Специальное предложение для отдыха
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( март 2010 г. ) |
Тип миссии | Различный |
---|---|
Оператор | НАСА |
Проект малой полезной нагрузки шаттла |
Getaway Special — это программа НАСА , которая предлагала заинтересованным лицам или группам возможность провести небольшие эксперименты на борту космического корабля «Шаттл» . За 20-летнюю историю программы было выполнено более 170 отдельных вылетов. [1] Программа, которая официально называлась « Small, Self-Contained Payloads» , была отменена после космического корабля «Колумбия» катастрофы 1 февраля 2003 года.
История
[ редактировать ]Программа была задумана НАСА программы шаттлов менеджером Джоном Ярдли и анонсирована осенью 1976 года. Прозвище «Getaway Special» произошло от специального тарифа на отпуск для рейсов между Лос-Анджелесом и Гонолулу, который рекламировала Trans World Airlines. в то время вокруг концепции программы.
Первый пакет Getaway Special был куплен Гилбертом Муром из Thiokol 12 октября 1976 года. [2] и пожертвован Университету штата Юта . Он летал над Колумбией во время STS-4 в июне/июле 1982 года. [3] Программа была отменена после космического корабля "Колумбия" катастрофы 1 февраля 2003 года. Последним специальным выпуском Getaway Special, который проводился на борту STS-107 , был экспериментальный пакет Freestar, в котором проводилось шесть различных экспериментов. Большая часть данных была потеряна при разрушении Колумбии , но некоторые данные были переданы во время миссии.
После реорганизации программы «Шаттл» НАСА сослалось на необходимость завершения сборки МКС оставшимся флотом «Шаттлов», чтобы оправдать свое решение об отмене программы. Контейнеры программы GAS и общий вес GAS Bridge можно было использовать только в низкоорбитальных миссиях, которые были перенесены на полезную нагрузку с более высоким приоритетом. Поскольку для оставшихся миссий «Шаттла» были установлены ограничения на полезную нагрузку и программу до ожидаемого закрытия STS в 2010 году, программа GAS была отменена.
Год | Банки летают (Полет шаттла) | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1982 | |||||||||
1983 | |||||||||
1984 | |||||||||
1985 | |||||||||
1986 | |||||||||
1987 | |||||||||
1988 | |||||||||
1989 | |||||||||
1990 | |||||||||
1991 | |||||||||
1992 | |||||||||
1993 | |||||||||
1994 | |||||||||
1995 | |||||||||
1996 | |||||||||
1997 | |||||||||
1998 | |||||||||
1999 | |||||||||
2000 | |||||||||
2001 | |||||||||
2003 | |||||||||
Всего миссий: 173 [4] |
Распределение
[ редактировать ]Чтобы гарантировать, что различные группы будут иметь доступ к космосу, НАСА поочередно распределяло полезную нагрузку GAS среди четырех основных категорий пользователей: образовательных, иностранных, коммерческих и правительства США. Полезные нагрузки ГАС были зарезервированы иностранными правительствами и частными лицами; Промышленники США, фонды, средние школы, колледжи и университеты; профессиональные общества; сервисные клубы; и многие другие. Хотя многие места были зарезервированы лицами и группами, занимающимися космическими исследованиями, большое количество мест было зарезервировано лицами и организациями, не относящимися к космическому сообществу.
Запросы GAS были впервые одобрены в штаб-квартире НАСА в Вашингтоне, округ Колумбия , директором Управления транспортных услуг. На этом этапе НАСА проверяло обоснованность и цели каждого запроса. Для завершения процесса резервирования полезных нагрузок GAS каждый запрос сопровождался или предшествовал выплате 500 долларов США . Утвержденным запросам присваивался идентификационный номер, и они передавались команде GAS в Центре космических полетов Годдарда в Гринбелте, штат Мэриленд , назначенном ведущем центре. для проекта. Команда GAS проверила предложения с точки зрения безопасности и предоставила советы и консультации по конструкции полезной нагрузки. Он подтвердил, что предлагаемая полезная нагрузка будет безопасной, не повредит и не помешает работе космического корабля, его экипажа или другим экспериментам во время полета. Затраты на любые физические испытания, необходимые для ответа на вопросы безопасности перед запуском, взял на себя заказчик GAS.
Требования
[ редактировать ]Строгих требований для участия в программе GAS не предъявлялось. Однако каждая полезная нагрузка должна была соответствовать определенным критериям безопасности, быть проверенной на предмет ее пригодности, а также оцениваться с точки зрения ее образовательных, научных или технологических целей. Эти правила исключают памятные предметы, такие как медальоны, которые предназначены для продажи как предметы, летавшие в космос. Программа НАСА « Спейс шаттл» имела особые стандарты и условия, касающиеся полезной нагрузки ГАС. Полезная нагрузка должна была помещаться в стандартные контейнеры НАСА и весить не более 200 фунтов (91 кг). Два или более эксперимента можно было бы поместить в один контейнер, если бы они помещались и не превышали ограничения по весу. Полезная нагрузка должна была иметь автономное питание, поскольку эксперименты не могли использовать электричество орбитального корабля «Шаттл». Кроме того, участие экипажа в работе с полезной нагрузкой ГАС было ограничено шестью простыми действиями (такими как включение и выключение до трех переключателей полезной нагрузки), в связи с тем, что графики работы экипажа не дают возможности ни контролировать, ни обслуживать полезную нагрузку ГАС в полете. .
Стоимость этой уникальной услуги зависела от масштаба и веса эксперимента. Специальные предложения для бегства на 200 фунтов (91 кг) и 5 кубических футов (0,14 м ). 3 ) стоимость $ 10 000 ; 100 фунтов (45 кг) и 2,5 кубических футов (0,071 м 3 ), 5000 долларов США; и 60 фунтов (27 кг) и 2,5 кубических футов (0,071 м 3 ), 3000 долларов. Вес контейнера с газом, монтажной пластины для эксперимента и крепежных винтов, а также всего оборудования, регулярно поставляемого НАСА, не был включен в допустимый вес экспериментатора.
Контейнер с газом обеспечивал внутреннее давление , которое можно было варьировать от почти вакуума до примерно одной атмосферы . Дно и стенки контейнера всегда были теплоизолированы , а верх мог быть изолирован или нет, в зависимости от конкретного эксперимента. Может потребоваться открывающаяся крышка или крышка с окном, которые предлагаются в качестве опции за дополнительную плату. Контейнеры для газа были изготовлены из алюминия , а круглые торцевые пластины 5 Алюминий толщиной ⁄ 8 дюймов (16 мм). Нижние 3 дюйма (76 мм) контейнера были зарезервированы для интерфейсного оборудования НАСА, такого как декодеры команд и системы регулирования давления . Контейнер представлял собой сосуд под давлением, который можно было эвакуировать до или во время запуска или на орбите, и можно было снова создать давление во время входа в атмосферу или на орбите, как того требовал экспериментатор.
Спасательный мостик, способный вместить 12 канистр, совершил свой первый полет на STS-61-C . Алюминиевый мостик пересекал отсек полезной нагрузки орбитального корабля и обеспечивал удобный и экономичный способ полета с несколькими баллонами с ГАЗом.
Пример экспериментов с ГАЗом
[ редактировать ]- СТС-7 - Пуги
- STS-40 - Влияние космического излучения G-616 на дискеты
- СТС-47 - Проект ПОСТАР
- STS-61-C - 1986: Вертикальные горизонты (G-481)
- Эллери Курц, художник, и Говард Вишноу, координатор проекта. Эксперимент по консервации произведений искусства на борту космического корабля «Колумбия» . В рамках эксперимента в контейнер были включены четыре оригинальные картины Курца, написанные маслом, и другие художественные материалы, чтобы оценить влияние космического полета на материалы изобразительного искусства.
- СТС-91 - 2 июня 1998 г. (Г-743). [5]
Полный список экспериментов
[ редактировать ]Запуск Дата | СТС Число | Полезная нагрузка Имя | Полезная нагрузка Классификация | Эксперимент Имя | Полезная нагрузка Перевозчик Аппаратное обеспечение |
---|
- Ссылка на эту таблицу: [6]
См. также
[ редактировать ]- Программа автостопщиков - программа, проводимая тем же офисом, что и программа GAS (SSPP).
- Космический шаттл
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Специальное предложение «Уходи — что нового»» . Специальный выпуск газа - НАСА GSFC . ГСФК НАСА. 4 июня 2004 года. Архивировано из оригинала 4 июня 2004 года . Проверено 15 июня 2016 г.
В ознаменование 20-летия полетов и 167 отдельных миссий специальной программы Get Away (GAS) офис проекта по малой полезной нагрузке шаттла (код 870) провел 27 июня 2002 года день открытых дверей в Центре для посетителей Годдарда.
- ^ «Специальная программа НАСА «Побег: двадцать лет и никаких признаков того, что запасы газа иссякают» . Проверено 21 августа 2019 г.
- ^ НАСА.gov
- ^ «Специальный выпуск Gas Away — историческая справка» . Архивировано из оригинала 4 июня 2004 года.
- ^ Мультиспектральный исследователь Земли и атмосферы (TAMSE) — междисциплинарная полезная нагрузка для выполнения космического дистанционного зондирования и измерения эффектов микрогравитации и радиации. Архивировано 10 апреля 2009 г. в Wayback Machine.
- ^ «Проект полезной нагрузки космического шаттла: Система-носитель для автостопщиков: Миссии для автостопщиков» . НАСА. 2003. Архивировано из оригинала 5 января 2005 года.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- СПЕЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА GETAWAY. Архивировано 18 сентября 2012 г. в Wayback Machine.
- Герондакис, Г.Г. (1991). «Get Away Special (GAS) образовательные приложения космических полетов» . Транзакции IEEE по образованию . 34 (1): 5–10. Бибкод : 1991ITEdu..34....5G . дои : 10.1109/13.79871 . hdl : 2060/19890009950 .
- Первый полет: специальный выпуск «Побег»
- СТАРАТЬСЯ
- Космический полет Дельфин
- Транспортировка материалов изобразительного искусства на борту космического корабля "Колумбия" , полезная нагрузка GAS 481 PDF
- Выступления на похоронах участников специальной программы НАСА Get Away
- Пристройка боевого отсека: Get Away Special (GAS), 1979 г.
- Приложение к планированию полета. Полезная нагрузка для летных испытаний Get Away Special (GAS), 1979 г.
- Приложение к пакету данных полезной нагрузки. Убирайся, специальный выпуск (GAS) 1979
- Специальное предложение «Уйди: первые десять лет» PDF
- Специальное предложение «Уйди: Симпозиум экспериментаторов, 1984 г.») PDF
- Специальное предложение «Уйди: Симпозиум экспериментаторов, 1985 г.» PDF
- Специальное предложение «Уйди: Симпозиум экспериментаторов, 1986 г.» PDF
- Специальное предложение «Уйди: Симпозиум экспериментаторов, 1987 г.» PDF
- Специальное предложение «Уйди: Симпозиум экспериментаторов, 1988 г.» PDF
- Симпозиум по малой полезной нагрузке "Шаттлов" 1992 года
- Симпозиум по малой полезной нагрузке "Шаттлов" 1993 года
- Симпозиум по малой полезной нагрузке "Шаттлов" 1995 года
- Симпозиум по малой полезной нагрузке "Шаттлов" 1999 года