Jump to content

Одноразовая пусковая система

Ракета Дельта IV Heavy (слева) и ракета Протон-М (справа)

Одноразовая ракета-носитель (или одноразовая ракета-носитель/ELV ) — это ракета-носитель , которую можно запустить только один раз, после чего ее компоненты либо уничтожаются при входе в атмосферу , либо выбрасываются в космос. ELV обычно состоят из нескольких ступеней ракеты , которые последовательно сбрасываются по мере израсходования топлива и набора высоты и скорости. По состоянию на 2024 год все меньше и меньше спутников и пилотируемых космических кораблей будет запускаться на ELV в пользу многоразовых ракет-носителей . [1] Тем не менее, во многих случаях ELV все же может иметь более убедительный вариант использования по сравнению с многоразовым транспортным средством. ELVs проще по конструкции, чем многоразовые пусковые системы , и поэтому могут иметь более низкую себестоимость производства. Кроме того, ELV может использовать весь запас топлива для ускорения своей полезной нагрузки, обеспечивая большую полезную нагрузку. ELV — это проверенная технология, широко используемая на протяжении многих десятилетий. [2]

Текущие операторы

[ редактировать ]

Арианспейс

[ редактировать ]

Arianespace SA — французская компания, основанная в 1980 году как первый в мире поставщик услуг коммерческих запусков . Он является оператором двух различных ракет-носителей : Vega , ракеты малой грузоподъемности , и Ariane 6 , ракеты средней или тяжелой грузоподъемности , в зависимости от конфигурации.

Европейские космические запуски проводятся совместными усилиями нескольких частных компаний и государственных учреждений. Роль Arianespace заключается в продвижении услуг по запуску, подготовке миссий и ведении всех отношений с клиентами. В Гвианском космическом центре (CSG) компания курирует команду, которая интегрирует и готовит аппараты к запуску.

Сами ракеты разрабатываются и производятся другими компаниями, в том числе материнской компанией ArianeGroup для Ariane 6 или Avio для Vega. Стартовая инфраструктура CSG принадлежит Европейскому космическому агентству , а сама земля принадлежит и управляется CNES , французским национальным космическим агентством.

По состоянию на май 2021 г. За 41 год Arianespace запустила более 850 спутников в 287 запусках. Первым коммерческим полетом, которым руководила новая организация, был Spacenet F1, запущенный 23 мая 1984 года. Arianespace использует Гвианский космический центр во Французской Гвиане в качестве основной стартовой площадки. Штаб-квартира компании находится в пригороде Парижа Эври-Куркуронн .

Активный/в стадии исследования

[ редактировать ]

Отменено/выведено из эксплуатации

[ редактировать ]
Сравнение индийских ракет-носителей. Слева направо: SLV , ASLV , PSLV , GSLV , LVM 3.

В 1960-е и 1970-е годы Индия инициировала собственную программу создания ракет-носителей в соответствии со своими геополитическими и экономическими соображениями. В 1960–1970-х годах страна Индия начала с ракеты-зонда в 1960-х и 1970-х годах и продолжила исследования по созданию ракеты-носителя «Спутник-3» и более совершенной ракеты-носителя дополненной спутниковой системы (ASLV), оснащенной оперативной вспомогательной инфраструктурой. 1990-е годы. [9]

Запуск H-IIA F19
Транспортная машина H-II

Япония запустила свой первый спутник «Осуми ISAS » в 1970 году с помощью ракеты L-4S . До слияния ISAS использовала небольшие ракеты-носители семейства Mu твердотопливные , а NASDA разработала более крупные ракеты-носители на жидком топливе. Вначале NASDA использовала лицензионные американские модели. [10]

Первой моделью ракеты-носителя на жидком топливе, разработанной внутри страны в Японии, была H-II , представленная в 1994 году. NASDA разработало H-II с двумя целями: иметь возможность запускать спутники, используя только свою собственную технологию, такую ​​как ISAS и значительно улучшить его возможности запуска по сравнению с предыдущими лицензированными моделями. Для достижения этих двух целей был принят ступенчатый цикл сгорания в двигателе первой ступени LE-7 . Комбинация жидкого водорода двигателя первой ступени с двухступенчатым циклом сгорания и твердотопливных ракетных ускорителей была перенесена на его преемника, H-IIA и H-IIB, и стала базовой конфигурацией японских ракет-носителей на жидком топливе на 30 лет, с 1994 года. до 2024 года. [10]

В 2003 году JAXA было образовано путем слияния трех космических агентств Японии для оптимизации космической программы Японии, и JAXA взяло на себя управление H-IIA жидкостной ракетой-носителем MV , твердотопливной ракетой-носителем и несколькими наблюдательными ракетами от каждого агентства. H-IIA - это ракета-носитель, надежность которой повысилась при одновременном снижении затрат за счет значительных улучшений по сравнению с H-II, а MV в то время была крупнейшей в мире твердотопливной ракетой-носителем. [10]

В ноябре 2003 года первый после открытия JAXA запуск H-IIA № 6 потерпел неудачу, но все остальные запуски H-IIA прошли успешно, и по состоянию на февраль 2024 года H-IIA успешно запустил 47 из 48 запусков. JAXA планирует прекратить операции H-IIA с рейсом H-IIA № 50 и вывести его из эксплуатации к марту 2025 года. [11]

JAXA эксплуатировало H-IIB , модернизированную версию H-IIA, с сентября 2009 года по май 2020 года и шесть раз успешно запускало транспортное средство H-II . Этот грузовой космический корабль отвечал за пополнение запасов японского экспериментального модуля «Кибо» на Международной космической станции . [12]

Чтобы иметь возможность запускать меньшие миссии, JAXA разработало новую твердотопливную ракету Epsilon в качестве замены устаревшей MV . Первый успешный полет состоялся в 2013 году. На данный момент ракета совершила шесть полетов, при этом один запуск был неудачным.

В январе 2017 года JAXA попыталось, но безуспешно, вывести на орбиту миниатюрный спутник на одной из своих ракет серии SS520. [13] Вторая попытка, предпринятая 2 февраля 2018 года, оказалась успешной: спутник CubeSat весом четыре килограмма был выведен на околоземную орбиту. Ракета, известная как SS-520-5, является самой маленькой в ​​мире орбитальной ракетой-носителем. [14]

В 2023 году JAXA начало эксплуатацию H3 , который заменит H-IIA и H-IIIB; H3 - это ракета-носитель на жидком топливе, разработанная на основе совершенно новой конструкции, такой как H-II, а не улучшенной разработки, такой как H-IIA и H-IIB, которые были основаны на H-II. Целью разработки H3 является увеличение возможностей запуска при меньших затратах, чем у H-IIA и H-IIB. Для этого расширительный цикл прокачки первой ступени двигателя. впервые в мире был использован [15] [16] [17]

Роскосмос

[ редактировать ]

Роскосмос использует семейство из нескольких ракет-носителей, самой известной из которых является Р-7 , широко известная как ракета «Союз» , способная вывести на низкую околоземную орбиту (НОО) около 7,5 тонн. Ракета «Протон» (или УР-500К) имеет грузоподъемность более 20 тонн на НОО. К ракетам меньшего размера относятся «Рокот» и другие станции.

В настоящее время разработка ракеты включает в себя как новую ракетную систему «Ангара» , так и усовершенствования ракеты «Союз» «Союз-2» и «Союз-2-3» . Две модификации «Союза» — «Союз-2.1а» и «Союз-2.1б» уже прошли успешные испытания, увеличив стартовую грузоподъемность до 8,5 тонн на НОО.

Соединенные Штаты

[ редактировать ]

Несколько правительственных агентств США закупают запуски ELV. НАСА является крупным заказчиком программ коммерческого снабжения и развития коммерческих экипажей , а также запускает научные космические корабли. Подавляющее большинство ракет-носителей для его миссий, от ракеты «Редстоун» до семейств ракет «Дельта» , «Атлас» , «Титан» и «Сатурн» , являются расходным материалом. В качестве флагманской исследовательской замены частично многоразового космического корабля «Шаттл» , новейшего ELV НАСА, система космического запуска успешно совершила полет в ноябре 2022 года после более чем шестилетней задержки. Планируется, что в будущем он будет играть важную роль в программах исследований с экипажем. [18] [19]

ВВС США также являются заказчиком ELV, разработав семейства Titan, Atlas и Delta. Atlas V из программы Evolved ELV (EELV) 1994 года остается в активной эксплуатации под управлением United Launch Alliance . [20] В рамках конкурса «Космический запуск национальной безопасности» (NSSL) были выбраны два преемника EELV: одноразовый Vulcan Centaur и частично многоразовый Falcon 9 , чтобы обеспечить гарантированный доступ в космос. [21]

Иранское космическое агентство

[ редактировать ]

Иран разработал одноразовую ракету-носитель для спутников Safir SLV . Имея высоту 22 м, диаметр активной зоны 1,25 м, две жидкостные ступени, первую ступень с одной тяговой камерой и вторую ступень с двумя тяговыми камерами и ступенчатым дросселированием, SLV имеет взлетную массу более 26 тонн. Первая ступень представляет собой удлиненный форсированный Shahab-3C . Согласно технической документации, представленной на ежегодном заседании Управления ООН по вопросам космического пространства , это двухступенчатая ракета со всеми жидкостными двигателями. Первая ступень способна поднять полезную нагрузку на максимальную высоту 68 километров. [22]

Safir-1B представляет собой второе поколение Safir SLV и может вывести спутник весом 60 кг на эллиптическую орбиту от 300 до 450 км. Тяга ракетного двигателя Safir-1B увеличена с 32 до 37 тонн.
более мощная ракета «Симорг» В 2010 году была построена . Его задача — выводить на орбиту более тяжелые спутники. [23] [24] Ракета Simorgh имеет длину 27 метров (89 футов) и массу 77 тонн (85 тонн). Его первая ступень оснащена четырьмя главными двигателями, каждый из которых генерирует до 29 000 кг (64 000 фунтов) тяги, плюс пятый, который будет использоваться для ориентации , что обеспечивает дополнительные 13 600 кг (30 000 фунтов). При взлете эти двигатели будут генерировать тягу в общей сложности 130 000 кг (290 000 фунтов). Simorgh способен вывести полезную нагрузку массой 350 килограммов (770 фунтов) на низкую околоземную орбиту длиной 500 километров (310 миль). В 2015 году израильские СМИ сообщили, что ракета способна вывести в космос пилотируемый космический корабль или спутник. [25] [26] Первый полет ракеты «Симорг» состоялся 19 апреля 2016 года. [27]
2 февраля 2013 года глава Иранского космического агентства Хамид Фазели упомянул, что новая ракета-носитель спутника Qoqnoos будет использоваться после Simorgh SLV для более тяжелых полезных нагрузок. [28] [29]

Израильское космическое агентство

[ редактировать ]
Шавит Ракета
Шавит пусковая установка

Израильское космическое агентство — одна из семи стран, которые строят собственные спутники и запускают собственные ракеты-носители. «Шавит » космическая ракета-носитель, способная вывести полезную нагрузку на низкую околоземную орбиту . [30] На сегодняшний день ракета-носитель «Шавит» использовалась для запуска каждого спутника Ofeq.

Разработка «Шавита» началась в 1983 году, и его эксплуатационные возможности были подтверждены тремя успешными запусками спутников «Офек» 19 сентября 1988 года; 3 апреля 1990 г.; и 5 апреля 1995 г. Ракеты-носители «Шавит» позволяют недорого и с высокой надежностью запускать микро/мини-спутники на низкую околоземную орбиту . Пусковая установка «Шавит» разработана на заводе «Малам», одном из четырех заводов группы IAI Electronics. Завод имеет большой опыт разработки, сборки, тестирования и эксплуатации систем для использования в космосе.

«Шавит» — трехступенчатая твердотопливная ракета -носитель , созданная на базе двухступенчатой «Иерихон-II» ​​баллистической ракеты . Двигатели первой и второй ступеней производятся компанией Ta'as и используют твердое топливо. [31] Двигатели третьей ступени производятся компанией Rafael Advanced Defense Systems . Разрабатываются ракеты следующего поколения «Шавит», которые теперь называются «Шавит-2». Сообщается, что «Шавит-2» будет доступен для коммерческих запусков в ближайшем будущем.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Ресурс, KDC «Появление многоразовых ракет: трансформация экономики космических путешествий» . Ресурс КДК . Проверено 10 апреля 2024 г.
  2. ^ «Одноразовые ракеты-носители» . spacetethers.com . Проверено 31 декабря 2018 г.
  3. ^ «Дебют ракеты-носителя воздушного базирования на авиасалоне в Чжухае» . Xinhuanet . Архивировано из оригинала 7 февраля 2008 г. Проверено 3 мая 2008 г.
  4. ^ «Испытание наземной ветровой нагрузки CZ-2EA» . Китайский центр аэродинамических исследований и разработок . Архивировано из оригинала 13 февраля 2009 г. Проверено 30 июня 2008 г.
  5. ^ «Эксклюзив: «Шенба» будет запущена с улучшенной ракетой для своего первого полета примерно в 2010 году». People's Daily Online, 25 июня 2008 г. Архивировано из оригинала 10 июня 2016 г. Проверено 26 июня 2008 г.
  6. ^ люди растут вместе с аэрокосмической промышленностью» . China Personnel News 14 марта 2008 г. Архивировано из оригинала г. . 15 июля 2011 «Пусть молодые
  7. ^ Китайская ассоциация науки и технологий (2007 г.), Отчет о развитии дисциплин в области аэрокосмической науки и технологий , Пекин Китайская ассоциация науки и технологий, стр. 17. , КНР :  978-7504648662 . Архивировано из оригинала 11 сентября 2008 г.
  8. ^ «Общественный форум Международного космического университета посвящен аэрокосмической отрасли Китая (3)» . People Daily , 11 июля 2007 г. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 г. Проверено 13 июля 2007 г.
  9. ^ Гупта, Южная Каролина; Суреш, Б.Н.; Сиван, К. (2007). «Эволюция индийских технологий ракет-носителей» (PDF) . Современная наука . 93 (12). Бангалор: Индийская академия наук : 1697. Архивировано (PDF) из оригинала 6 августа 2020 года . Проверено 17 марта 2021 г.
  10. ^ Перейти обратно: а б с «История и перспективы развития жидкостных ракетных двигателей в Японии» . Джей Стадия. Архивировано из оригинала 29 декабря 2021 года . Проверено 21 февраля 2024 г.
  11. ^ «Ракета H2A № 48 успешно запущена со спутником сбора информации» 12 января 2024 г. Архивировано из оригинала 13 февраля 2024 г. Проверено 21 февраля 2024 г.
  12. ^ «Кульминация миссии Кунотори и последняя машина, передающая эстафету будущему» Mynavi Corporation, 9 сентября 2020 г. Архивировано из оригинала 26 февраля 2023 г. Проверено 21 февраля 2024 г. .
  13. ^ Киодо (15 января 2017 г.). «JAXA терпит неудачу в попытке запустить самую маленькую в мире ракету-носитель спутника» . Джапан Таймс . Проверено 16 января 2017 г.
  14. ^ «Ракета с улучшенным звуком стартовала из Японии с крошечным спутником» . Космический полет сейчас . 2 февраля 2018 года . Проверено 7 февраля 2018 г.
  15. ^ «Вызов новой флагманской ракеты «H3» 1/5» . Mynavi Corporation, 15 июля 2015 г. Архивировано из оригинала 12 сентября 2017 г. Проверено 21 февраля 2024 г.
  16. ^ «Вызовы новой флагманской ракеты «H3» 2/5» . Mynavi Corporation, 22 июля 2015 г. Архивировано из оригинала 28 сентября 2017 г. Проверено 21 февраля 2024 г.
  17. ^ «О состоянии разработки новой основной ракеты» (PDF) (пресс-релиз JAXA , 2 июля 2015 г.). Архивировано из оригинала (PDF) 6 января 2023 г. Проверено 21 февраля 2024 г. .
  18. ^ Гебхардт, Крис; Бургхардт, Томас (16 ноября 2022 г.). «SLS совершает успешный дебютный полет, отправляя Артемиду I на Луну» . NASASpaceFlight.com . Проверено 19 ноября 2022 г.
  19. ^ «НАСА готовит ракету и космический корабль перед тропическим штормом Николь, перенацеливает запуск» . НАСА . 8 ноября 2022 г. Проверено 8 ноября 2022 г.
  20. ^ «Boeing и Lockheed Martin создадут совместное предприятие по услугам по запуску | SpaceRef — ваш космический справочник» . Архивировано из оригинала 9 декабря 2012 г. Проверено 28 февраля 2006 г.
  21. ^ Эрвин, Сандра (7 августа 2020 г.). «Пентагон выбирает SpaceX и ULA в качестве своих основных поставщиков запусков» . Космические новости . Проверено 24 августа 2022 г.
  22. ^ «Наш веб-сайт в настоящее время находится на плановом техническом обслуживании» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 5 сентября 2015 года . Проверено 15 марта 2009 г.
  23. ^ «Иран представляет три новых самодельных спутника» . Payvand.com. 22 ноября 2006 г. Архивировано из оригинала 6 февраля 2010 г. . Проверено 6 февраля 2010 г.
  24. ^ «Иран запускает космический корабль с животными / Прорывы в космической программе сигнализируют о начале новой эры национального развития: Ахмадинежад» . Тегеран Таймс . Архивировано из оригинала 12 февраля 2010 года . Проверено 6 февраля 2010 г.
  25. ^ «Израильское телевидение показывает «иранскую ракету», которая «может долететь далеко за пределы Европы» » . Таймс Израиля . Архивировано из оригинала 25 декабря 2016 года . Проверено 29 января 2015 г.
  26. ^ «Новости Израиля: Иран собирается отправить человека в космос? - Иерусалим онлайн» . Архивировано из оригинала 1 июля 2015 года . Проверено 29 января 2015 г.
  27. ^ Эшель, Тамир (24 апреля 2016 г.). «Первый запуск Симурга – успех или неудача Ирана? | Новости обороны» . Defense-update.com . Архивировано из оригинала 27 ноября 2016 года . Проверено 29 октября 2016 г.
  28. ^ «Подробности и раскрытие спутника Нахид, запуск Нахида с помощью Safir B-1 (персидский)» . mehrnews.com. 2 февраля 2013 года. Архивировано из оригинала 5 февраля 2013 года . Проверено 3 февраля 2013 г.
  29. ^ «Ахмадинежад скоро представит спутник Нахид (английский)» . mehrnews.com. 2 февраля 2013 года . Проверено 17 ноября 2022 г.
  30. ^ «Космические стартовые системы – Шавит» . Дигель . Проверено 19 ноября 2013 г.
  31. ^ «Шавит», Британника
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6fdf40de02aee4f4cbbd3036e059b33e__1720979760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6f/3e/6fdf40de02aee4f4cbbd3036e059b33e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Expendable launch system - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)