Интегрированные летные испытания SpaceX Starship 3
![]() | Просьба об изменении названия этой статьи на «Летные испытания звездолета 3» находится в стадии обсуждения . Пожалуйста, не перемещайте эту статью до закрытия обсуждения. |
Видео полета звездолета во время IFT-3 | |
Тип миссии | Летные испытания |
---|---|
Оператор | SpaceX |
Продолжительность миссии | 49 минут 35 секунд (достигнуто) [1] 1 час 4 минуты 39 секунд (планируется) |
Орбиты завершены | <1 |
Свойства космического корабля | |
Космический корабль | Звездолет Корабль 28 |
Тип космического корабля | Звездолет |
Производитель | SpaceX |
Начало миссии | |
Дата запуска | 14 марта 2024 г., 13:25:00 UTC |
Ракета | Сверхтяжелый ( B10 ) |
Запуск сайта | Звездная база , ОЛМ-А |
Конец миссии | |
Разрушен | 14 марта 2024 г., 14:14:35 UTC [1] |
Орбитальные параметры | |
Режим | Суборбитальный (достигнуто) [1] Трансатмосферная околоземная орбита (планируется) [1] |
Высота периапсиса | -50 км (достигнуто) [1] 50 км (31 миль) (планируется) [1] |
Высота апоапсиса | 234 км (145 миль) (достигнуто) [1] 235 км (146 миль) (планируется) [2] |
Наклон | 26.5° [1] |
Комплексные летные испытания Starship 3 стали третьими летными испытаниями SpaceX Starship ракеты-носителя . SpaceX провела летные испытания 14 марта 2024 года. [3] [4]
Звездолет успешно завершил полноценную работу второй ступени, впервые достигнув запланированной орбитальной скорости, но распался при входе в атмосферу. [4] [5] [6]
Фон
[ редактировать ]Изменения по сравнению с предыдущим полетом
[ редактировать ]После того, как второй испытательный полет в ноябре 2023 года закончился разрушением как ракеты-носителя Super Heavy, так и космического корабля Starship , в аппараты было внесено 17 существенных изменений, включая модернизацию корабля до электрической системы управления вектором тяги (TVC). [7] [ не удалось пройти проверку ] (ракета-носитель модернизирована под ИФТ-2 [8] ) и задержку выпуска жидкого кислорода (LOX) до момента отключения двигателя звездолета (SECO). [7]
SpaceX модернизировала орбитальный резервуарный парк, установив дополнительные переохладители и насосы для увеличения расхода топлива. Кроме того, два резервуара для воды были сняты и сданы на слом. Стальные пластины были добавлены к бетону у основания пусковой башни из-за эрозии двигателей. Бетонная стена заменила барьеры HESCO, ранее защищавшие резервуарный парк. [9]
Разработка перед запуском
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в дополнении: информацией о фактической «Разработке перед запуском». Вы можете помочь, добавив к нему . ( март 2024 г. ) |
Испытания машин Flight 3 начались чуть менее чем через месяц после IFT-2. [10] [11] а S28 и B10 пройдут индивидуальные статические огневые испытания в конце декабря 2023 года. [12] [13] ФАУ верхней завершило расследование неудачного запуска IFT-2 26 февраля 2024 года. В отчете о неудачном запуске SpaceX определила 17 корректирующих действий, из которых десять были для ступени Starship и семь для ракеты-носителя Super Heavy . [14] Booster 10 и S28 провели генеральную репетицию . 3 марта 2024 года [15] 5 марта 2024 года SpaceX объявила, что планирует дату запуска 14 марта 2024 года до получения одобрения регулирующих органов. [16] [17] 13 марта 2024 года ФАУ выдало лицензию на запуск IFT-3. [18]
Профиль полета
[ редактировать ]IFT-3 был запущен с космодрома SpaceX Starbase вдоль побережья Южного Техаса около 8:25 CDT. Как и в случае с IFT-2, зажигание всех 33 разгонных двигателей и отделение ступеней прошли успешно. [19] B10 провел пусковой импульс . Однако 6 двигателей неожиданно начали отключаться, что привело к преждевременному отключению наддува; запланированная посадка в Мексиканском заливе не увенчалась успехом из-за того, что те же шесть двигателей вышли из строя, прежде чем были отключены, в результате чего семь двигателей получили команду на запуск, а два успешно достигли зажигания. После неудач SpaceX сообщила, что ракета-носитель была уничтожена на расчетной высоте примерно 462 метра (1516 футов). [3] Причиной этих сбоев в SpaceX определили засорение фильтров жидкого кислорода в двигателях. Аналогичная проблема возникла в IFT-2, в результате чего в Booster 10 была улучшена фильтрация. [20]
Сам космический корабль Starship достиг космоса и достиг заданной орбитальной скорости. Затем он провел несколько испытаний после остановки двигателя, в том числе успешную демонстрацию подачи топлива и испытание дозатора полезной нагрузки. Он попытался снова войти в атмосферу над Индийским океаном, и на высоте около 65 км вся телеметрия с Корабля 28 прекратилась, что указывало на потерю аппарата. [21] [22] [4] По данным SpaceX, скорость вращения S28 была слишком высокой, что привело к «неноминальному входу». Это было вызвано засорением клапанов, отвечающих за управление креном на Starship. [20]
Ссылка на номинальную визуализацию запуска в космической кабине.
Время | Событие | 14 марта 2024 г. |
---|---|---|
−01:15:00 | Руководитель полетов SpaceX проводит опрос и проверяет правильность загрузки топлива | Успех |
−00:53:00 | Идет загрузка окислителя звездолета (жидкий кислород) | Успех |
−00:51:00 | загрузка топлива звездолета ( жидкий метан Идет ) | Успех |
−00:42:00 | Идет загрузка сверхтяжелого окислителя (жидкий кислород) | Успех |
−00:41:00 | Идет погрузка сверхтяжелого топлива (жидкий метан) | Успех |
−00:19:40 | Усилитель охлаждения двигателя | Успех |
−00:03:30 | Загрузка ракеты-носителя завершена | Успех |
−00:02:50 | Загрузка топлива корабля завершена | Успех |
−00:00:30 | Руководитель полетов SpaceX проверяет готовность к запуску | Успех |
−00:00:10 | Активация пламегасителя | Успех |
−00:00:03 | Усилитель зажигания двигателя | Успех |
00:00:02 | Взлет | Успех |
00:00:52 | Max q (момент пиковой механической нагрузки на ракету) | Успех |
00:02:42 | Отключение основного двигателя бустера (MECO) | Успех |
00:02:44 | Зажигание двигателя звездолета и разделение ступеней (горячая ступень) | Успех |
00:02:55 | Запуск Boostback Booster | Успех |
00:03:50 | Отключение горения Booster Boostback | 6 двигателей остановились из-за закупорки фильтра LOX, что привело к преждевременному прекращению горения. [20] |
00:06:36 | Ракета-носитель трансзвуковая | Достигнуто позже запланированного из-за отклонения от номинальной траектории, вызванного ранним отключением бустера. [20] |
00:06:46 | Горящий запуск ракеты-носителя | 7 двигателей получили команду на запуск, и только 2 зажигались. [20] |
00:07:04 | Остановка горения при посадке ракеты-носителя | Потеря телеметрии от ракеты-носителя на высоте примерно 462 метра (1516 футов). [20] |
00:08:35 | Отключение двигателя звездолета (SECO) | Успех |
00:11:56 | Дверь полезного груза открыта | Успех [20] |
00:24:31 | Демонстрация передачи топлива | Успех [20] |
00:28:21 | Дверь полезной нагрузки закрывается | Успех [20] |
00:40:46 | Демонстрация перезапуска Raptor в космосе | Пропущен из-за потери контроля крена. [20] |
00:49:05 | Вход на звездолет | Заклинивание клапана управления креном на этапе выбега привело к потере управления и телеметрии автомобиля на высоте 65 км (40 миль). [20] |
01:02:16 | Звездолет трансзвуковой | — |
01:03:04 | Звездолет дозвуковой | — |
01:04:39 | Приводнение звездолета | — |
Последствия
[ редактировать ]После запуска SpaceX подтвердила, что Super Heavy был уничтожен на высоте 462 м над уровнем моря над Мексиканским заливом. [3] Статус испытания двери полезной нагрузки стал одним из основных тем неофициальных интерпретаций полета на YouTube и новостных статьях из-за предполагаемой проблемы, замеченной на видео полета, касающейся двери полезной нагрузки. В отчете SpaceX о запуске говорится, что испытание полезной нагрузки прошло успешно. [20]
Гвинн Шотвелл , президент и главный операционный директор SpaceX, заявила, что компания все еще изучает данные и то, что пошло не так в IFT-3, но что IFT-4 может быть запущен в ближайшее время, возможно, к началу мая. [24]
Глава НАСА Билл Нельсон похвалил SpaceX за «успешный испытательный полет». Он также заявил: «Сегодня мы делаем большие успехи с помощью Артемиды , чтобы вернуть человечество на Луну, а затем посмотрим на Марс». Основатель и генеральный директор SpaceX Илон Маск также похвалил команду и заявил, что «Звездный корабль доставит человечество на Марс». [25]
14 марта 2024 года ФАУ заявило, что произошла авария с участием как верхней ступени, так и ракеты-носителя, что положило начало расследованию под руководством SpaceX под надзором ФАУ. [26] Заместитель администратора агентства по коммерческим космическим перевозкам Кельвин Коулман заявил 18 марта, что он не ожидает каких-либо серьезных проблем, которые могли бы задержать расследование. Кроме того, шли разговоры о том, что ФАУ должно начать выдавать «портфель запусков», разрешая несколько запусков, а не один запуск за раз, в рамках более широких усилий по оптимизации процесса лицензирования запусков в ответ на критику со стороны SpaceX и Конгресса. что ФАУ слишком медленно их одобряло. [27] Лицензия на следующий запуск, скорее всего, потребует внесения изменений, но Коулман сказал, что ФАУ, возможно, сможет сначала завершить определение общественной безопасности, обнаружив, что при мартовском запуске не было никаких недостатков в критических системах безопасности, которые могли бы поставить под угрозу безопасность не вовлеченного населения. Если да, то «это позволит отделить расследование сбоя от изменения лицензии, а это означает, что мы можем выполнить модификацию лицензии, пока расследование сбоя продолжается». [28] Однако и то, и другое по-прежнему необходимо для получения лицензии на запуск. [29]
5 апреля SpaceX обратилась в ФАУ с просьбой согласиться с тем, что авария с IFT-3 не представляет собой проблему общественной безопасности. [30] 11 мая основатель и генеральный директор SpaceX Илон Маск заявил, что четвертый запуск Starship может произойти через 3-5 недель, перенеся дату на начало-середину июня. Расследование ФАУ и лицензия на запуск остаются на рассмотрении. [31] 17 мая ФАУ сделало заявление, что, если ФАУ согласится, что происшествие не было связано с проблемами общественной безопасности, SpaceX может вернуться к полетам, пока расследование IFT-3 остается открытым, при условии, что все остальные лицензионные требования будут выполнены. [32] Это заявление не означает, что SpaceX получила лицензию на запуск. [32]
24 мая SpaceX опубликовала сообщение в блоге, в котором изложила результаты третьего полета. По данным SpaceX, во время разгонного режима 6 двигателей начали отключаться, что привело к преждевременному отключению разгонного двигателя. Машина не позволила этим двигателям выполнить посадку, оставив только 7 двигателей. Два двигателя удалось успешно зажечь. У машины была меньшая, чем ожидалось, тяга, и она потерялась на высоте 462 метра. Основной вероятной причиной отключения наддува было засорение фильтра на впуске жидкого кислорода, что привело к потере давления в кислородных турбонасосах. По данным SpaceX, через несколько минут после отключения двигателей корабля (SECO) засорились клапаны, отвечающие за двигатели управления креном. Это исключило возможность проведения испытаний на перезажигание «Раптора» в полете. Из-за незапланированного крена корабль испытал гораздо большие тепловые нагрузки как в незащищенном, так и в облицованном отсеках.
Чтобы решить эти проблемы, SpaceX внесла аппаратные изменения в бак ускорителя с жидким кислородом, чтобы улучшить фильтрацию топлива. SpaceX также добавила на корабль больше двигателей с управлением по крену для обеспечения резервирования. Кроме того, были внесены изменения в аппаратное и программное обеспечение для повышения надежности запуска Raptor. [20]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Макдауэлл, Джонатан (14 марта 2024 г.). «Космический отчет Джонатана № 831» . Космический отчет Джонатана . Архивировано из оригинала 29 марта 2019 года . Проверено 14 марта 2024 г.
- ^ «Повествовательное описание: Заявка STA № 2224-EX-ST-2023» . Федеральная комиссия по связи . 8 ноября 2023 г. . Проверено 14 марта 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Третье летное испытание звездолета» . СпейсИкс . Архивировано из оригинала 6 марта 2024 года . Проверено 14 марта 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Чанг, Кеннет (14 марта 2024 г.). «SpaceX рвется вперед с последним запуском космического корабля» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 14 марта 2024 года . Проверено 14 марта 2024 г.
- ^ Шитц, Майкл (14 марта 2024 г.). «Корабль SpaceX отмечает важные этапы летных испытаний и в последние минуты разбивается над Индийским океаном» . CNBC . Архивировано из оригинала 14 марта 2024 года . Проверено 14 марта 2024 г.
- ^ «Корабль SpaceX уничтожен при возвращении на Землю в конце третьего испытательного полета» . Хранитель . 15 марта 2024 года. Архивировано из оригинала 15 марта 2024 года . Проверено 15 марта 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б «SpaceX — Обновления» . СпейсИкс . 26 февраля 2024 года. Архивировано из оригинала 13 сентября 2023 года . Проверено 13 марта 2024 г.
- ^ Робинсон-Смит, Уилл (4 ноября 2023 г.). «SpaceX готовится к запуску второго испытательного полета Starship в середине ноября» . Космический полет сейчас . Архивировано из оригинала 24 января 2024 года . Проверено 13 марта 2024 г.
- ^ Вебер, Райан (25 января 2024 г.). «Генеральная репетиция третьего полета Starship на горизонте» . NASASpaceFlight.com . Архивировано из оригинала 4 февраля 2024 года . Проверено 13 марта 2024 г.
- ^ SpaceX выкатывает корабль 28 для третьей кампании летных испытаний космического корабля , заархивировано из оригинала 14 декабря 2023 года , получено 14 декабря 2023 года .
- ^ Алехандро Алькантарилья, Ромера (18 декабря 2023 г.). "alexphysical13/status/1736722892878971139" . Архивировано из оригинала 18 декабря 2023 года . Проверено 18 декабря 2023 г.
- ^ SpaceX Static Fires Ship 28 для третьей кампании летных испытаний космического корабля , заархивировано из оригинала 20 декабря 2023 года , получено 20 декабря 2023 года .
- ^ Двойной статический огонь SpaceX из Booster 10 и Starship 28 (Видео). NASASpaceFlight.com . Архивировано из оригинала 29 декабря 2023 года . Проверено 29 декабря 2023 г.
- ^ Давенпорт, Кристиан [@wapodavenport] (26 февраля 2024 г.). «ФАУ закрыло расследование несчастного случая во втором испытательном полете Starship» ( твит ) . Проверено 7 марта 2024 г. - через Twitter .
- ^ SpaceX проводит третью попытку генеральной репетиции B10/S28 (видео). NASASpaceFlight.com . 4 марта 2024 года. Архивировано из оригинала 6 марта 2024 года . Проверено 4 марта 2024 г.
- ^ Бергер, Эрик (6 марта 2024 г.). «Следующая миссия Starship имеет ориентировочную дату запуска: 14 марта» . Арс Техника . Архивировано из оригинала 6 марта 2024 года . Проверено 7 марта 2024 г.
- ^ Райзингер, Дон (7 марта 2024 г.). «Миссия 3 космического корабля SpaceX: как посмотреть запуск 14 марта» . CNET . Архивировано из оригинала 8 марта 2024 года . Проверено 8 марта 2024 г.
- ^ «Лицензия на коммерческую космическую перевозку № ТОМ 23-129 Ред. 2» . Федеральное управление гражданской авиации . 13 марта 2024 года. Архивировано из оригинала 13 марта 2024 года . Проверено 13 марта 2024 г.
- ^ SpaceX запускает испытательный полет №3 космического корабля . Архивировано из оригинала 17 марта 2024 года . Проверено 17 марта 2024 г. - через YouTube .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м «НА ПУТИ К БЫСТРОМУ МНОГОРАБОТЕ» . SpaceX.com . Архивировано из оригинала 24 мая 2024 года . Проверено 24 мая 2024 г.
- ^ SpaceX запускает третьи летные испытания космического корабля . Архивировано из оригинала 14 марта 2024 года . Проверено 14 марта 2024 г. - через YouTube .
- ^ Кларк, Стивен (14 марта 2024 г.). «SpaceX отмечает значительный прогресс в третьем полете Starship» . Архивировано из оригинала 16 марта 2024 года . Проверено 16 марта 2024 г.
- ^ «Третье летное испытание звездолета» . СпейсИкс . Архивировано из оригинала 6 марта 2024 года . Проверено 7 марта 2024 г.
- ^ «SpaceX планирует быстрый переход к следующему полету звездолета» . 19 марта 2024 г. . Проверено 20 марта 2024 г.
- ^ «Несмотря на проблемы, SpaceX приветствует прогресс после третьего испытания ракеты Starship» . Аль Джазира . Архивировано из оригинала 15 марта 2024 года . Проверено 16 марта 2024 г.
- ^ «Заявления ФАУ об авиационных происшествиях и инцидентах» . ФАА . 14 марта 2024 года. Архивировано из оригинала 14 марта 2024 года . Проверено 15 марта 2024 г.
- ^ «SpaceX планирует быстрый переход к следующему полету звездолета» . 19 марта 2024 г. . Проверено 20 марта 2024 г.
- ^ «ФАУ: в настоящее время нет планов облагать налогом коммерческие космические запуски» . Космические новости. 10 апреля 2024 г. . Проверено 14 апреля 2024 г.
- ^ «Марша Смит о X: «Сейчас на пресс-конференции в Space Symp FAA/AST…» « . X. 10 апреля 2024 г. Проверено 22 апреля 2024 г.
- ^ Бейл, Адриан (22 мая 2024 г.). «ФАУ исправило дату подачи SpaceX заявления о безопасности. Цитата ниже» . X (ранее Twitter) . Проверено 22 мая 2024 г.
- ^ «Маск видит четвертый полет космического корабля SpaceX через 3-5 недель» . 12 мая 2024 г. Проверено 12 мая 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Адриан Белл (18 мая 2024 г.). «Адриан Белл на X: «Заявление ФАУ предоставлено…» « . Х. Проверено 18 мая 2024 г.