Услуги коммерческой орбитальной транспортировки
Commercial Orbital Transportation Services ( COTS ) — программа НАСА транспортных средств для доставки экипажа и грузов на Международную космическую станцию по координации разработки частными компаниями . Программа была анонсирована 18 января 2006 г. [1] и успешно совершил все грузовые демонстрационные полеты к сентябрю 2013 года, когда программа завершилась.
В итоговом отчете НАСА о программе коммерческих орбитальных транспортных услуг она рассматривается как безоговорочный успех и модель будущего частно-государственного сотрудничества. По сравнению с традиционными оплатой издержек контрактами НАСА с , такими как контракт «Орион» (космический корабль) на сумму 12 миллиардов долларов , беспрецедентная эффективность инвестиций COTS на 800 миллионов долларов привела к появлению «двух новых американских ракет-носителей среднего класса и двух автоматизированных грузовых космических кораблей». [2]
НАСА подписало соглашения COTS с SpaceX и Rocketplane Kistler (RpK) в 2006 году, но позже расторгло соглашение с RpK из-за недостаточного частного финансирования. Затем НАСА подписало соглашение с Orbital Sciences в 2008 году. Независимо от этого в декабре 2008 года НАСА заключило контракты на доставку грузов на Международную космическую станцию с Orbital Sciences и SpaceX для использования их грузовых транспортных средств COTS.
COTS связана с программой Commercial Resupply Services (CRS), но отделена от нее. [3] COTS относится к разработке транспортных средств, CRS — к фактическим поставкам. COTS включала ряд соглашений о космосе , при этом НАСА обеспечивало поэтапные выплаты. COTS не предполагает обязательных контрактов. CRS, с другой стороны, предполагает юридически обязательные контракты, а это означает, что поставщики будут нести ответственность, если они не выполнят свои обязательства. Commercial Crew Development (CCDev) — это сопутствующая программа, специально направленная на развитие услуг ротации экипажей. Это похоже на COTS-D. Все три программы находятся в ведении Управления коммерческих экипажей и грузовых программ НАСА (C3PO).
Цель [ править ]
В отличие от любого предыдущего проекта НАСА, предлагаемый космический корабль должен был принадлежать и финансироваться в первую очередь самими компаниями и был предназначен для обслуживания как правительственных учреждений США, так и коммерческих клиентов. НАСА будет заключать контракты на миссии, как только станут ясны его потребности.
Это было сложнее, чем существующие коммерческие космические перевозки, поскольку требовало точного вывода на орбиту , сближения и, возможно, стыковки с другим космическим кораблем. Продавцы частных космических полетов [4] боролись за четыре конкретные области обслуживания:
- Уровень возможностей A: внешняя доставка и утилизация негерметичных грузов.
- Уровень возможностей B: Внутренняя доставка и утилизация груза под давлением.
- Уровень возможностей C: Внутренняя доставка, возврат и восстановление груза под давлением.
- Уровень возможностей D: Транспортировка экипажа (не финансировался, но лег в основу CCDev)
Обоснование программы [ править ]
В середине 1990-х НАСА изучало программу обслуживания МКС под названием «Альтернативный доступ» для альтернативного доступа. Хотя НАСА финансировало Alt Access не дальше, чем предварительные исследования, эта программа убедила многих предпринимателей в том, что МКС может стать значительной рыночной возможностью.
После многих лет сохранения орбитального транспорта для пилотируемых космических полетов НАСА пришло к выводу, что фирмы на свободном рынке могут разрабатывать и эксплуатировать такую систему более эффективно и доступно, чем правительственная бюрократия . [5] Тогдашний администратор НАСА Майкл Д. Гриффин заявил, что без доступных коммерческих орбитальных транспортных услуг (COTS) у агентства не останется достаточно средств для достижения целей « Видения исследования космоса» . [5] В ноябре 2005 года доктор Гриффин заявил, что:
- С появлением МКС впервые появится сильный, идентифицируемый рынок «рутинных» транспортных услуг на НОО и обратно, и это будет лишь первым шагом на пути к огромным возможностям для действительно коммерческого космоса. предприятие. Мы считаем, что когда мы задействуем механизм конкуренции, эти услуги будут предоставляться более рентабельно, чем когда это должно делать правительство. [6]
Более того, если бы такие услуги были недоступны к концу 2010 года, НАСА было бы вынуждено закупать услуги орбитальной транспортировки на иностранных космических кораблях, таких как космические корабли Федерального космического агентства России « Союз» и «Прогресс» , Европейского космического агентства автоматический транспортный корабль , или аэрокосмических исследований Японского агентства транспортный корабль H-II НАСА , поскольку собственный исследовательский корабль , после переориентации, не был бы готов до 2014 года.
В 2007 году НАСА заявило, что как только COTS заработает, оно больше не будет закупать российские услуги по доставке грузов. [7] НАСА ожидает, что услуги COTS для МКС будут необходимы как минимум до 2015 года. НАСА прогнозирует не более полдюжины полетов COTS в год, которые будут перевозить 10 тонн в год. [7] Администратор НАСА предположил, что закупки услуг космического транспорта могут быть распространены на орбитальные склады топлива и поставки на поверхность Луны , если первый этап COTS окажется успешным. [8]
22 мая 2012 года Билл Герстенмайер подтвердил, что НАСА больше не покупает какие-либо услуги по доставке грузов из России и будет полагаться исключительно на американские аппараты CRS, SpaceX Dragon от Orbital Sciences и Cygnus ; за исключением нескольких полезных нагрузок для конкретных транспортных средств, поставленных на европейский квадроцикл и японский HTV . [9]
История [ править ]
Предыстория [ править ]
В феврале 2004 года НАСА заключило контракт с компанией Kistler Aerospace (которая позже стала Rocketplane Kistler) на сумму 227 миллионов долларов, несмотря на то, что годом ранее Kistler уже подала заявление о банкротстве. Некоторые наблюдатели усмотрели в этом подарок для главы Кистлера, легенды НАСА Джорджа Мюллера . [10] Это расстроило Илона Маска , поскольку конкуренции не было и Маск мог бы использовать финансирование SpaceX . Маск выразил протест, и НАСА отозвало контракт с Кистлером после того, как узнало, что Счетная палата правительства планирует вынести решение в поддержку Маска. НАСА вернулось к этапу планирования, и это в конечном итоге привело к конкурсу COTS. [10]
Первый раунд [ править ]
Компания Boeing, возможно, представила совместно с Arianespace предложение о запуске модуля ATV ЕКА на ракете Delta IV. [11] Хотя ЕКА запускает ATV на Ariane 5, над этим предложением обе компании работали вместе. [11] Квадроцикл может перевозить до 7,6 тонны с подходящей пусковой установкой. [11]
В мае 2006 года НАСА выбрало шесть предложений-полуфиналистов для дальнейшей оценки: SpaceX , Andrews Space , Transformational Space Corp. , Rocketplane Kistler («RpK»), Spacehab и SpaceDev . [12] [13]
18 августа 2006 года Управление миссий по исследовательским системам НАСА (ESMD) объявило, что SpaceX и Rocketplane Kistler выиграли этап I программы COTS. [14] НАСА планировало привлечь победителей к финансируемым соглашениям Закона о космосе до 2010 года. [15]
8 ноября 2006 г. РпК и АТК объявили, что АТК станет головным подрядчиком строительства К-1. [16]
НАСА расторгло соглашение COTS с RpK в сентябре 2007 года после того, как НАСА предупредило RpK, что оно не смогло собрать достаточное частное финансирование к крайнему сроку 31 июля 2007 года. [17] [18] высвобождение 175 миллионов долларов из бюджета COTS для передачи другой компании или компаниям.
Второй тур [ править ]
К 18 июня 2007 года НАСА подписало отдельные безвозмездные соглашения о космосе с тремя дополнительными фирмами: Constellation Services International (CSI), SpaceDev и Spacehab. [19] [20] Эти соглашения не включали никакой финансовой поддержки, однако НАСА согласилось поделиться информацией, чтобы помочь компаниям разработать предлагаемые ими аппараты.
22 октября 2007 года НАСА запросило предложения о выделении 175 миллионов долларов в виде нераспределенных средств первого раунда. [21] Некоторыми из новых претендентов, которые подали заявки на финансирование до истечения крайнего срока в ноябре 2007 года, были Spacehab , t/Space , Andrews Space , PlanetSpace и SpaceDev . [22]
В январе 2008 года источники в отрасли заявили, что это место было сокращено до четырех; Spacehab, Andrews Space, PlanetSpace и Orbital Sciences, дата анонса назначена на 7 февраля. [23] Позже несколько источников предположили, что финальным участником стал Боинг, а не Эндрюс. [24]
19 февраля 2008 года во втором туре был выбран Orbital Sciences Corporation для космического корабля Cygnus . [25] Заявление НАСА о выборе показало, что Orbital превзошла Boeing по ожидаемым более низким затратам и дополнительным преимуществам новой ракеты-носителя средней грузоподъемности Taurus II, при этом Эндрюс, PlanetSpace и Spacehab были исключены из-за проблем с финансированием. [26]
В соответствии с первоначальным Соглашением о космосе на сумму 500 миллионов долларов перед демонстрационными полетами двум подрядчикам было выделено дополнительное финансирование на сумму 288 миллионов долларов. [27]
Завершение программы [ править ]
Программа COTS была успешно завершена в ноябре 2013 года после того, как две компании, SpaceX и Orbital Sciences, спроектировали, построили и запустили «пару новых космических кораблей на ракетах, которые также были заново спроектированы». [28] НАСА опубликовало свою собственную историю программы COTS, включая контроль над программой развития с использованием соглашений о космосе (SAA), а также уроки для будущих программ. [29]
Награды [ править ]
- Ракетный самолет «Кистлер» — первоначально заключен контракт на сумму 207 миллионов долларов; Ракетный самолет Кистлер получил всего 32,1 миллиона долларов, прежде чем НАСА расторгло контракт из-за невыполнения основных этапов в октябре 2007 года.
- SpaceX — заключен контракт на сумму 278 миллионов долларов; в 2011 году были добавлены дополнительные этапы, в результате чего общая стоимость контракта составила 396 миллионов долларов США. [27]
22 мая 2012 года демонстрационный полет 2 SpaceX COTS завершил выполнение Соглашения НАСА и SpaceX Space Act. Falcon 9 #3 доставил капсулу Dragon C2+ на Международную космическую станцию. После встречи, швартовки и разгрузки капсула успешно вернулась на посадку в Тихом океане. [30]
- Orbital Sciences Corporation — заключила контракт на сумму 170 миллионов долларов во втором раунде в феврале 2008 года; в 2011 году были добавлены дополнительные этапы, в результате чего общая стоимость контракта составила 288 миллионов долларов США. [27] Ракета «Антарес» совершила свой первый полет, подняв имитатор массы полезной нагрузки на низкую околоземную орбиту (НОО) 21 апреля 2013 года. [31] 18 сентября 2013 года «Антарес» успешно запустил космический корабль Cygnus для встречи с Международной космической станцией. [32]
Конкуренты [ править ]
К марту 2006 года более двадцати организаций представили предложения COTS. [33] К 21 ноября 2007 года НАСА получило новые предложения COTS как минимум от семи фирм. [34]
Коммерческие услуги по снабжению [ править ]
22 декабря 2008 года НАСА заявило, что обсудит выбор контракта на предоставление коммерческих услуг по пополнению грузов для Международной космической станции. [52] НАСА объявило о заключении контрактов с SpaceX и Orbital Sciences Corporation на пресс-конференции 23 декабря 2008 года. [3] Контракты включают минимум 20 миссий: 12 миссий для SpaceX (1,6 миллиарда долларов) и 8 миссий для Orbital Sciences (1,9 миллиарда долларов). [53] [54] PlanetSpace подала протест в Счетную палату правительства после получения от НАСА отчета о результатах решения. [55] 22 апреля 2009 г. GAO публично объявило о своем решении отклонить протест. [56]
См. также [ править ]
- Грузовой космический корабль
- Разработка коммерческих экипажей - партнерство космической программы НАСА с космическими компаниями.
- Готовый коммерческий вариант
- Преемники космического корабля "Шаттл"
- Коммерческие услуги по доставке полезной нагрузки на Луну - программа НАСА по заключению контрактов на коммерческие транспортные услуги на Луну.
Ссылки [ править ]
- ^ «НАСА ищет предложения по транспортировке экипажа и грузов на орбиту» (пресс-релиз). НАСА. 18 января 2006 г. Проверено 21 ноября 2006 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «НАСА публикует итоговый отчет COTS» (пресс-релиз). НАСА. 3 июня 2014 г. Архивировано из оригинала 7 августа 2020 г. . Проверено 8 июня 2014 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «НАСА награждает контракты на коммерческое снабжение космической станции». Архивировано 15 июля 2016 года в Wayback Machine . НАСА, 23 декабря 2008 г.
- ^ «Продавцы COTS» . Космический центр НАСА имени Джонсона. Архивировано из оригинала (xls) 29 сентября 2006 года.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Комментарии X Prize Майка Гриффина» . НАСА. 20 октября 2006 г. Архивировано из оригинала 24 августа 2009 г. Проверено 6 июня 2007 г.
- ^ Гриффин, Майкл; Валин Торн (11 января 2007 г.). «Обзор программы коммерческих экипажей и грузов» (PDF) . 45-е совещание AIAA по аэрокосмическим наукам . Рино, Невада: НАСА. п. 2. Архивировано из оригинала (PDF) 20 октября 2012 года . Проверено 6 июня 2007 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Герстенмайер, Уильям (18 мая 2007 г.). «Необходимость коммерческих грузов на МКС» . Консультативный совет ФАУ по коммерческому космическому транспорту . Вашингтон, округ Колумбия: ФАУ. п. 2. Архивировано из оригинала 26 февраля 2009 года . Проверено 13 июня 2007 г.
- ^ «Развитие коммерческого пространства - что дальше?» . НАСА, 15 ноября 2007 г.
- ^ «SpaceX/NASA обсуждают запуск ракеты Falcon 9 и капсулы Dragon» . НАСА. 22 мая 2012 г. Архивировано из оригинала 19 декабря 2021 г. Проверено 23 июня 2012 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бергер, Эрик (2021). Взлет . Уильям Морроу и компания . стр. 109–110. ISBN 978-0-06-297997-1 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «Boeing собирается предложить квадроцикл Delta IV» . 12 апреля 2005 г.
- ^ Валин Торн, « Обзор программы коммерческих экипажей и грузов. Архивировано 20 октября 2012 г. в Wayback Machine », Совещание AIAA по аэрокосмическим наукам, 11 января 2007 г. (по состоянию на 28 апреля 2014 г.).
- ^ Бельфиоре, Майкл (9 мая 2006 г.). «НАСА делает первый раунд сокращений COTS» . Донесения с Последнего Рубежа . Архивировано из оригинала 14 июня 2006 года . Проверено 21 ноября 2006 г.
- ^ «НАСА выбирает экипаж и транспортировку грузов для орбитальных партнеров» (пресс-релиз). НАСА. 18 августа 2006 г. Архивировано из оригинала 20 августа 2011 г. . Проверено 21 ноября 2006 г.
- ^ Данбар, Брайан. «НАСА - НАСА инвестирует в космические полеты в частном секторе вместе с SpaceX, Rocketplane-Kistler» . www.nasa.gov . Архивировано из оригинала 8 сентября 2021 года . Проверено 18 мая 2021 г.
- ^ «Ракетный самолет Кистлер и АТК объявляют о соглашении о ракете-носителе К-1 и программе COTS» (пресс-релиз). АТК. 8 ноября 2006 г. Проверено 21 ноября 2006 г.
- ^ «Контракт COTS с RpK расторгнут» . Авиационная неделя. 10 сентября 2007 г. Архивировано из оригинала 12 мая 2011 г. . Проверено 10 сентября 2007 г.
- ^ НАСА сокращает средства на частное космическое предприятие
- ↑ НАСА, СОГЛАШЕНИЕ ПО КОСМИЧЕСКОМУ ЗАКОНУ, НЕ ВОЗМОЖНОЕ ВОЗМЕЩЕНИЯ , 5 июня 2007 г. Проверено 3 июня 2020 г.
- ^ SpaceHab и SpaceDev «НАСА подписывает соглашения по Закону о космосе еще с тремя фирмами» . Космические новости. 19 июня 2007 года . Проверено 11 декабря 2007 г.
- ^ «НАСА возобновляет торги COTS» . Авиационная неделя. 19 октября 2007 г. Архивировано из оригинала 12 мая 2011 г. . Проверено 28 октября 2007 г.
- ^ «Сводка новостей COTS 1.5» . Космическое товарищество. 7 января 2008 г. Архивировано из оригинала 30 июля 2012 г. Проверено 12 января 2008 г.
- ^ «НАСА выбирает финалистов для демонстрации пополнения запасов космической станции» . Имагинова/Space.com. 8 января 2008 года . Проверено 27 января 2008 г.
- ^ «Опрос COTS I ReAward Final Cut» . forum.NasaSpaceflight.com. 5 февраля 2008 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с NASASpaceflight.com – Orbital обошла дюжину конкурентов и выиграла контракт НАСА COTS
- ^ «Заявление о выборе COTS – 8 февраля» . forum.NasaSpaceflight.com. 24 апреля 2008 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «Заявление Уильяма Х. Герстенмайера, заместителя администратора по космическим операциям, перед Комитетом по науке, космосу и технологиям, подкомитетом по космосу и аэронавтике Палаты представителей США» (PDF) . Палата представителей США. 26 мая 2011 года . Проверено 28 апреля 2014 г.
- ^ Мессье, Дуг (6 декабря 2013 г.). «НАСА проводит конференцию по предварительному предложению коммерческих экипажей» . Параболическая дуга . Проверено 7 декабря 2013 г.
- ^ «Коммерческие орбитальные транспортные услуги – новая эра космических полетов» (PDF) . НАСА. Февраль 2014 г. NASA/SP-2014-617 . Проверено 4 июня 2014 г.
- ^ Московиц, Клара (31 мая 2012 г.). «Капсула SpaceX Dragon упала в Тихом океане, завершив исторический испытательный полет» . Space.com . Нью-Йорк. Архивировано из оригинала 1 июня 2012 года . Проверено 31 мая 2012 г.
- ^ «Орбитал» успешно запустила первую ракету «Антарес» . пресс-релиз . Корпорация орбитальных наук . Проверено 21 апреля 2013 г.
- ^ Данн, Марсия (17 сентября 2013 г.). «Орбитальные науки собираются запустить первую космическую станцию» . Физика.орг.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Бойл, Алан (20 марта 2006 г.). «Частные предприятия соперничают за право обслуживания космической станции» . Новости Эн-Би-Си . Проверено 21 июня 2024 г.
- ^ «Space Systems/Loral предлагает автобус для грузовых нужд НАСА» (пресс-релиз). Космические новости. 10 декабря 2007 года . Проверено 10 декабря 2007 г.
- ^ «Орбитальный и ракетный самолет «Кистлер» объявляют о стратегическом сотрудничестве» (пресс-релиз). Rocketplane Limited, Inc., 24 июля 2006 г. Архивировано из оригинала 17 октября 2006 г. Проверено 21 ноября 2006 г.
- ^ «Космический полет сейчас | Антарес | Коммерческая ракета получает новое имя по мере приближения дебютного запуска» .
- ^ «Конкурс демонстраций COTS 2006» . НАСА. 2 марта 2012 года. Архивировано из оригинала 22 июня 2017 года . Проверено 3 ноября 2022 г.
- ^ «НАСА подписывает Соглашение о Законе о космосе с Planetspace» (PDF) (пресс-релиз). ПланетаКосмос. 1 февраля 2007 г. Архивировано из оригинала (PDF) 17 марта 2007 г. . Проверено 11 декабря 2007 г.
- ^ «PLANETSPACE, Lockheed Martin и ATK объединяются, чтобы подать заявку на COTS НАСА» (PDF) (пресс-релиз). ПланетаКосмос. 21 ноября 2007 г. Архивировано из оригинала (PDF) 23 июля 2008 г. . Проверено 11 декабря 2007 г.
- ^ «Странные космические друзья» . MSNBC. Архивировано из оригинала 2 декабря 2007 года.
- ^ Бергин, Крис (21 января 2008 г.). «Новое транспортное средство АТК, обеспечивающее возможности множественного доступа» . Архивировано из оригинала 24 января 2008 года.
- ^ «Финалист Spacehab в качестве поставщика логистики коммерческих космических станций НАСА» (пресс-релиз). SPACEHAB, Inc., 10 мая 2006 г. Проверено 21 ноября 2006 г.
- ^ «SPACEHAB ОТВЕЧАЕТ НА ЗАПРОС НАСА ПО ИЩЕМУ КОММЕРЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПОСТАВКИ МКС» (пресс-релиз). SPACEHAB, Inc., 29 ноября 2007 г. Проверено 11 декабря 2007 г.
- ^ «Орбитальная компания выйдет из состава команды COTS ракетоплана Кистлера» (пресс-релиз). Космические новости. 25 сентября 2006 г. Проверено 17 декабря 2007 г.
- ^ «SpaceDev выбрана финалистом конкурса НАСА по коммерческим орбитальным транспортным услугам (COTS)» (пресс-релиз). SpaceDev, Inc. 15 мая 2006 г. Архивировано из оригинала 24 ноября 2006 г. . Проверено 21 ноября 2006 г.
- ^ «SPACEDEV ПОДПИСЫВАЕТ СОГЛАШЕНИЕ С НАСА ПО РАЗВИТИЮ КОММЕРЧЕСКОГО ДОСТУПА К КОСМОСУ» (Пресс-релиз). SpaceDev. 18 июня 2007 года. Архивировано из оригинала 27 сентября 2011 года . Проверено 11 декабря 2007 г.
- ^ «НАСА подписывает соглашение с t/Space» (Пресс-релиз). т/Космос. 1 февраля 2007 г. Архивировано из оригинала 2 февраля 2007 г. Проверено 11 декабря 2007 г.
- ^ «t/Space выходит во второй раунд COTS» (пресс-релиз). т/Космос. 29 ноября 2007 г. Архивировано из оригинала 30 ноября 2007 г. Проверено 11 декабря 2007 г.
- ^ «НАСА подписывает соглашение с CSI» (PDF) (пресс-релиз). Constellation Services International, Inc. 18 июня 2007 г. Архивировано из оригинала (PDF) 28 июля 2007 г. . Проверено 11 декабря 2007 г.
- ^ «ГРУППА CONSTELLATION SERVICES INTERNATIONAL AND SPACE Systems LORAL ПО ПРЕДЛОЖЕНИЮ НАСА COTS С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АМЕРИКАНСКОЙ ВЕРСИИ ГРУЗОВОЙ СИСТЕМЫ CSI LEO EXPRESSSM» (PDF) (пресс-релиз). Constellation Services International, Inc. 11 декабря 2007 г. Архивировано из оригинала (PDF) 26 февраля 2009 г. . Проверено 11 декабря 2007 г.
- ^ Бельфиоре, Майкл (17 марта 2006 г.). «Послания с последнего рубежа: Адвент будет COTS» . Донесения с Последнего Рубежа . Проверено 21 июня 2024 г.
- ^ «НАСА объявит о контракте на поставку услуг космической станции» . Штаб-квартира НАСА. 22 декабря 2008 г.
- ^ «NewSpace: развивающаяся коммерческая космическая индустрия» . НАСА.gov . Проверено 3 ноября 2022 г.
- ^ Морринг-младший, Фрэнк. «Заключены контракты на поставку запасов космической станции». Архивировано 22 марта 2012 года в Wayback Machine . Неделя авиации, 24 декабря 2008 г.
- ^ Крис Бергин (15 января 2009 г.). «Planetspace официально протестует против выбора НАСА CRS» .
- ^ «B-401016; B-401016.2, PlanetSpace, Inc., 22 апреля 2009 г.» . ГАО. 22 апреля 2009 г.