Jump to content

СТС-132

СТС-132
Косой вид на Атлантиду , состыкованную с МКС, Рассвет . в отсеке полезной нагрузки виден
Имена Космическая транспортная система -132
Тип миссии сборка МКС
Оператор НАСА
ИДЕНТИФИКАТОР КОСПЭРЭ 2010-019А Отредактируйте это в Викиданных
САТКАТ нет. 36572
Продолжительность миссии 11   дней, 18   часов, 29   минут, 9   секунд [1]
Пройденное расстояние 7 853 563 километра (4 879 978 миль)
Орбиты завершены 186
Свойства космического корабля
Космический корабль Космический шаттл Атлантис
Стартовая масса 2 050 133 кг (4 519 769 фунтов) [2] (общий)
119 300 кг (263 100 фунтов) (орбитальный аппарат)
Посадочная масса 95 024 кг (209 491 фунт)
Масса полезной нагрузки 12 072 кг (26 615 фунтов)
Экипаж
Размер экипажа 6
Члены
Начало миссии
Дата запуска 14 мая 2010 г., 18:20 ( 2010-05-14UTC18:20Z ) UTC [3]
Запуск сайта Кеннеди , LC-39A
Конец миссии
Дата посадки 26 мая 2010 г., 12:49:18 ( 2010-05-26UTC12:49:19Z ) UTC
Посадочная площадка Кеннеди, взлетно-посадочная полоса 33 SLF
Орбитальные параметры
Справочная система Геоцентрический
Режим Низкая Земля
Высота перигея 335 километров (208 миль) [4]
Высота апогея 359 километров (223 миль)
Наклон 51,6 градусов
Период 91 минута
Стыковка с МКС
Док-порт ПМА-2
(Гармония вперед)
Дата стыковки 16 мая 2010 г., 14:28   UTC
Дата расстыковки 23 мая 2010 г., 15:22   UTC
Время пристыковано 7   дней, 1   час, 1   минута

Сидят: Кен Хэм (в центре), Гаррет Райсман (слева), Стивен Боуэн (справа), стоят: Майкл Гуд, Тони Антонелли, Пирс Селлерс

STS-132 ( сборки МКС полет ULF4 ) [5] НАСА « миссия космического корабля Атлантис» , во время которой 16 мая 2010 года космический корабль «Атлантис» состыковался с Международной космической станцией . [6] STS-132 был запущен из Космического центра Кеннеди 14 мая 2010 года. [3] Основной полезной нагрузкой был российский «Рассвет» мини-исследовательский модуль , а также интегрированный грузовой носитель вертикального легкого развертывания (ICC-VLD). Атлантида приземлилась в Космическом центре Кеннеди 26 мая 2010 года.

Первоначально планировалось, что STS-132 станет последним полетом Атлантиды при условии, что спасательная миссия STS-335 / STS-135 Launch On Need не понадобится. Однако в феврале 2011 года НАСА заявило, что последняя миссия « Атлантиды» и «Спейс Шаттл» программы STS-135 будет осуществлена ​​независимо от ситуации с финансированием. [7]

Позиция [8] Член экипажа
Командир Кеннет Хэм
Второй и последний космический полет
Пилот Доминик А. «Тони» Антонелли
Второй и последний космический полет
Специалист миссии 1 Гаррет Райсман
Второй и последний космический полет
Специалист миссии 2
Бортинженер
Майкл Т. Гуд [примечание 1]
Второй и последний космический полет
Специалист миссии 3 Стивен Дж. Боуэн
Второй космический полет
Специалист миссии 4 Пирс Селлерс
Третий и последний космический полет

Назначение мест экипажа

[ редактировать ]
Сиденье [10] Запуск Посадка
Места 1–4 находятся на кабине экипажа. Места 5–7 находятся на средней палубе.
С1 Также Также
С2 Антонелли Антонелли
S3 Райсман Продавцы
С4 Хороший Хороший
С5 Боуэн Боуэн
S6 Продавцы Райсман

Полезная нагрузка миссии

[ редактировать ]
Расположение Груз Масса
Отсеки 1–2 Система стыковки орбитального корабля
EMU 3004 / EMU 3011 / EMU 3018
1800 кг (4000 фунтов)
~ 390 кг (860 фунтов)
бухта 3П Сила шаттла
Распределительный блок (СПДУ)
~ 17 кг (37 фунтов)
бухта 5П Мощность и данные
Грейферное приспособление (PDGF)
~ 71 килограмм (157 фунтов)
Отсеки 6–7 Перевозчик ICC-VLD
−6 батарейных блоков ORU
-Антенна СГАНТ
-EOTP-платформа
1913 кг (4217 фунтов)
1020 кг (2250 фунтов)
293 килограмма (646 фунтов)
191 килограмм (421 фунт)
бухта 10П РОЭУ 755 шлангокабель 90 килограммов (200 фунтов)
Отсеки 9–13 Rassvet Mini-Research Module 1
- Наука Шлюз
- Nauka Radiator
- ЭРА локтевой сустав
-Рабочая платформа ЭРА
6295 кг (13878 фунтов)
900 кг (2000 фунтов)
570 кг (1260 фунтов)
150 килограммов (330 фунтов)
100 килограммов (220 фунтов)
Порог правого борта Система датчиков стрелы орбитального корабля 382 килограмма (842 фунта)
Порт-Силл Канадарм 410 кг (900 фунтов)
Общий: 14 592 кг (32 170 фунтов)

Мини-исследовательский модуль 1 (MRM 1)

[ редактировать ]
MRM-1 Rassvet docking module

STS-132 доставил российский «Рассвет» мини-исследовательский модуль-1 на Международную космическую станцию. [11] Рассвет в переводе с русского означает «рассвет». Модуль построен российской аэрокосмической компанией "Энергия" . [12] Рассвет прибыл в Космический центр Кеннеди (KSC) на борту грузового самолета Ан-124 17 декабря 2009 года, примерно в 13:00 по восточному стандартному времени . [13] После выгрузки из корабля «Антонов» модуль был перевезен в технологический цех Astrotech на мысе Канаверал для подготовки к запуску.

шлюзовой шлюз и радиационный теплообменник для оснащения российского модуля «Наука» (запуск в 2021 году), запасная коленная часть европейского роботизированного манипулятора На внешней стороне смонтированы (ERA) и переносная рабочая платформа для научной аппаратуры для проведения экспериментов в космическом пространстве. на Рассвете в стартовой конфигурации. [14] Внутри модуля также разместились подлежащие доставке российские и американские грузы. Объем для груза и науки внутри МРМ1 составляет 5 кубических метров. [15] «Рассвет» был оснащен стандартными грейферами МКС, которые позволяли выгружать модуль из грузового отсека « Атлантиды» с помощью роботизированной руки станции.

Интегрированный грузовой транспортер с вертикальным развертыванием фонаря (ICC-VLD2)

[ редактировать ]
Конфигурации запуска и возврата ICC-VLD2

Также на борту «Атлантиса» находился поддон интегрированного грузового носителя с вертикальным развертыванием легких огней (ICC-VLD2), на котором находилась антенна «космос-земля» K u -диапазона (SGANT), узел стрелы SGANT, временная платформа усовершенствованного орбитального сменного блока (ORU) ( EOTP) для канадского Dextre роботизированного манипулятора , приспособлений для видео- и силовых захватов (PVGF) и шести новых аккумуляторных ORU. Шесть новых батарей заменили старые на ферме Р6 МКС. Старые батареи были помещены на поддон ICC-VLD для возвращения на Землю. EOTP был построен компанией MacDonald, Dettwiler and Associates Ltd. (MDA) из Брэмптона, Онтарио, Канада, для НАСА . [16]

Поддон ICC изготовлен из алюминия. Его длина примерно 8 футов (2,4 м), ширина 13 футов (4,0 м) и толщина 10 дюймов. Пустой вес поддона составляет 2645 фунтов. Общий вес ICC–VLD и ORU составляет примерно 8330 фунтов. Возвращаемая масса ICC-VLD составляет 2933 кг (6466 фунтов).

ICC-VLD был пришвартован в центре отсека полезной нагрузки шаттла как для запуска, так и для входа в атмосферу. [17]

Другие предметы

[ редактировать ]

В дополнение к стандартному официальному летному комплекту (OFK), хранившемуся в шкафчике на средней палубе, два легких узла хранения инструментов были модифицированы для перевозки памятных вещей, а затем были размещены слева и справа от шлюзовой камеры Атлантиды в отсеке полезной нагрузки шаттла. . [18]

Компакт-диск (CD), содержащий цифровые копии всех заявок, представленных на конкурс памятных нашивок программы космических шаттлов НАСА. [19] также летал на борту «Атлантиды» . [20] Конкурс был организован программой «Спейс шаттл» в ознаменование окончания эры шаттлов. Нашивка-победитель была разработана Блейком Дюменилом из Гамильтона Сандстранда , Космического центра Джонсона. [21] Судейская коллегия НАСА, в которую входили менеджер программы шаттлов Джон Шеннон, Лерой Кейн и трое других менеджеров программ шаттлов, включая бывшего астронавта Джона Каспера , выбрала победившую нашивку из 85 заявок сотрудников НАСА и подрядчиков.

Семнадцать бус ручной работы , изготовленных девятью разными художниками со всей Северной Америки, также находились на борту «Атлантиды» во время миссии STS-132. [22] [23] НАСА объединилось с Beads of Courage, Inc., одобренной общественной благотворительной организацией, чтобы принести надежду и вдохновение детям, страдающим от серьезных заболеваний, посредством проекта Beads in Space (идея Джейми Ньютона, сотрудника Центра космических полетов Маршалла ). 17 бусинок весят восемь унций и были выбраны после конкурса, организованного организацией Beads of Courage, в котором приняли участие 54 бусины.

Также на борту «Атлантиды» находился образец древесины сэра Исаака Ньютона длиной яблони 4 дюйма . [24] Кусок оригинального дерева, который предположительно вдохновил теорию гравитации Ньютона , вместе с изображением Ньютона были доставлены на орбиту астронавтом Пирсом Селлерсом. Дерево является частью коллекции архивов Королевского общества в Лондоне и было возвращено туда после полета. [25]

развевался флаг Университета Кларксона в Потсдаме, штат Нью-Йорк Кроме того, на борту шаттла «Атлантис» . [26] Это было в честь ведущего руководителя полета шаттла STS-132 Майкла Л. Сарафина, выпускника Университета Кларксона.

Полный список предметов STS-132, находившихся на борту «Атлантиса», и их описания можно найти в официальном летном комплекте. [27]

Предыстория и основные этапы миссии

[ редактировать ]
Плакат миссии
«Атлантис» отправляется в космос, а пара самолетов F-15E Strike Eagle патрулирует небо над Космическим центром Кеннеди.

Миссия отметила:

  • 163-й пилотируемый космический полет НАСА
  • 132-я миссия шаттла после STS-1
  • 32-й полет Атлантиды.
  • 34-я миссия шаттла на МКС.
  • 11-й полет Атлантиды к МКС.
  • 3-й полет шаттла в 2010 г.
  • после Челленджера 107-я миссия
  • после Колумбии 19-я миссия

НАСА разместило в Твиттере сообщение о запуске миссии STS-132. В мероприятии приняли участие 150 человек из более чем 30 штатов США, округа Колумбия, Пуэрто-Рико, Бельгии, Нидерландов, Новой Зеландии и Великобритании. Участники Tweetup встретились с техническими специалистами, менеджерами, инженерами и астронавтами шаттлов, совершили экскурсию по Космическому центру Кеннеди и наблюдали за запуском « Атлантиды» . [28]

Эксперименты миссии

[ редактировать ]

Экипаж «Атлантиды» во время своей миссии провел несколько краткосрочных экспериментов. Шаттл доставил новые долгосрочные эксперименты на МКС . По окончании миссии «Атлантида» вернула с МКС часть завершенных экспериментов.

Краткосрочные эксперименты включали:

  • Микро-2 : Исследователи из Политехнического института Ренсселера отправили микроорганизмы для исследования новых способов предотвращения образования и распространения скоплений бактерий (биопленок), которые могут представлять угрозу здоровью космонавтов. [29] После приземления шаттла полученные биопленки были исследованы, чтобы увидеть, как на их рост и развитие влияет микрогравитация.
  • Hypersole : Hypersole — это канадский исследовательский проект, целью которого является изучение внезапных изменений чувствительности кожи, с которыми столкнулись некоторые астронавты в космосе. [30] Исследователи надеются узнать больше о том, как чувствительность кожи подошв ног влияет на баланс человека. Три члена экипажа STS-132 участвовали в идентичных испытаниях перед стартом и сразу после приземления. Испытания также были повторены на пяти космонавтах, которые должны были полететь в миссиях STS-133 и STS-134 . Ожидается, что результаты проекта добавят значительные знания к существующим исследованиям старения и принесут пользу пожилым людям и людям, страдающим от проблем с равновесием.
  • Модификация ионосферы шаттла с экспериментами с импульсным локализованным выхлопом (SIMPLEX) - экипаж STS-132 выполнил сжигание SIMPLEX в 12-й день полета. В эксперименте исследуется турбулентность плазмы, вызванная выхлопами шаттла в ионосфере, с использованием наземных радаров. [31] Процессы, посредством которых химические выбросы могут вызывать турбулентность плазмы, количественно оцениваются с помощью измерений SIMPLEX. Плазменная турбулентность может повлиять на военную навигацию и связь с использованием радиосистем.

Челночная обработка

[ редактировать ]

миссии Внешний резервуар , ET-136, начал свое шестидневное путешествие длиной 900 миль (1400 км) через Мексиканский залив НАСА со сборочного комплекса в Новом Орлеане , штат Луизиана, 24 февраля 2010 года. [32] [33] ET-136 имел длину 154 фута (47 м) и диаметр 28 футов (8,5 м). Корабль-поисковик твердотопливного ракетного ускорителя Liberty Star буксировал инопланетянина на закрытой барже Pegasus . После стыковки в разворотном бассейне Космического центра Кеннеди танк был выгружен и доставлен в здание сборки автомобилей (VAB). 1 марта 2010 года [34]

29 марта 2010 года рабочие прикрепили ЭТ-136 к его твердотопливным ускорителям . Кран поднял ЭТ в высокий отсек № 1 внутри ВАБ. Дневной процесс был завершен около 18:00 по восточному времени, когда танк был прикреплен к Атлантиса ». сдвоенным твердотопливным ракетным ускорителям « [35]

«Атлантис» выкатился из своего технологического отсека (ОБТК-1) около 07:00 по восточному времени 13 апреля 2010 года. Шаттл вошел в VAB около 11:00 по восточному времени для крепления к внешнему баку и твердотопливным ракетным ускорителям. [36] Учитывая, что в то время это считалось последним переездом «Атлантиды » для миссии, шаттл остановился на несколько часов по пути к VAB, позволяя инженерам и техническим специалистам позировать для фотографий с орбитальным аппаратом. [37] Переворот произошел ровно через 25 лет после того, как «Атлантида» впервые прибыла в Космический центр Кеннеди, после перелета через всю страну с завода шаттлов в Палмдейле, Калифорния . [38] Путь к перевороту прошел без каких-либо инцидентов, вызывающих серьезное беспокойство: во время движения Атлантиды с момента ее возвращения из миссии STS-129 в ноябре 2009 года было отмечено только 22 промежуточных отчета о проблемах (IPR).

Транспортный контейнер с полезной нагрузкой STS-132 прибыл на площадку 39А 15 апреля 2010 года, перед тем, как «Атлантис» перевернулся на стартовую площадку. [39] Контейнер имел форму отсека полезной нагрузки шаттла длиной 60 футов (18 м). Внутри него были упакованы модуль МРМ-1 и грузонесущий поддон ICC-VLD.

Спейс шаттл «Атлантис» начал вылет на стартовую площадку 39А в 23:31 по восточному поясному времени 21 апреля 2010 года. [40] Полный стек шаттла и мобильная стартовая платформа были прикреплены к конструкции стартовой площадки в 6:03 по восточному времени 22 апреля 2010 года. Путь длиной 3,4 мили ( 5,5 километра (3,4 мили) ) занял 6 часов 32 минуты. Первоначально запуск был запланирован на вечер 19 апреля 2010 года, но влажная погода и грозы на Космическом побережье вызвали несколько задержек. [41] [42]

Полезная нагрузка STS-132 была установлена ​​в грузовом отсеке шаттла 25 апреля 2010 года. [43]

Инженеры стартовой площадки, готовившие «Атлантис», заметили отслоение краски с основной полезной нагрузки шаттла, модуля MRM-1. Хотя было заявлено, что проблема не влияет на работу МРМ-1, она несет в себе потенциальную угрозу выброса мусора на орбиту. [44] Инженеры также отметили, что MRM-1 несколько раз проводил самотестирование извещателя огня и дыма. Подобные события произошли во время «Атлантиса» миссии STS-129 в ноябре 2009 года, когда экипаж «Шаттла» и станции просыпался по ночам подряд из-за ложной разгерметизации и пожарной сигнализации, исходившей от модуля МРМ-2 ( «Поиск »).

5 мая 2010 года в KSC во Флориде была проведена проверка готовности к полету (FRR) в масштабе всего агентства для обсуждения Атлантиды подготовки к запуску . По итогам обзора высшие менеджеры НАСА приняли решение официально назначить запуск на 14 мая 2010 года в 14:20 по восточному времени. [45] [46] НАСА провело послепресс-конференцию, чтобы проинформировать о результатах FRR. Брифинг транслировался по телевидению НАСА, и на нем присутствовали заместитель администратора НАСА по космическим операциям Уильям Герстенмайер, менеджер программы космических кораблей Джон Шеннон и директор по запуску космических кораблей Майкл Лейнбах. Шеннон упомянул, что, во-первых, керамические вставки вокруг окон « Атлантиды » и передней ракетной установки были испытаны после того, как вставка ослабла во время возвращения «Дискавери» в атмосферу на STS-131 , что представляло потенциальную угрозу столкновения. Вставки были переустановлены на Атлантиду с использованием более толстого плетеного шнура, чтобы уменьшить вероятность выхода из строя. Во-вторых, было упомянуто, что инженеры проверили работу, чтобы подтвердить, что все системы Атлантиды антенны Ku- диапазона находятся на месте. Испытания были спровоцированы после отказа этой системы связи во время STS-131. Г-н Лейнбах также отметил навыки и опыт инженерных групп и поблагодарил инженеров, которые успешно решили проблемы с гиперголической нагрузкой. [47] Гиперголики — это химические вещества, которые воспламеняются при контакте друг с другом. Топливо используется в системе управления реакцией, которая управляет шаттлом в космосе.

Сегмент ракеты-носителя, который впервые поднялся в воздух 25 лет назад во время Атлантиды первого полета ( STS-51-J ), использовался для управления STS-132. [48] Кормовой купол левого твердотопливного ракетного ускорителя, который поднялся в воздух для поддержки миссии STS-132 « Атлантиды », впервые запустил STS-51-J 3 октября 1985 года. Включая STS-132, 18 из 32 полетов «Атлантиды » были представлены этими ускорителями. сегменты.

Подготовка к запуску

[ редактировать ]

Астронавты «Атлантиды» отправились из Космического центра Джонсона в Хьюстоне на космодром KSC 10 мая 2010 года, чтобы подготовиться к запуску. Экипаж, прибывший на четырех самолетах Northrop T-38 Talon , приземлился на посадочной площадке шаттла около 18:49 по восточному времени. [49]

Официальный обратный отсчет до старта начался 11 мая 2010 года, после того как часы обратного отсчета на KSC были активированы в 16:00 по восточному времени, отсчитывая обратный отсчет от отметки Т-43.

Менеджеры программ завершили заседание группы управления миссией L-2 (MMT) 12 мая 2010 года. [50] В конце 18-минутной встречи руководство официально разрешило «Атлантиды» запуск . НАСА провело пресс-конференцию перед запуском, чтобы раскрыть результаты MMT и проинформировать прессу о предстоящем запуске. На пресс-конференции присутствовали председатель группы управления предстартовой миссией Майк Мозес, Майк Лейнбах и метеоролог STS-132 Тодд Макнамара. Метеоролог рассказал о благоприятном прогнозе погоды для запуска из-за погодных условий с высоким давлением и, несмотря на низкий потолок облачности, и назвал 70-процентную вероятность благоприятных условий во время запуска. Он далее подробно остановился на прогнозируемых погодных условиях в местах трансокеанской прерываемой посадки (TAL): Сарагоса и Морон в Испании и Истр во Франции на случай возникновения чрезвычайной ситуации.

Программа космических шаттлов MMT собралась в 04:15 по восточному времени 14 мая 2010 года и дала добро на начало загрузки инопланетянина Атлантиды жидким кислородом и жидким водородом. Операция заправки топливом началась вовремя в 04:55 по восточному времени и завершилась в течение трех часов в 07:56 по восточному времени, при этом пополняющее топливо добавлялось на протяжении всего обратного отсчета.

Подготовка экипажа к дню запуска началась в 05:00 по восточному времени после восьмичасового ночного сна. Через час они завершили последний медицинский осмотр. Костюмы экипажа начались около 10:00 по восточному времени, а астронавты отправились на стартовую площадку в 10:30 по восточному времени. Около 11:00 по восточному времени первым в шаттл вошел командир Хэм и пристегнулся к своему креслу, за ним следовали пилот Антонелли, специалисты миссии Боуэн, Селлерс, Райсман и Гуд по порядку. Внутри орбитального корабля все шесть астронавтов провели проверки с наземными диспетчерами, чтобы убедиться, что каналы связи работают правильно. Когда на борту находились все астронавты, люк Атлантиды был закрыт и заперт на время полета. Внутри Белой комнаты бригада закрытия завершила свою работу, создав давление в кабине экипажа и проверив наличие утечек, прежде чем покинуть площадку.

Процедура обратного отсчета дня запуска прошла без каких-либо серьезных проблем; однако Атлантида столкнулась с двумя незначительными проблемами. Группа окончательной инспекции, ищущая скопления льда и инея на ET, обнаружила небольшую трещину под напряжением на стойке шлангокабеля. Позже, во время пресс-конференции после запуска, председатель группы управления предстартовой миссией НАСА Майк Мозес заявил, что в этом нет ничего необычного. Инженеры также решили все проблемы, связанные с незакрепленным шарикоподшипником , обнаруженным несколькими днями ранее возле отсека полезной нагрузки шаттла. Было установлено, что подшипник, скорее всего, исходит от системы камер, и в конечном итоге это было исключено как повод для беспокойства.

График миссии

[ редактировать ]

14 мая (1-й день полета – запуск)

[ редактировать ]
Продолжительность: 1 минута 19 секунд.
падает Внешний бак космического челнока (1 мин 16 сек)
Видео запуска (9 минут 57 секунд)
Запуск космического корабля "Атлантис" из Космического центра Кеннеди, 14 мая 2010 года.

Запуск космического корабля "Атлантис" произошел вовремя, в 18:20 UTC. [51] [52] комментатор запуска Джордж Диллер заявил, что шаттл «достиг вершины своих исторических достижений в космосе». Полет с двигателем соответствовал стандартной временной шкале : отключение основного двигателя (MECO) произошло через 8 минут 32 секунды по истечении времени миссии (MET). Внешний резервуар, ET-136, отделился от шаттла через 15 секунд в 8:47 по московскому времени. [53] Дальнейший разгон двигателей системы орбитального маневрирования (OMS) не потребовался из-за номинального MECO, и «Атлантида» вышла на запланированную предварительную орбиту. Последующее включение двигателя NC-1 продолжительностью около 26 секунд скорректировало орбитальную траекторию шаттла в соответствии с траекторией Международной космической станции (МКС), изменив скорость шаттла примерно на 41 фут / с (12 м / с).

НАСА провело пресс-конференцию после запуска с Биллом Герстенмайером, Алексеем Красновым (начальником Управления пилотируемых программ Федерального космического агентства России ), Майком Мозесом и Майком Лейнбахом. Во время конференции Герстенмайер упомянул о куске космического мусора, который потенциально мог повлиять на запланированное прибытие Атлантиды на МКС. [54]

более 39 000 гостей, в том числе телеведущий Дэвид Леттерман , Аполлона астронавт Базз Олдрин и бывший администратор НАСА Майкл Гриффин . Свидетелями запуска стали [55] вице-премьер России Сергей Иванов и глава Роскосмоса Анатолий Перминов . На КНЦ также присутствовали [56]

Оказавшись на орбите, экипаж открыл двери отсека полезной нагрузки шаттла, активировал излучатели и успешно развернул антенну Ku - диапазона. Они также завершили проверку системы дистанционного манипулятора шаттла (SRMS) орбитального корабля. Экипажу также удалось передать все изображения с пупочных камер « Атлантиса » , а также видео экипажа ET-136 для просмотра экспертами по изображениям на земле. [57] Предварительные проверки показали, что ET-136 был очень чистым и хорошо показал себя во время восхождения, было замечено лишь несколько случаев выделения пены.

Запуск «Атлантиды» на STS-132 должен был стать для нее последним. На нашивке миссии была изображена Атлантида, летящая на закат после выхода на пенсию, а на нашивках программы «Спейс шаттл», продаваемых в Космическом центре Кеннеди для запуска, были указаны 1981–2010 годы программы. Журнал программы запуска также назвал этот запуск последним полетом космического корабля « Атлантис» . Однако по возвращении «Атлантис» был подготовлен в качестве спасательного шаттла для (на тот момент) двух оставшихся миссий STS-133 и STS-134. Его можно было запустить при необходимости, если возникла проблема, а в противном случае он был бы остановлен. Затем, позже в 2010 году, НАСА решило запустить ранее предоставленную миссию STS-135 и выбрало Атлантиду для полета , учитывая, что Discovery и Endeavour были предназначены для STS-133 и STS-134 соответственно. Финансирование было найдено, и было принято решение запустить STS-135 в качестве последней миссии космического корабля "Шаттл" с Атлантидой в качестве орбитального аппарата. Миссия STS-135 стартовала в июле 2011 года, чуть более года спустя. Атлантиды Запуск в рамках миссии STS-132.

15 мая (2-й день полета – обследование TPS)

[ редактировать ]
отсек Атлантиды Грузовой и его вертикальный стабилизатор

Члены экипажа на борту «Атлантиды» начали свой первый полный рабочий день в космосе в 08:20 по всемирному координированному времени. [58] День был в основном посвящен проверке « Атлантиса » системы тепловой защиты с использованием роботизированной руки шаттла и системы датчиков стрелы орбитального аппарата (OBSS) для поиска любых признаков повреждений при запуске. Перед началом проверки тепловой защиты экипаж столкнулся с проблемой с лазерным формирователем динамического диапазона (LDRI) и усиленной телекамерой (ITVC) из-за зацепления кабеля в блоке панорамирования и наклона этой системы. [59] В результате Центр управления полетами решил перейти на менее мощную резервную сенсорную систему: пакет датчиков 2, лазерную камеру и цифровую камеру, установленную в конце ОБСС. Пакет датчиков 2 требовал дополнительного источника света (например, дневного света), имел разрешение в несколько миллиметров и мог сканировать со скоростью около 2,5 дюймов в секунду. [60] Экипаж следовал процедурам «поздней проверки» для съемки, и изображения правого крыла, носовой части и большей части левого крыла были отправлены на землю для детального анализа.

Командир Кеннет Хэм установил центральную камеру в стыковочной системе орбитального корабля (ODS), чтобы помочь ему во время Атлантиды подхода к МКС. На средней палубе шаттла Гуд и Боуэн провели несколько часов, проверяя скафандры и готовя их к отправке на станцию. Райсман провел большую часть своего дня, работая с Антонелли и Хэмом над исследованием TPS. Он также помогал с проверкой скафандра и оборудования для выхода в открытый космос. Кроме того, экипаж выполнил расширение кольца ODS, которое соединило бы стыковочный порт шаттла с модулем станции « Гармония» . Последняя часть дня экипажа была потрачена на подготовку и проверку всех инструментов, которые будут использоваться во время встречи.

Во второй день полета также были выполнены два цикла корректировки курса. Первый 10-секундный запуск, получивший название NC-2, был выполнен с использованием правого двигателя OMS, изменив скорость шаттла на 8 футов / с (2,4 м / с). Ожог поднял апогей и перигей орбиты шаттла на 1 милю (1,6 км). Реактивные двигатели управления реакцией Атлантиды снова были запущены во второй раз, чтобы выполнить 8-секундный запуск NC-3, в результате которого скорость шаттла изменилась примерно на 2 фута/с (0,61 м/с).

Тем временем менеджеры Центра управления полетами пришли к выводу, что МКС не потребуется маневр уклонения, чтобы избежать куска орбитального мусора. Обновленная информация отслеживания показала, что на следующий день МКС и обломки не пройдут достаточно близко, чтобы требовать каких-либо действий.

16 мая (3-й день полета – стыковка)

[ редактировать ]

Экипаж STS-132 начал свой день в 07:20 UTC и готовился к стыковке с МКС. [61] Командир Кен Хэм выполнил серию сближений (NH, NC4 и TI), чтобы увеличить орбиту Атлантиды до уровня МКС. Самый длинный из них, маневр подъема на орбиту продолжительностью 1 минуту 24 секунды или сжигание NH, изменил скорость Атлантиды на 132 фута в секунду и вывел шаттл на новую орбиту размером 212 на 145 миль (233 км). . 63-секундный циклический цикл, известный как NC4, вывел Атлантиду на орбиту размером 214 на 210 миль (340 км). В 11:40 по всемирному координированному времени, на расстоянии около 9 миль (14 км) от шаттла и МКС, командир Кен Хэм выполнил последнее 12-секундное зажигание терминала (TI), запустив левый двигатель OMS « Атлантиды» .

К 13:26 UTC, когда Кен Хэм управлял шаттлом из кормовой кабины экипажа, «Атлантис» расположился под МКС и начал маневр сближения по тангажу с разворотом на 360 градусов (RPM). [62] Когда нижняя часть шаттла повернулась в поле зрения, три члена экипажа МКС — Олег Котов, используя камеру с объективом 400 мм, а также Тимоти Кример и Соичи Ногучи, используя две камеры с объективом 800 мм, — сделали 398 фотографий Атлантиды брюха в рамках программы после запуска. проверки системы теплозащиты.

«Атлантис» состыковался с герметичным стыковочным адаптером-2 МКС в 14:28 по всемирному координированному времени, когда они пролетели по орбите на высоте 220 миль (350 км) над южной частью Тихого океана. [63] [64] После стыковки МКС была переориентирована с помощью небольших нониусных двигателей на Атлантиде, чтобы минимизировать риск воздействия на шаттл микрометеороидных орбитальных обломков (MMOD). Экипажи шаттла и станции провели серию проверок на утечки по обе стороны люка, прежде чем люки были открыты в 16:18 UTC. [65] После краткой церемонии встречи экипажа станции астронавты «Атлантиды» прошли стандартный инструктаж по технике безопасности на станции. Затем экипаж приступил к первоначальной доставке оборудования и материалов. Скафандры были одними из первых предметов, отправленных на МКС. Член экипажа станции Ногучи также передал высокоприоритетные эксперименты JAXA на модуль «Кибо».

Селлерс и астронавт экспедиции 23/24 Трейси Колдуэлл Дайсон приступили к работе над совместной задачей по перемещению грузового поддона ICC-VLD. [66] Дуэт использовал роботизированную руку станции, чтобы перенести поддон из «Атлантиды» в мобильную базовую систему станции для подготовки к выходам в открытый космос.

Готовясь к выходу в открытый космос на следующий день, все члены экипажа « Атлантиса » собрались для часового обзора процедуры выхода в открытый космос. Специалисты миссии Райсман и Боуэн провели ночь в шлюзовой камере Квеста в рамках процедуры ночного лагеря, чтобы помочь им подготовиться к выходу в открытый космос. В шлюзовом отсеке было разгерметизировано давление с 14,7 до 10,2 фунтов на квадратный дюйм. Разгерметизация была необходима, чтобы избежать образования пузырьков азота в крови космонавтов, что могло привести к декомпрессионной болезни .

17 мая (4-й день полета – выход в открытый космос 1)

[ редактировать ]
Райсман делает автопортрет во время выхода в открытый космос 1.

После утреннего пробуждения диспетчер управления полетами CAPCOM Шеннон Люсид сообщил экипажу шаттла, что на следующий день никакой детальной проверки полета не потребуется. Однако экипажу было предложено использовать это время для проверки различных участков Атлантиды , которые не были проверены во второй день полета.

В четвертый день полета специалисты миссии Гаррет Райсман и Стив Боуэн совершили первый из трех запланированных выходов в открытый космос. [67] Пара установила запасную антенну «космос-земля» (SGANT), новую усовершенствованную инструментальную платформу для ловкого манипулятора специального назначения (SPDM, также известного как Dextre ) и передала крутящий момент шести новым батареям для сегмента фермы порта 6 (P6).

Бортинженер 23-й экспедиции Кример помог дуэту подготовиться к костюмам. Майк Гуд присоединился к пилоту STS-132 Антонелли, офицеру внутрикорабельного корабля, чтобы помогать во время выхода в открытый космос. Специалист миссии Селлерс и бортинженер станции Колдуэлл Дайсон управляли роботизированной рукой. [68] На протяжении первого выхода в открытый космос командир Кен Хэм курировал деятельность в открытом космосе.

Во время выхода в открытый космос возникло несколько проблем. [69] первый из которых был при установке СГАНТ. Между тарелкой антенны и ее опорной стойкой наблюдался небольшой зазор. Выходцы в открытый космос ослабили болты и использовали более высокий крутящий момент, что позволило сократить зазор до меньшей ширины. Замки запуска остались на SGANT, чтобы инженеры на земле могли определить, приемлем ли зазор или потребуются дополнительные действия по устранению неполадок. Вторая проблема возникла во время установки SGANT и была связана с компьютерами управления и контроля (ЧПУ). [70] Во время установки, когда Стив Боуэн снял крышку с разъема, главный компьютер с ЧПУ обнаружил ошибку и выключился. Колпачок представлял собой специальный колпачок, который позволял замыкать цепь этого разъема, поэтому при его открытии датчик обнаруживал ошибку. Отключение ЧПУ привело к потере связи на 2 минуты. Сохранение компьютера также остановило Canadarm2 для реконфигурации камер, используемых во время выхода в открытый космос как операторами роботизированной руки, так и наблюдателями на земле. [71]

Выход в открытый космос завершился в 19:19 по всемирному координированному времени после того, как Райсман и Боуэн провели инвентаризацию принесенных с собой инструментов и вернулись в шлюзовую камеру «Квест». Выход STS-132 в открытый космос 1 стал 237-м, проведенным американскими астронавтами, вторым для Райсмана и четвертым для Боуэна. Это также был 144-й по счету проект по обеспечению сборки и обслуживания МКС. Для выхода в открытый космос 1 у ведущего выхода в открытый космос Райсмана был скафандр без полос. Скафандр Боуэна был отмечен красной полосой.

Роботизированная рука шаттла также успешно захватила модуль МРМ-1 в Атлантиса грузовом отсеке « » при подготовке к его швартовке к служебному модулю «Заря» на следующий день.

18 мая (5-й день полета – установка MRM1)

[ редактировать ]
«Атлантида» пристыковалась к МКС и движется на юго-восток по небу Тампы , Флорида.

В пятый день полета экипаж сосредоточился на доставке на космическую станцию ​​модуля МРМ-1. [72] Командир Кен Хэм и пилот Тони Антонелли маневрировали роботизированной рукой « Атлантиды », чтобы отстыковать MRM-1 от отсека полезной нагрузки шаттла в 09:49 UTC и передать его Canadarm2 станции в 10:14 UTC. станции Специалисты миссии Гаррет Райсман и Пирс Селлерс, работая изнутри купола , затем маневрировали манипулятором Canadarm2, чтобы доставить MRM-1 на новую позицию — обращенный к Земле порт служебного модуля «Заря» . Стыковка произошла в 12:20 UTC. [73] когда штабель шаттловой станции пролетал над Аргентиной. После успешной стыковки Селлерс сообщил Центру управления полетами, что во время стыковки он не увидел на своем ноутбуке ожидаемого сигнала подтверждения «захват 1», на что CAPCOM Стив Свенсон ответил: «И станция, эта ошибка ожидаема. Причина, по которой вы не получил «контакт 1», потому что Гарретт слишком хорошо справился с полетом. Он прошел прямо посередине и получил дыру в одном». [74]

Командир 23-й экспедиции Олег Котов также следил за действиями российского сегмента, когда МРМ-1 начал автоматическую стыковку для окончательного присоединения к модулю «Заря» . Причал стал первым случаем использования российской автоматизированной системы стыковки вместе с роботизированным манипулятором станции.

В 17:20 UTC члены экипажа шаттла Хэм, Райсман, Селлерс вместе с членами экипажа станции Котовым, Скворцовым и Колдуэллом Дайсоном собрались в космической станции «Гармония» модуле , чтобы поговорить с репортерами MSNBC , Fox News и CNN . [75] Оба экипажа ответили на вопросы, связанные с их пребыванием на орбите, медицинскими экспериментами, проводимыми на МКС, выходами в открытый космос и разливом нефти в Мексиканском заливе . [76]

После полудня Райсман и Селлерс использовали Canadarm2, чтобы отстыковать OBSS от порога грузового отсека « Атлантиды » и передать его роботизированной руке шаттла, которой управляли Хэм и Антонелли.

Специалисты миссии Боуэн и Гуд готовились к выходу в открытый космос 2 на следующий день, настраивая свои инструменты и готовя скафандры. В конце рабочего дня экипаж « Атлантиса » вместе с тремя членами экипажа станции собрался для часового обзора процедуры выхода в открытый космос.

В 21:45 по всемирному координированному времени Гуд и Боуэн начали свой лагерь внутри шлюза Квест, давление которого было снижено до 10,2 фунтов на квадратный дюйм, чтобы снизить риск декомпрессионной болезни .

19 мая (6-й день полета – выход в открытый космос 2)

[ редактировать ]
Майк Гуд во время выхода в открытый космос 2

Основная задача второго выхода миссии в открытый космос, EVA 2, заключалась в снятии и замене батарей на ферме порта 6 станции. [77] Выход в открытый космос начался в 10:38 UTC. [78] более чем на 25 минут раньше запланированного начала, которое уже было перенесено на 30 минут.

Первой задачей ведущего выхода в открытый космос Боуэна было устранить загвоздку в механизме поворота и наклона OBSS. Боуэн обмотал два кабеля стяжкой, чтобы устранить зацепку, и выполнил задачу менее чем за 30 минут, а Гуд приступил к работе с батареями. [79] Хотя первоначальный план заключался в замене трех батарей, двум астронавтам удалось заменить дополнительную четвертую батарею во время выхода в открытый космос 2. Батареи, замененные Боуэном и Гудом, первоначально были запущены в ноябре 2000 года. После работы с батареями и очистки территории Боуэн и Гуд Гуд перешел к новой резервной антенне диапазона K u на ферме Z1. Они затянули болты, крепящие тарелку антенны к ее стреле, закрыв зазор, оставшийся там после выхода в открытый космос 1. Гуд провел тест на покачивание и подтвердил, что два выхода в открытый космос не заметили никаких признаков движения в зоне соединения антенны и мачты. Затем они сняли фиксаторы запуска антенны, оставив антенну готовой к работе. [80]

Во время выхода в открытый космос 2 командир Кен Хэм обеспечивал фото- и телевизионную поддержку, а пилот Тони Антонелли выполнял функции хореографа выхода в открытый космос. Член экипажа МКС Трейси Колдуэлл Дайсон также помогала с подготовкой к выходу в открытый космос. Выход в открытый космос 2 стал 238-м, проведенным американскими астронавтами, пятым для Боуэна и третьим для Гуда. Это также был 145-й по счету проект по сборке и обслуживанию Международной космической станции.

20 мая (7-й день полета - первоначальные проверки MRM-1, трансфер и выход из дежурства)

[ редактировать ]
Гуд, Боуэн и Райсман позируют для фотографии с отрядом внекорабельной передвижения (EMU).

В седьмой день полета экипаж провел несколько часов свободного времени во второй половине дня, но в остальном был в основном сосредоточен на подготовке к выходу в открытый космос 3. Ранее в тот же день, в 10:52 по всемирному координированному времени, после проверки утечек, командир 23-й экспедиции МКС Олег Котов и бортинженер Александр Скворцов открыли люк модуля МРМ-1. [81] При входе в новый модуль они надевали средства защиты глаз и органов дыхания в качестве стандартной меры предосторожности. Котов сообщил, что некоторые металлические опилки бродили внутри нового модуля по мере того, как работы по распаковке набирали обороты, хотя первоначально он сообщил, что внутри MRM-1 выглядело чисто. Диспетчеры в Хьюстоне и Москве работали с экипажем над разработкой метода безопасного удаления плавающих обломков.

В 12:25 UTC члены экипажа шаттла Кен Хэм, Тони Антонелли, Пирс Селлерс и бортинженер МКС Трейси Колдуэлл Дайсон побеседовали с агентствами Associated Press , Fox News Radio и CBS News . [82] Хэм также присоединился к бывшим и нынешним членам Центра управления полетами, чтобы признать Лонни Дж. Шмитта первым диспетчером полета, совершившим свой сотый полет шаттла.

В течение дня Хэм, Антонелли и Селлерс перебрасывали оборудование, материалы и эксперименты между Атлантидой и МКС. Специалисты миссии Майк Гуд и Гаррет Райсман готовились к выходу в открытый космос 3, настраивая инструменты, подготавливая скафандры и шлюзовую камеру Quest. Хэм, Антонелли и Селлерс также присоединились к ним, чтобы изучить процедуры. В рамках процедуры выхода в открытый космос два выхода в открытый космос провели ночь в шлюзовой камере «Квест» , давление воздуха в которой снизилось до 10,2 фунтов на квадратный дюйм.

21 мая (8-й день полета – выход в открытый космос 3)

[ редактировать ]

В восьмой день полета Майк Гуд и Гаррет Райсман завершили выход в открытый космос 3, третий и последний выход в открытый космос миссии STS-132. [83] Пара соединила пару аммиачных перемычек на сегменте фермы P4/P5, прежде чем продолжить путь до конца фермы P6. Оказавшись у фермы P6, Гуд и Райсман завершили замену батареи, сняв и заменив последние две батареи и извлекая временно убранную старую батарею на ферме. Как только эта задача была выполнена, Гуд и Райсман переместились в отсек полезной нагрузки « Атлантиса », где они сняли грейфер и перенесли его в «Квеста» шлюзовую камеру . Затем пара приступила к ремонту изоляции робота Dextre и сложила некоторые инструменты во внешний ящик для инструментов на ферме Z1. Пилот Тони Антонелли поставил выход в открытый космос изнутри шаттла.

Пока продолжался выход в открытый космос, командир Кен Хэм и специалист миссии Стив Боуэн завершили еще часть работ по транспортировке для миссии. [84]

22 мая (9-й день полета - переустановка ICC-VLD и выход из дежурства)

[ редактировать ]

В девятый день полета экипаж шаттла провел свободное от работы время во второй половине дня. Утром весь экипаж принял участие в некоторых мероприятиях по перемещению и техническому обслуживанию орбитального аппарата. ICC-VLD также был пришвартован в отсеке полезной нагрузки « Атлантиса », выполнив свои задачи для этой миссии. [85] Canadarm2 Трейси использовался для возвращения ICC-VLD в бухту, и им управляли специалисты миссии Пирс Селлерс и Гарретт Райсман, а также бортинженер космической станции Колдуэлл Дайсон . Операция по переустановке ICC-VLD началась сразу после 4:30 утра по восточному времени и завершилась в 5:50 утра по восточному времени. Экипаж шаттла и Колдуэлл Дайсон также ответили на вопросы учеников начальной и средней школы со всего США. [86] Учащиеся из 12 школ исследователей НАСА ранее задали свои вопросы по видео. Объединенный экипаж станции шаттла также пообедал вместе, прежде чем экипаж шаттла провел два с половиной часа в свободное от работы время, начиная с 11:05 по восточному времени.

23 мая (10-й день полета – Расстыковка)

[ редактировать ]

В 10-й день полета совместные экипажи STS-132 и 23-й экспедиции проснулись, чтобы начать последние часы совместной стыковочной миссии. Экипажи завершили последнюю срочную передачу миссии, которая включала образцы для научных исследований, которые необходимо хранить в холоде. После того, как эти перевозки были завершены, два экипажа провели совместную пресс-конференцию экипажей и сфотографировались, а затем, перед закрытием люка, провели взаимную церемонию прощания. После церемонии люки между Атлантидой и Международной космической станцией были закрыты, и была проведена проверка на герметичность, чтобы убедиться, что все люки герметично закрыты. Шаттл отстыковался от МКС в 15:22 UTC, чуть более чем через 2 часа после закрытия люков. [87] [88] Во время расстыковки два космических корабля находились на орбите на высоте 220 миль (350 км) над Южным океаном к юго-западу от Перта, Австралия . Шаттл под управлением пилота Тони Антонелли отошёл от МКС на расстояние около 400 футов (120 м), в это время Антонелли начал проводить облёт космической станции, так что члены экипажа как на МКС, так и на МКС шаттлу удалось получить фотографии обоих транспортных средств. После завершения облета экипаж шаттла провел два разделительных ожога, чтобы отодвинуть Атлантиду от космической станции. [89]

24 мая (11-й день полета – поздний досмотр)

[ редактировать ]

Экипаж «Атлантиса» проснулся на 11-й день полета и через пару часов личного времени приступил к позднему осмотру передних кромок крыла и носовой части шаттла. [90] [91] Экипаж завершил сканирование примерно на два с половиной часа раньше запланированного срока. К 09:50 UTC они закончили осмотр правого крыла, к 10:52 UTC обследование носовой части было завершено, а обследование левого крыла было завершено в 11:17 UTC. [92] Исследование TPS проводилось с использованием роботизированной руки шаттла и его расширения OBSS. Пока шло сканирование, часть экипажа убрала уже ненужные предметы или была перенесена непосредственно перед расстыковкой. Выходцы в открытый космос Майк Гуд и Стив Боуэн привели в порядок и убрали свои скафандры для приземления. [93] Вторая часть дня экипажа провела в свободное от работы время.

25 мая (12-й день полета – подготовка к посадке)

[ редактировать ]

Астронавты « Атлантиды » посвятили 12-й день полета подготовке к приземлению шаттла. [94] Экипаж выполнил стандартные действия накануне приземления. [95] Командир Хэм, пилот Антонелли и специалист миссии Гуд начали горячую проверку системы управления полетом (FCS) примерно в 1:40 утра по восточному времени, управляя рулем направления и закрылками, которые должны были управлять полетом Атлантиды через атмосферу к взлетно-посадочной полосе KSC. Завершив это, Хэм и Антонелли запустили каждый из 44 двигателей управления ориентацией шаттла, которые были предназначены для ориентации Атлантиды в космосе, когда она спускалась с орбиты и проходила через верхние слои атмосферы. Оба эти испытания прошли успешно.

Все члены экипажа STS-132 в разное время в течение дня работали над укладкой предметов в кабине для подготовки к посадке. Они также собрались на 30-минутный брифинг по сходу с орбиты в 5:40 утра по восточному времени. Сразу после этого съемочная группа пообщалась с представителями Colbert Report . [96] Радиосеть ABC и WEWS-TV из Кливленда, штат Огайо .

Поздно вечером специалисты миссии Райсман и Селлерс спрятали антенну Ku- диапазона в грузовом отсеке « Атлантиса ».

26 мая (13-й день полета – Возвращение в атмосферу и приземление)

[ редактировать ]
STS-132 заканчивается, когда космический корабль «Атлантис» приземляется 26 мая 2010 года на посадочной площадке шаттла Космического центра Кеннеди .
Видео приземления (11 минут 31 секунда)

Экипаж STS-132 проснулся в 12:20 по восточному времени (4:20 по всемирному координированному времени). [97] Примерно в 7:40 UTC астронавты начали подготовку к сходу с орбиты и закрыли двери отсека полезной нагрузки в 9:01 UTC. Спуск с орбиты начался в 11:42 UTC, на высоте 220 миль (350 км) над Индонезией , и завершился в 11:45. На высоте 400 000 футов (120 000 м) и скорости Маха 25 «Атлантида» начала вход в атмосферу в 12:16. Примерно в 12:23 по всемирному координированному времени «Атлантида» начала разворот, чтобы сбросить скорость и энергию при входе в атмосферу. Примерно в 12:29 шаттл находился на высоте более 40 миль (64 км) над Землей и в 2000 миль (3200 км) от KSC, двигаясь со скоростью 22 Маха. В 12:34 Атлантида находилась на высоте около 180 000 футов (55 000 м). , двигавшийся со скоростью около 9200 миль в час и находившийся в 600 милях (970 км) от взлетно-посадочной полосы. Примерно в то же время шаттл находился в условиях максимального нагрева при входе в атмосферу, достигающего пика около 2900 градусов по Фаренгейту и продолжавшегося около двух минут. В 12:39 камеры дальнего действия на KSC зафиксировали шаттл, планирующий к взлетно-посадочной полосе на высоте 16 миль (26 км) и на расстоянии 77 миль (124 км) от KSC. В 12:44 командир Кен Хэм взял на себя ручное управление орбитальным аппаратом для приземления, когда он скользил ниже отметки 50 000 футов (15 000 м).

Атлантис Космического центра Кеннеди приземлился на своих основных колесах на взлетно-посадочной полосе 33 посадочной площадки шаттла в 08:48:11 по восточному времени (12:48:11 по всемирному координированному времени). [98] Носовое колесо приземлилось через 10 секунд, в 08:48:21 по восточному времени (12:48:11 по всемирному координированному времени), а транспортное средство остановилось в 08:49:18 по восточному времени (12:49:18 по всемирному координированному времени). [99] Вся миссия длилась 11 дней, 18 часов, 29 минут и 9 секунд, за это время космический шаттл пролетел в общей сложности 7 724 851 километр (4 800 000 миль). [100]

Шесть астронавтов направились в Хьюстон 27 мая. Церемония встречи экипажа состоялась в 17:00 по восточному времени того же дня в ангаре 276 НАСА на Эллингтон-Филд.

Выходы в открытый космос

[ редактировать ]

Было проведено три выхода в открытый космос для замены шести устаревших батарей и размещения запасных компонентов за пределами станции, включая вторичную антенну Ku- диапазона и запасные части для канадского Dextre . роботизированного манипулятора [101]

Ева [102] Выходцы в открытый космос Начало ( UTC ) Конец (UTC) Продолжительность
Ева 1 Гаррет Райсман
Стив Боуэн
17 мая 2010 г.
11:54
17 мая 2010 г.
19:19
7 часов 25 минут
«космос-земля» Райсман и Боуэн установили запасную антенну K u -диапазона на ферме или магистральной линии станции. Затем они установили на Dextre новую инструментальную платформу. Выходцы в открытый космос также сломали момент затяжки болтов, удерживающих батареи на ферме, готовясь к их снятию и замене во время второго и третьего выходов в открытый космос.
ЕВА 2 Стив Боуэн
Майкл Гуд
19 мая 2010 г.
10:38
19 мая 2010 г.
17:47
7 часов 9 минут
Боуэн и Гуд удалили и заменили четыре из шести батарей на левой ферме для хранения электроэнергии от солнечных батарей на этой ферме. Отработанные батареи были установлены на грузовом корабле для возвращения на Землю на «Атлантиде» . Они также починили застрявший кабель в системе датчиков стрелы орбитального корабля. Последней задачей было повторно затянуть болты SGANT, а затем снять пусковые замки и тросы, которые помогали удерживать его на месте.
ЕВА 3 Майкл Гуд
Гаррет Райсман
21 мая 2010 г.
10:27
21 мая 2010 г.
17:13
6 часов 46 минут
Гуд и Райсман сначала подключили шланг для жидкого аммиака. Затем они установили последние две новые батареи на ферму, а старые поместили на носитель. Затем они извлекли грейферное приспособление из отсека полезной нагрузки « Атлантиса » и доставили его внутрь станции, чтобы модифицировать для будущей установки на модуль «Заря» . Пара также сложила некоторые инструменты во внешний ящик для инструментов за пределами шлюза для будущих выходов в открытый космос.

Знаки отличия миссии

[ редактировать ]

STS-132 Нашивка миссии была разработана художником НАСА Шоном Коллинзом в сотрудничестве с астронавтом Гарретом Райсманом. [102] На патче изображена Атлантида , летящая к месту посадки на закате, а на границе указаны имена астронавтов STS-132.

Декаль миссии STS-132

[ редактировать ]

Во время стандартной послеполетной проверки « Атлантиды » инспектор Объединенного космического альянса обнаружил декаль миссии STS-132 с надписью «Первый последний полет « Атлантиды» покинул Землю 14 мая 2010 года с площадки 39А» вместе с подписями экипажа. [103] [104] Рабочий нашел его спрятанным на верхней стороне шкафчика А-16, просматривая территорию с помощью зеркала. Более того, он сказал, что записка, должно быть, была написана на орбите, поскольку в противном случае автору пришлось бы стоять на голове, чтобы написать ее.

На момент написания заметки STS-132 был последней запланированной миссией « Атлантиды» . Однако в конечном итоге для шаттла была одобрена еще одна миссия: STS-135 , которая должна была стать последним полетом как «Атлантиды» , так и программы «Спейс Шаттл» .

Звонки-будильники

[ редактировать ]

НАСА положило начало традиции проигрывания музыки астронавтам во время программы «Джемини» и впервые использовало музыку, чтобы разбудить летный экипаж во время «Аполлона-15» .Каждый трек специально выбирается, часто семьями астронавтов, и обычно имеет особое значение для отдельного члена экипажа или применим к его повседневной деятельности. [105] [106]

День полета Песня Художник Играл за Ссылки
День 2 « Ты мой дом » Билли Джоэл Кеннет Хэм WAV , MP3
расшифровка
День 3 « Милый дом, Алабама » Линирд Скайнирд Доминик А. «Тони» Антонелли WAV , MP3
расшифровка
День 4 « Снова жив » Мэтт Махер Майкл Т. Гуд WAV , MP3
расшифровка
День 5 « Мужчина-мачо » Деревенские люди Гаррет Райсман WAV , MP3
расшифровка
День 6 " Начни меня " Роллинг Стоунз Пирс Селлерс WAV , MP3
расшифровка
День 7 « Добро пожаловать на рабочую неделю » Элвис Костелло Стив Боуэн WAV , MP3
расшифровка
День 8 « Путешествие налегке » Джей Джей Кейл Пирс Селлерс WAV , MP3
расшифровка
День 9 " Светить " Мэтт Редман Майкл Т. Гуд WAV , MP3
расшифровка
День 10 « Это дни » 10 000 маньяков Доминик А. «Тони» Антонелли WAV , MP3
расшифровка
День 11 « Тема из Уоллеса и Громита » Джулиан Нотт Стив Боуэн WAV , MP3
расшифровка
День 12 « Имперское состояние разума » Джей-Зи Гаррет Райсман WAV , MP3
расшифровка
День 13 « Сверхмассивная черная дыра » Муза Кеннет Хэм WAV , MP3
расшифровка

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. 11 августа 2009 года Майкл Гуд заменил Карен Ниберг на посту специалиста миссии 2 из-за временного заболевания Найберга. [9]

Общественное достояние Эта статья включает общедоступные материалы с веб-сайтов или документов Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства .

  1. ^ НАСА (4 марта 2010 г.). «Информация о миссии STS-132» . НАСА . Проверено 6 марта 2010 г.
  2. ^ НАСА (май 2010 г.). Пресс-кит миссии космического корабля "Шаттл STS-132" . Архивировано из оригинала (PDF) 25 декабря 2018 года . Проверено 7 мая 2010 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б НАСА (16 февраля 2010 г.). «Миссии шаттлов и ракет НАСА» . НАСА . Проверено 18 февраля 2010 г.
  4. ^ Крис Пит. «Данные об орбите STS-132» . Небеса-Выше GmbH. Архивировано из оригинала 8 июня 2011 года . Проверено 9 августа 2010 г.
  5. ^ НАСА (24 сентября 2009 г.). «Объединенный манифест запуска» . НАСА. Архивировано из оригинала 7 марта 2009 года . Проверено 16 октября 2009 г.
  6. ^ НАСА (16 мая 2010 г.). «Атлантида пристыковалась к космической станции…» Twitter . Проверено 16 мая 2010 г.
  7. ^ «Менеджеры НАСА настаивают на том, что STS-135 полетит – варианты полезной нагрузки находятся на стадии оценки – NASASpaceFlight.com» . 14 февраля 2011 г.
  8. ^ НАСА (14 мая 2009 г.). «НАСА назначает экипаж для миссии космического корабля STS-132» . НАСА. Архивировано из оригинала 24 октября 2012 года . Проверено 15 мая 2009 г.
  9. ^ НАСА (11 августа 2009 г.). «НАСА назначает экипаж для миссии шаттла STS-134, переход на STS-132» . НАСА . Проверено 12 августа 2009 г.
  10. ^ Уильям Харвуд (29 апреля 2010 г.). «Данные быстрого просмотра STS-132 / ISS-ULF4» (PDF) . НОВОСТИ ЦБС . Проверено 30 апреля 2010 г.
  11. ^ Уильям Харвуд (12 мая 2010 г.). «Предварительный просмотр миссии: «Атлантида» запустит российский мини-модуль» . Космический полет сейчас . Проверено 13 мая 2010 г.
  12. ^ Джастин Рэй (25 марта 2010 г.). «Российский космический модуль подготовлен к американскому запуску на борту шаттла Атлантис» . Космический полет сейчас . Проверено 31 марта 2010 г.
  13. ^ Стивен Кларк (17 декабря 2009 г.). «Российский модуль хранения прибыл во Флориду для запуска» . Spaceflightnow.com . Проверено 18 декабря 2009 г.
  14. ^ Гебхардт, Крис (30 апреля 2009 г.). «STS-132: PRCB определяет миссию Атлантиды по доставке российского MRM-1» . NASASpaceFlight.com . Проверено 9 апреля 2009 г.
  15. ^ ЭНЕРГИЯ (7 декабря 2009 г.). «РКК «Энергия» им. С.П. Королева, г. Королев Московской области» . Архивировано из оригинала 10 июня 2011 года . Проверено 6 марта 2010 г.
  16. ^ «Узнайте в пятом выпуске: Как Канада участвовала в последнем полете космического корабля «Атлантис»?» . Канадское космическое агентство. 5 мая 2010 года. Архивировано из оригинала 16 июня 2010 года . Проверено 14 мая 2010 г.
  17. ^ Крис Бергин (18 февраля 2010 г.). «Играя в музыкальные стулья с «Союзом», СТС-132 продолжает отслеживать майский запуск» . NASAspaceflight.com . Проверено 20 февраля 2010 г.
  18. ^ Роберт З. Перлман (12 мая 2010 г.). «Шаттл «Атлантис» поднимает свой флаг в последний полет» . CollectSPACE.com . Проверено 12 мая 2010 г.
  19. ^ «Заявки на конкурс памятных нашивок программы космических шаттлов» (PDF) . Проверено 18 февраля 2010 г.
  20. ^ НАСА (18 февраля 2010 г.). «Исполнительный пакет STS-130 FD 12» (PDF) . Проверено 18 февраля 2010 г.
  21. ^ НАСА (16 февраля 2010 г.). «Программа космических шаттлов объявляет победителя конкурса памятных нашивок» . Проверено 18 февраля 2010 г.
  22. ^ Жан Барух (5 мая 2010 г.). «Космический челнок НАСА будет нести символы поддержки больных детей» . Сайт beadofcourage.org. Архивировано из оригинала 25 июля 2011 года . Проверено 7 мая 2010 г.
  23. ^ НАСА (10 мая 2010 г.). «Узы мужества, четки мужества летят на Атлантиде, СТС-132» . Проверено 11 мая 2010 г.
  24. ^ Сотрудники SPACE.com (20 мая 2010 г.). «Астронавты отдают дань уважения Исааку Ньютону» . SPACE.com . Проверено 21 мая 2010 г.
  25. ^ «Образец яблони сэра Исаака Ньютона отправится в космос» . BBC.co.uk. 11 мая 2010 года . Проверено 12 мая 2010 г.
  26. ^ Лори Шулл (9 мая 2010 г.). «Флаг Кларксона направляется к космической станции» . WatertownDailyTimes.com. Архивировано из оригинала 11 мая 2010 года . Проверено 9 мая 2010 г.
  27. ^ НАСА. «Официальный летный комплект СТС-132» . Проверено 10 мая 2010 г.
  28. ^ НАСА (28 апреля 2010 г.). «НАСА приглашает репортеров на следующий запуск космического корабля и твиты» . Архивировано из оригинала 19 мая 2010 года . Проверено 29 апреля 2010 г.
  29. ^ «Отправка бактерий на борт космического корабля «Атлантис» . Индус . 13 мая 2010 года . Проверено 13 мая 2010 г.
  30. ^ Канадское космическое агентство (6 мая 2010 г.). «ГИПЕРСОЛЬ: лучший тест на щекотку» . Проверено 14 мая 2010 г.
  31. ^ «Модификация ионосферы шаттла с помощью экспериментов с импульсным локализованным выхлопом (SIMPLEX)» . 6 мая 2009 года. Архивировано из оригинала 29 октября 2009 года . Проверено 27 ноября 2009 г.
  32. ^ «Внешний танк 136» . ЛОКХИД МАРТИН.com. 24 февраля 2010 года. Архивировано из оригинала 11 мая 2010 года . Проверено 26 февраля 2010 г.
  33. ^ Джеймс Дин (25 февраля 2010 г.). «Внешние танки вышли в «Финал четырех»; состоялось последнее испытание твердотопливного двигателя» . ФЛОРИДАТОДЕЙ.com. Архивировано из оригинала 1 марта 2010 года . Проверено 25 февраля 2010 г.
  34. ^ Джастин Рэй (1 марта 2010 г.). «Последний топливный бак «Атлантиса» достиг стартовой площадки» . Spaceflightnow.com . Проверено 2 марта 2010 г.
  35. ^ «Топливный бак и твердотопливные ракетные ускорители для последней запланированной миссии Атлантиды» . Космический полет сейчас. 30 марта 2010 г. Проверено 31 марта 2010 г.
  36. ^ «Атлантис» покидает ангар для запуска в мае . Космический полет сейчас. 13 апреля 2010 года . Проверено 13 апреля 2010 г.
  37. ^ Крис Бергин (13 апреля 2010 г.). «STS-132: Атлантида прибывает в VAB после длительного опрокидывания» . NASAspaceflight.com . Проверено 13 апреля 2010 г.
  38. ^ «Подвесьте их повыше: Атлантиду подняли внутри VAB» . Космический полет сейчас. 14 апреля 2010 года . Проверено 15 апреля 2010 г.
  39. ^ Джастин Рэй (15 апреля 2010 г.). «Модуль российской космической станции доставлен на стартовую площадку шаттла НАСА» . Космический полет сейчас . Проверено 18 апреля 2010 г.
  40. ^ Крис Бергин (22 апреля 2010 г.). «Атлантис» прибывает на площадку 39А, все еще следуя за целью запуска 14 мая» . NASAspaceflight.com . Проверено 22 апреля 2010 г.
  41. ^ «Наконец-то «Атлантида» находится на стартовой площадке» . ФЛОРИДАТОДЕЙ.com. 22 апреля 2010 года. Архивировано из оригинала 25 февраля 2010 года . Проверено 22 апреля 2010 г.
  42. ^ Роберт З. Перлман (22 апреля 2010 г.). «Космический шаттл «Атлантис» движется к стартовой площадке для последнего запланированного полета» . CollectSPACE.com . Проверено 22 апреля 2010 г.
  43. ^ Джастин Рэй (26 апреля 2010 г.). «Российская полезная нагрузка размещена в отсеке «Атлантиды» для запуска» . Космический полет сейчас . Проверено 26 апреля 2010 г.
  44. ^ Крис Бергин (28 апреля 2010 г.). «STS-132: Менеджеры работают через SSP FRR – при необходимости сдвинем дату запуска» . NASAspaceflight.com . Проверено 29 апреля 2010 г.
  45. ^ Крис Бергин (5 мая 2010 г.). «ФРР STS-132 утвердил дату запуска 14 мая — усиление внешнего бака» . NASAspaceflight.com . Проверено 6 мая 2010 г.
  46. ^ Уильям Харвуд (5 мая 2010 г.). «НАСА заявляет о готовности «Атлантиды» отправиться в полет на следующей неделе» . Космический полет сейчас . Проверено 6 мая 2010 г.
  47. ^ Крис Бергин (30 апреля 2010 г.). «STS-132: Инженеры успешно решают проблемы гиперголической загрузки» . NASAspaceflight.com . Проверено 6 мая 2010 г.
  48. ^ «Космический челнок «Атлантис» совершит последний полет с ускорителем первого полета» . CollectSPACE.com. 10 мая 2010 года . Проверено 11 мая 2010 г.
  49. ^ Роберт З. Перлман (10 мая 2010 г.). «Астронавты прибывают во Флориду для окончательного запланированного запуска шаттла «Атлантис»» . SPACE.com . Проверено 11 мая 2010 г.
  50. ^ Крис Гебхардт (12 мая 2010 г.). «STS-132 L-2 MMT: IFA согласованы перед запуском Атлантиды» . NASAspaceflight.com . Проверено 13 мая 2010 г.
  51. ^ Рэй, Джастин. «Центр статуса миссии» . СТС-132 . Космический полет сейчас.
  52. ^ Крис Бергин (14 мая 2010 г.). «STS-132 LIVE: Атлантида запускается при попытке открытия» . NASAspaceflight.com . Проверено 14 мая 2010 г.
  53. ^ Крис Бергин (16 мая 2010 г.). «STS-132: Атлантида готовится к воскресной стыковке – Чрезвычайно чистый ET-136» . NASAspaceflight.com . Проверено 17 мая 2010 г.
  54. ^ Тарик Малик (14 мая 2010 г.). «Космический мусор может затруднить прибытие шаттла «Атлантис» на станцию» . SPACE.com . Проверено 15 мая 2010 г.
  55. ^ Клара Московиц (14 мая 2010 г.). «Шаттл «Атлантис» отправляется в космос для выполнения последней миссии» . SPACE.com . Проверено 15 мая 2010 г.
  56. ^ «Космический челнок «Атлантис» взлетает с мыса Канаверал» . ИТАР-ТАСС. 14 мая 2010 года. Архивировано из оригинала 16 мая 2010 года . Проверено 15 мая 2010 г.
  57. ^ Крис Гебхардт (15 мая 2010 г.). «После легендарных 25 лет Атлантида празднует последний раз на орбите» . NASAspaceflight.com . Проверено 15 мая 2010 г.
  58. ^ НАСА (15 мая 2010 г.). «Отчет о состоянии ЦУП STS-132 № 02» . Проверено 16 мая 2010 г.
  59. ^ Уильям Харвуд (15 мая 2010 г.). «Астронавты прибегают к плану Б для осмотра Атлантиды» . Космический полет сейчас . Проверено 16 мая 2010 г.
  60. ^ НАСА (15 мая 2010 г.). «Отчет о состоянии ЦУП STS-132 №03» . Архивировано из оригинала 19 мая 2010 года . Проверено 16 мая 2010 г.
  61. ^ НАСА (16 мая 2010 г.). «Отчет о состоянии ЦУП STS-132 №04» . Проверено 17 мая 2010 г.
  62. ^ Тарик Малик (16 мая 2010 г.). «Шаттл Атлантис пристыковался к космической станции» . Space.com . Проверено 17 мая 2010 г.
  63. ^ Уильям Харвуд (16 мая 2010 г.). «Порт космической станции «Гармония» принимает шаттл «Атлантис» . Космический полет сейчас . Проверено 17 мая 2010 г.
  64. ^ Тарик Малик (16 мая 2010 г.). «Космический шаттл «Атлантис» встречается с Канарскими островами на фотографии» . SPACE.com . Проверено 19 мая 2010 г.
  65. ^ Анна С. Хейни (3 июня 2010 г.). «Последний запланированный полет Атлантиды принесет новый «Рассвет» » . НАСА . Проверено 4 июня 2010 г.
  66. ^ НАСА (16 мая 2010 г.). «Отчет о состоянии ЦУП STS-132 №05» . Архивировано из оригинала 20 мая 2010 года . Проверено 17 мая 2010 г.
  67. ^ Гебхардт, Крис (17 мая 2010 г.). «STS-132 завершает выход в открытый космос-1, а установка SGANT занимает центральное место» . NASAspaceflight.com . Проверено 18 мая 2010 г.
  68. ^ НАСА (17 мая 2010 г.). «Отчет о состоянии ЦУП STS-132 №06» . Проверено 18 мая 2010 г.
  69. ^ Тарик Малик (17 мая 2010 г.). «Астронавты сражаются со Стаббернским кабелем, отключение электроэнергии при выходе в открытый космос» . SPACE.com . Проверено 19 мая 2010 г.
  70. ^ Уильям Харвуд (17 мая 2010 г.). «Мастера, выходящие в открытый космос, добавляют станции новые возможности» . Космический полет сейчас . Проверено 18 мая 2010 г.
  71. ^ «Отчет о состоянии ЦУП СТС-132 №07» . Архивировано из оригинала 21 мая 2010 года . Проверено 17 мая 2010 г.
  72. ^ НАСА (18 мая 2010 г.). «Отчет о состоянии ЦУП STS-132 №08» . Проверено 19 мая 2010 г.
  73. ^ Клара Московиц (18 мая 2010 г.). «Космонавты прикрепляют к космической станции новый российский научный модуль» . SPACE.com . Проверено 19 мая 2010 г.
  74. ^ Уильям Харвуд (18 мая 2010 г.). «Новый модуль поддерживает станционную науку и космические корабли» . Космический полет сейчас . Проверено 19 мая 2010 г.
  75. ^ НАСА (18 мая 2010 г.). «Отчет о состоянии ЦУП СТС-132 №09» . Архивировано из оригинала 8 апреля 2013 года . Проверено 19 мая 2010 г.
  76. ^ Клара Московиц (18 мая 2010 г.). «Нефтяное пятно в Персидском заливе выглядит из космоса очень пугающим, говорит космонавт» . SPACE.com . Проверено 19 мая 2010 г.
  77. ^ НАСА (19 мая 2010 г.). «Отчет о состоянии ЦУП СТС-132 №10» . Проверено 20 мая 2010 г.
  78. ^ Крис Гебхардт (19 мая 2010 г.). «ЕВА-2: Ремонт кабеля OBSS PTU и ремонт батареи P6, выполненные STS-132» . NASAspaceflight.com . Проверено 20 мая 2010 г.
  79. ^ НАСА (19 мая 2010 г.). «Отчет о состоянии ЦУП СТС-132 №11» . Архивировано из оригинала 23 мая 2010 года . Проверено 20 мая 2010 г.
  80. ^ Уильям Харвуд (19 мая 2010 г.). «Плавный выход в открытый космос позволяет выполнять плановые работы и многое другое» . Космический полет сейчас . Проверено 20 мая 2010 г.
  81. ^ НАСА (20 мая 2010 г.). «Отчет о состоянии ЦУП СТС-132 №13» . Архивировано из оригинала 7 июля 2010 года . Проверено 21 мая 2010 г.
  82. ^ Уильям Харвуд (20 мая 2010 г.). «Астронавты в восторге от хода миссии шаттла» . Космический полет сейчас.
  83. ^ Тарик Малик (22 мая 2010 г.). «Астронавты совершают финальный выход в открытый космос за пределами шаттла Атлантис» . SPACE.com . Проверено 30 мая 2010 г.
  84. ^ «Отчет о состоянии ЦУП СТС-132 №15» . Архивировано из оригинала 25 мая 2010 года . Проверено 23 мая 2010 г.
  85. ^ Уильям Харвуд (22 мая 2010 г.). «Грузовой поддон вернулся в Атлантиду с космической станции» . Космический полет сейчас . Проверено 30 мая 2010 г.
  86. ^ «Отчет о состоянии ЦУП СТС-132 №17» . Архивировано из оригинала 24 мая 2010 года . Проверено 23 мая 2010 г.
  87. ^ Крис Гебхардт (23 мая 2010 г.). «Атлантида отстыковывается от МКС; возможный обходной путь отказа нагревателя двигателя» . NASAspaceflight.com . Проверено 30 мая 2010 г.
  88. ^ Уильям Харвуд (23 мая 2010 г.). «Атлантида» совершает безупречный визит на космическую станцию . Космический полет сейчас . Проверено 30 мая 2010 г.
  89. ^ «Отчет о состоянии ЦУП СТС-132 №19» . НАСА. Архивировано из оригинала 26 мая 2010 года . Проверено 24 мая 2010 г.
  90. ^ Роберт З. Перлман (24 мая 2010 г.). «Астронавты проводят последний осмотр шаттла «Атлантис» в космосе» . SPACE.com . Проверено 30 мая 2010 г.
  91. ^ Уильям Харвуд (25 мая 2010 г.). «Астронавты проверяют системы спуска в атмосферу, снаряжение для приземления» . Космический полет сейчас . Проверено 29 мая 2010 г.
  92. ^ НАСА (24 мая 2010 г.). «Отчет о состоянии ЦУП СТС-132 №21» . Архивировано из оригинала 27 мая 2010 года . Проверено 30 мая 2010 г.
  93. ^ НАСА (24 мая 2010 г.). «Отчет о состоянии ЦУП СТС-132 №20» . Проверено 30 мая 2010 г.
  94. ^ НАСА (25 мая 2010 г.). «Отчет о состоянии ЦУП СТС-132 №23» . Архивировано из оригинала 29 мая 2010 года . Проверено 30 мая 2010 г.
  95. ^ Роберт З. Перлман (25 мая 2010 г.). «Космический шаттл «Атлантис» готовится к последнему полету домой» . SPACE.com . Проверено 30 мая 2010 г.
  96. ^ Тарик Малик (25 мая 2010 г.). «Стивен Кольбер отпускает невероятные шутки с командой шаттла Атлантис» . SPACE.com . Проверено 30 мая 2010 г.
  97. ^ НАСА (25 мая 2010 г.). «Отчет о состоянии ЦУП СТС-132 №24» . Проверено 30 мая 2010 г.
  98. ^ Харвуд, Уильям (26 мая 2010 г.). «Атлантида возвращается на Землю, где могла бы остаться навсегда» . Космический полет сейчас . Проверено 29 мая 2010 г.
  99. ^ «Блог о десантировании STS-132» . НАСА. Архивировано из оригинала 20 августа 2010 года . Проверено 26 мая 2010 г.
  100. ^ Малик, Тарик (25 мая 2010 г.). «Космический шаттл «Атлантис» в цифрах: 25-летнее наследие» . SPACE.com . Проверено 30 мая 2010 г.
  101. ^ НАСА (сентябрь 2009 г.). «Оставшиеся миссии космических шаттлов» (PDF) . НАСА . Архивировано из оригинала (PDF) 15 ноября 2011 года . Проверено 16 октября 2009 г.
  102. ^ Перейти обратно: а б НАСА (май 2010 г.). «Краткое описание миссии STS-132 (PDF)» (PDF) . НАСА. Архивировано из оригинала (PDF) 5 мая 2010 года . Проверено 26 января 2012 г.
  103. ^ Грег Паллоне (10 июня 2010 г.). «Спрятанное сокровище, найденное на борту последнего полета Атлантиды» . Новости Центральной Флориды 13. Архивировано из оригинала 14 июня 2010 года . Проверено 11 июня 2010 г.
  104. ^ Роберт Перлман (10 июня 2010 г.). «STS-132: Секретный сигнал первого и последнего экипажа» . собрать ПРОСТРАНСТВО . Проверено 11 июня 2010 г.
  105. ^ «Хронология звонков-будильников» . НАСА. 2 августа 2005 года . Проверено 5 апреля 2010 г.
  106. ^ «STS-132 Звонки-будильники» . НАСА . Май 2010. Архивировано из оригинала 27 мая 2010 года . Проверено 26 мая 2010 г.
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 35e9a2325267e3e3a229dd951810abab__1722283860
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/35/ab/35e9a2325267e3e3a229dd951810abab.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
STS-132 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)