KTDU-80
![]() Soyuz TM-32, выходящая из МКС с закрытой крышкой SKD сопла. | |
Страна происхождения | Россия |
---|---|
Производитель | KB Khimmash |
Предшественник | KTDU-35 |
Статус | В производстве |
Жидкий топливный двигатель | |
Пропеллент | N 2 O 4 / UDMH |
Цикл | Давление |
Производительность | |
Толкать | 2,95 кН |
камеры Давление | 880 кПа |
Конкретный импульс | 302 с |
Время сжигания | 890 с |
Диапазон карда | 5 |
Размеры | |
Длина | 1,2 м |
Диаметр | 2,1 млн |
Используется в | |
Soyuz |
Ktdu 80 ( русский : KORREKTIRUSHE-TORMOзNANARANANANANANVERANVENANANOUNOWNOWNOWNOWNANANANANANANANANANANANANANANANANANVER, КТДУ семейством интегрированной системы движений является последним , ) - . Он интегрирует основное движение, RCS и контроль подхода в одну систему давления, подаваемое в результате общей двойной строки избыточной подставки для пропеллента. Обычным топливом является UDMH и N 2 O 4 , а основной мощностью является основной двигатель S5.80 . Он генерирует 2,95 кН (660 фунтов) тяги с давлением камеры 880 кПа (128 фунтов на квадратный дюйм) и расширением сопла 153,8, что позволяет ему достичь определенного импульса 302 с (2,96 км/с). Он рассчитан на 30 стартов с общим временем стрельбы 890 секунд. Интегрированная система без давления или резервуаров весит 310 кг (680 фунтов); Он длиной 1,2 м (47 дюймов) диаметром 2,1 м (83 дюйма). [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
Описание
[ редактировать ]Система KTDU-80 интегрирует двойную строку избыточную систему топлива и давления, основную двигательную систему ( SKD ), RCS ( DPO-B ) и систему управления отношением ( DPO-M ). Все элементы двигателя - это подавающие давление, ракетные двигатели, сжигающие UDMH и N 2 O 4 с общим запасом подчеркиваемого топлива. [ 1 ] Механически, KTDU-80 разделен в двух разделах:
- Основная единица (BB) ( русский : Ббб, Байвл Блок ): это основное движение и включает в себя всю систему давления и хранения топлива. Он подразделяется на три подсистемы:
- Пневматическая система давления : это система, которая поддерживает все резервуары и линии под давлением и гарантирует правильное рабочее давление в хранении и подсистемах движения. Учитывая использование двигателей с давлением , эта подсистема имеет решающее значение, и сбой может означать, что экипаж застрял в космосе.
- Система снабжения топлива : IT, которая обеспечивает поставку топлива на орбитальные двигатели маневра. Включает в себя хранение и распределение топлива.
- Orbital Maneuver Engine (SKD) ( Russian : ББ, Сближающе-корректирующий двигатель (СКД) ):
- Berthing/Attitude Control Thruster Subsystem (DPO) ( Russian : ДПО, Подсистема двигателей причаливания и ориентации ): It is reaction and attitude control system. It is composed of two subsystems:
- Избыточная подсистема снабжения.
- Бернисты / контрольные двигатели с приводом / отношением (DPO) ( русский : DPO, Dvigatels Talk and Orientation ): все это двигатели, используемые для управления движениями отношения и перевода. У него есть два разных набора двигателей:
Каждая подсистема описана в следующих разделах. [ 1 ]
Пневматическая система давления
[ редактировать ]Система пневматического давления имеет три основные функции:
- Хранение высокого давления он газ.
- Поставка эксплуатационного давления для топлива ullage.
- Поставка рабочего давления для приведения в действие пневматических активированных клапанов основной движитель (SKD).
Система имеет четыре сферических газовых бака давления в двух отделенных цепях. Каждая цепь соединяет два резервуара и имеет свой индивидуальный преобразователь давления, клапаны, регулятор давления и электрические клапаны. Схемы разделены двумя клапанами с приглашением , которые позволяют делиться обеими целями, использовать одну или использовать обе системы независимо. Гелий изначально хранится в 34,32 МПа (4978 фунтов на квадратный дюйм) и регулируется до 1,75 МПа (254 фунтов на квадратный дюйм), с максимальным давлением 2,15 МПа (312 фунтов на квадратный дюйм) и минимум 1,37 МПа (199 фунтов на квадратный дюйм), который является минимальным необходимым Давление для активации пневматических клапанов SKD. [ 1 ]
Пропеллент
[ редактировать ]Функция подсистемы снабжения топлива должна гарантировать поставку топлива в рамках необходимых рабочих параметров двигателей. Он использует два резервуара топлива и два окислителя в двух отдельных цепях. Он разделен на три схемы подачи топлива:
- Схема основной движения (SKD): она поставляет SKD (Mail Main80) через серию пневматических клапанов через две избыточные линии.
- Первая схема DPO: она поставляет все двигатели с высокой тягой (первоначально 14 DPO-B, позже 16) и половину от двигателей с низкой тягой (шесть DPO-M) через линию, контролируемую электрогидравлическими клапанами.
- Вторая схема DPO: он поставляет топливо в другую половину (шесть DPO-M) от двигателей с низким уровнем тяги, также через электрогидравлические клапаны.
Первые и вторые цепи DPO соединены через электрогидравлические клапаны, которые позволяют переносить пропеллент между линией в случае сбоя одной схемы давления или хранения топлива. Таким образом, система имеет двойные и избыточные схемы на всех этапах. Общая нагрузка на топливо может варьироваться от 440 кг (970 фунтов) до 892 кг (1967 фунтов). [ 1 ]
Основное движение (SKD)
[ редактировать ]Его основная мощность двигателя использует один S5.80 основной двигатель ( SKD ). Он монтируется на электромеханически приводящемся взобле , который позволяет ему вращаться ± 5 ° на шаг и рысках. У него также есть электроманически воодушевляемая крышка двигателя, которая займет 15 секунд, чтобы открыть и 25 секунд, чтобы закрыть. Все запасы топлива имеют избыточные схемы. [ 1 ] S5.80 генерирует 2,95 кН (660 фунтов) тяги с давлением камеры 0,88 МПа (128 фунтов на квадратный дюйм) и расширением сопла 153,8, что позволяет ему достичь определенного импульса 302 с (2,96 км/с). Он рассчитан на 30 стартов с общим временем стрельбы 890 секунд. [ 3 ]
Бернинг/отношение контролируют (DPO)
[ редактировать ]Подсистема управления приютом и отношением к двум типам двигателей:
- Высокая тяга DPO-B ( русский : дпо-б ): оригинальный KTDU-426 использовал 11D428 (обозначение производителя RDMT-135 ). KTDU-80 первоначально использовал 11D428A , более поздняя версия использует повышенную эффективность 11D428A-16 . Все версии были предоставлены Niimash . Поскольку оригинальный KTDU-426 до Soyuz TMA-4 KTDU использовал 14 DPO-B. Поскольку Soyuz TMA-5 и все Soyuz-TMA-M использовали 16 DPO-B. Они могут быть использованы для стыковки и непредвзятых маневров, для управления отношением и, в случае сбоя основного двигателя SKD, для ожога де-орбита. При использовании в этой функции они называются DPO-BT ( русский : дпо-бт ). [ 1 ] 11D428A-16 генерирует 129,16 Н (29,04 фунта) тяги с давлением на входе 1,76 МПа (255 фунтов на квадратный дюйм) и достигает конкретного импульса 291 с (2,85 км/с). Он рассчитан на 500 000 зажиганий с общей максимальной продолжительностью сжигания 2000 секунд. [ 4 ]
- Низкая тяга DPO-M ( русский : дпо-мо ): KTDU-426 использовал 11D427 , а KTDU-80 первоначально использовал улучшенные 11D427M , но более поздние версии изменились на S5.142 (имя производителя DST-25 ). DPO-M может использоваться только для управления отношением. [ 1 ] S5.142 генерирует 25 N (5,6 фунта) тяги с давлением камеры 0,8 МПа (120 фунтов на квадратный дюйм) и достигает специфического импульса 285 с (2,79 км/с). Он рассчитан на 300 000 зажиганий с общим временем стрельбы в 25 000 секунд. [ 5 ]
История
[ редактировать ]Первоначальный союз имел отдельную систему орбитальной коррекции ( KTDU-35 ) от своей системы ориентации. Последняя, интегрированная система управления реакцией , называемая DPO , и систему управления отношением , называемая DO . У KTDU-35 был основной двигатель коррекции орбиты SKD , S5.60 и двигатель резервной орбитальной коррекции DKD , S5.35 . Эти двое были двигателями генератора газа, сжигающими UDMH и AK27I . DPO и DO TRUSTERS, с другой стороны, были монопропеллельными ракетами, получавшими давление , которые использовали каталитическое разложение H 2 O 2 для получения тяги. Наличие таких разнородных систем с различными циклами, топливами и системами подачи добавляло режимы отказа и требуется тяжелое резервное оборудование, например, резервный двигатель De-Orbit, S5.35. [ 4 ]
Для Soyuz-T (первый полет в 1979 году) Isayev OKB -2 разработал для TSKBEM интегрированная движущая система, KTDU-426 . Одним из преимуществ этой системы является то, что, поскольку DPO может быть использован в качестве резервной копии основной движения для коррекции орбиты и маневра де-орбита, не было необходимости добавлять резервную основную двигатель (DKD S5.35 в предыдущей системе). Но что еще более важно, они могли бы реализовать более обширную избыточность, сохраняя массу системы. И, переключая все двигатели на один и тот же пропеллент, все резервы могут быть более консолидирующим снижением массы. Они также переключились на более эффективный и искательный топливо UDMH и N 2 O 4 , что улучшило производительность. [ 6 ] Система управления капсул -капсулой повторного входа, все еще использует каталитическое разложение H 2 O 2 , но это совершенно отдельная система.
Для этой версии KTDU они использовали цикл FED давления для всех ракетных двигателей и консолидированных пропеллентов в комбинации UDMH/N 2 O 4 , которая дает превосходную плотность и конкретный импульс и может храниться в течение многих лет в космосе. Для двигателя орбитальной коррекции (SKD) они разработали 11d426 . Что, хотя и менее мощно, чем S5.60 (3,09 кН (690 фунтов) против 4,09 кН (920 фунтов)), это повысило эффективность с удельным импульсом 292 секунды (S5.60 имел 278 с). [ 7 ] Кроме того, переход на цикл FED давления исключил использование турбозсков и связанных с ним проблем с затратами и надежностью. И это также позволило сократить минимальное время ожога и переходные процессы двигателя, так как не было запуска турбины и закрытия гистерезиса. [ 8 ]
Для новых и улучшенных RCS с высокой тягой (DPO-B), известного как 11D428 , они сохранили использование 14 двигателей, но вместо монопропелланта H 2 O 2 они использовали тот же цикл и пропеллент, что и SKD 11D426. Они также увеличивают тягу с предыдущих 98 Н (22 фунта) до 137,2 Н (30,8 фунта). Это позволило DPO-B действовать в качестве резервного двигателя для маневра де-орбита, который устранял необходимость в резервном двигателе De-Orbit (DKD), что еще больше упростило систему. Для системы управления контролем с низким уровнем тяги (DPO-M) они использовали новый 11D427. Количество двигателей было увеличено с 8 до 12, а тяга увеличилась с 14,7 Н (3,3 фунта) до 24,5 Н (5,5 фунта). [ 7 ] [ 8 ]
Внедрение Soyuz-TM в 1986 году показало новую пересмотр движущей силы, KTDU-80 . Это был эволюционный пересмотр системы KTDU-426, скорее и революционный переход, как тот, который сделал из KTDU-35. Подсистема снабжения пропеллета переключилась на металлические диафрагмы для давления в резервуаре. Главный двигатель SKD был изменен на новый S5.80 . Несмотря на то, что он немного менее мощный, чем 11d426 с 2,95 кН (660 фунтов), удельный импульс увеличился до 302 с (2,96 км/с), а общее время сжигания увеличилось с 570 секунд до 890 . Повышенная версия 11D427, которая увеличила тягу до 26,5 Н (6,0 фунта). Но из-за проблем с производством, они были позже изменены ( Soyuz TM-23 ) на S5.142 (название производителя DST-25 ). [ 5 ] Поскольку S5.142 не имеет датчика давления в ее основной камере сгорания, авионика должна была быть изменена. С другой стороны, это изменение позволило DPO-B удержать PAO подальше от капсулы повторного входа после разделения. [ 8 ]
Система DPO-B High Thrust изначально сохранила 11D428A , используемой на KTDU-426. Поскольку DPO-B также выступает в качестве резервного двигателя для основного SKD, они всегда должны держать резерв топлива в случае сбоя SKD, который является мертвым весом. Таким образом, проект по разработке более эффективной версии, 11D428A-16 был запущен в 1993 году. Во время серии рейсов ( M-36 , M-37 и M-38 ) Progress-M вылетел с частичным набором 11D428A-16. По ходу M-39 он летал с полным набором 11d428a-16, и, наконец, Soyuz TM-28 ознаменовал дебют перехода на 11d428a-16 для Crewed Craft, что означало сохранение 30 кг (66 фунтов). [ 8 ]
Международный опыт космической станции принесли некоторые дальнейшие изменения. Опыт показал, что во время операций стыковки только два DPO-B были доступны для операций с прерыванием. Таким образом, 23 октября 2002 года проект был официально начал добавлять два дополнительных DPO-B, что привело к общему количеству двигателей DPO с высокой тягой до 16. Soyuz TMA-5 был первым космическим кораблем, который летал с этой новой конфигурацией. С Soyuz TMA-11M дебютировал новую аранжировку DPO-B Trusters. Но это специфическая конфигурация космического корабля и не означает каких-либо изменений в KTDU-80 как таковой. [ 8 ]
Новые космические корабля Soyuz-MS и Progress-MS имеют эволюцию KTDU-80. Теперь все 28 двигателей-высокая тяга DPO-B, расположенная в 14 пар. Каждая цепь пищи обрабатывает 14 DPO-B, причем каждый элемент каждой пары подруга подается различной схемой. Это обеспечивает полную достойку неисправности для сбоя двигателя или схемы пропеллента. [ 9 ] [ 10 ]
Версии
[ редактировать ]У этого двигателя было два основных вариация:
- KTDU-426 ( GRAU INDEX 11D426 ): это была оригинальная версия, разработанная для Soyuz-T , которая заменила KTDU-35 предыдущего поколения Soyuz . [ 11 ] Он интегрировался в единицу KTDU, систему управления реакцией (DPO), управление отношением (DO) и основное движение (SKD и DKD) в одну систему. Новое расположение позволило использовать DPO в качестве резервного копирования для двигателя де-орбита, и, таким образом, DKD был устранен. SKD использовал новый 11d426 , что, хотя у него было меньше тяги, у него был лучший специфический импульс и, таким образом, уменьшая общую массу. Те же элементы были использованы на двигателе космической станции S5.79 . [ 8 ] [ 12 ]
- KTDU-80 : разработанный между 1968 и 1974 годами для Soyuz-TM , он все еще используется с небольшими изменениями на Soyuz-TMA-M . Для резервуаров они переключились на металлическую диафрагму для давления. [ 13 ] Основной двигатель SKD был изменен на более эффективный S5.80 . Первоначально они использовали улучшение 11d427m для DPO-M, но с помощью Soyuz TM-23 они переключили модели на S5.142 по соображениям производства. Первоначально 11d428a использовался в качестве DPO-B. Но был изменен на 11d428a-16, чтобы уменьшить мертвый вес. Со времен Soyuz TMA-5 были добавлены два дополнительных DPO-B, чтобы удвоить тягу в случае прерывания во время маневров стыковки. [ 8 ] [ 14 ]
- KTDU-80 (Soyuz MS) : Хотя по состоянию на июнь 2016 года неизвестно, все еще называется KTDU-80, версия Soyuz-MS и Progress-MS-MS заменила все DPO-M на DPO-B, И теперь схемы подачи давления и топлива полностью симметричны с 14 DPO-B каждый. [ 9 ]
Смотрите также
[ редактировать ]- S5.80 - Основной двигатель двигателя (SKD).
- 11d428a - Система управления реакцией высокого тяга (DPO -B).
- S5.142 - Последняя система управления реакцией.
- KTDU -35 - предыдущая версия двигательной системы Soyuz.
- KB Khimmash - разработчик и производитель KTDU.
- Ниимаш -разработчик DPO-M 11d428a-16.
- Союз (космический корабль) - семейство космических кораблей, которые интегрированы с этой системой.
- Soyuz-T -Soyuz версия, которая использовала KTDU-426.
- Soyuz-TM -Soyuz версия, которая открыла KTDU-80.
- Soyuz-MS -версия Soyuz с значительно другим KTDU-80.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час RKK Energia (June 1999). "3.17. Комбинированная Двигательная Установка (КДУ) (Combined Propulsion System)". Soyuz Crew Operations Manual (SoyCOM) (ROP-19) Final . pp. 122–129.
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помощь ) - ^ Брюгге, Норберт. «Комплекс-пропульсионные блоки (KDU) из дизайнерского бюро Исаева (ныне Химмаш)» . B14643.de. Архивировано с оригинала 2015-06-02 . Получено 2015-06-02 .
- ^ Jump up to: а беременный "Двигатели 1944-2000: Аавиационные, Ракетные, Морские, Промышленные" [Aviadvigatel 19442-2000: Aviation, rocketry, naval and industry] (PDF) (in Russian). pp. 75–81 . Retrieved 2015-07-25 .
- ^ Jump up to: а беременный «Бипропеллянт с низким уровнем тяги 11d428a» (PDF) . Ниимаш . 2009 Получено 5 мая 2023 года .
- ^ Jump up to: а беременный « ЖrdMT oT 0,5 к.Д. 250 кгс». KB Khimmash . Архивировано из оригинала 23 апреля 2013 года.
- ^ Черток, Борис (май 2009 г.). «Глава 18 - Рождение Союзо». Ракеты и люди Vol. 3 - жаркие дни холодной войны (PDF) . Тол. 3 (НАСА SP-2006-4110). НАСА . п. 562. ISBN 978-0-16-081733-5 Полем Получено 2015-07-15 .
- ^ Jump up to: а беременный Ponomarenko, Alexander. "Основные двигатели разработки КБХМ" [The main engines produced by KBKhM] (in Russian) . Retrieved 2015-07-25 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин Пилдет, Николас. «Движильная система сосуда союза» [движущая сила космического корабля Союза] (по -французски). Kosmonavtika.com . Получено 2015-07-14 .
- ^ Jump up to: а беременный Зак, Анатолия (2016-07-08). «Система двигателя для космического корабля Soyuz MS» . Русская космическая сеть . Получено 2016-07-09 .
- ^ Роб Навиас (2016-07-08). Новый, улучшенный космический корабль Soyuz ( YouTube ). Космическая станция в прямом эфире. НАСА JSC . Получено 2016-07-09 .
- ^ "KDU-426" . Энциклопедия Астронавца. Архивировано из оригинала 23 мая 2002 года . Получено 2015-07-25 .
- ^ "KRD-79" . Энциклопедия Астронавца. Архивировано из оригинала 27 июня 2002 года . Получено 2015-07-25 .
- ^ "Ktdu-80" . Энциклопедия Астронавца. Архивировано из оригинала 25 июня 2002 года . Получено 2015-07-25 .
- ^ Макдауэлл, Джонатан. «5.2: русские двигатели» . Джонатан Космический отчет . Получено 2015-07-25 .