Jump to content

Аполлон-17

Аполлон-17
Первое полноцветное изображение — успешная высадка на Луну, на котором изображен американский флаг, астронавт, луноход и лунный посадочный модуль. Второе изображение представляет собой эмблему, содержащую статую греческого бога Аполлона, красные полосы внутри орла из белых линий, Луну, Сатурн и спиральную галактику; На внешней стороне эмблемы написано слово «Аполлон» и число «семнадцать» римскими цифрами, а затем имя «Сернан», «Эванс» и «Шмитт». На третьем и последнем изображении Шмитт слева, Сернан посередине и сидит, а Эванс позади Сернана.
Джин Сернан приветствует флаг США на «Аполлон» . лунного модуля «Челленджер» и лунного вездехода фоне
Тип миссии Высадка экипажа на Луну ( J )
Оператор НАСА
ИДЕНТИФИКАТОР КОСПЭРЭ
  • ЦСМ: 1972-096А
  • ЛМ: 1972-096C
САТКАТ нет.
  • ЦСМ: 6300
  • ЛМ: 6307
Mission duration12 days, 13 hours, 51 minutes, 59 seconds
Spacecraft properties
Spacecraft
Manufacturer
Launch mass48,609 kilograms (107,165 lb)[2]
Landing mass5,500 kilograms (12,120 lb)[3]
Crew
Crew size3
Members
Callsign
  • CSM: America
  • LM: Challenger
EVAs1 in cislunar space
3 on the lunar surface
EVA duration1 hour, 5 minutes, 44 seconds
(Spacewalk to retrieve film cassettes)
Start of mission
Launch dateDecember 7, 1972, 05:33:00 (1972-12-07UTC05:33Z) UTC (12:33 a.m. EST)[4]
RocketSaturn V SA-512
Launch siteKennedy LC-39A
End of mission
Recovered byUSS Ticonderoga
Landing dateDecember 19, 1972, 19:54:58 (1972-12-19UTC19:54:59Z) UTC[5]
Landing siteSouth Pacific Ocean
17°53′S 166°07′W / 17.88°S 166.11°W / -17.88; -166.11 (Apollo 17 splashdown)
Lunar orbiter
Spacecraft componentCommand and service module
Orbital insertionDecember 10, 1972, 19:53:55 UTC[5]
Orbital departureDecember 16, 1972, 23:35:09 UTC[5]
Orbits75
Lunar lander
Spacecraft componentLunar module
Landing dateDecember 11, 1972, 19:54:58 UTC[5]
Return launchDecember 14, 1972, 22:54:37 UTC[5]
Landing siteTaurus–Littrow
20°11′27″N 30°46′18″E / 20.1908°N 30.7717°E / 20.1908; 30.7717[6]
Sample mass115 kilograms (254 lb)
Surface EVAs3
EVA duration
  • 22 hours, 3 minutes, 57 seconds
  • First: 7 hours, 11 minutes, 53 seconds
  • Second: 7 hours, 36 minutes, 56 seconds
  • Third: 7 hours, 15 minutes, 8 seconds
Lunar rover
Distance driven35.7 kilometers (22.2 mi)

Left to right: Schmitt, Cernan (seated), Evans
Apollo 18 (canceled) →

Аполлон-17 (7–19 декабря 1972 г.) — одиннадцатая и последняя миссия НАСА программы «Аполлон» , шестой и самый последний раз, когда люди ступили на Луну или вылетели за пределы низкой околоземной орбиты . Командир Джин Сернан и пилот лунного модуля Харрисон Шмитт гуляли по Луне, а пилот командного модуля Рональд Эванс находился на орбите над ней. Шмитт был единственным профессиональным геологом, совершившим высадку на Луне; он был выбран вместо Джо Энгла , поскольку НАСА было вынуждено отправить ученого на Луну. Большой упор миссии на науку означал включение ряда новых экспериментов, включая биологический эксперимент с пятью мышами , который проводился в командном модуле.

Планировщики миссии преследовали две основные цели при выборе места посадки: взять образцы материала лунного нагорья, более древнего, чем материал в Море Дождей , и исследовать возможность относительно недавней вулканической активности . Поэтому они выбрали Таурус-Литтроу , где образования, которые наблюдались и фотографировались с орбиты, считались вулканическими по своей природе. Поскольку все три члена экипажа участвовали в предыдущих лунных миссиях «Аполлона», они были знакомы с космическим кораблем «Аполлон» и имели больше времени для обучения геологии.

Launched at 12:33 a.m. Eastern Standard Time (EST) on December 7, 1972, following the only launch-pad delay in the course of the whole Apollo program that was caused by a hardware problem, Apollo 17 was a "J-type" mission that included three days on the lunar surface, expanded scientific capability, and the use of the third Lunar Roving Vehicle (LRV). Cernan and Schmitt landed in the Taurus–Littrow valley, completed three moonwalks, took lunar samples and deployed scientific instruments. Orange soil was discovered at Shorty crater; it proved to be volcanic in origin, although from early in the Moon's history. Evans remained in lunar orbit in the command and service module (CSM), taking scientific measurements and photographs. The spacecraft returned to Earth on December 19.

The mission broke several records for crewed spaceflight, including the longest crewed lunar landing mission (12 days, 14 hours),[7] greatest distance from a spacecraft during an extravehicular activity of any type (7.6 kilometers or 4.7 miles), longest time on the lunar surface (75 hours), longest total duration of lunar-surface extravehicular activities (22 hours, 4 minutes),[8] largest lunar-sample return (approximately 115 kg or 254 lb), longest time in lunar orbit (6 days, 4 hours),[7] and greatest number of lunar orbits (75).[9]

Crew and key Mission Control personnel

[edit]
Position[10]Astronaut
CommanderEugene A. Cernan
Third and last spaceflight
Command Module Pilot (CMP)Ronald E. Evans
Only spaceflight
Lunar Module Pilot (LMP)Harrison H. Schmitt
Only spaceflight

In 1969, NASA announced[11] that the backup crew of Apollo 14 would be Gene Cernan, Ronald Evans, and former X-15 pilot Joe Engle.[12][13] This put them in line to be the prime crew of Apollo 17, because the Apollo program's crew rotation generally meant that a backup crew would fly as prime crew three missions later. Harrison Schmitt, who was a professional geologist as well as an astronaut, had served on the backup crew of Apollo 15, and thus, because of the rotation, would have been due to fly as lunar module pilot on Apollo 18.[14]

In September 1970, the plan to launch Apollo 18 was cancelled. The scientific community pressed NASA to assign a geologist, rather than a pilot with non-professional geological training, to an Apollo landing. NASA subsequently assigned Schmitt to Apollo 17 as the lunar module pilot. After that, NASA's director of flight crew operations, Deke Slayton, was left with the question of who would fill the two other Apollo 17 slots: the rest of the Apollo 15 backup crew (Dick Gordon and Vance Brand), or Cernan and Evans from the Apollo 14 backup crew. Slayton ultimately chose Cernan and Evans.[11] Support at NASA for assigning Cernan was not unanimous. Cernan had crashed a Bell 47G helicopter into the Indian River near Cape Kennedy during a training exercise in January 1971; the accident was later attributed to pilot error, as Cernan had misjudged his altitude before crashing into the water. Jim McDivitt, who was manager of the Apollo Spacecraft Program Office at the time, objected to Cernan's selection because of this accident, but Slayton dismissed the concern. After Cernan was offered command of the mission, he advocated for Engle to fly with him on the mission, but it was made clear to him that Schmitt would be assigned instead, with or without Cernan, so he acquiesced.[15][16] The prime crew of Apollo 17 was publicly announced on August 13, 1971.[17]

When assigned to Apollo 17, Cernan was a 38-year-old captain in the United States Navy; he had been selected in the third group of astronauts in 1963, and flown as pilot of Gemini 9A in 1966 and as lunar module pilot of Apollo 10 in 1969 before he served on Apollo 14's backup crew. Evans, 39 years old when assigned to Apollo 17, had been selected as part of the fifth group of astronauts in 1966, and had been a lieutenant commander in the United States Navy. Schmitt, a civilian, was 37 years old when assigned Apollo 17, had a doctorate in geology from Harvard University, and had been selected in the fourth group of astronauts in 1965. Both Evans and Schmitt were making their first spaceflights.[18]

For the backup crews of Apollo 16 and 17, the final Apollo lunar missions, NASA selected astronauts who had already flown Apollo lunar missions, to take advantage of their experience, and avoid investing time and money in training rookies who would be unlikely to ever fly an Apollo mission.[19][20] The original backup crew for Apollo 17, announced at the same time as the prime crew,[17] was the crew of Apollo 15: David Scott as commander, Alfred Worden as CMP and James Irwin as LMP, but in May 1972 they were removed from the backup crew because of their roles in the Apollo 15 postal covers incident.[21] They were replaced with the landing crew of Apollo 16: John W. Young as backup crew commander, Charles Duke as LMP, and Apollo 14's CMP, Stuart Roosa.[18][22][23] Originally, Apollo 16's CMP, Ken Mattingly, was to be assigned along with his crewmates, but he declined so he could spend more time with his family, his son having just been born, and instead took an assignment to the Space Shuttle program.[24] Roosa had also served as backup CMP for Apollo 16.[25]

For the Apollo program, in addition to the prime and backup crews that had been used in the Mercury and Gemini programs, NASA assigned a third crew of astronauts, known as the support crew. Their role was to provide any assistance in preparing for the missions that the missions director assigned then. Preparations took place in meetings at facilities across the US and sometimes needed a member of the flight crew to attend them. Because McDivitt was concerned that problems could be created if a prime or backup crew member was unable to attend a meeting, Slayton created the support crews to ensure that someone would be able to attend in their stead.[26] Usually low in seniority, they also assembled the mission's rules, flight plan and checklists, and kept them updated;[27][28] for Apollo 17, they were Robert F. Overmyer, Robert A. Parker and C. Gordon Fullerton.[29]

Flight directors were Gerry Griffin, first shift, Gene Kranz and Neil B. Hutchinson, second shift, and Pete Frank and Charles R. Lewis, third shift.[30] According to Kranz, flight directors during the program Apollo had a one-sentence job description, "The flight director may take any actions necessary for crew safety and mission success."[31] Capsule communicators (CAPCOMs) were Fullerton, Parker, Young, Duke, Mattingly, Roosa, Alan Shepard and Joseph P. Allen.[32]

Mission insignia and call signs

[edit]

The insignia's most prominent feature is an image of the Greek sun god Apollo backdropped by a rendering of an American eagle, the red bars on the eagle mirroring those on the U.S. flag. Three white stars above the red bars represent the three crewmembers of the mission. The background includes the Moon, the planet Saturn, and a galaxy or nebula. The wing of the eagle partially overlays the Moon, suggesting humanity's established presence there.[33]

The Apollo seventeen emblem containing Apollo, an eagle made of lines, the Moon, and Saturn; around the outside of the emblem the text Apollo XVII, and then the names Cernan, Evans, and Schmitt.
Apollo 17 space-flown silver Robbins medallion

The insignia includes, along with the colors of the U.S. flag (red, white, and blue), the color gold, representative of a "golden age" of spaceflight that was to begin with Apollo 17.[33] The image of Apollo in the mission insignia is a rendering of the Apollo Belvedere sculpture in the Vatican Museums. It looks forward into the future, towards the celestial objects shown in the insignia beyond the Moon. These represent humanity's goals, and the image symbolizes human intelligence, wisdom and ambition. The insignia was designed by artist Robert McCall, based on ideas from the crew.[34]

In deciding the call signs for the command module (CM) and lunar module (LM), the crew wished to pay tribute to the American public for their support of the Apollo program, and to the mission, and wanted names with a tradition within American history. The CM was given the call sign "America". According to Cernan, this evoked the 19th century sailing ships which were given that name, and was a thank-you to the people of the United States. The crew selected the name "Challenger" for the LM in lieu of an alternative, "Heritage". Cernan stated that the selected name "just seemed to describe more of what the future for America really held, and that was a challenge".[35] After Schmitt stepped onto the Moon from Challenger, he stated, "I think the next generation ought to accept this as a challenge. Let's see them leave footprints like these."[36]

Planning and training

[edit]

Scheduling and landing site selection

[edit]

Prior to the cancellation of Apollo 18 through 20, Apollo 17 was slated to launch in September 1971 as part of NASA's tentative launch schedule set forth in 1969.[4] The in-flight abort of Apollo 13 and the resulting modifications to the Apollo spacecraft delayed subsequent missions.[37] Following the cancellation of Apollo 20 in early 1970, NASA decided there would be no more than two Apollo missions per year.[38] Part of the reason Apollo 17 was scheduled for December 1972 was to make it fall after the presidential election in November, ensuring that if there was a disaster, it would have no effect on President Richard Nixon's re-election campaign.[39] Nixon had been deeply concerned about the Apollo 13 astronauts, and, fearing another mission in crisis as he ran for re-election, initially decided to omit the funds for Apollo 17 from the budget; he was persuaded to accept a December 1972 date for the mission.[40]

Like Apollo 15 and 16, Apollo 17 was slated to be a "J-mission", an Apollo mission type that featured lunar surface stays of three days, higher scientific capability, and the usage of the Lunar Roving Vehicle. Since Apollo 17 was to be the final lunar landing of the Apollo program, high-priority landing sites that had not been visited previously were given consideration for potential exploration. Some sites were rejected at earlier stages. For instance, a landing in the crater Copernicus was rejected because Apollo 12 had already obtained samples from that impact, and three other Apollo expeditions had already visited the vicinity of Mare Imbrium, near the rim of which Copernicus is located. The lunar highlands near the crater Tycho were rejected because of the rough terrain that the astronauts would encounter there. A site on the lunar far side in the crater Tsiolkovskiy was rejected due to technical considerations and the operational costs of maintaining communication with Earth during surface operations. Lastly, a landing in a region southwest of Mare Crisium was rejected on the grounds that a Soviet spacecraft could easily access the site and retrieve samples; Luna 20 ultimately did so shortly after the Apollo 17 site selection was made.[41] Schmitt advocated for a landing on the far side of the Moon until told by Director of Flight Operations Christopher C. Kraft that it would not happen as NASA lacked the funds for the necessary communications satellites.[42]

Black and white photo of a created surface of the Moon showing the landing site and surrounding area for Apollo 17 as taken from Apollo 17.
Landing site and surrounding area, as imaged from the Apollo 17 command module, 1972

The three sites that made the final consideration for Apollo 17 were Alphonsus crater, Gassendi crater, and the Taurus–Littrow valley. In making the final landing site decision, mission planners considered the primary objectives for Apollo 17: obtaining old highlands material a substantial distance from Mare Imbrium, sampling material from young volcanic activity (i.e., less than three billion years), and having minimal ground overlap with the orbital ground tracks of Apollo 15 and Apollo 16 to maximize the amount of new data obtained.[41] A significant reason for the selection of Taurus–Littrow was that Apollo 15's CMP, Al Worden, had overflown the site and observed features he described as likely volcanic in nature.[43]

Gassendi was eliminated because NASA felt that its central peak would be difficult to reach due to the roughness of the local terrain, and, though Alphonsus might be easier operationally than Taurus–Littrow, it was of lesser scientific interest.[44] At Taurus–Littrow, it was believed that the crew would be able to obtain samples of old highland material from the remnants of a landslide event that occurred on the south wall of the valley and the possibility of relatively young, explosive volcanic activity in the area. Although the valley is similar to the landing site of Apollo 15 in that it is on the border of a lunar mare, the advantages of Taurus–Littrow were believed to outweigh the drawbacks.[41] The Apollo Site Selection Board, a committee of NASA personnel and scientists charged with setting out scientific objectives of the Apollo landing missions and selecting landing sites for them,[45] unanimously recommended Taurus–Littrow at its final meeting in February 1972. Upon that recommendation, NASA selected Taurus–Littrow as the landing site for Apollo 17.[44]

Training

[edit]
A photo of Gene Cernan standing on a rock with holding a stick while participating in geology training.
Gene Cernan participates in geology training in Sudbury, Ontario, in May 1972

As with previous lunar landings, the Apollo 17 astronauts undertook an extensive training program that included learning to collect samples on the surface, usage of the spacesuits, navigation in the Lunar Roving Vehicle, field geology training, survival training, splashdown and recovery training, and equipment training.[46] The geology field trips were conducted as much as possible as if the astronauts were on the Moon: they would be provided with aerial images and maps, and briefed on features of the site and a suggested routing. The following day, they would follow the route, and have tasks and observations to be done at each of the stops.[47]

The geology field trips began with one to Big Bend National Park in Texas in October 1971. The early ones were not specifically tailored to prepare the astronauts for Taurus–Littrow, which was not selected until February 1972, but by June, the astronauts were going on field trips to sites specifically selected to prepare for Apollo 17's landing site.[48] Both Cernan and Schmitt had served on backup crews for Apollo landing missions, and were familiar with many of the procedures. Their trainers, such as Gordon Swann, feared that Cernan would defer to Schmitt as a professional geologist on matters within his field. Cernan also had to adjust for the loss of Engle, with whom he had trained for Apollo 14. In spite of these issues, Cernan and Schmitt worked well together as a team, and Cernan became adept at describing what he was seeing on geology field trips, and working independently of Schmitt when necessary.[49]

The landing crew aimed for a division of labor so that, when they arrived in a new area, Cernan would perform tasks such as adjusting the antenna on the Lunar Roving Vehicle so as to transmit to Earth while Schmitt gave a report on the geological aspects of the site. The scientists in the geology "backroom" relied on Schmitt's reports to adjust the tasks planned for that site, which would be transmitted to the CapCom and then to Cernan and Schmitt. According to William R. Muehlberger, one of the scientists who trained the astronauts, "In effect [Schmitt] was running the mission from the Moon. But we set it up this way. All of those within the geological world certainly knew it, and I had a sneaking hunch that the top brass knew it too, but this is a practical way out, and they didn't object."[50]

Also participating in some of the geology field trips were the commander and lunar module pilot of the backup crew. The initial field trips took place before the Apollo 15 astronauts were assigned as the backup crew for Apollo 17 in February 1972. Either one or both of Scott and Irwin of Apollo 15 took part in four field trips, though both were present together for only two of them. After they were removed from the backup crew, the new backup commander and LMP, Young and Duke, took part in the final four field trips.[21] On field trips, the backup crew would follow half an hour after the prime crew, performing identical tasks, and have their own simulated CapCom and Mission Control guiding them.[47] The Apollo 17 astronauts had fourteen field trips—the Apollo 11 crew had only one.[51]

Evans did not go on the geology field trips, having his own set of trainers—by this time, geology training for the CMP was well-established. He would fly with a NASA geologist/pilot, Dick Laidley, over geologic features, with part of the exercise conducted at 40,000 feet (12,000 m), and part at 1,000 feet (300 m) to 5,000 feet (1,500 m). The higher altitude was equivalent to what could be seen from the planned lunar orbit of about 60 nmi with binoculars. Evans would be briefed for several hours before each exercise, and given study guides; afterwards, there would be debriefing and evaluation. Evans was trained in lunar geology by Farouk El-Baz late in the training cycle; this continued until close to launch. The CMP was given information regarding the lunar features he would overfly in the CSM and which he was expected to photograph.[52]

Mission hardware and experiments

[edit]
Saturn five rocket on a launch pat at dusk while cloudy outside.
SA-512, Apollo 17's Saturn V rocket, on the launch pad awaiting liftoff, November 1972

Spacecraft and launch vehicle

[edit]

The Apollo 17 spacecraft comprised CSM-114 (consisting of Command Module 114 (CM-114) and Service Module 114 (SM-114)); Lunar Module 12 (LM-12);[53] a Spacecraft-Lunar Module Adapter (SLA) numbered SLA-21; and a Launch Escape System (LES).[54][55] The LES contained a rocket motor that would propel the CM to safety in the event of an aborted mission in the moments after launch, while the SLA housed the LM during the launch and early part of the flight. The LES was jettisoned after the launch vehicle ascended to the point that it was not needed, while the SLA was left atop the S-IVB third stage of the rocket after the CSM and LM separated from it.[56][57]

The launch vehicle, SA-512,[53] was one of fifteen Saturn V rockets built,[58] and was the twelfth to fly.[59] With a weight at launch of 6,529,784 pounds (2,961,860 kg) (116,269 pounds (52,739 kg) of which was attributable to the spacecraft), Apollo 17's vehicle was slightly lighter than Apollo 16, but heavier than every other crewed Apollo mission.[60]

Preparation and assembly

[edit]

The first piece of the launch vehicle to arrive at Kennedy Space Center was the S-II second stage, on October 27, 1970; it was followed by the S-IVB on December 21; the S-IC first stage did not arrive until May 11, 1972, followed by the Instrument Unit on June 7. By then, LM-12 had arrived, the ascent stage on June 16, 1971, and the descent stage the following day; they were not mated until May 18, 1972. CM-114, SM-114 and SLA-21 all arrived on March 24, 1972. The rover reached Kennedy Space Center on June 2, 1972.[61]

Schmitt, (left), Cernan, (right) in a training LRV, with the Lunar Landing Module in the background.
Cernan (seated, right) and Schmitt in the training Lunar Roving Vehicle, with the mockup Lunar Module in the background, August 1972

The CM and the service module (SM) were mated on March 28, 1972,[61] and the testing of the spacecraft began that month.[62] The CSM was placed in a vacuum chamber at Kennedy Space Center, and the testing was conducted under those conditions. The LM was also placed in a vacuum chamber; both the prime and the backup crews participated in testing the CSM and LM.[63] During the testing, it was discovered that the LM's rendezvous radar assembly had received too much voltage during earlier tests; it was replaced by the manufacturer, Grumman. The LM's landing radar also malfunctioned intermittently and was also replaced. The front and rear steering motors of the Lunar Roving Vehicle (LRV) also had to be replaced, and it required several modifications.[62] Following the July 1972 removal from the vacuum chamber, the LM's landing gear was installed, and it, the CSM and the SLA were mated to each other. The combined craft was moved into the Vehicle Assembly Building in August for further testing, after which it was mounted on the launch vehicle.[63] After completing testing, including a simulated mission, the LRV was placed in the LM on August 13.[64]

Erection of the stages of the launch vehicle began on May 15, 1972, in High Bay 3 of the Vehicle Assembly Building, and was completed on June 27. Since the launch vehicles for Skylab 1 and Skylab 2 were being processed in that building at the same time, this marked the first time NASA had three launch vehicles there since the height of the Apollo program in 1969. After the spacecraft was mounted on the launch vehicle on August 24,[64] it was rolled out to Pad 39-A on August 28.[61] Although this was not the final time a Saturn V would fly (another would lift Skylab to orbit), area residents reacted as though it was, and 5,000 of them watched the rollout, during which the prime crew joined the operating crew from Bendix atop the crawler.[62]

At Pad 39-A, testing continued, and the CSM was electrically mated to the launch vehicle on October 11, 1972. Testing concluded with the countdown demonstration tests, accomplished on November 20 and 21.[61] The countdown to launch began at 7:53 a.m. (12:53 UTC) on December 5, 1972.[65]

Lunar surface science

[edit]

ALSEP

[edit]

The Apollo Lunar Surface Experiments Package was a suite of nuclear-powered experiments, flown on each landing mission after Apollo 11. This equipment was to be emplaced by the astronauts to continue functioning after the astronauts returned to Earth.[66] For Apollo 17, the ALSEP experiments were a Heat Flow Experiment (HFE), to measure the rate of heat flow from the interior of the Moon, a Lunar Surface Gravimeter (LSG), to measure alterations in the lunar gravity field at the site,[67] a Lunar Atmospheric Composition Experiment (LACE), to investigate what the lunar atmosphere is made up of,[68] a Lunar Seismic Profiling Experiment (LSPE), to detect nearby seismic activity, and a Lunar Ejecta and Meteorites Experiment (LEME), to measure the velocity and energy of dust particles.[67] Of these, only the HFE had been flown before; the others were new.[66]

The HFE had been flown on the aborted Apollo 13 mission, as well as on Apollo 15 and 16, but placed successfully only on Apollo 15, and unexpected results from that device made scientists anxious for a second successful emplacement. It was successfully deployed on Apollo 17.[69] The lunar gravimeter was intended to detect wavers in gravity, which would provide support for Albert Einstein's general theory of relativity;[70] it ultimately failed to function as intended.[71] The LACE was a surface-deployed module that used a mass spectrometer to analyze the Moon's atmosphere.[72] On previous missions, the Code Cathode Gauge experiment had measured the quantity of atmospheric particles, but the LACE determined which gases were present: principally neon, helium and hydrogen.[68] The LSPE was a seismic-detecting device that used geophones, which would detect explosives to be set off by ground command once the astronauts left the Moon.[67] When operating, it could only send useful data to Earth in high bit rate, meaning that no other ALSEP experiment could send data then, and limiting its operating time. It was turned on to detect the liftoff of the ascent stage, as well as use of the explosives packages, and the ascent stage's impact, and thereafter about once a week, as well as for some 100 hour periods.[73] The LEME had a set of detectors to measure the characteristics of the dust particles it sought.[67] It was hoped that the LEME would detect dust impacting the Moon from elsewhere, such as from comets or interstellar space, but analysis showed that it primarily detected dust moving at slow speeds across the lunar surface.[74]

All powered ALSEP experiments that remained active were deactivated on September 30, 1977,[66] principally because of budgetary constraints.[75]

Other lunar-surface science

[edit]
Black and white photo of a lunar rover with a lunar landing module in the background.
Apollo 17's Lunar Roving Vehicle as it was left parked on the Moon at the conclusion of the mission. The Surface Electrical Properties (SEP) experiment receiver is the antenna on the right-rear of the vehicle

Like Apollo 15 and 16, Apollo 17 carried a Lunar Roving Vehicle. In addition to being used by the astronauts for transport from station to station on the mission's three moonwalks, the LRV was used to transport the astronauts' tools, communications equipment, and the lunar samples they gathered.[76] The Apollo 17 LRV was also used to carry some of the scientific instruments, such as the Traverse Gravimeter Experiment (TGE) and Surface Electrical Properties (SEP) experiment.[71][77] The Apollo 17 LRV traveled a cumulative distance of approximately 35.7 km (22.2 mi) in a total drive time of about four hours and twenty-six minutes; the greatest distance Cernan and Schmitt traveled from the lunar module was about 7.6 km (4.7 mi).[78]

This was the only mission to carry the TGE, which was built by Draper Laboratory at the Massachusetts Institute of Technology. As gravimeters had been useful in studying the Earth's internal structure, the objective of this experiment was to do the same on the Moon. The gravimeter was used to obtain relative gravity measurements at the landing site in the immediate vicinity of the lunar module, as well as various locations on the mission's traverse routes. Scientists would then use this data to help determine the geological substructure of the landing site and the surrounding vicinity. Measurements were taken while the TGE was mounted on the LRV, and also while the device was placed on the lunar surface. A total of 26 measurements were taken with the TGE during the mission's three moonwalks, with productive results.[71]

The SEP was also unique to Apollo 17, and included two major components: a transmitting antenna deployed near the lunar module and a receiver mounted on the LRV. At different stops during the mission's traverses, electrical signals traveled from the transmitting device, through the ground, and were received at the LRV. The electrical properties of the lunar regolith could be determined by comparison of the transmitted and received electrical signals. The results of this experiment, which are consistent with lunar rock composition, show that there is almost no water in the area of the Moon in which Apollo 17 landed, to a depth of 2 km (1.2 mi).[77]

A 2.4 m (7.9 ft) long, 2 cm (0.79 in) diameter[79] device, the Lunar Neutron Probe was inserted into one of the holes drilled into the surface to collect core samples. It was designed to measure the quantity of neutrons which penetrated to the detectors it bore along its length. This was intended to measure the rate of the "gardening" process on the lunar surface, whereby the regolith on the surface is slowly mixed or buried due to micrometeorites and other events. Placed during the first EVA, it was retrieved during the third and final EVA. The astronauts brought it with them back to Earth, and the measurements from it were compared with the evidence of neutron flux in the core that had been removed from the hole it had been placed in. Results from the probe and from the cores were instrumental in current theories that the top centimeter of lunar regolith turns over every million years, whereas "gardening" to a depth of one meter takes about a billion years.[80]

Orbital science

[edit]

Biological experiments

[edit]

Apollo 17's CM carried a biological cosmic ray experiment (BIOCORE), containing five mice that had been implanted with radiation monitors under their scalps to see whether they suffered damage from cosmic rays. These animals were placed in individual metal tubes inside a sealed container that had its own oxygen supply, and flown on the mission. All five were pocket mice (Perognathus longimembris);[81] this species was chosen because it was well-documented, small, easy to maintain in an isolated state (not requiring drinking water during the mission and with highly concentrated waste), and for its ability to withstand environmental stress.[82] Officially, the mice—four male and one female—were assigned the identification numbers A3326, A3400, A3305, A3356 and A3352. Unofficially, according to Cernan, the Apollo 17 crew dubbed them Fe, Fi, Fo, Fum, and Phooey.[83]

Four of the five mice survived the flight, though only two of them appeared healthy and active; the cause of death of the fifth mouse was not determined. Of those that survived, the study found lesions in the scalp itself and, in one case, the liver. The scalp lesions and liver lesions appeared to be unrelated to one another; nothing was found that could be attributed to cosmic rays.[84]

The Biostack experiment was similar to one carried on Apollo 16, and was designed to test the effects of the cosmic rays encountered in space travel on microorganisms that were included, on seeds, and on the eggs of simple animals (brine shrimp and beetles), which were carried in a sealed container. After the mission, the microorganisms and seeds showed little effect, but many of the eggs of all species failed to hatch, or to mature normally; many died or displayed abnormalities.[85]

Scientific Instrument Module

[edit]
Apollo 17 SIM bay on the service module America, seen from the Lunar Module Challenger in orbit around the Moon

The Apollo 17 SM contained the scientific instrument module (SIM) bay. The SIM bay housed three new experiments for use in lunar orbit: a lunar sounder, an infrared scanning radiometer, and a far-ultraviolet spectrometer. A mapping camera, panoramic camera, and a laser altimeter, which had been carried previously, were also included in the SIM bay.[86]

The lunar sounder was to beam electromagnetic impulses toward the lunar surface, which were designed with the objective of obtaining data to assist in developing a geological model of the interior of the Moon to an approximate depth of 1.3 km (0.81 mi).[86] The infrared scanning radiometer was designed with the objective of generating a temperature map of the lunar surface to aid in locating surface features such as rock fields, structural differences in the lunar crust, and volcanic activity. The far-ultraviolet spectrometer was to be used to obtain information on the composition, density, and constituency of the lunar atmosphere. The spectrometer was also designed to detect far-UV radiation emitted by the Sun that had been reflected off the lunar surface. The laser altimeter was designed to measure the altitude of the spacecraft above the lunar surface within approximately 2 meters (6.6 feet), providing altitude information to the panoramic and mapping cameras, which were also in the SIM bay.[86][87]

Light-flash phenomenon and other experiments

[edit]

Beginning with Apollo 11, crew members observed light flashes that penetrated their closed eyelids. These flashes, described by the astronauts as "streaks" or "specks" of light, were usually observed while the spacecraft was darkened during a sleep period. These flashes, while not observed on the lunar surface, would average about two per minute and were observed by the crew members during the trip out to the Moon, back to Earth, and in lunar orbit.[88]

The Apollo 17 crew repeated an experiment, also conducted on Apollo 16, with the objective of linking these light flashes with cosmic rays. Evans wore a device over his eyes that recorded the time, strength, and path of high-energy atomic particles that penetrated the device, while the other two wore blindfolds to keep out light. Investigators concluded that the available evidence supports the hypothesis that these flashes occur when charged particles travel through the retina in the eye.[88]

Apollo 17 carried a sodium-iodide crystal identical to the ones in the gamma-ray spectrometer flown on Apollo 15 and 16. Data from this, once it was examined on Earth, was to be used to help form a baseline, allowing for subtraction of rays from the CM or from cosmic radiation to gain better data from the earlier results.[89] In addition, the S-band transponders in the CSM and LM were pointed at the Moon to gain data on its gravitational field. Results from the Lunar Orbiter probes had revealed that lunar gravity varies slightly due to the presence of mass concentrations, or "mascons". Data from the missions, and from the lunar subsatellites left by Apollo 15 and 16, were used to map such variations in lunar gravity.[90][91]

Mission events

[edit]

Launch and outbound trip

[edit]
Apollo 17 launches on December 7, 1972

Originally planned to launch on December 6, 1972, at 9:53 p.m. EST (2:53 a.m. on December 7 UTC),[65] Apollo 17 was the final crewed Saturn V launch, and the only one to occur at night. The launch was delayed by two hours and forty minutes due to an automatic cutoff in the launch sequencer at the T-30 second mark in the countdown. The cause of the problem was quickly determined to be the launch sequencer's failure to automatically pressurize the liquid oxygen tank in the third stage of the rocket; although launch control noticed this and manually caused the tank to pressurize, the sequencer did not recognize the fix and therefore paused the countdown. The clock was reset and held at the T-22 minute mark while technicians worked around the malfunction in order to continue with the launch. This pause was the only launch delay in the Apollo program caused by a hardware problem. The countdown then resumed, and the liftoff occurred at 12:33 a.m. EST on December 7, 1972.[4][92] The launch window, which had begun at the originally planned launch time of 9:53 p.m. on December 6, remained open until 1:31 a.m., the latest time at which a launch could have occurred during the December 6–7 window.[93]

Approximately 500,000 people observed the launch in the immediate vicinity of Kennedy Space Center, despite the early-morning hour. The launch was visible as far away as 800 km (500 mi), and observers in Miami, Florida, reported a "red streak" crossing the northern sky.[92] Among those in attendance at the program's final launch were astronauts Neil Armstrong and Dick Gordon, as well as centenarian Charlie Smith, who alleged he was 130 years old at the time of Apollo 17.[94]

В результате восхождения на орбиту высота и скорость почти точно соответствовали запланированным. [95] В течение нескольких часов после запуска «Аполлон-17» вращался вокруг Земли, в то время как экипаж следил за космическим кораблем и проверял его готовность покинуть околоземную орбиту. В 3:46 утра по восточному стандартному времени третья ступень S-IVB была повторно запущена для 351-секундного транслунного впрыска , чтобы направить космический корабль к Луне. [11] [4] Наземные диспетчеры выбрали для «Аполлона-17» более быструю траекторию, чем первоначально планировалось, чтобы позволить аппарату достичь лунной орбиты в запланированное время, несмотря на задержку запуска. [96] Командно-служебный модуль отделился от S-IVB примерно через полчаса после транслунной инъекции S-IVB, после чего Эванс повернул космический корабль лицом к LM, все еще прикрепленному к S-IVB. Затем CSM состыковался с LM и извлек его из S-IVB. После извлечения LM Центр управления полетами запрограммировал S-IVB, который больше не нуждался в приведении в движение космического корабля, на столкновение с Луной и срабатывание сейсмометров, оставленных предыдущими экипажами Аполлона. [11] Он ударил по Луне чуть менее чем через 87 часов после начала миссии, вызвав срабатывание сейсмометров Аполлона-12, 14, 15 и 16. [97] Примерно через девять часов после запуска экипаж завершил первый день миссии периодом сна, пока не проснулся, чтобы начать второй день. [11]

Вид Земли с Аполлона-17 во время пути к Луне, фотография, теперь известная как «Голубой мрамор».

Центр управления полетами и экипаж решили сократить второй день миссии, первый полный день в космосе, чтобы скорректировать время пробуждения экипажа на последующие дни в рамках подготовки к раннему утреннему (EST) времени пробуждения в этот день. высадки на Луну, запланированной на полдень (EST). Это было сделано, поскольку первый день миссии был продлен из-за задержки запуска. После второго периода отдыха и на третий день миссии экипаж выполнил первую коррекцию на середине курса - двухсекундное включение служебного маршевого двигателя CSM для корректировки траектории космического корабля по направлению к Луне. После возгорания экипаж открыл люк, разделяющий CSM и LM, чтобы проверить системы LM, и пришел к выводу, что они штатные. [11] Чтобы события происходили во время, указанное в плане полета, часы миссии были переведены вперед на 2 часа 40 минут, на величину задержки запуска, с одним часом в 45:00:00 начала миссии и остаток в 65:00:00. [98]

Помимо других занятий во время полета, экипаж сфотографировал Землю с космического корабля, направлявшегося к Луне. Одна из этих фотографий теперь известна как «Голубой мрамор» . [99] Экипаж обнаружил, что одна из защелок, удерживающих вместе CSM и LM, не была заперта. Пока Шмитт и Сернан занимались вторым периодом уборки LM, начавшимся незадолго до шестидесяти часов миссии, Эванс работал над неуклюжим замком. Ему это удалось, и он оставил его в положении, в котором он должен был находиться для стыковки CSM-LM, которая должна была произойти после возвращения с поверхности Луны. [100]

Также во время путешествия экипаж продемонстрировал тепловой поток и конвекцию, а также эксперимент со световыми вспышками Аполлона. За несколько часов до выхода на лунную орбиту дверь SIM-карты SM была выброшена за борт. Примерно в 14:47 по восточному стандартному времени 10 декабря загорелся двигатель служебной двигательной установки CSM, чтобы замедлить выход CSM/LM на лунную орбиту. После вывода на орбиту и стабилизации орбиты экипаж начал подготовку к посадке в Таурус-Литтроу. [4]

Лунная посадка

[ редактировать ]
долину Таурус-Литтроу Вид на с лунного модуля «Челленджер» на орбите перед спуском туда. Командно -служебный модуль   «Америка» можно увидеть пересекающим основание Южного массива высотой 2,3 км. Между Южным и Северным массивами долина имеет ширину 7 км. Mare Serenitatis , Море Безмятежности, уже на горизонте.

День приземления начался с проверки систем лунного модуля, которая не выявила проблем, препятствующих продолжению миссии. Сернан, Эванс и Шмитт надели свои скафандры, а Сернан и Шмитт вошли в LM, готовясь отделиться от CSM и приземлиться. LM отстыковался от CSM, и два космических корабля находились на близкой орбите около полутора часов, пока астронавты проводили визуальный осмотр и последние проверки перед приземлением. [11] После окончательного отделения от CSM LM Challenger и его экипаж из двух человек скорректировали свою орбиту так, чтобы его самая низкая точка проходила примерно на высоте 10,5 миль (16,9 км) над местом приземления, и начали подготовку к спуску на Таурус-Литтроу. Пока Сернан и Шмитт готовились к посадке, Эванс оставался на орбите, чтобы вести наблюдения, проводить эксперименты и ждать возвращения своих товарищей по команде через несколько дней. [4] [11] [101]

Вскоре после завершения подготовки к приземлению и спустя чуть более двух часов после отстыковки LM от CSM Сернан и Шмитт начали спуск в долину Тельца-Литтроу на поверхности Луны с запуском двигателя спускаемой двигательной установки (DPS) лунного модуля. . [101] [102] Примерно через десять минут, как и планировалось, LM перевернулся, дав Сернану и Шмитту первый взгляд на место приземления во время фазы спуска и позволив Сернану направить космический корабль к желаемой цели приземления, в то время как Шмитт предоставил данные с бортового компьютера, необходимые для посадка. LM приземлился на поверхность Луны в 14:55 по восточному стандартному времени 11 декабря, чуть более чем через двенадцать минут после зажигания DPS. [102] Челленджер приземлился примерно в 656 футах (200 м) к востоку от запланированной точки приземления. [103] Вскоре после этого два астронавта начали переконфигурировать LM для своего пребывания на поверхности и начали подготовку к первому выходу на Луну миссии, или EVA-1. [4] [101]

Лунная поверхность

[ редактировать ]

Первый выход в открытый космос

[ редактировать ]
Сернан на поверхности Луны, 13 декабря 1972 года.

Во время их примерно 75-часового пребывания [104] на поверхности Луны Сернан и Шмитт совершили три лунных похода ( ВКД ). Астронавты развернули LRV, затем установили ALSEP и заряды сейсмической взрывчатки. Они направили марсоход на девять запланированных геолого-разведочных станций для сбора проб и проведения наблюдений. Кроме того, по усмотрению Шмитта во время движения марсохода было сделано двенадцать коротких остановок для отбора проб, во время которых астронавты использовали черпак с ручкой, чтобы взять пробу, не спешиваясь. [105] Во время операций на поверхности Луны командир Сернан всегда управлял марсоходом, а пилот лунного модуля Шмитт был пассажиром, который помогал с навигацией. Такое разделение обязанностей между двумя должностями экипажа последовательно использовалось на протяжении всех J-миссий Аполлона. [106] [107] [108]

Первая лунная экскурсия началась через четыре часа после приземления, в 18:54 по восточному стандартному времени 11 декабря. Выйдя через люк LM и спустившись по лестнице на площадку, Сернан сделал первый шаг на лунную поверхность миссии. Незадолго до этого Сернан заметил: «Я нахожусь на шагу. И, Хьюстон, когда я выхожу на поверхность в Таурус-Литтроу, мы хотели бы посвятить первый шаг Аполлона-17 всем тем, кто его сделал. возможный." [109] После того, как Сернан осмотрел внешний вид LM и прокомментировал место непосредственной посадки, Шмитт присоединился к Сернану на поверхности. [109] Первой задачей была разгрузка марсохода и другого оборудования с LM. Работая возле марсохода, Сернан зацепил молоток под расширением правого заднего крыла и случайно сломал его. Похожий инцидент произошел на «Аполлоне-16», когда Джон Янг маневрировал вокруг марсохода. Хотя это не было критичной проблемой, потеря детали привела к тому, что Сернан и Шмитт покрылись пылью, поднятой во время движения марсохода. [110] экипаж ненадолго починил с помощью клейкой ленты В начале второго выхода в открытый космос , прикрепив бумажную карту к поврежденному крылу. Однако лунная пыль прилипла к поверхности ленты, не позволяя ей приклеиться должным образом. После развертывания и проверки маневренности марсохода экипаж развернул ALSEP к западу от места приземления. Развертывание ALSEP заняло больше времени, чем планировалось, при этом бурение керновых скважин представляло некоторые трудности, а это означало, что геологическую часть первого выхода в открытый космос придется сократить, отменив запланированное посещение кратера Эмори . Вместо этого, после развертывания ALSEP, Сернан и Шмитт направились к кратеру Стено , к югу от места приземления. Целью Стено было взять образцы подземного материала, выкопанного в результате удара, образовавшего кратер. Астронавты собрали 14 килограммов (31 фунт) образцов, провели семь гравиметрических измерений и применили два пакета взрывчатки. Пакеты со взрывчаткой позже были взорваны дистанционно; возникшие в результате взрывы были обнаружены геофонами, установленными астронавтами, а также сейсмометрами, оставленными во время предыдущих миссий. [111] Первый выход в открытый космос завершился через семь часов двенадцать минут. [4] и астронавты оставались в герметичном LM в течение следующих 17 часов. [112]

Второй выход в открытый космос

[ редактировать ]
Продолжительность: 30 секунд.
Астронавты Сернан и Шмитт поют «Однажды я гулял по Луне» на слова и мелодию песни 1884 года « Однажды прогуливаясь по парку ».

12 декабря, проснувшись от записи « Полёта валькирий », сыгранной из Центра управления полетами, [113] Сернан и Шмитт начали свою вторую лунную экскурсию. Первым делом нужно было получше починить крыло марсохода. Ночью авиадиспетчеры разработали процедуру, о которой рассказал Джон Янг: склеить вместе четыре плотные бумажные карты. [113] чтобы сформировать «запасной удлинитель крыла», а затем закрепить его на крыле. [114] Астронавты выполнили новое исправление, которое без сбоев выполняло свою работу почти до конца третьего полета. [115] [116] Затем Сернан и Шмитт отправились на станцию ​​2 — кратер Нансен , у подножия Южного массива. Когда они прибыли, дальность полета от « Челленджера» составляла 7,6 километров (4,7 миль, 25 029 футов). [8] ). Это остается самым дальним расстоянием, на которое когда-либо путешествовали космонавты от безопасного космического корабля, находящегося под давлением, находясь на планетарном теле. [117] а также во время выхода в открытый космос любого типа. [а] Астронавты были на пределе своего «предела обратного хода» - ограничения безопасности, призванного гарантировать, что они смогут вернуться к LM, если марсоход выйдет из строя. Они начали обратный путь, путешествуя на марсоходе на северо-восток. [119]

На станции 3 Шмитт упал на землю во время работы и выглядел настолько неуклюже, что Паркер в шутку сказал ему, что коммутатор НАСА загорелся с просьбой об услугах Шмитта для балетной группы Хьюстона, а место станции 3 в 2019 году было переименовано в Балетный кратер. [120] Сернан взял образец на Станции 3, который должен был храниться в вакууме до тех пор, пока не станут доступны более совершенные аналитические методы, и пошутил с Паркером из CAPCOM по поводу помещения внутрь записки. Контейнер оставался закрытым до 2022 года. [114] [121]

Остановившись на станции 4 — кратере Коротышка — астронавты обнаружили оранжевую почву, которая оказалась очень маленькими шариками вулканического стекла, образовавшимися более 3,5 миллиардов лет назад. [122] Это открытие вызвало большое волнение среди учёных Центра управления полетами, которые считали, что астронавты, возможно, обнаружили жерло вулкана. Однако анализ образцов после миссии показал, что Шорти — это не жерло вулкана, а скорее ударный кратер. Анализ также показал, что оранжевая почва является остатком фонтана лавы . Этот фонтан лавы выбрасывал расплавленную лаву высоко в лунное небо в первые дни существования Луны, около 3,5 миллиардов лет назад и задолго до создания Шорти. Оранжевые вулканические бусины представляли собой капли расплавленной лавы из фонтана, которая затвердела и была погребена под отложениями лавы, пока не обнажилась в результате удара, образовавшего Шорти, менее 20 миллионов лет назад. [119]

Последней остановкой перед возвращением на LM был кратер Камелот ; За время пребывания астронавты собрали 34 килограмма (75 фунтов) образцов, провели еще семь гравиметрических измерений и развернули еще три пакета взрывчатки. [4] Завершив выход в открытый космос за семь часов тридцать семь минут, Сернан и Шмитт завершили самый продолжительный выход в открытый космос в истории на сегодняшний день, отойдя дальше от космического корабля и покрыв за один выход в открытый космос большую территорию на планетарном теле, чем любой другой космический путешественник. . [8] Импровизированное крыло осталось нетронутым, в результате чего президент «Американской ассоциации автокузовов» наградил их почетным пожизненным членством. [123]

Третий выход в открытый космос

[ редактировать ]
Композитное изображение Харрисона Шмитта, работающего рядом со Скалой Трейси во время выхода в открытый космос-3.

Третья лунная прогулка, последняя в программе «Аполлон», началась в 17:25 по восточному стандартному времени 13 декабря. Сернан и Шмитт ехали на марсоходе к северо-востоку от места посадки, исследуя подножие Северного массива и Скульптурные холмы. Остановившись на станции 6, они осмотрели расколотый валун размером с дом, получивший название «Скала Трейси» (или «Сплит-Рок») в честь дочери Сернана. Девятая и последняя запланированная станция была проведена в кратере Ван Серг . Экипаж собрал 66 килограммов (146 фунтов) лунных образцов и провел еще девять гравиметрических измерений. [4] Ранее в ходе миссии Шмитт увидел мелкозернистый камень, необычный для этой местности, и поставил его на край; Прежде чем закрыть выход в открытый космос, он пошел и забрал его. Впоследствии, получивший обозначение «Образец 70215», он весом 17,7 фунтов (8,0 кг) стал самым большим камнем, доставленным Аполлоном-17. Небольшой его кусочек выставлен в Смитсоновском институте , это один из немногих камней с Луны, которые были доступны публике. может коснуться. [124] Шмитт также собрал образец, обозначенный как Образец 76535 , на геологической станции 6 недалеко от подножия Северного массива; образец, троктолит , позже был идентифицирован как самая старая известная «непотрясенная» лунная порода, то есть он не был поврежден сильными геологическими событиями. Поэтому ученые использовали образец 76535 в термохронологических исследованиях, чтобы определить, образовала ли Луна металлическое ядро ​​или, как показывают результаты исследования, ядро ​​динамо-машины . [125] [126]

Прежде чем завершить лунную прогулку, команда собрала камень из брекчии , посвятив его народам Земли, 70 из которых были представлены студентами, совершавшими поездку по США и находившимися в Центре управления полетами в Хьюстоне, штат Техас в то время . Части этого образца, известного как «Скала дружбы», впоследствии были розданы странам, представленным студентами. Затем на LM была открыта мемориальная доска, посвященная достижениям, достигнутым во время программы «Аполлон». Прежде чем вернуться в LM в последний раз, Сернан заметил: [4] [127]

...   я на поверхности; и, поскольку я делаю последний шаг человека с поверхности, вернувшись домой на какое-то время – но мы думаем, что это не слишком далекое будущее – я хотел бы просто [сказать] то, что, по моему мнению, запишет история. Сегодняшний вызов Америки сформировал судьбу человечества завтрашнего дня. И, покидая Луну в Таурус-Литтроу, мы уходим такими же, какими пришли, и, если Бог даст, мы вернемся с миром и надеждой для всего человечества. «Да благословит вас экипаж Аполлона-17». [128]

Затем Сернан последовал за Шмиттом в LM; последняя лунная экскурсия длилась семь часов пятнадцать минут. [4] После закрытия люка LM и повторной герметизации кабины LM Сернан и Шмитт сняли скафандры и перенастроили кабину для окончательного периода отдыха на поверхности Луны. Как и после каждого из двух предыдущих выходов в открытый космос, Сернан и Шмитт обсуждали свои геологические наблюдения в ходе дневной экскурсии с центром управления миссией, готовясь к отдыху. [129]

Индивидуальная деятельность

[ редактировать ]

Пока Сернан и Шмитт находились на поверхности Луны, Эванс оставался один в ЦСМ на лунной орбите, и ему было поручено выполнить ряд наблюдательных и научных задач, ожидая возвращения своих товарищей по команде. В дополнение к работе различного орбитального научного оборудования, находящегося в SIM-отсеке CSM, Эванс проводил как визуальные, так и фотографические наблюдения за особенностями поверхности со своей точки обзора с воздуха. [130] Орбита CSM была изменена на эллиптическую орбиту при подготовке к вылету LM и возможному спуску, одной из сольных задач Эванса в CSM было сделать круговую орбиту так, чтобы CSM оставался примерно на том же расстоянии над поверхностью. на всей своей орбите. [131] Эванс наблюдал видимые ему геологические особенности и использовал портативные камеры для записи определенных визуальных целей. [130] Эванс также наблюдал и зарисовывал солнечную корону во время «восхода солнца» или периода времени, в течение которого CSM переходил от затемненной части Луны к освещенной части, когда сама Луна в основном закрывала Солнце. [132] Чтобы сфотографировать части поверхности, которые не были освещены солнцем, когда Эванс проходил над ними, Эванс использовал экспозицию и земной свет . Используя эту технику, Эванс сфотографировал такие объекты, как кратеры Эратосфен и Коперник, а также окрестности Восточного моря . [133] Согласно отчету миссии «Аполлон-17», Эванс смог захватить все научные фотографические цели, а также некоторые другие объекты, представляющие интерес. [134]

Косой черно-белый вид части Восточного моря с CSM, иллюстрирующий освещающий эффект земного света на лунную местность внизу в ночное время по местному времени; Эванс сообщил, что видел световую «вспышку», очевидно исходящую от поверхности в этом районе.

Как и экипаж Аполлона-16, Эванс (а также Шмитт, находясь на лунной орбите) сообщил, что видел световые «вспышки», очевидно исходящие от поверхности Луны, известные как переходные лунные явления (TLP); Эванс сообщил, что видел эти «вспышки» в окрестностях кратера Гримальди и Восточного моря. Причины TLP до конца не изучены, и, хотя их объяснение не дает убедительных результатов, оба места, в которых Эванс сообщил о наблюдении TLP, являются основными местами выделения газа из недр Луны. Удары метеорита являются еще одним возможным объяснением. [135] [136]

План полета заставил Эванса быть занятым, из-за чего он настолько утомился, что однажды утром проспал на час, несмотря на попытки Центра управления полетами его разбудить. Прежде чем LM отправился на поверхность Луны, Эванс обнаружил, что потерял ножницы, необходимые для открытия пакетов с едой. Сернан и Шмитт одолжили ему один из своих. [137] Приборы в отсеке для SIM-карты работали без значительных помех во время орбитальной части миссии, хотя у лунного зонда и картографической камеры возникли небольшие проблемы. [138] Эванс провел на лунной орбите около 148 часов, включая время в одиночку и время, проведенное вместе с Сернаном и Шмиттом, что больше, чем любой другой человек провел на орбите Луны. [104] [139]

Эванс также отвечал за пилотирование CSM на орбитальном этапе миссии, маневрирование космического корабля для изменения и поддержания его орбитальной траектории. В дополнение к первоначальному маневру рециркуляции орбиты вскоре после вылета LM, одним из одиночных действий, которые Эванс выполнил в CSM в рамках подготовки к возвращению своих товарищей по команде с поверхности Луны, был маневр смены самолета . Этот маневр был призван совместить траекторию CSM с возможной траекторией LM, чтобы облегчить встречу на орбите. Эванс запустил двигатель SPS CSM примерно на 20 секунд, успешно корректируя орбитальную плоскость CSM. [9] [138]

Вернуться на Землю

[ редактировать ]
Операции по восстановлению после приводнения Аполлона-17

Сернан и Шмитт успешно оторвались от поверхности Луны на этапе подъема LM   14 декабря в 17:54 по восточному стандартному времени. Возвращение на лунную орбиту заняло чуть больше семи минут. [140] LM, пилотируемый Сернаном, и CSM, пилотируемый Эвансом, маневрировали и повторно состыковались примерно через два часа после отрыва от поверхности. После завершения стыковки экипаж перенес оборудование и лунные образцы с LM на CSM для возвращения на Землю. [102] [141] Экипаж закрыл люки между CSM и ступенью подъема LM после завершения перевода, и LM был сброшен за борт в 23:51 по восточному стандартному времени   14 декабря. Затем незанятая ступень подъема была удалена с орбиты, в результате чего она врезалась в Луну в результате удара. зарегистрировано сейсмометрами, оставленными Аполлоном-17 и предыдущими миссиями. [4] [141] 16 декабря в 18:35 по восточному стандартному времени   двигатель SPS CSM был запущен еще раз, чтобы вывести космический корабль от Луны по траектории обратно к Земле. Успешная трансземная инъекция СПС длилась чуть более двух минут. [140]

Во время возвращения на Землю Эванс совершил 65-минутный выход в открытый космос, чтобы извлечь кассеты с пленкой из отсека для SIM-карт служебного модуля при помощи Шмитта, который оставался у люка командного модуля. На расстоянии около 160 000 морских миль. [142] : 1730  (184 000 миль; 296 000 км) от Земли, это был третий выход в открытый космос в «дальнем космосе» в истории, совершенный на большом расстоянии от любого планетарного тела. По состоянию на 2024 год он остается одним из трех таких выходов в открытый космос, все они были выполнены во время J-миссий Аполлона при аналогичных обстоятельствах. Это был последний выход в открытый космос программы «Аполлон». [4] [143]

Во время возвращения на Землю экипаж использовал инфракрасный радиометр СМ, а также ультрафиолетовый спектрометр. Была проведена одна коррекция середины дистанции продолжительностью 9 секунд. [144] 19 декабря экипаж выбросил за борт ненужный СМ, оставив для возвращения на Землю только СМ. Космический корабль «Аполлон-17» снова вошел в атмосферу Земли и благополучно приводнился в Тихом океане в 14:25 по восточному стандартному времени, в 6,4 км (4,0 мили) от спасательного корабля USS Ticonderoga . Затем Сернан, Эванс и Шмитт были подняты спасательным вертолетом, пилотируемым командиром Эдвардом Э. Дахиллом III, и оказались в безопасности на борту спасательного корабля через 52 минуты после приводнения. [4] [141] [145] Поскольку последняя миссия Аполлона завершилась успешно, Центр управления полетами в Хьюстоне был заполнен многими бывшими авиадиспетчерами и астронавтами, которые аплодировали возвращению Америки на Землю. [146]

Последствия и места расположения космических кораблей

[ редактировать ]
Командный модуль Аполлона-17 « Америка» на выставке в Космическом центре Хьюстона.
лунным разведывательным орбитальным аппаратом Снимок места миссии «Аполлон-17», сделанный в 2011 году, ступень спуска «Челленджера» находится в центре, лунный вездеход — в правом нижнем углу.

По итогам миссии команда совершила как внутренние, так и международные туры, посетив 29 штатов и 11 стран. Тур начался на Суперкубке VII , когда команда возглавила толпу в клятве верности ; CM America также был показан во время предигровых мероприятий. [147]

Никто из астронавтов «Аполлона-17» больше не летал в космос. [148] Сернан ушел из НАСА и ВМФ в 1976 году. Он умер в 2017 году. [149] Эванс ушел из ВМФ в 1976 году и из НАСА в 1977 году, перейдя в частный сектор. Он умер в 1990 году. [150] Шмитт ушел из НАСА в 1975 году, прежде чем он успешно баллотировался на место в Сенате США от штата Нью-Мексико в 1976 году. Там он пробыл там один шестилетний срок. [151]

Командный модуль «Америка» в настоящее время экспонируется в Космическом центре Хьюстона в Космическом центре имени Линдона Б. Джонсона в Хьюстоне, штат Техас. [152] [153] Этап подъема лунного модуля «Челленджер» столкнулся с Луной 15 декабря 1972 года в 06:50:20.8 UTC (1:50 утра по восточному стандартному времени). 19 ° 58' с.ш., 30 ° 30' в.д.  /  19,96 ° с.ш., 30,50 ° в.д.  / 19,96; 30,50  ( Этап подъема LM Аполлона-17 ) . [152] Спускаемая ступень остается на Луне в месте посадки, 20 ° 11'27 "N 30 ° 46'18" E  /  20,19080 ° N 30,77168 ° E  / 20,19080; 30,77168  ( Этап спуска LM Аполлона-17 ) . [9] В 2023 году исследование данных эпохи Аполлона в ходе эксперимента по сейсмическому профилированию Луны показало, что этап спуска вызывал очень легкие толчки каждое лунное утро, поскольку компоненты расширялись в жару. [154]

Скафандр Юджина Сернана, летавший на Аполлоне-17, находится в коллекции Смитсоновского национального музея авиации и космонавтики (NASM), куда он был передан в 1974 году. [155] а Харрисон Шмитт находится на хранении на объекте Пола Э. Гарбера NASM. Аманда Янг из NASM указала в 2004 году, что скафандр Шмитта находится в лучшем состоянии из всех лунных скафандров Аполлона, на которых летали, и поэтому не выставляется на всеобщее обозрение. [156] Скафандр Рона Эванса также был передан из НАСА в 1974 году в коллекцию НАСМ; он остается на складе. [157]

После возвращения «Аполлона-17» предпринимались попытки сфотографировать место посадки, где остались спускаемая ступень LM, LRV и некоторое другое оборудование миссии. В 2009 и 2011 годах лунный разведывательный орбитальный аппарат сфотографировал место посадки со все более низких орбит. [158] По крайней мере, одна группа также выразила намерение посетить это место; В 2018 году немецкая космическая компания PTScientists заявила, что планирует посадить поблизости два лунохода. [159]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. За исключением выходов на Луну в рамках программы «Аполлон» (и уникального трио выходов в открытый космос в дальний космос, проведенных во время J-миссий программы), все остальные выходы в открытый космос проводились на низкой околоземной орбите, почти все из которых включали страховочный трос, удерживающий космонавта. прикреплен к космическому кораблю на небольшом расстоянии. Исключения произошли в 1984 и 1994 годах, когда серия из семи выходов в открытый космос включала в себя непривязную деятельность с использованием пилотируемого маневрового отряда (MMU) и спасательного отряда упрощенной помощи для выхода в открытый космос (SAFER). Среди этой последней группы наибольшее расстояние, пройденное космическим кораблем во время орбитального полета, составило примерно 100 метров (320 футов), что было достигнуто Брюсом МакКэндлессом на STS-41-B во время первого испытания MMU. [118]
  1. ^ Орлофф 2004 , Статистические таблицы: Ключевые факты о ракетах-носителях/космических кораблях.
  2. ^ Орлофф и Харланд 2006 , с. 585.
  3. ^ Орлофф и Харланд 2006 , с. 581.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Уэйд, Марк. «Аполлон-17» . Энциклопедия космонавтики. Архивировано из оригинала 12 августа 2011 года . Проверено 22 августа 2011 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и Орлофф, Ричард В. (2000). «Аполлон-17, стр.243». Аполлон в цифрах (PDF) . НАСА. НАСА СП-2000-4029. Архивировано (PDF) оригинала 9 октября 2022 г. Проверено 12 декабря 2022 г.
  6. ^ «Главный каталог НАСА NSSDC - этап спуска Аполлона-17» . НАСА. Архивировано из оригинала 17 апреля 2019 года . Проверено 1 января 2011 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б «Пятница астронавтов: Рональд Эванс» . Космический центр Хьюстона. 28 декабря 2018 года. Архивировано из оригинала 8 февраля 2022 года . Проверено 7 февраля 2022 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б с «Внекорабельная деятельность» . НАСА. Архивировано из оригинала 18 ноября 2004 года . Проверено 6 января 2022 г.
  9. ^ Перейти обратно: а б с Орлов 2004 , Аполлон-17: Одиннадцатая миссия.
  10. ^ «Экипаж Аполлона-17» . Программа «Аполлон» . Вашингтон, округ Колумбия: Национальный музей авиации и космонавтики . Архивировано из оригинала 5 июля 2011 года . Проверено 26 августа 2011 г.
  11. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Джонс, Эрик М.; Гловер, Кен (ред.). «Разбег – Аполлон-17 до начала механизированного спуска» . Журнал лунной поверхности Аполлона-17 . НАСА. Архивировано из оригинала 20 марта 2012 года . Проверено 25 августа 2011 г.
  12. ^ «Экипаж Аполлона-14» . Программа «Аполлон» . Национальный музей авиации и космонавтики. Архивировано из оригинала 8 февраля 2022 года . Проверено 8 февраля 2022 г.
  13. ^ «Астронавты – кратеры Луны» . Служба национальных парков. Архивировано из оригинала 8 февраля 2022 года . Проверено 8 февраля 2022 г.
  14. ^ Вильгельмс 1993 , стр. 309–310.
  15. ^ Власть 2002 , стр. 346–348.
  16. ^ «Новости – опубликовано в штаб-квартире НАСА» (PDF) . Центр пилотируемых космических кораблей: Отдел общественной информации. 18 октября 1971 г. Архивировано из оригинала (PDF) 28 февраля 2021 г. . Проверено 13 января 2022 г.
  17. ^ Перейти обратно: а б «Новости – МСК 71-56» (PDF) . Центр пилотируемых космических кораблей: Бюро общественной информации. 13 августа 1971 года. Архивировано из оригинала (PDF) 28 февраля 2021 года . Проверено 13 января 2022 г.
  18. ^ Перейти обратно: а б Орлофф и Харланд 2006 , стр. 507–508.
  19. ^ Шейлер и Берджесс, 2017 , стр. 289–290.
  20. ^ Чайкин 1995 , с. 549.
  21. ^ Перейти обратно: а б Финни 2015 , с. 130.
  22. ^ Слейтон и Кассатт 1994 , с. 279.
  23. ^ Райли, Джон Э. (23 мая 1972 г.). «Выпуск № 72-113: Астронавты Митчелл и Ирвин выходят на пенсию» (PDF) . НАСА: Центр пилотируемых космических кораблей. Архивировано (PDF) оригинала 9 октября 2022 г. Проверено 13 января 2022 г.
  24. ^ Шейлер и Берджесс 2017 , с. 296.
  25. ^ Орлофф и Харланд 2006 , с. 471.
  26. ^ Слейтон и Кассатт 1994 , с. 184.
  27. ^ Херш, Мэтью (19 июля 2009 г.). «Четвертый член экипажа» . Воздух и космос/Смитсоновский институт . Архивировано из оригинала 2 декабря 2021 года . Проверено 4 октября 2019 г.
  28. ^ Брукс, Гримвуд и Свенсон 1979 , стр. 261.
  29. ^ Комптон 1989 , с. 377.
  30. ^ Орлофф и Харланд 2006 , с. 566.
  31. ^ Уильямс, Майк (13 сентября 2012 г.). «Легендарная история, хорошо рассказанная» . Управление по связям с общественностью Университета Райса. Архивировано из оригинала 17 августа 2020 года . Проверено 5 октября 2019 г.
  32. ^ Орлофф и Харланд 2006 , с. 577.
  33. ^ Перейти обратно: а б «Знаки миссии Аполлон» . НАСА. Архивировано из оригинала 21 июля 2011 года . Проверено 25 августа 2011 г.
  34. ^ Латтимер 1985 , с. 93.
  35. ^ Латтимер 1985 , с. 94.
  36. ^ Чайкин 1995 , с. 509.
  37. ^ Ури, Джон (31 июля 2020 г.). Марс, Келли (ред.). «50 лет назад: подготовка к Аполлону-14 и 15» . НАСА. Архивировано из оригинала 8 января 2022 года . Проверено 8 января 2022 г.
  38. ^ «Расписание Аполлона изменено НАСА; следующий полет в апреле» . Нью-Йорк Таймс . 9 января 1970 г. с. 17. Архивировано из оригинала 21 декабря 2020 года . Проверено 30 октября 2020 г.
  39. ^ Шейлер и Берджесс 2017 , с. 207.
  40. ^ Логсдон 2015 , стр. 154–159.
  41. ^ Перейти обратно: а б с «Обзор посадочной площадки» . Миссия Аполлон-17 . Лунно-планетарный институт . Архивировано из оригинала 28 августа 2011 года . Проверено 7 февраля 2022 г.
  42. ^ Вильгельмс 1993 , с. 312.
  43. ^ Вильгельмс 1993 , с. 313.
  44. ^ Перейти обратно: а б Вильгельмс 1993 , с. 314.
  45. ^ «Протокол заседания Совета по выбору площадки Аполлона - 11 февраля 1972 г.» (PDF) . НАСА. Архивировано (PDF) оригинала 9 октября 2022 г. Проверено 3 февраля 2022 г.
  46. ^ Мейсон, Бетси (20 июля 2011 г.). «Невероятные вещи, которые НАСА сделала для подготовки астронавтов Аполлона» . Проводная наука . Публикации Конде Наст . Архивировано из оригинала 13 сентября 2011 года . Проверено 23 августа 2011 г.
  47. ^ Перейти обратно: а б Финни 2015 , с. 95.
  48. ^ Вильгельмс 1993 , стр. 316–317.
  49. ^ Финни 2015 , стр. 129–139.
  50. ^ Финни 2015 , с. 131.
  51. ^ Финни 2015 , с. 102.
  52. ^ Финни 2015 , стр. 147–149.
  53. ^ Перейти обратно: а б Орлофф и Харланд 2006 , с. 508.
  54. ^ Пресс-кит «Аполлон-17» , стр. 97–99.
  55. ^ «Аполлон/Скайлэб ASTP и основные конечные элементы орбитального корабля шаттла» (PDF) . НАСА. Март 1978 г. с. 15. Архивировано (PDF) оригинала 9 октября 2022 г.
  56. ^ Пресс-кит «Аполлон-17» , с. 97.
  57. ^ Орлофф и Харланд 2006 , с. 26.
  58. ^ Шарп, Тим (17 октября 2018 г.). «Ракеты Сатурн-5 и космический корабль Аполлон» . Space.com. Архивировано из оригинала 11 февраля 2022 года . Проверено 7 февраля 2022 г.
  59. ^ «Сатурн В» . Ракетный парк . НАСА . Архивировано из оригинала 8 апреля 2015 года . Проверено 8 февраля 2022 г.
  60. ^ Орлофф и Харланд 2006 , стр. 584–585.
  61. ^ Перейти обратно: а б с д Орлофф и Харланд 2006 , с. 512.
  62. ^ Перейти обратно: а б с Бенсон, Чарльз Д.; Фаэрти, Уильям Барнаби (1978). «Гл. 23-7: Космический аппарат Аполлон-Сатурн IB» . Мунпорт: История стартовых комплексов и операций Аполлона . НАСА. НАСА SP-4204. Архивировано из оригинала 23 января 2008 года . Проверено 23 ноября 2021 г.
  63. ^ Перейти обратно: а б Пресс-кит «Аполлон-17» , с. 15.
  64. ^ Перейти обратно: а б Пресс-кит «Аполлон-17» , с. 16.
  65. ^ Перейти обратно: а б Орлофф и Харланд 2006 , с. 510.
  66. ^ Перейти обратно: а б с Орлофф и Харланд 2006 , стр. 601–602.
  67. ^ Перейти обратно: а б с д Орлов 2004 , Статистические таблицы: эксперименты на поверхности Луны.
  68. ^ Перейти обратно: а б «Научные эксперименты – состав лунной атмосферы» . Лунно-планетарный институт. Архивировано из оригинала 9 июля 2021 года . Проверено 8 февраля 2022 г.
  69. ^ Чайкин 1995 , стр. 467–469, 478, 513.
  70. ^ Лансфорд, Кристина (7 декабря 2017 г.). «Аполлон-17: последняя миссия НАСА по высадке на Луну Аполлона в фотографиях» . Space.com. Архивировано из оригинала 8 февраля 2022 года . Проверено 8 февраля 2022 г.
  71. ^ Перейти обратно: а б с Джонс, Эрик М.; Гловер, Кен (ред.). «Эксперимент с траверсным гравиметром Аполлона-17» . Журнал лунной поверхности Аполлона-17 . НАСА. Архивировано из оригинала 7 сентября 2011 года . Проверено 29 ноября 2021 г.
  72. ^ Стерн, С. Алан (1999). Лунная атмосфера: история, состояние, современные проблемы и контекст (Отчет). Юго-Западный научно-исследовательский институт. CiteSeerX   10.1.1.21.9994 .
  73. ^ «Эксперимент по лунному сейсмическому профилированию» (PDF) . Лунно-планетарный институт. Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 г.
  74. ^ «Научные эксперименты – лунный выброс и метеорит» . Лунно-планетарный институт. Архивировано из оригинала 20 января 2022 года . Проверено 12 февраля 2022 г.
  75. ^ Талкотт, Ричард (21 июня 2019 г.). «Что оставили после себя астронавты Аполлона?» . Астрономия . Архивировано из оригинала 1 февраля 2022 года . Проверено 1 февраля 2021 г.
  76. ^ «Лунный вездеход (LRV)» . Программа «Аполлон» . Национальный музей авиации и космонавтики. Архивировано из оригинала 8 февраля 2022 года . Проверено 8 февраля 2022 г.
  77. ^ Перейти обратно: а б «Научные эксперименты - Электрические свойства поверхности» . Миссия Аполлон-17 . Лунно-планетарный институт. Архивировано из оригинала 3 октября 2011 года . Проверено 7 февраля 2022 г.
  78. ^ Орлов 2004 , Статистические таблицы: внекорабельная деятельность.
  79. ^ Пресс-кит «Аполлон-17» , с. 46.
  80. ^ «Научные эксперименты – Лунный нейтронный зонд» . Миссия Аполлон-17 . Лунно-планетарный институт . 2019. Архивировано из оригинала 8 сентября 2021 года . Проверено 12 февраля 2022 г.
  81. ^ Джонсон и др. 1975 , гл.
  82. ^ Предварительный научный отчет Аполлона-17 , стр. 26-1–26-14.
  83. ^ Берджесс и Даббс 2007 , с. 320.
  84. ^ Джонсон и др. 1975 , Часть IV, Гл. 4.
  85. ^ Джонсон и др. 1975 , Часть IV, Гл. 1.
  86. ^ Перейти обратно: а б с «Аполлон-17 – Лунная наука» . Программа «Аполлон» . Национальный музей авиации и космонавтики. Архивировано из оригинала 8 февраля 2022 года . Проверено 8 февраля 2022 г.
  87. ^ Пресс-кит «Аполлон-17» , стр. 56–59.
  88. ^ Перейти обратно: а б Осборн, В. Закари; Пинский, Лоуренс С.; Бейли, Дж. Вернон (1975). «Расследование световых вспышек Аполлона» . В Джонстоне, Ричард С.; Дитлейн, Лоуренс Ф.; Берри, Чарльз А. (ред.). Биомедицинские результаты Аполлона . Предисловие Кристофера К. Крафта-младшего. Вашингтон, округ Колумбия: НАСА. НАСА СП-368. Архивировано из оригинала 17 сентября 2011 года . Проверено 26 августа 2011 г.
  89. ^ Предварительный научный отчет Аполлона-17 , стр. 20-1–20-2.
  90. ^ Предварительный научный отчет Аполлона-17 , стр. 14-1–14-2.
  91. ^ «Научные эксперименты – транспондер S-диапазона» . Миссия Аполлон-17 . Лунно-планетарный институт . 2019. Архивировано из оригинала 5 августа 2020 года . Проверено 12 февраля 2022 г.
  92. ^ Перейти обратно: а б «Запуск Аполлона-17» . НАСА. Архивировано из оригинала 27 октября 2011 года . Проверено 16 ноября 2011 г.
  93. ^ Орлов 2004 , Статистические таблицы: Запустите Windows.
  94. ^ Чайкин 1995 , стр. 495, 498.
  95. ^ Орлофф и Харланд 2006 , с. 511.
  96. ^ Орлофф и Харланд 2006 , с. 514.
  97. ^ Орлофф и Харланд 2006 , с. 214.
  98. ^ Вудс, Дэвид; Файст, Бен, ред. (26 декабря 2017 г.). «День 4, часть 1: Обновление часов» . Журнал полетов Аполлона-17 . НАСА. Архивировано из оригинала 21 июля 2019 года . Проверено 24 ноября 2021 г.
  99. ^ Косгроув, Бен (11 апреля 2014 г.). «Дом, милый дом: во славу «Голубого мрамора» Аполлона-17 » . Время . Архивировано из оригинала 1 июня 2015 года . Проверено 7 декабря 2019 г.
  100. ^ Орлофф и Харланд 2006 , стр. 514–515.
  101. ^ Перейти обратно: а б с Джонс, Эрик М.; Гловер, Кен (ред.). «Приземление в Таурус-Литтроу» . Журнал лунной поверхности Аполлона-17 . НАСА. Архивировано из оригинала 7 сентября 2011 года . Проверено 22 августа 2011 г.
  102. ^ Перейти обратно: а б с Орлофф и Харланд 2006 , с. 519.
  103. ^ Орлофф и Харланд 2006 , с. 515.
  104. ^ Перейти обратно: а б Орлов 2004 , Статистические таблицы: Общие сведения.
  105. ^ «Миссия Аполлона-17: Обзор наземных операций» . Ассоциация университетов космических исследований . Лунно-планетарный институт. Архивировано из оригинала 9 ноября 2020 года . Проверено 29 ноября 2021 г.
  106. ^ Джонс, Эрик М.; Гловер, Кен (ред.). «Краткое содержание миссии Аполлона-15: Лунные горы» . Журнал лунной поверхности Аполлона-15 . НАСА. Архивировано из оригинала 21 июля 2019 года . Проверено 6 января 2022 г.
  107. ^ Райли, Вудс и Доллинг 2012 , с. 165.
  108. ^ Год, Челси (22 марта 2019 г.). «Риск Аполлона: астронавты обмениваются душераздирающими историями с лунными снимками НАСА» . Space.com . Архивировано из оригинала 26 июля 2020 года . Проверено 6 января 2022 г.
  109. ^ Перейти обратно: а б Джонс, Эрик М.; Гловер, Кен (ред.). «Вниз по лестнице» . Журнал лунной поверхности Аполлона-17 . НАСА. Архивировано из оригинала 21 июля 2019 года . Проверено 6 января 2022 г.
  110. ^ Джонс, Эрик М.; Гловер, Кен (ред.). «АЛСЭП Разгрузка» . Журнал лунной поверхности Аполлона-17 . НАСА. Архивировано из оригинала 16 августа 2015 года . Проверено 24 августа 2011 г.
  111. ^ Бжостовский, Мэтью; Бжостовский, Адам (апрель 2009 г.). «Архивирование активных сейсмических данных Аполлона» . Передовой край . 28 (4). Талса, Оклахома: Общество геофизиков-исследователей : 414–416. Бибкод : 2009LeaEd..28..414B . дои : 10.1190/1.3112756 . ISSN   1070-485X . Архивировано из оригинала 4 ноября 2016 года . Проверено 12 июня 2014 г.
  112. ^ Орлофф и Харланд 2006 , с. 516.
  113. ^ Перейти обратно: а б Джонс, Эрик М.; Гловер, Кен, ред. (20 мая 2014 г.). «Пробуждение Евы-2» . Журнал лунной поверхности Аполлона-17 . НАСА. Архивировано из оригинала 21 июля 2019 года . Проверено 7 января 2022 г.
  114. ^ Перейти обратно: а б «Техническая расшифровка голоса «воздух-земля» Аполлона-17» (PDF) . НАСА. Декабрь 1972 г. с. 977. Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 года.
  115. ^ Чайкин 1995 , с. 542.
  116. ^ Swift 2021 , стр. 1043–1045, 1085.
  117. ^ Swift 2021 , стр. 1053–1058.
  118. ^ Чайкин, Андрей (октябрь 2014 г.). «Непривязанный» . Журнал «Аэрокосмос». Архивировано из оригинала 14 декабря 2021 года . Проверено 6 января 2022 г.
  119. ^ Перейти обратно: а б Чайкин 1995 , стр. 527–530.
  120. ^ Swift 2021 , стр. 1062–1063.
  121. ^ Уомсли, Лорел (8 марта 2022 г.). «НАСА только сейчас открывает вакуумно запечатанный образец, взятый с Луны 50 лет назад» . Национальное общественное радио . Архивировано из оригинала 11 марта 2022 года . Проверено 11 марта 2022 г.
  122. ^ Кортрайт 2019 , с. 276.
  123. ^ Swift 2021 , стр. 1070–1071.
  124. ^ Крэддок, Боб (март 2002 г.). «В музее: Скала» . Воздух и космос/Смитсоновский институт . Архивировано из оригинала 4 декабря 2021 года . Проверено 4 декабря 2021 г.
  125. ^ Гаррик-Бетелл, Ян; и др. (январь 2009 г.). «Ранний лунный магнетизм». Наука . 323 (5912): 356–359. Бибкод : 2009Sci...323..356G . дои : 10.1126/science.1166804 . ПМИД   19150839 . S2CID   23227936 .
  126. ^ «Лунный образец 76535» . Лунно-планетарный институт. Архивировано из оригинала 25 июня 2021 года . Проверено 13 декабря 2021 г.
  127. ^ Чайкин 1995 , с. 543.
  128. ^ Джонс, Эрик М.; Гловер, Кен (ред.). «Закрытие Евы-3» . Журнал лунной поверхности Аполлона-17 . НАСА. Архивировано из оригинала 18 июля 2011 года . Проверено 22 августа 2011 г.
  129. ^ Джонс, Эрик М.; Гловер, Кен (ред.). «Деятельность после выхода в открытый космос-3» . Журнал лунной поверхности Аполлона-17 . НАСА. Архивировано из оригинала 13 декабря 2021 года . Проверено 11 декабря 2021 г.
  130. ^ Перейти обратно: а б «Рональд Э. Эванс» . Музей истории космоса Нью-Мексико. Архивировано из оригинала 26 января 2022 года . Проверено 8 февраля 2022 г.
  131. ^ Фаулер, Уоллес Т. «Хронология Аполлона (Аполлон-17)» . Характеристики лунной миссии . Техасский университет. Архивировано из оригинала 8 февраля 2022 года . Проверено 8 февраля 2022 г.
  132. ^ Зук, штат Ха; Поттер, А.Е.; Купер, Б.Л. (1995). «Экзосфера лунной пыли и свечение лунного горизонта Клементины» . Тезисы докладов конференции по лунным и планетным наукам . 26 : 1577. Бибкод : 1995LPI....26.1577Z . Архивировано из оригинала 8 февраля 2022 года . Проверено 8 февраля 2022 г.
  133. ^ Отчет о миссии «Аполлон-17» , стр. 10-34–10-38.
  134. ^ Отчет о миссии Аполлона-17 , с. 10-37.
  135. ^ Кроттс 2014 , стр. 268–269.
  136. ^ «Исследование переходных лунных явлений» . Колумбийский университет. Архивировано из оригинала 27 января 2022 года . Проверено 12 декабря 2021 г.
  137. ^ Чайкин 1995 , с. 532.
  138. ^ Перейти обратно: а б Отчет о миссии «Аполлон-17» , стр. 10-38.
  139. ^ Хауэлл, Элизабет (23 апреля 2013 г.). «Рон Эванс: пилот командного модуля Аполлона-17» . Space.com. Архивировано из оригинала 1 декабря 2017 года . Проверено 12 февраля 2022 г.
  140. ^ Перейти обратно: а б Орлофф и Харланд 2006 , с. 518.
  141. ^ Перейти обратно: а б с Джонс, Эрик М.; Гловер, Кен (ред.). «Возвращение на Землю» . Журнал лунной поверхности Аполлона-17 . НАСА. Архивировано из оригинала 8 мая 2012 года . Проверено 22 августа 2011 г.
  142. ^ Джонс, Эрик М.; Гловер, Кен (ред.). «Стенограммы Аполлона-17: комментарий космического корабля Аполлон-17 (ПАО)» (PDF) . Журнал лунной поверхности Аполлона-17 . НАСА. Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 г.
  143. ^ ЛеПейдж, Эндрю (17 декабря 2017 г.). «История выхода в открытый космос в дальний космос» . Дрю Экс Машина . Архивировано из оригинала 6 ноября 2019 года . Проверено 5 января 2022 г.
  144. ^ Орлофф и Харланд 2006 , с. 520.
  145. ^ «Некрологи - командир Эдвард Э. «Тед» Дахилл, III (в отставке)» . Коронадо Орел и журнал . 9–15 мая 2007 г. Архивировано из оригинала 14 марта 2022 г. Проверено 14 марта 2022 г.
  146. ^ Чайкин 1995 , с. 550.
  147. ^ Адамс, Кейтлин (4 января 2023 г.). «50 лет назад: Деятельность после миссии Аполлона-17» . НАСА. Архивировано из оригинала 30 января 2023 года . Проверено 31 марта 2023 г.
  148. ^ Чайкин 1995 , стр. 587–588, 591.
  149. ^ «Юджин Эндрю Сернан, 14 марта 1934 г. - 16 января 2017 г.» . Командование военно-морской истории и наследия. 17 января 2017 года. Архивировано из оригинала 8 января 2022 года . Проверено 7 января 2022 г.
  150. ^ «Рональд Эллвин Эванс, 10 ноября 1933 г. - 7 апреля 1990 г.» . Командование военно-морской истории и наследия. 16 ноября 2016 года. Архивировано из оригинала 7 января 2022 года . Проверено 7 января 2022 г.
  151. ^ «ШМИТТ, Харрисон Хэган» . Биографический справочник Конгресса США . Конгресс США. Архивировано из оригинала 11 июня 2022 года . Проверено 8 февраля 2022 г.
  152. ^ Перейти обратно: а б "Аполлон: Где они сейчас?" . НАСА. Архивировано из оригинала 17 июля 2011 года . Проверено 26 августа 2011 г.
  153. ^ «Расположение командных модулей Аполлона» . Национальный музей авиации и космонавтики. Архивировано из оригинала 1 июня 2021 года . Проверено 27 августа 2019 г.
  154. ^ «Лунный будильник: новое исследование характеризует регулярные лунные землетрясения» . Калтех . 7 сентября 2023 года. Архивировано из оригинала 13 сентября 2023 года . Проверено 15 сентября 2023 г.
  155. ^ «Скафандр, A7-LB, Сернан, Аполлон-17, полет» . Национальный музей авиации и космонавтики. Архивировано из оригинала 5 января 2022 года . Проверено 5 января 2022 г.
  156. ^ Джонс, Эрик М.; Гловер, Кен (ред.). «Костюм Джека Шмитта «Аполлон-17»» . Журнал лунной поверхности Аполлона-17 . НАСА. Архивировано из оригинала 21 апреля 2021 года . Проверено 5 января 2022 г.
  157. ^ «Скафандр, A7-LB, Эванс, Аполлон-17, полет» . Национальный музей авиации и космонавтики. Архивировано из оригинала 18 февраля 2022 года . Проверено 18 февраля 2022 г.
  158. ^ Нил-Джонс, Нэнси; Зубрицкий, Елизавета; Коул, Стив (6 сентября 2011 г.). Гарнер, Роберт (ред.). «Снимки космического корабля НАСА дают более четкое представление о местах посадки Аполлона» . НАСА. Выпуск Годдарда № 11-058 (совместно с выпуском штаб-квартиры НАСА № 11-289). Архивировано из оригинала 2 июня 2015 года . Проверено 24 июля 2013 г.
  159. ^ «Миссия на Луну» . ПТС учёные. Архивировано из оригинала 5 декабря 2018 года . Проверено 6 января 2022 г.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 380be05d2aefc86869dde6d2f0ec3c52__1722600960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/38/52/380be05d2aefc86869dde6d2f0ec3c52.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Apollo 17 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)