Космический шаттл Колумбия
Колумбия | |
---|---|
Тип | Космический самолет |
Сорт | Орбитальный аппарат космического корабля "Шаттл" |
Эпоним | |
Серийный номер. | ОВ-102 |
Владелец | НАСА |
Производитель | Роквелл Интернэшнл |
Технические характеристики | |
Сухая масса | 81 600 кг (179 900 фунтов) |
Ракета | Космический шаттл |
История | |
Первый полет |
|
Последний рейс |
|
Рейсы | 28 |
Время полета | 7218 часов [3] |
Путешествовал | 201 497 772 километра (125 204 911 миль) вокруг Земли |
Орбиты | 4808 вокруг Земли |
Судьба | Распался при повторном входе в атмосферу |
Орбитальные аппараты космического корабля "Шаттл" | |
Спейс шаттл «Колумбия» ( OV-102 ) — орбитальный аппарат космического корабля «Шаттл», изготовленный компанией Rockwell International и управляемый НАСА . Названный в честь первого американского корабля, обогнувшего верхнюю часть тихоокеанского побережья Северной Америки, и женского олицетворения Соединенных Штатов, «Колумбия» была первым из пяти орбитальных кораблей «Спейс шаттл», совершивших полет в космос, дебютировав с ракетой-носителем «Спейс шаттл» в своем первом полете 12 апреля. , 1981. Будучи вторым полномасштабным орбитальным аппаратом, произведенным после для сближения и посадки корабля Enterprise , Columbia сохранила уникальные особенности, указывающие на его экспериментальную конструкцию, по сравнению с более поздними орбитальными аппаратами, такие как испытательное оборудование и характерные черные скулы . Помимо более тяжелого фюзеляжа и сохранения внутреннего воздушного шлюза на протяжении всего срока службы, это сделало «Колумбию» самым тяжелым из пяти космических орбитальных аппаратов; примерно на 1000 кг (2200 фунтов) тяжелее Challenger и на 3600 кг (7900 фунтов) тяжелее Endeavour . Колумбия также провела катапультные кресла созданы на основе SR-71 был установлен модуль визуализации во время его первых шести полетов до 1983 года, а с 1986 года на вертикальном стабилизаторе .
За 22 года работы «Колумбия» совершила 28 полетов по программе «Спейс Шаттл» , проведя в космосе более 300 дней и совершив более 4000 витков вокруг Земли. Хотя он редко использовался после завершения испытаний системы «Спейс Шаттл», а его большая масса и внутренний воздушный шлюз делали его далеко не идеальным для запланированных запусков «Шаттла-Кентавра» и стыковок с космическими станциями , он, тем не менее, оказался полезным в качестве рабочей лошадки для научных исследований. на орбите после гибели «Челленджера» в 1986 году. Колумбия использовалась для одиннадцати из пятнадцати полетов лабораторий Spacelab , всех четырех миссий США по созданию микрогравитационной полезной нагрузки и единственного полета Spacehab исследовательского двойного модуля . Паллета Extended Duration Orbiter использовалась орбитальным аппаратом в тринадцати из четырнадцати полетов палеты, что способствовало длительному пребыванию на орбите для научных и технологических исследовательских миссий. «Колумбия» также использовалась для извлечения объекта длительного воздействия и развертывания « Чандры». обсерватории , а также доставил в космос первую женщину-командир американской космической миссии, первого астронавта ЕКА , первую женщину-астронавта индийского происхождения и первого израильского астронавта .
В конце своего последнего полета в феврале 2003 года «Колумбия» распалась при входе в атмосферу , в результате чего погиб экипаж из семи человек STS-107 и была уничтожена большая часть научной полезной нагрузки на борту. Созванная вскоре после этого комиссия Колумбийского университета по расследованию авиационных происшествий корабля пришла к выводу, что повреждение левого крыла орбитального корабля во время запуска STS-107 привело к фатальному нарушению системы тепловой защиты . Потеря «Колумбии» и ее экипажа привела к переориентации программ НАСА по исследованию человека и привела к созданию программы «Созвездие» в 2005 году и возможному прекращению программы «Спейс Шаттл» в 2011 году. В честь экипажа после этого были воздвигнуты многочисленные мемориалы и посвящения. катастрофа; Мемориальный космический центр Колумбии был открыт как национальный мемориал аварии, а холмы Колумбия в марсианском кратере Гусева , которые Spirit исследовал марсоход в честь экипажа были названы . Большая часть обнаруженных останков Колумбии . хранится в Космического центра Кеннеди здании сборки транспортных средств , хотя некоторые экспонаты выставлены на всеобщее обозрение в соседнем Комплексе для посетителей .
История [ править ]
Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2020 г. ) |
началось Строительство Columbia в 1975 году на Rockwell International (ранее North American Aviation главном сборочном предприятии /North American Rockwell) в Палмдейле, штат Калифорния , пригороде Лос-Анджелеса. «Колумбия» была названа в честь американского шлюпа «Колумбия Редивива» , который с 1787 по 1793 год под командованием капитана Роберта Грея исследовал северо-западную часть Тихого океана США и стал первым американским судном, совершившим кругосветное плавание. Он также назван в честь командного модуля Аполлона -11 , первого пилотируемого корабля, приземлившегося на другое небесное тело. [2] Колумбия также была женским символом Соединенных Штатов . После постройки орбитальный аппарат прибыл в Космический центр Кеннеди 25 марта 1979 года для подготовки к своему первому запуску. Первоначально планировалось, что «Колумбия» взлетит в конце 1979 года, однако дата запуска была отложена из-за проблем как с РС-25, двигателем так и с системой тепловой защиты (TPS). [4] 19 марта 1981 года, во время подготовки к наземным испытаниям, рабочие задохнулись кормовом моторном отсеке Колумбии в продутом азотом , в результате чего (по разным данным) два или три человека погибли. [5] [6]
Первым полетом «Колумбии» ( STS-1 ) командовал Джон Янг , ветеран программ «Джемини» и «Аполлон», который в 1972 году стал девятым человеком, ступившим на Луну ; и пилотировался Робертом Криппеном , астронавтом-новичком, первоначально выбранным для полета на космическом корабле военной пилотируемой орбитальной лаборатории (MOL), но переведенным в НАСА после ее отмены и служившим членом вспомогательного экипажа в миссиях «Скайлэб» и «Аполлон-Союз» .
Колумбия провела 610 дней в технологическом комплексе орбитального корабля (OPF), еще 35 дней в цехе сборки транспортных средств (VAB) и 105 дней на площадке 39A, прежде чем наконец взлететь. [4] Он был успешно запущен 12 апреля 1981 года, в 20-ю годовщину первого полета человека в космос ( «Восток-1 »), и вернулся 14 апреля 1981 года, после 36 оборотов вокруг Земли, приземлившись на высохшую взлетно-посадочную полосу на дне озера на базе ВВС Эдвардс в США. Калифорния. Затем он предпринял еще три исследовательские миссии для проверки его технических характеристик и производительности. Его первым боевым полетом с экипажем из четырех человек был STS-5 , запущенный 11 ноября 1982 года. В этот момент к Колумбии присоединился Челленджер , который совершил следующие три полета шаттла, в то время как Колумбия претерпела модификации для первой космической лаборатории. миссия.
В 1983 году «Колумбия» под командованием Джона Янга во время своего шестого космического полета предприняла свою вторую оперативную миссию ( STS-9 ), в которой была доставлена научная лаборатория Spacelab и экипаж из шести человек, включая первый неамериканский корабль. астронавт на космическом корабле Ульф Мербольд . После полета он провел 18 месяцев на объекте Роквелл-Палмдейл, начиная с января 1984 года, претерпев модификации, в ходе которых было удалено оборудование для летных испытаний орбитального аппарата и обновлено до тех же характеристик, что и у его родственных орбитальных аппаратов. В то время флот шаттлов был расширен за счет включения Discovery и Atlantis .
Колумбия вернулась в космос 12 января 1986 года с запуском STS-61-C . В состав экипажа миссии входили Франклин Чанг-Диас и первый действующий член Палаты представителей, отправившийся в космос, Билл Нельсон .
Следующий полет шаттла, STS-51-L , предпринял «Челленджер» . Он был запущен 28 января 1986 года, через десять дней после приземления STS-61-C, и закончился катастрофой через 73 секунды после запуска. До аварии «Колумбию» планировалось переправить на базу ВВС Ванденберг для проведения испытаний на заправку и стрельбы по готовности к полету на SLC-6 для проверки стартовой площадки на западном побережье. После этого расписание шаттлов НАСА было нарушено, а испытания в Ванденберге, которые стоили бы 60 миллионов долларов, были отменены. «Колумбия» больше не летала до 1989 года (на STS-28 ), после чего возобновила нормальную работу в составе флота шаттлов.
STS-93 , запущенный 23 июля 1999 года, стал первой космической миссией США под командованием женщины подполковника Эйлин Коллинз . В рамках этой миссии была задействована рентгеновская обсерватория Чандра .
Колумбии Последней завершенной миссией стала STS-109 , четвертая миссия по обслуживанию космического телескопа Хаббл . Его следующая миссия, STS-107 , завершилась потерей орбитального аппарата , когда он распался во время входа в атмосферу, в результате чего погибли все семь членов его экипажа.
Следовательно, президент Джордж Буш решил вывести из эксплуатации флот орбитальных кораблей «Шаттл» к 2010 году в пользу программы «Созвездие» и космического корабля «Орион» с экипажем . Программа Constellation была позже отменена Законом о разрешении НАСА от 2010 года, подписанным президентом Бараком Обамой 11 октября.
Основные этапы строительства [ править ]
Дата | Веха [8] |
---|---|
26 июля 1972 г. | Контракт заключен с North American Rockwell |
25 марта 1975 г. | Начало изготовления длинной хвостовой части фюзеляжа |
17 ноября 1975 г. | Начало долгосрочного изготовления модуля экипажа |
28 июня 1976 г. | Начало сборки модуля экипажа |
13 сентября 1976 г. | Начало конструктивной сборки хвостовой части фюзеляжа. |
13 декабря 1977 г. | Начало сборки верхней носовой части фюзеляжа |
3 января 1977 г. | Приступаем к сборке вертикального стабилизатора |
26 августа 1977 г. | Wings прибывают в Палмдейл из Груммана |
28 октября 1977 г. | Нижняя носовая часть фюзеляжа на доке, Палмдейл |
7 ноября 1977 г. | Начало окончательной сборки |
24 февраля 1978 г. | Откидной борт на причале, Палмдейл |
28 апреля 1978 г. | Передние двери отсека полезной нагрузки на доке, Палмдейл |
26 мая 1978 г. | Помощник по верхней носовой части фюзеляжа |
7 июля 1978 г. | Сопряженные передняя и задняя двери отсека для полезной нагрузки в сборе |
11 сентября 1978 г. | Полное прямое RCS |
3 февраля 1979 г. | Полное испытание комбинированных систем, Палмдейл |
16 февраля 1979 г. | Шлюз на доке, Палмдейл |
5 марта 1979 г. | Завершить постоплату |
8 марта 1979 г. | Завершающий осмотр, окончательная приемка Палмдейл |
8 марта 1979 г. | Переезд из Палмдейла в Драйден |
12 марта 1979 г. | Сухопутный транспорт из Палмдейла в Эдвардс |
20 марта 1979 г. | Паромный рейс SCA из DFRC на авиабазу Биггс, штат Техас |
22 марта 1979 г. | Паромный рейс SCA с авиабазы Биггс на авиабазу Келли, штат Техас |
24 марта 1979 г. | Паромный рейс SCA с авиабазы Келли на авиабазу Эглин, Флорида |
24 марта 1979 г. | Паромный рейс SCA из Эглина, авиабазы, в KSC |
3 ноября 1979 г. | Горячие огневые испытания вспомогательных энергоблоков ОБТК КСК |
16 декабря 1979 г. | Комплексный испытательный запуск орбитального аппарата, KSC |
14 января 1980 г. | Комплексные испытания орбитального аппарата завершены, KSC |
20 февраля 1981 г. | Готовность к полету. Стрельба. |
12 апреля 1981 г. | Первый полет (СТС-1) |
Первый действующий орбитальный аппарат [ править ]
Вес [ править ]
Будучи вторым построенным орбитальным аппаратом и первым, способным летать в космос, «Колумбия» была примерно на 8000 фунтов (3600 кг) тяжелее, чем последующие орбитальные аппараты, такие как «Индевор» , которые имели немного другую конструкцию и использовали достижения в области технологий материалов. [9] Частично это произошло из-за более тяжелых лонжеронов крыла и фюзеляжа, веса первых испытательных приборов, которые оставались прикрепленными к комплекту авионики, а также внутреннего шлюзового шлюза, который первоначально был установлен на других орбитальных кораблях, но позже был удален в пользу внешнего шлюзового шлюза для облегчить стыковку кораблей « Мир» и «Шаттл» с Международной космической станцией . [10] Из-за своего веса «Колумбия» не могла использовать запланированную ракету-носитель «Кентавр-G» (отмененную после потери «Челленджера» ). [11] Сохранение внутреннего шлюза позволило НАСА использовать «Колумбию» для STS-109 миссии по обслуживанию космического телескопа «Хаббл» вместе с двойным модулем Spacehab , используемым на STS-107 . [ нужна ссылка ] Из-за большего веса «Колумбии» НАСА было менее идеально использовать его для полетов на Международную космическую станцию, хотя во время его последнего ремонта в «Шаттл» были внесены изменения на случай, если космический корабль понадобится для таких задач.
Система термозащиты [ править ]
Внешне «Колумбия» была первым орбитальным аппаратом во флоте, чья поверхность была в основном покрыта плитками многоразовой поверхностной изоляции для высоких и низких температур (HRSI / LRSI) в качестве основной системы тепловой защиты (TPS), а также окрашенным в белый цвет силиконовым каучуком Nomex , известным как Felt. Одеяла многоразовой поверхностной изоляции (FRSI) – в некоторых местах на крыльях, фюзеляже и дверях отсека полезной нагрузки. Когда-то FRSI занимал почти 25% орбитального корабля; Первая модернизация привела к его удалению из многих областей, а в последующих полетах он использовался только в верхней части дверей отсека полезной нагрузки и внутренних частях верхних поверхностей крыла. [12] Модернизация также включала замену многих белых плиток LRSI на верхних поверхностях на одеяла Advanced Flexible Reusable Surface Insulation (AFRSI) (также известные как волокнистые изоляционные покрытия или FIB), которые использовались на Discovery и Atlantis . [13]
Первоначально в Колумбии было 32 000 плиток, но после обновления их количество сократилось до 24 300. Одеяла AFRSI состояли из слоев войлока из чистого диоксида кремния, зажатого между слоем ткани из диоксида кремния снаружи и ткани из S-стекла внутри, сшитых вместе с помощью нити из чистого диоксида кремния в 1-дюймовой сетке, а затем покрытых кварцем высокой чистоты. покрытие. Одеяла были полужесткими и могли быть изготовлены размером до 30 на 30 дюймов. Каждое одеяло заменяло до 25 плиток и было прикреплено непосредственно к орбитальному аппарату. [12] Непосредственное применение чехлов на орбитальном аппарате привело к снижению веса, повышению долговечности, снижению стоимости изготовления и установки, а также сокращению времени установки. [14] Вся эта работа была выполнена во время первой модернизации Columbia и вывода из эксплуатации Challenger .
Хотя система тепловой защиты орбитального корабля и другие усовершенствования были усовершенствованы, «Колумбия» никогда не будет весить так мало в незагруженном состоянии, как другие орбитальные корабли флота. Следующий по возрасту шаттл, «Челленджер» , также был относительно тяжелым, хотя и на 2200 фунтов (1000 кг) легче, чем «Колумбия» .
Маркировка и знаки различия [ править ]
«Колумбия» была единственным действующим орбитальным аппаратом с черными скулами . Они были добавлены потому, что поначалу конструкторы шаттла не знали, как нагрев при входе в атмосферу повлияет на верхние поверхности крыла корабля. [ нужна ссылка ] Скулы позволяли Колумбию легко узнавать на расстоянии, в отличие от последующих орбитальных аппаратов. Скулы были добавлены после того, как «Колумбия» прибыла на KSC в 1979 году. Единственным орбитальным аппаратом с черными скулами был «Патфайндер» . [15] но это был косметический тестовый образец , и он получил его только после ремонта.
Кроме того, до последнего ремонта «Колумбия» была единственным действующим орбитальным аппаратом с маркировкой крыльев, состоящей из американского флага на левом (левом) крыле и букв «США» на правом (правом) крыле. «Челленджер» , «Дискавери» , «Атлантис » и «Индевор» до 1998 года имели маркировку, состоящую из букв «США» над американским флагом слева и логотипа НАСА «червь» перед названием соответствующего орбитального аппарата справа. -крыло. «Энтерпрайз» , испытательный автомобиль, который был прототипом «Колумбии» , изначально имел ту же маркировку на крыле, что и «Колумбия» , но с белыми скулами и буквами «США» на правом крыле, расположенными ближе друг к другу. «Энтерпрайза» Маркировка была изменена, чтобы соответствовать «Челленджеру» в 1983 году. Первоначально название орбитального корабля было размещено на дверях отсека полезной нагрузки, как и «Энтерпрайз» оно было размещено на кабине экипажа , но после катастрофы «Челленджера» , чтобы орбитальный корабль можно было легко идентифицировать на орбите. .
С момента последнего ремонта до разрушения «Колумбия» имела маркировку, идентичную маркировке ее действующих родственных орбитальных аппаратов: знак НАСА в виде «фрикадельки» на левом крыле и американский флаг перед названием орбитального аппарата на правом крыле.
SILTS pod [ edit ]
Еще одна уникальная внешняя особенность, получившая название «SILTS» (инфракрасное измерение температуры Shuttle Leeside), [16] был расположен на вершине вертикального стабилизатора Колумбии и был установлен после STS-9 для сбора инфракрасных и других тепловых данных. Хотя после первоначальных испытаний оборудование капсулы было снято, НАСА решило оставить его на месте, главным образом для экономии средств, а также в планах агентства использовать его для будущих экспериментов. Позже вертикальный стабилизатор был модифицирован и включил в себя тормозной парашют, впервые использованный на Endeavour в 1992 году.
«Черный ящик» OEX/MADS [ править ]
Одной уникальной особенностью, которая постоянно оставалась на Колумбии от STS-1 до STS-107, был блок OEX (Орбитальные эксперименты) или регистратор MADS (Модульная вспомогательная система данных). 19 марта 2003 года этот «черный ящик» был найден слегка поврежденным, но полностью неповрежденным Лесной службой США в округе Сан-Огастин в Техасе после нескольких недель поисков и восстановительных работ после катастрофы космического корабля «Колумбия» . OEX/MADS не был создан для того, чтобы пережить катастрофическую потерю, подобно черному ящику самолета . [17] [18]
Другие обновления [ править ]
Первоначально Columbia была оснащена катапультными креслами производства Lockheed, идентичными тем, которые были установлены на SR-71 Blackbird . Они были активны во время четырех орбитальных испытательных полетов, но деактивированы после STS-4 и полностью удалены после STS-9 . «Колумбия» была единственным пригодным для выхода в космос орбитальным аппаратом, не оснащенным проекционными дисплеями для командира и пилота, хотя они были установлены после STS-9. Как и его однотипные корабли, «Колумбия» в конечном итоге была оснащена новым дисплеем « стеклянной кабины » MEDS и легкими сиденьями.
Планируемое будущее [ править ]
Если бы «Колумбия» не была уничтожена, она была бы оснащена внешним шлюзом/стыковочным адаптером для STS-118 , миссии по сборке Международной космической станции , первоначально запланированной на ноябрь 2003 года. «Колумбия» была запланирована для этой миссии из-за того, что «Дискавери» вышел из строя в течение его Орбитальной основной модификации, а также потому, что график сборки МКС не мог быть соблюден только с помощью «Индевора» и «Атлантиды» .
Карьера Колумбии начала бы сходить на нет после STS-118 . В период с 2004 по 2005 год он должен был обслуживать космический телескоп Хаббл еще два раза. После аварии в Колумбии НАСА запустило миссию STS-125 с использованием Атлантиды , объединив запланированные четвертую и пятую миссии обслуживания в одну последнюю миссию к Хабблу. Из-за вывода из эксплуатации парка космических шаттлов батареи и гироскопы, которые поддерживают наведение телескопа, в конечном итоге выйдут из строя, что приведет к его повторному входу в атмосферу и разрушению атмосферы Земли. «Механизм стыковки мягкого захвата», основанный на стыковочном адаптере, который должен был использоваться на космическом корабле «Орион» , был установлен во время последней миссии обслуживания в ожидании этого события.
Рейсы [ править ]
Колумбия совершила 28 миссий, проведя в космосе 300,74 дня на 4808 орбитах и преодолев общее расстояние 125 204 911,5 миль (201 497 773,1 км) до STS-107.
находилась на вооружении во время программ «Шаттл-Мир» и Международной космической станции , Несмотря на то, что Колумбия она не участвовала ни в одной миссии с посещением космической станции. Остальные три действующих орбитальных корабля в то время побывали и на «Мире» , и на МКС хотя бы один раз. «Колумбия» строилась по более тяжелому ранее проекту с уменьшенной полезной нагрузкой для полетов на МКС, поэтому систему стыковки с космической станцией решено было не устанавливать. Это освободило место для более длинных научных модулей, таких как Spacelab и двойной исследовательский модуль Spacehab , поэтому вместо этого Колумбия использовалась для научных миссий и для обслуживания космического телескопа Хаббл . [19]
# | Дата | Обозначение | Стартовая площадка | Место посадки | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
1 | 1981, 12 апреля | СТС-1 | 39-А | База ВВС Эдвардс | Первая миссия шаттла. Первое регулярное использование многоразового космического корабля. |
2 | 1981, 12 ноября | СТС-2 | 39-А | База ВВС Эдвардс | Первое фактическое повторное использование многоразового космического корабля. |
3 | 1982, 22 марта | СТС-3 | 39-А | Космическая гавань Уайт-Сэндс | Первая миссия с неокрашенным внешним баком . Первый и единственный космический челнок, приземлившийся в Уайт-Сэндс. |
4 | 1982, 27 июня | СТС-4 | 39-А | База ВВС Эдвардс | Последний научно-исследовательский полет шаттла |
5 | 1982, 11 ноября | СТС-5 | 39-А | База ВВС Эдвардс | Первый экипаж из четырех человек, первое развертывание коммерческого спутника. |
6 | 1983 28 ноября | СТС-9 | 39-А | База ВВС Эдвардс | Первый экипаж из шести человек, первая космическая лаборатория . |
7 | 1986, 12 января | СТС-61-С | 39-А | База ВВС Эдвардс | Представитель Билл Нельсон ( демократ от Флориды ) на борту последнего успешного полета шаттла перед Челленджера катастрофой |
8 | 1989, 8 августа | СТС-28 | 39-Б | База ВВС Эдвардс | Запущен Х-11 разведывательный спутник ; первый запуск «Колумбии» со стартового комплекса 39-Б |
9 | 1990, 9 января | СТС-32 | 39-А | База ВВС Эдвардс | Получен объект длительного воздействия |
10 | 1990, 2 декабря | СТС-35 | 39-Б | База ВВС Эдвардс | Носил с собой несколько рентгеновских и УФ- телескопов. |
11 | 1991, 5 июня | СТС-40 | 39-Б | База ВВС Эдвардс | 5-я космическая лаборатория - Науки о жизни-1 |
12 | 1992, 25 июня | СТС-50 | 39-А | Космический центр Кеннеди (из-за урагана Дарби ) | США Лаборатория микрогравитации 1 (USML-1) |
13 | 1992, 22 октября | СТС-52 | 39-Б | Космический центр Кеннеди | Развернутый лазерный геодинамический спутник II |
14 | 1993, 26 апреля | СТС-55 | 39-А | База ВВС Эдвардс | Немецкая космическая лаборатория D-2 по исследованию микрогравитации |
15 | 1993, 18 октября | СТС-58 | 39-Б | База ВВС Эдвардс | Космическая лаборатория наук о жизни |
16 | 1994, 4 марта | СТС-62 | 39-Б | Космический центр Кеннеди | Полезная нагрузка США в условиях микрогравитации-2 (USMP-2) |
17 | 1994, 8 июля | СТС-65 | 39-А | Космический центр Кеннеди | Международная лаборатория микрогравитации (IML-2) |
18 | 1995, 20 октября | СТС-73 | 39-Б | Космический центр Кеннеди | Лаборатория микрогравитации США (USML-2) |
19 | 1996, 22 февраля | СТС-75 | 39-Б | Космический центр Кеннеди | Привязная спутниковая система Reflight (TSS-1R) |
20 | 1996, 20 июня | СТС-78 | 39-Б | Космический центр Кеннеди | Космическая лаборатория жизни и микрогравитации (LMS) |
21 | 1996, 19 ноября | СТС-80 | 39-Б | Космический центр Кеннеди | Третий полет Wake Shield Facility (WSF) и самый длинный полет шаттла |
22 | 1997, 4 апреля | СТС-83 | 39-А | Космический центр Кеннеди | Научная лаборатория микрогравитации (MSL), прервана |
23 | 1997, 1 июля | СТС-94 | 39-А | Космический центр Кеннеди | Лаборатория науки о микрогравитации (MSL), повторный полет |
24 | 1997, 19 ноября | СТС-87 | 39-Б | Космический центр Кеннеди | Полезная нагрузка США в условиях микрогравитации (USMP-4) |
25 | 1998, 13 апреля | СТС-90 | 39-Б | Космический центр Кеннеди | Нейролаб – Космическая лаборатория |
26 | 1999, 23 июля | СТС-93 | 39-Б | Космический центр Кеннеди | Развернутая рентгеновская обсерватория Чандра ; первая женщина-командир шаттла Эйлин Коллинз ; последний запуск « Колумбии» со стартового комплекса 39-Б |
27 | 2002, 1 марта | СТС-109 | 39-А | Космический центр Кеннеди | Миссия по обслуживанию космического телескопа Хаббл (HSM-3B) |
28 | 2003, 16 января | СТС-107 | 39-А | Не приземлился (планировал приземлиться в Космическом центре Кеннеди ) | Междисциплинарная исследовательская миссия по микрогравитации и наукам о Земле. Шаттл разрушен при входе в атмосферу 1 февраля 2003 года, и все семь астронавтов на борту погибли . |
Знаки отличия миссии и дани [ править ]
Знаки отличия миссии для Колумбии рейсов | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
СТС-1 | СТС-2 | СТС-3 | СТС-4 | СТС-5 | СТС 9 | СТС-61-С | СТС-61-Э * |
СТС-28 | СТС-32 | СТС-35 | СТС-40 | СТС-50 | СТС-52 | СТС-55 | СТС-58 |
СТС-62 | СТС-65 | СТС-73 | СТС-75 | СТС-78 | СТС-80 | СТС-83 | СТС-94 |
СТС-87 | СТС-90 | СТС-93 | СТС-109 | СТС-107 | СТС-118 ** |
* Миссия отменена после Челленджера катастрофы .
** Миссия, выполненная Endeavour из-за потери Колумбии на STS-107 .
Последняя миссия и разрушение [ править ]
Колумбия была разрушена примерно в 09:00 по восточному стандартному времени 1 февраля 2003 года при повторном входе в атмосферу после 16-дневной научной миссии . Комиссия по расследованию авиационных происшествий Колумбии , была пробита дыра установила, что в передней кромке одного из крыльев Колумбии , сделанного из углеродного композита . Дыра образовалась, когда кусок изоляционной пены от внешнего топливного бака отслоился во время запуска 16 дней назад и ударился о левое крыло шаттла. Во время сильной жары при входе в атмосферу горячие газы проникли внутрь крыла, что, вероятно, поставило под угрозу гидравлическую систему и привело к отказу управления поверхностями управления. В результате потери управления минимально защищенные участки орбитального корабля подвергались полному нагреву и динамическому давлению, что в конечном итоге привело к разрушению корабля. [21]
В отчете глубоко рассматриваются основные организационные и культурные проблемы, которые, по мнению совета директоров, способствовали аварии. В отчете содержится резкая критика процессов принятия решений и оценки рисков НАСА. Кроме того, в отчете излагалось несколько потенциальных вариантов спасения экипажа, которые НАСА не рассматривало во время миссии, такие как потенциальное спасение с помощью шаттла «Атлантис» (тогда готовившегося к запуску STS-114) или ремонт поврежденных в полете. крыло. [22] Почти 84 000 обломков корабля хранятся в большом помещении на 16-м этаже здания сборки транспортных средств Кеннеди Космического центра . Коллекция однажды была открыта для средств массовой информации и с тех пор открыта только для исследователей. [23] [24] В отличие от «Челленджера» , для которого запасной орбитальный аппарат был построен , «Колумбия» не была заменена.
Семью членами экипажа, погибшими на борту этой последней миссии, были: Рик Хасбэнд , командир; Уильям К. МакКул , пилот; Майкл П. Андерсон , командир полезной нагрузки/специалист миссии 3; Дэвид М. Браун , специалист по миссии 1; Калпана Чавла , специалист миссии 2; Лорел Кларк , специалист миссии 4; и Илан Рамон , специалист по полезной нагрузке 1. [25]
Дань уважения и мемориалы [ править ]
Музей Патрисии Хаффман Смит
Поле обломков охватило сотни миль по всему Техасу, простираясь до Луизианы и Арканзаса . Носовая шапка и останки всех семи членов экипажа были найдены в округе Сабин , Восточный Техас . [ нужна ссылка ] Музей НАСА Патрисии Хаффман Смит «Вспоминая Колумбию» открылся в Хемфилле , округ Сабин. Музей документирует исследования Колумбии на протяжении всех ее миссий, включая последний STS-107. Его экспонаты также демонстрируют усилия местных жителей во время восстановления обломков шаттла «Колумбия» и останков его экипажа. Зона посвящена каждому члену экипажа STS-107, а также пилоту вертолета Техасской лесной службы, погибшему при спасательных операциях. В музее хранится множество предметов и артефактов НАСА и его подрядчиков, семей экипажа STS-107 и других людей. Семьи членов экипажа передали личные вещи членов экипажа на постоянную экспозицию. В музее есть два интерактивных симулятора, которые имитируют деятельность шаттла и орбитального корабля, а цифровой учебный центр и его класс предоставляют образовательные возможности. [26]
космический Мемориальный центр Колумбии
— Мемориальный космический центр Колумбии национальный мемориал США семи членам экипажа космического корабля «Колумбия » . Он расположен в Дауни, штат Калифорния, на месте происхождения и производства космического корабля «Шаттл», бывшем заводе North American Aviation в округе Лос-Анджелес, штат Калифорния. Объект также является центром практического обучения с интерактивными выставками, семинарами и занятиями по космической науке , космонавтике и наследию программы «Спейс Шаттл», предоставляя возможности получения образования для всех возрастов. [27]
Именование посвящений [ править ]
Последний экипаж шаттла был удостоен чести в 2003 году, когда Совет США по географическим названиям утвердил название Колумбия-Пойнт для горы высотой 13 980 футов (4260 м) в горах Сангре-де-Кристо в Колорадо , менее чем в полумиле от вершины Челленджер-Пойнт . назван в честь другого потерянного американского космического корабля "Шаттл". В честь экипажа также были названы холмы Колумбия на Марсе , а также было посвящено множество других мемориалов в различных формах.
Суперкомпьютер Columbia в Отделении передовых суперкомпьютеров (NAS) НАСА , расположенном в Исследовательском центре Эймса в Калифорнии, был назван в честь экипажа, погибшего в результате катастрофы 2003 года. Суперкомпьютер , созданный совместными усилиями НАСА и технических партнеров SGI и Intel в 2004 году, использовался в научных исследованиях космоса, климата Земли и аэродинамическом проектировании космических ракет-носителей и самолетов. [28] Первая часть системы, построенная в 2003 году, была посвящена астронавту и инженеру STS-107 Калпане Чавле, который до присоединения к программе «Спейс Шаттл» работал в Исследовательском центре Эймса. [29]
Самка белоголового орлана в Национальном орлином центре в Вабаше, штат Миннесота, названа в честь жертв катастрофы.
В популярной культуре [ править ]
В ответ на потерю Columbia , гитарист Стив Морс из рок-группы Deep Purple написал инструментал " Contact Lost ", который стал заключительным треком на их альбоме 2003 года Bananas . Он был посвящен астронавтам, погибшим в результате катастрофы, а гонорары Морса за написание песен были пожертвованы семьям погибших астронавтов. [30] Астронавт и инженер-специалист миссии Калпана Чавла , одна из жертв катастрофы, была фанаткой Deep Purple и во время полета обменивалась с группой электронными письмами, что сделало трагедию еще более личной для группы. [30] С собой в космос она взяла три компакт-диска, два из которых были альбомами Deep Purple Machine Head и Purpendular . Оба компакт-диска пережили разрушение шаттла и падение на 39-мильную глубину. [31]
Несколько песен популярной музыки отдают дань уважения Колумбии , а некоторые посвящены ей. Инструментальная композиция Эрика Джонсона "Columbia" из его альбома Bloom 2005 года была написана как дань уважения погибшим жизням. Джонсон сказал: «Я хотел сделать это скорее позитивным посланием, приветствием, праздником, а не просто сосредоточиться на нескольких моментах трагедии, а вместо этого создать более широкую картину жизни этих храбрых людей». [32] Шотландская группа Runrig отдает дань уважения Кларку в альбоме The Story 2016 года . Последний трек «Somewhere» заканчивается записью ее голоса. [33] Кларк был фанатом Ранрига, и песня Ранрига "Running to the Light" стала для него тревожным сигналом. Она взяла The Stamping Ground с собой в космос компакт-диск . Когда шаттл взорвался, компакт-диск был найден на Земле и подарен группе ее семьей.
См. также [ править ]
- Список полетов человека в космос
- Список экипажей космических шаттлов
- Список миссий космического корабля "Шаттл"
- Список аварий и происшествий, связанных с космическими полетами
- Хронология миссий космического корабля "Шаттл"
Ссылки [ править ]
Цитаты [ править ]
- ^ «НАСА - Обзор космического корабля: Колумбия (OV-102)» . www.nasa.gov . Архивировано из оригинала 1 июня 2023 года . Проверено 17 октября 2017 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Шаттл «Колумбия» (ОВ-102)» . science.ksc.nasa.gov . НАСА. 1 февраля 2003 г. Архивировано из оригинала 6 июня 2019 г. Проверено 21 июля 2017 г.
- ^ Харвуд, Уильям (12 октября 2009 г.). «Данные быстрого просмотра STS-129 / ISS-ULF3» (PDF) . Новости CBS . Проверено 30 ноября 2009 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Словинац, Патрисия; Деминг, Джоан (январь 2011 г.). «Лаборатория/корпус 16 систем авионики. Историческая документация». Сервер технических отчетов НАСА . НАСА. hdl : 2060/20110002109 .
- ^ «19 марта 1981 года: первые гибели шаттла «Колумбия»» . Проводные новости . 19 марта 2009 года . Проверено 29 июля 2009 г.
- ^ «Работник космического корабля погиб при падении на стартовой площадке» . Новости Эн-Би-Си . 14 марта 2011 года . Проверено 2 августа 2011 г.
- ^ Гебхардт, Крис (1 февраля 2011 г.). «Космический шаттл Колумбия: новое начало и видение» . www.nasaspaceflight.com .
- ^ «Шаттл «Колумбия» (ОВ-102)» . НАСА/КСК. Архивировано из оригинала 6 июня 2019 года . Проверено 7 ноября 2012 г.
- ^ «Капитальный ремонт орбитального аппарата: план по снижению веса Колумбии» . Космический полет сейчас. 14 апреля 2000 года . Проверено 17 июля 2009 г.
- ^ «Капитальный ремонт орбитального аппарата: полет в будущее» . Космический полет сейчас. 14 апреля 2000 года . Проверено 17 июля 2009 г.
- ^ Лардас, Марк (2012). Система запуска космических кораблей: 1972-2004 гг . Издательство Оспри. п. 35.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Система тепловой защиты орбитального корабля (PDF)» (PDF) . НАСА Космического центра Кеннеди Отдел по связям с общественностью . 2006. Архивировано из оригинала (PDF) 10 июня 2011 года . Проверено 7 июня 2011 г.
- ^ «Усовершенствованные гибкие многоразовые изоляционные покрытия для поверхности» . НАСА. 7 апреля 2002 года. Архивировано из оригинала 10 февраля 2001 года . Проверено 7 июня 2011 г.
- ^ «Усовершенствованные гибкие многоразовые изоляционные покрытия для поверхности» . НАСА. 7 апреля 2002 года. Архивировано из оригинала 10 февраля 2001 года . Проверено 7 июня 2011 г.
- ^ «Фото со стока — космический корабль Pathfinder» . Алами .
- ^ Дисмукес, Ким (27 октября 2000 г.). «Инфракрасное измерение температуры шаттла Лисайд» . Справочное руководство по шаттлу. Архивировано из оригинала 16 января 2001 года . Проверено 8 февраля 2023 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Уорд, Джонатан (20 марта 2017 г.). «Черный ящик Колумбии » .
- ^ «HSF – Шаттл» . spaceflight.nasa.gov . Архивировано из оригинала 17 декабря 1999 года.
- ^ Отчет Колумбийского совета по расследованию происшествий, том 1 (PDF) (Отчет). НАСА. Август 2003. с. 11 . Проверено 15 мая 2023 г.
- ^ «Катастрофа космического корабля «Колумбия», вид через камеру AH-64 Apache» . Февраль 2014.
- ^ «Отчет о расследовании выживания экипажа Колумбии» (PDF) . НАСА.gov . Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства. 30 декабря 2008 года . Проверено 31 марта 2016 г.
- ^ «НАСА» . НАСА . Архивировано из оригинала 23 апреля 2022 года . Проверено 8 февраля 2023 г.
- ^ «Обломки шаттла «Колумбия» нашли последнее пристанище» . Нью-Йорк Таймс . 8 февраля 2004 года. Архивировано из оригинала 13 ноября 2010 года . Проверено 2 мая 2010 г.
- ^ «Колумбийский Арлингтон» . Собери пространство. 1 февраля 2004 г.
- ^ "Введение" . History.nasa.gov . Проверено 8 февраля 2023 г.
- ^ «Веб-сайт музея Патрисии Хаффман Смит» . Хемфилл, округ Сабин, штат Техас. Архивировано из оригинала 11 марта 2011 года.
- ^ «Мемориальный космический центр Колумбии» . Мемориальный космический центр Колумбии . Проверено 8 февраля 2023 г.
- ^ «НАСА представляет свой новейший и самый мощный суперкомпьютер» . НАСА.gov . НАСА. 26 октября 2004 г. Архивировано из оригинала 28 октября 2004 г.
- ^ Хардман, Джон (10 мая 2004 г.). «НАСА назовет суперкомпьютер в честь астронавта Колумбии» . НАСА.gov . НАСА. Архивировано из оригинала 17 марта 2013 года.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Шаттл Deep Purple» . сайт гитары.com. Архивировано из оригинала 28 сентября 2007 года . Проверено 15 февраля 2007 г.
- ^ Джонсон, Том. «Down To Earth – компакт-диски Deep Purple пережили трагедию в Колумбии» . Блогкритики . Архивировано из оригинала 24 июня 2011 года.
- ^ «Тон НАСА Эрика Джонсона» . premierguitar.com . Архивировано из оригинала 15 февраля 2012 года . Проверено 28 марта 2012 г.
- ^ «Скайские рокеры Runrig готовятся к выпуску своего последнего альбома» . Шотландец . 30 января 2016 года . Проверено 24 января 2017 г.
Источники [ править ]
- Эта статья включает общедоступные материалы с веб-сайтов или документов Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства .
Внешние ссылки [ править ]
- Последнее интервью команды Columbia и поминальная служба с панегириком певицы Патти ЛаБелль (Google Video)
- Первый запуск Columbia (Видео Google)
- в Колумбии Комиссия по расследованию несчастных случаев
- Колумбии Отчет о расследовании выживания экипажа
- « Часто задаваемые вопросы о потерях Колумбии » . Архивировано из оригинала 27 июля 2010 года . Проверено 10 апреля 2005 г. Он был составлен членами групп Usenet новостей sci.space.history и sci.space.shuttle , включая некоторых сотрудников НАСА и соответствующих агентств-подрядчиков. Большая часть содержания FAQ была скопирована и использована многими новостными службами без указания авторства, включая Florida Today и Space.com .
- Space.com Columbia Часто задаваемые вопросы о .
- Орбитальный шаттл Колумбия (OV-102). Архивировано 6 июня 2019 года в Wayback Machine.
- Репортаж New York Times о шаттле
- Мемориал Космического Зеркала
- Архив сводки миссии
- в Колумбии Авария в архиве изображений на первой странице Newsseum от 2 февраля 2003 г.
- Мемориал космического корабля "Шаттл", посвященный обеим катастрофам космического корабля "Шаттл"
- Как создать крутую ностальгию: Ковбой Бибоп 19 «Дикие лошади»