Jump to content

Титан IV

Титан IV
Ракета Титан IV-B, выполняющая космическую исследовательскую миссию Кассини-Гюйгенс, перед взлетом со стартового комплекса 40 на мысе Канаверал , 12 октября 1997 г. (НАСА)
Функция Тяжелая ракета-носитель
Производитель Локхид Мартин
Страна происхождения Соединенные Штаты
Стоимость за запуск 432 миллиона долларов США
Размер
Высота 50–62 м (164–207 футов)
Диаметр 3,05 м (10 футов)
Масса 943 050 кг (2 079 060 фунтов )
Этапы 3-5
Емкость
Полезная нагрузка на LEO
Масса 21680 кг (47790 фунтов)
Полезная нагрузка на Polar LEO
Масса 17 600 кг (38 800 фунтов)
Полезная нагрузка на ГСО
Масса 5760 кг (12690 фунтов)
Полезная нагрузка для HCO
Масса 5660 кг (12 470 фунтов)
Связанные ракеты
Семья Титан
Сопоставимый Атлас V , Дельта IV Тяжелый , Сокол 9
История запуска
Статус Ушедший на пенсию
Запуск сайтов SLC-40 / 41 , мыс Канаверал
SLC-4E , авиабаза Ванденберг
Всего запусков 39 [1]
( IVA: 22, IVB: 17)
Успех(а) 35
( IVA: 20, IVB: 15)
Неисправность(и) 4 ( ИВА: 2, ИВБ: 2)
Первый полет IV-А: 14 июня 1989 г.
IV-B: 23 февраля 1997 г.
Последний рейс IV-А: 12 августа 1998 г.
IV-B: 19 октября 2005 г.
Тип пассажиров/груза Лакросс
ЦСП
Милстар
Кассини-Гюйгенс
Бустеры (IV-А) – UA1207
Нет бустеров 2
Питаться от Объединенные Технологии UA1207
Максимальная тяга 14,234 МН (3 200 000 фунтов силы )
Удельный импульс 272 секунды (2667 Н·с/кг)
Время горения 120 секунд
Порох ПБАН
Бустеры (IV-B) – СРМУ
Нет бустеров 2
Питаться от Геркулес УСРМ [2]
Максимальная тяга 15,12 МН (3 400 000 фунтов силы)
Удельный импульс 286 секунд (2805 Н·с/кг)
Время горения 140 секунд
Порох ПВТПБ
Первый этап
Питаться от 2 ЛР87 [3]
Максимальная тяга 2440 кН (548 000 фунтов силы)
Удельный импульс 302 секунды (2962 Н·с/кг)
Время горения 164 секунды
Порох N 2 O 4 / Аэрозин 50
Второй этап
Питаться от 1 ЛР91
Максимальная тяга 467 кН (105 000 фунтов силы)
Удельный импульс 316 секунд (3100 Н·с/кг)
Время горения 223 секунды
Порох N 2 O 4 / Аэрозин 50
Третья ступень (Опционально) – Кентавр-Т
Питаться от 2 РЛ10
Максимальная тяга 147 кН (33 100 фунтов силы)
Удельный импульс 444 секунды (4354 Н·с/кг)
Время горения 625 секунд
Порох ЛХ 2 / ЛОКС

Титан IV — семейство тяжелых космических ракет-носителей, разработанных Мартином Мариеттой и эксплуатировавшихся ВВС США с 1989 по 2005 год. [4] Запуски проводились с базы ВВС на мысе Канаверал , штат Флорида. [5] и база ВВС Ванденберг , Калифорния. [6]

Титан IV был последней ракетой семейства Титан , первоначально разработанной компанией Glenn L. Martin в 1958 году. В 2005 году он был снят с производства из-за высокой стоимости эксплуатации и опасений по поводу токсичного гиперголического топлива и заменен на Атлас. Ракеты-носители V и Delta IV по программе EELV . Последний запуск (B-30) с мыса Канаверал произошел 29 апреля 2005 г., а последний запуск с авиабазы ​​​​Ванденберг - 19 октября 2005 г. [7] Lockheed Martin Space Systems построила Titan IV недалеко от Денвера, штат Колорадо, по контракту с правительством США . [1]

Два автомобиля Titan IV в настоящее время выставлены в Национальном музее ВВС США в Дейтоне, штат Огайо , и в Музее авиации и космонавтики «Эвергрин» в Макминнвилле, штат Орегон .

Описание автомобиля

[ редактировать ]

Титан IV был разработан для обеспечения гарантированной возможности запуска полезной нагрузки класса «Спейс Шаттл » для ВВС. «Титан IV» мог быть запущен без разгонного блока , инерционного разгонного блока (IUS) или разгонного блока «Кентавр» .

Титан IV состоял из двух больших твердотопливных ракетных ускорителей и двухступенчатой ​​жидкостной активной зоны. В двух хранимых ступенях активной зоны с жидким топливом использовалось топливо Aerozine 50 и окислитель тетроксид азота . Эти топлива являются гиперголическими , воспламеняются при контакте и представляют собой жидкости при комнатной температуре, поэтому изоляция резервуара не требуется. Это позволяло хранить пусковую установку в готовом состоянии в течение длительного времени, однако оба топлива чрезвычайно токсичны.

Titan IV мог быть запущен с любого побережья: SLC-40 или 41 со станции ВВС на мысе Канаверал недалеко от Какао-Бич, штат Флорида, и с SLC-4E на стартовых площадках базы ВВС Ванденберг в 55 милях к северо-западу от Санта-Барбары, штат Калифорния. Запуски на полярные орбиты происходили из Ванденберга, большинство других запусков происходило с мыса Канаверал.

Титан IV-А

[ редактировать ]

Титан IV-A летал с твердотопливными ракетными двигателями UA1207 (SRM) в стальном корпусе производства Chemical Systems Division. [8] [9] [10]

Титан IV-Б

[ редактировать ]

Titan IV-B произошел от семейства Titan III и был похож на Titan 34D.

Хотя семейство ракет-носителей имело чрезвычайно хорошие показатели надежности в первые два десятилетия своего существования, ситуация изменилась в 1980-х годах, когда в 1985 году был потерян один Titan 34D, за которым последовал катастрофический взрыв другого в 1986 году из-за отказа SRM .В связи с этим на машине Titan IV-B предполагалось использовать новые модернизированные твердотопливные ракетные двигатели с композитным корпусом. [11] Из-за проблем с разработкой первые несколько запусков Titan IV-B выполнялись с использованием SRM UA1207 старого образца.

Общие характеристики

[ редактировать ]
  • Производитель: Lockheed-Martin Astronautics
  • Электростанция:
    • Первая ступень состояла из двух твердотопливных двигателей.
    • На первой ступени использовался жидкостный ракетный двигатель LR87-AJ-11.
    • На втором этапе использовался жидкостный двигатель LR91-AJ-11.
    • Дополнительные верхние ступени включали «Кентавр» и инерционную верхнюю ступень .
  • Система наведения: система наведения с кольцевым лазерным гироскопом производства Honeywell .
  • Толкать:
    • Этап 0: Твердотопливные ракетные двигатели обеспечивали силу 1,7 миллиона фунтов (7,56 МН) на двигатель при старте.
    • Этап 1: LR87-AJ-11 обеспечивал в среднем силу 548 000 фунтов (2,44 МН).
    • Этап 2: LR91-AJ-11 обеспечивал среднюю силу 105 000 фунтов (467 кН).
    • Дополнительная верхняя ступень Centaur (RL10A-3-3A) обеспечивала силу 33 100 фунтов (147 кН), а инерционная верхняя ступень обеспечивала силу до 41 500 фунтов (185 кН).
  • Длина: до 204 футов (62 м)
  • Возможность подъема:
    • Может выводить на низкую околоземную орбиту до 47 800 фунтов (21 700 кг).
    • до 12 700 фунтов (5 800 кг) на геостационарную орбиту при запуске с мыса Канаверал AFS, Флорида;
    • и до 38 800 фунтов (17 600 кг) на низкую околоземную полярную орбиту при запуске с авиабазы ​​​​Ванденберг.
    • на геостационарную орбиту:
      • с разгонным блоком Centaur 12700 фунтов (5800 кг)
      • с инерционной разгонной ступенью 5250 фунтов (2380 кг)
  • Обтекатель полезной нагрузки : [12]
    • Производитель: McDonnell Douglas Space Systems Co.
    • Диаметр: 16,7 футов (5,1 м)
    • Длина: 56, 66, 76 или 86 футов.
    • Масса: 11 000, 12 000, 13 000 или 14 000 фунтов.
    • Конструкция: 3 секции, изометрическая конструкция, алюминий.
  • Максимальный взлетный вес: примерно 2,2 миллиона фунтов (1 000 000 кг).
  • Стоимость: примерно 250–350 миллионов долларов, в зависимости от конфигурации запуска.
  • Дата развертывания: июнь 1989 г.
  • Стартовые площадки: авиабаза мыс Канаверал, штат Флорида, и авиабаза Ванденберг, Калифорния.

Обновления

[ редактировать ]

Испытательный стенд для модернизации твердотопливного ракетного двигателя

[ редактировать ]

В 1988–89 годах компания Ralph M. Parsons спроектировала и построила полномасштабную стальную башню и дефлекторную установку, которая использовалась для испытаний модернизации твердотопливного ракетного двигателя Titan IV (SRMU). [13] Моделировались запуск и воздействие силы тяги СРМУ на корабль «Титан IV». Чтобы оценить величину силы тяги, SRMU подключили к стальной башне через системы измерения нагрузки и запустили на месте. Это было первое полномасштабное испытание, проведенное для моделирования воздействия SRMU на корабль Titan IV. [14]

Предлагаемые алюминиево-литиевые баки

[ редактировать ]

В начале 1980-х годов компания General Dynamics разработала план сборки на орбите лунного космического корабля под названием Early Lunar Access . Космический шаттл поднимет на орбиту лунный посадочный модуль, а затем запустит ракету Титан IV с модифицированной ступенью «Кентавр G-Прайм» для встречи и стыковки. План требовал модернизации космических кораблей «Шаттл» и «Титан IV» для использования более легких из алюминиево-литиевого сплава . топливных баков [15] шаттла План так и не был реализован, но в 1990-х годах внешний бак был переоборудован в алюминиево-литиевые баки для сближения с сильно наклоненной орбитой российской «Мир» космической станции . [16]

Идентификация типа

[ редактировать ]

В IV-A (40nA) использовались усилители со стальным корпусом, в IV-B (40nB) использовались усилители с композитным корпусом (SRMU).

Тип 401 использовал 3-ю ступень «Кентавр», тип 402 использовал 3-ю ступень IUS. Остальные 3 типа (без 3-й ступени) были 403, 404 и 405:

  • Тип 403 не имел верхней ступени и предназначен для вывода полезной нагрузки меньшей массы на более высокие орбиты из Ванденберга. [17]
  • Тип 404 не имел верхней ступени для более тяжелых грузов на низких орбитах из Ванденберга. [17]
  • Тип 405 не имел верхней ступени и предназначался для вывода полезной нагрузки меньшей массы на более высокую орбиту с мыса Канаверал. [17]
Интерактивная 3D-модель Титана IV
Интерактивная 3D-модель Titan IV в полностью собранном виде (слева) и в разобранном виде (справа)

Семейство ракет «Титан» было создано в октябре 1955 года, когда ВВС заключили с компанией Glenn L. Martin Company (позже Martin-Marietta , ныне часть Lockheed Martin ) контракт на создание межконтинентальной баллистической ракеты ( SM-68 ). Получившаяся в результате «Титан I» стала первой в стране двухступенчатой ​​межконтинентальной баллистической ракетой и дополнила межконтинентальную баллистическую ракету «Атлас» в качестве второй подземной межконтинентальной баллистической ракеты шахтного базирования вертикального хранения. Обе ступени «Титана I» использовали в качестве топлива жидкий кислород и РП-1 .

Последующая версия семейства Титанов, Титан II , представляла собой двухступенчатую эволюцию Титана I, но была гораздо более мощной и использовала другое топливо. Обозначенная как LGM-25C, Titan II была самой крупной ракетой, разработанной для ВВС США в то время. На «Титане II» были недавно разработаны двигатели, в которых в качестве топлива и окислителя использовался аэрозин 50 и тетраоксид азота в самовоспламеняющейся гиперголической комбинации топлива, что позволяло хранить «Титан II» под землей, готовый к запуску. Титан II был первым кораблем Титан, который использовался в качестве космической ракеты-носителя.

Разработка космического запуска только Титана III началась в 1964 году, в результате чего появился Титан IIIA, за которым в конечном итоге последовали Титан IV-A и IV-B.

ИСКУССТВО

[ редактировать ]

К середине 1980-х годов правительство Соединенных Штатов забеспокоилось, что «Спейс Шаттл», предназначенный для запуска всей американской полезной нагрузки и замены всех беспилотных ракет, не будет достаточно надежным для военных и секретных миссий. В 1984 году заместитель министра ВВС и директор Национального разведывательного управления (NRO) Пит Олдридж решил приобрести дополнительные одноразовые ракеты-носители (CELV) для десяти полезных нагрузок NRO; название произошло от ожидания правительства, что ракеты «дополнят» шаттл. Позже переименован в Титан IV, [18] ракета будет нести только три боевых груза [19] в паре со ступенями Centaur и летать исключительно с LC-41 на мысе Канаверал. Однако авария «Челленджера» в 1986 году вызвала новую зависимость от одноразовых систем запуска , при этом программа «Титан IV» значительно расширилась. На момент своего появления Титан IV был самой крупной и наиболее мощной одноразовой ракетой-носителем, используемой ВВС США. [20]

В программу после «Челленджера» были добавлены версии Titan IV с инерционным разгонным блоком (IUS) или без верхних ступеней, увеличено количество полетов и переоборудован LC-40 на мысе для запусков Titan IV. По состоянию на 1991 год было запланировано почти сорок запусков Титана IV и SRM ( твердотопливный ракетный двигатель был представлен новый, улучшенный корпус ) с использованием легких композитных материалов.

Стоимость программы

[ редактировать ]

В 1990 году в отчете о выбранных приобретениях Titan IV общая стоимость приобретения 65 автомобилей Titan IV в течение 16 лет оценивалась в 18,3 миллиарда долларов США (42,7 миллиарда долларов США с поправкой на инфляцию в 2024 году). [21]

Запуск Кассини-Гюйгенс

[ редактировать ]

В октябре 1997 года ракета Титан IV-B запустила Кассини-Гюйгенс , пару зондов, отправленных к Сатурну . Это был единственный случай использования Титана IV для запуска, не связанного с Министерством обороны. «Гюйгенс» приземлился на Титане 14 января 2005 года. «Кассини» остался на орбите Сатурна. Миссия Кассини завершилась 15 сентября 2017 года, когда космический корабль был отправлен в атмосферу Сатурна, чтобы сгореть.

Выход на пенсию

[ редактировать ]

Титан IV был усовершенствованным по сравнению с шаттлом, но был дорогим и ненадежным. [18] К 1990-м годам также росли опасения по поводу безопасности токсичного топлива. Программа Evolved Expendable Launch Vehicle (EELV) привела к разработке ракет-носителей Atlas V , Delta IV и Delta IV Heavy , которые заменили Titan IV и ряд других устаревших систем запуска. Новые EELV исключили использование гиперголического топлива, снизили затраты и были гораздо более универсальными, чем устаревшие машины.

Сохранившиеся примеры

[ редактировать ]

В 2014 году Национальный музей ВВС США в Дейтоне, штат Огайо , начал проект по восстановлению ракеты Titan IV-B. Эта попытка увенчалась успехом: выставка открылась 8 июня 2016 года. [22] Единственные другие уцелевшие компоненты Титана IV находятся в Музее авиации и космонавтики Wings Over the Rockies в Денвере, штат Колорадо, где есть два двигателя Titan Stage 1, один двигатель Titan Stage 2 и межступенчатая «юбка» на открытой выставке; [23] и в Музее авиации и космонавтики Эвергрин в Макминнвилле, штат Орегон, включая основные ступени и части сборки твердотопливного ракетного двигателя. [24]

История запуска

[ редактировать ]
Дата /
Время (UTC)
Запуск сайта Серийный номер Тип Полезная нагрузка Исход Примечания
14 июня 1989 г.
13:18
ККАФС LC-41 К-1 402А/ ИУС США-39 ( ДСП -14) Успех Прогорание колокола двигателя оставило лишь небольшой шанс на успех.
8 июня 1990 г.
05:21
ККАФС LC-41 К-4 405А США-60 ( НОСС )
США-61 ( НОСС )
США-62 ( НОСС )
Система связи для запуска спутников USA-59 (SLDCOM)
Успех
13 ноября 1990 г.
00:37
ККАФС LC-41 К-6 402А/ ИУС США-65 ( ДСП -15) Успех
8 марта 1991 г.
12:03
ВАФБ ЛК-4Э К-5 403А США-69 ( Лакросс ) Успех
8 ноября 1991 г.
07:07
ВАФБ ЛК-4Э К-8 403А США-74 ( НОСС )
США-76 ( НОСС )
США-77 ( НОСС )
США-72 СЛДКОМ
Успех
28 ноября 1992 г.
21:34
ВАФБ ЛК-4Э К-3 404А USA-86 ( KH-11 ) Успех
2 августа 1993 г.
19:59
ВАФБ ЛК-4Э К-11 403А НОСС x3
СЛДКОМ
Отказ SRM взорвался на Т+101 из-за повреждений, полученных во время технического обслуживания на земле.
7 февраля 1994 г.
21:47
ККАФС ЛК-40 К-10 401А / Кентавр США-99 ( Милстар -1) Успех
3 мая 1994 г.
15:55
ККАФС LC-41 К-7 401А / Кентавр США-103 ( Труба ) Успех
27 августа 1994 г.
08:58
ККАФС LC-41 К-9 401А / Кентавр США-105 ( Меркурий ) Успех
22 декабря 1994 г.
22:19
ККАФС ЛК-40 К-14 402А/ ИУС США-107 ( ДСП -17) Успех
14 мая 1995 г.
13:45
ККАФС ЛК-40 К-23 401А / Кентавр США-110 ( Орион ) Успех
10 июля 1995 г.
12:38
ККАФС LC-41 К-19 401А / Кентавр США-112 ( Труба ) Успех
6 ноября 1995 г.
05:15
ККАФС ЛК-40 К-21 401А / Кентавр США-115 ( Милстар -2) Успех
5 декабря 1995 г.
21:18
ВАФБ ЛК-4Э К-15 404А USA-116 ( KH-11 ) Успех
24 апреля 1996 г.
23:37
ККАФС LC-41 К-16 401А / Кентавр США-118 ( Меркурий ) Успех
12 мая 1996 г.
21:32
ВАФБ ЛК-4Э К-22 403А США-120 ( НОСС )
США-121 ( НОСС )
США-122 ( НОСС )
США-119 (СЛДКОМ)
Привязи USA-123 на спутнике космической физики (TiPS)
США-124 (ТиПС)
Успех
3 июля 1996 г.
00:30
ККАФС ЛК-40 К-2 405А США-125 ( СДС ) Успех
20 декабря 1996 г.
18:04
ВАФБ ЛК-4Э К-13 404А USA-129 ( KH-11 ) Успех НРОЛ-2
23 февраля 1997 г.
20:20
ККАФС ЛК-40 Б-24 402Б/ ИУС США-130 ( ДСП -18) Успех
15 октября 1997 г.
08:43
ККАФС ЛК-40 Б-33 401Б / Кентавр Кассини
Гюйгенс
Успех
24 октября 1997 г.
02:32
ВАФБ ЛК-4Э А-18 403А США-133 ( Лакросс ) Успех НРОЛ-3
8 ноября 1997 г.
02:05
ККАФС LC-41 А-17 401А / Кентавр США-136 ( Труба ) Успех НРОЛ-4
9 мая 1998 г.
01:38
ККАФС ЛК-40 Б-25 401Б / Кентавр США-139 ( «Орион ») Успех НРОЛ-6
12 августа 1998 г.
11:30
ККАФС LC-41 А-20 401А / Кентавр НРОЛ-7 ( Меркурий ) Отказ В системе наведения произошло короткое замыкание на Т+40 из-за перетертого провода, машина потеряла управление и была разрушена из-за безопасности дальности.
9 апреля 1999 г.
17:01
ККАФС LC-41 Б-27 402Б/ ИУС США-142 ( ДСП -19) Отказ Космический корабль не смог отделиться от ступени IUS.
30 апреля 1999 г.
16:30
ККАФС ЛК-40 Б-32 401Б / Кентавр США-143 ( Милстар -3) Отказ Ошибка базы данных программного обеспечения Centaur привела к потере ориентации , вставка была произведена неправильно. Спутник выведен на бесполезную орбиту.
22 мая 1999 г.
09:36
ВАФБ ЛК-4Э Б-12 404Б США-144 ( Мисти ) Успех НРОЛ-8
8 мая 2000 г.
16:01
ККАФС ЛК-40 Б-29 402Б/ ИУС США-149 ( ДСП -20) Успех
17 августа 2000 г.
23:45
ВАФБ ЛК-4Э Б-28 403Б США-152 ( Лакросс ) Успех НРОЛ-11
27 февраля 2001 г.
21:20
ККАФС ЛК-40 Б-41 401Б / Кентавр США-157 ( Милстар -4) Успех
6 августа 2001 г.
07:28
ККАФС ЛК-40 Б-31 402Б/ ИУС США-159 ( ДСП -21) Успех
5 октября 2001 г.
21:21
ВАФБ ЛК-4Э Б-34 404Б USA-161 ( KH-11 ) Успех НРОЛ-14
16 января 2002 г.
00:30
ККАФС ЛК-40 Б-38 401Б / Кентавр США-164 ( Милстар -5) Успех
8 апреля 2003 г.
13:43
ККАФС ЛК-40 Б-35 401Б / Кентавр США-169 ( Милстар -6) Успех
9 сентября 2003 г.
04:29
ККАФС ЛК-40 Б-36 401Б / Кентавр США-171 ( Орион ) Успех НРОЛ-19
14 февраля 2004 г.
18:50
ККАФС ЛК-40 Б-39 402Б/ ИУС США-176 ( ДСП -22) Успех
30 апреля 2005 г.
00:50
ККАФС ЛК-40 Б-30 405Б США-182 ( Лакросс ) Успех НРОЛ-16
19 октября 2005 г.
18:05
ВАФБ ЛК-4Э Б-26 404Б USA-186 ( KH-11 ) Успех НРОЛ-20

Сбои запуска

[ редактировать ]

Титан IV потерпел четыре катастрофических неудачных запуска.

Взрыв ракеты-носителя 1993 г.

[ редактировать ]
Титан IVA K-11 за несколько мгновений до катастрофы в августе 1993 года.

2 августа 1993 года с SLC-4E поднялся Титан IV К-11 со спутником NOSS SIGNIT. Что необычно для запусков Министерства обороны, ВВС пригласили гражданскую прессу для освещения запуска, который стал более интересным, чем предполагалось, когда ракета-носитель взорвалась через 101 секунду после старта. Расследование показало, что один из двух SRM сгорел, что привело к разрушению машины аналогично предыдущему отказу 34D-9. Расследование установило, что причиной аварии стал ненадлежащий ремонт. [25]

После Титана 34Д-9 были приняты масштабные меры по обеспечению надлежащего рабочего состояния СРМ, включая рентгенографию сегментов двигателя во время предстартовых проверок. РРМ, поступившие на К-11, изначально были отправлены на мыс Канаверал, где рентгеновские снимки выявили аномалии в твердотопливной смеси в одном сегменте. Дефектный участок удалили путем кругового разреза в метательном блоке. Однако к этому моменту большая часть квалифицированного персонала CSD покинула программу, и поэтому ремонтная бригада не знала правильной процедуры. После замены не заклеили место пореза в топливном блоке. Рентгеновских снимков после ремонта хватило персоналу CC, чтобы отстранить SRM от полета, но затем SRM были отправлены в Ванденберг и все равно одобрены. Результатом стало почти повторение 34D-9; Между топливом и корпусом РРМ остался зазор, и при запуске произошел еще один прожог.

1998 IV-А электрическая неисправность

[ редактировать ]

В 1998 году произошел сбой Титана К-17 со спутником ВМФ ELINT «Меркурий» с мыса Канаверал примерно через 40 секунд после начала полета. К-17 было несколько лет, и это был последний запущенный Титан IV-А. Расследование после аварии показало, что у ракеты-носителя были десятки поврежденных или перетертых проводов, и ее ни в коем случае нельзя было запускать в таком рабочем состоянии, но ВВС оказали огромное давление на стартовые экипажи, чтобы они уложились в сроки программы. Фюзеляж Титана был заполнен многочисленными острыми металлическими выступами, из-за которых было практически невозможно установить, отрегулировать или снять проводку без ее повреждения. Контроль качества на заводе Lockheed в Денвере, где собирались автомобили Titan, был назван «ужасным».

Непосредственной причиной отказа стало короткое замыкание, вызвавшее кратковременное отключение питания компьютера наведения через Т+39 секунд. После того, как питание было восстановлено, компьютер послал ложный сигнал о понижении и рыскании по правильной команде. В момент Т+40 секунд Титан двигался со сверхзвуковой скоростью и не смог справиться с этим действием, не потерпев структурного разрушения. Внезапный наклон вниз и возникшая в результате этого аэродинамическая нагрузка привели к отделению одного из SRM. Автоматически сработала ISDS (система непреднамеренного разделения и разрушения), разорвав SRM и унеся с собой остальную часть ракеты-носителя. В Т+45 секунд офицер по безопасности полигона послал команду на уничтожение, чтобы убедиться, что все оставшиеся крупные части ракеты-носителя были разбиты на части. [26]

Были предприняты масштабные восстановительные работы, направленные как на диагностику причины аварии, так и на сбор обломков засекреченного спутника. Все обломки Титана упали в море, на расстоянии трех-пяти миль вниз, и по крайней мере 30% ракеты-носителя было поднято со дна моря. Обломки продолжали выбрасывать на берег в течение нескольких дней, а спасательная операция продолжалась до 15 октября.

Военно-воздушные силы настаивали на программе «запуска по требованию» полезных нагрузок Министерства обороны США, чего было практически невозможно осуществить, особенно с учетом длительного времени подготовки и обработки, необходимого для запуска Титана IV (не менее 60 дней). Незадолго до выхода на пенсию в 1994 году генерал Чак Хорнер назвал программу «Титан» «кошмаром». График на 1998-99 годы предусматривал четыре запуска менее чем за 12 месяцев. Первым из них был Титан К-25, который успешно вышел на орбиту спутника Орион SIGNIT 9 мая 1998 года. Вторым был отказ К-17, а третьим - отказ К-32.

Неспособность этапа отделиться

[ редактировать ]

После задержки, вызванной расследованием предыдущей аварии, 9 апреля 1999 года при запуске К-32 был установлен спутник раннего предупреждения DSP . Вторая ступень IUS не смогла отделиться, в результате чего полезная нагрузка осталась на бесполезной орбите. Расследование этой неисправности показало, что жгуты проводов в ВМС были слишком туго обмотаны изоляционной лентой, так что вилка не могла правильно отсоединиться и препятствовала разделению двух ступеней ВМС.

Ошибка программирования

[ редактировать ]

Четвертым запуском был К-26 30 апреля 1999 года со спутником связи Milstar . Во время полета по инерции «Кентавра» двигатели управления по крену работали в разомкнутом контуре до тех пор, пока топливо RCS не было исчерпано, в результате чего верхняя ступень и полезная нагрузка начали быстро вращаться. При перезапуске «Кентавр» вышел из-под контроля и оставил свою полезную нагрузку на бесполезной орбите. Было обнаружено, что этот сбой является результатом неправильно запрограммированного уравнения в компьютере наведения. Из-за ошибки бортовой компьютер игнорировал данные гироскопа о скорости крена. [27]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б «Последний Titan IV компании Lockheed Martin успешно доставил в космос полезную нагрузку национальной безопасности» . 19 октября 2005 г. Архивировано из оригинала 14 января 2008 г.
  2. ^ «УСРМ» . www.astronautix.com . Архивировано из оригинала 27 декабря 2016 года.
  3. ^ «Анализ реакции на запуск Титана IV» (PDF) . Анализ реакции на запуск Titan IV (стр. 28) . Проверено 26 февраля 2024 г.
  4. ^ «Миссия и организация Центра космических и ракетных систем» (PDF) . Исторический отдел Центра космических и ракетных систем . Архивировано из оригинала (PDF) 11 сентября 2008 года . Проверено 20 сентября 2008 г.
  5. ^ «Титан 4Б и мыс Канаверал» . Space.com . Архивировано из оригинала 31 октября 2001 г. Проверено 21 мая 2008 г.
  6. ^ «Космический полет сейчас | Отчет о запуске Титана | Ожидается, что ракета Титан 4 запустит спутник-шпион Лакросс» . spaceflightnow.com .
  7. ^ Немиров Р.; Боннелл, Дж., ред. (27 октября 2005 г.). «Последний Титан» . Астрономическая картина дня . НАСА . Проверено 20 сентября 2008 г.
  8. ^ Баклунд, С.Дж.; Россен, Дж. Н. (декабрь 1971 г.). ИЗУЧЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ И ПОТЕНЦИАЛА ПОВЫШЕНИЯ СТОИМОСТИ ТВЕРДОРОДНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ДИАМЕТРОМ 120 ДЮЙМОВ (3,05 М) (PDF) (Отчет). Объединенная авиастроительная корпорация . Проверено 26 февраля 2016 г.
  9. ^ Исследование твердотопливных ракетных двигателей для ракеты-носителя космического корабля (PDF) (Отчет). Объединенный технологический центр. 15 марта 1972 года . Проверено 26 февраля 2016 г.
  10. ^ «UA1207» . Астронавтикс. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 26 февраля 2016 г.
  11. ^ «Титан 4Б» . www.astronautix.com . Архивировано из оригинала 27 декабря 2016 года.
  12. ^ Майкл Тимоти Данн (декабрь 1992 г.). «Анализ реакции на запуск Титана IV» (PDF) . Технологический институт ВВС. Архивировано (PDF) оригинала 9 октября 2012 г. Проверено 8 июля 2011 г.
  13. ^ Штаты, ВВС США (26 февраля 1990 г.). «ТИТАН IV — ПРОГРАММА МОДЕРНИЗАЦИИ ТВЕРДОТЕЛЬНО-РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ В ВАНДЕНБУРГЕ» . ceqanet.opr.ca.gov . {{cite web}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  14. ^ Чалхуб, Мишель С., (1990) «Динамический анализ, проектирование и реализация полномасштабного испытательного стенда SRMU», Технический отчет Parsons № 027-90.
  15. ^ «Ранний доступ к Луне» . www.astronautix.com . Архивировано из оригинала 20 августа 2016 года.
  16. ^ «Сверхлегкий внешний бак» (PDF) . НАСА.gov . Проверено 3 ноября 2022 г.
  17. ^ Jump up to: а б с «Индекс энциклопедии астронавтики: Т» . www.astronautix.com . Архивировано из оригинала 10 июля 2016 года.
  18. ^ Jump up to: а б Дэй, Дуэйн А. « Призраки и индейка » , The Space Review , 20 ноября 2006 г.
  19. ^ Элиазер, Уэйн (06 июля 2020 г.). «Национальные космодромы: прошлое» . Космический обзор . Проверено 7 июля 2020 г.
  20. ^ «Титан IV» . Авиационный университет ВВС США. 1996.
  21. ^ Кингсбери, Нэнси Р. (сентябрь 1991 г.). «ТИТАН IV. МАТЕРИАЛ-НОСИТЕЛЬ — Реструктурированная программа может сократить потребности в финансировании в 1992 финансовом году» (PDF) . Главное бухгалтерское управление США.
  22. ^ «Четвертое здание Национального музея ВВС США открыто» . Национальный музей ВВС США™ . 7 июня 2016 г.
  23. ^ «Ракетная программа Титан» . Крылья над музеем Скалистых гор.
  24. ^ «Твердотопливные ракетные двигатели Титан IV уничтожены» . www.spacearchive.info .
  25. ^ «Титан 403А» . www.astronautix.com . Архивировано из оригинала 28 декабря 2016 года.
  26. ^ «Титан Кентавр 401А» . www.astronautix.com . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года.
  27. ^ Левесон, Нэнси Дж., доктор философии. (10–14 сентября 2001 г.). «Роль программного обеспечения в недавних авиакосмических катастрофах» (PDF) . sunday.mit.edu . 19-я Международная конференция по системной безопасности . Проверено 19 апреля 2020 г. {{cite web}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fbfe069ca11e769f877c624205a29898__1720375800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fb/98/fbfe069ca11e769f877c624205a29898.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Titan IV - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)