дней до старта из-за сомнений в здоровье Сереброва их заменил дублирующий экипаж. Титов продолжил подготовку к длительной миссии и в апреле 1987 года оказался в паре с Мусой Манаровым . Позже в том же году он окончил Военно-воздушную академию имени Юрия Гагарина, продолжив работу в Центре подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина .
Следующим его назначением стал командир корабля «Союз ТМ-4», стартовавшего 21 декабря 1987 года. Вместе с Мусой Манаровым и Анатолием Левченко он связался с орбитальной космической станцией «Мир-1» и ее экипажем. После непродолжительного периода совместной работы Романенко, Александров и Левченко вернулись на Землю, передав космическую станцию Титову и Манарову. Двое мужчин приступили к длительной программе научных экспериментов и наблюдений, а также принимали визитные миссии «Союз ТМ-5» и «ТМ-6» . По окончании визита корабля «Союз ТМ-6» на борту вместе с Титовым и Манаровым остался один из членов его экипажа, доктор Валерий Поляков .
26 февраля 1988 года два космонавта совершили выход в открытый космос продолжительностью 4 часа 25 минут, в ходе которого сняли одну из секций солнечной панели и установили новую. Они также установили несколько новых научных экспериментов и извлекли образцы материала, оставленные в открытом космосе, и проинспектировали космический корабль «Прогресс 34» .
30 июня 1988 года они предприняли попытку ремонта рентгеновского телескопа «Рентген» . Телескоп не был предназначен для ремонта или замены, поэтому выход в открытый космос был трудным. Когда они разрезали 20-слойное тепловое одеяло , чтобы обнажить неисправный блок рентгеновского детектора телескопа, двоим мужчинам пришлось несколько раз останавливаться и отдыхать, поскольку им негде было закрепиться, и им приходилось по очереди удерживать друг друга. . Из-за громоздких перчаток выкрутить маленькие болты было очень сложно, и на это ушло 90 минут вместо положенных 20. Когда специальный гаечный ключ, который они использовали, внезапно сломался, выход в открытый космос пришлось прервать, и двое мужчин вернулись внутрь «Мира», проведя в открытом космосе 5 часов 10 минут.
20 октября 1988 года ремонт был успешно завершен, и рентгеновский телескоп возобновил работу. Космонавты также установили несколько точек якоря для корабля, запланированного для совместной советско-французской миссии, установили новую коротковолновую антенну и взяли образцы пленки, образовавшейся над одним из иллюминаторов, прежде чем вернуться в «Мир» через 4 часа 12 часов. минут. Затем они приступили к своей программе экспериментов и наблюдений. В ноябре 1988 года они принимали совместную советско-французскую миссию. После трех недель совместной работы Титов и Манаров вместе вернулись на Землю вместе с французским космонавтом Жаном-Лу Кретьеном на корабле «Союз ТМ-6». Титов и Манаров вернулись на Землю после миссии продолжительностью 365 дней 22 часа 39 минут, установившей новый рекорд и впервые превысившей один год пребывания в космосе.
28 октября 1992 года НАСА объявило, что опытный космонавт полетит на борту космического корабля "Шаттл" STS-60 . Титов был одним из двух кандидатов, выдвинутых Российским космическим агентством для подготовки специалистов по полетам в Космическом центре имени Джонсона . В апреле 1993 года он был назначен дублирующим специалистом по полету Сергея Крикалева , который летал на STS-60, первом совместном американо-российском полете космического корабля "Шаттл" (с 3 по 11 февраля 1994 года). В сентябре 1993 года Титов был выбран для полета на СТС-63, а Крикалев тренировался в качестве его дублера.
Со 2 по 11 февраля 1995 года Титов был специалистом полета на борту космического корабля " Дискавери" на STS-63, первом полете новой совместной российско-американской космической программы. Основные моменты миссии включали встречу с российской космической станцией «Мир», работу Spacehab , а также развертывание и возвращение «Спартанца-204». Завершив эту миссию, он провел в космосе еще 8 дней, 6 часов и 29 минут.
Титов входил в состав экипажа STS-86 «Атлантис» (с 25 сентября по 6 октября 1997 г.), седьмой миссии НАСА по сближению и стыковке с российской космической станцией «Мир». Основные моменты включали обмен американскими членами экипажа Майка Фоула и Дэвида Вольфа , передачу на Мир 10 400 фунтов научных и логистических материалов, а также возвращение экспериментального оборудования и результатов на Землю. Владимир Титов и Скотт Паразински совершили выход в открытый космос продолжительностью 5 часов и 1 минуту, во время которого они извлекли четыре эксперимента, впервые развернутых на Мире во время стыковочной миссии STS-86, привязали крышку солнечной батареи для использования в будущем выходе в открытый космос Мира, чтобы закрыть любую обнаруженную дыру. в корпусе поврежденного модуля «Спектр» и оценил распространенные инструменты для выхода в открытый космос, которые могут использоваться астронавтами в скафандрах российского или американского производства. Миссия совершена на 169 витках за 10 дней, 19 часов, 21 минуту.
Титов ушел из ВВС и Российского космического агентства в 1998 году. В 1998 году он стал директором по космосу и коммуникациям компании Boeing в Москве , России и Содружестве Независимых Государств . В настоящее время он занимает должность генерального директора по российским операциям компании «Эскалибур Алмаз» . [1]
Награды и почести
[ редактировать ]- Герой Советского Союза ;
- Летчик-космонавт СССР ;
- Два ордена Ленина (1983, 1988);
- Орден Красной Звезды ;
- Медаль «За заслуги в освоении космоса» (Российская Федерация).
Иностранные награды:
- Командор Ордена Почетного легиона (Франция);
- Орден Георгия Димитрова (Народная Республика Болгария);
- Орден Стара Планина (Народная Республика Болгария);
- Орден «Солнце Свободы» (Афганистан);
- Две медали НАСА за космические полеты (США).
В 1990 году Титов и Муса Манаров были награждены премией Хармона США — первыми советскими гражданами, получившими эту награду, — в знак признания их мирового рекорда выносливости.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «ЭскалибурАлмаз» . Архивировано из оригинала 21 августа 2009 г. Проверено 3 октября 2009 г.
Источники
[ редактировать ]- 1947 рождений
- Живые люди
- Люди из Забайкальского Края
- Люди Боинга
- Герои Советского Союза
- Кавалеры ордена Ленина
- Командоры Почетного легиона
- Обладатели Хармон Трофи
- Офицеры ВВС России
- Российские космонавты
- Офицеры советских ВВС
- Советские космонавты
- Лауреаты медали «За заслуги в освоении космоса».
- Астронавты программы "Спейс шаттл"
- Выходцы в открытый космос
- Члены экипажа Мира