Титан 34Д
![]() Запуск Титана 34D | |
Функция | Тяжелая ракета-носитель |
---|---|
Производитель | Мартин Мариетта |
Страна происхождения | Соединенные Штаты |
Размер | |
Этапы |
|
Емкость | |
Полезная нагрузка на LEO | |
Масса | 14 515 кг (32 000 фунтов) |
Полезная нагрузка для GTO | |
Масса | 5000 кг (11000 фунтов) |
Связанные ракеты | |
Семья | Титан |
История запуска | |
Статус | Ушедший на пенсию |
Запуск сайтов | ЛК-40 , ККАФС СЛК-4Э , ВАФБ |
Всего запусков | 15 |
Успех(а) | 12 |
Неисправность(и) | 2 |
Частичный отказ(ы) | 1 |
Первый полет | 30 октября 1982 г. |
Последний рейс | 4 сентября 1989 г. |
0 ступень – UA1206 | |
Высота | 27,56 м (90,4 фута) |
Диаметр | 3,05 м (10,0 футов) |
Пустая масса | 40 827 кг (90 008 фунтов) |
Полная масса | 251 427 кг (554 302 фунта) |
Максимальная тяга | 6227 кН (1400000 фунтов силы ) |
Удельный импульс | 265 с |
Время горения | 114 с |
Порох | Твердый ( полибутадиенакрилонитрила на основе APCP ) |
Первая ступень – Титан IIIB-1. | |
Высота | 23,99 м (78,7 футов) |
Диаметр | 3,05 м (10,0 футов) |
Пустая масса | 7000 кг (15 400 фунтов) |
Полная масса | 139 935 кг (308 504 фунта) |
Питаться от | 2 × ЛР-87-11 |
Максимальная тяга | 2413,191 кН (542507 фунтов силы ) |
Удельный импульс | 302 с |
Время горения | 161 с |
Порох | N 2 O 4 / Аэрозин 50 |
Вторая ступень – Титан IIIB-2. | |
Высота | 8,60 м (28,2 фута) |
Диаметр | 3,05 м (10,0 футов) |
Пустая масса | 2900 кг (6400 фунтов) |
Полная масса | 37 560 кг (82 810 фунтов) |
Питаться от | ЛР-91-11 |
Максимальная тяга | 460,314 кН (103 483 фунта силы ) |
Удельный импульс | 316 с |
Время горения | 230 с |
Порох | N 2 O 4 / Аэрозин 50 |
Titan 34D США, — одноразовая ракета-носитель использовавшаяся для запуска ряда спутников военного назначения.
История обслуживания
[ редактировать ]Созданный на базе Titan III , Titan 34D имел Stage 1 и Stage 2, оснащенные более мощными твердотопливными двигателями UA1206 . Было доступно множество верхних ступеней, включая инерционную верхнюю ступень , ступень переходной орбиты и трансступень . [1] Титан 34D совершил свой первый полет в 1982 году 30 октября с двумя связи DSCS оборонной спутниками США для Министерства обороны (DOD).
Все пуски проводились либо с LC-40 на базе ВВС на мысе Канаверал , либо с SLC-4E на базе ВВС Ванденберг . Всего было проведено пятнадцать пусков, из них три неудачных.
Авария 1985 года, Титан 34Д-7.
[ редактировать ]Первой неудачей стал запуск спутника фоторазведки Х-11 в 1985 году 28 августа. В основной ступени произошла неисправность двигательной установки, и она была разрушена службой Range Safety. Полет продолжался нормально до запуска основного двигателя в Т+108 секунд. На момент Т+112 секунд произошел аномальный переходный процесс при запуске, и у двигателя 2 началось снижение тяги. В Т+212 секунд двигатель 1 заглох, что привело к потере ориентации. Бортовой компьютер отключил двигатель 2 в Т+256 секунд и начал преждевременное отделение и зажигание ступени 2. Теперь, когда «Титан» кувыркался и направлялся обратно к земле, в Т+272 секунда была подана команда уничтожения, и Х-11 разбился. в Тихий океан. Во время полета первой ступени бак с окислителем начал протекать. N 2 O 4 , что, как предполагалось, привело к потере смазки турбонасоса двигателя 1 и поломке ведущей шестерни. Попытки ВМФ поднять обломки ракеты-носителя со дна океана оказались безуспешными. Следователи также жаловались, что камера наблюдения во время горения активной зоны была недостаточной.
«Титан 34D-7» был первым неудачным запуском твердомоторного корабля «Титан» из Ванденберга (за последние годы с мыса Канаверал было несколько неудачных запусков) и был особенно неприятен из-за неадекватных данных о запуске. Безупречный рекорд запуска Титана III на Западном побережье означал, что ВВС почувствовали себя достаточно уверенно, чтобы убрать несколько телеметрических измерений из ускорителей в интересах уменьшения веса и сложности. Очевидно, имели место утечки как из баков с топливом, так и из баков с окислителем, а также подозрения зависели от зажимов, которые удерживали трубопроводы подачи топлива на месте. Однако зажимы не выходили из строя ни при одном из предыдущих запусков, поэтому было неясно, почему они внезапно выйдут из строя сейчас. Некоторые члены следственной комиссии даже предположили, что у SRB произошла утечка выхлопных газов, которая привела к повреждению активной ступени. В качестве доказательства они отметили, что вскоре после запуска у одного SRB отломился кусок пробковой изоляции. Официальной причиной неисправности была названа «Утечка окислителя, повлекшая за собой потерю смазки турбонасоса и поломку шестерни». Однако большинство членов следственной группы остались недовольны этим приговором.
По итогам 34Д-7 ВВС приняли меры, чтобы не допустить повторного отказа. В их число входили переустановка некоторых удаленных телеметрических датчиков на Титане, а также улучшение охвата камер; при следующем запуске самолет даже пролетит над головой, чтобы сделать дополнительные фотографии.
Авария 1986 года, Титан 34Д-9.
[ редактировать ]Титан 34D-9 был запущен 18 апреля 1986 года на авиабазе Ванденберг. Вместо усовершенствованного спутника KH-11, установленного на 34D-7, этот ускоритель нес более старую модель KH-9, что стало последним запуском этого спутника и последним запуском Соединенными Штатами спутника фоторазведки с пленочной капсулой. Взлетев в 10:45 по тихоокеанскому времени, «Титан» катастрофически взорвался прямо над SLC-4E, осыпав стартовый комплекс, а также соседний SLC-4W (используемый для запусков «Титана IIIB») обломками и токсичным топливом. [2] [3]
Расследование показало, что разрыв правого твердотопливного двигателя, начавшийся в момент Т+6 секунд, в результате чего возникающий крутящий момент на ракете-носителе привел к отрыву левого РДД. Это активировало его автоматическую систему разрушения, разнеся Стадию 1 на куски и разорвав Стадию 2. Резервуар N 2 O 4 . Верхние ступени катапультировались и запускались в воздух до тех пор, пока офицер безопасности полигона не послал команду на ручное уничтожение в Т + 20 секунд. Х-9 также был взорван благодаря внутреннему механизму самоуничтожения, который был разработан для уничтожения засекреченного спутника в случае сбоя при запуске. На SLC-4E посыпались обломки, серьезно повредив при этом стартовый комплекс и вызвав многочисленные небольшие пожары, некоторые из которых горели до двух дней. Извлечение стартового персонала из блокхауса оказалось трудным из-за того, что территория вокруг площадки была заполнена токсичными парами и горящими обломками. Разрыв корпуса повредил стропы системы непреднамеренного разделения разрушения (ISDS) и помешал надлежащему разрушению SRM, который упал практически неповрежденным на бетонную конструкцию возле площадки, которая на момент запуска была незанятой.
Катастрофу сравнивают с «Челленджер» шаттла аварией тремя месяцами ранее, который также стал жертвой неисправности твердотопливного двигателя. Однако выяснилось, что инцидент с Титаном имел другую причину, поскольку уплотнительные кольца не прогорели. Небольшой воздушный карман между топливом SRM и металлическим корпусом двигателя позволил горячим выхлопным газам прожечь корпус и в конечном итоге разрушить SRM. Потеря двух спутников фоторазведки подряд также серьезно затруднила усилия Америки по сбору разведывательной информации о советской деятельности.
ВВС, прежде чем выяснить истинную причину отказа 34D-9, были настолько озадачены потерей двух Титанов III подряд, что какое-то время полагали, что на базе ВВС Ванденберг работали диверсанты, и это было Сотрудники базы прочесывают близлежащие холмы в поисках гильз.
Из-за секретной полезной нагрузки были предприняты значительные усилия по очистке всех остатков KH-9, катушки с пленкой которого были разорваны на сотни мелких кусочков и разбросаны по площадке. Обломки спутника были вывезены для захоронения в неизвестном месте в штате Невада .
Расследование установило, что производитель двигателей UA1206 , подразделение химических систем компании United Technologies, применял ненадлежащие меры контроля качества. Из-за программы «Шаттл» спрос на одноразовые ракеты-носители (ELV) значительно сократился в 1980-е годы, и производители сокращали расходы, сокращали технический персонал и готовились к поэтапному отказу от ELV. Однако катастрофа «Челленджера» привела к новому акценту на ELV и привела к значительному расширению предстоящей программы «Титан IV» , которая изначально была рассчитана всего на десять запусков.
Точная причина образования воздушного кармана в SRM №2 так и не была точно определена. Хотя всем сегментам ракеты было не менее пяти лет (поскольку все летные изделия Titan 34D были изготовлены и поставлены к 1982 году, а производственная линия давно закрыта), на других SRM того же возраста подобных проблем не возникало. Благодаря Титану 34D-9 (и поскольку возможной причиной отказа 34D-7 была неисправность SRB), были приняты более строгие меры. Это включало строительство высокоэнергетической рентгеновской установки неразрушающего контроля (NDT) на мысе Канаверал в рамках аварийной программы, продолжавшейся 83 дня с начала строительства до первых испытаний, в ходе которых сегменты Titan SRM были подвергнуты рентгеновскому излучению для обнаружения пустот в топливе. . [4]
SLC-4E не работал до октября 1987 года, после чего он стал местом без происшествий оставшихся двух запусков Titan 34D.
Спецификация
[ редактировать ]Титан 34D имел грузоподъемность 14 515 кг (32 000 фунтов) на низкой околоземной орбите и 5 000 кг (11 000 фунтов) на GTO. [1]
Использование со спутниками Vortex
[ редактировать ]
Три спутника Vortex были запущены с использованием аппаратов Titan 34D в период с 1984 по 1989 год.
Дата | Космический корабль | Идентификатор НССДК | Комментарии |
---|---|---|---|
31 января 1984 г. | ОПС 0441 | 1984-009А | также называется Вортекс 4 |
2 сентября 1988 г. | США 31 | 1988-077А | также называется Вортекс 5 |
10 мая 1989 г. | США 37 | 1989-035А | также называется Вортекс 6 |
История запуска
[ редактировать ]Дата/время (GMT) | Запуск сайта | Серийный номер | Верхняя ступень | Полезная нагрузка | Исход | Примечания |
---|
См. также
[ редактировать ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Титан 34Д» . Astronautix.com . Энциклопедия космонавтики. Архивировано из оригинала 28 декабря 2016 года . Проверено 19 марта 2019 г.
- ^ Дэй, Дуэйн А. (15 декабря 2008 г.). «Смерть монстра» . Космический обзор .
- ^ Иссахар, Ханан. «Взрыв ракеты Titan 34D на базе ВВС Вандерберг, Калифорния» . Фотография Ханана Иссахара.
- ^ «Военно-космические операции» (PDF) . Музей космонавтики ВВС . Архивировано из оригинала (PDF) 13 декабря 2021 года . Проверено 13 декабря 2021 г.