S5.80
Страна происхождения | СССР |
---|---|
Дата | 1977-1986 |
Первый полет | 1986-05-21 ( Soyuz TM-1 ) |
Дизайнер | ООН-2 , Антон Тавзарачвили |
Приложение | Главная двигательная установка космического корабля |
Предшественник | 11Д426 |
Статус | В производстве |
Жидкотопливный двигатель | |
Порох | N 2 O 4 / НДМГ |
Соотношение смеси | 1.85 |
Цикл | подача под давлением |
Конфигурация | |
Камера | 1 |
Соотношение сопел | 153.8 |
Производительность | |
Тяга, вакуум | 2,95 кН (660 фунтов силы) |
в камере Давление | 0,88 МПа (128 фунтов на квадратный дюйм) |
Удельный импульс , вакуум | 302 с (2,96 км/с) |
Время горения | 890 секунд |
Перезапускает | 30 |
Диапазон подвеса | ±5° |
Размеры | |
Длина | 1,2 м (47 дюймов) |
Диаметр | 2,1 м (83 дюйма) |
Сухая масса | 310 кг (680 фунтов) |
Используется в | |
«Союз» времен «Союза-ТМ» и «Прогресс» времен «Прогресс-М» | |
Ссылки | |
Ссылки | [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] |
S5.80 сжигающий представляет собой с жидкостным питанием под давлением, ракетный двигатель N 2 O 4 / НДМГ , с коэффициентом O/F 1,85. Он используется для двигательной установки космических кораблей, предназначенных для экипажа . В настоящее время он используется в «Союз-ТМА-М» двигательном модуле космического корабля КТДУ-80 , а его родной брат — ракетный двигатель С5.79 — до сих пор используется в качестве основной двигательной установки «Звезда» модуля МКС . S5.80 создает тягу 2,95 кН (660 фунтов силы) при давлении в камере 0,88 МПа (128 фунтов на квадратный дюйм) и расширении сопла 153,8, что позволяет ему достигать удельного импульса 302 с (2,96 км/с). Он рассчитан на 30 пусков с общим временем стрельбы 890 секунд. Двигатель без системы наддува и топливных баков весит 310 кг (680 фунтов) и представляет собой интегрированный блок длиной 1,2 м (47 дюймов) и диаметром 2,1 м (83 дюйма). [ 4 ]
Версии
[ редактировать ]Этот двигатель с некоторыми вариациями использовался в российской пилотируемой космической программе со времен « Салюта-6» в советские времена. Три основные версии:
- 11Д426 : используемый в качестве основного двигателя коррекции орбиты корабля «Союз-Т», он был частью интегрированного двигательного модуля КТДУ-426 , который был большим новшеством, представленным в этой серии. [ 5 ] Это позволило использовать меньшее количество двигателей, повысить надежность и снизить массу корабля за счет использования двухниточной дублированной системы наддува и подачи топлива для главной двигательной установки и системы управления реакцией . Поскольку последний можно было использовать для схода космического корабля с орбиты, он устранял необходимость в резервном двигателе орбитальной коррекции, подобном КТДУ-35 . [ 1 ] [ 3 ] [ 6 ]
- С5.79 (также известный как КРД-79 ): Двигательный модуль коррекции орбиты станций ДОС второго поколения , космических станций «Салют-6» и «Салют-7» , основного модуля «Мир» и «Звезда» модуля МКС . Он разработан КБ ХИММАШ по заданию РКК "Энергия" на основе проекта 11Д426. Он имеет увеличенный срок службы и возможности перезапуска и предлагается в одном компактном блоке. На каждой станции имеется по два таких двигателя. [ 1 ] [ 7 ]
- С5.80 : эволюция 11Д426 и С5.79, он используется в двигательном модуле КТДУ-80 , который был основным компонентом всех кораблей «Союз» со времен « Союза-ТМ» и «Прогресса» со времен « Прогресса-М» . У него немного уменьшена тяга, но улучшен удельный импульс, а также увеличен ресурс двигателя по сравнению с 11Д426. [ 1 ] [ 3 ] [ 8 ]
Двигатель (СКД) | 11Д426 | S5.79 | S5.80 |
---|---|---|---|
Двигательный модуль | КТДУ-426 | КРД-79 | КТДУ-80 |
Разработка | 1968–1974 | 1968-1977 | 1977–1986 |
Тип двигателя | с жидкостным питанием под давлением Ракетный двигатель | ||
Модуль | интегрированная космического корабля система двигательной установки, наддува и ориентации | главный двигатель | интегрированная система двигательной установки, наддува и ориентации космического корабля |
Порох | N 2 O 4 / НДМГ с соотношением O/F 1,85. | ||
Тяга (СКД) | 3,09 кН (690 фунтов силы) | 3,09 кН (690 фунтов силы) | 2,95 кН (660 фунтов силы) |
провайдер | 292 с (2,86 км/с) | 293,7 с (2880 км/с) | 302 с (2,96 км/с) |
Давление в камере | 0,88 МПа (128 фунтов на квадратный дюйм) | 1,75 МПа (254 фунта на квадратный дюйм) | 0,88 МПа (128 фунтов на квадратный дюйм) |
Сопло | 1 | 1 | 1 |
Коэффициент расширения | 153.8 | ||
Время горения | 570-е | 2700-е годы | 890-е годы |
Зажигание | 40 | 70 | 30 |
Масса | 270 кг (600 фунтов) | 38,5 кг (85 фунтов) | 310 кг (680 фунтов) |
Длина | 1200 мм (47 дюймов) | 840 мм (33 дюйма) | 1204 мм (47,4 дюйма) |
Диаметр | 2100 мм (83 дюйма) | 550 мм (22 дюйма) | 2100 мм (83 дюйма) |
Использование | Soyuz-T | Salyut-6 , Salyut-7 , Mir Core Module , Zvezda | Soyuz-TM Soyuz-TM Soyuz-TMA Soyuz-TMA-M Progress-M Pirs Poisk |
Ссылки | [ 1 ] [ 2 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и "Двигатели 1944-2000: Авиационные, Ракетные, Морские, Промышленные" [Aviadvigatel 1944-2000: Aviation, rocketry, naval and industry] (PDF) (in Russian). pp. 75–81 . Retrieved 2015-07-25 .
- ^ Jump up to: а б Брюгге, Норберт. «Космические двигательные блоки (КДУ) КБ Исаева (ныне Химмаш)» . B14643.de. Архивировано из оригинала 2 июня 2015 г. Проверено 2 июня 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с Пилле, Николя. «Движительная установка космического корабля «Союз» (на французском языке). Космонавтика.com . Проверено 14 июля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б RKK Energia (June 1999). "3.17. Комбинированная Двигательная Установка (КДУ) (Combined Propulsion System)". Soyuz Crew Operations Manual (SoyCOM) (ROP-19) Final . pp. 122–129 – via NASASpaceFlight.com.
- ^ Черток, Борис (май 2009 г.). «Глава 18 — Рождение Союзов». Ракеты и люди Том. 3 — Жаркие дни холодной войны (PDF) . Том. 3 (НАСА SP-2006-4110). НАСА . п. 562. ИСБН 978-0-16-081733-5 . Проверено 15 июля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «КДУ-426» . Энциклопедия космонавтики. Архивировано из оригинала 23 мая 2002 года . Проверено 25 июля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «КРД-79» . Энциклопедия космонавтики. Архивировано из оригинала 27 июня 2002 года . Проверено 25 июля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «КТДУ-80» . Энциклопедия космонавтики. Архивировано из оригинала 25 июня 2002 года . Проверено 25 июля 2015 г.
- ^ "Основные двигатели разработки КБХМ" [The main engines produced by KbKhA] (in Russian) . Retrieved 2015-07-25 .
- ^ Макдауэлл, Джонатан. «5.2: Российские двигатели» . Репортаж Джонатана Спейса . Проверено 25 июля 2015 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Официальная страница КБ ХИММАШ (на русском языке). Архивировано 20 марта 2016 г. на Wayback Machine.