Шаттл - miR программа
Программа «Мир» — «Шаттл» | |
![]() | |
Обзор программы | |
---|---|
Страна | |
Организация | |
Статус | Завершенный |
История программы | |
Первый полет | 3 февраля 1994 г. ( STS-60 ) |
Последний рейс | 2 июня 1998 г. ( STS-91 ) |
Сайт запуска (ы) | |
Информация о транспортном средстве | |
Транспортное средство (и) экипаж |
Часть серии на |
Космическая программа США |
---|
![]() ![]() |
Часть серии статей о |
Советская космическая программа |
---|
Программа «Шаттл- » miR представляла собой совместную 11-миссионную космическую программу между Россией и Соединенными Штатами, в которой участвовали американские космические шаттлы, посещающие российскую космическую станцию Мир , российские космонавты, летящие на шаттле, и американский астронавт, летящий на борту космического корабля Союз , чтобы вовлечь длительные экспедиции на борту Мир .
Проект, иногда называемый «первая фаза», был предназначен для того, чтобы позволить Соединенным Штатам учиться на российском опыте с длительным космическим полетом и способствовать духу сотрудничества между двумя странами и их космическими агентствами США и , национальной авиационной и космической администрацией космическим управлением. (НАСА) и Российское федеральное космическое агентство (Roscosmos). Проект помог подготовить путь для дальнейших кооперативных космических предприятий; В частности, «Фаза» совместного проекта, строительство Международной космической станции (МКС). Программа была объявлена в 1993 году, первая миссия началась в 1994 году, и проект продолжился до тех пор, пока его запланированное завершение в 1998 году. Миссии «Одиннадцать космических челноков», совместный полет Союз и почти 1000 кумулятивных дней в космосе для американских астронавтов произошли в течение семи длинных -экспедиции. В дополнение к запуску Space Shuttle для MIR в Соединенных Штатах также полностью финансируется и оснащено научным оборудованием Spektr Module (запущен в 1995 году) и Priroda Module (запущен в 1996 году), что делает их фактическими модулями американских американских модулей во время программы трансфера . [ 1 ]
Во время четырехлетней программы полете было достигнуто в . космическом многие первые Российский орланский скафандж .
Программа была омрачена различными проблемами, в частности, безопасность Мира после пожара и столкновения, финансовые проблемы с российской космической программой, страдающей денежными средствами, и обеспокоенность от астронавтов по поводу отношения администраторов программы. Тем не менее, большое количество науки, опыта в строительстве космических станций и знаниях в работе в кооперативном космическом предприятии было получено в результате комбинированных операций, что позволило строительству МКС продолжаться гораздо более плавным, чем в противном случае.
Фон
[ редактировать ]
Происхождение программы шаттла - miR можно проследить до тестового проекта Аполлона -Союза 1975 года , который привел к совместной американской/советской миссии в течение дефекта периода холодной войны и стыковки между американским космическим кораблем и Советским Союсом Советского Союз космический корабль. За этим последовали переговоры между НАСА и Intercosmos в 1970 -х годах по поводу программы «Шаттл -Сальют » о пролете между космическими трансферами на Солюта космическую станцию , а более поздние переговоры в 1980 -х годах даже рассматривают полеты будущих советских шаттлов из программы Бурана Для будущей космической станции США - эта программа «Шаттл -Сальют » никогда не осуществлялась, однако во время существования советской программы Intercomos. [ 2 ]
Это изменилось после роспуска Советского Союза : конец холодной войны и космической гонки привел к финансированию модульной космической станции США (первоначально названная свобода ), которая была запланирована с начала 1980 -х годов, была сокращена. [ 3 ] Подобные бюджетные трудности сталкивались с другими странами с проектами космических станций, что побуждает американских правительственных чиновников начать переговоры с партнерами в Европе, России, Японии и Канаде в начале 1990-х годов начать совместный, многонациональный проект космических станций. [ 3 ] В российской федерации , будучи преемником большей части Советского Союза и ее космической программы, ухудшающаяся экономическая ситуация в постсоветском экономическом хаосе привела к растущим финансовым проблемам программы Российской космической станции. Строительство космической станции miR-2 в качестве замены стареющего miR стало иллюзорным, хотя только после того, как его базовый блок, DOS-8, был построен. [ 3 ] Эти события привели к тому, что бывшие противники вместе с программой «Шаттл -Мир» , которая проложила путь к Международной космической станции , совместному проекту с несколькими международными партнерами. [ 4 ]

В июне 1992 года американский президент Джордж Буш и президент России Борис Ельцин согласились сотрудничать с исследованием космоса, подписав соглашение между Соединенными Штатами Америки и Российской федерацией в отношении сотрудничества в области разведки и использования космоса для мирных целей . Это соглашение призвало создать короткий, совместный космический проект, в течение которого один американский астронавт будет сесть на российскую космическую станцию MIR , и два российских космонавта будут сесть на космический челнок. [ 3 ]
В сентябре 1993 года американский вице-президент Эл Гор-младший и премьер-министр России Виктор Черномирдин объявили о планах новой космической станции, которая в конечном итоге стала международной космической станцией. [ 5 ] Они также согласились, в подготовке к этому новому проекту, что Соединенные Штаты будут активно участвовать в проекте MIR в предстоящие годы, под названием кодового имени «Первая фаза» (строительство МКС является «Фазой второй»). [ 6 ]
Первый полет космического челнока в Мир был миссией на свидании без стыковки на STS-63 . Это было последовало в ходе проекта девятью миссиями с докингом MIR -от STS-71 до STS-91 . Шаттл вращал экипажи и доставленные припасы, а одна миссия, STS-74 , несла модуль стыковки и пару солнечных батарей в MIR . Были также проведены различные научные эксперименты, как на рейсах, так и в долгосрочной перспективе на станции. Проект также увидел запуск двух новых модулей, Spektr и Priroda , для MIR , которые использовались американскими астронавтами в качестве жилых помещений и лабораторий для проведения большей части своей науки на борту станции. Эти миссии позволили НАСА и Роскососу многое узнать о том, как лучше всего работать с международными партнерами в космосе и как минимизировать риски, связанные с сборкой большой космической станции на орбите, как это должно было быть сделано с МКС. [ 7 ] [ 8 ]
Проект также послужил политическим уловкой со стороны американского правительства, предоставляя дипломатическую канал для НАСА, чтобы принять участие в финансировании небрежно финансируемой российской космической программы. Это, в свою очередь, позволило недавно сбежавшему российскому правительству поддерживать работу Мира , в дополнение к российской космической программе в целом, гарантируя, что российское правительство оставалось дружелюбным по отношению к Соединенным Штатам. [ 9 ] [ 10 ]
Приращения
[ редактировать ]
В дополнение к рейсам трансфер до miR , первая фаза также показала семь «приращений» на борту станции, длительные рейсы на борту Мир от американских астронавтов. Семь астронавтов, которые приняли участие в «Приращениях», Норман Тагард , Шеннон Люсид , Джон Блаха , Джерри Линингенджер , Майкл Фоале , Дэвид Вольф и Эндрю Томас , каждый из них вылетел в Стар -Сити , Россия , чтобы пройти тренировку в различных аспектах Работа MIR и космического корабля Soyuz , используемых для транспортировки на и обратно. Астронавты также получили практику в проведении космических прогулок за пределами MIR и уроков на русском языке , которые будут использоваться на протяжении всего их миссий, чтобы поговорить с другими космонавтами на борту станции и контроля миссии в России, TSUP . [ 10 ]
Во время их экспедиций на борту Мир астронавты провели различные эксперименты, включая рост сельскохозяйственных культур и кристаллов, и делали сотни фотографий Земли . Они также помогали в обслуживании и ремонте стареющей станции, после различных инцидентов с пожарами, столкновениями, потери энергии, неконтролируемыми спинами и токсичными утечками. В целом, американские астронавты проведут почти тысячу дней на борту Мира , что позволило НАСА многому научиться о длительном космическом полете, особенно в областях психологии астронавтов и о том, как лучше организовать графики экспериментов для экипажей на космических станциях. [ 9 ] [ 10 ]
Мне
[ редактировать ]
Мир был построен в период с 1986 по 1996 год и был первой в мире модульной космической станцией. Это была первая последовательно заселенная долгосрочная исследовательская станция в космосе, и ранее держала рекорд по самым длинным непрерывным присутствию человека в космосе, за восемь дней до десяти лет. состояла Цель Мира в том, чтобы предоставить большую и обитаемую научную лабораторию в космосе, и благодаря ряду сотрудничества, включая межкосмос и шаттл - miR , была сделана на международном уровне доступным для космонавтов и космонавтов многих разных стран. Станция существовала до 23 марта 2001 года, в этот момент она была намеренно деорбирована и распалась во время повторного входа в атмосфер. [ 3 ]
Мир был основан на Salyut серии космических станций , ранее запущенной Советским Союзом (с 1971 года было запущено семь космических станций Salyut и в основном обслуживались российскими космическими кораблями Союз и прогрессирования грузовыми кораблями . Предполагалось, что Space Shoptle Buran посетит MIR , но его программа была отменена после его первого невозмутимого космического полета. В посещении американских космических шаттлов использовалось андрогинное периферийное прикрепление системы стыковки стыковки, первоначально предназначенное для Бурана, установленного на кронштейне, изначально разработанном для использования со свободой космической станции . [ 3 ]
С космическим челноком, пристыкованным к Миру , временные увеличения жизни и рабочих зон составляли комплекс, который был крупнейшим в мире космическим кораблем в то время, с общей массой 250 метрических тонн (250 тонн ; 280 коротких тонн ). [ 3 ] [ 11 ]
Космический челнок
[ редактировать ]
Космический шаттл был частично многоразовой с низким уровнем земли системой космических кораблей , которая работала с 1981 по 2011 год Национальным управлением авиационной и космической промышленностью США (НАСА) в рамках программы космического челнока . Его официальным названием программы была система космической транспортировки (STS) , взятая из плана 1969 года для системы многоразового космического корабля, которой он был единственным предметом, финансируемым за разработку. [ 12 ] Первый из четырех орбитальных испытательных полетов произошел в 1981 году, что привело к эксплуатационным рейсам, начиная с 1982 года. В дополнение к прототипу, завершение которого было отменено, пять полных трансферных систем были построены и использовались в общей сложности 135 миссий с 1981 по 2011 год, запущены. Из космического центра Кеннеди (KSC) во Флориде. Общее время миссии флота шаттла составило 1322 дня, 19 часов, 21 минуты и 23 секунды. [ 13 ]
Космический челнок нес в себе большие полезные нагрузки на различные орбиты, и во время программ челнока - miR и ISS обеспечивали вращение экипажа и несли различные поставки, модули и кусочки оборудования на станции. Каждый шаттл был разработан для прогнозируемого срока службы 100 запуска или 10 -летнего операционного срока службы. [ 14 ] [ 15 ]
Девять стыковочных миссий были доставлены в Мир , с 1995 по 1997 год во время «Фазы первой»: космический челнок Атлантис пришвартовался семь раз к Миру , с обнаружением и начинанием каждая летающая одна из стыковочной миссии в Мир . Поскольку космический шаттл Колумбия и самым тяжелым из флота, он не подходил для эффективных операций в MIR была самым старым (а затем и на ISS ) 51,6,6-градусной склонности- поэтому Колумбия не была модернизирована с необходимым внешним шлюзом и орбитальной док-системой, И никогда не полетел на космическую станцию. [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ]
Временная шкала
[ редактировать ]
Начинается новое сотрудничество (1994)
[ редактировать ]Первая фаза программы «Шаттл- Мир» началась 3 февраля 1994 года с запуска Space Shuttle Discovery на ее 18-й миссии, STS-60 . Восьмидневная миссия стала первым трансфером в этом году, первым рейсом российского космонавта , Сергея Крикалева , на борту американского трансфера, и ознаменовал начало увеличения сотрудничества в космосе для двух наций, через 37 лет после космической гонки начался. [ 19 ] Часть международного соглашения о человеческом космическом полете, миссия стала вторым рейсом модуля Spacehab с давлением и отмечала союнную полезную полезную нагрузку для полета в космосе. Основной полезной нагрузкой для миссии стала установка Wake Shield (или WSF), устройство, предназначенное для создания новых полупроводниковых фильмов для продвинутой электроники. WSF был доставлен в конце в роботизированной руки Discovery течение полета. Во время миссии астронавты на борту Discovery также провели различные эксперименты на борту в заливе полезной Spacehab орбита модуля нагрузки Виктор Афанасьев и Юрь Усачев (Flying Mir Expeditions LD-4 и EO-15). [ 16 ] [ 20 ] [ 21 ]

Америка прибывает в Мир (1995)
[ редактировать ]1995 начался с запуска Космического Шаттла Discovery 3 февраля. Миссия Discovery, STS-63 , была вторым рейсом космического челнока в программе и первым рейсом трансфера с женщиной-пилотом Эйлин Коллинз . Названная миссией «близкий » , восьмидневный рейс увидел первое свидание космического челнока с Миром , как российский космонавт Владимир Титова и остальная часть приблизились команды Discovery в пределах 37 футов (11 м) Мир. Полем После свидания Коллинз совершил обмотки станции. Миссия, репетиция платья для первой составной миссии в программе, STS-71 , также провела тестирование различных методов и кусочков оборудования, которые будут использоваться во время последовательных миссий. [ 20 ] [ 22 ] [ 23 ]
Через пять недель после Discovery перелета 14 марта запуск Soyuz TM-21 перенес экспедицию EO-18 в MIR . Экипаж состоял из космонавтов Владимира Децхуров и Геннадий Стрекалов и астронавта НАСА Норман Тагард , которые стали первым американцем, который летал в космос на борт космического корабля Союз . В течение своей 115-дневной экспедиции научный модуль Spektr (который служил живым и рабочим пространством для американских астронавтов) был запущен на борту протонной ракеты и пришвартовался к Миру . Spektr получил более 1500 фунтов (680 кг) исследовательского оборудования из Америки и других стран. Экипаж экспедиции вернулся на землю на борту космического шаттла Атлантиды после первого трансфера- стыковки Мир во время миссии STS-71 . [ 3 ] [ 9 ] [ 24 ]

Основные цели STS-71, запущенные 27 июня, призвали к появлению космического челнока Atlantis и выполнить первую стыковку между американским космическим челноком и станцией. 29 июня Атлантида успешно пришвартовалась с Миром , став первым космическим кораблем США, который пришвартовался с российским космическим кораблем после тестового проекта Аполлона-Союз в 1975 году. [ 25 ] Атлантида доставила Cosmonauts Anatoly Solovyev и Nikolai Budarin , которые сформировали бы команду Extition EO-19, и забрали астронавта Нормана Тагарда и Космонами Владимир Децхуров и Геннади Стрекалов из экипажа EO-18. Атлантис также провел орбиту-совместные исследования в области жизненных наук США на борту модуля Spacelab и выполнил материально-техническое пополнение станции. [ 20 ] [ 26 ] [ 27 ]
Финальный трансфер 1995 года, STS-74 , начался с 12 ноября запуска космического челнока Atlantis и доставил российский стыковочный модуль в MIR вместе с новой парой солнечных массивов и другими обновлениями оборудования для станции. Модуль стыковки был разработан, чтобы обеспечить больше разрешений для шаттлов, чтобы предотвратить любые столкновения с батареями MIR солнечными во время стыковки, что была преодолела во время STS-71 станции путем перемещения модуля Кристалла в другое место на станции. Модуль, прикрепленный к -порту Кристалла док , предотвратил необходимость этой процедуры на дальнейших миссиях. В течение полета почти 1000 фунтов (450 кг) воды были перенесены в MIR , а образцы эксперимента, включая кровь, мочу и слюну, были перенесены в Атлантиду для возвращения на землю. [ 20 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ]

Priroda (1996)
[ редактировать ]Непрерывное присутствие в США на борту MIR началось в 1996 году с запуска Atlantis на Mission STS-76 второй астронавт Шеннон Лесид 22 марта, когда на станцию был переведен . STS-76 был третьей стыковочной миссией MIR , которая также продемонстрировала логистические возможности посредством развертывания модуля SpaceHab и поместил пакеты экспериментов на , стыковке MIR который ознаменовал первый космос , который произошел вокруг пришвартованных транспортных средств. Космические прогулки, проведенные из , каюты экипажа Атлантиды предоставили ценный опыт для астронавтов, чтобы подготовиться к последующим миссиям по сбору на Международную космическую станцию . [ 31 ]
Лесид стала первой американской женщиной, которая жила на станции, и после шестинедельного расширения до ее увеличения из-за проблем с шаттл Solid Rocket Boosters , ее 188-дневная миссия установила рекорд Spaceflight US. Во время Lucid на борту MIR модуль Priroda с около 2200 фунтов (1000 кг) научного аппаратного обеспечения американского научного оборудования, был пристыкован к MIR . Lucid использовал Priroda и Spektr для проведения 28 различных научных экспериментов и в качестве жилых помещений. [ 20 ] [ 32 ]

Ее пребывание на борту Мир закончилось с полетом Атлантиды на STS-79 , который был запущен 16 сентября. STS-79 был первой трансферой, которая носила двойной модуль SpaceHab. кг) материалов было перенесено в MIR , включая воду, генерируемую Atlantis Более 4000 фунтов ( 1800 топливными элементами , и эксперименты, которые включали исследования суперпроводников , развитие хряща и другие биологические исследования. Около 2000 фунтов (910 кг) образцов и оборудования экспериментов также были перенесены обратно из Мир в Атлантиду , что делает общий перевод наиболее обширным. [ 33 ]
Это, четвертая стыковка, также увидела, как Джон Блаха перешел на Мир , чтобы занять его место в качестве астронавта -резидента. Его пребывание на станции улучшило операции в нескольких областях, в том числе процедуры передачи для пристыкованного космического челнока, процедуры «ручная передача» для долгосрочных членов американской экипажа и любительских радиосвязи «ветчины» .
Два космоса были проведены во время его времени на борту. Их цель состояла в том, чтобы удалить разъемы электроэнергии из 12-летнего массива солнечной энергии на базовом блоке и воссоединить кабели к более эффективным новым массивам солнечной энергии. В целом, Blaha провел четыре месяца с командой Cosmonaut MiR-22, проводя материальную науку , жидкость и науку о жизни , а затем вернулся на Землю в следующем году на борту Atlantis на STS-81 . [ 20 ] [ 34 ]
Пожар и столкновение (1997)
[ редактировать ]
В 1997 году STS-81 заменил астронавт John Blaha на Джерри Линенгер , после 118-дневного пребывания Блахи на борту Мир . Во время этой пятой стыковки челнока экипаж Атлантиды перенесла припасы на станцию и вернулась на Землю первые растения, чтобы завершить жизненный цикл в космосе; Урожай пшеницы, посаженного Шенноном Люсидом. В течение пяти дней сопряженных операций экипажи перенесли почти 6000 фунтов (2700 кг) логистики в MIR и перенесли 2400 фунтов (1100 кг) материалов обратно в Атлантиду (большинство материалов, передаваемых между двумя космическими кораблями на эту дату). [ 35 ]
шаттла вибрации Экипаж STS-81 также проверил систему изоляции и стабилизации Zvezda (TVIS), предназначенную для использования в модуле Международной космической станции. Маленькие движители шаттла во время сопряженных упражнений были запущены во время сохранения инженерных данных для «переоборудования» МКС. После распада, Атлантида выполнила мух с miR , оставив Линингенджер на борту станции. [ 20 ] [ 35 ]
Во время своего приращения Линенгер стал первым американец, который провели космический поход от иностранной космической станции и первым, кто проверил российский сферу Орлана-М вдоль русского космонавта Васили Циблиев . Все три члена экипажа Expedition EO-23 выполнили «мухол» в космическом корабле Союз, сначала непрерываясь от одного стыковочного порта станции, затем вручную летят в капсулу в другом месте. Это сделало Linenger первым американец, который был отделан с космической станции на двух разных космических кораблях (космический челнок и союз). [ 24 ]
Линанджер и его российские товарищи по экипажу Васили Циблиев и Александр Лазуткин столкнулись с несколькими трудностями во время миссии. Они включали наиболее серьезный огонь на борту эрбитационного космического корабля (вызванного резервным устройством, генерирующим кислород), сбои различных систем на борту, почти столкновение с грузовым кораблем по восстановлению прогресса во время тестирования стыковки на большие расстояния и полная потеря и полная потеря утра электроэнергии станции. Отказ энергии также вызвал потерю контроля отношения , что привело к неконтролируемому «пачкажке» через космос. [ 3 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 20 ]
Следующим астронавтом НАСА, оставшимся на Мир, был Майкл Фоал . Фоале и российская специалист по миссии Елена Кондакова садилась на Мир из Атлантиды на миссии STS-84 . Экипаж STS-84 перевел 249 предметов между двумя космическими кораблями, а также водой, образцами экспериментов, поставками и оборудованием. Одним из первых предметов, переданных в MIR, был элемент, генерирующий кислород. Атлантида была остановлена три раза во время отступления во время непрерывной последовательности 21 мая. Цель состояла в том, чтобы собрать данные с европейского сенсорного устройства, предназначенного для будущего рейса ESA автоматизированного транспортного средства (ATV) с международной космической станцией. [ 20 ] [ 36 ]

Приращение Foale продолжалось довольно нормально до 25 июня, когда судно пополнения пополнения передавалось с солнечными батареями на модуле Spektr во время второго теста системы стыковки по руководству по выполнению, Тору. Внешняя оболочка модуля была поражена и скрыта, что заставило станцию потерять давление. Это было первое депрессоризация в истории в истории космического полета. Экипаж быстро вырезал кабели, ведущие к модулю, и закрыл люк Spektr 's, чтобы предотвратить необходимость отказаться от станции в их спасательной шлюпке Soyuz. Их усилия стабилизировали давление воздуха станции, в то время как давление в Spektr , содержащее многие эксперименты Foale и личные эффекты, упало в вакуум. К счастью, в других модулях хранились продукты питания, вода и другие жизненно важные материалы, а усилия по спасению и воспроизведению Foale и научного сообщества сводили к минимуму потерю данных и возможностей исследований. [ 9 ] [ 20 ]
В попытке восстановить некоторые из потерянных мощности и систем после изоляции Spektr и попытаться найти утечку, Анатолия MIR новый командир Солови и пролетный инженер Павел Виноградов провели операцию по спасению позже в миссии. Они вошли в пустой модуль во время так называемого космического прогулки «IVA», осматривая состояние аппаратного обеспечения и запуска кабелей через специальный люк от до систем Spektr остальной части станции. После этих первых исследований Фоал и Соловьев провели 6-часовую EVA на поверхности Spektr , чтобы осмотреть поврежденный модуль. [ 20 ] [ 37 ]

После этих инцидентов Конгресс и НАСА США рассмотрели вопрос о том, отказаться ли программа из -за заботы о безопасности астронавтов, но администратор НАСА Дэниел Голдин решил продолжить программу. [ 10 ] Следующий рейс в Мир , STS-86 , принес акронавт Дэвида Вольфа на станцию.
STS-86 исполнил седьмой стыков с седьмым шаттлом- MIR , последний из 1997 года. Во время члены пребывания Атлантиды экипажа Титова и Паразинского провели первое совместное мероприятие в США-России во время миссии трансфера, и первое, в котором россиян носил США. скафанд. Во время пятичасовой космической прогулки пара прикрепила 121-фунтовую (55 кг) крышку солнечной батареи к модулю стыковки запечатать утечку в корпусе Спектра , чтобы будущую попытку членов экипажа . Миссия вернулась на землю на землю, вместе с образцами, оборудованием и старым кислородным генератором Elektron и выпала волка на станции, готовый к его 128-дневному приращению. Первоначально Вольф должен был стать последним астронавтом Мира , но был выбран, чтобы пойти на приращение вместо астронавта Венди Лоуренс . Лоуренс был признан непосредственным для полета из -за изменения российских требований после столкновения с транспортным средством по предложению. Новые правила требовали, чтобы все члены экипажа MIR должны были быть обучены и готовы к космосу, но российский скафандж не мог быть подготовлен для Лоуренса как раз к запуску. [ 20 ] [ 38 ]

Первый этап закрывается (1998)
[ редактировать ]Последний год первой фазы начался с «Полета шаттла» космического на STS-89 . Миссия доставила Cosmonaut Salizhan Shipov в Мир и заменила Дэвида Вольфа на Энди Томаса , после 119-дневного приращения Вольфа. [ 20 ] [ 39 ]
Во время своего роста, последнего из программы, Томас работал над 27 научными исследованиями в области передовых технологий, наук о земле , наук о человеческой жизни, исследования микрогравитации и снижение рисков. Его пребывание на Мир , которое считается самым плавным из всей программы первой фазы, представляла собой еженедельные «буквы из форпоста» от Томаса и проходили два этапа для продолжительности космического полета - 815 дней подряд в космосе американскими астронавтами с момента запуска Шеннона Люсид Миссия STS-76 в марте 1996 года и 907 дней заполнения MIR американскими астронавтами, начиная с поездки Нормана Тагара в Мир в марте 1995 года. [ 20 ] [ 40 ]
Томас вернулся на Землю на последнем шаттле- Мир Миссии, STS-91 . Миссия закрыла первую фазу, когда экипажи EO-25 и STS-91 передают воду в MIR и обменивались почти 4700 фунтов (2100 кг) грузовых экспериментов и расходных материалов между двумя космическими кораблями. Долгосрочные американские эксперименты, которые были на борту , также были перенесены в открытие . Хэтчи были закрыты для непрерывного в 9:07 утра по восточному дневному времени (EDT) 8 июня, а космический корабль отделился в 12:01 EDT в тот день. [ 20 ] [ 41 ] [ 42 ]

Фазы два и три: ISS (1998 -Present)
[ редактировать ]С приземлением Discovery 12 июня 1998 года программа первой фазы заключила. Методы и оборудование, разработанные в ходе программы, помогали разработке второго этапа: начальная сборка Международной космической станции (ISS). Прибытие Destiny лабораторного модуля в 2001 году ознаменовало конец второй фазы и начало третьего этапа, окончательного освоения станции, завершенной в 2012 году. [ 43 ]
В 2015 году была завершена реконфигурация американского сегмента, чтобы позволить его стыковочным портам размещать спонсируемые НАСА транспортные средства коммерческих экипажей, которые, как ожидалось, начнут посещать МКС в 2018 году. [ 44 ]
По состоянию на июнь 2015 года [update], ISS имеет под давлением объем 915 кубических метров (32 300 куб. когда -либо собрался. [ 45 ] Завершенная станция состоит из пяти лабораторий и может поддерживать шесть членов экипажа. 11 700 куб. С более чем 332 кубическими метрами ( [ 45 ]
Фазы два и три предназначены для продолжения как международного сотрудничества в области космоса, так и в научных исследованиях нулевой гравитации, особенно в отношении длительного пространственного полета. К весне 2015 года Роскосос , НАСА и Канадское космическое агентство (CSA) согласились продлить миссию МКС с 2020 по 2024 год. [ 46 ]
В 2018 году он был продлен до 2030 года. [ 47 ] Результаты этого исследования предоставит значительную информацию для длительных экспедиций на Луну и рейсы на Марс . [ 48 ]
После преднамеренного деорбитинга Мира 23 марта 2001 года МКС стала единственной космической станцией на орбите вокруг Земли. [ 49 ] Он сохранил это различие до запуска китайской космической лаборатории Tiangong-1 29 сентября 2011 года. [ 50 ]
живет Наследие Мира на станции, объединяя пять космических агентств в разведке и позволяя этим космическим агентствам подготовиться к следующему прыжке в космос, на Луну, Марс и за его пределами. [ 51 ]
Полный список трансфер - MIR миссий
[ редактировать ]Миссия | Дата запуска | Трансфер | Пластырь | Экипаж | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
STS-60 | 3 февраля 1994 года | Открытие | ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Первый русский космонавт на американском космическом корабле | Развернули объект Wake Shield | Носил Spacehab один модуль |
STS-63 | 3 февраля 1995 г. | Открытие | ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Первое трансфер с mir |
Soyuz TM-21 | 14 марта 1995 | ![]() |
![]() ![]() ![]() |
Первый американский астронавт на русском космическом корабле | Доставленная miR-eo-18 команда | Доставил Норман Тагард для длительного пребывания | |
STS-71 | 27 июня 1995 | Атлантида | ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Первый шаттл - стыковка miR | Доставлено MIR EO-19 Crew | Вернулся команда Mir EO-18 |
STS-74 | 12 ноября 1995 г. | Атлантида | ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Доставлен miR модуль стыковки | Хэдфилд стал первым и только канадским, чтобы посетить Мир |
STS-76 | 22 марта 1996 г. | Атлантида | ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Доставлен Шеннон ЛЮКИД для длительного пребывания | Носил один модуль Spacehab |
STS-79 | 16 сентября 1996 года | Атлантида | ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Первый полет двойного модуля Spacehab | Доставил Джона Блаха для длительного пребывания | Вернулся Шеннон Люсид с длительного пребывания |
STS-81 | 12 января 1997 года | Атлантида | ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Доставил Джерри Линингенджер для длительного пребывания | Вернул Джона Блахи с длительного пребывания |
STS-84 | 15 мая 1997 года | Атлантида | ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Доставлено Майкла Фоала для длительного пребывания | Вернулся Джерри Линенгер с длительного пребывания |
STS-86 | 26 сентября 1997 года | Атлантида | ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Владимир Титов стал первым русским космомаут, чтобы использовать эму | Доставил Дэвид Вольф для длительного пребывания | Вернул Майкла Фоала с длительного пребывания |
STS-89 | 31 января 1998 года | Стараться | ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Доставлен Эндрю Томаса для длительного пребывания | Вернулся Дэвида Вольфа с длительного пребывания |
STS-91 | 2 июня 1998 года | Открытие | ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Финальная трансфера миссия | Вернулся Эндрю Томаса с длительного пребывания |
Спор
[ редактировать ]
Безопасность и научное возвращение
[ редактировать ]Критика программы была в первую очередь связана с безопасностью стареющего miR , особенно после пожара на борту станции и столкновения с судном по предложению в 1997 году. [ 10 ]
Пожар, вызванный неисправностью резервного генератора кислорода (SFOG), сгорел, в соответствии с различными источниками, между 90 секундами и 14 минутами и производил большое количество токсичного дыма, который заполнял станцию в течение примерно 45 минут. Это заставило команду надеть респираторы, но некоторые из масок респираторов первоначально носят были сломаны. Огнетуисты, установленные на стенах модулей, были неподвижными. Огонь произошел во время ротации экипажа, и как таковые было шесть человек на борту станции, а не обычных трех. Был заблокирован доступ к одной из пристыкованных спасательных шлюпок Союз, что предотвратит побег на половину экипажа. Аналогичный инцидент произошел в более ранней экспедиции MIR , хотя в этом случае SFOG сгорел всего несколько секунд. [ 9 ] [ 10 ]
Инциденты, связанные с почти пропусканием и столкновением, представляли дополнительные проблемы безопасности. Оба были вызваны сбоем одного и того же оборудования, системой стыковки Toru, которая в то время проходила тесты. Тесты были вызваны для того, чтобы оценить производительность стыковки на большие расстояния, чтобы позволить россиянам, страдающим от наличных, удалить дорогую автоматическую стыковочную систему KURS с судов Progress.
После столкновения НАСА и Российского космического агентства спровоцировали многочисленные советы по безопасности, которые должны были определить причину аварии. По мере развития их исследований, результаты двух космических агентств начали двигаться в разных направлениях. Результаты НАСА обвинили систему стыковки Тору, так как требовалось, чтобы астронавт или космонавт отвечали, чтобы составить прогресс без помощника какого -либо телеметрии или руководства. Тем не менее, результаты российского космического агентства обвинили аварию в ошибке экипажа, обвинив их собственный космонавт в том, что он просчет расстояние между прогрессом и космической станцией. [ 52 ] Результаты российского космического агентства были подвергнуты жесткой критике, даже по их собственному космонавту Циблиева, на которого они возлагают вину. Во время своей первой пресс -конференции после его возвращения на Землю Космонавт выразил свой гнев и неодобрение, заявив: «Здесь, в России, была давняя традиция искать козлы отпущения». [ 53 ]
Несчастные случаи также добавляли все более активную критику надежности стареющей станции. Астронавт Блейн Хаммонд утверждал, что его проблемы безопасности по поводу Мира были проигнорированы чиновниками НАСА, и что записи встреч безопасности «исчезли из заблокированного хранилища». [ 54 ] Мир был первоначально разработан, чтобы летать в течение пяти лет, но в конечном итоге пролетел в три раза больше времени. Во время первой фазы и после этого станция показывала ее возраст-с авариями компьютера, потерей мощности, неконтролируемых падающих в космос и протекающих труб были постоянной проблемой для экипажей. Различные сбои системы , генерирующей кислород, также были проблемой, также были проблемой. Эти поломки заставили экипажи все больше зависит от систем SFOG, которые вызвали пожар в 1997 году. Системы SFOG по -прежнему остаются проблемой на борту МКС. [ 9 ]
Другой проблемой противоречий был масштаб его фактической научной прибыли, особенно после потери научного модуля Spektr . Астронавты, менеджеры и различные представители прессы жаловались на то, что преимущества программы перевешивались рисками, связанными с ней, особенно учитывая тот факт, что большинство научных экспериментов США содержались в модуле сдерживания. Таким образом, большое количество американских исследований было недоступным, уменьшив науку, которая могла быть выполнена. [ 55 ] Проблемы безопасности заставили НАСА пересмотреть будущее программы в разное время. Агентство в конечном итоге решило продолжить и попало под огонь из различных областей прессы относительно этого решения. [ 56 ]
Отношение
[ редактировать ]Отношение российской космической программы и НАСА к первой фазе также вызывало обеспокоенность для вовлеченных астронавтов. Из -за финансовых проблем России многие работники TSUP чувствовали , что оборудование миссии и продолжение MIR были более важными, чем жизнь космонавтов на станции. Таким образом, программа работала совсем по -разному по сравнению с американскими программами: Cosmonauts были запланированы для них до минуты, действия (такие как стыковка), которые были бы выполнены вручную пилотами -шаттлом, были выполнены автоматически, и Cosmonauts получили свою оплату Пристыковано, если они допустили какие -либо ошибки во время своих рейсов. Американцы изучили на борту Skylab и более ранние космические миссии, что этот уровень контроля не был продуктивным и с тех пор сделал планы миссии более гибкими. Русские, однако, не сдвинутся с места, и многие чувствовали, что из -за этого было потеряно значительное время. [ 9 ] [ 57 ]
После двух несчастных случаев в 1997 году астронавт Джерри Линенгер считал, что российские власти попытались сокрыть, чтобы преуменьшить значение инцидентов, опасаясь, что американцы отступит от партнерства. Большая часть этого «сокрытия» было кажущимся впечатлением о том, что американские астронавты на самом деле не были «партнерами» на борту станции, а вместо этого были «гостями». Сотрудники НАСА не узнали в течение нескольких часов о пожаре и столкновении и оказались не в процессе принятия решений. НАСА стало более вовлеченным, когда российские контролеры миссии намеревались полностью обвинить в аварии на Васили Циблиеве . Только после применения значительного давления со стороны НАСА эта позиция была изменена. [ 9 ] [ 10 ]
В разное время во время программы менеджеры и персонал НАСА оказались ограниченными с точки зрения ресурсов и рабочей силы, особенно в качестве второго этапа, и было трудно добраться до администрации НАСА. Одна конкретная область споров была с назначениями экипажа к миссиям. Многие астронавты утверждают, что метод отбора не позволил самым опытным людям выполнять роли, для которых они лучше всего подходили. [ 9 ] [ 10 ] [ 58 ]
Финансы
[ редактировать ]С момента распада Советского Союза несколькими годами ранее российская экономика медленно рухнула, а бюджет на изучение космоса сократилось примерно на 80%. До и после первого этапа множество российских космических финансов поступили от рейсов астронавтов из Европы и других стран, когда одна японская телевизионная станция заплатила 9,5 миллионов долларов, чтобы один из их репортеров, Toyohiro akiyama , вылетевший на борту Мира . [ 9 ] К началу первой фазы космонавты регулярно обнаруживали, что их миссии распространяются на сэкономить деньги на пусковых установках, шестилетние рейсы прогресса были сокращены до трех, и была осознанная вероятность того, что MIR будет продан примерно за 500 миллионов долларов. [ 9 ]
Критики утверждали, что контракт в 325 миллионах долларов США с Россией имела единственное, что поддержало российскую космическую программу, и только космический челнок держал Мир . НАСА также пришлось заплатить огромные сборы за учебные пособия и оборудование, используемое астронавтами в Star City . [ 10 ] Проблемы пришли в голову, когда ABC ночная линия сообщила, что российские власти имели особую вероятность растраты американских финансов, чтобы построить набор новых космонавтов в Москве , или что строительные проекты финансировались русскими мафией Полем Администратор НАСА Голдин был приглашен на ночную линию для защиты домов, но он отказался комментировать. Офис НАСА по внешним делам был указан: «То, что Россия делает со своими собственными деньгами, является их делом». [ 9 ] [ 59 ]
Смотрите также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ] Эта статья включает в себя материалы общественного достояния с веб -сайтов или документов Национальной авиационной и космической администрации .
- ^ НАСА.ГОВ . Получено 27 ноября 2020 года
- ^ s:Mir Hardware Heritage/Part 2 - Almaz, Salyut, and Mir#2.1.6 Shuttle-Salyut (1973-1978; 1980s)
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дэвид Харленд (30 ноября 2004 г.). История космической станции Мир . Нью-Йорк: Springer-Verlag New York Inc. ISBN 978-0-387-23011-5 .
- ^ Аль-Хатиб, Талал (22 февраля 2016 г.). «30 лет спустя: наследие космической станции Мир» . Space.com . Архивировано из оригинала 16 мая 2023 года . Получено 23 мая 2023 года .
- ^ Донна Хайвилин (21 июня 1994 г.). « Космическая станция: влияние расширенной российской роли на финансирование и исследования » (PDF) . Государственное управление ответственности . Архивировано (PDF) из оригинала 21 июля 2011 года . Получено 3 ноября 2006 г.
- ^ Ким Дисмукс (4 апреля 2004 г.). «История шаттла -мира/фон/как« фаза 1 »началась» . НАСА. Архивировано из оригинала 16 ноября 2001 года . Получено 12 апреля 2007 года .
- ^ Ким Дисмукс (4 апреля 2004 г.). "Шаттл -МИР ИСТОРИЯ/Добро пожаловать/цели" . НАСА. Архивировано из оригинала 13 ноября 2001 года . Получено 12 апреля 2007 года .
- ^ Джордж С. Нилд и Павел Михайлович Воробиев (январь 1999 г.). Фаза Первая программа Совместный отчет (PDF) (отчет). НАСА. Архивировано из оригинала (PDF) 2004-11-17 . Получено 30 марта 2007 года .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л м Брайан Берро (7 января 1998 г.). Дракона: НАСА и кризис на борту Мир . Лондон, Великобритания: Четвертая поместья Ltd. ISBN 978-1-84115-087-1 Полем ASIN 1841150878 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж Линенгер, Джерри (1 января 2001 г.). На планете: выживание пять опасных месяцев на борту космической станции MIR . Нью-Йорк, США: МакГроу-Хилл. ISBN 978-0-07-137230-5 Полем ASIN 007137230X .
- ^ Дэвид С.Ф. Порти (март 1995 г.). «Мир аппаратное наследие» (PDF) . NASA STI/Recon Technical Report n . 95 : 23249. Архивировано из оригинала (PDF) 7 сентября 2009 года . Получено 30 марта 2007 года .
- ^ Launius, Roger D. «Отчет о космической задаче, 1969» . НАСА. Архивировано из оригинала 2018-12-24 . Получено 2019-08-15 .
- ^ Малик, Тарик (21 июля 2011 г.). «Космический шаттл НАСА по числам: 30 лет иконы космического полета» . Space.com. Архивировано из оригинала 23 мая 2019 года . Получено 18 июня 2014 года .
- ^ Джим Уилсон (5 марта 2006 г.). «Основы трансфера» . НАСА. Архивировано из оригинала 3 октября 2009 года . Получено 21 сентября 2009 года .
- ^ Дэвид М. Харланд (5 июля 2004 г.). История космического челнока . Springer-Praxis. ISBN 978-1-85233-793-3 .
- ^ Jump up to: а беременный Сью Макдональд (декабрь 1998 г.). MIR Mission Chronicle (PDF) (отчет). НАСА. Архивировано из оригинала (PDF) 31 мая 2010 года . Получено 30 марта 2007 года .
- ^ Ким Дисмукс (4 апреля 2004 г.). «Шаттл -мир История/космический корабль/космический трансфер» . НАСА. Архивировано с оригинала 10 ноября 2001 года . Получено 30 марта 2007 года .
- ^ Джастин Рэй (14 апреля 2000 г.). «План потери веса в Колумбии» . Космический полет сейчас. Архивировано из оригинала 7 июня 2011 года . Получено 29 октября 2009 года .
- ^ Уильям Харвуд (4 февраля 1994 г.). «Запуск космического шаттла начинается эпоха американского сотрудничества». Вашингтон пост . Получено 9 марта 2007 г. из Newsbank. п. A3.
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л м не а «История шаттла -мира/переезды и шарики и приращения miR» . НАСА. Архивировано из оригинала 11 ноября 2001 года . Получено 30 марта 2007 года .
- ^ Джим Думулин (29 июня 2001 г.). «Сводка миссии STS-60» . НАСА. Архивировано с оригинала 3 марта 2016 года . Получено 30 марта 2007 года .
- ^ Джим Думулин (29 июня 2001 г.). «Сводка миссии STS-63» . НАСА. Архивировано из оригинала 20 марта 2009 года . Получено 30 марта 2007 года .
- ^ Кэти Сойер (29 января 1995 г.). «США и Россия находят общий язык в космосе - нации преодолевают препятствия в амбициозном партнерстве». Вашингтон пост . Получено 9 марта 2007 г. из Newsbank. п. А1.
- ^ Jump up to: а беременный Список экспедиций miR
- ^ Скотт, Дэвид ; Ленов, Алексей (30 апреля 2005 г.). Две стороны луны . Карманные книги. ISBN 978-0-7434-5067-6 Полем ASIN 0743450671 .
- ^ Джим Думулин (29 июня 2001 г.). «Сводка миссии STS-71» . НАСА. Архивировано с оригинала 29 марта 2015 года . Получено 30 марта 2007 года .
- ^ Ник Натталл (29 июня 1995 г.). «Шаттл дома для стыковки miR». Время . Получено 9 марта 2007 г. из Newsbank.
- ^ "CSA-STS-74-Daily Reports" . Канадское космическое агентство. 30 октября 1999 года. Архивировано с оригинала 16 июля 2011 года . Получено 17 сентября 2009 года .
- ^ Джим Думулин (29 июня 2001 г.). «Сводка миссии STS-74» . НАСА. Архивировано с оригинала 20 декабря 2016 года . Получено 30 марта 2007 года .
- ^ Уильям Харвуд (15 ноября 1995 г.). «Космический челнок доков с MIR - Atlantis использует маневры, аналогичные тем, которые необходимы для строительства». Вашингтон пост . Получено 9 марта 2007 г. из Newsbank. п. A3.
- ^ Уильям Харвуд (28 марта 1996 г.). «Шаттл становится тяжелой областью; космические борьбы с космонавтами практикуют задачи, необходимые для строительства станции». Вашингтон пост . Получено 9 марта 2007 г. из Newsbank. п. A3.
- ^ Джим Думулин (29 июня 2001 г.). «Сводка миссии STS-76» . НАСА. Архивировано из оригинала 6 августа 2013 года . Получено 30 марта 2007 года .
- ^ Уильям Харвуд (20 сентября 1996 г.). «LOCID переносится от miR в космический челнок». Вашингтон пост . Получено 9 марта 2007 г. из Newsbank. п. A3.
- ^ Джим Думулин (29 июня 2001 г.). «Сводка миссии STS-79» . НАСА. Архивировано из оригинала 18 мая 2007 года . Получено 30 марта 2007 года .
- ^ Jump up to: а беременный Джим Думулин (29 июня 2001 г.). «Сводка миссии STS-81» . НАСА. Архивировано из оригинала 20 мая 2007 года . Получено 30 марта 2007 года .
- ^ Джим Думулин (29 июня 2001 г.). «Сводка миссии STS-84» . НАСА. Архивировано из оригинала 10 февраля 2007 года . Получено 30 марта 2007 года .
- ^ Дэвид Хоффман (22 августа 1997 г.). «Важный Mir Spacewalk возлагает большие надежды - продолжение западной поддержки может зависеть от успеха миссии». Вашингтон пост . Получено 9 марта 2007 г. из Newsbank. п. А1.
- ^ Джим Думулин (29 июня 2001 г.). «Сводка миссии STS-86» . НАСА. Архивировано с оригинала 3 марта 2016 года . Получено 30 марта 2007 года .
- ^ Джим Думулин (29 июня 2001 г.). «Сводка миссии STS-89» . НАСА. Архивировано с оригинала 4 марта 2016 года . Получено 30 марта 2007 года .
- ^ Томас, Эндрю (сентябрь 2001 г.). «Письма из форпоста» . НАСА. Архивировано из оригинала 8 октября 2006 года . Получено 15 апреля 2007 года .
- ^ Джим Думулин (29 июня 2001 г.). «Сводка миссии STS-91» . НАСА. Архивировано с оригинала 4 марта 2016 года . Получено 30 марта 2007 года .
- ^ Уильям Харвуд (13 июня 1998 г.). «Последний американский возвращение из Мира». Вашингтон пост . Получено 9 марта 2007 г. из Newsbank. п. A12.
- ^ Эскивель, Джеральд (23 марта 2003 г.). "ISS II, II и III" . НАСА. Архивировано из оригинала 2007-12-14 . Получено 2007-06-27 .
- ^ Хардинг, Пит (26 мая 2015 г.). «ISS перемещает PMM в реконфигурации для будущих транспортных средств экипажа» . NASA Spaceflight.com . Архивировано из оригинала 1 июня 2015 года . Получено 2015-06-13 .
- ^ Jump up to: а беременный Гарсия, Марк (30 апреля 2015 г.). «Факты и цифры ISS» . Международная космическая станция . НАСА. Архивировано из оригинала 3 июня 2015 года . Получено 2015-06-13 .
- ^ Кларк, Стивен (24 февраля 2015 г.). «Российское космическое агентство одобряет МКС до 2024 года» . Космический полет сейчас . Архивировано с оригинала 14 июня 2015 года . Получено 2015-06-14 .
- ^ «Сенат принимает коммерческий законопроект» . Spacenews.com . 2018-12-21. Архивировано из оригинала 2021-09-27 . Получено 2019-03-26 .
- ^ Гарсия, Марк (30 апреля 2015 г.). «Международное сотрудничество» . Международная космическая станция . НАСА. Архивировано из оригинала 28 мая 2015 года . Получено 2015-06-13 .
- ^ Бойл, Алан (23 марта 2001 г.). «Россия прощается с Миром» . NBC News . Нью-Йорк. Архивировано с оригинала 15 июня 2015 года . Получено 2015-06-13 .
- ^ Малик, Тарик (29 сентября 2011 г.). «Китайская космическая лаборатория Tiangong 1: вопросы и ответы» . Space.com . Архивировано с оригинала 26 сентября 2015 года . Получено 2015-06-13 .
- ^ Капуста, Майкл (31 июля 2005 г.). «НАСА обрисовывает планы на Луну и Марс» . Орландо Страж . Архивировано из оригинала 12 марта 2007 года . Получено 2009-09-17 .
- ^ Берро, Брайан (1999). Дракона . Четвертое поместье.
- ^ Призрак, Майкл (17 августа 1997 г.). «Отказываясь играть роль козла отпущения Мира, экипаж сопротивляется». Нью -Йорк Таймс .
- ^ Алан Левин (6 февраля 2003 г.). «Некоторые вопросы НАСА -экспертов« объективность » . USA сегодня. Архивировано из оригинала 2011-06-04 . Получено 2017-08-22 .
- ^ Джеймс Оберг (28 сентября 1997 г.). «Стиль« Can-Do »НАСА-это зрение Мира». Вашингтон пост . Получено 9 марта 2007 г. из Newsbank. п. C1.
- ^ Марк Приг (20 апреля 1997 г.). «Строка между НАСА и российским космическим агентством - инновации». The Sunday Times . Получено 9 марта 2007 г. из Newsbank. Спорт 20.
- ^ Леланд Ф. Белью (1977). «9 Третий пилотируемый период» . SP-400 Skylab, наша первая космическая станция . НАСА. Архивировано из оригинала 16 марта 2007 года . Получено 6 апреля 2007 года .
- ^ Бен Эванс (2007). Космический челнок Challenger: Десять путешествий в неизвестное . Уорикшир, Великобритания: Springer-Praxis. ISBN 978-0-387-46355-1 Полем ASIN 0387463550 .
- ^ «Обновление SpaceViews 97 мая 15: политика» . Студенты для исследования и разработки пространства. 15 мая 1997 года. Архивировано с оригинала 12 марта 2005 года . Получено 5 апреля 2007 года .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- История шаттла - Мир (НАСА)
- Дневник приращения Лененджера (НАСА)
- Шаттл Мир -уроки для международной космической станции Джеймс Оберг, редактор, журнал Spectrum, июнь 1998, с. 28–37