SpaceX CRS-1
![]() Dragon 1 C103 приближается к МКС. | |
Имена | СпХ-1 |
---|---|
Тип миссии | Пополнение запасов МКС |
Оператор | SpaceX |
ИДЕНТИФИКАТОР КОСПЭРЭ | 2012-054А |
САТКАТ нет. | 38846 ![]() |
Продолжительность миссии | 20 дней, 18 часов, 47 минут |
Свойства космического корабля | |
Космический корабль | Дракон 1 C103 |
Тип космического корабля | Дракон 1 |
Производитель | SpaceX |
Стартовая масса | 6000 кг (13000 фунтов) |
Масса полезной нагрузки | 905 кг (1995 фунтов) |
Размеры | Высота: 8,1 м (27 футов) Диаметр: 4 м (13 футов) |
Начало миссии | |
Дата запуска | 8 октября 2012, 00:34:07 UTC [1] [2] |
Ракета | Сокол 9 v1.0 ( B0006 ) |
Запуск сайта | Мыс Канаверал , SLC-40 [3] [4] |
Подрядчик | SpaceX |
Конец миссии | |
Утилизация | Восстановлено |
Дата посадки | 28 октября 2012, 19:22 UTC [5] |
Посадочная площадка | Тихий океан |
Орбитальные параметры | |
Справочная система | Геоцентрическая орбита |
Режим | Низкая околоземная орбита |
Наклон | 51.6° |
Швартовка на Международной космической станции | |
Порт причала | Гармония |
RMS захват | 10 октября 2012, 10:56 UTC |
Дата причаливания | 10 октября 2012, 13:03 UTC [6] |
Дата отчаливания | 28 октября 2012, 11:19 UTC [7] |
RMS-релиз | 28 октября 2012, 13:29 UTC |
Время стоянки | 17 дней 22 часа 16 минут |
Груз | |
Масса | 905 кг (1995 фунтов) |
под давлением | 905 кг (1995 фунтов) |
![]() Нашивка миссии НАСА SpX-1 |
SpaceX CRS-1 , также известный как SpX-1 , [8] Это была первая оперативная грузовая миссия SpaceX на Международную космическую станцию в рамках контракта на услуги коммерческого снабжения (CRS-1) с НАСА . Это был третий полет беспилотного Dragon грузового космического корабля и четвертый в целом полет двухступенчатой Falcon 9 ракеты-носителя . Запуск произошел 8 октября 2012 года в 00:34:07 UTC . [1] [2] [9] [10]
История
[ редактировать ]В мае 2012 года сообщалось, что Falcon 9 был доставлен на мыс Канаверал (CCAFS). [11] Dragon CRS-1 прибыл 14 августа 2012 года. [12] 31 августа 2012 года была завершена генеральная репетиция (WDR) для Falcon 9, а 29 сентября 2012 года были завершены статические огневые испытания; оба этих испытания были завершены без прикрепления капсулы Dragon к блоку ракеты-носителя. [13] [14] Миссия прошла проверку готовности к запуску (LRR) 5 октября 2012 года. [10]
Запуск произошел 8 октября 2012 года в 00:34:07 UTC и успешно вывел космический корабль «Дракон» на нужную орбиту для прибытия на Международную космическую станцию с пополнением запасов груза через несколько дней. Во время запуска у одного из девяти двигателей внезапно упало давление на 79 секунде полета, и этот двигатель немедленно отключился; обломки можно было увидеть на телескопической видеозаписи ночного запуска. Остальные восемь двигателей работали в течение более длительного периода времени, и программное обеспечение управления полетом скорректировало траекторию, чтобы вывести Дракона на почти безупречную орбиту . [15]
График миссии
[ редактировать ]Первый полетный день, запуск (8 октября 2012 г.)
[ редактировать ]
План миссии, опубликованный НАСА перед миссией, предусматривал, что Falcon 9 достигнет сверхзвуковой скорости через 70 секунд после старта и пройдет через область максимального аэродинамического давления « max Q » — точку, когда при запуске возникает механическое напряжение. пик транспортного средства из-за сочетания скорости и сопротивления, создаваемого атмосферой Земли — 10 секунд спустя. План предусматривал выключение двух двигателей первой ступени, чтобы уменьшить ускорение ракеты-носителя примерно через 2 минуты 30 секунд после начала полета, когда номинально Falcon 9 должен был иметь высоту 90 км (56 миль) и двигаться со скоростью, в 10 раз превышающей скорость. звука. Остальные двигатели планировалось отключить вскоре после этого — событие, известное как отключение главного двигателя (MECO). Через пять секунд после MECO первая и вторая ступени разделяются. Семь секунд спустя должен был загореться единственный вакуумный двигатель «Мерлин» второй ступени, чтобы начать 6-минутное 14-секундное горение, чтобы вывести Дракона на низкую околоземную орбиту . Через сорок секунд после зажигания второй ступени планировалось сбросить защитный носовой обтекатель «Дракона», прикрывающий механизм швартовки «Дракона». На отметке 9 минут 14 секунд после запуска двигатель второй ступени должен был отключиться (SECO). Тридцать пять секунд спустя «Дракон» должен был отделиться от второй ступени Falcon 9 и выйти на предварительную орбиту. Согласно плану, дракон затем развернёт свои солнечные панели Дракона и откройте дверь отсека управления наведением и навигацией (GNC), в которой находятся датчики, необходимые для встречи, и грейферное приспособление . [16]
День полета 2 (9 октября)
[ редактировать ]План миссии предусматривал, что космический корабль «Дракон» выполнит коэллиптический запуск, который выведет его на круговую коэллиптическую орбиту . [16]
Третий день полета (10 октября)
[ редактировать ]Пока Дракон преследовал Международную космическую станцию (МКС), космический корабль установил сверхвысокочастотную связь (УВЧ) с помощью блока сверхвысокочастотной связи COTS (CUCU). Также с помощью пульта управления экипажем (ПКТ) на борту станции экипаж экспедиции контролировал подход. Эта способность экипажа отправлять команды Dragon важна на этапах встречи и отбытия миссии. [16]
Во время последнего подхода к станции Центр управления полетами в Хьюстоне и команда SpaceX в Хоторне выполнили команду «гонять/не идти», чтобы позволить Dragon выполнить еще один запуск двигателя, в результате чего он оказался на расстоянии 250 м (820 футов) от станции. На этом расстоянии Dragon начал использовать свои системы наведения ближнего действия, состоящие из лидаров и тепловизоров. Эти системы подтвердили точность положения и скорости Dragon, сравнив изображение LIDAR, которое получает Dragon, с тепловизорами Dragon. Группа управления полетом Dragon в Хоторне при содействии группы управления полетом НАСА в Центре управления полетами Международной космической станции Космического центра имени Джонсона дала команду космическому кораблю приблизиться к станции из своего положения. и Хоторна выполнили еще одно «да/нет» После того, как команды Хьюстона , Дракону разрешили войти в защитную сферу (KOS), воображаемую сферу, нарисованную на расстоянии 200 м (660 футов) вокруг станции, которая снижает риск столкновения. Дракон занял позицию в 30 м (98 футов) от станции и автоматически удержался. Еще один вариант «да/нет» был завершен. Затем Дракон проследовал к позиции 10 м (33 фута) — точке захвата. Было выполнено окончательное решение «да/нет», и команда управления полетами в Хьюстоне уведомила экипаж о том, что они собираются захватить Дракона. [16]
В этот момент член экипажа 33-й экспедиции Акихико Хосиде из Японского агентства аэрокосмических исследований использовал роботизированную руку станции длиной 17,6 м (58 футов), известную как Canadarm2 , дотянулся до космического корабля Dragon и схватил его в 10:56 UTC. [6] Хошиде с помощью командира 33-й экспедиции Суниты Уильямс из НАСА направил Дракона на обращенную к Земле сторону модуля «Гармония» . Harmony Уильямс и Хошиде поменялись местами, и Уильямс осторожно пришвартовал Дракона к общему механизму швартовки в 13:03 UTC. [6] Открытие люка между Драконом и модулем «Гармония», которое изначально планировалось провести не раньше 11 октября 2012 года, было перенесено и произошло в 17:40 UTC. [6]
Оставшаяся часть миссии (с 11 по 28 октября)
[ редактировать ]

В течение двух с половиной недель экипаж МКС выгружал полезную нагрузку «Дракона» и перезагружал ее грузом для возвращения на Землю. [16]
После завершения миссии в орбитальной лаборатории недавно прибывший бортинженер 33-й экспедиции Кевин Форд использовал роботизированную руку Canadarm2, чтобы отсоединить Dragon от Harmony, вывести его к точке разблокировки на высоте 15 м (49 футов) и освободить корабль. Затем «Дракон» выполнил серию из трех выстрелов, чтобы вывести его на траекторию в сторону от станции. Примерно через шесть часов после того, как «Дракон» покинул станцию, он провел спуск с орбиты, который длился до 10 минут. Дракону требуется около 30 минут, чтобы снова войти в атмосферу Земли, что позволяет ему приводниться в Тихом океане, примерно в 450 км (280 миль) от побережья южной Калифорнии. Затем ствол Дракона, в котором находятся солнечные батареи, был выброшен за борт. [16]
Посадка контролировалась автоматическим запуском двигателей «Драко» во время входа в атмосферу . В тщательно рассчитанной последовательности событий двойные тормозные парашюты раскрываются на высоте 13 700 м (44 900 футов) для стабилизации и замедления космического корабля. Полное раскрытие тормозов вызывает выпуск трех основных парашютов диаметром 35 м (115 футов) каждый на высоте около 3000 м (9800 футов). Пока тормоза отделяются от космического корабля, основные парашюты еще больше замедляют спуск космического корабля примерно до 4,8–5,4 м/с (от 16 до 18 футов/с). Даже если бы «Дракон» потерял один из своих основных парашютов, два оставшихся парашюта все равно позволили бы благополучно приземлиться. Ожидается, что капсула Dragon приземлится в Тихом океане , примерно в 450 км (280 миль) от побережья южной Калифорнии . SpaceX использует лодку длиной 30 м (98 футов), оснащенную А-образной рамой и шарнирно-сочлененным краном, лодку для экипажа длиной 27,3 м (90 футов) для телеметрических операций и две надувные лодки с жестким корпусом длиной 7,3 м (24 фута) для подъема. операции. На борту находятся около дюжины инженеров и техников SpaceX, а также команда дайверов из четырех человек. После того, как капсула Dragon приводнилась, спасательная команда закрепила машину, а затем разместила ее на палубе для возвращения на берег. [16]
Технические специалисты SpaceX открыли боковой люк корабля и извлекли критически важные по времени предметы. Важный груз был помещен на быстроходный катер и отправился обратно в Калифорнию длиной 450 км (280 миль) для последующего возвращения в НАСА , которое затем позаботилось о драгоценном научном грузе и провело послеполетный анализ образцов. [17] Остальная часть груза была выгружена, как только капсула Dragon достигла испытательного полигона SpaceX в МакГрегоре, штат Техас . [18]
Полезная нагрузка
[ редактировать ]
Основная полезная нагрузка
[ редактировать ]При запуске CRS-1 Dragon было загружено около 905 кг (1995 фунтов) груза, 400 кг (880 фунтов) без упаковки. [16] В комплект входило 118 кг (260 фунтов) принадлежностей для экипажа, 117 кг (258 фунтов) критически важных материалов для поддержки 166 экспериментов на борту станции и 66 новых экспериментов, а также 105,2 кг (232 фунта) оборудования для станции, а также а также другие разные предметы. [16]
Дракон вернул 905 кг (1995 фунтов) груза, 759 кг (1673 фунта) без упаковки. [16] В комплект входило 74 кг (163 фунта) принадлежностей для экипажа, 393 кг (866 фунтов) оборудования для научных экспериментов и экспериментального оборудования, 235 кг (518 фунтов) оборудования космической станции, 33 кг (73 фунта) оборудования скафандра и 25 кг (55 фунтов) оборудования космической станции. фунты) разных предметов. [16]
Вторичная полезная нагрузка
[ редактировать ]За несколько месяцев до запуска второго поколения Orbcomm-G2 планировалось запустить прототип спутника весом 150 кг (330 фунтов) в качестве вторичной полезной нагрузки второй ступени Falcon 9. [19] [20] Хотя вторичная полезная нагрузка добралась до орбиты выведения «Дракона», аномалия в двигателе одного из девяти двигателей первой ступени Falcon 9 во время подъема привела к автоматическому отключению двигателей и более длительному сроку работы остальных восьми двигателей для завершения орбитального полета. вставка с последующим увеличением использования топлива по сравнению с номинальной миссией.
Основной подрядчик по полезной нагрузке, НАСА, требует расчетной вероятности более 99% того, что ступень любой вторичной полезной нагрузки на орбите, аналогичной наклону орбиты Международной космической станции, достигнет целевой высоты над станцией. Из-за отказа двигателя Falcon 9 использовал больше топлива, чем предполагалось, в результате чего оценка вероятности успеха снизилась примерно до 95%. Из-за этого вторая ступень не предприняла попытку повторного включения, и Orbcomm-G2 остался на непригодной для использования орбите. [21] [22] и сгорел в атмосфере Земли через 4 дня после запуска. [23] [24]
И SpaceX, и Orbcomm еще до миссии знали о высоком риске того, что вторичный спутник с полезной нагрузкой может остаться на более низкой высоте орбиты выведения Dragon, и это был риск, на который Orbcomm согласилась пойти, учитывая значительно более низкую стоимость запуска. для вторичной полезной нагрузки. [23]
Попытки запуска
[ редактировать ]Пытаться | Планируется | Результат | Повернись | Причина | Точка принятия решения | Погода хорошая (%) | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 8 октября 2012, 00:34:07 | Частичный успех: Успех для основной полезной нагрузки. Отказ вторичной полезной нагрузки. | — | 27 ° С (81 ° F) [1] [25] | На 79-й секунде запуска двигатель №. 1 потерял давление, и ракета приказала ему остановиться. [26] Из-за отказа двигателя на первой ступени протоколы безопасности сближения с МКС не позволили вывести спутник со вторичной полезной нагрузкой Orbcomm-G2 на правильную орбиту. [27] |
Аномалия двигателя Falcon 9
[ редактировать ]Во время подъема 79 секунд [28] после запуска произошла аномалия в одном из девяти двигателей первой ступени Falcon 9. SpaceX в течение нескольких лет подчеркивала, что первая ступень Falcon 9 спроектирована с возможностью «выключения двигателя», то есть с возможностью остановить один или несколько неисправных двигателей и при этом совершить успешный подъем. [29] В этом случае первая ступень SpaceX CRS-1 остановила двигатель №. 1, и в результате продолжал работу первой ступени остальных восьми двигателей дольше, чем обычно, с несколько уменьшенной тягой, чтобы вывести космический корабль «Дракон» на правильную орбиту. [30] Хотя и непреднамеренно, это была первая демонстрация в полете конструкции Falcon 9 с отключенным двигателем. [15] [31] и «обеспечивает наглядную демонстрацию возможностей двигателя». [32] [28]
В ответ на аномалию НАСА и SpaceX совместно сформировали Совет по послеполетному расследованию CRS-1. [33] По предварительной информации послеполетной комиссии, двигатель №. 1 топливный купол над соплом разорвался, но не взорвался. Горящее топливо, вытекшее до остановки двигателя, вызвало разрыв обтекателя, как видно на видеозаписях полета. [34] Последующие расследования, выявленные на слушаниях в Конгрессе, выявили, что проблема возникла в результате необнаруженного дефекта материала в рубашке отсека двигателя, который, вероятно, возник во время производства двигателя. Данные показывают, что во время полета этот дефект материала в конечном итоге превратился в брешь в основной камере сгорания. В результате этого нарушения возникла струя горячего газа и топлива в направлении основного топливопровода, что привело к вторичной утечке и, в конечном итоге, к быстрому падению давления в двигателе. В результате бортовой компьютер дал команду на остановку двигателя №1. 1 и Falcon 9 продолжили свой путь, чтобы обеспечить выход Dragon на орбиту для последующего сближения и стыковки с МКС. [35]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Образовательный час НАСА . Телевидение: НАСА ТВ. 8 октября 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б «SpaceX и НАСА планируют 7 октября запустить миссию по пополнению запасов на космическую станцию» . НАСА. 20 сентября 2012 года . Проверено 26 сентября 2012 г.
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ «Манифест запуска SpaceX» . СпейсИкс . Проверено 31 мая 2012 г.
- ^ «Сводный график запусков НАСА» . НАСА . Проверено 21 июня 2012 г.
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Кларк, Стивен (28 октября 2012 г.). «Возвращение Дракона: Коммерческое судно возвращается домой» . Космический полет сейчас . Проверено 30 октября 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кларк, Стивен (10 октября 2012 г.). «Дракон прибывает на станцию с коммерческой доставкой» . Космический полет сейчас . Проверено 18 октября 2012 г.
- ^ Карро, Марк (28 октября 2012 г.). «Капсула SpaceX Dragon CRS-1 отправляется с космической станции» . Авиационная неделя. Архивировано из оригинала 6 октября 2012 года . Проверено 30 октября 2012 г.
- ^ Хартман, Дэн (23 июля 2012 г.). «Состояние программы Международной космической станции» (PDF) . НАСА . Проверено 18 октября 2012 г.
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Пастор, Энди (7 июля 2012 г.). «SpaceX запускает грузовой полет на космическую станцию» . Уолл Стрит Джорнал . Проверено 8 октября 2012 года .
- ^ Перейти обратно: а б Кларк, Стивен (5 октября 2012 г.). «Коммерческое пополнение запасов космической станции стартует в воскресенье» . Космический полет сейчас . Проверено 6 октября 2012 года .
- ^ Кларк, Стивен (18 мая 2012 г.). «Историческая коммерческая миссия SpaceX — это всего лишь испытательный полет » . Космический полет сейчас . Проверено 25 августа 2012 г.
- ^ Кларк, Стивен (24 августа 2012 г.). «НАСА готово к оперативным грузовым полетам компании SpaceX» . Космический полет сейчас . Проверено 25 августа 2012 г.
- ^ Бергин, Крис (31 августа 2012 г.). «SpaceX успешно провела WDR на своем последнем Falcon 9» . NASASpaceFlight.com . Проверено 1 сентября 2012 года .
- ^ Бергин, Крис (29 сентября 2012 г.). «Falcon 9 запускает двигатели, пока МКС готовится к прибытию Dragon» . NASASpaceFlight.com . Проверено 29 сентября 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Фауст, Джефф (8 октября 2012 г.). «Коммерческий космический полет приступает к делу» . Космический обзор . Проверено 10 октября 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к «Пресс-кит миссии SpX CRS-1» (PDF) . НАСА. 4 октября 2012 года . Проверено 6 октября 2012 года .
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ «Обновления миссии Dragon CRS-1» . КОСМИЧЕСКИЙ ПОЛЕТ101. Архивировано из оригинала 12 февраля 2013 года . Проверено 8 октября 2013 г.
- ^ «Отчет о миссии Дракона; Возвращение Дракона: Коммерческий корабль домой» . Космический полет сейчас . Проверено 8 октября 2013 г.
- ^ «Orbcomm с нетерпением ожидает запуска нового спутника на следующем Falcon 9» (пресс-релиз). Космические новости. 25 мая 2012 года. Архивировано из оригинала 4 января 2013 года . Проверено 28 мая 2012 г.
- ^ Хартман, Дэн (23 июля 2012 г.). «Состояние программы Международной космической станции» (PDF) . НАСА . Проверено 28 августа 2012 г.
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Кларк, Стивен (11 октября 2012 г.). «Корабль Орбкомма упал на Землю, компания заявляет о полной потере» . Космический полет сейчас. Архивировано из оригинала 15 марта 2016 года . Проверено 11 октября 2012 г.
- ^ Линдси, Кларк (10 октября 2012 г.). «SpaceX CRS-1: Заявление SpaceX — обзор отказа двигателя 1-й ступени» . Новые космические часы. Архивировано из оригинала 29 января 2013 года.
- ^ Перейти обратно: а б де Сельдинг, Питер Б. (11 октября 2012 г.). «Корабль Orbcomm, запущенный Falcon 9, упал с орбиты» . Космические новости . Проверено 9 марта 2014 г.
Orbcomm попросила SpaceX вывести на борт один из своих небольших спутников (весом несколько сотен фунтов по сравнению с Dragon весом более 12 000 фунтов)... Чем выше орбита, тем больше тестовых данных [Orbcomm] сможет собрать, поэтому они попросили нас попытаться перезапустите и поднимите высоту. НАСА согласилось разрешить это, но только при условии наличия значительных запасов топлива, поскольку орбита будет находиться недалеко от Международной космической станции . Важно понимать, что Orbcomm с самого начала понимала, что маневр по поднятию на орбиту был предварительным. Они признали, что существует высокий риск того, что их спутник останется на орбите вывода Дракона. В противном случае SpaceX не согласилась бы запустить свой спутник, поскольку это не было частью основной миссии и существовал известный материальный риск отсутствия повышения высоты.
- ^ «Корабль Орбкомма упал на Землю, компания заявляет о полной потере» . Космический полет сейчас. 11 октября 2012 года . Проверено 29 мая 2021 г.
- ^ «Для запуска все выглядит очень хорошо» . НАСА. 7 октября 2012 года . Проверено 7 октября 2012 г.
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ «ОБНОВЛЕНИЕ МИССИИ SPACEX CRS-1» . Архивировано из оригинала 12 апреля 2017 года . Проверено 9 октября 2012 года .
- ^ «ORBCOMM ЗАПУСКАЕТ ПРОТОТИП СПУТНИКА OG2» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 21 октября 2012 года . Проверено 9 октября 2012 года .
- ^ Перейти обратно: а б Деньги, Стюарт (9 октября 2012 г.). «Falcon 9 теряет двигатель (и обтекатель) и демонстрирует устойчивость [так в оригинале]» . Внутреннее пространство . Архивировано из оригинала 21 марта 2014 года . Проверено 10 октября 2012 г.
обеспечивает наглядную демонстрацию возможностей двигателя
- ^ «Обзор Falcon 9» . SpaceX. 8 мая 2010 г.
- ^ Линдси, Кларк (8 октября 2012 г.). «SpaceX CRS-1: Пресс-конференция после конференции» . Новые космические часы. Архивировано из оригинала 17 декабря 2012 года.
- ^ Хенниган, WJ (8 октября 2012 г.). «Ракетный двигатель SpaceX отключился во время запуска на станцию» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 8 октября 2012 года .
- ^ Свитак, Эми (26 ноября 2012 г.). «Фалькон 9 РУД?» . Авиационная неделя. Архивировано из оригинала 21 марта 2014 года . Проверено 21 марта 2014 г.
- ^ Линдси, Кларк (12 октября 2012 г.). «SpaceX CRS-1: создана наблюдательная комиссия для расследования неисправности двигателя» . Новые космические часы. Архивировано из оригинала 29 января 2013 года.
- ^ Бергин, Крис (19 октября 2012 г.). «Дракон наслаждается пребыванием на МКС, несмотря на незначительные проблемы – начинается расследование Falcon 9» . NASASpaceFlight.com . Проверено 21 октября 2012 года .
Проблема на первом этапе была связана с двигателем 1, одним из девяти самолетов Merlin 1C , после того, как понятно, что топливный купол над соплом лопнул. Двигатель не взорвался, однако из-за сброса давления в двигателе обтекатель, защищающий двигатель от аэродинамических нагрузок, разорвался и упал с автомобиля.
- ^ «SpaceX: Обзор аномалий двигателя» . Авиационная неделя. Архивировано из оригинала 4 декабря 2017 года . Проверено 8 октября 2013 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- SpaceX CRS-1 Страница НАСА
- Пресс-кит миссии SpaceX CRS-1 (4 октября 2012 г.)
- Видео испытаний на статический огонь . YouTube (космический канал)
- Видео запуска . YouTube (космический канал)
- Видео подхода, захвата и стоянки Дракона . YouTube (РилНАСА)
- Видео открытия люка . YouTube (ТВ НАСА)
- Видео приводнения дракона . YouTube (космический канал)