СТС-71
![]() Атлантида пристыковалась к Миру , сфотографировано с улетающего космического корабля Союз-ТМ Ураган | |
Имена | Космическая транспортная система -71 |
---|---|
Тип миссии | Шаттл-Мир |
Оператор | НАСА |
ИДЕНТИФИКАТОР КОСПЭРЭ | 1995-030А |
САТКАТ нет. | 23600 |
Продолжительность миссии | 9 дней, 19 часов, 23 минуты, 9 секунд |
Пройденное расстояние | 6 600 000 километров (4 100 000 миль) |
Орбиты завершены | 153 |
Свойства космического корабля | |
Космический корабль | Космический шаттл Атлантис |
Масса полезной нагрузки | 12 191 кг (26 877 фунтов) |
Экипаж | |
Размер экипажа | 7 вверх 8 вниз |
Члены | |
Запуск | |
Посадка | |
Начало миссии | |
Дата запуска | 27 июня 1995 г., 19:32:19 | UTC
Запуск сайта | Кеннеди , LC-39A |
Конец миссии | |
Дата посадки | 7 июля 1995 г., 14:55:28 | UTC
Посадочная площадка | Кеннеди, взлетно-посадочная полоса SLF 15 |
Орбитальные параметры | |
Справочная система | Геоцентрический |
Режим | Низкая Земля |
Высота перигея | 342 километра (213 миль) |
Высота апогея | 342 километра (213 миль) |
Наклон | 51,6 градусов |
Период | 88,9 мин. |
Стыковка с Миром | |
Док-порт | Кристалл нападающий |
Дата стыковки | 29 июня 1995 г., 13:00:16 UTC |
Дата расстыковки | 4 июля 1995 г., 11:09:42 UTC |
Время пристыковано | 4 дня, 22 часа, 9 минут 26 секунд |
![]() ![]() Слева направо – сидят: Дежуров, Гибсон, Соловьев; Стоят: Тагард, Стрекалов, Харбо, Бейкер, Прекорт, Данбар, Бударин. |
Являясь третьей миссией американо-российской программы «Шаттл-Мир» , STS-71 стал первым космическим кораблем «Шаттл» , состыковавшимся с российской космической станцией «Мир» . STS-71 начался 27 июня 1995 года с запуска космического корабля "Атлантис" со стартовой площадки 39А в Космическом центре Кеннеди во Флориде. Шаттл доставил спасательный экипаж в составе двух космонавтов Анатолия Соловьева и Николая Бударина на станцию Инкремента и спас астронавта Нормана Тагарда . Атлантида вернулась на Землю 7 июля с экипажем из восьми человек. Это был первый из семи последовательных полетов на Мир , совершенных Атлантисом , и второй полет шаттла с экипажем из восьми человек после STS-61-A в 1985 году.
В течение пяти дней, когда «Шаттл» был пристыкован к «Миру», он был самым большим космическим кораблем на орбите того времени. STS-71 ознаменовал первую стыковку космического корабля "Шаттл" с космической станцией, первый раз, когда экипаж "Шаттла" поменял членов экипажем станции, а также 100-й пилотируемый космический запуск США. Миссия включала в себя космическую лабораторию и материально-техническое обеспечение «Мира» . Вместе экипажи «Шаттла» и станции провели на орбите различные совместные американо-российские исследования в области медико-биологических наук со Spacelab, а также эксперимент «Шаттл любительского радиоэксперимента-II» (SAREX-II).
Экипаж
[ редактировать ]Позиция | Член экипажа запуска | Член десантного экипажа |
---|---|---|
Командир | ![]() Пятый и последний космический полет | |
Пилот | ![]() Второй космический полет | |
Специалист миссии 1 | ![]() Третий и последний космический полет | |
Специалист миссии 2 Бортинженер | ![]() Третий космический полет | |
Специалист миссии 3 | ![]() Четвертый космический полет | |
Специалист миссии 4 | ![]() ЭО-19 Четвертый космический полет | ![]() ЭО-18 Пятый и последний космический полет |
Специалист миссии 5 | ![]() ЭО-19 Первый космический полет | ![]() ЭО-18 Первый космический полет |
Специалист миссии 6 | Никто | ![]() ЭО-18 Пятый и последний космический полет |
Основные моменты миссии
[ редактировать ]
Основными целями этого полета были сближение и первая стыковка между космическим кораблем "Шаттл" и российской космической станцией " Мир" 29 июня. Во время первой за двадцать лет американо-российской ( советской ) стыковки "Атлантис" доставил спасательный экипаж из двух космонавтов. Анатолий Соловьев и Николай Бударин в «Мире» . [1]
Другими основными целями были совместные американо-российские биологических наук исследования в области на орбите на борту SPACELAB /Мир, материально-техническое обеспечение «Мира» и возвращение американского астронавта Нормана Э. Тагарда.
Вторичные цели включали съемку на камеру IMAX и эксперимент «Шаттл-любительский радиоэксперимент-II» (SAREX-II). [1]
STS-71 стал сотым запуском человека в космос в США, проведенным с мыса Канаверал, первым стыковочным кораблем США и российской космической станции и совместными операциями на орбите; самый большой космический корабль, когда-либо находившийся на орбите; и первая смена экипажа Шаттла на орбите.
Последовательность сближения началась в 15:32:19 по восточному поясному времени со старта в плоскости орбиты «Мира», в начале стартового окна продолжительностью 10 минут 19 секунд. Всплытие было номинальным, ожог OMS 1 не требовался. [1] Запуск OMS 2, начатый через 42 минуты 58 секунд времени завершения миссии, скорректировал орбиту до 160 x 85,3 морских миль. Это была самая низкая высота перигея, на которой когда-либо летал орбитальный аппарат. [2] Это способствовало очень быстрой начальной скорости догона «Мира» - около 880 морских миль на орбиту. [3] Почти через три часа орбита была поднята до более типичных значений 210 х 159 морских миль с помощью запуска OMS 3.
Стыковка произошла в 9 часов утра по восточному поясному времени 29 июня с использованием подхода R-Bar или радиус-вектора Земли, при этом Атлантида приблизилась к Миру прямо снизу. Заход на посадку с помощью R-бара позволяет силам природы тормозить приближение орбитального аппарата в большей степени, чем это могло бы произойти при стандартном заходе на посадку непосредственно перед космической станцией; Кроме того, заход на посадку с помощью R-образной планки сводит к минимуму количество запусков реактивных двигателей орбитального корабля, необходимых для захода на посадку. Ручная фаза стыковки началась с «Атлантиды» примерно в полумиле (800 м) ниже «Мира», когда Гибсон находился за штурвалом в кормовой части кабины экипажа. Стационарное обслуживание осуществлялось, когда орбитальный аппарат находился на расстоянии около 75 метров (246 футов) от «Мира» , в ожидании одобрения руководителей полетов России и США на продолжение. Затем Гибсон направил орбитальный аппарат в точку примерно в 10 метрах (33 фута) от «Мира», прежде чем начать последний подход к станции. Скорость смыкания была близка к заданной 0,1 фута в секунду (30 мм/с) и составляла примерно 0,107 фута в секунду (33 мм/с) при контакте. Контакт интерфейса был практически безупречным: боковое смещение менее 25 миллиметров (0,98 дюйма) и угловое смещение менее 0,5 градуса на ось. Никаких выстрелов тормозной струи не потребовалось. [4] Стыковка произошла примерно в 216 морских милях (400 километрах (250 миль)) над районом озера Байкал в Российской Федерации. Система стыковки орбитального корабля (ODS) с андрогинной периферической стыковочной системой служила фактической точкой подключения к аналогичному интерфейсу стыковочного порта модуля «Кристалл» корабля «Мир» . ODS, расположенный в переднем отсеке полезной нагрузки « Атлантиса» , безупречно сработал во время стыковки.
При соединении «Атлантида» и «Мир» образовали самый крупный космический корабль, когда-либо находившийся на орбите, общей массой около 225 метрических тонн (почти полмиллиона фунтов), вращающийся на высоте около 218 морских миль (404 километра (251 миль)) над Землей. После открытия люков с каждого борта экипаж STS-71 прошел в «Мир» для церемонии встречи. В тот же день экипаж «Мир-18» официально передал ответственность за станцию экипажу «Мир-19», и оба экипажа поменяли космические корабли.

В течение следующих пяти дней, общей продолжительностью около 100 часов, были проведены совместные американо-российские операции, включая биомедицинские исследования и переброску оборудования на «Мир» и обратно . С использованием модуля Spacelab, установленного в кормовой части отсека полезной нагрузки « Атлантиса » , было проведено пятнадцать отдельных биомедицинских и научных исследований, охватывающих семь различных дисциплин: сердечно-сосудистые и легочные функции; метаболизм человека; нейробиология; гигиена, санитария и радиация; поведенческие характеристики и биология; фундаментальная биология; и исследования микрогравитации. Экипаж Мир-18 выступил подопытным для исследований. Три члена экипажа Мира-18 также выполнили интенсивную программу тренировок и других мероприятий по подготовке к возвращению в гравитационную среду после более чем трехмесячного пребывания в космосе.
были переданы многочисленные медицинские образцы, а также диски и кассеты в «Атлантис» С «Мира» , в том числе более 100 проб мочи и слюны, около 30 проб крови, 20 проб поверхности, 12 проб воздуха, несколько проб воды и многочисленные пробы дыхания, взятые у «Мир экипажа -18». члены. Также перевезли сломанный компьютер «Салют-5». На «Мир» было передано более 450 килограммов (990 фунтов) воды, вырабатываемой орбитальным аппаратом для промывки системы отходов и электролиза; специально разработанные средства выхода в открытый космос для использования экипажем "Мир- 19" во время выхода в открытый космос для ремонта заклинившей солнечной батареи на модуле "Спектр"; и передача кислорода и азота из системы экологического контроля «Шаттла» для повышения давления воздуха на станции и повышения рентабельности расходных материалов «Мира » .

Космический корабль отстыковался 4 июля после церемонии прощания, люк «Мира» закрылся в 15:32 по восточному времени. 3 июля, и люк в стыковочной системе орбитального корабля закрылся через 16 минут. Гибсон сравнил последовательность разделения с «космическим» балетом: перед «Мира» и «Атлантиды расстыковкой » экипаж «Мира -19» временно покинул станцию и улетел от нее на своем космическом корабле «Союз», чтобы записать изображения разделения Атлантиды и «Мира» . «Союз» отстыковался в 6:55 утра по восточному времени, а Гибсон отстыковал «Атлантиду» от «Мира» в 7:10 утра по восточному времени. Пока оба космических корабля были отстыкованы от «Мира» , на станции произошел сбой в работе компьютера, и ее положение начало смещаться. Экипаж «Мир -19» произвел поспешную повторную стыковку под наблюдением «Атлантиды» . Впоследствии они заменили компьютерное оборудование, что позволило им восстановить контроль над ориентацией.
Возвратившийся экипаж из восьми человек был самым большим экипажем ( STS-61-A , октябрь 1985 г.) в истории шаттла. Чтобы облегчить возвращение в гравитационную среду после более чем 100 дней пребывания в космосе, члены экипажа «Мир -18» Тагард, Дежуров и Стрекалов лежали на спине в изготовленных на заказ лежачих сиденьях, установленных перед приземлением на средней палубе орбитального корабля.
Проблемы в полете включали сбой в работе компьютера общего назначения 4 (GPC 4), который был объявлен неисправным, когда он не синхронизировался с GPC 1; последующее устранение неполадок показало, что это было единичное событие, и GPC 4 работал удовлетворительно до конца миссии.
Во время полета, связанного с SAREX, экипаж связался с несколькими школами. Одной из них была средняя школа Редлендс в Редлендсе, Калифорния. Чарли Прекорт смог связаться со студентами, бывшими студентами и техническими специалистами, создавшими коммуникационный пакет. На крыше класса электроники была установлена двухдиапазонная антенная решетка с перекрестной поляризацией и автоматическим ротором. В радиорубке класса было установлено двухдиапазонное радио. Окно контакта длилось около 10 минут, за это время около двенадцати человек смогли задать вопросы. Хотя большинство из них были базовыми или техническими вопросами, один был необычным. «Что бы случилось, если бы ты чихнул в шлем?» Прекорт ответил, что вы, вероятно, «немного распылите защитную маску…» и продолжите.
Внешний резервуар
[ редактировать ]использованный Внешний бак, в этой миссии (ET-70). [5] участвовал в историческом судебном деле по спасению морских судов . [6] Танк доставлялся на барже в ноябре 1994 года, когда буксир столкнулся с проблемами во время урагана Гордон . Их сигнал бедствия был принят нефтяным танкером Cherry Valley, который отреагировал и отбуксировал буксир и его груз в безопасное место. [7] По традиции спасения на море НАСА предложило экипажу танкера 5 миллионов долларов в качестве награды, но Министерство юстиции США сократило предложение до 1 миллиона долларов. [7] Танкерная компания и экипаж подали в суд и получили компенсацию в размере 6,4 миллиона долларов, что считается крупнейшей такой наградой в истории США. [7] По апелляции эта сумма была снижена до 4,125 миллиона долларов. [6] Экипаж разделил награду со своим работодателем. По крайней мере, один член экипажа смог использовать свою часть доходов для покупки дома, который он называет «домом, который купило НАСА». [7]
См. также
[ редактировать ]- Список полетов человека в космос
- Список пилотируемых космических полетов на Мир
- Список миссий космического корабля "Шаттл"
- Очерк космической науки
- Зал славы астронавтов США #Экспонаты
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с
В этой статье использованы общедоступные материалы из Дюмулен, Джим. СТС-71(69) . Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства . (29 июня 2001 г.).
- ^ Отчет о полете космического корабля STS-71 (Отчет). НАСА. 1995. с. 3.
- ^ «Основные события первого дня СТС-71» . НАСА. 1995.
- ^ Отчет о полете космического корабля STS-71 (Отчет). НАСА. 1995. с. 5.
- ^ Фрике, Роберт В. младший (август 1995 г.). «Отчет о полете космического корабля STS-71» (PDF) . НАСА.
- ^ Перейти обратно: а б Маргейт Шиппинг Ко. против теплохода JA Orgeron , США 143 F.3d 976 (5-й округ 1998 г.) (1 июля 1998 г.).
- ^ Перейти обратно: а б с д «Спасения на море и как заработать состояние» . Планета денег . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР. 26 января 2024 г. . Проверено 3 февраля 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Основные моменты видео STS-71. Архивировано 10 ноября 2013 г. в Wayback Machine.