ПАС-22
![]() | |
Имена | АзияСат 3 ХГС-1 ПАС-22 |
---|---|
Тип миссии | Коммуникации |
Оператор | АзияСат (1997–1998) Хьюз (1998–1999) ПанАмСат (1999–2002) |
ИДЕНТИФИКАТОР КОСПЭРЭ | 1997-086А |
САТКАТ нет. | 25126 |
Продолжительность миссии | 15 лет (планируется) [1] 4 года (достигнуто) |
Свойства космического корабля | |
Космический корабль | АзияСат 3 |
Тип космического корабля | Боинг 601 |
Автобус | HS-601HP |
Производитель | Хьюз Космос и коммуникации |
Стартовая масса | 3465 кг [2] |
Сухая масса | 2500 кг (5500 фунтов) |
Размеры | 3,4 х 3,5 х 5,8 м Размах: 26,2 м на орбите |
Власть | 9,9 кВт |
Начало миссии | |
Дата запуска | 24 декабря 1997 г., 23:19:00 UTC [3] |
Ракета | Протон-К / ДМ-2М |
Запуск сайта | Байконур , участок 81/23 |
Подрядчик | Государственный космический научно-производственный центр имени Хруничева |
Вступил в сервис | июль 1998 г. |
Конец миссии | |
Утилизация | Орбита кладбища |
Деактивирован | июль 2002 г. |
Орбитальные параметры | |
Справочная система | Геоцентрическая орбита |
Режим | Геостационарная орбита |
Долгота | 105,5 ° восточной долготы (предполагается) 158° западной долготы (1998–1999 гг.) 62 ° западной долготы (1999–2002 гг.) [4] |
Пролет Луны | |
Ближайший подход | 13 мая 1998 г., 19:00 UTC [5] |
Расстояние | 6200 км (3900 миль) |
Пролет Луны | |
Ближайший подход | 6 июня 1998 г., 16:30 UTC |
Расстояние | 34300 км (21300 миль) |
Транспондеры | |
Группа | 44 транспондера : 28 C-диапазон 16 Ku-диапазона |
Зона покрытия | Азия |
AsiaSat 3 , ранее известный как HGS-1 , а затем PAS-22 , был геосинхронным спутником связи , который был спасен с непригодной для использования геосинхронной переходной орбиты (GTO) с помощью гравитации Луны .
Запуск AsiaSat 3
[ редактировать ]AsiaSat 3 был запущен для компании AsiaSat из Гонконга для предоставления услуг связи и телевидения в Азии с помощью «Протон-К / ДМ-2М» ракеты-носителя 24 декабря 1997 года, предназначенной для орбитальной позиции в точке 105,5° восточной долготы. Однако из-за отказа четвертой ступени «Блока ДМ-2М» он оказался на сильно наклоненной (51,6 °) эллиптической орбите, хотя и оставался полностью работоспособным. Страховщики объявили его полной потерей.
ХГС-1
[ редактировать ]
АзияСат 3 / HGS-1
Луна
Земля
Спутник был передан компании Hughes Global Services Inc., которая тогда была дочерней компанией Hughes Space and Communications , с соглашением делить любую прибыль с консорциумом из 27 страховщиков. [6]
Эдвард Бельбруно и Рекс Риденур услышали об этой проблеме и предложили 3–5-месячную траекторию перемещения с низкой энергией , которая пройдет мимо Луны и оставит спутник на геостационарной орбите вокруг Земли . Хьюз не имел возможности отслеживать спутник на таком расстоянии и считал эту концепцию траектории неработоспособной. Вместо этого Хьюз использовал Аполлона в стиле траекторию свободного возврата , на прохождение которой требовалось всего несколько дней, траекторию, разработанную и впоследствии запатентованную. [7] [8] главный технолог компании Hughes Джерри Сальваторе. [9] Этот маневр устранил только 40° наклонения орбиты и оставил спутник на геостационарной орбите, тогда как маневр Бельбруно устранил бы все 51° наклонения и оставил бы его на геостационарной орбите. [6]
Хотя Хьюзу так и не удалось использовать траекторию перемещения с низкой энергией, идея использования лунного обхода стала ключом к спасению космического корабля. По словам Сезара Окампо, Хьюз не рассматривал этот вариант, пока с ним не связался Риденур. [10] хотя инженеры Хьюза, участвовавшие в операциях по облету Луны, заявили, что они уже работали над проектом миссии по облету Луны, прежде чем он связался с ними. [9]
Спасение спутника
[ редактировать ]Используя бортовое топливо и лунную гравитацию, апогей орбиты постепенно увеличивался с помощью нескольких маневров в перигее , пока она не пролетела мимо Луны. [10] на расстоянии 6200 км от ее поверхности в мае 1998 года, став в некотором смысле первым коммерческим лунным космическим кораблем. Еще один облет Луны был выполнен позже в том же месяце (6 июня 1998 г.) на расстоянии 34 300 км для дальнейшего улучшения наклонения орбиты . [6]
На эти операции была потрачена большая часть топлива спутника, но все же гораздо меньше, чем потребовалось бы для устранения наклонения без маневров с помощью Луны. С оставшимся топливом спутником можно было бы управлять как геосинхронным спутником с половиной срока службы обычного спутника – огромный выигрыш, учитывая, что он был объявлен полной потерей. Затем спутник был выведен на геостационарную орбиту 158° западной долготы. [6]
Как только спутник вышел на стабильную орбиту, ему было приказано освободить солнечные панели , которые были убраны во время взлета и маневрирования. Из двух солнечных панелей спутника освободилась только одна, и стало очевидно, что трос на борту работает неправильно, что инженеры объяснили циклами нагрева и охлаждения из-за того, что спутник работал за пределами расчетного диапазона во время полета на свою конечную орбиту. [6]
ПАС-22
[ редактировать ]В апреле 1999 года Хьюз подал запрос на разрешение на эксплуатацию спутника на 60 ° западной долготы в C-диапазоне и Ku-диапазоне. В 1999 году HGS-1 был приобретен PanAmSat , переименован в PAS-22 и перемещен на 60° западной долготы. Он был деактивирован в июле 2002 года и переведен на орбиту кладбища . [4]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «AsiaSat-3,-3S/HGS-1/PAS-22» . Космическая страница Гюнтера . Проверено 15 мая 2010 г.
- ^ «AsiaSat 3 → HGS-1 → PAS-22» . Сайт НАСА по исследованию Солнечной системы . Проверено 1 декабря 2022 г.
- ^ «Журнал запуска» . Космический отчет Джонатана. 14 марта 2021 г. Проверено 3 мая 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Азиасат 3» . Спутниковая энциклопедия . Проверено 15 мая 2010 г.
- ^ «АзияСат 3» . Проверено 15 мая 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «HGS-1 выходит на околоземную орбиту: первая коммерческая лунная миссия» . НАСА. 17 июня 1998 года. Архивировано из оригинала 30 июля 2010 года . Проверено 4 мая 2021 г.
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ↑ Сальваторе, Джеремия О. и Окампо Сезар А. (правопреемник: Hughes Electronics Corporation) Патент США № 6,116,545, «Метод перемещения при облете Луны со свободным возвратом для геосинхронных спутников», подан 9 апреля 1998 г.
- ↑ Сальваторе, Джеремия О. и Окампо, Сезар А. (правопреемник: Hughes Electronics Corporation) Патент США № 6,149,103, «Метод перемещения при облете Луны со свободным возвратом для геостационарных спутников, имеющих несколько стадий перилуна», подан 15 мая 1998 г.
- ^ Jump up to: а б Дж. Фишер, «Спасение AsiaSat: реальная история, часть 1» , Хьюз, 8 июля 2013 г. (по состоянию на 10 декабря 2014 г.)
- ^ Jump up to: а б «Новая книга рассказывает, как инженеры спасли спутник Хьюз на Рождество 1997 года» . Космическая газета . 11 января 2006 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «АзияСат 3, 3S/HGS 1/PAS 22» . Космическая страница Гюнтера. 22 марта 2013 года . Проверено 14 мая 2013 г.
- Риденур, Рекс (13 мая 2013 г.). «За пределами GEO, в коммерческом плане: 15 лет... и продолжается» . Космический обзор . Проверено 14 мая 2013 г.
- Сальваторе, Джерри (15 июля 2013 г.). «Взгляд главного технолога на миссию HGS-1» . Космический обзор . Проверено 15 июля 2013 г.
- Скидмор, Марк (8 июля 2013 г.). «Альтернативный взгляд на спасательную операцию HGS-1» . Космический обзор . Проверено 8 июля 2013 г.
- «AsiaSat 3: Сборник пресс-релизов по теме» . Астронет . Проверено 14 мая 2013 г.
- «Миссия Asiasat 3/HGS 1 на Луну» . НАСА. 19 декабря 2011 года. Архивировано из оригинала 7 октября 2012 года . Проверено 4 мая 2021 г.