Jump to content

СТС-133

СТС-133
Canadarm2 устанавливает ПММ Леонардо
Имена Космическая транспортная система -133
Тип миссии сборка МКС
Оператор НАСА
ИДЕНТИФИКАТОР КОСПЭРЭ 2011-008А Отредактируйте это в Викиданных
САТКАТ нет. 37371
Продолжительность миссии 12   дней, 19   часов, 4   минуты, 50   секунд
Пройденное расстояние 8 536 190 километров (5 304 140 миль)
Свойства космического корабля
Космический корабль Космический шаттл Дискавери
Стартовая масса Орбитальный аппарат: 121 840 кг (268 620 фунтов)
Стопка: 2 052 610 кг (4 525 220 фунтов)
Сухая масса 92 867 кг (204 736 фунтов) [1]
Экипаж
Размер экипажа 6
Члены
Начало миссии
Дата запуска 24 февраля 2011 г., 21:53:24 ( 2011-02-24UTC21:53:24Z ) UTC [2] [3] [4]
Запуск сайта Кеннеди , LC-39A
Конец миссии
Дата посадки 9 марта 2011 г., 16:58:14 ( 2011-03-09UTC16:58:15Z ) UTC
Посадочная площадка Кеннеди, взлетно-посадочная полоса SLF 15
Орбитальные параметры
Справочная система Геоцентрический
Режим Низкая Земля
Высота перигея 208 километров (129 миль) [5]
Высота апогея 232 километра (144 миль) [5]
Наклон 51.6° [5]
Период 88,89 минут [5]
Эпоха 25 февраля 2011 г. [5]
Стыковка с МКС
Док-порт ПМА-2
(Гармония вперед)
Дата стыковки 26 февраля 2011 г., 19:14   UTC
Дата расстыковки 7 марта 2011 г., 12:00   UTC
Время пристыковано 8 дней, 16 часов, 46 минут

Слева направо: Элвин Дрю, Николь Стотт, Эрик Бо, Стивен Линдси, Майкл Бэрратт и Стив Боуэн.

STS-133 ( сборки МКС полет ULF5 ) [6] была 133-й миссией в программе НАСА " Спейс Шаттл" ; Во время миссии космический челнок «Дискавери» состыковался с Международной космической станцией . Это была «Дискавери 39-я и последняя миссия ». Миссия стартовала 24 февраля 2011 года и приземлилась 9 марта 2011 года. Экипаж состоял из шести американских астронавтов , все из которых ранее участвовали в космических полетах, под руководством командира Стивена Линдси . Экипаж присоединился к продолжительному экипажу 26-й экспедиции из шести человек , который уже находился на борту космической станции. [7] Примерно за месяц до старта один из членов первоначального экипажа, Тим Копра , пострадал в результате аварии на велосипеде. Его заменил Стивен Боуэн .

Миссия доставила на космическую станцию ​​несколько предметов, в том числе постоянный многоцелевой модуль «Леонардо» , который остался постоянно пристыкованным к одному из портов станции. Шаттл также доставил на МКС третий из четырех логистических авианосцев ExPRESS , а также робота-гуманоида по имени Робонавт . [8] Миссия ознаменовала собой одновременно 133-й полет программы «Спейс Шаттл» и 39-й и последний полет « Дискавери» , при этом орбитальный аппарат провел в космосе в общей сложности целый год (365 дней).

На выполнение миссии повлиял ряд задержек из-за технических проблем с внешним баком и, в меньшей степени, с полезной нагрузкой. Запуск, первоначально запланированный на сентябрь 2010 года, был перенесен на октябрь, затем на ноябрь и, наконец, на февраль 2011 года.

Полезная нагрузка миссии

[ редактировать ]

Постоянный многоцелевой модуль

[ редактировать ]
ПММ Леонардо на технологическом комплексе космической станции (SSPF).

STS-133 оставил «Леонардо» (названный в честь знаменитого итальянского эпохи Возрождения изобретателя Леонардо да Винчи ), один из трех многоцелевых логистических модулей (MPLM), на космической станции в качестве постоянного многоцелевого модуля (ПММ). [9] [10] PMM Leonardo добавил столь необходимое место для хранения на МКС и был запущен почти с полной загрузкой полезной нагрузки.

Строительство Leonardo MPLM Итальянским космическим агентством началось в апреле 1996 года. В августе 1998 года, после завершения основного строительства, Leonardo был доставлен в Космический центр Кеннеди (KSC). В марте 2001 года Леонардо совершил свой первый полет на «Дискавери» в составе полета STS-102 . Взлет Леонардо внутри отсека полезной нагрузки Discovery на STS-102 стал первым из семи полетов MPLM, предшествовавших STS-133.

После приземления «Дискавери» после STS-131 миссии Леонардо был переведен обратно в технологический комплекс космической станции в Космическом центре Кеннеди. Леонардо немедленно начал получать модификации и реконфигурации, чтобы переоборудовать его для постоянного прикрепления к космической станции и облегчить обслуживание на орбите. [11] Некоторое оборудование было удалено, чтобы уменьшить общий вес Леонардо . Эти удаления привели к чистой потере веса на 178,1 фунта (80,8 кг). Дополнительные модификации Леонардо включали установку модернизированной многослойной изоляции (MLI) и защиты от орбитального мусора от микрометеороидов (MMOD), чтобы повысить способность ПММ противостоять потенциальным воздействиям микрометеороидов или орбитального мусора ; Планарный отражатель был установлен по заказу Японского космического агентства (JAXA).

После причаливания к космической станции содержимое «Леонардо» было опорожнено и перевезено в соответствующие места на МКС. Как только в феврале 2011 года прибыл аппарат JAXA «Кунотори-2 » (HTV-2), уже ненужное стартовое оборудование Леонардо было перенесено на HTV2 для окончательного уничтожения в атмосфере Земли.

Действия по реконфигурации Леонардо после STS-133 охватывали несколько членов экипажа станции.

Экспресс Логистический Перевозчик 4

[ редактировать ]
ELC-4 поднимают со своего рабочего стенда на КМОС.
ELC-4 в стартовой конфигурации.

Express Logistics Carrier (ELC) представляет собой стальную платформу, предназначенную для поддержки внешней полезной нагрузки, установленной на правом и левом фермах космической станции, с видом на дальний космос или на Землю. На STS-133 компания Discovery доставила ELC-4 на станцию ​​для размещения на нижней внутренней системе пассивного крепления (PAS) фермы правого борта 3 (S3). Общий вес ELC-4 составляет примерно 8235 фунтов.

Экспресс-перевозчик 4 (ELC-4) нес несколько запасных орбитальных единиц (ORU). Среди них был радиатор системы отвода тепла (HRSR) и оборудование обеспечения полета (FSE), которое занимало всю сторону ELC. Другими основными ORU были контроллер поддонов ExPRESS Avionics 4 (ExPCA № 4). Запускаемый на ELC4 HRSR был в случае необходимости запасным для одного из шести радиаторов, входящих в состав внешней активной системы терморегулирования станции.

Робонавт2

[ редактировать ]
Члены экипажа «Робонавт-2» и STS-133 позируют рядом с тренажером-лабораторией Destiny. (На фотографии изображен первоначальный член экипажа Тим Копра, которого позже заменил Стивен Боуэн).

«Дискавери» доставил робота-гуманоида Робонавт-2 (также известного как R2) на Международную космическую станцию ​​(МКС). Условия микрогравитации на борту космической станции предоставляют роботам, таким как R2, идеальную возможность работать с астронавтами. Хотя основная первоначальная задача робота — научить инженеров тому, как ловкие роботы ведут себя в космосе, в конечном итоге, посредством обновлений и усовершенствований, он может помочь астронавтам, выходящим в открытый космос, выполнять научную работу, как только его работоспособность будет проверена на космической станции. [12] Это был первый человекоподобный робот в космосе, который находился на борту « Леонардо ПММ». После того, как Robonaut2 был распакован, он начал первоначальную работу внутри модуля Destiny для оперативного тестирования, но со временем его местоположение и приложения могут расшириться.

Robonaut2 изначально разрабатывался как прототип для использования на Земле. Для путешествия на МКС R2 получил несколько обновлений. Материалы внешней обшивки были заменены в соответствии со строгими требованиями МКС по воспламеняемости. Было добавлено экранирование для уменьшения электромагнитных помех, а встроенные процессоры были модернизированы для повышения радиационной стойкости R2. Первоначальные вентиляторы были заменены на более тихие, чтобы приспособиться к жесткой шумовой среде станции, а система электропитания была перемонтирована для работы в системе постоянного тока станции. Были проведены испытания, чтобы убедиться, что робот сможет выдерживать суровые условия космоса и существовать в нем, не причиняя вреда. R2 также прошел вибрационные испытания, моделирующие условия, в которых он будет находиться во время запуска на борту Discovery .

Робот весит 300 фунтов (140 кг) и изготовлен из никелированного углеродного волокна и алюминия. Высота R2 от талии до головы составляет 3 фута 3,7 дюйма (100,8 см), а ширина плеч — 2 фута 7,4 дюйма (79,8 см). R2 оснащен 54 серводвигателями и имеет 42 степени свободы. [13] оснащенные 38 процессорами PowerPC Системы R2, , работают при напряжении 120 В постоянного тока.

Датчик SpaceX DragonEye

[ редактировать ]
Датчик DragonEye, вид члена экипажа 26-й экспедиции.

Спейс шаттл Дискавери также нес полезную нагрузку Developmental Test Objective (DTO) 701B с использованием датчика обнаружения и определения дальности LiDAR ( LIDAR ) DragonEye 3D от компании Advanced Scientific Concepts, Inc. Добавление импульсного лазерного навигационного датчика стало третьим случаем, когда космический челнок оказал помощь коммерческой космической компании SpaceX после STS-127 и STS-129 . DragonEye на STS-133 включает в себя несколько улучшений конструкции и программного обеспечения по сравнению с версией, использовавшейся на STS-127, для повышения производительности. Его включение в STS-133 было частью финального испытательного запуска перед полным внедрением на космическом корабле SpaceX Dragon , первый полет которого состоялся в декабре 2010 года. [14]

Навигационный датчик обеспечивает трехмерное изображение на основе времени пролета одиночного лазерного импульса от датчика до цели и обратно. Он предоставляет информацию о дальности и пеленге от целей, которые могут отражать свет обратно, таких как герметичный стыковочный адаптер 2 (PMA2) и объекты в японской лаборатории станции Кибо .

DragonEye DTO был установлен на существующий узел носителя системы управления траекторией Discovery в стыковочной системе орбитального корабля. SpaceX собирала данные параллельно с (TCS) Discovery системой датчика управления траекторией . И TCS, и DragonEye «посмотрели» на световозвращатели , которые есть на станции. После миссии SpaceX сравнила данные, собранные DragonEye, с данными, собранными TCS, чтобы оценить производительность DragonEye.

Датчик был установлен на Discovery на две недели позже запланированного из-за отказа лазерного стержня во время испытаний. [15]

Другие предметы

[ редактировать ]

STS-133 нес подписи более чем 500 000 студентов, принимавших участие в программе «Подписи студентов в космосе» 2010 года, которая спонсировалась совместно НАСА и Lockheed Martin . Студенты поставили свои подписи на плакатах в мае 2010 года в рамках ежегодного празднования Дня космоса . Благодаря их участию учащиеся также получили стандартные уроки, посвященные космической теме. [ нужна ссылка ] Организация «Подписи учащихся в космосе» действует с 1997 года. За это время в ходе десяти миссий космических кораблей «Шаттл» было отправлено около семи миллионов подписей учащихся из 6552 школ. [16]

На борту «Дискавери» также находились сотни флагов, закладок и нашивок, которые были распространены, когда шаттл вернулся на Землю. В рамках миссии также были запущены два небольших космических корабля Lego в честь образовательного партнерства между Lego и НАСА. Астронавты также несли с собой личные сувениры, в том числе медальоны, связанные с их школой или военной карьерой, а также «фигурку» Уильяма Шекспира с английского факультета Техасского университета , чучело-талисман-жираф из детской больницы Германа Техасского университета. , футболки из неполной средней школы Ломакс в Ла-Порте, штат Техас , синюю гавайскую рубашку из отдела образования Космического центра имени Джонсона НАСА и рубашку из добровольной пожарной команды . [17]

Позиция Астронавт [18] [19]
Командир Стивен Линдси
Пятый и последний космический полет
Пилот Эрик Бо
Второй космический полет
Специалист миссии 1 Николь Стотт
Второй и последний космический полет
Специалист миссии 2
Бортинженер
Элвин Дрю
Второй и последний космический полет
Специалист миссии 3 Майкл Бэрратт
Второй космический полет
Специалист миссии 4 Стивен Боуэн
Третий космический полет

НАСА объявило об экипаже STS-133 18 сентября 2009 года, а обучение началось в октябре 2009 года. Первоначальный экипаж состоял из командира Стивена Линдси , пилота Эрика Бо и специалистов миссии Элвина Дрю , Тимоти Копра , Майкла Бэрратта и Николь Стотт . Однако 19 января 2011 года, примерно за месяц до запуска, было объявлено, что Стивен Боуэн заменит первоначального члена экипажа Тима Копру после того, как Копра был ранен в аварии на велосипеде. [20] Все шесть членов экипажа ранее совершили хотя бы один космический полет; НАСА пять членов экипажа, все, кроме командира Стивена Линдси, входили в 18-ю группу астронавтов , отобранную в 2000 году. [21]

Командир миссии Стивен Линдси передал свою должность астронавтов начальника Управления Пегги Уитсон , чтобы она возглавила миссию. [22] Впервые два члена экипажа миссии находились в космосе, когда было объявлено о назначении экипажа, поскольку Николь Стотт и Майкл Бэрратт находились на борту МКС в составе экипажа 20-й экспедиции . [22] Во время STS-133 Элвин Дрю стал последним афроамериканским астронавтом , летавшим на космическом корабле «Шаттл», поскольку среди экипажей STS-134 и STS-135 афроамериканцев не было . Совершив полет на борту « Атлантиды » миссии STS-132 , Боуэн стал первым и единственным астронавтом НАСА, которого отправили в две последовательные миссии, пока Дуг Херли не запустил на борту Crew Dragon Demo-2 в мае 2020 года после предыдущего запуска на STS-135 .

Обучение экипажа

[ редактировать ]

Демонстрационный тест обратного отсчета терминала

[ редактировать ]

12 октября 2010 года экипаж STS-133 прибыл в Космический центр Кеннеди для проведения демонстрационных испытаний конечного обратного отсчета (TCDT). TCDT состоял из тренировок как экипажа, так и команды запуска, которые моделировали последние часы перед запуском. Во время TCDT экипаж прошел ряд упражнений, которые включали спасательную подготовку и симуляцию дня запуска, включающую все, что произойдет в день запуска, кроме самого запуска. Командир Стив Линдси и пилот Эрик Бо также выполнили прерывание посадки и другие аспекты полета на учебно-тренировочном самолете-челноке (STA). Что касается TCDT, экипаж также получил брифинг от инженеров НАСА, в котором описывалась работа, которая была выполнена на «Дискавери» во время обработки STS-133. После успешного выполнения всех задач TCDT экипаж вернулся в Космический центр имени Джонсона 15 октября 2010 года. [23]

НАСА Летая на борту тренировочных самолетов Т-38 , шесть астронавтов вернулись в Космический центр Кеннеди 28 октября 2010 года для окончательной предстартовой подготовки. [24]

15 января 2011 года Тимоти Копра, который на тот момент был назначен ведущим выходцем в открытый космос миссии, был ранен в результате аварии на велосипеде возле своего Хьюстона дома в районе , как сообщается, сломав бедро . [25] 19 января 2011 года его заменил Стивен Боуэн. Замена не повлияла на запланированную дату запуска. [20] На сегодняшний день это самый близкий к запланированному запуску случай замены члена экипажа космического корабля "Шаттл". Во время программы «Аполлон» Джек Свигерт заменил Кена Мэттингли за три дня до запуска « Аполлона-13» . [25]

Челночная обработка

[ редактировать ]

Первоначально было объявлено о запуске STS-133 16 сентября 2010 года. В июне 2010 года дата запуска была перенесена на конец октября 2010 года, и миссия должна была состояться до запуска STS-134, который, в свою очередь, был перенесен на февраль. 2011. У STS-133 был самый длинный период вертикального течения (170 дней) со времен STS-35 (185 дней).

9 сентября 2010 года «Дискавери» был перенесен из ангара на технологическом комплексе орбитального корабля (ОБТК)-3 в близлежащий 52-этажный корпус сборки транспортных средств (VAB). Шаттл вышел из ОБТК-3 в 06:54 по восточному поясному времени, и переворот был произведен. сделано в 10:46 по восточному поясному времени, когда «Дискавери» остановился в проходе для передачи VAB. [26] Поездка длиной в четверть мили между БКП-3 и VAB стала для Discovery 41-м переездом. Первоначально переворот был запланирован на 06:30 по восточному поясному времени 8 сентября 2010 года. Переезд не начался из-за недоступности систем пожаротушения из-за прорыва водопровода возле VAB и поворотного бассейна, который выходит к стартовым площадкам шаттла. [27] [28]

Два SRB были обозначены подрядчиком Alliant Techsystems как полетный набор 122 и состояли из одного нового сегмента, а оставшиеся сегменты повторно использовались в 54 более ранних миссиях шаттлов, начиная с STS-1 . [29] Внутри VAB инженеры прикрепили к «Дискавери» большую пращу , и орбитальный аппарат стал вращаться вертикально. Орбитальный аппарат был поднят в высокий отсек, где его внешний бак (ET-137) и ускорители ожидали соединения. Во время операций стыковки внутренняя гайка, заранее установленная внутри кормового отсека орбитального корабля, соскользнула со своего места и упала внутрь отсека. [30] Первоначально инженеры были обеспокоены тем, что орбитальный аппарат придется снять с инопланетянина и вернуть в горизонтальное положение для ремонта. Однако позже они успешно получили доступ к участку внутри кормового отсека и переставили гайку, чтобы завершить ремонт. Прикрепление орбитального аппарата к инопланетянину («жесткий помощник») было завершено рано утром 11 сентября 2010 года, в 09:27 по восточному времени.

44-й вывоз шаттла на стартовую площадку должен был начаться в 20:00 по восточному времени 20 сентября 2010 года. [31] НАСА разослало более 700 приглашений работникам шаттла, чтобы они могли привести свои семьи посмотреть на путешествие «Дискавери» к стартовой площадке. Однако шаттл начал путь длиной 3,4 мили от VAB до площадки раньше, чем планировалось, примерно в 19:23 по восточному времени 20 сентября 2010 года. [32] «Дискавери» прибыл на площадку 39А примерно через шесть часов. Шаттл был закреплен на стартовой площадке к 01:49 по восточному времени следующего дня.

Утечка паров орбитальной системы маневрирования

[ редактировать ]

14 октября 2010 года инженеры на стартовой площадке впервые обнаружили небольшую утечку в топливной магистрали Discovery двигателей системы орбитального маневрирования (OMS) . Утечка была обнаружена после того, как они заметили рыбный запах, исходящий из кормовой части шаттла, который считался признаком паров топлива в воздухе. [23] При осмотре утечка была обнаружена во фланце, расположенном на стыке двух топливопроводов в Discovery кормовом отсеке . По линии перевозился монометилгидразин (ММГ), один из двух химических веществ (второй — окислитель, тетраоксид азота ), используемых для зажигания двигателей OMS. Инженеры заменили летную крышку воздушной полумуфты (AHC). Однако новая крышка не смогла решить проблему, поскольку проверка паров все еще выявила признаки утечки. Был активирован аспиратор для сбора пара в месте утечки, что позволило продолжить работу в других местах вокруг кормового сегмента « Дискавери» .

Считалось, что утечка произошла в области поперечного фланца – проблема с соответствующими уплотнениями. 18 октября 2010 г., после дневной проверки, инженеров попросили перепроверить момент затяжки шести болтов вокруг предполагаемого негерметичного фланцевого фитинга и при необходимости подтянуть. [33] Последующие испытания на герметичность снова показали признаки просачивания, и задача решения проблемы потребовала осушения как левого, так и правого баков СУО шаттла, а также уникального ремонта на площадке на площадке во избежание отката. [34] 23 октября 2010 года инженеры завершили снятие и замену двух уплотнений на правом поперечном фланце OMS, после того как впереди было завершено образование (вакуумная процедура, используемая для полной очистки трубопровода от токсичного ММХ) трубопровода. графика больше чем на сутки. [35] Позже испытания показали, что новые уплотнения установлены правильно и удерживают давление без каких-либо признаков дополнительной утечки. [36] Нормальная эксплуатация площадки началась вскоре после того, как менеджеры смогли продолжить работу с подтверждением запланированной даты запуска на 1 ноября 2010 года, а перезагрузка топлива в резервуары OMS начнется утром 24 октября 2010 года.

Проблема с главным контроллером двигателя

[ редактировать ]

2 ноября, готовя Discovery к запуску, инженеры сообщили о проблеме с электричеством в резервном главном контроллере двигателя (MEC), установленном на двигателе № 3 (SSME-3). Ранее утром инженеры заявили, что проблема решена, однако еще один сбой в системе вызвал обеспокоенность, и было заказано дополнительное устранение неполадок. Последовавшее за этим устранение неполадок показало, что проблема связана с «временным загрязнением» автоматического выключателя. Директор по испытаниям НАСА Стив Пейн, обращаясь к журналистам, рассказал, что после устранения неполадок и включения и выключения контроллер включился нормально. Однако в то время как проблема считалась несущественной, наблюдалось неожиданное падение напряжения. [37]

На совещании группы управления миссией (MMT), состоявшемся позже в тот же день, менеджеры решили отложить запуск как минимум на 24 часа, чтобы проработать обоснование полета. [38]

Утечка несущей пластины наземного шлангокабеля

[ редактировать ]
Техник начинает снимать быстроразъемное соединение негерметичного GUCP.

5 ноября 2010 года во время попытки запуска « Дискавери (GUCP) была обнаружена утечка водорода на наземной несущей пластине шлангокабеля » во время процесса заправки . Пластина представляла собой точку крепления между внешним резервуаром и 17-дюймовой трубой, по которой газообразный водород безопасно переносился из резервуара в факельную трубу, где он сжигался. Все шло по плану с «быстрым заполнением» резервуара во время заправки, пока не были обнаружены первые признаки утечки. Сначала была зафиксирована утечка в размере 33 000 ppm, затем сниженная до уровня ниже 20 000 ppm. Предел критериев фиксации запуска составлял 40–44 000 частей на миллион. Утечка наблюдалась только во время переключения выпускного клапана в режим «открытия» для выпуска газообразного водорода из резервуара в факельную трубу. Контролеры решили остановить работу клапана, чтобы увеличить давление и попытаться принудительно закрыть уплотнение, прежде чем пытаться завершить процесс быстрого заполнения. На этом этапе утечка резко возросла и осталась на самом высоком уровне 60 000 ppm (вероятно, даже на более высоком уровне), что указывает на серьезную проблему с уплотнением GUCP.

Техники устанавливают новый ГУКП на внешний бак.

Директор по запуску шаттла Майк Лейнбах охарактеризовал утечку как «значительную», аналогичную той, что наблюдалась на STS-119 и STS-127 , хотя скорость была выше по величине и произошла раньше в процессе заправки.

По прошествии дня, необходимого для обеспечения безопасности резервуара путем продувки оставшегося газообразного водорода гелием, инженеры НАСА подготовились к отсоединению вентиляционного рукава и значительного количества линий, прежде чем впервые взглянуть на GUCP. В ночь на 9 ноября технические специалисты начали отключение ГУКП, отцепив и опустив линию выпуска водорода. Перед отправкой в ​​лабораторию для тщательного инженерного анализа команды провели первоначальную проверку герметичности и быстрого отсоединения. Инженеры сообщили о неравномерном (асимметричном) сжатии внутреннего уплотнения, а быстроразъемное оборудование также, по-видимому, имело менее концентрическую посадку, чем показали измерения перед заправкой. [39] Проверки также подтвердили, что состояние оборудования не соответствует наблюдениям, зафиксированным при его установке на внешний резервуар внутри VAB. [40]

Утром 12 ноября команды начали установку нового GUCP и завершили работу над ним в течение следующих двух дней. Новая пластина была предварительно проверена на внешнем резервуаре на сборочном заводе в Мишуде и показала значительно лучшие значения концентричности, чем были получены со старой и снятой GUCP. Технические специалисты провели дополнительные измерения, чтобы обеспечить наилучшее выравнивание недавно установленного GUCP. 15 ноября команды приступили к установке пломбы и быстроразъемного соединения.

Трещины во внешнем баке

[ редактировать ]
Трещина в пенопласте межбакового отделения.

Дополнительный осмотр бака выявил трещины в пенопластовой изоляции во фланце между межбаком и баком с жидким кислородом. Предполагается, что трещины возникли примерно через час после того, как сверххолодное топливо начало поступать во внешний бак во время попытки запуска 5 ноября. Трещины в баке были первыми, которые были обнаружены на стартовой площадке.

Результат оптической деформации Trilion ARAMIS, показывающий смещение инопланетян во время криогенной заправки космического корабля "Дискавери" на стартовой площадке.
Оптическая деформация в течение 6-часового криогенного испытания, показывающая смещения различных областей ЭТ рядом с упорной балкой SRB, где произошел перелом.

В декабре 2010 года, когда «Шаттл» все еще находился на стартовой площадке, было проведено испытание на полную заправку, чтобы понять, почему происходит разрушение пены SOFI. Испытание на заправку ET включало полную загрузку ET (внешнего бака) в полете жидким водородом и жидким кислородным топливом при одновременном наблюдении за ET рядом с упорной балкой SRB, где произошел перелом(ы). Группа внешней фотограмметрии резервуаров использовала две полнофункциональные системы оптической деформации, специально настроенные для испытаний NASA Glenn и Trilion Quality Systems. Системы оптической деформации Trilion (ARAMIS) измерили смещения и деформации инопланетянина в полном поле от загрузки криогенного топлива во время 6-часового испытания (см. изображения данных). Камеры Trilion Optical Strain были подключены по оптоволокну к диспетчерской в ​​Центре управления запуском в 3 милях от стартовой площадки, где данные отслеживались во время испытаний. В течение следующей недели Trilion Quality Systems работала с НАСА Маршаллом, чтобы понять данные, сравнить их с компьютерными моделями инопланетян, что позволило НАСА понять виды отказов и иметь возможность осуществить ремонт. Модель оптического напряжения все еще находилась на инопланетянине во время запуска 24 февраля 2011 года, путешествуя вместе с ним в космос. Позже в том же году группа внешней фотограмметрии резервуаров была награждена премией за осведомленность о космических полетах, а астронавтом Майком Форманом - наградой Тима Шмидта компании Trilion - Серебряной премией Снупи. [41]

Структурные трещины во внешнем топливном баке.
Технические специалисты распыляют пенопласт на участок отремонтированных стрингеров.

Изоляцию сняли для дополнительной проверки, в результате чего были обнаружены две дополнительные 9-дюймовые металлические трещины по обе стороны нижележащего ребра конструкции, называемого «стрингер S-7-2». Затем менеджеры НАСА решили срезать дополнительный пенопласт и заметили еще две трещины на стрингере, известном как S-6-2, рядом с двумя первоначальными трещинами. Они были обнаружены в крайнем левом углу удаленной пены на участке фланца между межбачком и баллоном с жидким кислородом. Однако эти трещины, похоже, подверглись меньшему напряжению, чем остальные. [42] [43] На стрингерах с правой стороны трещин не обнаружено. НАСА подозревало, что использование легкого алюминиево-литиевого сплава в резервуарах способствовало возникновению проблемы с трещинами. Ремонт начался, пока шаттл оставался на площадке. [44] Вокруг известного места повреждения было возведено защитное ограждение, чтобы облегчить текущий ремонт и, в конечном итоге, применить новую изоляцию из пенопласта. 18 ноября в рамках ремонта технические специалисты установили новые металлические секции, названные «дублерами», поскольку они в два раза толще металла исходного стрингера, что обеспечивает дополнительную прочность, чтобы заменить два треснутых стрингера на Discovery внешнем баке .

Сканирование стрингеров на межбаковом фланце жидкого кислорода завершилось 23 ноября. [45] 29 ноября НАСА также выполнило сканирование обратным рассеянием нижних стрингеров жидкого водорода/межбаковых фланцев.

Менеджеры программы определили анализ и ремонт, необходимые для безопасного запуска шаттла, и этот анализ был рассмотрен на специальном Совете по контролю программных требований (PRCB), состоявшемся 24 ноября. Менеджеры объявили на этой встрече, что окно запуска, доступное в начале декабря, будет отклонить его, установив новую цель - 17 декабря, но предупредив, что запуск может перенестись на февраль 2011 года. После рассмотрения модели движения космической станции в декабре после даты запуска измененного квадроцикла "Йоханнес Кеплер" НАСА определило потенциальное окно запуска. в середине/конце декабря 2010 года. Дата 17 декабря 2010 года была предпочтительнее, поскольку она позволила бы шаттлу доставить больше запасенного кислорода на Международную космическую станцию, чтобы помочь ей справиться с проблемами выработки кислорода, с которыми столкнулся экипаж. в течение нескольких месяцев. [46] «Мы сказали руководству агентства, что мы явно не готовы к периоду с 3 по 7 декабря, который откроется на следующей неделе», — заявил Джон Шеннон, менеджер SSP НАСА, на пресс-конференции, состоявшейся после специального PCRB. «Мы оставим открытой возможность запуска окна на 17 декабря, но для подтверждения этого необходимо собрать много данных». [47]

Поездка на квадроцикле Йоханнеса Кеплера перенесена

[ редактировать ]

Дата запуска - 24 февраля 2011 г. - была официально установлена ​​после совещания по рассмотрению летной готовности 18 февраля 2011 г. Обзоры предыдущих проблем, включая соединение вентиляционной линии ГУП, пену внешнего бака и трещины стрингера внешнего бака, были признаны положительными. . Кроме того, правила полетов, которые требовали 72-часового интервала между стыковками на Международной космической станции, угрожали задержать запуск как минимум на день из-за задержки запуска снабжения ЕКА беспилотного « Йоханнес Кеплер» корабля . Вместо этого менеджеры решили продолжить обратный отсчет, допуская возможность отступления; Если бы у квадроцикла возникли проблемы со стыковкой, STS-133 простоял бы 48 часов. [48] Квадроцикл «Кеплер» успешно пристыковался в 10:59 по всемирному координированному времени 24 февраля 2011 года. [49]

Попытки запуска

[ редактировать ]
Все время по восточному времени, первые 5 — во время действия летнего времени (EDT), попытка 6 — вне летнего времени (EST). По этой причине итоговая категория «оборачиваемости» должна составлять 111 дней 2 часа 49 минут, это не связано с автоматическим форматированием.
Пытаться Планируется Результат Повернись Причина Точка принятия решения Погода хорошая (%) Примечания
1 1 ноября 2010 г., 16:40:00 вычищенный [50] технический [51] 29 октября 2010 г., 10:00 (время ожидания Т-11) 80% Утечка модуля OMS [51]
2 2 ноября 2010 г., 16:18:00 вычищенный [52] 0 дней 23 часа 38 минут технический [52] (Т-11 часов удержания) 70% Утечка модуля OMS [52]
3 3 ноября 2010 г., 15:52:00 вычищенный [53] 0 дней 23 часа 34 минуты технический [53] 2 ноября 2010 г., 5:40 (Т-11 встроен в трюм) 70% Электрическая неисправность резервного контроллера SSME .
4 4 ноября 2010 г., 15:29:54 вычищенный [54] 0 дней 23 часа 38 минут погода [55] [56] 4 ноября 2010 г., 6:25 утра 20% На брифинге по погоде перед танкованием было принято решение перевести часы на удержание Т-11 и задержать его примерно на 24 часа из-за дождливых условий. [55] [57]
5 5 ноября 2010, 15:04:01 вычищенный 0 дней 23 часа 34 минуты технический 5 ноября 2010 г., 12:00 (Т-6 в ожидании) 60% Обнаружена утечка водорода на несущей пластине наземного шлангокабеля (GUCP) [58]
6 24 февраля 2011 г., 16:53:24 успех 111 дней 1 час 49 минут 90% Часы были переведены на Т-5 минут, чтобы дать время решить проблему с компьютером на пульте офицера по безопасности полигона . Проблема была решена, и часы перезапустились вовремя, чтобы позволить Discovery запуститься всего за две секунды до конца окна запуска . [59] [60]

График миссии

[ редактировать ]
Источник раздела: Пресс-кит НАСА. [61] и НАСА ТВ в прямом эфире [2] Первоначальная номинальная миссия продолжительностью двенадцать дней в конечном итоге была продлена на два дня, по одному.

24 февраля (1-й день полета – запуск)

[ редактировать ]

Космический шаттл «Дискавери» успешно стартовал со Космического центра Кеннеди в стартовой площадки 39А 16:53:24 по восточному стандартному времени 24 февраля 2011 года. Первоначально старт был запланирован на 16:50:24 по восточному стандартному времени, но был отложен на 3 минуты из-за незначительного сбоя. в компьютерной системе, используемой офицером безопасности полигона (RSO) Восточного полигона . После того, как «Дискавери» было разрешено к запуску, ему потребовалось 8 минут и 34 секунды, чтобы достичь орбиты. Примерно через четыре минуты полета был замечен кусок пены, оторвавшийся от внешнего бака. Эта пена не была признана опасной, поскольку она выделилась после того, как шаттл покинул атмосферу Земли. Во время восхождения «Дискавери » менеджеры НАСА также сообщили, что видели еще три дополнительных случая выделения пены. [62] Эти потери также произошли после чувствительных к аэродинамике периодов, когда обломки могли серьезно повредить шаттл, и поэтому считались неопасными. Инженеры НАСА объяснили потери пены состоянием, называемым «криооткачкой». Когда внешний резервуар загружается жидким водородом, воздух, попавший в пенопласт, сначала сжижается. Во время полета на орбиту, когда уровень водорода в баке падает, он нагревается, и сжиженный воздух снова превращается в газ. Давление, возникающее из-за изменения состояния водорода, может привести к отрыву частей пены в резервуаре. [63]

Выйдя на орбиту, экипаж STS-133 открыл двери отсека полезной нагрузки и активировал антенну Ku - диапазона для высокоскоростной связи с Центром управления полетами. Пока K u- активировалась антенна диапазона, Элвин Дрю и пилот Эрик Бо активировали систему дистанционного манипулятора шаттла (SRMS), также известную как Canadarm . Позже в тот же день изображения внешнего резервуара во время запуска были переданы для анализа. [64]

25 февраля (2-й день полета – проверка ОБСС)

[ редактировать ]

Во второй день полета экипаж «Дискавери» начал подготовку к стыковке с Международной космической станцией (МКС). День начался с запуска двигателя системы орбитального маневрирования (OMS), получившего название NC2burn, чтобы помочь «Дискавери» догнать МКС. Командир Стив Линдси, пилот Эрик Бо и специалист миссии Эл Дрю начали день с проверки усиленных углеродно-углеродных панелей (RCC) с помощью системы датчиков орбитальной стрелы (OBSS). Линдси и Бо начали проверку правого крыла и носовой части, а затем продолжили проверку левого крыла; Весь опрос занял около шести часов. Дрю присоединился к Майклу Бэрратту и Стиву Боуэну, чтобы проверить и подготовить свои два подразделения внекорабельной мобильности (EMU) к двум выходам в открытый космос, которые будут проведены во время миссии. Позже в тот же день экипаж проверил инструменты встречи, чтобы убедиться в их работоспособности. В конце дня произошло еще одно возгорание двигателя OMS, известное как сгорание NC3. [65]

26 февраля (3-й день полета – встреча с МКС)

[ редактировать ]

Орбитальный аппарат пристыковался к МКС в третий день полета, что стало 13-м «Дискавери» визитом на МКС. Стыковка произошла вовремя в 19:14 UTC . Жесткая сцепка между двумя аппаратами была задержана примерно на 40 минут из-за относительного движения станции и шаттла, в результате чего экипаж отстал от графика дня. В 21:16 UTC люки наконец открылись, и экипаж 26-й экспедиции приветствовал экипаж STS-133. [66] После церемонии встречи и инструктажа по технике безопасности основной задачей экипажа на этот день стала передача ExPRESS Logistics Carrier 4 (ELC-4). ELC-4 был выведен из отсека полезной нагрузки «Дискавери» с помощью удаленного манипулятора космической станции (SSRMS), также известного как Canadarm2 , которым управляли Николь Стотт и Майкл Барратт. SSRMS передал его в систему дистанционного манипулятора космического корабля (SSRMS), которой управляли Бо и Дрю, а SSRMS перешла в мобильную базовую систему (MBS). Оказавшись там, SSRMS забрала ELC-4 у SSRMS и установила его на место на ферме S3 . ELC-4 был установлен на свое окончательное место в 03:22 UTC 27 февраля. [67] Пока происходила роботизированная транспортировка, Боуэн и Линдси переносили предметы, необходимые для четвертого дня полета и выхода в открытый космос в пятый день полета.

27 февраля (4-й день полета)

[ редактировать ]

В четвертый день полета Стотт и Барратт схватили систему датчиков стрелы орбитального корабля (OBSS) с помощью Canadarm2 и сняли ее с порога правого борта отсека полезной нагрузки «Дискавери» . Как только он был схвачен и вышел из отсека полезной нагрузки, система дистанционного манипулятора «Шаттл» схватила конец OBSS и приняла передачу от Canadarm2. OBSS был захвачен рычагом космической станции, поскольку SRMS не мог добраться до него из-за проблем с зазором, и его нужно было отодвинуть в сторону, чтобы можно было удалить постоянный многоцелевой модуль (ПММ) из отсека полезной нагрузки. После передачи OBSS ко всему экипажу STS-133 присоединились 26-й экспедиции командир МКС Скотт Келли и бортинженер Паоло Несполи для серии интервью СМИ в полете. Интервью были проведены с Weather Channel , радио WBZ в Бостоне, Массачусетс , WSB-TV в Атланте, Джорджия , и WBTV в Шарлотте, Северная Каролина . [68] Экипаж также осуществил дополнительные перевозки грузов на МКС и обратно. В течение дня Дрю и Боуэн готовили инструменты, которые они будут использовать во время выхода в открытый космос в пятый день полета. Позже в тот же день к ним присоединились экипаж шаттла, командир МКС Келли и бортинженер Несполи для проверки процедур выхода в открытый космос. После осмотра Боуэн и Дрю надели кислородные маски и вошли в шлюзовой отсек экипажа «Квест» шлюза для стандартного лагеря перед выходом в открытый космос. На ночь давление в шлюзе было понижено до 10,2 фунтов на квадратный дюйм. Это было сделано, чтобы помочь выходцам в открытый космос очистить кровь от азота и предотвратить декомпрессионную болезнь , также известную как изгибы. [69]

28 февраля (5-й день полета – выход в открытый космос 1)

[ редактировать ]

(EVA) миссии Стив Боуэн и Элвин Дрю совершили первый выход в открытый космос в пятый день полета. Проснувшись в 06:23 по восточному стандартному времени, экипаж немедленно начал подготовку к выходу в открытый космос. [70] Примерно в 08:20 по восточному стандартному времени состоялась конференция между экипажем станции и Центром управления полетами, за которой последовали дальнейшие работы по подготовке к выходу в открытый космос, включая разгерметизацию шлюзовой камеры. Боуэн и Дрю переключили свои скафандры на питание от внутренних батарей в 10:46 по восточному стандартному времени, что ознаменовало начало выхода в открытый космос 1. [70]

Во время выхода в открытый космос Боуэн и Дрю установили силовой кабель, соединяющий модули Unity и Tranquility , чтобы обеспечить резервный источник питания, если он понадобится. Затем они перенесли вышедший из строя аммиачный насос, который был заменен в августе 2010 года, с временного места на внешнюю складскую платформу 2 . Позже работы с роботизированным манипулятором SSRMS были отложены из-за технических проблем с роботизированной станцией управления в модуле «Купол» . [70]

После установки клина под камерой на ферме S3 для обеспечения зазора от недавно установленного ExPRESS Logistics Carrier -2, выполнения японского эксперимента под названием «Послание в бутылке» по сбору образца вакуума и других мелких задач выход в открытый космос завершился. через шесть часов 34 минуты в 17:20 EST.

1 марта (6 день полета – установка ПММ)

[ редактировать ]

В шестой день полета был установлен постоянный многоцелевой модуль «Леонардо» станции (ПММ) в надир, или обращенный к Земле, порт модуля Unity . После завершения установки началось внешнее дооснащение «Леонардо» для интеграции его в МКС в качестве постоянного модуля. Боуэн и Дрю провели проверку процедуры второго выхода миссии в открытый космос, прежде чем начать свой лагерь перед выходом в открытый космос в шлюзовой камере Квеста.

2 марта (7 день полета – выход в открытый космос 2)

[ редактировать ]

Боуэн и Дрю провели второй выход STS-133 в открытый космос в седьмой день полета. Дрю снял теплоизоляцию с платформы, а Боуэн заменил крепежный кронштейн на модуле «Колумбус» . Затем Боуэн установил камеру на робота Dextre и снял изоляцию с электронной платформы Dextre. Дрю установил фонарь на грузовую тележку и починил сместившуюся теплоизоляцию клапана на ферме. Тем временем экипаж МКС и шаттла вошли в ПММ «Леонардо», чтобы начать внутреннюю достройку модуля.

3 марта (8-й день полета)

[ редактировать ]

В восьмой день полета началась доставка груза ПММ «Леонардо » во внутреннюю часть МКС. Экипаж в этот день также получил нерабочее время.

4 марта (9-й день полета)

[ редактировать ]

В девятый день полета оборудование, использованное во время выхода Дрю и Боуэна в открытый космос, было переконфигурировано. Также через спутник была проведена совместная пресс-конференция экипажа, после которой экипаж получил больше свободного времени.

5 марта (10-й день полета)

[ редактировать ]

внутреннее дооснащение ПММ «Леонардо» . В 10-й день полета продолжилось [71] Кроме того, рассматривалась возможность фотосессии МКС с несколькими пристыкованными космическими кораблями, но она была отклонена планировщиками миссии. [71] [72]

6 марта (11-й день полета)

[ редактировать ]

А также продолжающееся оснащение постоянного многоцелевого модуля «Леонардо» , [71] Проверка инструментов сближения « Дискавери » была проведена в 11-й день полета, прежде чем экипаж шаттла попрощался с экипажем МКС, покинул станцию ​​и закрыл люк между орбитальным кораблем и МКС. В этот день также была произведена установка центральной камеры.

7 марта (12-й день полета – расстыковка)

[ редактировать ]

«Дискавери» провел окончательную отстыковку от МКС в 12-й день полета, и его последний облет предшествовал окончательному отделению от станции. Поздняя проверка Discovery системы тепловой защиты была проведена с использованием OBSS , прежде чем OBSS была пришвартована.

8 марта (13-й день полета)

[ редактировать ]

Экипаж «Дискавери» разместил свое оборудование в кабине корабля перед тем, как провести проверку системы управления полетом и огневое испытание системы управления реакцией . шаттла, был проведен заключительный инструктаж по подготовке к сходу с орбиты K u Перед тем, как уложить антенну диапазона .

9 марта (14-й день полета – повторный вход и приземление)

[ редактировать ]

В последний день миссии экипаж «Дискавери » провел дальнейшую подготовку к сходу с орбиты и закрыл двери отсека полезной нагрузки шаттла. Успешный сход с орбиты и повторный вход в атмосферу завершились последней посадкой «Дискавери» на Космического центра Кеннеди 9 посадочной площадке шаттла марта 2011 года в 11:58:14 по восточному стандартному времени. Шаттл был списан из-за остановки колеса. Это была последняя посадка шаттла, произошедшая днем, остальные две миссии приземлились ночью.

Выходы в открытый космос

[ редактировать ]

Во время миссии было проведено два выхода в открытый космос (EVA). [73]

Ева Выходцы в открытый космос Начало ( UTC ) Конец (UTC) Продолжительность
Ева 1 Стив Боуэн
Элвин Дрю
28 февраля 2011 г.
15:46
28 февраля 2011 г.
22:20
6 часов 34 минуты
Дрю и Боуэн установили удлинительный кабель питания между узлами Unity и Tranquility, чтобы обеспечить резервный источник питания, если он потребуется. Затем выходцы в открытый космос переместили вышедший из строя модуль аммиачного насоса, который был заменен в августе, из его временного местоположения на внешнюю платформу хранения 2, примыкающую к шлюзу «Квест» . Затем Дрю и Боуэн установили клин под камерой на ферме S3, чтобы обеспечить зазор от недавно установленного ELC-4. Затем они заменили направляющую для системы рельсовых тележек, используемой для перемещения роботизированной руки станции по ферме. (SARJ) правого борта станции Направляющие были сняты, когда астронавты выполняли работы на вращающемся шарнире Solar Alpha Rotary Joint , который вращает солнечные батареи для отслеживания Солнца. Последней задачей было «наполнить» специальную бутылку космическим вакуумом для японского образовательного груза. Бутылка станет частью публичной музейной экспозиции.
ЕВА 2 Стив Боуэн
Элвин Дрю
2 марта 2011 г.
15:42
2 марта 2011 г.
21:56
6 часов 14 минут
Дрю снял теплоизоляцию с платформы, а Боуэн заменил крепежный кронштейн на «Колумбус» модуле . Затем Боуэн установил камеру на робота Dextre и снял изоляцию с электронной платформы Dextre. Дрю установил фонарь на грузовую тележку и починил сместившуюся теплоизоляцию клапана на ферме.

Звонки-будильники

[ редактировать ]

НАСА положило начало традиции проигрывания музыки астронавтам во время программы «Джемини» и впервые использовало музыку, чтобы разбудить летный экипаж во время «Аполлона-15» . Каждый трек специально выбирается, часто семьями астронавтов, и обычно имеет особое значение для отдельного члена экипажа или применим к его повседневной деятельности. [74]

НАСА впервые открыло для публики процесс отбора STS-133. Публике было предложено проголосовать за две песни, которые использовались для пробуждения космонавтов в предыдущих миссиях, чтобы разбудить экипаж STS-133. [75]

День полета Песня Художник Играл за
День 2 « Глазами небес » Брайан Стоукс Митчелл Майкл Р. Барратт
День 3 " Сводка новостей Вуди " Всадники в небе Элвин Дрю
День 4 " Ява Джайв " Манхэттенский трансфер Стивен Линдси
День 5 « О, какое прекрасное утро » Дэви Ноулз и «Хлопок задней двери» Николь Стотт
День 6 « Счастливы вместе » Черепахи Стивен Боуэн
День 7 « Скорость звука » Колдплей Эрик Бо
День 8 « Город слепящих огней » U2 Экипаж СТС-133
День 9 «Ритуал/Древняя битва/2-я Кройка» Джеральд Фрид - (композитор) Экипаж СТС-133
День 10 « Огайо (Вернись в Техас) » Боулинг для супа Экипаж СТС-133
День 11 « Космический корабль-суперзвезда » Призма Экипаж СТС-133
День 12 Тема к « Звездному пути » Закадровый голос Уильяма Шетнера
Песня Александра Куража
Экипаж СТС-133
День 13 «Голубое небо» (Live) Большеголовый Тодд и монстры Экипаж СТС-133
День 14 «Возвращение домой» Гвинет Пэлтроу Экипаж СТС-133

См. также

[ редактировать ]

Общественное достояние Эта статья включает общедоступные материалы с веб-сайтов или документов Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства .

  1. ^ «Пресс-кит СТС-133» (PDF) . НАСА. Архивировано из оригинала (PDF) 6 ноября 2010 г. Проверено 21 октября 2010 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б «ТВ НАСА «Прямые трансляции событий, освещение миссий» [STS-133]» . НАСА ТВ. 24 февраля 2011 года . Проверено 25 февраля 2011 г.
  3. ^ «Твиттер/НАСА» . НАСА. 24 февраля 2011 года . Проверено 24 февраля 2011 г.
  4. ^ «Открытие на орбите» . НАСА. 24 февраля 2011. Архивировано из оригинала 16 октября 2009 года . Проверено 24 февраля 2011 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и Макдауэлл, Джонатан. «Спутниковый каталог» . Космическая страница Джонатана . Проверено 28 мая 2013 г.
  6. ^ НАСА (24 сентября 2009 г.). «Объединенный манифест запуска» . НАСА. Архивировано из оригинала 7 марта 2009 года . Проверено 16 октября 2009 г.
  7. ^ НАСА (14 октября 2009 г.). «Миссии шаттлов и ракет НАСА» . НАСА . Проверено 15 октября 2009 г.
  8. ^ «Последний полет шаттла Дискавери STS-133» . Космическая Вселенная. 19 февраля 2011 года . Проверено 20 февраля 2011 г.
  9. ^ Гебхардт, Крис (5 августа 2009 г.). «STS-133 доработан до пяти экипажей и одного выхода в открытый космос – MPLM покинет МКС» . NASAspaceflight.com.
  10. ^ НАСА (26 февраля 2010 г.). «НАСА и Итальянское космическое агентство находят новое применение модулю» . НАСА . Проверено 26 февраля 2010 г.
  11. ^ Крис Гебхардт (6 октября 2010 г.). «ПММ Леонардо: последний постоянный американский модуль для МКС» . NASAspaceflight.com . Проверено 15 ноября 2010 г.
  12. ^ Стивенс, Тим (14 апреля 2010 г.). «Гуманоид Robonaut2 НАСА и GM отправится в космос в сентябре этого года» .
  13. ^ Рон Дифтлер (18 ноября 2010 г.). «Обзор Робонавта 2 (R2)» (PDF) . НАСА . Проверено 12 декабря 2010 г.
  14. ^ «Отчет о космическом полете: STS-133» . www.spacefacts.de . Проверено 7 мая 2024 г.
  15. ^ Крис Бергин (19 июля 2010 г.). «STS-133: DragonEye от SpaceX готов к поздней установке на Discovery» . NASAspaceflight.com . Проверено 21 июля 2010 г.
  16. ^ «Подписи студентов в космосе (S3)» . Архивировано из оригинала 11 мая 2008 года . Проверено 8 сентября 2010 г.
  17. ^ «СТС-133: Что происходит» . 1 ноября 2010 года . НАСА.
  18. ^ «НАСА назначает экипаж для последней миссии космического корабля» . НАСА. Архивировано из оригинала 22 ноября 2013 года . Проверено 20 февраля 2011 г.
  19. ^ «CBSNews – Краткий обзор STS-133 1» . Новости CBS . Проверено 20 февраля 2011 г.
  20. ^ Перейти обратно: а б «Запуск STS-133 продолжается, поскольку Боуэн заменяет травмированного Копру» . nasaspaceflight.com. 19 января 2011 года . Проверено 19 января 2011 г.
  21. ^ «Активные космонавты» . НАСА. 11 февраля 2015 г.
  22. ^ Перейти обратно: а б Тарик Малик (18 сентября 2009 г.). «НАСА раскрывает экипаж последней запланированной миссии шаттла» . SPACE.com . Проверено 18 сентября 2009 г.
  23. ^ Перейти обратно: а б Крис Бергин (15 октября 2010 г.). «STS-133: TCDT завершен – инженеры устраняют негерметичную крышку полета» . NASAspaceflight.com . Проверено 19 октября 2010 г.
  24. ^ Мэтью Трэвис (28 октября 2010 г.). «Экипаж ветеранов летит на KSC для финального запуска Discovery» . SpaceflightNews.net. Архивировано из оригинала 24 июля 2011 года . Проверено 1 ноября 2010 г.
  25. ^ Перейти обратно: а б «Космический ветеран заменит раненого космонавта» . США сегодня . 20 января 2011 года . Проверено 28 января 2011 г.
  26. ^ Роберт З. Перлман (9 сентября 2010 г.). «Космический челнок «Дискавери» покидает ангар для последнего полета» . Собрать ПРОСТРАНСТВО . Проверено 12 сентября 2010 г.
  27. ^ Джеймс Дин (8 сентября 2010 г.). «Переворот шаттла задержан из-за утечки воды» . Флорида СЕГОДНЯ . Проверено 12 сентября 2010 г.
  28. ^ вертикальный поток относится к периоду времени между вывозом из технологического комплекса шаттла и запуском.
  29. ^ АТК. «История использования STS-133 SRB» (PDF) . Космический полет сейчас.
  30. ^ Крис Бергин (10 сентября 2010 г.). «STS-133: Инженеры завершают ремонт «Дискавери» после проблемы с инопланетным товарищем» . NASAspaceflight.com . Проверено 12 сентября 2010 г.
  31. ^ Уильям Харвуд (11 сентября 2010 г.). «Шаттл Дискавери наконец-то прикрепился к внешнему баку» . Космический полет СЕЙЧАС . Проверено 12 сентября 2010 г.
  32. ^ Роберт З. Перлман (21 сентября 2010 г.). «Космический челнок «Дискавери» совершает последний полет к стартовой площадке» . Соберите ПРОСТРАНСТВО . Проверено 22 сентября 2010 г.
  33. ^ Уильям Харвуд (18 октября 2010 г.). «Техники устраняют крошечную утечку топлива в капсуле Discovery» . Космический полет сейчас . Проверено 19 октября 2010 г.
  34. ^ Крис Бергин (18 октября 2010 г.). «STS-133: Discovery подвергнется уникальному устранению утечек, чтобы избежать отката» . NASAspaceflight.com . Проверено 19 октября 2010 г.
  35. ^ Крис Бергин (22 октября 2010 г.). «STS-133: Завершены исследования и разработки фланцевого уплотнения поперечной подачи – перезагрузка OMS в работе» . NASAspaceflight.com . Проверено 30 октября 2010 г.
  36. ^ Уильям Харвуд (26 октября 2010 г.). «Шаттл «Дискавери» получил разрешение на старт в следующий понедельник» . Космический полет сейчас . Проверено 30 октября 2010 г.
  37. ^ Уильям Харвуд (2 ноября 2010 г.). «Выясняется сбой в контроллере двигателя шаттла» . Космический полет сейчас . Проверено 20 ноября 2010 г.
  38. ^ Крис Бергин (2 ноября 2010 г.). «STS-133: Запуск задерживается как минимум на 24 часа из-за проблемы с контроллером главного двигателя» . NASApspaceflight.com.
  39. ^ Уильям Харвуд (12 ноября 2010 г.). «Обнаружена очевидная проблема с уплотнением в негерметичной вентиляционной линии челнока» . Космический полет сейчас . Проверено 14 ноября 2010 г.
  40. ^ Крис Бергин (11 ноября 2010 г.). «STS-133: Выясняем первопричину GUCP — ремонт ЭТ на площадке все еще положительный» . NASAspaceflight.com . Проверено 15 ноября 2010 г.
  41. ^ «Серебряная награда Снупи за осведомленность о космических полетах» . НАСА. 7 октября 2015 г. Проверено 4 ноября 2022 г.
  42. ^ Крис Бергин (12 ноября 2010 г.). «STS-133: На ET-137 обнаружено больше трещин, пока менеджеры обсуждают дальнейший план» . NASAspaceflight.com . Проверено 20 ноября 2010 г.
  43. ^ Уильям Харвуд (15 ноября 2010 г.). «На внешнем баке шаттла «Дискавери» обнаружена четвертая трещина» . Космический полет сейчас . Проверено 20 ноября 2010 г.
  44. ^ «На баке Дискавери обнаружены металлические трещины» . Космический полет сейчас . Проверено 20 ноября 2010 г.
  45. ^ Крис Бергин и Крис Гебхардт (24 ноября 2010 г.). «STS-133: Менеджеры НАСА решают перейти к цели NET 17 декабря» . NASAspaceflight.com . Проверено 26 ноября 2010 г.
  46. ^ «Запуск Discovery отложен как минимум до середины декабря» . Космический полет сейчас . 24 ноября 2010 г.
  47. ^ Денис Чоу (24 ноября 2010 г.). «Последняя задержка запуска может перенести последний полет шаттла «Дискавери» на Рождество» . SPACE.com . Проверено 26 ноября 2010 г.
  48. ^ Бергин, Крис (18 февраля 2011 г.). «STS-133: ФРР одобряет запуск «Дискавери» в следующий четверг» . Космический полет сейчас .
  49. ^ NASA.gov/multimedia/nasatv/: согласно трансляции NASA Live TV.
  50. ^ Уильям Харвуд. «Шаттл «Дискавери» получил разрешение на старт в следующий понедельник» . SpaceflightNow.com . Проверено 26 октября 2010 г.
  51. ^ Перейти обратно: а б STS-133: Проблемы с герметизацией задерживают запуск как минимум на день
  52. ^ Перейти обратно: а б с «Обратный отсчет начнется в воскресенье для запланированного запуска в среду» . НАСА . Проверено 30 октября 2010 г.
  53. ^ Перейти обратно: а б «Шаттл не запустится в среду» . Чикаго Трибьюн . 2 ноября 2010 года. Архивировано из оригинала 7 ноября 2010 года . Проверено 2 ноября 2010 г.
  54. ^ «Покрытие СТС-133» . Космический полет сейчас.
  55. ^ Перейти обратно: а б «Обнаружение очищенного» . Spaceflight.com. 4 ноября 2010 г.
  56. ^ Электрическая проблема задерживает запуск Discovery еще на 24 часа. Архивировано 24 ноября 2010 г., в Wayback Machine.
  57. Погода вынуждает очередную задержку запуска Discovery. Архивировано 24 ноября 2010 г., на Wayback Machine.
  58. Утечка водорода приводит к запуску Scrub Of Discovery. Архивировано 24 ноября 2010 г., в Wayback Machine.
  59. ^ Обратный отсчет СТС-133
  60. ^ «STS-133 отправляется на историческую последнюю миссию по исследованию шаттла Discovery» . 24 февраля 2011 г.
  61. ^ «Официальный пресс-кит НАСА STS-133» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 6 ноября 2010 г. Проверено 21 октября 2010 г.
  62. ^ «Экипаж проверяет тепловой экран «Дискавери», скафандры» . Соберите ПРОСТРАНСТВО. 25 февраля 2011 года . Проверено 26 февраля 2011 г.
  63. ^ Уильям Харвуд (25 февраля 2011 г.). « Вероятная причина потери пены в баке Discovery — криооткачка» . Космический полет сейчас . Проверено 26 февраля 2011 г.
  64. ^ Крис Бергин и Крис Гебхардт (24 февраля 2011 г.). «Дискавери запускается после резкого исправления дальности в конце обратного отсчета» . NASASpaceflight.com . Проверено 25 февраля 2011 г.
  65. ^ Крис Бергин (25 февраля 2011 г.). «STS-133 – Healthy Discovery завершает проверку FD2 на панелях RCC» . NASASpaceflight.com . Проверено 26 февраля 2011 г.
  66. ^ «Отчет о состоянии ЦУП СТС-133 №05» . НАСА. Архивировано из оригинала 5 августа 2020 года . Проверено 27 февраля 2011 г.
  67. ^ Билл Харвуд. «Дискавери» заходит в порт для своего последнего визита на космическую станцию . Новости CBS . Проверено 27 февраля 2011 г.
  68. ^ «Отчет о состоянии ЦУП СТС-133 №07» . НАСА. Архивировано из оригинала 20 сентября 2020 года . Проверено 28 февраля 2011 г.
  69. ^ Билл Харвуд. «У космонавтов насыщенное воскресенье на борту станции» . CBS News/SpaceflightNow . Проверено 28 февраля 2011 г.
  70. ^ Перейти обратно: а б с Гебхардт, Крис (28 февраля 2011 г.). «STS-133: Выход в открытый космос-1 завершен; «Индевор» в последний раз катится к VAB» . nasaspaceflight.com . Проверено 7 марта 2011 г.
  71. ^ Перейти обратно: а б с Харвуд, Уильям (28 февраля 2011 г.). «Миссия продлена на один день» . Новости CBS . Проверено 1 марта 2011 г.
  72. ^ Харвуд, Уильям (1 марта 2011 г.). «Предлагаемая фотография окончательной космической станции отклонена» . Проверено 1 марта 2011 г.
  73. ^ Крис Гебхардт (11 июня 2010 г.). «STS-133: к миссии «Дискавери» добавлены три дня полета и два выхода в открытый космос» . NASAspaceflight.com . Проверено 11 июня 2010 г.
  74. ^ Фрис, Колин (2 августа 2005 г.). «Хронология звонков-будильников» (PDF) . НАСА. стр. 74–76. Архивировано из оригинала (PDF) 20 декабря 2023 года . Проверено 10 февраля 2023 г.
  75. ^ «Космический рок НАСА» . НАСА. Архивировано из оригинала 10 октября 2010 года.
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: bd29f0ab09b2333d09ef2c8f22b5820a__1722283860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/bd/0a/bd29f0ab09b2333d09ef2c8f22b5820a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
STS-133 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)