Аполлон-4
![]() Первый полет ракеты-носителя Сатурн-5. | |
Тип миссии | Беспилотный полет CSM на околоземной орбите ( A ) |
---|---|
Оператор | НАСА |
ИДЕНТИФИКАТОР КОСПЭРЭ | 1967-113А (командно-служебные модули) 1967-113Б (С-IVБ) [1] |
САТКАТ нет. | 3032 |
Продолжительность миссии | 8 часов 36 минут 59 секунд |
Орбиты завершены | 3 |
Свойства космического корабля | |
Космический корабль | Аполлон CSM -017 Аполлон ЛТА-10Р |
Производитель | Североамериканский Роквелл |
Стартовая масса | 36 856 кг (81 253 фунта) |
Начало миссии | |
Дата запуска | 9 ноября 1967 г., 12:00:01 UTC |
Ракета | Saturn V SA-501 |
Запуск сайта | Кеннеди LC-39 А |
Конец миссии | |
Восстановлен | Военный корабль США Беннингтон |
Дата посадки | 9 ноября 1967 г., 20:37:00 UTC |
Посадочная площадка | Северная часть Тихого океана 30 ° 06' с.ш. 172 ° 32' з.д. / 30,100 ° с.ш. 172,533 ° з.д. |
Орбитальные параметры | |
Справочная система | Геоцентрический |
Режим | Сильно эллиптическая орбита |
Высота перигея | −204 километра (−110 морских миль) |
Высота апогея | 18 092 километра (9 769 миль) |
Наклон | 31,9 градусов |
Период | 314,58 минут (начальное) |
Эпоха | 9 ноября 1967 г. [2] |
«Аполлон-4» (9 ноября 1967 года), также известный как SA-501 , был первым испытательным полетом беспилотной ракеты-носителя «Сатурн-5» , ракеты, которая в конечном итоге доставила астронавтов на Луну . Космический корабль был собран в Здании сборки транспортных средств и был первым, который был запущен из Космического центра Кеннеди (KSC) во Флориде, поднявшись со стартового комплекса 39 объекты, построенные специально для Сатурна , где были построены -5.
«Аполлон-4» был комплексным испытанием, то есть все ступени ракеты и космический корабль были полностью работоспособны во время первого полета, впервые для НАСА . Это был первый полет первой ступени S-IC и второй ступени S-II . Он также продемонстрировал первый перезапуск третьей ступени S-IVB в полете. В миссии использовался Block I, командно-служебный модуль модифицированный для тестирования нескольких ключевых модификаций Block II, включая его тепловой экран , при моделировании скорости и угла возвращения к Луне.
Запуск планировался на начало 1967 года, но был отложен до 9 ноября из-за проблем с различными элементами космического корабля и трудностей при предполетных испытаниях. Дополнительные проверки потребовались также после того, как в январе 1967 года в результате пожара погиб экипаж «Аполлона-1» .
Миссия приводнилась в Тихом океане чуть менее чем через девять часов после запуска, достигнув своей цели. НАСА сочло миссию полной успешной, доказав, что Сатурн -5 сработал, что стало важным шагом на пути к достижению главной цели - высадке астронавтов на Луну и их безопасному возвращению до конца 1960-х годов.
Фон
[ редактировать ]В 1961 году президент США Джон Ф. Кеннеди предложил своей стране высадить астронавта на Луну к концу десятилетия с безопасным возвращением на Землю. [3] Одним из первых решений, которые необходимо было сделать для достижения этой цели, было то, какую ракету-носитель использовать. НАСА остановило свой выбор на ракете Сатурн C-5, трехступенчатой ракете-носителе, основанной на ракетах, уже находящихся в разработке. В 1962 году это было одобрено НАСА, которое предполагало первый испытательный запуск в 1965 году и первый полет с экипажем к 1967 году, что оставило достаточно времени для достижения цели Кеннеди. [4] В начале 1963 года НАСА переименовало C-5 в V. Saturn [5]
После серьезных дебатов в НАСА в конце 1962 года было решено, что лунные миссии будут иметь режим « сближения на лунной орбите », при котором весь космический корабль «Аполлон» будет выводиться на лунную орбиту с помощью третьей ступени ракеты-носителя S-IVB . Оказавшись на лунной орбите, астронавты, которые должны были приземлиться, войдут в то, что тогда называлось Лунным экскурсионным модулем , который отделился от остальной части космического корабля, приземлился и после повторного взлета был выброшен после возвращения экипажа. Остальная часть корабля затем вернется на Землю. [6] Разрабатываемых стартовых комплексов было недостаточно для новой ракеты-носителя, и в 1962 году НАСА объявило о планах строительства нового комплекса на побережье Флориды, с которого можно было бы запускать лунные миссии «Аполлон». [7] Он получил название «Центр запуска операций», но после убийства Кеннеди в ноябре 1963 года был переименован в Космический центр Джона Ф. Кеннеди (KSC). [8] «Аполлон -4» был первым полетом с KSC и первым полетом с использованием стартового комплекса 39 (LC-39), построенного для размещения «Сатурна -5». [9]
Первые три полета с оборудованием Apollo были запущены с использованием Saturn IB . Эта меньшая ракета-носитель не использовала возможности KSC, но проблемы, решенные с помощью полетов Saturn IB, будут действительны и для тех, которые будут запущены с помощью Saturn V. И Saturn IB, и Saturn V будут использовать S-IVB, хотя IB будет использовать ее в качестве второй, последней ступени, а не третьей ступени, как на Сатурне V. Таким образом, многие из летных требований для полезной нагрузки, которую будет нести Сатурн V, могут быть решены без необходимости расходовать одну из больших ракет-носителей. [10] Помимо летной квалификации оборудования, необходимо было доказать, что наземные системы KSC могут успешно запустить «Сатурн-5», прежде чем рисковать жизнями астронавтов на одном из них. [11]
Три запуска Сатурна ИБ (в порядке запуска AS-201 , AS-203 и AS-202 ) состоялись в 1966 году; все прошли успешно. По словам Чарльза Д. Бенсона и Уильяма Б. Флаэрти в своей истории KSC, «Запуски Аполлон-Сатурн IB в 1966 году представляли собой важные достижения для стартовой команды НАСА. LC-34 и LC-37 , испытательные стенды для автоматизированной проверки , оказались неудовлетворительными. За двадцать месяцев между AS-201 и SA-501 [Аполлон- 4] KSC исправила основные проблемы с автоматизацией. Без этих достижений методом проб и ошибок запуск SA-501, самого сложного в истории Аполлона, был бы гораздо более трудным. " [12]
Задержки
[ редактировать ]
В январе 1965 года генерал-майор Сэмюэл К. Филлипс , директор программы «Аполлон» , запланировал SA-501, первый испытательный полет «Сатурна - 5», на январь 1967 года. Это оставляло мало свободного времени для отсрочки, особенно с учетом того, что были запланированы два дополнительных запуска «Сатурна-5» . последовать в 1967 году. [13] Многим чиновникам Аполлона не хватало уверенности в предложенной дате запуска, и эти опасения подтвердились. После взрыва линии жидкого кислорода, идущей к LC-39, из которого должен был быть запущен SA-501, существовала вероятность задержки на несколько недель. [14]
Компания North American Aviation была подрядчиком как второй ступени S-II Saturn V, так и космического корабля Apollo Command and Service Module (CSM). У НАСА возникли проблемы с графиком, стоимостью и качеством выполнения обеих программ North American, настолько серьезные, что Филлипс в ноябре и декабре 1965 года возглавил команду на объект North American в Калифорнии, чтобы исследовать ситуацию и рекомендовать решения проблем управления программой. Он опубликовал свои выводы в отчете своему руководителю Джорджу Мюллеру . [15] Технические специалисты обнаружили трещины в S-II, что отложило его испытательные запуски до приемки НАСА. Пока компания North American работала над ремонтом S-II, части ракеты начали поступать в KSC, начиная с S-IVB 14 августа 1966 года ( самолетом «Беременная гуппи» ), а затем вскоре последовала первая ступень S-IC на 12 сентября (на барже). «Прокладка» в форме катушки, которая заменила S-II, позволила НАСА сложить аппарат во время его проверки в Здании сборки транспортных средств (VAB). Поскольку S-II все еще не прибыл к ноябрю 1966 года (первоначально его планировалось на июль), НАСА планировало его прибытие в январе 1967 года, а запуск - через три месяца. CSM прибыл 24 декабря 1966 года, а S-II - 21 января 1967 года. Последним прибыла кормовая промежуточная ступень (конструкция между первой и второй ступенями) 31 января. [14]
Пожар на « Аполлоне -1» 27 января 1967 года, в результате которого погибли три астронавта во время испытаний на стартовой площадке, поставил планы НАСА под дальнейшие вопросы – хотя SA-501 был беспилотным, представители НАСА хотели внимательно изучить его CSM. НАСА планировало переставить корабль, как только это будет сделано. [14] но вместо этого проведенные проверки обнаружили в космическом корабле в общей сложности 1407 ошибок. [14] Инспекторы обнаружили множество беспорядочно проложенных и ободранных проводов — основного материала для коротких замыканий. [16]

Были обнаружены и другие проблемы, такие как лишний неуместный болт в одном из двигателей J-2 ; НАСА было озабочено не только возвращением избыточного оборудования, но и выяснением того, как оно туда попало. Встреча в марте 1967 года, на которой присутствовал Филлипс, выявила тысячу двести проблем с «Сатурном -5», которые технические специалисты предлагали решать по восемьдесят в день. [17] Пока CSM находился в ремонте, проставка была удалена из штабеля машины и установлен S-II. 24 мая было объявлено, что S-II будет удален для проверки после обнаружения микротрещин в другом строящемся тогда S-II; эта работа будет завершена к середине июня, после чего CSM также будет возвращен в штабель. Впервые ракета-носитель и космический корабль были полностью собраны. Его выкатили на LC-39 26 августа 1967 года. [14] где к нему присоединилась мобильная обслуживающая структура, которая через два дня обеспечила доступ к ракете-носителю и космическому кораблю, также доставленному на гусеничном ходу . [18] Это был первый случай, когда космический корабль НАСА был собран за пределами стартовой площадки, что позволило защитить оборудование и персонал от жаркого и влажного климата Флориды. [19]
Демонстрационные испытания с обратным отсчетом были запланированы на 20 сентября, но вскоре были перенесены на 25-е и начались только вечером 27-го. Ко 2 октября из-за задержек было потеряно еще два дня, но к 4 октября срок запуска составил минус 45 минут. Затем вышел из строя компьютер, и 9 октября отсчёт, обнулённый до минус 13 часов до запуска, возобновился. Появились новые проблемы с компьютером и оборудованием. К тому времени стартовая группа была утомлена, и был объявлен двухдневный перерыв. Испытание завершилось 13 октября. [20] это означает, что это заняло три недели, а не неделю или чуть больше, чем ожидалось. Принимая во внимание всеобщее внимание к запуску, глава НАСА по связям с общественностью Джулиан Шир довел до сведения администратора НАСА Джеймса Уэбба скептические вопросы средств массовой информации о том, привлечет ли когда-либо «Аполлон-4» внимание администратора НАСА Джеймса Э. Уэбба , что привело к ожесточенной встрече, на которой Уэбб заявил, что он это сделает. объявить дату запуска, когда он этого захочет. [21]
Эти трудности предоставили стартовому экипажу ценный опыт, но означали, что «Аполлон -4» не мог быть запущен самое раннее до 7 ноября. Проверка готовности к полету, состоявшаяся 19 октября, разрешила «Аполлон -4» к запуску при условии, что оставшиеся испытания и модификации были удовлетворительно завершены. [20] Обеспокоенная возможностью утечек тефлоновых уплотнительных колец и сливных клапанов баллонов с жидким кислородом на борту корабля из-за длительного нахождения его на стартовой площадке под солнцем Флориды, 2 ноября компания Phillips отложила запуск до ноября. 9. [21]
Цели
[ редактировать ]Целью «Аполлона-4» (вместе с другим беспилотным испытательным полетом «Сатурна-5», «Аполлоном -6») была квалификация ракеты-носителя, космического корабля «Аполлон» и наземных систем для последующих пилотируемых полетов на Луну. Помимо того, что «Аполлон-4» стал первым полетом «Сатурна V», он стал первым полетом двух его этапов: первой ступени S-IC и второй ступени S-II (S-IVB летал в составе корабля «Сатурн IB»). ). [11] [22]
Целью миссии «Аполлон-4» было получение полетных данных о структурной целостности и взаимной совместимости «Сатурна-5» и космического корабля, в том числе о полетных нагрузках и во время отделений, поскольку каждая ступень «Сатурна-5» была исчерпана и была выброшена. НАСА также хотело получить данные о работе подсистемы, включая подсистему обнаружения аварийных ситуаций, и стремилось оценить тепловой экран Apollo CM в условиях, имитирующих возвращение из лунной миссии. [23] НАСА также стремилось проверить возможность перезапуска S-IVB в космосе. [24] Все эти цели будут достигнуты. [25]
Оборудование
[ редактировать ]
На «Аполлоне-4» был установлен CSM-017, конструкция блока I командных и служебных модулей, предназначенная для испытаний и первых полетов «Аполлона» на околоземную орбиту. В отличие от космического корабля Block II, который должен был отправиться на Луну, у него не было возможности стыковаться с лунным модулем (ЛМ). [26] CSM-017 состоял из командного модуля CM-017 и служебного модуля SM-020. [27] CM-017 был вторым полнофункциональным CM, доставленным в НАСА; первый, CM-012, предназначался для «Аполлона- 1» и серьезно пострадал в результате пожара. [16] SM-020 изначально должен был использоваться в CSM-020, предназначенном для второго испытания Сатурна V, но ситуация изменилась после того, как SM-017, который должен был стать частью CSM-017, был поврежден в результате взрыва и был списан. [27]
В целях сертификации в CSM-017 было внесено несколько существенных модификаций Block II, поскольку ни один космический корабль Block II не мог летать без экипажа. [26] Они включали модернизацию теплового экрана до стандартов Block II, использование шлангокабеля Block II CM-SM и установку в стиле Block II антенн VHF и S-диапазона . Кроме того, были доработаны люки CM. [28] Тот факт, что люк космического корабля нельзя было легко открыть в случае чрезвычайной ситуации, привел к тому, что астронавты Аполлона-1 оказались в огне, который унес их жизни, и привел к изменению конструкции люка. Новый люк не должен был летать до второго испытания Сатурна-5 ( Аполлон-6 ), но его уплотнения должны были пройти летную квалификацию на Аполлоне- 4 — окно люка было заменено испытательной панелью, имитирующей уплотнения и внешний теплозащитный экран. Тепловой экран был модернизирован до стандартов Block II, поскольку высокоскоростной вход «Аполлона-4» в атмосферу Земли был предназначен для имитации возвращения с Луны. [29] Было установлено специальное оборудование, позволяющее Центру управления полетами управлять системами CSM удаленно, а также была камера, которая автоматически делала снимки из одного из окон CM на его последней орбите. [30] Поскольку на «Аполлоне -4» не было экипажа, на КМ не хватало кушеток, органов управления и дисплеев. [31]
Испытательный образец лунного модуля, LTA-10R, был перенесен и оставался внутри адаптера космического корабля-LM под номером SLA-8 на третьей ступени «Сатурна V» на протяжении всего полета. LTA представлял собой спускаемую ступень летного типа без шасси, а баки с топливом и окислителем содержали смесь воды, гликоля и фреона . На нем располагался макет подъемной ступени, сделанный из алюминия с балластом и не имевший полетных систем. SLA и LTA были предназначены для измерения нагрузки на них, когда «Сатурн -5» выходил на орбиту. [27] [32] LTA-10R будет уничтожен, когда S-IVB снова войдет в атмосферу. [33]

«Аполлон-4» был первым полетом «Сатурна -5». В то время это была самая большая ракета-носитель, когда-либо пытавшаяся совершить полет. [34] В этой миссии НАСА впервые использовало комплексные испытания, требующие, чтобы каждая ступень ракеты-носителя работала и чтобы на ней находился работающий космический корабль; решение, принятое в конце 1963 года. [35] Мюллер, возглавлявший в то время Управление пилотируемых космических полетов НАСА, был системным инженером , ранее работавшим над проектами военных ракет. ВВС Он признал, что всесторонние испытания были успешно использованы для быстрой разработки программы межконтинентальных баллистических ракет «Минитмен» , и подумал, что ее можно использовать для выполнения графика «Аполлона». [36] В меморандуме 1963 года он приказал, чтобы и первый полет Сатурна IB, и первый полет Сатурна V были демонтированы, чтобы каждая ступень была полностью функциональной и чтобы каждая из них имела работающий космический корабль. Второй полет каждого типа ракеты также будет беспилотным испытательным полетом, а третий полет будет пилотируемым. [37] Раньше Вернера фон Брауна команда в Центре космических полетов имени Маршалла тестировала новые ракеты поэтапно. [36] Saturn V будет испытан сразу, все ступени будут работоспособны и полностью пригодны к полету, включая CSM Apollo. [35] Это решение значительно упростило этап испытательного полета программы, исключив четыре миссии, но требовало, чтобы все работало правильно с первого раза. [35] У менеджеров программы «Аполлон» были опасения по поводу комплексных испытаний, но они согласились на них с некоторой неохотой, поскольку дополнительные испытания компонентов неизбежно отодвинули бы миссию по высадке на Луну за пределы цели 1970 года. [38]
Нумерация миссий
[ редактировать ]«Аполлон-4» был первой миссией, выполнявшей полет в соответствии с официальной схемой нумерации миссий «Аполлон», утвержденной Мюллером 24 апреля 1967 года; запланированный первый полет с экипажем, при подготовке к которому погибли три астронавта, был задним числом обозначен как «Аполлон -1», как того просили вдовы членов экипажа. Хотя три беспилотных полета Сатурна IB уже состоялись, только в двух из них находился космический корабль Аполлон (AS-203 нес только аэродинамический носовой обтекатель). Мюллер возобновил последовательность нумерации «Аполлона -4», не указывая «Аполлон-2» или «Аполлон- 3». [39] [40]
Общественный интерес и освещение в СМИ
[ редактировать ]VIP-персоны толпились в KSC за несколько дней до запуска. Фон Браун прибыл 6 ноября, на этот вечер у него был запланирован эксклюзивный ужин для руководителей и конференция. На запуск также пришли руководители НАСА, представители промышленности, лидеры Конгресса и дипломаты. [41] У каждого задействованного центра НАСА был список VIP-гостей, как и у штаб-квартиры НАСА в Вашингтоне, и дублирование было устранено, чтобы директор каждого центра мог пригласить гостей лично. За запуском наблюдали с открытых трибун возле ВАБ. НАСА создало штаб-квартиру прессы в Какао-Бич , где были аккредитованы представители СМИ, и предложило экскурсии по KSC приезжающим журналистам, а также получасовой трансфер. НАСА за их счет предоставило средствам массовой информации обширную телефонную связь на пресс-сайте возле LC-39. Работники КСК и члены их семей наблюдали за запуском, находясь рядом со своими рабочими местами. [42] Кроме того, 43 сотрудника подрядчиков, показавшие образцовую работу, были выбраны в качестве лауреатов премии «Информация о пилотируемых полетах», им была предоставлена VIP-экскурсия по КСК, светский вечер, в котором приняли участие шесть астронавтов, и осмотр запуска. [43]
«Аполлон-4», ставший первым полетом «Сатурна- 5», получил широкое освещение в средствах массовой информации, и писатели изо всех сил пытались донести до общественности размеры ракеты-носителя, заявляя, что она будет значительно возвышаться над Статуей Свободы и будет в тринадцать раз тяжелее. Компания North American в обращении к средствам массовой информации отметила, что 3000-тонный «Сатурн -5» значительно превосходит по весу «крупный эсминец военно-морского флота ». [44] За день до запуска Мюллер, Филлипс, фон Браун, заместитель администратора Роберт К. Симанс и директор Космического центра Кеннеди Курт Дебус [45] провел пресс-конференцию под открытым небом для более чем тысячи журналистов, в том числе из Советского Союза «Сатурн -5». , на фоне самолета [46]
Запуск и полет
[ редактировать ]Наше здание трясётся! Рев потрясающий! Здание трясётся! Это большое стеклянное окно дрожит. Мы держим его в руках! Посмотрите на эту ракету! В облака на высоте 3000 футов! Рев потрясающий! Посмотрите, как это происходит! Вы можете это видеть. Часть нашей крыши съехала сюда.
— Уолтер Кронкайт , 9 ноября 1967 г. [31] [47]
6 ноября 1967 года, в 22:30 времени по восточному стандартному (03:30 7 ноября по всемирному координированному времени ), [48] тот 56 + 1/2 Последовательность обратного отсчета часа началась с загрузки топлива. Всего было 89 автопоездов с жидким кислородом, 28 прицепов с Ж2 (жидкий водород) и 27 вагонов РП-1 ( керосин высокой очистки ). На этот раз возникших проблем было немного и они незначительны. [43] и не задерживал запуск за счет использования встроенных задержек обратного отсчета, в течение которых накопленные задержки восполнялись. [49]
«Аполлон-4» стартовал 9 ноября в 7:00 утра по восточному стандартному времени (полдень по всемирному координированному времени). За восемь секунд до старта загорелись пять двигателей F-1 , создав огромный шум по Космическому центру Кеннеди. Несмотря на то, что стартовые площадки LC-39 находились более чем в пяти километрах (трех милях) от здания сборки транспортных средств, звуковое давление было намного сильнее, чем ожидалось, и ударило по VAB, Центру управления запуском и зданиям прессы. Пыль слетела с потолка Центра управления запуском и образовала слой на консолях диспетчеров миссии. [50] Уильям Донн из Колумбийского университета описал этот взрыв как один из самых громких звуков, естественных или искусственных, в истории человечества, за исключением ядерных взрывов. [51] Комментатор CBS Уолтер Кронкайт и продюсер Джефф Гральник положили руки на смотровое окно своего трейлера, чтобы оно не разбилось, когда сверху упала потолочная плитка. Кронкайт считал «Аполлон -4» самой пугающей космической миссией, которую он освещал. [52]

В результате запуска S-IVB и CSM вышли на почти круговую орбиту длиной 190 километров (100 морских миль), номинальную парковочную орбиту, которая будет использоваться в лунных миссиях. После двух витков, в моделировании транслунной инъекции , которая приведет к последующим миссиям Аполлона к Луне, [53] первое повторное зажигание S-IVB в космосе вывело космический корабль на эллиптическую орбиту с апогеем 17 218 километров (9 297 морских миль) и перигеем, намеренно нацеленным на 84,6 километра (45,7 морских миль) под поверхностью Земли; это обеспечило бы как высокоскоростной вход командного модуля в атмосферу, так и разрушение после входа S-IVB. Вскоре после этого сгорания CSM отделился от S-IVB и запустил двигатель служебного модуля, чтобы довести апогей до 18 092 километров (9 769 морских миль). После прохождения апогея двигатель служебного модуля снова заработал на 281 секунду, увеличив скорость входа в атмосферу до 11 168 метров в секунду (36 639 футов / с) на высоте 120 километров (400 000 футов) и угле траектории полета -6,93 градуса. , моделирующий условия возвращения с Луны. [54]
CM приземлился примерно в 8,6 морских милях (16 км) от целевой площадки к северо-западу от острова Мидуэй в северной части Тихого океана. Его спуск был виден с палубы авианосца USS Bennington , главного спасательного корабля, который в течение двух часов поднял его и один из его парашютов, впервые парашют Аполлона был возвращен для проверки. Космический корабль был доставлен на Гавайи для дезактивации, после чего его доставили на объект North American в Дауни, штат Калифорния , для послеполетного анализа. [55]
Бортовые камеры
[ редактировать ]На борту «Аполлона-4» находились две кинокамеры. Они были установлены на «Сатурне -5» так, чтобы запечатлеть отделение первой ступени и промежуточной ступени от ракеты-носителя. Затем они будут катапультированы, спущены в Атлантический океан в капсулах с парашютами и радиомаяками и возвращены примерно на 870 километров (470 морских миль) ниже KSC. [56]

В командном модуле находилась автоматическая 70 -миллиметровая пленочная камера, снимавшая почти всю Землю. В течение двух часов и тринадцати минут по мере приближения корабля к апогею и прохождения его через переднее окно командирского пилота (левое) было получено в общей сложности 755 цветных изображений на высотах от 13 510 до 18 092 километров (7 295 километров). до 9769 морских миль). Это были цветные снимки, сделанные с самой большой высоты того времени. Фотографии не имели достаточного разрешения для получения подробных научных данных, но все же представляли интерес для тех, кто занимается науками о Земле . [24] [57]
Последствия, оценка и местонахождение космического корабля
[ редактировать ]Технически, управленческо и психологически «Аполлон -4» был важной и успешной миссией, особенно с учетом количества первых выполненных миссий. Это был первый полет первой и второй ступеней «Сатурна V» (ступень S-IVB летал на ракетах-носителях «Сатурн IB»), первый запуск полного «Сатурна V», первый перезапуск S-IVB на орбиту. полет, первый старт с Комплекса 39, первые летные испытания теплозащитного экрана командного модуля Блока II, первый полет даже моделируемого лунного модуля и так далее. Тот факт, что все работало так хорошо и без особых проблем, дал НАСА уверенность, как выразился Филлипс, что «Аполлон [был] на пути к Луне».
— Кортни Г. Брукс, Джеймс М. Гримвуд и Лойд С. Свенсон, Колесницы для Аполлона: история пилотируемого лунного космического корабля (1979) [26]
Все системы ракеты-носителя «Аполлон-4» и космического корабля работали удовлетворительно. При подъеме на орбиту каждая из трех ступеней «Сатурна-5» горела немного дольше, чем ожидалось. В результате корабль оказался на орбите примерно на один километр выше, чем ожидалось, что вполне в пределах допуска. Горение на одиннадцать секунд дольше, чем планировалось, означало, что КМ вошел в атмосферу Земли немного быстрее и под меньшим углом, чем планировалось, но все же в пределах допуска. Такое несоответствие произошло не из-за работы системы наведения (которая была образцовой), а из-за того, что горение контролировалось с Земли. Система экологического контроля CM поддерживала в кабине корабля приемлемые температуру и давление на протяжении всей миссии, повышаясь всего на 5,6 ° C (10 ° F) при входе в атмосферу. [58] [59]
Президент Линдон Джонсон так описал запуск: «Весь мир мог увидеть потрясающее зрелище первого запуска самой большой ракеты, когда-либо запущенной. Этот запуск символизирует силу, которую эта страна использует для мирного исследования космоса». [51] Фон Браун говорил о миссии как о «экспертном запуске на протяжении всего пути, от точного старта до выполнения каждого отдельного этапа». [43] В своей истории «Сатурна- 5» Роджер Бильштейн писал, что «безупречная миссия «Аполлона -4» воодушевила всю организацию НАСА; все смотрели вперед с приподнятым настроением». [60] Мюллер заявил, что «Аполлон -4» резко укрепил доверие многих и показал, что астронавты смогут высадиться на Луну к середине 1969 года. [43]
«Аполлон-6», второй полет «Сатурна -5», был запущен 4 апреля 1968 года. Хотя ступени «Сатурна-5» доставляли больше проблем, чем «Аполлон -4» (миссия испытывала продольные колебания на первой ступени и имела раннее выключение двигателя на второй ступени). ), [61] было решено, что третий беспилотный полет не нужен. «Сатурн -5» впервые полетел с экипажем на «Аполлоне-8» . [62] «Сатурн -5» отправлял астронавтов в космос и (за исключением «Аполлона-9 ») к Луне в каждой из последующих миссий «Аполлона». [63]
В январе 1969 года CM-017 был передан Смитсоновскому институту . [64] По состоянию на 1978 год он выставлялся в Музее жизни и науки Северной Каролины . [65] Впоследствии КМ был выставлен на всеобщее обозрение в Космическом центре Стенниса НАСА , где он оставался до 2017 года. В настоящее время он экспонируется в центре для посетителей Космического центра Стенниса, Научном центре «Бесконечность» в Перлингтоне, штат Миссисипи . [66]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Орлофф и Харланд 2006 , с. 124.
- ^ Макдауэлл, Джонатан. «Главный список спутников» . Космические страницы Джонатана . Проверено 23 марта 2014 г.
- ^ «Обзор миссии Аполлона-11» . НАСА . 21 декабря 2017 года . Проверено 14 февраля 2019 г.
- ^ Орлофф и Харланд 2006 , стр. 21–22.
- ^ Бильштейн 1996 , с. 60.
- ^ Орлофф и Харланд 2006 , стр. 25–26.
- ^ Бильштейн 1996 , с. 70.
- ^ Орлофф и Харланд 2006 , с. 34.
- ^ Пресс-кит , стр. 30–31.
- ^ Бенсон, Чарльз Д.; Фаэрти, Уильям Барнаби (1978). «Космический аппарат Аполлон-Сатурн IB» . Мунпорт: История стартовых комплексов и операций Аполлона . НАСА. НАСА SP-4204. Архивировано из оригинала 23 января 2008 года . Проверено 28 сентября 2021 г. Гл.17-3.
- ^ Перейти обратно: а б Оценка Сатурна V , с. XXXVIII.
- ^ Бенсон, Чарльз Д.; Фаэрти, Уильям Барнаби (1978). «Еще запуски Saturn IB» . Мунпорт: История стартовых комплексов и операций Аполлона . НАСА. НАСА SP-4204. Архивировано из оригинала 23 января 2008 года . Проверено 28 сентября 2021 г. Гл.17-7.
- ^ Бенсон, Чарльз Д.; Фаэрти, Уильям Барнаби (1978). «Генеральная репетиция 500-FA» . Мунпорт: История стартовых комплексов и операций Аполлона . НАСА. НАСА SP-4204. Архивировано из оригинала 23 января 2008 года . Проверено 28 сентября 2021 г. Гл.15-4.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Бенсон, Чарльз Д.; Фаэрти, Уильям Барнаби (1978). «Задержка за задержкой за задержкой» . Мунпорт: История стартовых комплексов и операций Аполлона . НАСА. НАСА SP-4204. Архивировано из оригинала 23 января 2008 года . Проверено 28 сентября 2021 г. Гл.19-3.
- ^ «Миссия НАСА «Аполлон» Аполлон-1 — отчет Филлипса» . НАСА . Отдел истории
- ^ Перейти обратно: а б Гиблин, Келли А. (весна 1998 г.). « Пожар в кабине!» " . Американское наследие изобретений и технологий . 13 (4). Издательство «Американское наследие». Архивировано из оригинала 20 ноября 2008 года.
- ^ Бильштейн 1996 , с. 352.
- ^ Пресс-кит , с. 28.
- ^ Пресс-кит , с. 31.
- ^ Перейти обратно: а б Бенсон, Чарльз Д.; Фаэрти, Уильям Барнаби (1978). «Больше задержек для AS-501» . Мунпорт: История стартовых комплексов и операций Аполлона . НАСА. НАСА SP-4204. Архивировано из оригинала 23 января 2008 года . Проверено 28 сентября 2021 г. Гл.19-5.
- ^ Перейти обратно: а б Бильштейн 1996 , с. 353.
- ^ Орлофф и Харланд 2006 , с. 75.
- ^ Пресс-кит , с. 1.
- ^ Перейти обратно: а б Дорнбах, Джон Э. (февраль 1968 г.). Анализ фотографий Земли миссии Apollo AS-501 (PDF) . Хьюстон, Техас: Центр пилотируемых космических кораблей , НАСА. НАСА ТМ X-58015 . Проверено 8 июля 2013 г.
- ^ Орлофф и Харланд 2006 , стр. 127–137.
- ^ Перейти обратно: а б с Брукс, 1979 г. , « Аполлон-4 и Сатурн V». Архивировано 7 ноября 2016 г., в Wayback Machine , гл. 9-5
- ^ Перейти обратно: а б с «Аполлон/Скайлэб ASTP и основные конечные элементы орбитального корабля шаттла» (PDF) . НАСА . Март 1978 г. с. 10, 15.
- ^ Пресс-кит , с. 19.
- ^ Пресс-кит , стр. 2, 19–20.
- ^ Пресс-кит , стр. 18–19.
- ^ Перейти обратно: а б Спид, Ричард (11 ноября 2019 г.). « Этот рев потрясающий… посмотрите, как взлетает эта ракета!» Прошло 52 года с тех пор, как первый Сатурн-5 покинул площадку» . Регистр . Проверено 5 сентября 2021 г.
- ^ Пресс-кит , с. 20.
- ^ Пресс-кит , с. 3.
- ^ Рейнольдс 2002 , стр. 81–82.
- ^ Перейти обратно: а б с Кэдбери 2006 , с. 274.
- ^ Перейти обратно: а б Мюррей и Кокс 1989 , стр. 156–162.
- ^ Бильштейн 1996 , с. 349.
- ^ Нойфельд 2007 , стр. 388–389, 400.
- ^ Эртель Иван Дмитриевич; Ньюкирк, Роланд В.; и др. (1969–1978). «Часть 1 (H): Подготовка к полету, происшествие и расследование: с 16 марта по 5 апреля 1967 г.» . Космический корабль «Аполлон»: хронология . Том. IV. Вашингтон, округ Колумбия: НАСА . LCCN 69060008 . OCLC 23818 . НАСА СП-4009. Архивировано из оригинала 5 февраля 2008 года . Проверено 3 марта 2011 г.
- ^ «30-летие Аполлона-11: пилотируемые миссии Аполлона» . Бюро истории НАСА. 1999. Архивировано из оригинала 20 февраля 2011 года . Проверено 3 марта 2011 г.
- ^ Бильштейн 1996 , с. 355.
- ^ Бенсон, Чарльз Д.; Фаэрти, Уильям Барнаби (1978). «Пресса, VIP-персоны, туристы, иждивенцы» . Мунпорт: История стартовых комплексов и операций Аполлона . НАСА. НАСА SP-4204. Архивировано из оригинала 23 января 2008 года . Проверено 28 сентября 2021 г. Гл.19-7.
- ^ Перейти обратно: а б с д Бенсон, Чарльз Д.; Фаэрти, Уильям Барнаби (1978). «Запуск Аполлона-4» . Мунпорт: История стартовых комплексов и операций Аполлона . НАСА. НАСА SP-4204. Архивировано из оригинала 23 января 2008 года . Проверено 28 сентября 2021 г. Гл.19-6.
- ^ Бильштейн 1996 , с. 354.
- ^ «Пресс-конференция перед запуском Аполлона-4» . НАСА . 8 ноября 1967 года. Архивировано из оригинала 19 января 2022 года . Проверено 15 октября 2021 г.
- ^ Моряки 2005 , стр. 78–80.
- ^ Бринкли 2012 , с. 369.
- ^ Орлофф и Харланд 2006 , с. 137.
- ^ Орлофф и Харланд 2006 , с. 122.
- ^ Уилфорд, Джон Ноубл (10 ноября 1967 г.). «Сатурн-5 выводит Аполлона на орбиту в ходе плавного испытания» (PDF) . Нью-Йорк Таймс . Проверено 22 февраля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Моряки 2005 , с. 80.
- ^ Бринкли 2012 , с. 368.
- ^ Орлофф и Харланд 2006 , с. 126.
- ^ Орлов и Харланд 2006 , стр. 126–127.
- ^ Орлофф и Харланд 2006 , с. 127.
- ^ Пресс-кит , с. 12.
- ^ Дэвис, Джейсон (23 мая 2018 г.). «Любопытный случай с изображениями Земли, сделанными Аполлоном-4» . Планетарное общество . Проверено 7 сентября 2021 г.
- ^ Орлов и Харланд 2006 , стр. 124–127.
- ^ Пресс-кит , с. 43.
- ^ Бильштейн 1996 , с. 359.
- ^ Орлов и Харланд 2006 , стр. 153–154.
- ^ Орлофф и Харланд 2006 , стр. 55–59.
- ^ Орлов и Харланд 2006 , стр. 572–573.
- ^ «Командный модуль Аполлона-4» . airandspace.si.edu . Проверено 19 июля 2020 г.
- ^ «Аполлон/Скайлэб ASTP и основные конечные элементы орбитального корабля шаттла» (PDF) . НАСА . Март 1978 г. с. 15.
- ^ Перлман, Роберт З. (31 октября 2017 г.). «Капсула Аполлона-4 с первого запуска Сатурна-5 приземлилась в Научном центре Бесконечность» . www.space.com . Проверено 19 июля 2020 г.
Библиография
[ редактировать ]- Пресс-кит «Аполлон-4» . Вашингтон, округ Колумбия: НАСА. 1968.
- Отчет об оценке полета ракеты-носителя «Сатурн-5» — миссия AS-501 «Аполлон-4» (PDF) . Центр космических полетов Джорджа Маршалла : НАСА . 15 января 1968 г. MPR-SAT-FE-68-1. Архивировано из оригинала (PDF) 3 марта 2016 года . Проверено 8 июля 2013 г.
- Бенсон, Чарльз Д.; Фаэрти, Уильям Барнаби (1978). Мунпорт: История стартовых комплексов и операций Аполлона . Серия историй НАСА. Вашингтон, округ Колумбия: Управление научной и технической информации НАСА . LCCN 77029118 . НАСА SP-4204 . Проверено 8 июля 2013 г.
- Бильштейн, Роджер Э. (1996). Этапы пути к Сатурну: технологическая история ракет-носителей «Аполлон/Сатурн» . Серия историй НАСА. Вашингтон, округ Колумбия: Управление истории НАСА, НАСА. ISBN 978-0-16-048909-9 . LCCN 97149850 . НАСА SP-4206 . Проверено 8 июля 2013 г.
- Бринкли, Дуглас (2012). Кронкайт . Нью-Йорк: ХарперКоллинз . ISBN 978-0-06-137426-5 . LCCN 2011051467 .
- Брукс, Кортни Г.; Гримвуд, Джеймс М.; Свенсон, Лойд С. младший (1979). Колесницы для Аполлона: история пилотируемого лунного космического корабля . Серия историй НАСА. Вашингтон, округ Колумбия: Управление научной и технической информации НАСА. LCCN 79001042 . НАСА SP-4205. Архивировано из оригинала 20 октября 2015 года . Проверено 8 июля 2013 г.
- Кэдбери, Дебора (2006). Космическая гонка: эпическая битва между Америкой и Советским Союзом за господство в космосе . Нью-Йорк: ХарперКоллинз. ISBN 978-0-06-084553-7 . LCCN 2005052693 .
- Мюррей, Чарльз А .; Кокс, Кэтрин Блай Кокс (1989). Аполлон: Гонка на Луну (1-е изд. Пробного камня). Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN 978-0-671-70625-8 . LCCN 89006333 .
- Нойфельд, Майкл Дж. (2007). Фон Браун: Космический мечтатель, военный инженер . Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф . ISBN 978-0-307-26292-9 .
- Орлофф, Ричард В.; Харланд, Дэвид М. (2006). Аполлон: Полный справочник . Чичестер, Великобритания: Издательская компания Praxis. ISBN 978-0-387-30043-6 .
- Рейнольдс, Дэвид Уэст (2002). Аполлон: Эпическое путешествие на Луну (1-е изд.). Нью-Йорк: Харкорт . ISBN 0-15-100964-3 . LCCN 2001051930 .
- Симанс, Роберт К. (2005). Проект Аполлон: трудные решения . Вашингтон, округ Колумбия: НАСА . ISBN 978-0-16-074954-4 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «Аполлон-4» НАСА. в Национальном центре космических научных данных
- Короткометражные фильмы «Миссия «Аполлон-4»» и «Миссия «Аполлон-5» доступны для бесплатного просмотра и скачивания в Интернет-архиве .