Jump to content

Звездолет HLS

Звездолет HLS
Рендеринг НАСА звездолета HLS
Производитель SpaceX
Страна происхождения Соединенные Штаты
Оператор SpaceX
Приложения Лунный посадочный модуль
Технические характеристики
Тип космического корабля Экипаж, многоразовый
Вместимость экипажа 2 ( Артемида 3 )
4 ( Артемида 4 )
Режим Окололунное пространство
Размеры
Высота 50 м (160 футов)
Диаметр 9 м (30 футов)
Емкость
Полезная нагрузка на лунную поверхность
Масса 100 т (220 000 фунтов) [1]
Производство
Статус В разработке
Первый запуск 2025 г. (планируется) [2]
Связанный космический корабль
Получено из SpaceX Starship (космический корабль)
Летал с SpaceX Супер Тяжелый
Звездолет HLS
Питаться от 3 Раптор двигателя
3 Raptor вакуумных двигателя
Блок подруливающих устройств RCS
Максимальная тяга 1500 т (14 700 кН; 3 310 000 фунтов ) (двигатели Raptor)
Порох Жидкий кислород / Метан

Звездолет HLS [а] — это лунный вариант космического корабля Starship , предназначенный для доставки астронавтов с лунной орбиты на поверхность Луны и обратно. Он проектируется и строится SpaceX в рамках контракта на систему высадки человека с НАСА в качестве важнейшего элемента программы НАСА «Артемида» по высадке экипажа на Луну.

План миссии предусматривает, что ракета-носитель Starship выведет Starship HLS на околоземную орбиту , где он будет дозаправлен несколькими космическими кораблями-заправщиками Starship, прежде чем выйти на лунную, почти прямолинейную гало орбиту (NRHO). Там он встретится с пилотируемым космическим кораблем «Орион» , который будет запущен с Земли с помощью ракеты-носителя НАСА « Система космического запуска » (SLS). Экипаж из двух астронавтов перейдет с Ориона на HLS, который затем спустится на поверхность Луны на срок примерно 7 дней, включая как минимум пять выходов в открытый космос . Затем он вернет команду на Орион в NRHO.

На третьем этапе процесса закупок HLS НАСА в апреле 2021 года заключило с SpaceX контракт на разработку, производство и демонстрацию Starship HLS. На 2025 год запланирован беспилотный испытательный полет, чтобы продемонстрировать успешную посадку на Луну. состоится полет с экипажем в рамках миссии «Артемида-3» . Ожидается, что после этого испытания не ранее сентября 2026 года [2] Позже НАСА заключило контракт на модернизированную версию Starship HLS для использования в миссии «Артемида-4» . [3]

Starship HLS — это вариант космического корабля Starship компании SpaceX, оптимизированный для работы на Луне и вокруг Луны. [4] В отличие от стандартного космического корабля Starship, Starship HLS никогда повторно не войдет в атмосферу, поэтому у него нет теплового экрана или поверхностей управления полетом . [4] Это уменьшает его массу, [4] а также количество запусков танкеров Starship, необходимых для дозаправки. [4] В отличие от более ранних конструкций HLS, в которых предлагалось несколько ступеней, весь космический корабль функционирует как ступень подъема и спуска. Как и другие варианты Starship, Starship HLS имеет шесть двигателей Raptor , установленных в хвостовой части, которые используются во время запуска, а также большей части приземления и подъема. [4] Находясь в пределах 100 метров от поверхности Луны, вариант будет использовать двигатели RCS с большой тягой , расположенные посередине тела, чтобы избежать столкновения шлейфа с лунным реголитом . [5] хотя эти двигатели могут и не понадобиться. [6] Двигатели сжигают газообразный кислород и метан вместо жидкого кислорода и метана, используемых «Рапторами». [5] [7] : 50:30  Электроэнергия подается с помощью группы солнечных батарей по периметру автомобиля. [8] [9] HLS имеет возможность находиться на лунной орбите в течение 100 дней. [8]

По данным НАСА, минимизация изменений в конфигурации транспортных средств и максимально распространенное проектирование и разработка Starship HLS принесут пользу будущим сборкам Starship HLS, устраняя необходимость в дополнительных испытаниях, оценке и проверке различных конструкций транспортных средств. [4] НАСА добавило, что это также позволит SpaceX ускорить сборку транспортных средств, чтобы обеспечить доступность и своевременную доставку для интеграции миссий. [4]

Разработка

[ редактировать ]
Стыковочная система Starship HLS проходит испытания

Астронавты НАСА протестировали концепцию лифта (переноса экипажа между кабиной звездолета HLS и поверхностью Луны) в декабре 2023 года. [10] В феврале 2024 года SpaceX полностью протестировала систему жизнеобеспечения. [11] и НАСА провело полномасштабное испытание системы стыковки Starship HLS с Орионом, а затем и с Воротами. [12] В том же месяце НАСА сообщило, что SpaceX выполнила более 30 задач, связанных с HLS, определив и протестировав оборудование, необходимое для выработки электроэнергии, связи, наведения и навигации, движения, жизнеобеспечения и защиты космической среды. [13]

14 марта 2024 года SpaceX успешно испытала передачу криогенного топлива в ходе комплексных летных испытаний 3 . [14] В апреле 2024 года НАСА сообщило, что ведутся работы над грузовым вариантом посадочного модуля. НАСА ожидает, что этот вариант будет готов и принят на вооружение к Артемиде VII. [15]

Профиль миссии

[ редактировать ]

Перед запуском корабля HLS с Земли звездолет, сконфигурированный как склад топлива, будет запущен на околоземную орбиту , а затем частично или полностью заполнен от четырех до четырнадцати [б] Полеты танкеров звездолета с топливом. [16]

Маск заявил, что в 2021 году потребуется от «четырех до восьми» запусков танкеров. [17] В том же году Счетная палата правительства заявила, что SpaceX «потребуется всего 16 запусков». [18] а в 2023 году представитель НАСА оценил количество запусков звездолетов, необходимых для одной посадки на Луну, «около двадцати». [18] По оценкам вице-президента SpaceX по операциям с клиентами, в 2024 году количество запусков танкеров составит «10», хотя это число может измениться. [19] Запуски должны будут происходить в быстрой последовательности, чтобы сохранить ограничения по графику и избежать потерь жидкого криогенного топлива из-за выкипания. [20]

Затем корабль Starship HLS запустится и встретится с уже загруженным складом топлива и дозаправится перед переходом с околоземной орбиты на лунную орбиту. [21]

Инфографика концепции операций «Артемида 3»

Как только HLS выйдет на почти прямолинейную гало-орбиту вокруг Луны, космический корабль «Орион» будет запущен с помощью ракеты системы космического запуска и состыкуется с ожидающим посадочным модулем Starship HLS. [21] [22] : 4, 5  После того, как два-четыре члена экипажа перейдут в HLS, он отправится в путь и спустится на поверхность Луны. [22] : 4, 5  После операций на поверхности Луны Starship HLS взлетит с Луны и вернется на лунную орбиту для встречи с Орионом. [22] : 4, 5  Затем экипаж возвращается на Орион и отправляется на Землю. Хотя это еще не подтверждено, теоретически Starship HLS может быть дозаправлен на орбите, чтобы доставить на поверхность больше экипажей и грузов. [23] [24]

Starship HLS основывается на системе SpaceX Starship, добавляя новый вариант космического корабля под названием Starship HLS. [23] Этот космический корабль будет использоваться вместе с ракетой-носителем Starship (называемой Super Heavy ) и двумя дополнительными вариантами космического корабля Starship, «танкером» и «депо», которые уже были запланированы до контракта НАСА HLS. [ нужна ссылка ]

Предыдущая история системы Starship

[ редактировать ]

Концепция SpaceX Starship изначально была задумана в начале 2010-х годов как космический корабль, который будет построен главным образом для усилий по колонизации Марса , которые Маск пропагандирует с 2011 года. [25] причем первые колонисты прибудут не ранее середины 2020-х годов. [26]

К 2016 году сфера применения стала несколько шире, что позволило совершать посадки на планеты с атмосферой и без нее . [27] Однако Маск в целом не подчеркивал полеты по направлению к Луне и конкретно заявил, что Луна не является необходимым шагом на пути к Марсу. [28] [29]

К концу 2018 года SpaceX определила, что основным конструкционным материалом для Starship будет нержавеющая сталь. [30] – примерно через год изготовления оборудования для поиска путей из углеродных композитных производство первоначального испытательного изделия, включая конструкцию резервуара под давлением для резервуаров с жидким метаном и жидким кислородом . материалов – и в начале 2019 года началось [31]

В период с июля 2019 года по июль 2021 года семь прототипов кораблей Starship, каждый из которых имел различную конфигурацию конструкции и различные цели испытаний, совершили в общей сложности восемь испытательных полетов в атмосфере , все из которых были запущены с космодрома SpaceX в Южном Техасе в Бока-Чика , штат Техас. [32] В 2023 году начались летные испытания комплектных кораблей Starship. [33] По состоянию на 2024 год первые два испытательных полета закончились неудачей, а третий испытательный полет успешно достиг желаемой траектории 14 марта 2024 года. [34] Четвертые летные испытания также прошли успешно и завершились мягкой посадкой ракеты-носителя и второй ступени в океане. [35]

Первоначальный контракт «Артемиды 3» («Вариант А»)

[ редактировать ]
Профиль миссии для «Артемиды-3» с Орионом и звездолетом HLS [22] : 4 

Сам Starship находится в разработке SpaceX, финансируемой из частных источников, с середины 2010-х годов, но вариант HLS разрабатывается в рамках контрактов НАСА с системой приземления человека . [36] Первоначальные проектные работы по контракту начались в мае 2020 года, а отбор и финансирование полной разработки произошли в апреле 2021 года, когда НАСА выбрало звездолет HLS для высадки «первой женщины и следующего мужчины» на Луну для миссии «Артемида-3» . [36]

Выбор лунного корабля Starship

[ редактировать ]

В 2021 году НАСА заключило контракт с SpaceX по фиксированной цене на сумму 2,89 миллиарда долларов США. Контракт предполагает разработку и производство Starship HLS. [36] а также выполнение двух полетов: беспилотного демонстрационного полета и пилотируемой посадки на Луну. [37] [21]

Звездолет HLS предназначен для стыковки на лунной околопрямолинейной гало-орбите либо с космическим кораблем НАСА «Орион» НАСА «Лунные ворота» , либо с космической станцией , чтобы принимать пассажиров перед спуском на поверхность Луны и возвращать их после подъёма. [22]

Звездолет HLS [а] Впервые был обнародован, когда НАСА первоначально выбрало его в апреле 2020 года для исследования конструкции в рамках программы «Артемида» , целью которой является высадка людей на Луну. SpaceX была одной из трех команд, выбранных для разработки конкурирующих проектов лунных кораблей для программы Артемида в течение года. [38] период с мая 2020 года. [38] Другими рассматриваемыми посадочными модулями были Dynetics HLS , предложенный аэрокосмическим производителем Dynetics , и Integrated Lander Vehicle , предложенный командой под руководством Blue Origin . [23] НАСА намеревалось позже выбрать и профинансировать не более двух из этих посадочных модулей, чтобы продолжить выполнение первых демонстрационных полетов. [39] [24]

16 апреля 2021 года НАСА выбрало только Starship HLS для разработки пилотируемого лунного корабля. [36] плюс два демонстрационных полета на Луну – один без экипажа и один с экипажем – не ранее 2024 года. Контракт оценивается в 2,89 миллиарда долларов США на несколько лет. [37] [21] Два астронавта НАСА «Артемида» должны приземлиться на первом приземляющемся звездолете HLS с экипажем. [40] НАСА ранее заявляло, что предпочитает финансировать разработку нескольких предложений по системам приземления человека с разными возможностями; однако «только одна конструкция была выбрана для первоначальной беспилотной демонстрации и первой посадки с экипажем из-за значительных бюджетных ограничений» для программы системы приземления человека, навязанной Конгрессом США . [21] НАСА заявило, что невыбранные предложения – Dynetics HLS и Blue Origin Integrated Lander Vehicle – а также посадочные аппараты от других компаний будут иметь право на последующие контракты на посадку на Луну. [21]

Противодействие со стороны конкурирующих компаний

[ редактировать ]

26 апреля 2021 года Blue Origin и Dynetics по отдельности опротестовали решение SpaceX в Счетной палате правительства США (GAO). [41] 30 июля 2021 года GAO отклонило протесты и установило, что «НАСА не нарушило закон о закупках» при заключении контракта с SpaceX, которая предложила гораздо более дешевую и более эффективную возможность высадки людей и грузов на Луну для НАСА «Артемида». [41] [42] Вскоре после того, как GAO отклонило апелляцию, НАСА произвело первоначальный платеж по контракту в размере 300 миллионов долларов компании SpaceX. [43] Акция протеста задержала разрешение NASA на работу по контракту и тем самым задержала начало работ SpaceX на 95 дней. [44] Blue Origin выпустила инфографические плакаты, подчеркивающие сложность Starship HLS, например, тот факт, что на орбите дозаправка подобным криогенным топливом, тому, которое использует Starship HLS, никогда не демонстрировалась, при этом заявляя, что в его конструкции используется «проверенная технология». [45]

13 августа 2021 г. [46] Blue Origin подала иск в Федеральный претензионный суд США, оспаривая «незаконную и неправильную оценку предложений НАСА». [44] [47] Blue Origin обратилась в суд с просьбой вынести судебный запрет на прекращение дальнейших расходов НАСА по существующему контракту со SpaceX. [48] и НАСА прекратило работу по контракту 19 августа, после того как SpaceX было разрешено работать над деталями Starship HLS, предназначенными для НАСА, всего в течение трех недель, поскольку работы ранее были остановлены в апреле. [46] Реакция на иск была отрицательной: многие критиковали Blue Origin за ненужные задержки в программе Artemis. [49] [50] [51]

4 ноября 2021 года суд удовлетворил ходатайство федерального правительства о прекращении дела. [52] [53] [54] и НАСА объявило, что возобновит работу со SpaceX как можно скорее. [55]

Контракт Артемиды 4 («Вариант Б»)

[ редактировать ]

23 марта 2022 года НАСА объявило, что будет использовать опцию в рамках первоначального контракта SpaceX HLS, известную как Вариант B, которая позволит конструкции звездолета HLS второго поколения провести демонстрационную миссию после Артемиды-3. [56]

15 ноября 2022 года НАСА объявило о выделении варианта B в размере 1,15 миллиарда долларов США и объявило, что эта посадка с экипажем должна произойти в рамках «Артемиды-4» . [3] Полет будет включать стыковку с Лунным шлюзом . [3] Вариант B HLS будет соответствовать требованиям НАСА к «устойчивому» HLS. К ним относятся возможность поддержки четырех членов экипажа и доставка большей массы на поверхность. [3]

Последующие контракты

[ редактировать ]

После того, как НАСА заключило с SpaceX контракт по варианту А, Конгресс поручил НАСА заключить второй контракт с HLS. В ответ НАСА создало «Приложение P» для устойчивого HLS, не относящегося к SpaceX. Этот посадочный модуль будет использоваться для «Артемиды-5» в качестве демонстрационного полета с экипажем. В мае 2023 года НАСА выделило Blue Origin 3,4 миллиарда долларов на разработку лунного корабля Blue Moon . [57] [58] НАСА намерено позволить Starship HLS вариант B и посадочному модулю Blue Moon участвовать в миссиях Artemis после Artemis 5 .

Задержки по расписанию

[ редактировать ]

В 2021 году Управление генерального инспектора НАСА (OIG) предупредило, что график разработки HLS нереален по сравнению с другими крупными программами космических полетов НАСА. [22] : 14–15  Заявив, что программы космических полетов за предыдущие 15 лет занимали в среднем 8,5 лет от заключения контракта до первого эксплуатационного полета, в то время как программа HLS пыталась сделать это примерно вдвое быстрее. [22] : 14–15  Напротив, OIG НАСА отметило, что лунному посадочному модулю « с момента заключения контракта до запуска миссии «Аполлон-11» Аполлон» потребовалось около 6 лет , при этом он получил «существенно более высокий уровень финансирования» с поправкой на инфляцию. [22] : 14  Основываясь на дате заключения контракта на базовый период HLS (май 2020 г.) и средней задержке недавних крупных программ космических полетов НАСА, они подсчитали, что программа HLS может столкнуться с задержками до 3,4 лет перед оперативными полетами. [22] : 16 

В ноябре 2023 года Счетная палата правительства США в своем отчете Конгрессу обозначила несколько проблем, с которыми Starship HLS сталкивается в процессе разработки. [59] По состоянию на сентябрь 2023 года «программа HLS отложила 8 из 13 ключевых событий как минимум на 6 месяцев». [59] два события отложены до 2025 года, «года, когда планируется запуск спускаемого аппарата». [59]

GAO также отметило, что SpaceX добилась ограниченного прогресса в разработке технологий, необходимых для дозаправки на орбите и хранения криогенного топлива, что является «важнейшим аспектом плана SpaceX по высадке астронавтов на Луну». [59] В 2023 году НАСА отложило критическую проверку конструкции Starship HLS до тех пор, пока SpaceX не выполнит миссию, демонстрирующую доставку на орбиту криогенного топлива. [60] В своем отчете Конгрессу GAO пришло к выводу, что высадка экипажа на Луну «Артемиды-3» вряд ли произойдет в 2025 году и что более вероятна дата запуска в начале 2027 года. [59] [61] Хотя SpaceX считает технологию, лежащую в основе двигателя Raptor, «относительно зрелой», отдел разработки HLS определил ее разработку как «главный риск» для программы и ее сроков до 2025 года. [59]

В июне 2023 года руководитель отдела разработки исследовательских систем НАСА Джим Фри заявил, что запланированная дата запуска «Артемиды-3» на декабрь 2025 года «действительно вызывает беспокойство» и, скорее всего, будет перенесена на 2026 год. [62] Он сказал, что критическая проверка конструкции Starship HLS, необходимая для того, чтобы SpaceX могла передать дополнительные средства по контракту, была отложена до тех пор, пока SpaceX не завершит демонстрационную миссию по дозаправке на орбите. [62] Глава НАСА по стратегии исследования Луны и Марса заявил, что задержка запуска «Артемиды-3» с 2025 на 2026 год частично связана с «проблемами разработки» Starship HLS. [63]

В январе 2024 года НАСА и SpaceX заявили, что испытания на посадку и подъем на Луну беспилотного корабля Starship HLS должны состояться в 2025 году, а запуск «Артемиды-3» будет отложен не ранее сентября 2026 года. [2] Частично задержка была связана с проблемами с тепловым экраном Ориона во время Артемиды I. [64]

Грузовой вариант

[ редактировать ]

В апреле 2024 года НАСА сообщило, что ведутся работы над грузовым вариантом посадочного модуля. НАСА ожидает, что этот вариант будет готов и принят на вооружение к Артемиде VII. [65] Грузовой вариант будет называться НАСА «Доставочными посадочными модулями человеческого класса» (HDL) и по состоянию на июнь 2024 года будет представлять собой посадочный модуль самой высокой грузоподъемности, доступный НАСА в рамках текущих исследований Луны. [66]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б HLS — это инициализм для «Системы приземления человека».
  2. В документации по заявке SpaceX на HLS используется консервативная цифра в 14 рейсов заправщиков. Маск заявил, что при массе полезной нагрузки танкера в 150 тонн потребуется от четырех до восьми рейсов заправщиков, в зависимости от массы полезной нагрузки самого Starship HLS и предполагаемой загрузки топлива (поскольку профиль миссии может допускать неполный бак). .
  1. ^ Бергер, Эрик (2 мая 2022 г.). «Инженер SpaceX говорит, что НАСА должно планировать «значительные» возможности Starship» . Арс Техника . Архивировано из оригинала 11 декабря 2023 года . Проверено 11 декабря 2023 г.
  2. ^ Jump up to: а б с Смит, Марсия (9 января 2024 г.). «НАСА откладывает следующие миссии Артемиды на 2025 и 2026 годы» . СпейсПолициОнлайн . Архивировано из оригинала 10 января 2024 года . Проверено 10 января 2024 г.
  3. ^ Jump up to: а б с д Ллойд, Ванесса (15 ноября 2022 г.). «НАСА награждает SpaceX вторым вариантом контракта на высадку на Луну Артемиды» . НАСА. Архивировано из оригинала 21 ноября 2022 года . Проверено 4 февраля 2023 г.
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж г Уотсон-Морган, Лиза; Хойнацкий, Кент Т.; Гальяно, Ларри; Холкомб, Шон В.; Значит, Лора; Ортега, Рене; Перси, Томас К.; Полсгроув, Тара; Вудс, Дэрил; Верметт, Джо П. (11 сентября 2023 г.). Система высадки человека НАСА: постоянное присутствие на Луне (PDF) . 74-й Международный астронавтический конгресс . ntrs.nasa.gov . Баку . Архивировано (PDF) из оригинала 17 октября 2023 года . Проверено 11 декабря 2023 г.
  5. ^ Jump up to: а б Каммингс, Ник (11 июня 2020 г.). Система высадки человека: возвращение сапог на Луну . Американское астронавтическое общество. Событие происходит в 35:00–36:02. Архивировано из оригинала 5 апреля 2023 года . Проверено 12 июня 2020 г. - через YouTube. ... для конечного спуска звездолета, за несколько десятков метров до того, как мы приземлимся на лунную поверхность, мы фактически используем систему RCS с большой тягой, чтобы не столкнуться с поверхностью Луны с помощью высокой тяги. -тяговые двигатели «Раптор». ... использует тот же метан и кислород, что и Raptor.
  6. ^ Сесник, Тревор (11 августа 2021 г.). «Тур по звездной базе и интервью с Илоном Маском» . Каждый день космонавт . Архивировано из оригинала 12 августа 2021 года . Проверено 12 октября 2021 г.
  7. ^ Маск, Илон. «Передние двигатели должны стабилизировать корабль при приземлении при сильном ветре. Если целью является максимальная полезная нагрузка на Луну на один корабль, то не нужны ни теплозащитные экраны, ни закрылки, ни большие пакеты газовых двигателей. Нет необходимости возвращать ранние корабли обратно. Они могут служить частью Луны. базовая альфа» . Твиттер.com . Архивировано из оригинала 2 сентября 2020 года.
  8. ^ Jump up to: а б Бургхардт, Томас (20 апреля 2021 г.). «После того, как НАСА использует звездолет SpaceX для первой посадки Артемиды, агентство надеется на будущие транспортные средства» . NASASpaceFlight.com . Архивировано из оригинала 20 апреля 2021 года . Проверено 21 ноября 2023 г.
  9. ^ Курковски, Сет (2 ноября 2023 г.). «Утечка новых HLS-рендеров SpaceX Starship демонстрирует гораздо более изысканный дизайн» . Исследованный космос . Архивировано из оригинала 5 декабря 2023 года . Проверено 22 ноября 2023 г.
  10. ^ «Астронавты НАСА тестируют концепцию лифта SpaceX для лунного модуля «Артемида» - НАСА» . Архивировано из оригинала 22 декабря 2023 года . Проверено 22 декабря 2023 г.
  11. ^ Аламалходаи, Аламалходаи (1 февраля 2024 г.). «Только что, Лиза Уотсон-Морган» . X (ранее Twitter) . Архивировано из оригинала 2 февраля 2024 года . Проверено 2 февраля 2024 г.
  12. ^ «НАСА, испытательная система космического корабля SpaceX для стыковки лунного модуля - НАСА» . Проверено 29 февраля 2024 г.
  13. ^ «НАСА, испытательная система космического корабля SpaceX для стыковки лунного модуля - НАСА» . Проверено 29 февраля 2024 г.
  14. ^ «СпейсИкс» . СпейсИкс . Проверено 9 апреля 2024 г.
  15. ^ «Идут работы над большими грузовыми посадочными модулями для миссий НАСА на Луну Артемида - НАСА» . 19 апреля 2024 г. Проверено 21 апреля 2024 г.
  16. ^ @elonmusk (11 августа 2021 г.). «16 полетов крайне маловероятны. Полезная нагрузка звездолета на орбиту составляет ~ 150 тонн, поэтому максимум 8 для заполнения 1200-тонных баков лунного звездолета. Без закрылков и теплового экрана звездолет намного легче. Лунные посадочные опоры мало что добавляют (1 /6 гравитации). Может потребоваться только половина заполненного, то есть 4 рейса танкера» ( Твит ) – через Твиттер .
  17. ^ Фауст, Джефф (17 ноября 2023 г.). «Для полетов космических кораблей на Луну потребуется около 20 запусков, сообщает НАСА» . Космические новости . Проверено 20 ноября 2023 г.
  18. ^ Jump up to: а б Фауст, Джефф (17 ноября 2023 г.). «Для полетов космических кораблей на Луну потребуется около 20 запусков, сообщает НАСА» . Космические новости . Проверено 20 ноября 2023 г.
  19. ^ Харвуд, Уильям (9 января 2024 г.). «НАСА откладывает первый полет астронавта Артемиды на конец 2025 года, а высадку на Луну — на 2026 год — CBS News» . www.cbsnews.com . Архивировано из оригинала 18 февраля 2024 года . Проверено 10 января 2024 г.
  20. ^ «Для полетов космических кораблей на Луну потребуется около 20 запусков, сообщает НАСА» . 17 ноября 2023 г.
  21. ^ Jump up to: а б с д и ж Бургхардт, Томас (20 апреля 2021 г.). «После того, как НАСА использует звездолет SpaceX для первой посадки Артемиды, агентство надеется на будущие транспортные средства» . NASASpaceflight.com . Архивировано из оригинала 20 апреля 2021 года . Проверено 21 апреля 2021 г.
  22. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Руководство НАСА миссией «Артемида» (PDF) (Отчет). Управление генерального инспектора НАСА . 15 ноября 2021 г. Архивировано (PDF) из оригинала 15 ноября 2021 г. . Проверено 22 ноября 2021 г.
  23. ^ Jump up to: а б с «НАСА выбирает пилотируемые посадочные модули Blue Origin, Dynetics и SpaceX для Артемиды» . NASASpaceFlight.com. 1 мая 2020 года. Архивировано из оригинала 15 мая 2020 года . Проверено 15 мая 2020 г.
  24. ^ Jump up to: а б Поттер, Шон (30 апреля 2020 г.). «НАСА назвало компании, которые будут разрабатывать пилотируемые корабли для миссий Артемида» . НАСА . Архивировано из оригинала 11 мая 2020 года . Проверено 15 мая 2020 г. Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  25. ^ «Илон Маск: через 10 лет отправлю человека на Марс» . Обзор рынка . Нью-Йорк: The Wall Street Journal. 22 апреля 2011 г. Архивировано из оригинала 2 сентября 2011 г. . Проверено 1 декабря 2011 г.
  26. ^ «Огромная марсианская колония под прицелом основателя SpaceX» . Новости Дискавери. 13 декабря 2012 года. Архивировано из оригинала 15 ноября 2014 года . Проверено 25 сентября 2016 г.
  27. ^ Бергер, Эрик (18 сентября 2016 г.). «Илон Маск расширяет свои амбиции, рассматривая возможность выйти далеко за пределы Марса» . Арс Техника . Архивировано из оригинала 20 сентября 2016 года . Проверено 19 сентября 2016 г.
  28. ^ Кнапп, Алекс. «Миллиардер SpaceX Илон Маск о бизнесе и будущем космических путешествий» . Форбс . Архивировано из оригинала 24 апреля 2021 года . Проверено 23 апреля 2021 г.
  29. ^ «Илон Маск о будущем космических путешествий и исследований» . Рынок . Общественное радио Миннесоты. 8 июля 2011 г. Архивировано из оригинала 23 апреля 2021 г. . Проверено 23 апреля 2021 г.
  30. ^ Д'Агостино, Райан (22 января 2019 г.). «Илон Маск: Почему я строю звездолет из нержавеющей стали» . Популярная механика . Архивировано из оригинала 22 января 2019 года . Проверено 30 мая 2019 г.
  31. ^ Ральф, Эрик (9 марта 2019 г.). «Прототип космического корабля SpaceX переместился на стартовую площадку нового ракетного транспортера» . Тесларати. Архивировано из оригинала 6 января 2020 года . Проверено 22 марта 2019 г.
  32. ^ «Звездный корабль SN8. Прыжок на 12,5 километров» . Каждый день космонавт . 10 ноября 2020 года. Архивировано из оригинала 28 января 2021 года . Проверено 5 декабря 2020 г.
  33. ^ ДеСисто, Остин (5 апреля 2023 г.). «Звездный корабль / Сверхтяжелый | Летные испытания звездолета IFT-1» . Каждый день космонавт . Архивировано из оригинала 9 декабря 2023 года . Проверено 13 декабря 2023 г.
  34. ^ Вебер, Райан (13 марта 2024 г.). «Starship Flight 3 преуспел в большинстве важных этапов» . NASASpaceFlight.com . Проверено 21 апреля 2024 г.
  35. ^ Бейл, Адриан (5 июня 2024 г.). «Звездный корабль добился успеха на четвертом летном испытании» . NASASpaceFlight.com . Проверено 11 июня 2024 г.
  36. ^ Jump up to: а б с д Фауст, Джефф (16 апреля 2021 г.). «НАСА выбирает SpaceX для разработки пилотируемого лунного корабля» . Космические новости . Архивировано из оригинала 23 мая 2021 года . Проверено 18 апреля 2021 г.
  37. ^ Jump up to: а б Бергер, Эрик (16 апреля 2021 г.). «НАСА выбирает SpaceX в качестве единственного поставщика лунного корабля. «Мы рассмотрели, что будет наиболее выгодным для правительства » . Арс Техника . Архивировано из оригинала 17 апреля 2021 года . Проверено 17 апреля 2021 г.
  38. ^ Jump up to: а б «NextSTEP H: Система приземления человека - НАСА» . 5 апреля 2019 года . Проверено 9 мая 2024 г.
  39. ^ «SpaceX, Blue Origin и Dynetics построят пилотируемые лунные корабли для следующего возвращения НАСА на Луну» . techcrunch.com . 30 апреля 2020 года. Архивировано из оригинала 4 августа 2020 года . Проверено 1 мая 2020 г.
  40. ^ Браун, Кэтрин (16 апреля 2021 г.). «По мере того, как «Артемида» движется вперед, НАСА выбирает SpaceX для высадки следующих американцев на Луну» . НАСА.gov . Архивировано из оригинала 16 апреля 2021 года . Проверено 16 апреля 2021 г.
  41. ^ Jump up to: а б Фауст, Джефф (30 июля 2021 г.). «GAO отрицает протесты Blue Origin и Dynetics по поводу контракта НАСА на лунный посадочный модуль» . Космические новости . Архивировано из оригинала 18 сентября 2021 года . Проверено 2 августа 2021 г.
  42. ^ «Заявление о решении Blue Origin-Dynetics» . 30 июля 2021 года. Архивировано из оригинала 18 сентября 2021 года . Проверено 16 августа 2021 г.
  43. ^ «Несмотря на протесты конкурентов, НАСА платит SpaceX 300 миллионов долларов за продолжение разработки космического корабля на Луну» . 14 августа 2021 года. Архивировано из оригинала 16 августа 2021 года . Проверено 16 августа 2021 г.
  44. ^ Jump up to: а б «Blue Origin Джеффа Безоса подает в суд на НАСА, обостряя борьбу за контракт на посадку на Луну» . Грань . 16 августа 2021 года. Архивировано из оригинала 16 августа 2021 года . Проверено 16 августа 2021 г. протест помешал SpaceX приступить к исполнению контракта на 95 дней, пока GAO выносило решение по делу.
  45. ^ Уильямс, Мэтт (18 августа 2021 г.). «Маск говорит, что дозаправка космического корабля для высадки на Луну потребует 8 запусков (возможно, 4)» . Архивировано из оригинала 26 августа 2023 года . Проверено 26 августа 2023 г.
  46. ^ Jump up to: а б Фауст, Джефф (19 августа 2021 г.). «Иск Blue Origin прекращает работу над контрактом НАСА HLS с SpaceX» . Космические новости . Архивировано из оригинала 19 августа 2021 года . Проверено 20 августа 2021 г.
  47. ^ Шитц, Майкл (16 августа 2021 г.). «Blue Origin Безоса подает на НАСА в федеральный суд по поводу присуждения SpaceX контракта на посадку на Луну» . CNBC . Архивировано из оригинала 16 августа 2021 года . Проверено 16 августа 2021 г.
  48. ^ «Blue Origin Джеффа Безоса подает в суд на лунное соперничество с SpaceX Илона Маска – Washington Post» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 17 августа 2021 года . Проверено 18 августа 2021 г.
  49. ^ Бергер, Эрик (16 августа 2021 г.). «Вот почему Blue Origin считает оправданным продолжение протеста против НАСА» . Арс Техника . Архивировано из оригинала 18 августа 2021 года . Проверено 18 августа 2021 г.
  50. ^ Шитц, Майкл (20 августа 2021 г.). «Высшие таланты покидают Blue Origin Джеффа Безоса, поскольку борьба с посадочными модулями НАСА обостряется» . CNBC . Архивировано из оригинала 20 августа 2021 года . Проверено 21 августа 2021 г.
  51. ^ Мак, Эрик. «Иск Blue Origin останавливает сотрудничество NASA Artemis с SpaceX» . CNET . Архивировано из оригинала 14 сентября 2021 года . Проверено 14 сентября 2021 г.
  52. ^ Шитц, Майкл (4 ноября 2021 г.). «Blue Origin Безоса проигрывает иск НАСА по контракту SpaceX на лунный посадочный модуль на сумму 2,9 миллиарда долларов» . CNBC . Архивировано из оригинала 4 января 2022 года . Проверено 4 ноября 2021 г.
  53. ^ Уолл, Майк (4 ноября 2021 г.). «Blue Origin проигрывает федеральный иск по контракту НАСА с лунным кораблем» . Space.com . Архивировано из оригинала 4 ноября 2021 года . Проверено 4 ноября 2021 г.
  54. ^ Прюитт-Янг, Шэрон (17 августа 2021 г.). «Blue Origin Джеффа Безоса подает в суд на НАСА из-за контракта на лунный посадочный модуль, переданного конкуренту SpaceX» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Архивировано из оригинала 20 октября 2021 года . Проверено 9 июня 2022 г.
  55. ^ Маргетта, Роберт (4 ноября 2021 г.). «Заявление НАСА о решении суда по лунному посадочному модулю «Артемида»» . НАСА . Архивировано из оригинала 4 ноября 2021 года . Проверено 4 ноября 2021 г.
  56. ^ МакГиннесс, Джеки; Рассел, Джими; Судник, Джанет; Поттер, Шон (23 марта 2022 г.). «НАСА предоставляет обновленную информацию о планах посадки астронавтов на Луну под управлением Артемиды» . НАСА . Архивировано из оригинала 12 октября 2022 года . Проверено 24 марта 2022 г.
  57. ^ О'Ши, Клэр (19 мая 2023 г.). «НАСА выбирает Blue Origin в качестве второго поставщика лунного модуля «Артемида»» . НАСА . Архивировано из оригинала 19 мая 2023 года . Проверено 19 мая 2023 г.
  58. ^ Браун, Кэтрин (16 апреля 2021 г.). «НАСА выбирает SpaceX для высадки следующих американцев на Луну» . НАСА . Архивировано из оригинала 22 апреля 2021 года . Проверено 19 мая 2023 г.
  59. ^ Jump up to: а б с д и ж «ПРОГРАММЫ НАСА ARTEMIS. Высадка экипажа на Луну сталкивается с множеством проблем» (PDF) . Ноябрь 2023 г. Архивировано (PDF) из оригинала 9 января 2024 г. Проверено 3 января 2024 г.
  60. ^ Фауст, Джефф (8 июня 2023 г.). «НАСА обеспокоено проблемами звездолета, которые задержат Артемиду-3» . Космические новости . Архивировано из оригинала 23 февраля 2024 года . Проверено 3 января 2024 г.
  61. ^ Зизо, Кристи (1 декабря 2023 г.). «Задержки космических кораблей означают, что высадка на Луну Артемиды может быть отложена, - говорится в отчете» . ВКМГ . Архивировано из оригинала 4 января 2024 года . Проверено 4 января 2024 г.
  62. ^ Jump up to: а б «Менеджер НАСА «обеспокоен» по поводу пути SpaceX к высадке астронавта Артемиды на Луну — CBS News» . www.cbsnews.com . 8 июня 2023 года. Архивировано из оригинала 4 января 2024 года . Проверено 3 января 2024 г.
  63. ^ Рулетка, Джоуи (9 января 2024 г.). «НАСА откладывает высадку астронавтов на Луну до 2026 года из-за «проблем» с космическими кораблями » . Рейтер . Архивировано из оригинала 10 января 2024 года . Проверено 10 января 2024 г.
  64. ^ Уоттлс, Джеки (9 января 2024 г.). «Высадка астронавта НАСА «Артемида III» на Луну отложена как минимум до сентября 2026 года» . CNN . Проверено 3 марта 2024 г.
  65. ^ «Идут работы над большими грузовыми посадочными модулями для миссий НАСА на Луну Артемида - НАСА» . 19 апреля 2024 г. Проверено 21 апреля 2024 г.
  66. ^ «Лунный надводный груз» (PDF) . НАСА.gov .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d3e683ea9894bb0e3b100b6c99bc7181__1721959920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d3/81/d3e683ea9894bb0e3b100b6c99bc7181.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Starship HLS - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)