Тонка (топливо)
Тонка (также ТОНКА-250 и R-Stoff ) — это название в Германии разработанного ракетного топлива, впервые использованного в ракете Вассерфаль . [ 1 ] и недавно использовался Северной Кореей . [ 2 ] он использовался В Советском Союзе под названием ТГ-02 , например в конструкциях двигателей Конструкторского бюро химического машиностроения А. М. Исаева .
Его название является отсылкой к бобам тонка . [ 3 ] Будучи изобретенным во время Второй мировой войны , он не имеет никакого отношения к одноименным игрушкам .
Его состав составляет примерно 50% триэтиламина и 50% ксилидина /Т1- керосина , наиболее часто используемого с азотной кислотой или ее безводными производными оксида азота (классифицируемых АК-2х в Советском Союзе как семейство ) в качестве окислителя; комбинация является гиперголической и имеет максимальный практический удельный импульс примерно 2,12–2,43 км/с (216–248 с) на уровне моря, причем последняя цифра указана в качестве спецификации для Р-21 баллистической ракеты подводного базирования , впервые развернутой в 1963. [ 4 ]
Советский Союз провел реверс-инжиниринг ракеты «Вассерфаль» и исследовал использование гиперголического топлива для проекта межконтинентальной крылатой ракеты «Буря», который в конечном итоге был заброшен . приняты двигатели ТГ-02/АК-2х. Х-22 На вооружение крылатой ракеты [ 5 ] и С5.4, двигатель схода с орбиты используемый на космических кораблях «Восток» , «Восход» и спутнике «Зенит» . [ 6 ]
Наиболее глобальное использование «Тонки» — это воспламенение во многих советских вариантах ракет «Скад» и их потомках, таких как северокорейский «Нодонг» , которые в основном приводятся в движение азотной кислотой и керосином (ТМ-185). Эта комбинация не является гиперголической, поэтому ей необходим источник воспламенения, обеспечиваемый системой, которая впрыскивает несколько килограммов топлива Тонка, когда требуется воспламенение. [ 7 ] Прародитель двигателя «Скад» S2.253 с удельным импульсом 2,15 км/с (219 с) на уровне моря. [ 8 ] популяризировал эту схему зажигания.
Смеси триэтиламина и ксилидина составляли топливо TX и TX2 французских ракетных двигателей SEPR 1950-х годов, которые использовались в качестве вспомогательной ракеты в Mirage IIIC . [ 9 ] При использовании самолетов топливо TX позже было заменено нетоксичным керосиновым реактивным топливом, что упростило заправку самолетов. Двигатели потребовали небольших изменений, но, поскольку они больше не были гиперголическими с азотной кислотой, для зажигания был сохранен небольшой бак с ТХ.
Использование Тонки любителями не рекомендуется. [ нужна ссылка ] потому что точные пропорции ингредиентов, необходимые для того, чтобы смесь работала по желанию, а не катастрофически терпела неудачу, зависят как от чистоты ингредиентов, так и от их температуры во время использования.
См. также
[ редактировать ]- Фурфуриловый спирт - также гиперголик с азотной кислотой, но с меньшей эффективностью.
- Несимметричный диметилгидразин — вещество с более высокими эксплуатационными характеристиками, заменившее «Тонку/ТГ-02» в качестве топлива для советских космических кораблей .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Азотная кислота/Амин. Энциклопедия астронавтики
- ^ «Анализ северокорейских ракет, использующих топливо Тонка» . Инициатива по ядерной угрозе . Архивировано из оригинала 7 сентября 2006 г.
- ^ Кларк, Джон Д. (1972). Зажигание! Неофициальная история жидкого ракетного топлива . Издательство Университета Рутгерса. п. 14. ISBN 0-8135-0725-1 .
- ^ Анализ ракеты Нодонг, проведенный ФАС. данные по двигателю Р-13/СС-Н-4 и Р-21/СС-Н-5 Исаева С5.38
- ^ Советские/российские крылатые ракеты, Технический отчет APA-TR-2009-0805.
- ^ Брюгге, Норберт. «Космические двигательные блоки (КДУ) КБ Исаева (ныне Химмаш)» . B14643.de. Архивировано из оригинала 2 июня 2015 г. Проверено 2 июня 2015 г.
- ^ Обломки северокорейской пусковой установки: что она показывает
- ^ «С2.253» .
- ^ Ротмунд, Кристоф (2004). Многоразовые пилотируемые ракетные двигатели: французский опыт, 1944–1996 гг. (PDF) . 55-й Международный астронавтический конгресс. Ванкувер, Канада. п. 2. МАК-04-ИАА-6.15.3.02. Архивировано из оригинала (PDF) 24 октября 2015 г.