Jump to content

Монотопливная ракета

Ракета с монотопливом , (или « монохимическая ракета ») — это ракета используется одно химическое вещество в которой в качестве топлива . [1] Монотопливные ракеты обычно используются в качестве небольших ракет для управления ориентацией и траекторией на спутниках, верхних ступенях ракет, пилотируемых космических кораблях и космических самолетах. [2]

Монотопливные ракеты на основе химической реакции

[ редактировать ]

Простейшие монотопливные ракеты основаны на химическом разложении хранимого топлива после прохождения его через слой катализатора. [3] Мощность двигателя поступает от газа под высоким давлением, образующегося во время реакции разложения, что позволяет соплу ракеты ускорять газ для создания тяги.

Наиболее часто используемым монотопливом является гидразин ( N 2 H 4 , или H 2 N−NH 2 ), соединение, нестабильное в присутствии катализатора и являющееся также сильным восстановителем . Наиболее распространенным катализатором является гранулированный оксид алюминия (оксид алюминия, Al 2 O 3 ), покрытый иридием . Эти гранулы с покрытием обычно имеют торговую марку Aerojet S-405 (ранее производившуюся Shell ). [4] или WC Heraeus H-KC 12 GA (ранее производившийся Kali Chemie). [5] нет Воспламенителя с гидразином . Aerojet S-405 является самопроизвольным катализатором, то есть гидразин разлагается при контакте с катализатором. Разложение и приводит к образованию газа с является сильно экзотермическим температурой 1000 ° C (1830 ° F), который представляет собой смесь азота , водорода и аммиака . Основным ограничивающим фактором монотопливной ракеты является ее срок службы, который в основном зависит от срока службы катализатора. Катализатор может подвергаться каталитическому отравлению и каталитическому истиранию, что приводит к выходу катализатора из строя. Другим монотопливом является перекись водорода , которая при очистке до концентрации 90% и выше саморазлагается при высоких температурах или в присутствии катализатора.

Большинство монотопливных ракетных систем с химической реакцией состоят из топливного бака , обычно титановой или алюминиевой сферы, с контейнером из этилен-пропиленовой резины или поверхностного натяжения устройством управления топливом , заполненным топливом. Затем в бак нагнетается гелий или азот , который выталкивает топливо к двигателям. тарельчатому , а Из бака труба ведет к клапану затем в камеру разложения ракетного двигателя. Обычно спутник будет иметь не один двигатель, а от двух до двенадцати, каждый со своим клапаном.

Ракетные двигатели ориентации для спутников и космических зондов часто очень маленькие, диаметром 25 мм (0,98 дюйма) или около того , и устанавливаются группами, направленными в четырех направлениях (внутри плоскости).

Ракета запускается, когда компьютер посылает постоянный ток через небольшой электромагнит , который открывает тарельчатый клапан. Выстрел часто бывает очень коротким, несколько миллисекунд , и, если его производить на воздухе, он будет звучать как камешек, брошенный в металлический мусорный бак; если работать долго, раздается пронзительное шипение.

Монотопливо с химической реакцией не так эффективно, как некоторые другие технологии движения. Инженеры выбирают монотопливные системы, когда потребность в простоте и надежности перевешивает потребность в высоком импульсе. Если двигательная установка должна производить большую тягу или иметь высокий удельный импульс , как на главном двигателе межпланетного космического корабля, используются другие технологии.

Монотопливные двигатели на солнечной энергии

[ редактировать ]

Концепция создания на низкой околоземной орбите (НОО) складов топлива , которые можно было бы использовать в качестве промежуточных станций для остановки и дозаправки других космических кораблей на пути к миссиям за пределами НОО, предполагает, что отходы газообразного водорода — неизбежного побочного продукта длительного хранения жидкости Хранение водорода в радиационно-тепловой среде космоса — можно было бы использовать в качестве монотоплива в солнечно-тепловой двигательной установке. Отработанный водород будет продуктивно использоваться как для поддержания орбитальной станции, так и для управления ориентацией, а также для обеспечения ограниченного топлива и тяги для использования в орбитальных маневрах для лучшего сближения с другими космическими кораблями, которые будут приближаться для получения топлива из депо. [6]

Солнечно-тепловые монотопливные двигатели также являются неотъемлемой частью конструкции криогенной носителя ракеты- следующего поколения , предложенной американской компанией United Launch Alliance (ULA). Advanced Common Evolved Stage (ACES) задуман как более дешевый, более функциональный и более гибкий разгонный блок, который дополнит и, возможно, заменит существующие ULA Centaur и ULA Delta Cryogenic Second Stage разгонные блоки (DCSS). Опция ACES Integrated Vehicle Fluids исключает весь гидразин и гелий из космического корабля, который обычно используется для ориентации и удержания станции, и вместо этого зависит от солнечно-тепловых монотопливных двигателей, использующих отработанный водород. [7]

Лунный исследовательский аппарат с 18 монотопливными двигателями на перекиси водорода

Советские конструкторы начали экспериментировать с монотопливными ракетами еще в 1933 году. [8] Они полагали, что их монотопливные смеси четырехокиси азота с бензином или толуолом и керосином приведут к созданию в целом более простой системы; однако они столкнулись с проблемами, связанными с сильными взрывами с предварительно смешанным топливом и окислителем, служащим монотопливом, что заставило конструкторов отказаться от этого подхода. [8]

Хельмут Вальтер был немецким инженером, одним из первых пионеров монотопливных ракет, использующих в качестве топлива перекись водорода. [9] Хотя его первоначальная работа касалась подводных лодок, те же струи кислорода, вырабатываемые для сгорания в газовых турбинах, могли быть направлены через сопло для создания тяги. [9] Ракета, разработанная Вальтером, использовалась в немецком истребителе ME-163 в 1944 году и стала первым самолетом, преодолевшим скорость 1000 км/ч (635 миль в час). [9]  

После Второй мировой войны британцы продолжили эксперименты с монотопливом на основе перекиси водорода. [9] Они разработали ракету на перекиси водорода de Havilland Sprite , которая могла бы развивать тягу в 5000 фунтов силы за 16 секунд. Не предназначенная для космических полетов, ракета обеспечит возможность горячего и высокого взлета de Havilland Comet 1, первому коммерческому реактивному авиалайнеру. [9]

В Соединенных Штатах, когда НАСА начало изучать монотопливо в Лаборатории реактивного движения (JPL), свойства существующего топлива потребовали, чтобы двигатели были непрактично большими. [10] Добавление катализатора и топлива для предварительного нагрева сделало их более эффективными, но вызвало обеспокоенность по поводу безопасности и обращения с опасными топливами, такими как безводный гидразин . [10] Однако простота двигателей, спроектированных на основе ранних монотопливных двигателей, предлагала множество упрощений и впервые была испытана в 1959 году в ходе миссии Able-4 . [11] Это испытание позволило миссиям «Рейнджер» и «Маринер» использовать аналогичный двигатель для корректирующих маневров. [11] и в выводе на орбиту спутника Telstar , который Национальный музей авиации и космонавтики считает самым важным спутником связи в начале космической гонки. [12]

Разгонный блок Centaur III с 12 гидразиновыми монотопливными двигателями

В 1964 году НАСА начало использовать лунную исследовательскую машину для обучения астронавтов Аполлона пилотированию лунного экскурсионного модуля (LEM) с использованием системы ориентации, состоящей из 16 монотопливных двигателей на перекиси водорода, для направления LEM к поверхности Луны. [13]

Разгонные блоки начали использовать монотопливные двигатели в качестве удобного устройства управления в начале 1960-х годов, когда компания General Dynamics предложила ВВС США верхнюю ступень Centaur. [14] из которых версии до сих пор используются в United Launch Alliance ракетах Atlas и Vulcan . [15]

Новые разработки

[ редактировать ]

НАСА разрабатывает новую монотопливную двигательную установку для небольших, недорогих космических кораблей с требованиями к перепаду скорости вращения в диапазоне 10–150 м/с. Эта система основана на монотопливной смеси нитрата гидроксиламмония (HAN)/воды/топлива, которая является чрезвычайно плотной, экологически безопасной и обещает хорошие характеристики и простоту. [16]

Компания EURENCO Bofors произвела LMP-103S как заменитель гидразина в соотношении 1:1 путем растворения 65% динитрамида аммония NH 4 N(NO 2 ) 2 в 35% водном растворе метанола и аммиака. ЛМП-103С имеет на 6% больший удельный импульс и на 30% большую плотность импульса, чем гидразиновое монотопливо. Кроме того, гидразин высокотоксичен и канцерогенен, а LMP-103S умеренно токсичен. LMP-103S соответствует классу ООН 1.4S, допускающему транспортировку на коммерческих самолетах, и был продемонстрирован на спутнике Prisma в 2010 году. Специального обращения не требуется. ЛМП-103С может заменить гидразин как наиболее часто используемый монотопливо. [17] [18]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Армия США: элементы самолетов и ракетных установок . Министерство обороны. Командование материального обеспечения армии США. Июль 1969. стр. 1–11 . Проверено 1 марта 2024 г.
  2. ^ Саттон, Джордж; Библарц, Оскар. Элементы ракетной двигательной установки (7-е изд.). Уайли-Интерсайенс. п. 259. ИСБН  0-471-32642-9 .
  3. ^ Цена, Т; Эванс, Д. (15 февраля 1968 г.). Состояние монотопливной гидразиновой технологии . ТР 32-1227. Пасадена, Калифорния: Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства. стр. 1–2. {{cite book}}: CS1 maint: дата и год ( ссылка )
  4. ^ Aerojet Rocketdyne (12 июня 2003 г.). «Aerojet объявляет о лицензировании и производстве монотопливного катализатора спонтанного вытеснения S-405» . aerojetrocketdyne.com . Проверено 9 июля 2015 г.
  5. ^ Уилфрид Лей; Клаус Виттманн; Вилли Халлманн (2009). Справочник по космической технике . Джон Уайли и сыновья. п. 317. ИСБН  978-0-470-74241-9 .
  6. ^ Зеглер, Фрэнк; Бернард Каттер (2 сентября 2010 г.). «Переход к архитектуре космического транспорта на базе депо» (PDF) . Конференция и выставка AIAA SPACE 2010 . АААА. п. 3. Архивировано из оригинала (PDF) 20 октября 2011 г. Проверено 25 января 2011 г. выкипевший отработанный водород является наиболее известным топливом (в качестве монотоплива в базовой солнечно-тепловой двигательной установке) для этой задачи. Практический склад должен выделять водород с минимальной скоростью, соответствующей потребностям содержания станции.
  7. ^ Зеглер и Каттер, 2010, стр. 5.
  8. ^ Jump up to: а б Саттон, Джордж (2006). История жидкостных ракетных двигателей . Рестон, Вирджиния: Американский институт аэронавтики и астронавтики. стр. 533–534. ISBN  1563476495 .
  9. ^ Jump up to: а б с д и Стоукс, PR (14 января 1998 г.). «Перекись водорода для энергетики и движения» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 15 февраля 2006 года . Проверено 24 января 2024 г.
  10. ^ Jump up to: а б Цена, ТВт; Эванс, Д.Д. (15 февраля 1968 г.). «Состояние монотопливных гидразиновых технологий» (PDF) . ТР 32-1227. Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства. стр. 1–2 . Проверено 21 марта 2024 г.
  11. ^ Jump up to: а б Цена, ТВт; Эванс, Д.Д. (15 февраля 1968 г.). «Состояние монотопливных гидразиновых технологий» (PDF) . ТР 32-1227. Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства. стр. 1–2 . Проверено 21 марта 2024 г.
  12. ^ «Телстар» . Национальный музей авиации и космонавтики . Проверено 8 марта 2024 г.
  13. ^ «55 лет назад: первый полет лунной исследовательской машины» . Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства . 30 октября 2019 года . Проверено 8 марта 2024 г.
  14. ^ Арриги, Роберт (12 декабря 2012 г.). «Кентавр: рабочая лошадка Америки в космосе» . Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства . Проверено 19 апреля 2024 г.
  15. ^ «Руководство пользователя Atlas V» (PDF) . Объединенный стартовый альянс. 2010 . Проверено 19 апреля 2024 г.
  16. ^ Янковский, Роберт С. (1–3 июля 1996 г.). Оценка монотоплива для космических аппаратов на основе HAN . 32-я совместная конференция по двигательной активности. Лейк-Буэна-Виста, Флорида: НАСА. Технический меморандум НАСА 107287; АИАА-96-2863.
  17. ^ «Зеленое топливо ЛМП 103С» . ecaps.se . Архивировано из оригинала 25 апреля 2024 года . Проверено 25 апреля 2024 г.
  18. ^ «Высокоэффективная экологически чистая силовая установка (LMP-103S)» . ecaps.space . Архивировано из оригинала 7 июня 2023 года . Проверено 3 февраля 2023 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ad82f31a7c3bcc9ffd17ce4199127ca4__1720942560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ad/a4/ad82f31a7c3bcc9ffd17ce4199127ca4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Monopropellant rocket - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)