СТС-81
![]() Вид на "Мир" из Атлантиды со "Союз-ТМ Фрегат" и "Прогресс 233" . пристыкованными кораблями | |
Имена | Космическая транспортная система -81 |
---|---|
Тип миссии | Шаттл-Мир |
Оператор | НАСА |
ИДЕНТИФИКАТОР КОСПЭРЭ | 1997-001А |
САТКАТ нет. | 24711 |
Продолжительность миссии | 10 дней, 4 часа, 56 минут, 30 секунд |
Пройденное расстояние | 6 100 000 километров (3 800 000 миль) |
Орбиты завершены | 160 |
Свойства космического корабля | |
Космический корабль | Космический шаттл Атлантис |
Масса полезной нагрузки | 2250 кг (4960 фунтов) |
Экипаж | |
Размер экипажа | 6 |
Члены | |
Запуск | |
Посадка | |
Начало миссии | |
Дата запуска | 12 января 1997 г., 09:27:23 | UTC
Запуск сайта | Кеннеди , LC-39B |
Конец миссии | |
Дата посадки | 22 января 1997 г., 14:23:51 | UTC
Посадочная площадка | Кеннеди, взлетно-посадочная полоса 33 SLF |
Орбитальные параметры | |
Справочная система | Геоцентрический |
Режим | Низкая Земля |
Высота перигея | 380 километров (240 миль) |
Высота апогея | 392 километра (244 миль) |
Наклон | 51,6 градусов |
Период | 92,2 мин. |
Стыковка с Миром | |
Док-порт | ПО правому борту |
Дата стыковки | 15 января 1997 г., 03:54:49 UTC |
Дата расстыковки | 20 января 1997 г., 02:15:44 UTC |
Время пристыковано | 4 дня, 22 часа, 20 минут 55 секунд |
![]() ![]() Слева направо — спереди: Джетт, Бейкер; Сзади: Грюнсфельд, Блаха, Висофф, Линенджер, Айвинс. |
STS-81 в январе 1997 года — миссия космического корабля «Атлантис» к космической станции «Мир» .
Экипаж
[ редактировать ]Позиция | Запуск космонавта | Посадка космонавта |
---|---|---|
Командир | Майкл А. Бейкер Четвертый и последний космический полет | |
Пилот | Брент В. Джетт-младший Второй космический полет | |
Специалист миссии 1 | Питер Дж. К. Висофф Третий космический полет | |
Специалист миссии 2 Бортинженер | Джон М. Грансфельд Второй космический полет | |
Специалист миссии 3 | Марша Айвинс Четвертый космический полет | |
Специалист миссии 4 | Джерри М. Линенджер ЭО-22 Второй и последний космический полет | Джон Э. Блаха ЭО-22 Пятый и последний космический полет |
Основные моменты миссии
[ редактировать ]
STS-81 стал пятым из девяти запланированных полетов на Мир и вторым по обмену американскими астронавтами. Астронавта Джона Блаху, находившегося на «Мире» с 19 сентября 1996 года, сменил астронавт Джерри Линенджер. Линенджер провел на «Мире» более четырех месяцев. Он вернулся на Землю на космическом шаттле STS-84 .
На «Атлантисе» находился двойной модуль SPACEHAB, обеспечивающий дополнительные раздевалки на средней палубе для вторичных экспериментов. В течение пяти дней стыковки с «Миром» экипажи перебрасывали воду и припасы с одного корабля на другой. Выход в открытый космос Линенджера и одного из его российских товарищей- космонавтов произошел после отлета Атлантиды .
Миссия STS-81 включала в себя несколько экспериментов в области передовых технологий, наук о Земле , фундаментальной биологии , наук о жизни человека , микрогравитации и космических наук . Была надежда, что данные дадут представление о планировании и разработке Международной космической станции , наземных науках о человеке и биологических процессах, а также о развитии коммерческих технологий.
18 января, когда «Атлантида» была пристыкована к «Миру», Грюнсфельд позвонил на шоу NPR Car Talk , которое вели двое выпускников Грюнсфельда в Массачусетском технологическом институте , Том и Рэй Маглиоцци . [1]


STS-81 включал в себя транспортировку 2710 кг (5970 фунтов) грузов на «Мир» и обратно, что стало крупнейшей перевозкой предметов на сегодняшний день. На этапе стыковки на «Мир» было перевезено 635 кг (1400 фунтов) воды, 516,1 кг (1138 фунтов) американского научного оборудования, 1000,7 кг (2206 фунтов) российского материально-технического снабжения, а также 121,7 кг (268 фунтов) различных материалов. На Землю на борт «Атлантиса» было возвращено 570,0 кг (1256,6 фунтов) научных материалов из США, 404,5 кг (892 фунта) российских логистических материалов и 97,3 кг (215 фунтов) различных материалов.
Первый полет шаттла 1997 года ознаменовался возвращением американского астронавта Джона Блахи на Землю после 118-дневного пребывания на борту российской космической станции «Мир» и крупнейшей на сегодняшний день транспортной логистикой между двумя космическими кораблями. Атлантида также вернулась с первыми растениями, завершившими жизненный цикл в космосе — урожаем пшеницы, выращенным от семени к семени. Эта пятая из девяти запланированных стыковок продолжила этап 1B совместных усилий НАСА и Российского космического агентства , при этом Линенджер стал третьим подряд американским астронавтом, жившим на Мире. Та же конфигурация полезной нагрузки, что и в предыдущем стыковочном полете, с модулем SPACEHAB Double, полетела снова.
Блаха присоединился к экипажу "Мир-22" в составе командира Валерия Корзуна и бортинженера Александра Калери 19 сентября 1996 года, когда прибыл туда с экипажем СТС-79. Линенгер работал с экипажем «Мир-22» до прибытия в феврале экипажа «Мир-23» в составе командира Василия Циблиева , бортинженера Александра Лазуткина и немецкого исследователя Райнхольда Эвальда. Эвальд вернулся на Землю вместе с космонавтами «Мир-22» после недолгого пребывания на станции. Астронавт Майкл Фоул заменил Линенджера на Мире, когда в мае 1997 года прибыла миссия STS-84.

Стыковка произошла в 22:55 по восточному стандартному времени 14 января, после чего люк открылся в 00:57 15 января. Линенджер официально поменялся местами в 04:45 с Блахой, который провел на станции 118 дней и всего 128 дней на орбите. За пять дней спаренных операций экипажи переправили на «Мир» почти 6000 фунтов (2722 кг) материально-технического имущества, в том числе около 725 кг (1598 фунтов) воды; около 516 кг (1138 фунтов) научного оборудования США; и 1001 килограмм (2207 фунтов) российского логистического оборудования. Около 1100 килограммов (2400 фунтов) материалов вернулись вместе с Атлантидой с Мира.
Экипаж также испытал на корабле "Шаттл" систему виброизоляции и стабилизации (ТВИС), предназначенную для использования в российском служебном модуле Международной космической станции. Еще одно мероприятие, связанное с Международной космической станцией, включало в себя запуск небольших реактивных двигателей орбитального аппарата во время сопряженных операций по сбору инженерных данных.
Расстыковка произошла в 09:15 EST 19 января, после чего последовал облет Мира.
Никаких существенных аномалий в полете у «Атлантиса» не наблюдалось .
Звонки-будильники
[ редактировать ]НАСА начало традицию проигрывания музыки астронавтам во время программы «Джемини» , которая впервые была использована для пробуждения летного экипажа во время «Аполлона-15» . [2] Каждый трек специально выбирается членами их семей и обычно имеет особое значение для отдельного члена экипажа или применим к его повседневной деятельности. [2]
День полета | Песня | Художник/Композитор |
---|---|---|
День 2 | « Свободная поездка » | Группа Эдгара Винтера |
День 3 | "Это заставляет тебя бежать" | Братья Дуби |
День 4 | " Поездка автостопом " | тщеславие тариф |
День 5 | « Празднование » | Кул и банда |
День 6 | « Я понял тебя (я чувствую себя хорошо) » | Джеймс Браун |
День 7 | « Мак Нож » | Бобби Дэрин |
День 8 | « Билет на поездку » | Битлз |
День 9 | «Моя любимая Марша» | Квартет Элисон Браун |
День 10 | " Песня о банановой лодке " | Гарри Белафонте |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ] Эта статья включает общедоступные материалы с веб-сайтов или документов Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства .
- ^ «io9 — Время, когда астронавт позвонил в Car Talk из космического корабля «Шаттл»» . 9 июля 2012. Архивировано из оригинала 15 июня 2016 года . Проверено 28 мая 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Фрис, Колин (25 июня 2007 г.). «Хронология звонков-будильников» (PDF) . НАСА. Архивировано (PDF) из оригинала 20 июня 2010 г. Проверено 13 августа 2007 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Краткое изложение миссии НАСА. Архивировано 20 мая 2007 г. в Wayback Machine.
- Основные моменты видео STS-81. Архивировано 13 октября 2007 г. в Wayback Machine.