СТС-115
Имена | Космическая транспортная система -115 |
---|---|
Тип миссии | сборка МКС |
Оператор | НАСА |
ИДЕНТИФИКАТОР КОСПЭРЭ | 2006-036А |
САТКАТ нет. | 29391 |
Продолжительность миссии | 11 дней, 19 часов, 6 минут, 35 секунд |
Пройденное расстояние | 7 840 000 километров (4 870 000 миль) |
Орбиты завершены | 188 |
Свойства космического корабля | |
Космический корабль | Космический шаттл Атлантис |
Стартовая масса | 122 397 кг (орбитальный аппарат) [1] |
Посадочная масса | 90 573 кг (199 679 фунтов) [2] |
Экипаж | |
Размер экипажа | 6 |
Члены | |
Начало миссии | |
Дата запуска | 9 сентября 2006 г., 15:14:55 | UTC
Запуск сайта | Кеннеди , LC-39B |
Конец миссии | |
Дата посадки | 21 сентября 2006 г., 10:21:30 | UTC
Посадочная площадка | Кеннеди, взлетно-посадочная полоса 33 SLF |
Орбитальные параметры | |
Справочная система | Геоцентрический |
Режим | Низкая Земля |
Высота перигея | 157,4 км (97,8 миль) [3] |
Высота апогея | 226,6 км (140,8 миль) |
Наклон | 51,6 градусов |
Период | 91,6 минут |
Стыковка с МКС | |
Док-порт | ПМА-2 (Судьба вперед) |
Дата стыковки | 11 сентября 2006 г., 10:46 UTC |
Дата расстыковки | 17 сентября 2006 г., 12:50 UTC |
Время пристыковано | 6 дней, 2 часа, 4 минуты |
(Слева направо) Хайдемари М. Стефанишин-Пайпер , Кристофер Дж. Фергюсон , Джозеф Р. Таннер , Дэниел К. Бербанк , Брент В. Джетт-младший , Стивен Маклин |
STS-115 — корабль космического корабля «Шаттл» к Международной космической станции (МКС), управляемый космическим кораблем « Атлантис» . Это была первая миссия по сборке на МКС после «Колумбии» катастрофы после двух успешных миссий по возвращению в полет , STS-114 и STS-121 . STS-115 был запущен с борта LC-39B в Космическом центре Кеннеди 9 сентября 2006 года в 11:14:55 по восточному времени (15:14:55 UTC ).
миссия также называется МКС-12А В программе МКС . Миссия доставила второй сегмент фермы левого борта (ITS P3/P4), пару солнечных батарей (2А и 4А) и аккумуляторы . Всего было совершено три выхода в открытый космос, в ходе которых экипаж подключил системы на установленных фермах, подготовил их к развертыванию и выполнил другие работы по техническому обслуживанию станции.
Первоначально планировалось, что запуск STS-115 состоится в апреле 2003 года. в Колумбии Авария в феврале 2003 года перенесла дату на 27 августа 2006 года, которая снова была перенесена по разным причинам, включая угрозу тропического шторма «Эрнесто» и сильнейший удар молнии на планете. когда-либо попадал на занятую стартовую площадку шаттла.
Экипаж
[ редактировать ]Позиция | Астронавт | |
---|---|---|
Командир | Брент В. Джетт мл. Четвертый и последний космический полет | |
Пилот | Кристофер Фергюсон Первый космический полет | |
Специалист миссии 1 | Стивен Маклин , CSA Второй и последний космический полет | |
Специалист миссии 2 Бортинженер | Дэниел С. Бербанк Второй космический полет | |
Специалист миссии 3 | Джозеф Р. Таннер Четвертый и последний космический полет | |
Специалист миссии 4 | Хайдемари М. Стефанишин-Пайпер Первый космический полет |
Примечание. Сегмент фермы P3/P4 и батареи были настолько тяжелыми (более 17,5 коротких тонн или примерно 16 метрических тонн ), что количество экипажа сократилось с семи до шести. [4]
Заметки экипажа
[ редактировать ]Астронавт Канадского космического агентства Маклин стал первым канадцем, который управлял Canadarm2 и его мобильной базой в космосе, поскольку ему был передан новый набор солнечных батарей от Фергюсона и Бербанка, управляющий оригинальным канадским роботизированным манипулятором Canadarm . Маклин совершил выход в открытый космос, став вторым канадцем после Криса Хэдфилда , совершившим это.
Нашивка миссии, которую носили астронавты STS-115 на одежде, была разработана Грэмом Хубером, Питером Хуи и Джиджи Луи, тремя студентами Йоркского университета в Торонто, Онтарио , того же университета, который посещал Стив Маклин. Студенты также разработали персональную нашивку Стива Маклина для этой миссии. [5]
Полезная нагрузка миссии
[ редактировать ]Основной полезной нагрузкой был второй левый сегмент фермы ITS P3/P4 , пара солнечных батарей и соответствующие батареи.
Цели миссии
[ редактировать ]- Доставка и монтаж двух сегментов фермы (П3 и П4)
- Поставка и внедрение двух новых солнечных батарей (4А и 2А)
- Совершите три выхода в открытый космос, чтобы соединить сегменты фермы, снять ограничения с солнечных батарей и подготовить станцию к следующему сборочному полету STS-116.
Предыстория миссии
[ редактировать ]Менеджеры НАСА решили перенести дату запуска STS-115 на 27 августа, чтобы получить лучшие условия освещения для фотографирования внешнего резервуара. Это уже происходило раньше с СТС-31 и СТС-82 . [6] Окно запуска было согласовано с запуском корабля «Союз ТМА-9» в середине сентября, который доставил на станцию новый экипаж МКС и свежие запасы. Корабль «Союз» в оперативном режиме не пристыковался к станции, пока там находился «Шаттл» . [7]
Миссия отмечает: [3]
- 147-й пилотируемый космический полет НАСА.
- 116-й полет шаттла после STS-1 .
- 27-й полёт Атлантиды .
- 91-я миссия после Челленджера .
- Третья после Колумбии . миссия
- Первая постКолумбийская миссия Атлантиды .
График миссии
[ редактировать ]Подготовка к запуску
[ редактировать ]«Атлантис» был перевезен из цеха обработки орбитального корабля в здание сборки транспортных средств (VAB) 24 июля 2006 года. Он был опущен на мобильную пусковую платформу 26 июля и вывезен на площадку 39B ранним утром 2 августа. запуск был запланирован на 31 июля, но шторм в окрестностях Космического центра Кеннеди привел к задержке на два дня из-за опасений, что в орбитальный аппарат попадет молния, что может нанести неизмеримый ущерб.
В выходные с 5 по 6 августа 2006 года инженеры завершили проверку «летной готовности» главных двигателей шаттла, которые были признаны готовыми к запуску. Экипаж прибыл в Космический центр Кеннеди 7 августа 2006 года для четырехдневных репетиций запуска, включая обратный отсчет тренировок 10 августа. [8]
15–16 августа 2006 г. высшее руководство НАСА провело совещание по рассмотрению готовности к полету (FRR), чтобы окончательно определить дату запуска. [9] Потеря пены из внешнего резервуара была ключевым вопросом на этой встрече, поскольку 13 августа 2006 г. НАСА объявило о среднем объеме потерь из внешнего резервуара STS-121, предыдущей миссии. [10] Гибель «Колумбии» произошла из-за того, что кусок пены, выпавший из внешнего бака, ударился о левое крыло шаттла во время запуска и образовал дыру, которая была пробита при входе в атмосферу.
шаттла На встрече также обсуждались проблемы с болтами, крепящими антенну K u -диапазона , которая могла иметь неправильную резьбу. Установка проработала несколько полетов и не вызвала никаких проблем. [11] В конце двухдневной встречи менеджеры НАСА решили продолжить запуск 27 августа 2006 года. Однако 18 августа 2006 года НАСА решило заменить болты антенны, чтобы Атлантида все еще находилась на стартовой площадке. У НАСА не было процедуры замены их на площадке, но работа, тем не менее, была завершена к 20 августа, не повлияв на запланированную дату запуска. [12]
25 августа 2006 года прямой удар молнии, самый мощный из зарегистрированных в Космическом центре Кеннеди, ударил в громоотвод на стартовой площадке. [13] В результате 26 августа группа управления миссией распорядилась отложить миссию как минимум на 24 часа для оценки ущерба. [14] 27 августа было принято решение отложить запуск еще на 24 часа, сделав максимально ранней датой запуска 29 августа 2006 года, еще не будучи уверенным в отсутствии ущерба от удара молнии и принимая во внимание возможную угрозу со стороны урагана Эрнесто .
28 августа 2006 года было решено отложить запуск и вернуть Атлантиду на VAB после того, как согласно обновленным прогнозам, ураган Эрнесто восстановит свою силу и пройдет ближе к Космическому центру Кеннеди, чем предполагалось ранее. [15] НАСА начало откат шаттла 29 августа 2006 года поздним утром, но к полудню было принято решение вернуть Атлантиду обратно на стартовую площадку (чего раньше никогда не делалось), чтобы вместо этого выдержать тропический шторм Эрнесто . Изменение произошло после того, как синоптики определили, что шторм не обрушится на Космический центр Кеннеди так сильно, как они когда-то думали. Ожидалось, что максимальная скорость ветра составит менее 79 миль в час (126 километров в час), что является пределом НАСА, позволяющим держать шаттл на открытом воздухе. [16] [17] [18]
К раннему утру 31 августа 2006 г. шторм прошел, и инспекционные группы приступили к обследованию повреждений стартовых комплексов. Было обнаружено всего три проблемы, и все они представляли собой простой ремонт. Целевая дата запуска была назначена на 6 сентября с возможностью запуска еще на два дня после того, как НАСА и российские космические менеджеры договорились продлить окно запуска на один день. [19] [20] Утром 3 сентября 2006 г. официальный обратный отсчет начался с отметки T минус 43 часа, с запланированными перерывами около 30 часов. Ранним утром 6 сентября 2006 года инженеры заметили явное внутреннее короткое замыкание, когда был включен один из трех топливных элементов, вырабатывающих электроэнергию. Когда инженеры не смогли вовремя выявить проблему, запуск был отложен на день для дальнейшего анализа проблемы с топливными элементами. [21] Поздно вечером в среду менеджеры НАСА решили, что они не будут предпринимать попытку запуска в четверг, и запланировали следующую попытку запуска на 8 сентября 2006 года. Первоначально они исключили 9 сентября как потенциальную дату запуска из-за конфликта с запланированной российской "Союз" миссией . «Союз ТМА-9» , запуск которого был запланирован и состоялся 18 сентября 2006 года. Это заставило некоторые информационные агентства сообщить, что эта пятница является последним шансом для запуска до октября. [22]
8 сентября (Попытка запуска 1)
[ редактировать ]Утром 8 сентября 2006 г. поступило сообщение о выходе из строя одного из датчиков отключения двигателя (ECO) во внешнем баке. [23] Примерно за полчаса до запланированного запуска НАСА объявило, что решило отложить запуск еще на 24 часа, пока топливо не будет слито из внешнего бака и оценена проблема. [24] Рассматриваемый датчик, датчик ECO № 3, оказался неисправным, когда он показал, что во внешнем резервуаре все еще есть жидкий водород, несмотря на то, что он весь был слит. Остальные три датчика ECO правильно указали на сухой бак; и пока они не начнут давать сбои, НАСА может разрешить запуск с тремя из четырех работающих датчиков ECO. [25]
Пытаться | Планируется | Результат | Повернись | Причина | Точка принятия решения | Погода хорошая (%) | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 8 сентября 2006, 11:40:37 | вычищенный | — | технический | 8 сентября 2006 г., 4:00 (время ожидания – 9:00) | 70% | неисправность датчика выключения двигателя (ECO), |
2 | 9 сен 2006, 15:14:55 | успех | 1 день 3 часа 34 минуты |
9 сентября (1-й день полета, запуск)
[ редактировать ]9 сентября 2006 года все датчики отключения двигателя работали правильно, и после безупречного обратного отсчета в 15:15 UTC (11:15 EDT ) «Атлантис» поднялся со стартовой площадки на Международную космическую станцию . [26] [27] На момент «Атлантиды» запуска Международная космическая станция находилась на высоте 350 километров (220 миль; 190 морских миль) над северной частью Атлантического океана, между Гренландией и Исландией . [27]
Во время подъема на орбиту Центр управления полетами попросил экипаж перенастроить систему охлаждения, в которой, по-видимому, образовался лед. Реконфигурация очистила систему, называемую системой мгновенного испарителя, и она заработала нормально. Временный лед в этом охлаждающем блоке не является чем-то необычным и случался во время предыдущих миссий. [27]
Через несколько мгновений после остановки основного двигателя, через 8,5 минут после взлета, Таннер и Маклин использовали портативные видео- и цифровые фотоаппараты, чтобы запечатлеть внешний бак после того, как он отделился от шаттла. Эти изображения, а также изображения, полученные камерами в шлангокабеле шаттла, к которому был подсоединен резервуар, были переданы на землю для просмотра. [27]
10 сентября (2-й день полета)
[ редактировать ]В течение своего первого полного дня в космосе экипаж тщательно исследовал Атлантиду с помощью сенсорной системы стрелы орбитального аппарата шаттла длиной 15 метров (50 футов) , удлинения роботизированной руки . Пилот Крис Фергюсон и специалисты миссии Дэн Бербанк и Стив Маклин медленно и планомерно осмотрели армированные углеродно-углеродные панели вдоль передней кромки крыльев «Атлантиса» правого и левого , а также носовой части. [28]
Большую часть дня экипаж работал с опережением графика, готовя корабль к стыковке и готовясь к трем запланированным миссией выходам в открытый космос (EVA). Специалисты миссии Джо Таннер и Хайде Стефанишин-Пайпер проверили скафандры и инструменты, которые они, Бербанк и Маклин использовали во время выходов в открытый космос, запланированных на 4, 5 и 7 дни. В ходе выходов в открытый космос установили балочную ферму P3/P4 , развернули новые солнечные батареи . и подготовим их к работе. [28]
На космической станции 13-й экспедиции бортинженер Джеффри Уильямс подготовил орбитальную лабораторию к прибытию Атлантиды в третий день. Он подготовил цифровые камеры, которые использовались для съемки в высоком разрешении фотографий теплового экрана шаттла. С помощью командира Павла Виноградова Уильямс создал давление в герметичном стыковочном адаптере 2 в конце лабораторного модуля «Дестини» , к которому позже пристыковалась «Атлантида» . Виноградов также подготовил оборудование для возврата. [28]
11 сентября (3-й день полета)
[ редактировать ]Перед стыковкой Джетт совершил орбитальное сальто назад, находясь на высоте примерно 180 метров (600 футов) под космической станцией. Маневр позволил экипажу 13-й экспедиции сделать серию фотографий теплового экрана орбитального корабля в высоком разрешении. [29]
Примерно в 10:46 UTC «Атлантис» состыковался с Международной космической станцией экипаж был встречен на борту станции , а почти через два часа люк между ними был открыт, и в 12:35 UTC . [29]
шаттла После стыковки Фергюсон и Бербанк прикрепили роботизированный Canadarm к 17,5-тонной ферме P3/P4 станции , подняли его со стоянки в отсеке полезной нагрузки и маневрировали для передачи на Canadarm2 . [29]
После открытия люка Маклин и бортинженер 13-й экспедиции Джефф Уильямс использовали Canadarm2, чтобы снять ферму с роботизированной руки шаттла. Маклин — первый канадец, управляющий Canadarm2 в космосе. [29]
Таннер и Стефанишин-Пайпер начали подготовку к «разбивке лагеря» в шлюзе «Квест», чтобы подготовиться к выходу в открытый космос на четвертый день. Препараты представляют собой новые меры перед дыханием со стороны НАСА, позволяющие избежать декомпрессионной болезни или изгибов путем избавления от некоторого количества азота в кровотоке. Подготовка включает в себя ношение кислородных масок и ночевку в воздушном шлюзе с давлением ниже 69 кПа (10 фунтов на квадратный дюйм ), чтобы акклиматизировать их тела к низкому давлению, с которым они столкнутся при ношении скафандров . [29]
12 сентября (4-й день полета)
[ редактировать ]После установки фермы P3/P4 на МКС с помощью Canadarm2 Таннер и Стефанишин-Пайпер начали выход в открытый космос, чтобы активировать ферму в 09:17 UTC . Во время выхода в открытый космос они проложили кабели питания и передачи данных между фермами P1 и P3/P4, освободили ограничения запуска ферм P3/P4 и выполнили ряд других задач по настройке фермы для предстоящих действий. Выход в открытый космос был настолько успешным, что астронавты выполнили ряд задач, запланированных для последующих выходов в открытый космос, с окончательным завершением выхода в открытый космос в 15:43 UTC . Во время этих дополнительных действий болт, пружина и шайба стартового замка были потеряны и улетели в космос. [30]
После завершения выхода в открытый космос экипаж станции начал подготовку к пятому дню выхода в открытый космос: астронавты Бербанк и Маклин вошли в шлюзовую камеру Quest для своего «лагеря» в 18:40 UTC , готовые к запланированному выходу в открытый космос в 09:15 UTC .
13 сентября (5-й день полета)
[ редактировать ]На пятый день состоялся второй выход миссии в открытый космос, на этот раз впервые вышедшие в открытый космос Бербанк и Маклин. Они посвятили день последним задачам, необходимым для активации вращающегося шарнира Солнечной Альфа (SARJ). станции SARJ представляет собой сочленение размером с автомобиль, которое позволит солнечным батареям поворачиваться и направлять их на солнце . Бербанк и Маклин освободили замки, которые удерживали соединение во время его запуска на орбиту борта Атлантиды . В ходе работы выходцы в открытый космос преодолели несколько незначительных проблем, в том числе неисправную камеру на шлеме , сломанную головку инструмента, упорный болт и болт, который высвободился из механизма, предназначенного для его удержания. Упорный болт потребовал силы обоих выходцев в открытый космос, чтобы наконец снять его. [31] [32]
Бербанк и Маклин провели за пределами станции 7 часов 11 минут, начав выход в открытый космос в 09:05 UTC и завершив его в 16:16 UTC. Помимо работы SARJ, во время пребывания на улице они выполнили несколько предварительных задач. [31]
Инженеры столкнулись с ошибкой во время четырехчасовой активации и проверки SARJ и временно отложили начало развертывания новых солнечных батарей в ожидании дальнейших работ и проверки SARJ. График давал достаточно времени, чтобы продолжить работу над проблемой в ночное время и завершить развертывание массивов в четверг, как и было запланировано. [31] [33]
14 сентября (6-й полетный день)
[ редактировать ]День 6 продолжился монтаж солнечной батареи . Развертывание самих солнечных панелей началось с небольшим отставанием от графика из-за проблемы, возникшей на пятый день с SARJ. Было установлено, что эта проблема связана с программным обеспечением, и был разработан обходной путь. Развертывание панелей продолжалось в течение всего утра поэтапно, чтобы предотвратить их прилипание, как это было во время STS-97 . [34] Экипаж заметил, что некоторые панели все еще склеились, но это не вызвало никаких проблем. [35] Хотя установка уже завершена, солнечные батареи не будут обеспечивать электроэнергией станцию до следующего полета шаттла STS-116 , запланированного на декабрь 2006 года, когда на станции будет произведена серьезная замена электропроводки системы. [36]
Другие мероприятия шестого дня включали «двойной переход» станции Canadarm2 от ее текущего местоположения в мобильной базовой системе до лабораторного модуля Destiny. [35] и подготовка к третьему выходу миссии в открытый космос. Позже в тот же день был проведен ряд интервью между Джеттом и Маклином, премьер-министром Канады Стивеном Харпером и студентами.
15 сентября (7-й день полета)
[ редактировать ]В седьмой день полета состоялся третий и последний выход в открытый космос миссии STS-115.Начало выхода в открытый космос было отложено из-за того, что сработал дистанционный контроллер питания (RPC), похожий на автоматический выключатель , что привело к отключению питания насоса разгерметизации шлюзовой камеры. Это было связано с кратковременным всплеском электрического тока насоса разгерметизации. После оценки данных, чтобы убедиться в отсутствии короткого замыкания в системе , автоматический выключатель был сброшен и насос снова включился. [37] Джо Таннер и Хайде Стефанишин-Пайпер начали выход в открытый космос в 10:00 UTC после 45-минутной задержки. [38]
Во время выхода в открытый космос продолжительностью 6 часов и 42 минуты астронавты выполнили многочисленные задачи по техническому обслуживанию и ремонту, включая снятие оборудования, используемого для крепления радиатора P3/P4 во время запуска. Наземные диспетчеры впоследствии развернули радиатор, увеличив способность станции рассеивать тепло в космос. Кроме того, во время этого выхода в открытый космос были завершены извлечение эксперимента по воздействию материалов за пределами МКС, техническое обслуживание фермы P6, установка антенны беспроводного телевидения и замена антенного узла S-диапазона фермы S1.
Во время выхода в открытый космос также был выполнен ряд предварительных задач, ранее запланированных для будущих миссий. Ближе к концу выхода в открытый космос астронавты провели испытание, чтобы оценить использование инфракрасной видеозаписи передней кромки крыла Атлантиды для обнаружения повреждений от обломков. [38]
После выхода в открытый космос мобильный транспортер станции был перевезен на рабочую площадку фермы Р3 для проверки частей этой фермы.
16 сентября (8-й полетный день)
[ редактировать ]Восьмой день STS-115, последний полный день пристыковки космического корабля " Атлантис" к МКС, в основном был потрачен на подготовку к процедурам расстыковки, которые должны были произойти в девятый день полета. Экипаж провел утро, отдыхая после весьма успешной миссии, а затем начал подготовку к расстыковке, осуществив транспортировку оборудования МКС и научных экспериментов на Атлантиду, готовую к путешествию домой. [39]
Экипажи 13-й экспедиции и STS-115 также приняли участие в традиционной совместной пресс-конференции, на которой командир миссии Брент Джетт прокомментировал успех миссии и последующие строительные миссии:
«Все остальные миссии по сборке будут непростыми. В будущем у нас будет летать аналогичная полезная нагрузка. Мы хорошо начинаем сборку. Я думаю, мы сможем преподать много уроков будущим экипажам. "
17 сентября (9-й полетный день)
[ редактировать ]В девятый день полета задачи STS-115 на МКС завершились, поскольку «Атлантида» отстыковалась от Международной космической станции в 12:50 UTC .
После традиционных церемоний прощания между Экспедицией 13 и STS-115 люк между Атлантидой и МКС был закрыт и заперт в 10:27 UTC. Затем, после серии проверок на предмет утечек, «Атлантис» покинул док, чтобы начать облет расширенной МКС на 360 градусов, чтобы задокументировать новую конфигурацию.
18 сентября (10-й полетный день)
[ редактировать ]Экипаж STS-115 провел утро 10-го дня полета, выполняя заключительные проверки экрана Атлантиды теплозащитного в рамках подготовки к повторному входу в атмосферу на 12-й день полета.
Находясь на орбите примерно в 80 километрах (50 миль) позади МКС, экипаж использовал роботизированную систему датчиков манипулятора и стрелы орбитального аппарата, чтобы убедиться, что нос и передние кромки крыла Атлантиды не были повреждены и микрометеороидами другим космическим мусором. Оставшуюся часть этого легкого рабочего дня экипаж провел, укладывая оборудование для подготовки к входу в атмосферу и приземлению.
19 сентября (11-й полетный день)
[ редактировать ]Утром 11-го дня астронавты Джетт и Фергюсон протестировали двигатели управления реакцией «Атлантиды» и попрактиковались в приземлении с помощью бортовых компьютеров. Двигатели будут использоваться для позиционирования шаттла при входе в атмосферу.
Экипаж также уделил некоторое время интервью: Фергюсон сообщил средствам массовой информации, что все на борту с нетерпением ждут приземления. «Я думаю, что на данный момент мы все очень довольны той работой, которую проделали», - сказал Фергюсон. «Мы с нетерпением ждем успешного возвращения в атмосферу и приземления где-нибудь завтра».
После интервью экипаж продолжил подготовку к возвращению в атмосферу, убрав ненужное оборудование и выполнив другие задачи перед приземлением. Однако позже в тот же день экипаж сообщил Центру управления полетами, что после испытания системы управления реакцией был замечен объект, движущийся по совпадающей с орбитой траектории с орбитальным аппаратом. Астронавты заметили объект с помощью бортовой телекамеры, но, к сожалению, разрешение изображений оказалось недостаточно высоким для идентификации объекта.
Изображения были отправлены в ЦУП для дальнейшего анализа диспетчерами полета, которые были обеспокоены возможностью того, что объект мог оторваться от Атлантиды , и поэтому хотели идентифицировать объект. Наиболее вероятный сценарий заключался в том, что объект был доброкачественным, например, льдом или куском шимстока (наблюдавшимся ранее во время полета, выступающим из теплозащитного экрана), который мог оторваться. [40] Однако оставалась вероятность того, что объект может иметь критическое значение, например, плитка из системы тепловой защиты орбитального корабля, и Центр управления полетами попросил экипаж « Атлантиса » включить роботизированную руку шаттла, готовую к повторному осмотру орбитального корабля, и составил планирует провести серию испытаний, которые состоятся в 12-й день полета, чтобы определить, безопасен ли шаттл для повторного входа в атмосферу. Эта дополнительная проверка была добавлена к плохим прогнозам погоды для посадочной площадки шаттла на среду, а вывод с орбиты и посадка были отложены на день.
20 сентября (12-й полетный день)
[ редактировать ]После открытия объекта, находящегося на одной орбите, в 11-й день полета диспетчеры полета провели ранние утренние часы, используя роботизированную руку Орбитального аппарата, чтобы осмотреть верхнюю поверхность Атлантиды , а астронавты на борту Орбитального аппарата провели остальную часть утра за сканированием. нижнюю часть шаттла для любых проблемных мест. После этих сканирований экипаж получил приказ из Центра управления полетами в Хьюстоне использовать систему датчиков стрелы орбитального корабля для проведения дополнительных проверок теплового экрана Атлантиды .
После проверки этих сканирований, а также ночного анализа отсека полезной нагрузки, проведенного наземными диспетчерами полета, было установлено, что проблем с безопасностью на «Атлантисе» не осталось , и диспетчеры миссии разрешили орбитальному аппарату вернуться в атмосферу. Это чистое свидетельство о состоянии здоровья в сочетании с благоприятным прогнозом погоды для посадочной площадки шаттла на утро четверга позволило Атлантиде получить разрешение на посадку на следующий день.
Остаток дня экипаж провел в подготовке к посадке, упаковке оборудования и укладке антенны Ku-диапазона, используемой для телетрансляций. В ходе проверки экипаж был уведомлен о стыковке корабля «Союз ТМА-9» с расположенной выше МКС, на которой находилась первая половина экипажа 14-й экспедиции .
21 сентября (13-й день полета и приземления)
[ редактировать ]13-й день полета был последним днем миссии: заключительные процедуры входа в атмосферу и приземления происходили утром, а во второй половине дня - многочисленные разборы полетов и конференции. Процесс приземления начался за несколько часов до фактической посадки в Космическом центре Кеннеди. Процесс начался с предварительного запуска ВСУ в 04:37 по восточному времени , за которым последовало закрытие дверей отсека полезной нагрузки и герметизация орбитального аппарата в 04:45 по восточному времени. Экипаж « Атлантиды » получил окончательное «Go» для основного окна входа в атмосферу от Центра управления полетами в Хьюстоне в 04:52 по восточному времени. Затем экипаж начал переориентацию шаттла с орбиты так, чтобы его двигатели были направлены в направлении его движения, а это означает, что при запуске двигателей для спуска с орбиты Атлантида замедлится и начнет спуск с орбиты.
Сход с орбиты начался в 05:15 по восточному поясному времени и длился 2 минуты 40 секунд, при этом два двигателя все время работали хорошо. В 05:17 по восточному времени астронавты на борту Орбитального аппарата были проинформированы о том, что их сгорание было идеальным, без каких-либо изменений, поскольку Атлантида начала падение через атмосферу над Индийским океаном.
После схода с орбиты экипаж «Атлантиды» начал сбрасывать излишки топлива за борт. Этот процесс длился 3 минуты и завершился в 05:26 по восточному времени, а до приземления орбитального аппарата оставалось 55 минут. Двадцать пять минут спустя, в 05:51 по восточному поясному времени, Атлантида начала ощущать воздействие атмосферы на высоте примерно 130 километров (81 миль) и вскоре после этого начала «разворот крена», чтобы слить большую часть атмосферы. Она ехала со скоростью 27 000 километров в час (17 000 миль в час), готовая к приземлению со скоростью менее 760 километров в час (470 миль в час). МКС была расположена таким образом, чтобы находиться над путем входа в атмосферу «Атлантиды» , поэтому астронавты могли наблюдать за всем маневром сверху.
В 06:08 по восточному поясному времени нисходящий канал связи с «Шаттлом» был получен станцией слежения MILA на острове Мерритт, Флорида, а данные GPS начали приниматься орбитальным аппаратом через три минуты. Через десять минут после первого обнаружения Атлантиды в Космическом центре Кеннеди были услышаны два звуковых удара , когда орбитальный аппарат опустился ниже звукового барьера за три минуты до приземления. Через минуту командир Джетт взял под свой контроль « Атлантиду» и, увидев взлетно-посадочную полосу 33 Космического центра Кеннеди, начал выводить свой корабль на посадку.
Основное шасси «Атлантиса» приземлилось в 06:21:30 по восточному времени на взлетно-посадочной полосе 33 на посадочной площадке космического корабля «Шаттл» в Космическом центре Кеннеди, а переднее шасси последовало за ним через 6 секунд в 06:21:36 по восточному времени, и пролетело 8 000 000 километров (5 000 000 миль). ) после запуска колеса Орбитального аппарата остановились в 06:22:16 по восточному времени, завершив миссию STS-115.
Утренняя посадка считалась ночной, поскольку она произошла примерно за 48 минут до восхода солнца и, таким образом, стала 21-й ночной посадкой в рамках программы космических шаттлов. Это была 63-я посадка в Космическом центре Кеннеди, а также 27-я миссия Атлантиды .
После полета
[ редактировать ]Работая над орбитальным аппаратом «Атлантис» , технические специалисты НАСА обнаружили, что на одной из панелей радиатора космического корабля имеются следы повреждения микрометеоритом . [41] Было обнаружено отверстие, диаметр которого, как сообщается, составлял около 2,7 мм (0,108 дюйма). [42]
Анализ мусора
[ редактировать ]Группа управления миссией НАСА провела подробный анализ данных из многих источников, включая наземные изображения, радары, проверки шаттлов с использованием Canadarm и с космической станции. [43] Ко второму дню они выявили несколько событий, связанных с обломками запуска, и пришли к предварительному выводу, что эффект был минимальным. [44] Позже в тот же день инженеры агентства НАСА решили, что дополнительные проверки теплозащиты не требуются. [45] Сказанное выше относится только к обломкам, выпавшим сразу во время или после запуска, а не к обломкам, наблюдавшимся 19 сентября 2006 г.
Не упоминалось о большом обломке во время запуска на 48-й секунде около максимального Q. Поскольку это произошло на стороне инопланетян, напротив Орбитального аппарата, оно никогда не представляло опасности для Шаттла. Поскольку он происходит из верхней части инопланетной планеты, он представляет собой новый источник мусора и поэтому вызывает беспокойство для дальнейших миссий.
Звонки-будильники
[ редактировать ]Традиция космических полетов НАСА со времен «Близнецов » заключается в том, что в начале каждого дня в космосе экипажам миссий проигрывается специальный музыкальный трек. Каждый трек специально выбирается членами семьи и обычно имеет особое значение для отдельного члена команды или применим к его повседневной деятельности. [46]
День полета | Песня | Художник | Играл за | Ссылки |
---|---|---|---|---|
День 2 | « Лунная река » | Одри Хепберн | Брент Джетт | wav mp3 Стенограмма |
День 3 | «виолончель и контрабас » | Дети Дэниела Бербанка | Дэниел Бербанк | wav mp3 Стенограмма |
День 4 | « Мое дружеское послание » | Тарас Шевченко | Хайдемари Стефанишин-Пайпер | wav mp3 Стенограмма |
День 5 | « Заботимся о бизнесе » | Овердрайв Бахмана – Тернера | Стив Маклин | wav mp3 Стенограмма |
День 6 | " Уничтожать " | Сурфарис | Крис Фергюсон | wav mp3 Стенограмма |
День 7 | « Отель Калифорния » | Орлы | Джозеф Таннер | wav mp3 Стенограмма |
День 8 | « Человек двенадцати вольт » | Джимми Баффет | Дэниел Бербанк | wav mp3 Стенограмма |
День 9 | « Опасная зона » | Кенни Логгинс | Крис Фергюсон | wav mp3 Стенограмма |
День 10 | « Высокая гора Роки » | Джон Денвер | Джозеф Таннер | wav mp3 Стенограмма |
День 11 | « Не уходи без меня » | Селин Дион | Стив Маклин | wav mp3 Стенограмма |
День 12 | « Прекрасный день » | U2 | Хайдемари Стефанишин-Пайпер | wav mp3 Стенограмма |
День 13 | " ВВОЗ " | Лучше, чем Эзра | Брент Джетт | wav mp3 Стенограмма |
Миссия на случай непредвиденных обстоятельств
[ редактировать ]STS-300 - это обозначение, данное миссии поддержки экипажа шаттла на случай чрезвычайных ситуаций , которая должна была быть запущена в случае, если космический шаттл Discovery выйдет из строя во время STS-114 или STS-121 . Эта спасательная миссия должна была представлять собой модифицированную версию миссии STS-115 с переносом даты запуска и сокращением экипажа.
STS-300 должен был быть запущен не ранее 17 августа 2006 г., а экипаж STS-300 должен был состоять из четырех человек полного экипажа STS-115: [47]
- Брент Джетт, командир
- Кристофер Фергюсон, пилот и резервный оператор системы дистанционного манипулятора (RMS)
- Джозеф Таннер, специалист миссии 1, внекорабельный транспорт 1 и главный оператор RMS
- Дэниел Бербанк, специалист миссии 2 и внекорабельный транспорт 2
СМИ
[ редактировать ]- Подробное описание компонентов и развертывания фермы P3/P4 (анимация).
- Космический челнок «Атлантис» стартует со стартовой площадки 39B Космического центра Кеннеди в рамках миссии STS-115.
См. также
[ редактировать ]- Очерк космической науки
- 2006 год в космическом полете
- Список выходов в открытый космос Международной космической станции
- Список миссий космического корабля "Шаттл"
- Списки выходов в открытый космос и лунных походов
- Список полетов человека в космос
Ссылки
[ редактировать ]Эта статья включает общедоступные материалы с веб-сайтов или документов Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства .
- ^ http://www.spacefacts.de/mission/english/sts-115.htm
- ^ http://www.spacefacts.de/mission/english/sts-115.htm
- ^ Jump up to: а б Харвуд, Уильям (2006). «Краткий обзор данных миссии STS-115» . Космический полет сейчас. Архивировано из оригинала 29 сентября 2007 года . Проверено 30 октября 2007 г.
- ^ «Майк Лейнбах, директор по запуску STS-115, прямое интервью НАСА» . Новости НАСА. 22 августа 2006 года. Архивировано из оригинала 30 января 2008 года . Проверено 12 сентября 2006 г.
- ^ Уилкс, Джим (13 сентября 2006 г.). «Экипаж шаттла отправляет конструкторов на облако 9» . Торонто Стар . Архивировано из оригинала 24 марта 2007 года . Проверено 13 сентября 2006 г.
- ^ Харвуд, Уильям. «CBS News Space Place – Отчет о состоянии STS-115» . Новости CBS . Архивировано из оригинала 26 мая 2008 года . Проверено 3 августа 2006 г.
- ↑ Пресс-брифинг группы управления миссией (MMT) после STS-121 , 16 июля 2006 г.
- ^ «Флорида сегодня - Пламенная траншея» . Флорида сегодня. Архивировано из оригинала 31 марта 2007 года . Проверено 7 августа 2006 г.
- ^ «Генеральная репетиция Атлантиды в четверг » . Орландо Сентинел . Проверено 11 августа 2006 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Пена по-прежнему является ключевой проблемой при запуске шаттла» . Новый учёный КОСМОС. Архивировано из оригинала 20 августа 2006 года . Проверено 13 августа 2006 г.
- ^ «Антенны связи шаттла вызывают беспокойство» . Космический полет сейчас. Архивировано из оригинала 20 августа 2006 года . Проверено 15 августа 2006 г.
- ^ «НАСА заменит антенные болты на шаттле Атлантис » . Space.com. 18 августа 2006 года. Архивировано из оригинала 10 октября 2006 года . Проверено 19 августа 2006 г.
- ^ «Молния задерживает запуск Атлантиды на день» . Космический полет сейчас. Архивировано из оригинала 31 августа 2006 года . Проверено 26 августа 2006 г.
- ^ «Запуск шаттла отложен до понедельника» . Канадская радиовещательная корпорация (CBC). 26 августа 2006 года. Архивировано из оригинала 1 сентября 2006 года . Проверено 27 августа 2006 г.
- ^ «НАСА отменяет запуск Атлантиды из-за угрозы шторма» . Си-Эн-Эн. Архивировано из оригинала 31 августа 2006 года . Проверено 28 августа 2006 г.
- ^ «Оценены варианты отката» . Космический полет сейчас. Архивировано из оригинала 11 ноября 2006 года . Проверено 27 августа 2006 г.
- ^ «Состояние Атлантиды зависит от погоды» . Орландо Сентинел . Проверено 28 августа 2006 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Атлантида возвращается на площадку» . Орландо Сентинел. Архивировано из оригинала 3 февраля 2008 года . Проверено 29 августа 2006 г.
- ^ «НАСА планирует запуск в среду» . Си-Эн-Эн. Архивировано из оригинала 1 сентября 2006 года . Проверено 31 августа 2006 г.
- ^ «Окно запуска шаттла продлено до 8 сентября» . Космический полет сейчас. Архивировано из оригинала 11 ноября 2006 года . Проверено 31 августа 2006 г.
- ^ «Запуск Атлантиды отменен» . Космический полет сейчас. 6 сентября 2006 года. Архивировано из оригинала 11 ноября 2006 года . Проверено 11 сентября 2006 г.
- ^ «Запуск «Атлантиса» переносится не раньше пятницы» . Космический полет сейчас. 6 сентября 2006 года. Архивировано из оригинала 11 ноября 2006 года . Проверено 11 сентября 2006 г.
- ^ «Обсуждаются варианты датчика выключения двигателя» . Космический полет сейчас. Архивировано из оригинала 11 ноября 2006 года . Проверено 8 сентября 2006 г.
- ^ «Дальнейшая задержка космического корабля» . Новости Би-би-си . 8 сентября 2006 года. Архивировано из оригинала 11 ноября 2012 года . Проверено 8 сентября 2006 г.
- ^ «Подозреваемый датчик остается «мокрым» после слива воды из бака» . Космический полет сейчас. Архивировано из оригинала 11 ноября 2006 года . Проверено 8 сентября 2006 г.
- ^ «Шаттл вышел в космос после «величественного запуска» » . CNN . 9 сентября 2006 г. Архивировано из оригинала 16 сентября 2006 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Отчет о состоянии ЦУП STS-115 №01» . НАСА. 9 сентября 2006 года. Архивировано из оригинала 13 октября 2006 года . Проверено 11 сентября 2006 г.
- ^ Jump up to: а б с «Отчет о состоянии ЦУП STS-115 №03» . НАСА. 10 сентября 2006 года. Архивировано из оригинала 13 октября 2006 года . Проверено 11 сентября 2006 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «Отчет о состоянии ЦУП СТС-115 №05» . НАСА. 11 сентября 2006 года. Архивировано из оригинала 8 октября 2006 года . Проверено 12 сентября 2006 г.
- ^ «Отчет о состоянии MCC № 07» . НАСА. 12 сентября 2006 года. Архивировано из оригинала 8 октября 2006 года . Проверено 12 сентября 2006 г.
- ^ Jump up to: а б с «Отчет о состоянии ЦУП СТС-115 №09» . НАСА. 13 сентября 2006 года. Архивировано из оригинала 8 октября 2006 года . Проверено 14 сентября 2006 г.
- ^ «STS-115: Второй выход в открытый космос успешно завершен» . space.gs . 13 сентября 2006 года . Проверено 14 сентября 2006 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ «Первоначальное развертывание солнечной батареи приостановлено для устранения неполадок» . Космический полет сейчас. 13 сентября 2006 года. Архивировано из оригинала 11 ноября 2006 года . Проверено 14 сентября 2006 г.
- ^ «Развернуто второе крыло солнечной батареи космической станции» . Космический полет сейчас. 4 декабря 2000 года. Архивировано из оригинала 11 ноября 2006 года . Проверено 15 сентября 2006 г.
- ^ Jump up to: а б «Отчет о состоянии ЦУП СТС-115 №11» . НАСА. 14 сентября 2006 года. Архивировано из оригинала 8 октября 2006 года . Проверено 14 сентября 2006 г.
- ^ «Космическая станция расправляет свои новые силовые крылья» . 14 сентября 2006 года. Архивировано из оригинала 11 ноября 2006 года . Проверено 15 сентября 2006 г.
- ^ «Отчет о состоянии ЦУП СТС-115 №12» . НАСА. 15 сентября 2006 года. Архивировано из оригинала 8 октября 2006 года . Проверено 15 сентября 2006 г.
- ^ Jump up to: а б «Отчет о состоянии ЦУП СТС-115 №13» . НАСА. 15 сентября 2006 года. Архивировано из оригинала 8 октября 2006 года . Проверено 15 сентября 2006 г.
- ^ «Отчет о состоянии ЦУП СТС-115 №15» . НАСА. 16 сентября 2006 года. Архивировано из оригинала 8 октября 2006 года . Проверено 16 сентября 2006 г.
- ^ «Тепловой экран снят; Шеннон рассказывает о ночных запусках, Хаббл» . Архивировано из оригинала 29 сентября 2007 года . Проверено 10 августа 2007 г.
- ^ Шаттлы возобновят запуски в ночное время; Атлантида повреждена. Архивировано 23 октября 2006 г., в Wayback Machine , Spaceflight Now, 10.06.06.
- ^ Джеймс Оберг (2006). «НАСА изучает «динь» на шаттле» . Новости Эн-Би-Си . Архивировано из оригинала 8 января 2016 года . Проверено 30 октября 2007 г.
- ^ «НАСА «высоко уверено», что Атлантида находится в хорошей форме» . Космический полет сейчас. 10 сентября 2006 года. Архивировано из оригинала 11 ноября 2006 года . Проверено 12 сентября 2006 г.
- ^ «Обновление анализа обломков» . Космический полет сейчас. 11 сентября 2006 года. Архивировано из оригинала 11 ноября 2006 года . Проверено 12 сентября 2006 г.
- ^ «Дополнительные проверки теплозащиты исключены» . Космический полет сейчас. 11 сентября 2006 года. Архивировано из оригинала 11 ноября 2006 года . Проверено 12 сентября 2006 г.
- ^ Фрис, Колин (18 июля 2006 г.). «Хронология звонков-будильников» (PDF) . НАСА. п. 57. Архивировано из оригинала (PDF) 5 июня 2010 года . Проверено 16 декабря 2006 г.
- ^ «Пресс-кит НАСА STS-121». Архивировано 23 июля 2006 г., в пресс-ките НАСА Wayback Machine - STS-121, май 2006 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- STS-115 Официальная страница НАСА
- STS-115 Мультимедийная галерея – Изображения и видео. Архивировано 2 ноября 2007 г. в Wayback Machine.
- Сайт НАСА "Спейс Шаттл" с частыми обновлениями новостей.
- Блог SpaceFlightNow
- Space-Astronautics.com
- Канадское космическое агентство: обзор миссий, обновления, график и галерея
- Профиль миссии SpaceflightWeb
- Spacefacts.de
Видео
[ редактировать ]- Хронология миссии - Канадское космическое агентство : с анимацией ключевых частей миссии.
- Основные моменты видео STS-115. Архивировано 14 декабря 2013 г. в Wayback Machine.