С5.4
![]() Реплика космического корабля «Восток» в Техническом музее Шпейера, Германия. Нижняя коническая секция представляла собой служебный модуль с двигателем С5,4/ТДУ-1. | |
Страна происхождения | СССР |
---|---|
Дата | 1959-1961 |
Первый полет | 1959 |
Дизайнер | ОКБ-2 , Исаев А.М. |
Приложение | Ломающийся двигатель космического корабля |
Преемник | S5.35 |
Статус | Ушедший на пенсию |
Жидкотопливный двигатель | |
Порох | АК20Ф / ТГ-02 |
Соотношение смеси | 3.07 |
Цикл | Газовый генератор |
Конфигурация | |
Камера | 1 рука + 4 нониуса |
Производительность | |
Тяга, вакуум | 15,83 килоньютона (3560 фунтов силы) |
в камере Давление | 5,6 мегапаскалей (810 фунтов на квадратный дюйм) |
Удельный импульс , вакуум | 266 секунд |
Время горения | 45 секунд |
Запас топлива | 250 килограммов (550 фунтов) |
Размеры | |
Длина | 1,13 метра (44 дюйма) |
Диаметр | 0,95 метра (37 дюймов) |
Сухая масса | 98 килограммов (216 фунтов) |
Используется в | |
Vostok , Voskhod and Zenit | |
Ссылки | |
Ссылки | [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] |
С5.4 ГРАУ (также известный как ТДУ-1 , 8Д66 Индекс работающий ) — российский жидкостный ракетный двигатель, на ТГ-02 и АК20Ф в газогенераторном цикле. Первоначально он использовался в качестве тормозного (сводного) двигателя «Восток» , «Восход» и «Зенит» космических кораблей , которые позже перешли на твердотопливные двигатели. [ нужна ссылка ]
Двигатель развивал тягу 15,83 килоньютона (3560 фунтов силы) с удельным импульсом 266 секунд в вакууме и работал 45 секунд, чего было достаточно для схода с орбиты. Он имел основную неподвижную камеру сгорания и четыре небольших верньера для векторного управления . Он размещался в служебном модуле и имел два тороидальных бака для наддува. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ]
Он был разработан ОКБ-2 , конструкторским бюро под руководством Алексея Исаева , для программы Восток . Тормозной двигатель для первого пилотируемого космического корабля был сложной задачей, за которую не желало браться ни одно конструкторское бюро. [ нужна ссылка ] Это считалось критическим, поскольку в случае отказа космонавт мог бы остаться в космосе. Рассматривался твердотопливный двигатель, но эксперты по баллистике предсказали ошибку приземления на 500 километров (270 морских миль) против десятой части этой ошибки для жидкостного двигателя. потребовались слаженные усилия Бориса Чертока и Сергея Королева . Чтобы убедить Исаева согласиться на это задание, [ 7 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Брюгге, Норберт. «Космические двигательные блоки (КДУ) КБ Исаева (ныне Химмаш)» . B14643.de. Архивировано из оригинала 2 июня 2015 г. Проверено 2 июня 2015 г.
- ^ «С5.4» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 27 августа 2002 года . Проверено 25 июля 2015 г.
- ^ Пилле, Николя. «Le vaisseau Vostok» [Корабль Восток] (на французском языке). Космонавтика.com . Проверено 25 июля 2015 г.
- ^ Зак, Анатолий. «Происхождение космического корабля Восток» . Русская космическая паутина . Проверено 25 июля 2015 г.
- ^ ЛеПейдж, Эндрю Дж. «Восток: аэрокосмическая классика» . Космический обзор . Проверено 15 июля 2015 г.
- ^ Тернер, Мартин Дж.Л. (2008). «Раздел 9.2 — Пилотируемые пусковые установки и возвращаемые аппараты» . Движение ракет и космических аппаратов: принципы, практика и новые разработки . Springer Science & Business Media. п. 314. ИСБН 978-3540692034 . Проверено 15 июля 2015 г.
- ^ Черток, Борис (май 2009 г.). «Глава 2. Подготовка к пилотируемым полетам». Ракеты и люди Том. 3 — Жаркие дни холодной войны (PDF) . Том. 3 (НАСА SP-2006-4110). НАСА . п. 26. ISBN 978-0-16-081733-5 . Проверено 15 июля 2015 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]