Soyuz abort modes

В случае катастрофического отказа космический корабль «Союз» имеет ряд автоматических и полуавтоматических режимов аварийного спасения (рус. Система аварийного спасения (САС)) (дословно — Система аварийного спасения (SER)) для спасения экипажа. Системы аварийного прерывания были усовершенствованы с момента первых пилотируемых полетов, и ожидается, что все сценарии аварийного прерывания корабля «Союз МС» будут жизнеспособными для экипажа. [ 1 ]
Запустить режимы отмены
[ редактировать ]Системы прерывания «Союза» особенно сложны из-за модульной конструкции корабля; только средний спускаемый модуль предназначен для выживания при входе в атмосферу, поэтому в случае чрезвычайной ситуации орбитальный модуль и спускаемый модуль должны быть разделены вместе (иногда с присоединенным служебным модулем), прежде чем спускаемый модуль можно будет отделить и сориентироваться для входа в атмосферу. Другие советские космические корабли, такие как ТКС , пытались решить эту проблему аналогичной модульной конструкцией с люком через теплозащитный экран. [ 2 ] Модульная конструкция также означает, что капсула «Союза» находится внутри обтекателя полезной нагрузки на протяжении большей части полета, и снятие обтекателя без столкновения в чрезвычайной ситуации было еще одной сложной проблемой, которую необходимо было решить. [ 3 ]
Сбрасываемая головная секция аварийного выхода
[ редактировать ]
Основной системой прерывания полета, используемой на ранних этапах полета, является сбрасываемая секция аварийной эвакуации, известная под русской аббревиатурой OGB SAS или просто SAS. Это система аварийного спасения, разработанная коллективом ОКБ-1 под Сергея Королева . руководством [ 3 ] Основная САС представляет собой одиночный твердотопливный ракетный ускоритель с несколькими соплами управления ориентацией, размещенный на верхней части капсулы корабля «Союз». [ 4 ]
SAS может использоваться для отделения капсулы «Союз» от ракеты-носителя примерно через две с половиной минуты полета с двигателем. Система эвакуации при запуске может активироваться бортовыми компьютерами или по радиосвязи наземных экипажей. Бортовые компьютеры используют инструменты для обнаружения нескольких возможных неисправностей, включая преждевременное отделение ступеней, потерю давления в камерах сгорания и потерю управления ракетой-носителем. [ 3 ] После срабатывания распорки раскрываются, чтобы прикрепить спускаемый модуль к орбитальному модулю до тех пор, пока аварийные двигатели не сгорят и не будут выброшены за борт. После этого спускаемый модуль отделяется, сбрасывается его теплозащита и раскрываются парашюты. [ 1 ]
Начиная с испытательного проекта «Аполлон-Союз» , космический корабль «Союз» также имеет дополнительный комплект из четырех ракетных двигателей в верхней части обтекателя, которые могут отводить спасательную головную часть от ракеты в период между сбросом SAS в точке T +. 115 с до раскрытия обтекателя на Т+157. В отличие от SAS, эти ракеты лишь отодвигают спасательную головную часть на небольшое расстояние от ракеты, поскольку на этих высотах достаточно времени для развертывания системы приземления. [ 4 ]
Другие процедуры прерывания
[ редактировать ]В ранних моделях «Союза» было два режима прерывания по времени: от выброса системы аварийного спуска до выхода на орбиту. Один предусматривал отделение только двух верхних модулей и управляемый спуск и мог быть инициирован примерно до Т+522, другой отделял все три и проводил баллистический спуск после Т+522. [ 4 ]
В отличие от космического корабля «Шаттл» , «Союз» не может выйти на орбиту, поскольку его третья ступень имеет только один двигатель и не имеет резервного топлива, необходимого для выхода на орбиту с уменьшенной тягой на более низкой ступени. [ 4 ]
Надежность
[ редактировать ]Анализ общей надежности капсулы «Союз» был опубликован в годы, предшествовавшие выводу из эксплуатации космического корабля «Шаттл» в 2010 году, лицами из АО «НАСА» и корпорации ARES . В отчете сделан вывод, что нынешняя капсула «Союз» с экипажем совершила недостаточно полетов, чтобы надежно измерить вероятность потери миссии, но что общая история программы показывает, что она работала примерно так же надежно, как и другие современные системы, и что, хотя число могло быть улучшено, значительное повышение надежности было невозможно при нынешних технологиях. [ 5 ]
После неисправности в центральной камере тяги системы аварийного спасения, когда она регулярно выбрасывалась во время запуска корабля «Союз ТМА-15» ) выразили обеспокоенность в 2009 году, официальные лица НАСА и российских организаций (включая ЦНИИ машиностроения по поводу контроля качества. и надежность аварийных систем корабля «Союз». [ 6 ]
Soyuz abort history
[ редактировать ]На «Союзе» произошло три прерывания запуска и одна остановка на орбите. Все члены экипажа пережили аварийные ситуации.
Запуск прерывается
[ редактировать ]Дата запуска | Миссия | Причина неудачи |
---|---|---|
5 апреля 1975 г. | Soyuz 18a | Разделение второй ступени не удалось до зажигания третьей ступени. Компьютер управления полетом обнаружил отклонение траектории и инициировал автоматическое прерывание. Поскольку аварийная башня уже была сброшена, для прерывания были использованы двигатели служебного модуля. [ 7 ] |
26 сентября 1983 г. | Soyuz T-10-1 | Ракета загорелась на площадке. Сработала система аварийного спасения, высвободившая космический корабль за две секунды до взрыва ракеты. На сегодняшний день это единственное успешное прерывание полета на стартовой площадке с экипажем . [ 8 ] |
11 октября 2018 г. | Soyuz MS-10 | На этапе запуска ракеты «Союз-ФГ» произошла аномалия: один из ускорителей попал в активную ступень и повредил вторую ступень. Система эвакуации при запуске вытащила космический корабль из ракеты. [ 9 ] |
Прерывание на орбите
[ редактировать ]Дата запуска | Миссия | Причина неудачи |
---|---|---|
10 апреля 1979 г. | Soyuz 33 | У корабля «Союз-33» отказал главный двигатель. После рассмотрения наземными экипажами миссия была прервана путем запуска резервных двигателей и начала баллистического входа в атмосферу. [ 10 ] |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Союз МС – Космические корабли и спутники» . spaceflight101.com . Проверено 1 ноября 2018 г.
- ^ «Союз» . www.astronautix.com. Архивировано из оригинала 20 августа 2016 года . Проверено 15 октября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с Зак, Анатолий. «Система аварийного покидания корабля «Союз» . www.russianspaceweb.com . Проверено 7 мая 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д Холл, Рекс; Шейлер, Дэвид Дж. (2003). Союз: универсальный космический корабль . Чичестер, Великобритания: Praxis Publishing Ltd., с. 70. ИСБН 1-85233-657-9 .
- ^ Лутомски, Майкл Г.; Фарнхэм II, Стивен Дж.; Грант, Уоррен К. (январь 2010 г.). Оценка надежности полета космического корабля «Союз» (PDF) (Отчет). п. 3. Архивировано (PDF) оригинала 5 февраля 2022 г. Проверено 7 мая 2016 г.
- ^ Оберг, Джеймс (31 марта 2010 г.). «Русские сообщают о неполадках в системе космической безопасности» . msnbc.com . Новости Эн-Би-Си. Архивировано из оригинала 29 декабря 2013 года . Проверено 7 мая 2016 г.
- ^ Шейлер, Дэвид (2000). Катастрофы и происшествия в пилотируемом космическом полете . Спрингер Праксис. п. 159. ИСБН 1-85233-225-5 .
- ^ «Краткая история космических катастроф» . Новости транспортного бизнеса Джейн . 3 февраля 2003 г. Архивировано из оригинала 4 февраля 2003 г. Проверено 20 октября 2007 г.
- ^ Боднер, Мэтью (12 октября 2018 г.). «Исследователи «Союза» оттачивают отделку ракеты-носителя и обещают сделать выводы 20 октября» . Космические новости .
- ^ Ньюкирк, Деннис (1990). Альманах советских пилотируемых космических полетов . Хьюстон, Техас: Издательство Gulf Publishing. ISBN 0-87201-848-2 .