Сопряженный адаптер под давлением
Статистика модуля | |
---|---|
Часть | Международная космическая станция |
Дата запуска |
|
Ракета-носитель | Космический шаттл |
Пристыкован |
|
Сопряженный адаптер под давлением ( PMA ) — это адаптер космического корабля, используемый на Международной космической станции (МКС) для преобразования интерфейса общего причального механизма (CBM) в стыковочный порт APAS-95 . Три PMA подключены к американскому орбитальному сегменту МКС. ПМА-1 и ПМА-2 были запущены с модулем «Юнити» в 1998 году на борту СТС-88 ; ПМА-3 был запущен в 2000 году на борту STS-92 . ПМА-1 постоянно соединяет модули Unity и «Заря» . Адаптеры IDA были постоянно установлены на PMA-2 и PMA-3 для поддержки стыковочных портов IDSS в 2017 году, поэтому PMA для стыковки посещающих космических кораблей нет.
Дизайн и история
[ редактировать ]Его истоки лежат в конструкции герметичной стыковочной мачты. [1] состоящий из внеосевого стыковочного туннеля усеченного конуса, заключенного в каркас, и выдвижного соединительного механизма, который позже стал частью сборки адаптера для причаливания под давлением, который появился в проектах космической станции Freedom 1987, и уменьшенной конструкции, получившей название «Фред». [2] 1991.
После 1992–1993 годов и интеграции России в проект Международной космической станции «Альфа» [3] [4] эта конструкция стыковки НАСА резко исчезла из всех концепций. [5] Это произошло благодаря наличию российской стыковочной техники и опыту, накопленному в ходе программы «Шаттл-Мир» . [6] Российская технология стыковки APAS , первоначально запланированная для тогда несуществующей советской программы космических шаттлов, была интегрирована в американскую систему стыковки космических кораблей ODS (орбитальная/орбитальная стыковочная система). [7] Он мог бы жестко состыковаться с космической станцией через структурный интерфейс, которым стал PMA. [8] Поскольку российское стыковочное кольцо и CBM были интегрированы в PMA, с 1993 года они стали связующим звеном между USOS и ROS.
Изготовление завершено в 1995 году испытаниями и испытаниями на соединение с Node STA в течение 1996–97 годов. [9]
Использование
[ редактировать ]Три PMA идентичны, [10] но у них немного разное применение. Все три выполняют одну и ту же основную функцию: подключение порта CBM модуля МКС к стыковочному порту APAS-95 другого модуля или космического корабля посещения. [11] Для этой цели PMA имеют пассивный порт CBM и пассивный порт APAS. PMA находятся под давлением и нагреваются изнутри и позволяют передавать электроэнергию и данные через стыковочные кольца и внешние соединения. [12]
ПМА-1
[ редактировать ]Это был один из первых компонентов МКС (Международной космической станции). ПМА-1 соединяет российскую сторону станции с американской стороной. На STS-88 шаттла экипаж с помощью роботизированной руки прикрепил модуль управления «Заря» к ПМА-1, который уже был подключен к кормовому причальному порту « Юнити» . Эти первые два компонента станции постоянно соединены PMA-1.
ПМА-2
[ редактировать ]PMA-2 установлен в переднем порту соединительного узла «Гармония» и использовался при стыковке орбитальных кораблей «Спейс Шаттл» с МКС. Он был оснащен оборудованием системы передачи энергии от станции к шаттлу (SSPTS), позволяющим шаттлам дольше оставаться пристыкованными к космической станции. [13]
ПМА-2 несколько раз перемещали в рамках сборки космической станции . Первоначально он был соединен с передним люком Unity , но когда STS-98 доставил модуль Destiny в феврале 2001 года, PMA-2 был перенесен на причальное кольцо фермы Z1 , чтобы Destiny можно было пришвартовать к переднему люку Unity . Затем ПМА-2 был перенесен в носовой люк « Дестини» . [14] (Удаление PMA-2 из Unity было первым случаем, когда CBM использовался для отключения двух компонентов МКС.) [15] После того, как STS-120 доставил «Гармонию» на космическую станцию в октябре 2007 года, Canadarm2 12 ноября 2007 года переместил PMA-2 в передовой порт «Гармония». Два дня спустя объединенный пакет «Гармония» и PMA-2 был перемещен в финальную точку. локация, передний люк Судьбы . 18 июля 2016 года Международный стыковочный адаптер был запущен на корабле SpaceX CRS-9 -2 . [16] Он был прикреплен и постоянно подключен к порту APAS-95 ПМА-2 во время выхода в открытый космос 19 августа 2016 года. [17] Ожидается, что по состоянию на 2020 год PMA-2 будет оставаться у причала в переднем порту Хармони с подключенным IDA на оставшийся срок службы МКС.
Когда шаттл состыковался со станцией, его «окончательный подход [произошёл] с относительной скоростью одна десятая фута в секунду. [Когда он установил] контакт с герметичным стыковочным адаптером 2 [защелки] автоматически соединил два космических корабля вместе. Как только относительное движение между космическими кораблями прекратилось, [астронавт Шаттла убрал] стыковочное кольцо на механизме [Шаттла], закрыв защелки, чтобы надежно прикрепить шаттл к станции». [18]
ПМА-3
[ редактировать ]ПМА-3 был доставлен на МКС кораблем STS-92 в октябре 2000 года и установлен на поддоне Spacelab . [19] Первоначально он был прикреплен к надиру (нижнему или обращенному к Земле) люку Юнити . Примерно шесть недель спустя, когда STS-97 доставил ферменную конструкцию солнечной батареи P6 , «Индевор» пристыковался к PMA-3. [20] Когда в феврале 2001 года STS-98 переместил PMA-2 из Unity в Destiny через ферму Z1, Атлантида была пристыкована к PMA-3. [14] В оставшуюся часть эксплуатации шаттла ПМА-3 для стыковки шаттла не использовался. PMA-3 был перенесен в марте 2001 года в люк Unity левый экипажем STS-102, чтобы освободить место для стыковки многоцелевого логистического модуля (MPLM). [21]
30 августа 2007 года ПМА-3 был возвращен в надирный порт Юнити , чтобы освободить место для временной стыковки модуля «Гармония» (Узел 2) , доставленного STS-120 . [22] «Гармония» была переведена в передовой порт « Дестини» , а PMA-3 был переведен обратно в портовый причальный механизм « Юнити» 7 августа 2009 года, чтобы обеспечить реконфигурацию переборки порта «Юнити» членами экипажа в условиях повышенного давления. [23] 25 января 2010 года ПМА-3 был перенесен из левого причального механизма « Юнити» в зенитный (выходящий в космос) порт «Гармонии » , чтобы освободить место для модуля «Спокойствие» (Узел 3) , который был добавлен к станции во время STS-130. . После активации «Спокойствия » 16 февраля 2010 года PMA-3 снова был перенесен в порт на «Спокойствии» , где модуль обсерватории «Купол» был пристыкован для запуска. [24]
PMA-3 был автоматически удален с «Транквилити» 26 марта 2017 года и прикреплен к «Гармонии» после подготовки во время успешного выхода в открытый космос 24 марта 2017 года . Второй выход в открытый космос был проведен 30 марта 2017 года для завершения кабельных соединений PMA-3 на «Гармонии» . ПМА-3 получил международный стыковочный адаптер-3 в августе 2019 года. [25]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «У НАСА была конструкция стыковочного механизма» .
- ^ «Космическая станция Фред» . Архивировано из оригинала 20 августа 2016 года.
- ^ «BBC News | МКС | Хронология МКС» .
- ^ «Варианты космической станции 1993» . 1993. Архивировано из оригинала 20 августа 2016 года.
- ^ «НАСА начало закупать российскую технику и прекратило формальные работы по проектированию стыковочного механизма» . 22 января 2013 г.
- ^ «Космическая станция: обновленная информация о влиянии расширенной роли России» . 29 июля 1994 года.
- ^ «НАСА адаптировало его и использовало ODS для успешной связи с космической станцией «Мир» . 2016.
- ^ «Стыковочный узел построен в Америке, но частично по российской конструкции» . 30 марта 1997 года.
- ^ Зипей, Джон; Бернштейн, Карен; Патен, Раймонд; Бруно, Эрика; Делоо, Филипп (2012). «Структурная проверка первого орбитального чуда света — структурные испытания и анализ Международной космической станции (МКС)» . 53-я конференция AIAA/ASME/ASCE/AHS/ASC «Структуры, структурная динамика и материалы». 20-я конференция AIAA/ASME/AHS по адаптивным конструкциям. 14-я АААА . дои : 10.2514/6.2012-1772 . hdl : 2060/20110013394 . ISBN 978-1-60086-937-2 .
- ^ Nasa.gov - Элементы
- ^ «Полет человека в космос – космический факт» . НАСА. 4 июля 2002 года. Архивировано из оригинала 25 сентября 2002 года . Проверено 17 января 2007 г.
- ^ «Комплект пресс-релиза STS-92: Раздел полезной нагрузки» . НАСА. 10 октября 2000 г. Проверено 27 октября 2007 г.
- ^ «Отчет о состоянии Международной космической станции № 07-08» . НАСА.
- ^ Перейти обратно: а б СТС-98, Центр управления полетами (10 февраля 2001 г.). «Отчет о состоянии №07» . НАСА . Проверено 18 января 2007 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Харвуд, Уильям (10 февраля 2001 г.). «Экипаж Атлантиды сегодня прикрепит к станции лабораторию Судьбы» . Космический полет сейчас . Проверено 15 января 2007 г.
- ^ Джейсон Райан (18 июля 2016 г.). «SpaceX проводит вторую наземную посадку после запуска CRS-9 Dragon к МКС» . Космический полет Инсайдер.
- ^ Харвуд, Уильям (19 августа 2016 г.). «Выходцы в открытый космос прикрепляют к космической станции стыковочный адаптер для коммерческого транспорта» . Космический полет . Проверено 20 августа 2016 г.
- ^ STS-102, Центр управления полетами (9 марта 2001 г.). «Отчет о состоянии №03» . НАСА . Проверено 18 января 2007 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ СТС-92, Центр управления полетами (16 октября 2000 г.). «Отчет о состоянии №10» . НАСА . Проверено 18 января 2007 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ СТС-97, Центр управления полетами (2 декабря 2000 г.). «Отчет о состоянии №05» . НАСА . Проверено 18 января 2007 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ STS-102, Центр управления полетами (11 марта 2001 г.). «Отчет о состоянии №07» . НАСА . Проверено 18 января 2007 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ «ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ШАТТЛА/СОЮЗ/МКС» . Новости CBS.
- ^ «НАСА - 07.08.2009 Статус МКС на орбите» . www.nasa.gov . Проверено 3 июня 2017 г.
- ^ STS-130, Центр управления полетами (16 февраля 2010 г.). «Отчет о состоянии №17» . НАСА . Проверено 16 февраля 2010 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Пьетробон, Стивен (20 августа 2018 г.). «Манифест коммерческого запуска ELV в США» . Проверено 21 августа 2018 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Анимация YouTube Canadarm2 и Dextre перемещает PMA-3 между локациями, это один из пяти раз, когда его перемещали, чтобы модули могли использовать порт общего механизма причаливания вместо PMA-3.