РатСат
Тип миссии | Запустить демонстрацию |
---|---|
Оператор | SpaceX |
ИДЕНТИФИКАТОР КОСПЭРЭ | 2008-048А |
САТКАТ нет. | 33393 |
Продолжительность миссии | 15 лет, 10 месяцев, 7 дней (на орбите) |
Свойства космического корабля | |
Производитель | SpaceX |
Стартовая масса | 165 кг (364 фунта) [1] |
Размеры | 1,5 м (4,9 фута) в длину |
Начало миссии | |
Дата запуска | 28 сентября 2008 г., 23:15 | UTC
Ракета | Сокол 1 |
Запуск сайта | Остров Омелек |
Подрядчик | SpaceX |
Орбитальные параметры | |
Режим | Низкая околоземная орбита |
Высота перигея | 617 километров (383 миль) [2] |
Высота апогея | 635 километров (395 миль) [2] |
Наклон | 9.35° [2] |
Период | 97,09 минут [2] |
Эпоха | 24 января 2015, 18:58:23 UTC [2] |
РатСат [1] : 184 или ДемоСат [3] представляет собой имитатор алюминиевой массы четвертого полета ракеты Falcon 1 , запущенного 28 сентября 2008 года. Ратсат [4] остался прикрученным ко второй ступени ракеты-носителя после выхода на низкую околоземную орбиту . [5] Это камера из алюминиевого сплава в форме шестиугольной призмы длиной 1,5 м (5 футов). [6]
Запуск Falcon 1 , который вывел Ratsat на орбиту, стал первым успешным орбитальным запуском любой частных источников и разработанной жидкостной -носителя ракеты SpaceX финансируемой из Falcon 1 , чего ранее успешно осуществили только шесть стран. [7]
Запуск, получивший название Falcon 1 Flight 4 , был проведен SpaceX и также ознаменовал первый успешный выход ракеты Falcon 1 на орбиту после трех последовательных неудач в трех предыдущих попытках запуска. [8]
Фон
[ редактировать ]До запуска «Ратсата» три последовательных полета ракеты Falcon 1 закончились неудачей. В частности, во время третьего запуска Falcon 1 в августе 2008 года первая ступень ракеты после отделения ступеней продемонстрировала остаточную тягу и врезалась во вторую ступень, что привело к катастрофическому повреждению двигателя Kestrel второй ступени . [1] : 177–179 [8] Хотя решение проблемы было простым – добавить временную задержку между отключением главного двигателя и разделением ступеней – у SpaceX заканчивались деньги, и существовала большая неопределенность относительно того, состоится ли четвертый полет компании. [1] : 178–179 Генеральный директор SpaceX Илон Маск находился в состоянии огромного финансового и личного стресса, поскольку оба его предприятия, SpaceX и Tesla Inc. , находились под угрозой банкротства из-за серии неудач. Его финансовое положение усугублялось его недавним разводом с Джастин Маск - в результате урегулирования имущественного спора он остался бездомным, а также потерял своего первого сына из-за СВДС . [1] : 182–183
Подготовка
[ редактировать ]Доставка в Омелек
[ редактировать ]Сразу после третьего неудачного запуска Маск произнес ободряющую речь перед сотрудниками SpaceX и посоветовал им запустить еще одну ракету через шесть недель. По словам Маска, такой жесткий график был необходим, иначе компания будет перегружена операционным финансированием и рискует оказаться в банкротстве. Ракета была наспех собрана на заводе из ракетных запчастей. [1] : 183
Четвертый запуск Falcon 1 должен был доставить малазийский спутник RazakSAT , но правительство Малайзии отступило, и ни один другой заказчик не пожелал запускать трижды неудачную ракету. Поэтому команде SpaceX пришлось сделать нефункциональный алюминиевый шаблон для имитации полезной нагрузки ракеты. Шаблон весил 165 кг (364 фунта) и был назван «RatSat» по фамилиям Джеффа Ричичи, Рэя Амадора и Криса Томпсона , которые входили в структурную группу компании. Дизайн логотипа RatSat был вдохновлен Эда Рота , которыми Томпсон восхищался. футболками [1] : 183–184
Обычно первая ступень Falcon 1 доставлялась бы в контейнере на остров Омелек , атолл Кваджалейн , США (где SpaceX запустила ракету), а вторая ступень Falcon 1 доставлялась бы на остров на самолете Douglas DC-8 . Первая ступень была слишком большой, чтобы ее можно было запустить на DC-8. Однако из-за плотного графика первая ступень должна была быть доставлена по воздуху, поэтому после путаницы с военными контактами сотрудник SpaceX смог забронировать полет на самолете ВВС США по Boeing C-17 Globemaster III цене 500 000 долларов. Будучи намного больше, чем DC-8, C-17 может легко вместить первую ступень ракеты ( сухая масса которой весит 1800 кг (4000 фунтов) по сравнению с грузоподъемностью C-17 77 000 кг или 170 000 фунтов) и двадцать поддерживающих сотрудники. [1] : 184–187
3 сентября C-17 приземлился в международном аэропорту Лос-Анджелеса недалеко от штаб-квартиры SpaceX, загрузился и без проблем взлетел. Намеренно небольшое отверстие в линии наддува топлива кислородного бака Falcon 1 было сделано для выравнивания внутреннего давления ракеты с окружающим давлением. Этот подход сработал достаточно хорошо, чтобы ракетные баки медленно сбрасывали давление во время набора высоты. Однако, когда самолету пришло время снижаться на Гавайи и в кабине разгерметизировалось, небольшое отверстие не позволило воздуху достаточно быстро пройти в баки ракеты. Таким образом, «Фалькон-1» взорвался прямо рядом с поддерживающим экипажем. Если бы на борту самолета не было экипажей SpaceX, Falcon 1 был бы сброшен в море. [1] : 183–189
Поскольку топлива оставалось всего 30 минут, а ракета продолжала разрушаться, экипаж разрезал термоусадочную пленку ножами и приступил к устранению проблемы. Член экипажа залез в промежуточную ступень Falcon 1 с гаечным ключом и отсоединил линию наддува внутри, позволив воздуху пройти внутрь. Разрушившийся кислородный баллон вернули в форму, хотя его конструкция и получила повреждения. C-17 приземлился на базе ВВС Хикам на Гавайях в полночь. На следующее утро экипаж и ракета вылетели с Гавайев и приземлились на взлетно-посадочной полосе атолла Кваджалейн. Затем баржа доставила первую ступень ракеты на остров Омелек. [1] : 188–192
Исправления и тесты ракет
[ редактировать ]С помощью бороскопа , была обнаружена оторванная от корпуса танка перегородка и стало ясно, что Falcon 1 нуждается в полной разборке. Была предложена «правильная» шестинедельная процедура урегулирования, но она была быстро отклонена, поскольку к тому времени из-за операционных расходов у SpaceX не останется средств. Другое решение, предполагающее доставку ракеты обратно в штаб, также оказалось нежизнеспособным по той же причине. Единственным реальным вариантом была разборка ракеты на самом острове в течение одной недели. После некоторых колебаний команда SpaceX приступила к работе. 5 сентября двигатель Falcon 1 был снят первым: сняли разъемы и топливопроводы и поместили двигатель на деревянный брусок. Через полтора дня вся первая ступень была полностью разобрана. [1] : 192–196
Пока инженеры «Омелека» работали над первой ступенью, Томпсон и Бузза (еще один инженер) улетели обратно в Хоторн на Dassault Falcon 900 . Они загрузили самолет необходимым оборудованием и жидкостью для зажигания TEA - TEB , которая представляет собой вещество, которое самопроизвольно воспламеняется при контакте с воздухом и в целях безопасности обычно перевозится на лодке. После приземления на взлетно-посадочной полосе атолла Кваджалейн им велят покинуть самолет до следующего утра, когда военные экипажи смогут разгрузить припасы. Вместо этого Томпсон и Базза погрузили припасы в грузовик и отвезли его к причалу баржи, откуда их перевезут в Омелек. Теперь, когда Томпсон и Базза находятся на месте, инженеры SpaceX повторно собрали первую ступень и провели генеральную репетицию с использованием жидкого кислорода. Были опасения, что складки на первой ступени могут вызвать катастрофический взрыв, но, к счастью, они расправились, когда первая ступень оказалась под давлением. Цитата из книги Эрика Бергера » « Отрыв : «Они нарушили практически все правила аэрокосмической отрасли, чтобы собрать первую ступень». [1] : 193–196
Отремонтированная первая ступень была повторно соединена с первой ступенью, и ракета провела статические огневые испытания 20 сентября . Подготовка к запуску 23 сентября привела к тому, что наземный экипаж заменил часть трубопровода, подающего жидкий кислород к двигателю второй ступени Kestrel . Эта работа отложила запуск до 28 сентября. [9] [10]
Запуск
[ редактировать ]Четвертый полет Falcon 1 следовал по той же траектории, что и предыдущий полет. В ракету не было внесено никаких серьезных изменений, кроме увеличения времени между выгоранием первой ступени и отделением второй ступени. Это незначительное изменение направлено на устранение неисправности, наблюдавшейся в предыдущем полете, - повторного контакта между первой и второй ступенями путем рассеивания остаточной тяги в усовершенствованном двигателе первой ступени в вакууме перед разделением . [8] [5] [11]
Старт произошел с острова Омелек в 23:15 по всемирному координированному времени 28 сентября, через 15 минут после пятичасового окна запуска. Если бы запуск был отменен, его можно было бы провести в том же окне до 1 октября. [12] Через девять минут и 31 секунду после запуска двигатель второй ступени отключился после того, как корабль достиг орбиты. [13] Сообщается, что первоначальная орбита составляла примерно 330 на 650 километров (210 × 400 миль). [7] После периода выбега вторая ступень перезапустилась и выполнила успешный второй запуск, в результате чего вышла на финальную орбиту размером 621 на 643 километра (386 миль × 400 миль) с наклонением 9,35 ° . [4]
Последствия
[ редактировать ]Запуск RatSat ознаменовал первый успешный орбитальный запуск любой разработанной и финансируемой из частных источников жидкостной ракеты- носителя . [7] После короткого трехминутного выступления Маска: [14] Сотрудники SpaceX тусовались в Tavern on Main и Purple Orchid, двух барах, расположенных недалеко от штаб-квартиры SpaceX. Сотрудники центра управления полетами в Кваджалейне следили за RatSat до тех пор, пока батарея второй ступени не разрядилась. Они заперли комнату управления полетом и поехали на велосипедах к пристани, где ждали резервную команду с острова Мек и праздновали это в местном баре. [1] : 207–213
Несмотря на то, что SpaceX, наконец, осуществила успешный орбитальный полет, у Маска осталось всего 30 миллионов долларов, и он не смог поддерживать SpaceX и Tesla в течение двух месяцев. Вопреки распространенному мнению, четвертый полет Falcon 1 не привел напрямую к увеличению количества контрактов с клиентами. До 2008 года манифест запуска SpaceX состоял только из RazakSAT . Скорее всего, именно контракты НАСА по коммерческим орбитальным транспортным услугам и последующие контракты на коммерческие услуги по снабжению предоставили SpaceX столь необходимый фонд для спасения компании от банкротства. [1] : 217
Хотя SpaceX работала над концепцией восстановления первой ступени Falcon 1 с помощью парашютов, им пока это не удалось. Впоследствии Falcon 1 был выведен из эксплуатации после пятого запуска, причем восстановление первой ступени так и не было успешным. Первая ступень ракеты-преемницы, Falcon 9 , в конечном итоге будет реализована и докажет жизнеспособность восстановления разгонной ступени.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Бергер, Эрик (2 марта 2021 г.). Взлет: Илон Маск и отчаянные первые дни запуска SpaceX . Лондон: Уильям Морроу и компания . ISBN 978-0-00-844562-1 . OCLC 1233312066 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Детали спутника DEMOSAT/FALCON 1 2008-048A NORAD 33393» . Н2ЙО. 24 января 2015 г. Архивировано из оригинала 22 сентября 2015 г. Проверено 25 января 2015 г.
- ^ «DemoSat, идентификатор NSSDC: 2008-048A» . НАСА NSSDC. 28 сентября 2008 г. Архивировано из оригинала 24 октября 2020 г. Проверено 24 августа 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Макдауэлл, Джонатан (26 сентября 2008 г.). «Выпуск 601» . Космический отчет Джонатана . Архивировано из оригинала 26 августа 2009 г. Проверено 29 сентября 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кларк, Стивен (27 сентября 2008 г.). «SpaceX запустит в воскресенье свою четвертую ракету Falcon 1» . Космический полет сейчас. Архивировано из оригинала 19 декабря 2008 г. Проверено 28 сентября 2008 г.
- ^ «Пресс-релиз: SpaceX успешно вывела Falcon 1 на орбиту» . Архивировано из оригинала 26 января 2013 г. Проверено 29 сентября 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Кларк, Стивен (28 сентября 2008 г.). «Наконец-то сладкий успех ракеты Falcon 1» . Космический полет сейчас. Архивировано из оригинала 28 мая 2019 г. Проверено 6 апреля 2011 г.
первая частная ракета на жидком топливе, успешно достигшая орбиты.
- ^ Перейти обратно: а б с Малик, Тарик; Бергер, Брайан (6 августа 2008 г.). «SpaceX связывает отказ третьей ракеты с ошибкой синхронизации» . Space.com . Архивировано из оригинала 25 сентября 2008 г. Проверено 28 сентября 2008 г.
- ^ Брайан Бергер (23 сентября 2008 г.). «SpaceX откладывает запуск Falcon 1 после статического огневого испытания» . Space.com . Проверено 10 марта 2024 г.
- ^ Маск, Илон (27 сентября 2008 г.). «Сокол-1, рейс 4» . СпейсИкс . Архивировано из оригинала 25 июля 2011 г. Проверено 28 сентября 2008 г.
- ^ Шварц, Джон (29 сентября 2008 г.). «Частная компания вывела ракету на орбиту» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Архивировано из оригинала 14 декабря 2017 г. Проверено 29 сентября 2008 г.
- ^ Маск, Илон (27 сентября 2008 г.). «Сокол-1, рейс 4» . СпейсИкс . Архивировано из оригинала 25 июля 2011 г. Проверено 28 сентября 2008 г.
- ^ Рэй, Джастин (28 сентября 2008 г.). «Центр статуса миссии» . Космический полет сейчас. Архивировано из оригинала 11 мая 2012 г. Проверено 28 сентября 2008 г.
- ^ SpaceX выходит на орбиту с Falcon 1 — Flight 4 (полное видео, включая заявление Илона Маска) (веб-трансляция). Космический видкаст. 29 сентября 2008 г. Событие происходит в 32:40–36:07.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Раздел фотографий, стр. i-1 – i-16, по адресу Бергер, Эрик (2 марта 2021 г.). Взлет: Илон Маск и отчаянные первые дни запуска SpaceX . Лондон: Уильям Морроу и компания . ISBN 978-0-00-844562-1 . OCLC 1233312066 .
- SpaceX выходит на орбиту с Falcon 1 - Flight 4 (полное видео, включая заявление Илона Маска) - современная веб-трансляция TMRO