Jump to content

Магнитоплазмодинамический двигатель

Двигатель MPD во время испытательных стрельб

Магнитоплазмодинамический двигатель (MPD) ( MPDT ) — это форма движения космического корабля с электрическим приводом , которая использует силу Лоренца (силу, действующую на заряженную частицу электромагнитным полем) для создания тяги. Его иногда называют ускорителем силы Лоренца (LFA) или (в основном в Японии) дуговым реактивным двигателем MPD .

Обычно газообразный материал ионизируется и подается в ускорительную камеру, где с помощью источника энергии создаются магнитные и электрические поля. Затем частицы выталкиваются силой Лоренца, возникающей в результате взаимодействия тока, текущего через плазму, и магнитного поля (которое либо прикладывается извне, либо индуцируется током) через выхлопную камеру. В отличие от химической двигательной установки здесь нет сгорания топлива. Как и в случае с другими вариантами электрической силовой установки, удельный импульс и тяга увеличиваются с увеличением потребляемой мощности, а тяга на ватт падает.

Существует два основных типа двигателей MPD: с прикладным полем и с собственным полем. Двигатели с приложенным полем имеют магнитные кольца, окружающие выхлопную камеру для создания магнитного поля, а двигатели с собственным полем имеют катод, проходящий через середину камеры. Прикладные поля необходимы на более низких уровнях мощности, когда конфигурации собственного поля слишком слабы. различные пропелленты, такие как ксенон , неон , аргон , водород , гидразин и литий , причем литий обычно является лучшим. Использовались [1]

По словам Эдгара Шуейри, магнитоплазмодинамические двигатели имеют входную мощность 100–500 киловатт, скорость истечения 15–60 километров в секунду, тягу 2,5–25 ньютонов и КПД 40–60 процентов. Однако дополнительные исследования показали, что скорость выхлопа может превышать 100 километров в секунду. [2] [3]

Одним из потенциальных применений магнитоплазмодинамических двигателей является главный двигатель тяжелых грузовых и пилотируемых космических аппаратов (пример двигателя для миссии человека на Марс ). [2] [3]

Преимущества

[ редактировать ]

Теоретически двигатели MPD могут производить чрезвычайно высокие удельные импульсы (I sp ) со скоростью истечения до 110 000 м/с и выше , что в три раза превышает значение нынешних ионных двигателей на основе ксенона и примерно в 25 раз лучше, чем жидкостные ракеты. Технология MPD также потенциально способна обеспечить уровень тяги до 200 ньютонов (Н) ( 45 фунтов F ), что на сегодняшний день является самым высоким показателем для любой формы электрического движения и почти таким же высоким, как у многих межпланетных химических ракет. [ нужна ссылка ] Это позволит использовать электрическую двигательную установку в миссиях, требующих быстрых маневров с дельта-v (например, выход на орбиту другой планеты), но с во много раз большей топливной экономичностью. [4]

Разработка

[ редактировать ]
Компьютерная визуализация литиевого двигателя MPD Принстонского университета (из журнала Popular Mechanics)

Технология двигателя MPD изучалась академически, но коммерческий интерес был низким из-за нескольких оставшихся проблем. Одна небольшая проблема заключается в том, что для оптимальной производительности требуется мощность порядка сотен киловатт. Современные энергетические системы межпланетных космических кораблей (такие как радиоизотопные термоэлектрические генераторы и солнечные батареи) не способны производить столько энергии. НАСА проекта «Прометей» Ожидалось, что реактор будет генерировать мощность в диапазоне сотен киловатт, но его деятельность была прекращена в 2005 году.

Проект по созданию космического ядерного реактора, рассчитанного на выработку электроэнергии в 600 киловатт, начался в 1963 году и длился большую часть 1960-х годов в СССР . Это должно было привести в действие спутник связи, но в конечном итоге не было одобрено. [5] Ядерные реакторы, выдающие киловатты электроэнергии (порядка в десять раз больше, чем нынешние источники питания РИТЭГ), были выведены на орбиту СССР: РОРСАТ ; [6] и ТОПАЗ . [7]

О планах по разработке ядерного реактора мегаваттной мощности для использования на борту пилотируемого космического корабля было объявлено в 2009 году Российским ядерным Курчатовским институтом . [8] национальное космическое агентство Роскосмос , [9] и подтвержден президентом России Дмитрием Медведевым в его послании Федеральному Собранию в ноябре 2009 года . [10]

Другой план, предложенный Брэдли Эдвардсом , заключается в передаче энергии с земли. В этом плане используются 5 200-киловаттных лазеров на свободных электронах с длиной волны 0,84 микрометра с адаптивной оптикой на земле для передачи энергии на космический корабль с двигателем MPD, где она преобразуется в электричество с помощью GaAs фотоэлектрических панелей . Настройка длины волны лазера 0,840 микрометра ( 1,48 эВ фотоэлектрической панели зоны на фотон) и запрещенной 1,43 эВ друг относительно друга дает расчетную эффективность преобразования 59% и прогнозируемую плотность мощности до 540 кВт/м. 2 . Этого будет достаточно для питания верхней ступени MPD, возможно, для перевода спутников с НОО на ГСО. [11]

Еще одной проблемой технологии MPD является деградация катодов из-за испарения, вызванного высокой плотностью тока (свыше 100 А/см). 2 ). В лаборатории было показано, что использование смесей топлива лития и бария и многоканальных полых катодов является многообещающим решением проблемы эрозии катода. [12]

Исследовать

[ редактировать ]

Исследования двигателей MPD проводились в США, бывшем Советском Союзе , Японии, Германии и Италии. Экспериментальные прототипы были впервые запущены на советских космических кораблях, а совсем недавно, в 1996 году, на японском космическом корабле , который продемонстрировал успешную работу квазистационарного импульсного двигателя MPD в космосе. Исследования в Московском авиационном институте , РКК «Энергия» , Национальном аэрокосмическом университете, Харьковском авиационном институте , Институте космических систем , Штутгартского университета ISAS , Centrospazio , Alta SpA , Университете Осаки , Университете Южной Калифорнии , Принстонском университете электродвижения и плазмы Лаборатория динамики (EPPDyL) (где исследования двигателей MPD продолжаются непрерывно с 1967 года) и центры НАСА ( Лаборатория реактивного движения и Исследовательский центр Гленна ) решили множество проблем, связанных с производительностью, стабильностью и сроком службы двигателей MPD.

Двигатель MPD был испытан на борту японского космического летательного аппарата в рамках проекта EPEX (Эксперимент с электрическим движением), который был запущен 18 марта 1995 года и возвращен космическим кораблем STS-72 20 января 1996 года. На сегодняшний день это единственный действующий двигатель. Двигатель MPD должен был летать в космосе в качестве двигательной установки. Экспериментальные прототипы впервые были запущены на советских космических кораблях.

Двигатель MPD прикладного назначения, разрабатываемый в Институте космических систем , Штутгартского университета в 2019 году достиг КПД двигателя 61,99%, что соответствует удельному импульсу I sp = 4665 с и тяге 2,75 Н. [13]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «ПРОПЕЛЛАНТЫ» . History.nasa.gov . Проверено 5 ноября 2022 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б «Чуэйри, Эдгар Ю. (2009). Новый рассвет электрической ракеты. Двигатель следующего поколения» . Архивировано из оригинала 18 октября 2016 г. Проверено 18 октября 2016 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б Шуейри, Эдгар Ю. (2009) Новый рассвет электрической ракеты Scientific American 300, 58–65 дои : 10.1038/scientificamerican0209-58
  4. ^ Курчатовский институт совместно с Роскосмосом возобновили работы по разработке ядерных источников энергии для межпланетных полетов, июнь 2009 г. (на русском языке).
  5. ^ Глобальный спутник связи, использующий ядерную энергию. Архивировано 9 июля 2008 г. в Wayback Machine.
  6. ^ «СССР/Россия – РОРСАТ, Топаз и РТГ» . Архивировано из оригинала 5 марта 2012 г. Проверено 28 мая 2008 г.
  7. ^ «ТОПАЗ» . Архивировано из оригинала 5 марта 2012 г. Проверено 28 мая 2008 г.
  8. Курчатовский институт совместно с Роскосмосом возобновили работы по разработке ядерных источников энергии для межпланетных полетов , июнь 2009 г. (на русском языке)
  9. Роскосмос подготовил проект пилотируемого космического корабля с ядерным двигателем , РИАН , октябрь 2009 г., (на русском языке)
  10. ^ «Разработки в ядерной области будут активно применяться... также для создания ракетных двигателей, способных обеспечить космические полеты даже к другим планетам», из Послания Федеральному Собранию в ноябре 2009 г. [ постоянная мертвая ссылка ] .
  11. ^ Эдвардс, Брэдли К. Вестлинг, Эрик А. Космический лифт: революционная транспортная система с Земли в космос. 2002, 2003 гг. Британская Колумбия Эдвардс, Хьюстон, Техас.
  12. ^ Шанкаран, К.; Кэссиди, Л.; Кодис, А.Д.; Шуейри, EY (2015). «Обзор вариантов движения грузовых и пилотируемых полетов на Марс». Анналы Нью-Йоркской академии наук . 1017 (1): 450–467. дои : 10.1196/анналы.1311.027 . ПМИД   15220162 . S2CID   1405279 .
  13. ^ Боксбергер, Адам; Бенке, Александр; Хердрих, Георг (2019). «Современные достижения в оптимизации режимов работы стационарных полевых двигателей MPD» (PDF) . Международная конференция по электродвижению (IEPC) . МЭПК-2019-585. Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 281a0e3c72e025aad1d284700daaf924__1720440360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/28/24/281a0e3c72e025aad1d284700daaf924.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Magnetoplasmadynamic thruster - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)