СТС-103
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2024 г. ) |
Имена | Космическая транспортная система -103 |
---|---|
Тип миссии | Обслуживание космического телескопа Хаббл |
Оператор | НАСА |
ИДЕНТИФИКАТОР КОСПЭРЭ | 1999-069А |
САТКАТ нет. | 25996 |
Продолжительность миссии | 7 дней, 23 часа, 11 минут 34 секунды |
Пройденное расстояние | 5 230 000 километров (3 250 000 миль) |
Свойства космического корабля | |
Космический корабль | Космический шаттл Дискавери |
Стартовая масса | 112 493 кг (248 005 фунтов) |
Посадочная масса | 95 768 кг (211 132 фунта) |
Экипаж | |
Размер экипажа | 7 |
Члены | |
выходы в открытый космос | 3 |
выхода в открытый космос Продолжительность | 24 часа 33 минуты |
Начало миссии | |
Дата запуска | 20 декабря 1999 г. 00:50:00 | UTC
Запуск сайта | Кеннеди , LC-39B |
Конец миссии | |
Дата посадки | 28 декабря 1999 г. 00:01:34 | UTC
Посадочная площадка | Кеннеди, взлетно-посадочная полоса 33 SLF |
Орбитальные параметры | |
Справочная система | Геоцентрический |
Режим | Низкая Земля |
Высота перигея | 563 километра (350 миль) |
Высота апогея | 609 километров (378 миль) |
Наклон | 28,45 градусов |
Период | 96,4 минуты |
Захват Хаббла | |
RMS захват | 22 декабря 1999 г., 00:34 UTC [1] |
RMS-релиз | 25 декабря 1999 г., 11:03 UTC [2] |
Слева направо; К. Майкл Фоул, Клод Николье, Скотт Дж. Келли, Кертис Л. Браун младший, Жан-Франсуа Клервуа, Джон М. Грансфельд и Стивен Л. Смит |
STS-103 , 96-й запуск космического корабля "Шаттл" и 27-й запуск космического корабля " Дискавери" , был миссией по обслуживанию космического телескопа Хаббл . Он был запущен из Космического центра Кеннеди во Флориде 19 декабря 1999 года и вернулся 27 декабря 1999 года и стал последней миссией шаттла 1990-х годов. Это была единственная миссия, которая продолжалась до Рождества после задержки на 13 дней по техническим и погодным причинам.
Экипаж
[ редактировать ]Позиция | Астронавт | |
---|---|---|
Командир | Кертис Л. Браун мл. Шестой и последний космический полет | |
Пилот | Скотт Дж. Келли Первый космический полет | |
Специалист миссии 1 | Джон М. Грансфельд Третий космический полет | |
Специалист миссии 2 Бортинженер | Жан-Франсуа Клервуа , ЕКА Третий и последний космический полет | |
Специалист миссии 3 | / Майкл Фоул Пятый космический полет | |
Специалист миссии 4 | Стивен Л. Смит Третий космический полет | |
Специалист миссии 5 | Клод Николье , ЕКА Четвертый и последний космический полет |
Космические прогулки
[ редактировать ]- Смит и Грюнсфельд – выход в открытый космос 1
- Старт выхода в открытый космос 1 : 22 декабря 1999 г. - 18:54 UTC.
- Окончание выхода в открытый космос 1 : 23 декабря 1999 г. - 03:09 UTC.
- Продолжительность : 8 часов 15 минут
- Фоул и Николье – Выход в открытый космос 2
- Начало выхода в открытый космос 2 : 23 декабря 1999 г. - 19:06 UTC.
- Окончание выхода в открытый космос 2 : 24 декабря 1999 г. - 03:16 UTC.
- Продолжительность : 8 часов 10 минут
- Смит и Грюнсфельд – выход в открытый космос 3
- Начало выхода в открытый космос 3 : 24 декабря 1999 г. - 19:17 UTC.
- Окончание выхода в открытый космос 3 : 25 декабря 1999 г. — 03:25 UTC.
- Продолжительность : 8 часов 08 минут
Основные моменты миссии
[ редактировать ]Основной целью STS-103 была миссия по обслуживанию Хаббла 3А . У STS-103 было четыре запланированных дня выхода в открытый космос (EVA), когда четыре члена экипажа работали парами в разные дни, чтобы обновить и отремонтировать телескоп.
Представители НАСА решили перенести часть миссии по обслуживанию, запланированную на июнь 2000 года, после того, как три из шести гироскопов телескопа вышли из строя. Чтобы соответствовать очень точным требованиям наведения телескопа, должны работать три гироскопа, а правила полета телескопа предписывают НАСА рассмотреть возможность «вызова» миссии до того, как выйдет из строя четвертый гироскоп. Четыре новых гироскопа были установлены во время первой миссии обслуживания ( STS-61 ) в декабре 1993 года, и все шесть гироскопов работали во время второй миссии обслуживания ( STS-82 ) в феврале 1997 года. С тех пор один гироскоп вышел из строя в 1997 году, еще один - в 1998 году. и третий - в 1999 году. Команда Хаббла полагала, что поняла причину неудач, хотя не могла быть в этом уверена до тех пор, пока гироскопы не были возвращены из космоса. Наличие менее трех работающих гироскопов помешало бы научным наблюдениям, хотя телескоп мог бы безопасно оставаться на орбите до прибытия обслуживающей бригады.
Гироскопы Хаббла вращаются с постоянной скоростью 19 200 об/мин на газовых подшипниках. Это колесо установлено в герметичном цилиндре, который плавает в густой жидкости. Электричество к двигателю подается по тонким проводам (размером примерно с человеческий волос). Считается, что кислород в сжатом воздухе, который использовался в процессе сборки, вызвал коррозию и поломку проводов. Новые гироскопы были собраны с использованием азота вместо кислорода. Каждый гироскоп упакован в узел датчика скорости. Датчики нормы собраны попарно в узел, называемый блоком датчика нормы (RSU). Именно РСУ поменяли космонавты СТС-103. Каждый RSU весит 11,0 кг (24,3 фунта) и имеет размеры 12,8 на 10,5 на 8,9 дюйма (325 на 267 на 226 мм).
Помимо замены всех шести гироскопов в декабрьском полете, экипаж заменил датчик точного наведения (FGS) и компьютер космического корабля. Новый компьютер уменьшил бремя обслуживания полетного программного обеспечения и значительно снизил затраты. Новый компьютер был в 20 раз быстрее и имел в шесть раз больше памяти, чем компьютер DF-224, ранее использовавшийся на Хаббле. Он весит 32,0 кг (70,5 фунта) и имеет размеры 18,8 на 18 на 13 дюймов (478 на 457 на 330 мм). Установленный FGS представлял собой отремонтированный блок, который был возвращен из миссии обслуживания 2. Он весит 217 кг (478 фунтов) и имеет размеры 5,5 на 4 на 2 фута (1,68 на 1,22 на 0,61 м).
Также был установлен комплект повышения напряжения/температуры (ВИК) для защиты аккумуляторов космического корабля от перезаряда и перегрева при переходе космического корабля в безопасный режим . VIK изменяет напряжение отключения заряда до более низкого уровня, чтобы предотвратить перезарядку аккумулятора и связанный с ним перегрев. VIK весит около 1,4 кг (3,1 фунта).
Ремонтная миссия также установила новый передатчик единого доступа S-диапазона (SSAT). «Хаббл» имеет на борту два идентичных SSAT и может работать только с одним. SSAT отправляют данные с Хаббла через спутниковую систему ретрансляции данных слежения НАСА (TDRSS) на землю. Новый передатчик заменил тот, который вышел из строя в 1998 году. SSAT весит 3,9 кг (8,6 фунта) и имеет размеры 14 на 8 дюймов. 2 + 3 / 4 дюйма (356 на 203 на 70 мм).
Также был установлен запасной твердотельный регистратор, позволяющий эффективно обрабатывать большие объемы данных. Перед второй миссией по обслуживанию Хаббл использовал три катушечных магнитофона в стиле 1970-х годов. Во время второй миссии обслуживания один из этих механических самописцев был заменен цифровым твердотельным самописцем. Во время этой миссии второй механический регистратор был заменен вторым твердотельным самописцем. Новый рекордер мог хранить примерно в 10 раз больше данных, чем старый (12 гигабайт вместо 1,2 гигабайта). Рекордер весит 11,3 кг (25 фунтов) и имеет размеры 12 на 9 на 7 дюймов.
Наконец, команда EVA заменила пришедшую в негодность внешнюю изоляцию телескопа. Изоляция необходима для контроля внутренней температуры «Хаббла». Новый внешний слой покрытия (NOBL) и сменная ткань оболочки/экрана (SSRF) помогают защитить Хаббл от суровых условий космического пространства. Он защищает телескоп от резких и быстрых изменений температуры, которые он испытывает в течение каждых 90 минут орбиты при переходе от солнечного света к темноте.
STS-103 также нес сотни тысяч подписей студентов в рамках программы «Подписи студентов в космосе» (S3). В рамках уникального проекта начальным школам (отбираемым на ротационной основе) были предоставлены специальные плакаты, которые учащиеся должны были оставить автографы, затем отсканировать на диски и доставить на борт космического корабля НАСА «Шаттл».
Это был последний одиночный космический полет «Дискавери» . Все последующие миссии «Дискавери» были миссиями на Международную космическую станцию .
Астронавт Джон Грансфельд, который был одним из специалистов миссии в этой миссии, привез » « Флаг планеты Марс » на борт «Дискавери .
Пытаться | Планируется | Результат | Повернись | Причина | Точка принятия решения | Погода хорошая (%) | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 6 декабря 1999 г., 2:37:00 | Вычищенный | — | Технический | Дополнительная проверка электропроводки | ||
2 | 16 декабря 1999 г., 21:18:00 | Вычищенный | 10 дней 18 часов 41 минута | Технический | Опасения по поводу сварных швов топливопроводов [3] | ||
3 | 17 декабря 1999, 20:47:00 | Вычищенный | 0 дней 23 часа 29 минут | Погода | 20% | ||
4 | 18 декабря 1999 г., 20:21:00 | Вычищенный | 0 дней 23 часа 34 минуты | Погода | |||
5 | 19 декабря 1999, 19:50:00 | Успех | 0 дней 23 часа 29 минут | - | 60% |
Звонки-будильники
[ редактировать ]НАСА начало традицию проигрывания музыки астронавтам во время программы «Джемини» , которая впервые была использована для пробуждения летного экипажа во время «Аполлона-15» . [4] Каждый трек специально выбирается членами их семей и обычно имеет особое значение для отдельного члена экипажа или применим к его повседневной деятельности. [4] [5]
День полета | Песня | Художник/композитор |
---|---|---|
День 2 | « Заботимся о бизнесе » | Овердрайв Бахмана – Тернера |
День 3 | " Свидание " | Брюс Спрингстин |
День 4 | "Гекльбак" | Бо Жок и хай-роллеры Zydeco |
День 6 | « Поездка на волшебном ковре » | Степной волк |
День 7 | « Я буду дома на Рождество » | Бинг Кросби |
День 8 | «Нам так хорошо вместе» | Реба Макинтайр |
День 9 | « Кубок Жизни ». | Рики Мартин |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ НАСА (21 декабря 1999 г.). «STS-103, Отчет о состоянии Центра управления полетами № 05» . Отчеты о состоянии миссии Космического центра Джонсона . Хьюстон, Техас. Архивировано из оригинала 28 января 2021 года . Проверено 28 января 2021 г.
- ^ НАСА (26 декабря 1999 г.). «STS-103, Отчет о состоянии Центра управления полетами № 14» . Отчеты о состоянии миссии Космического центра Джонсона . Хьюстон, Техас. Архивировано из оригинала 28 января 2021 года . Проверено 28 января 2021 г.
- ^ Харвуд, Уильям (15 декабря 1999 г.). «Проблема со сварным швом внешнего резервуара решена» (TXT) . Новости CBS. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 30 августа 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Фрис, Колин (25 июня 2007 г.). «Хронология звонков-будильников» (PDF) . НАСА. Архивировано из оригинала (PDF) 5 июня 2010 года . Проверено 13 августа 2007 г.
- ^ НАСА (11 мая 2009 г.). «STS-103 Звонки-будильники» . НАСА. Архивировано из оригинала 29 февраля 2000 года . Проверено 31 июля 2009 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Краткое изложение миссии НАСА. Архивировано 15 августа 2011 года в Wayback Machine.
- Основные моменты видео STS-103. Архивировано 7 декабря 2013 г. на Wayback Machine.