Титан IV
Функция | Тяжелая ракета-носитель |
---|---|
Производитель | Локхид Мартин |
Страна происхождения | Соединенные Штаты |
Стоимость за запуск | 432 миллиона долларов США |
Размер | |
Высота | 50–62 м (164–207 футов) |
Диаметр | 3,05 м (10 футов) |
Масса | 943 050 кг (2 079 060 фунтов ) |
Этапы | 3-5 |
Емкость | |
Полезная нагрузка на LEO | |
Масса | 21680 кг (47790 фунтов) |
Полезная нагрузка на Polar LEO | |
Масса | 17 600 кг (38 800 фунтов) |
Полезная нагрузка на ГСО | |
Масса | 5760 кг (12690 фунтов) |
Полезная нагрузка для HCO | |
Масса | 5660 кг (12 470 фунтов) |
Связанные ракеты | |
Семья | Титан |
Сопоставимый | Атлас V , Дельта IV Тяжелый , Сокол 9 |
История запуска | |
Статус | Ушедший на пенсию |
Запуск сайтов | SLC-40 / 41 , мыс Канаверал SLC-4E , авиабаза Ванденберг |
Всего запусков | 39 [1] ( IVA: 22, IVB: 17) |
Успех(а) | 35 ( IVA: 20, IVB: 15) |
Неисправность(и) | 4 ( ИВА: 2, ИВБ: 2) |
Первый полет | IV-А: 14 июня 1989 г. IV-B: 23 февраля 1997 г. |
Последний рейс | IV-А: 12 августа 1998 г. IV-B: 19 октября 2005 г. |
Тип пассажиров/груза | Лакросс ЦСП Милстар Кассини-Гюйгенс |
Бустеры (IV-А) – UA1207 | |
Нет бустеров | 2 |
Питаться от | Объединенные Технологии UA1207 |
Максимальная тяга | 14,234 МН (3 200 000 фунтов силы ) |
Удельный импульс | 272 секунды (2667 Н·с/кг) |
Время горения | 120 секунд |
Порох | ПБАН |
Бустеры (IV-B) – СРМУ | |
Нет бустеров | 2 |
Питаться от | Геркулес УСРМ [2] |
Максимальная тяга | 15,12 МН (3 400 000 фунтов силы) |
Удельный импульс | 286 секунд (2805 Н·с/кг) |
Время горения | 140 секунд |
Порох | ПВТПБ |
Первый этап | |
Питаться от | 2 ЛР87 [3] |
Максимальная тяга | 2440 кН (548 000 фунтов силы) |
Удельный импульс | 302 секунды (2962 Н·с/кг) |
Время горения | 164 секунды |
Порох | N 2 O 4 / Аэрозин 50 |
Второй этап | |
Питаться от | 1 ЛР91 |
Максимальная тяга | 467 кН (105 000 фунтов силы) |
Удельный импульс | 316 секунд (3100 Н·с/кг) |
Время горения | 223 секунды |
Порох | N 2 O 4 / Аэрозин 50 |
Третья ступень (Опционально) – Кентавр-Т | |
Питаться от | 2 РЛ10 |
Максимальная тяга | 147 кН (33 100 фунтов силы) |
Удельный импульс | 444 секунды (4354 Н·с/кг) |
Время горения | 625 секунд |
Порох | ЛХ 2 / ЛОКС |
Титан IV — семейство тяжелых космических ракет-носителей, разработанных Мартином Мариеттой и эксплуатировавшихся ВВС США с 1989 по 2005 год. [4] Запуски проводились с базы ВВС на мысе Канаверал , штат Флорида. [5] и база ВВС Ванденберг , Калифорния. [6]
Титан IV был последней ракетой семейства Титан , первоначально разработанной компанией Glenn L. Martin в 1958 году. В 2005 году он был снят с производства из-за высокой стоимости эксплуатации и опасений по поводу токсичного гиперголического топлива и заменен на Атлас. Ракеты-носители V и Delta IV по программе EELV . Последний запуск (B-30) с мыса Канаверал произошел 29 апреля 2005 г., а последний запуск с авиабазы Ванденберг - 19 октября 2005 г. [7] Lockheed Martin Space Systems построила Titan IV недалеко от Денвера, штат Колорадо, по контракту с правительством США . [1]
Два автомобиля Titan IV в настоящее время выставлены в Национальном музее ВВС США в Дейтоне, штат Огайо , и в Музее авиации и космонавтики «Эвергрин» в Макминнвилле, штат Орегон .
Описание автомобиля
[ редактировать ]Титан IV был разработан для обеспечения гарантированной возможности запуска полезной нагрузки класса «Спейс Шаттл » для ВВС. «Титан IV» мог быть запущен без разгонного блока , инерционного разгонного блока (IUS) или разгонного блока «Кентавр» .
Титан IV состоял из двух больших твердотопливных ракетных ускорителей и двухступенчатой жидкостной активной зоны. В двух хранимых ступенях активной зоны с жидким топливом использовалось топливо Aerozine 50 и окислитель тетроксид азота . Эти топлива являются гиперголическими , воспламеняются при контакте и представляют собой жидкости при комнатной температуре, поэтому изоляция резервуара не требуется. Это позволяло хранить пусковую установку в готовом состоянии в течение длительного времени, однако оба топлива чрезвычайно токсичны.
Titan IV мог быть запущен с любого побережья: SLC-40 или 41 со станции ВВС на мысе Канаверал недалеко от Какао-Бич, штат Флорида, и с SLC-4E на стартовых площадках базы ВВС Ванденберг в 55 милях к северо-западу от Санта-Барбары, штат Калифорния. Запуски на полярные орбиты происходили из Ванденберга, большинство других запусков происходило с мыса Канаверал.
Титан IV-А
[ редактировать ]Титан IV-A летал с твердотопливными ракетными двигателями UA1207 (SRM) в стальном корпусе производства Chemical Systems Division. [8] [9] [10]
Титан IV-Б
[ редактировать ]Titan IV-B произошел от семейства Titan III и был похож на Titan 34D.
Хотя семейство ракет-носителей имело чрезвычайно хорошие показатели надежности в первые два десятилетия своего существования, ситуация изменилась в 1980-х годах, когда в 1985 году был потерян один Titan 34D, за которым последовал катастрофический взрыв другого в 1986 году из-за отказа SRM .В связи с этим на машине Titan IV-B предполагалось использовать новые модернизированные твердотопливные ракетные двигатели с композитным корпусом. [11] Из-за проблем с разработкой первые несколько запусков Titan IV-B выполнялись с использованием SRM UA1207 старого образца.
- Титан IV-А
- Титан-4(01)А Кентавр
- Титан IV-B Кентавр
- LR91-AJ-11 Тяга и инжектор ракетного двигателя
- Нижняя часть первой ступени ракеты Титан IV-B.
Общие характеристики
[ редактировать ]- Производитель: Lockheed-Martin Astronautics
- Электростанция:
- Первая ступень состояла из двух твердотопливных двигателей.
- На первой ступени использовался жидкостный ракетный двигатель LR87-AJ-11.
- На втором этапе использовался жидкостный двигатель LR91-AJ-11.
- Дополнительные верхние ступени включали «Кентавр» и инерционную верхнюю ступень .
- Система наведения: система наведения с кольцевым лазерным гироскопом производства Honeywell .
- Толкать:
- Этап 0: Твердотопливные ракетные двигатели обеспечивали силу 1,7 миллиона фунтов (7,56 МН) на двигатель при старте.
- Этап 1: LR87-AJ-11 обеспечивал в среднем силу 548 000 фунтов (2,44 МН).
- Этап 2: LR91-AJ-11 обеспечивал среднюю силу 105 000 фунтов (467 кН).
- Дополнительная верхняя ступень Centaur (RL10A-3-3A) обеспечивала силу 33 100 фунтов (147 кН), а инерционная верхняя ступень обеспечивала силу до 41 500 фунтов (185 кН).
- Длина: до 204 футов (62 м)
- Возможность подъема:
- Может выводить на низкую околоземную орбиту до 47 800 фунтов (21 700 кг).
- до 12 700 фунтов (5 800 кг) на геостационарную орбиту при запуске с мыса Канаверал AFS, Флорида;
- и до 38 800 фунтов (17 600 кг) на низкую околоземную полярную орбиту при запуске с авиабазы Ванденберг.
- на геостационарную орбиту:
- с разгонным блоком Centaur 12700 фунтов (5800 кг)
- с инерционной разгонной ступенью 5250 фунтов (2380 кг)
- Обтекатель полезной нагрузки : [12]
- Производитель: McDonnell Douglas Space Systems Co.
- Диаметр: 16,7 футов (5,1 м)
- Длина: 56, 66, 76 или 86 футов.
- Масса: 11 000, 12 000, 13 000 или 14 000 фунтов.
- Конструкция: 3 секции, изометрическая конструкция, алюминий.
- Максимальный взлетный вес: примерно 2,2 миллиона фунтов (1 000 000 кг).
- Стоимость: примерно 250–350 миллионов долларов, в зависимости от конфигурации запуска.
- Дата развертывания: июнь 1989 г.
- Стартовые площадки: авиабаза мыс Канаверал, штат Флорида, и авиабаза Ванденберг, Калифорния.
Обновления
[ редактировать ]Испытательный стенд для модернизации твердотопливного ракетного двигателя
[ редактировать ]В 1988–89 годах компания Ralph M. Parsons спроектировала и построила полномасштабную стальную башню и дефлекторную установку, которая использовалась для испытаний модернизации твердотопливного ракетного двигателя Titan IV (SRMU). [13] Моделировались запуск и воздействие силы тяги СРМУ на корабль «Титан IV». Чтобы оценить величину силы тяги, SRMU подключили к стальной башне через системы измерения нагрузки и запустили на месте. Это было первое полномасштабное испытание, проведенное для моделирования воздействия SRMU на корабль Titan IV. [14]
Предлагаемые алюминиево-литиевые баки
[ редактировать ]В начале 1980-х годов компания General Dynamics разработала план сборки на орбите лунного космического корабля под названием Early Lunar Access . Космический шаттл поднимет на орбиту лунный посадочный модуль, а затем запустит ракету Титан IV с модифицированной ступенью «Кентавр G-Прайм» для встречи и стыковки. План требовал модернизации космических кораблей «Шаттл» и «Титан IV» для использования более легких из алюминиево-литиевого сплава . топливных баков [15] шаттла План так и не был реализован, но в 1990-х годах внешний бак был переоборудован в алюминиево-литиевые баки для сближения с сильно наклоненной орбитой российской «Мир» космической станции . [16]
Идентификация типа
[ редактировать ]В IV-A (40nA) использовались усилители со стальным корпусом, в IV-B (40nB) использовались усилители с композитным корпусом (SRMU).
Тип 401 использовал 3-ю ступень «Кентавр», тип 402 использовал 3-ю ступень IUS. Остальные 3 типа (без 3-й ступени) были 403, 404 и 405:
- Тип 403 не имел верхней ступени и предназначен для вывода полезной нагрузки меньшей массы на более высокие орбиты из Ванденберга. [17]
- Тип 404 не имел верхней ступени для более тяжелых грузов на низких орбитах из Ванденберга. [17]
- Тип 405 не имел верхней ступени и предназначался для вывода полезной нагрузки меньшей массы на более высокую орбиту с мыса Канаверал. [17]
История
[ редактировать ]Семейство ракет «Титан» было создано в октябре 1955 года, когда ВВС заключили с компанией Glenn L. Martin Company (позже Martin-Marietta , ныне часть Lockheed Martin ) контракт на создание межконтинентальной баллистической ракеты ( SM-68 ). Получившаяся в результате «Титан I» стала первой в стране двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракетой и дополнила межконтинентальную баллистическую ракету «Атлас» в качестве второй подземной межконтинентальной баллистической ракеты шахтного базирования вертикального хранения. Обе ступени «Титана I» использовали в качестве топлива жидкий кислород и РП-1 .
Последующая версия семейства Титанов, Титан II , представляла собой двухступенчатую эволюцию Титана I, но была гораздо более мощной и использовала другое топливо. Обозначенная как LGM-25C, Titan II была самой крупной ракетой, разработанной для ВВС США в то время. На «Титане II» были недавно разработаны двигатели, в которых в качестве топлива и окислителя использовался аэрозин 50 и тетраоксид азота в самовоспламеняющейся гиперголической комбинации топлива, что позволяло хранить «Титан II» под землей, готовый к запуску. Титан II был первым кораблем Титан, который использовался в качестве космической ракеты-носителя.
Разработка космического запуска только Титана III началась в 1964 году, в результате чего появился Титан IIIA, за которым в конечном итоге последовали Титан IV-A и IV-B.
ИСКУССТВО
[ редактировать ]К середине 1980-х годов правительство Соединенных Штатов забеспокоилось, что «Спейс Шаттл», предназначенный для запуска всей американской полезной нагрузки и замены всех беспилотных ракет, не будет достаточно надежным для военных и секретных миссий. В 1984 году заместитель министра ВВС и директор Национального разведывательного управления (NRO) Пит Олдридж решил приобрести дополнительные одноразовые ракеты-носители (CELV) для десяти полезных нагрузок NRO; название произошло от ожидания правительства, что ракеты «дополнят» шаттл. Позже переименован в Титан IV, [18] ракета будет нести только три боевых груза [19] в паре со ступенями Centaur и летать исключительно с LC-41 на мысе Канаверал. Однако авария «Челленджера» в 1986 году вызвала новую зависимость от одноразовых систем запуска , при этом программа «Титан IV» значительно расширилась. На момент своего появления Титан IV был самой крупной и наиболее мощной одноразовой ракетой-носителем, используемой ВВС США. [20]
В программу после «Челленджера» были добавлены версии Titan IV с инерционным разгонным блоком (IUS) или без верхних ступеней, увеличено количество полетов и переоборудован LC-40 на мысе для запусков Titan IV. По состоянию на 1991 год было запланировано почти сорок запусков Титана IV и SRM ( твердотопливный ракетный двигатель был представлен новый, улучшенный корпус ) с использованием легких композитных материалов.
Стоимость программы
[ редактировать ]В 1990 году в отчете о выбранных приобретениях Titan IV общая стоимость приобретения 65 автомобилей Titan IV в течение 16 лет оценивалась в 18,3 миллиарда долларов США (42,7 миллиарда долларов США с поправкой на инфляцию в 2024 году). [21]
Запуск Кассини-Гюйгенс
[ редактировать ]В октябре 1997 года ракета Титан IV-B запустила Кассини-Гюйгенс , пару зондов, отправленных к Сатурну . Это был единственный случай использования Титана IV для запуска, не связанного с Министерством обороны. «Гюйгенс» приземлился на Титане 14 января 2005 года. «Кассини» остался на орбите Сатурна. Миссия Кассини завершилась 15 сентября 2017 года, когда космический корабль был отправлен в атмосферу Сатурна, чтобы сгореть.
Выход на пенсию
[ редактировать ]Титан IV был усовершенствованным по сравнению с шаттлом, но был дорогим и ненадежным. [18] К 1990-м годам также росли опасения по поводу безопасности токсичного топлива. Программа Evolved Expendable Launch Vehicle (EELV) привела к разработке ракет-носителей Atlas V , Delta IV и Delta IV Heavy , которые заменили Titan IV и ряд других устаревших систем запуска. Новые EELV исключили использование гиперголического топлива, снизили затраты и были гораздо более универсальными, чем устаревшие машины.
Сохранившиеся примеры
[ редактировать ]В 2014 году Национальный музей ВВС США в Дейтоне, штат Огайо , начал проект по восстановлению ракеты Titan IV-B. Эта попытка увенчалась успехом: выставка открылась 8 июня 2016 года. [22] Единственные другие уцелевшие компоненты Титана IV находятся в Музее авиации и космонавтики Wings Over the Rockies в Денвере, штат Колорадо, где есть два двигателя Titan Stage 1, один двигатель Titan Stage 2 и межступенчатая «юбка» на открытой выставке; [23] и в Музее авиации и космонавтики Эвергрин в Макминнвилле, штат Орегон, включая основные ступени и части сборки твердотопливного ракетного двигателя. [24]
- Титан IV-B в Национальном музее ВВС США.
- Титан IV-B в Национальном музее ВВС США.
- Титан IV-B в реставрационном ангаре Национального музея ВВС США. Это кормовая часть Stage One с двумя двигателями Aerojet LR87-AJ-11.
- Первый этап Титана IV-B и SRMU в Национальном музее ВВС США.
- Титан IV-B в Музее авиации и космонавтики Эвергрин
- Титан IV-B в Музее авиации и космонавтики Эвергрин
- Титан IV-B в Музее авиации и космонавтики Эвергрин
История запуска
[ редактировать ]Дата / Время (UTC) | Запуск сайта | Серийный номер | Тип | Полезная нагрузка | Исход | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|
14 июня 1989 г. 13:18 | ККАФС LC-41 | К-1 | 402А/ ИУС | США-39 ( ДСП -14) | Успех | Прогорание колокола двигателя оставило лишь небольшой шанс на успех. |
8 июня 1990 г. 05:21 | ККАФС LC-41 | К-4 | 405А | США-60 ( НОСС ) США-61 ( НОСС ) США-62 ( НОСС ) Система связи для запуска спутников USA-59 (SLDCOM) | Успех | |
13 ноября 1990 г. 00:37 | ККАФС LC-41 | К-6 | 402А/ ИУС | США-65 ( ДСП -15) | Успех | |
8 марта 1991 г. 12:03 | ВАФБ ЛК-4Э | К-5 | 403А | США-69 ( Лакросс ) | Успех | |
8 ноября 1991 г. 07:07 | ВАФБ ЛК-4Э | К-8 | 403А | США-74 ( НОСС ) США-76 ( НОСС ) США-77 ( НОСС ) США-72 СЛДКОМ | Успех | |
28 ноября 1992 г. 21:34 | ВАФБ ЛК-4Э | К-3 | 404А | USA-86 ( KH-11 ) | Успех | |
2 августа 1993 г. 19:59 | ВАФБ ЛК-4Э | К-11 | 403А | НОСС x3 СЛДКОМ | Отказ | SRM взорвался на Т+101 из-за повреждений, полученных во время технического обслуживания на земле. |
7 февраля 1994 г. 21:47 | ККАФС ЛК-40 | К-10 | 401А / Кентавр | США-99 ( Милстар -1) | Успех | |
3 мая 1994 г. 15:55 | ККАФС LC-41 | К-7 | 401А / Кентавр | США-103 ( Труба ) | Успех | |
27 августа 1994 г. 08:58 | ККАФС LC-41 | К-9 | 401А / Кентавр | США-105 ( Меркурий ) | Успех | |
22 декабря 1994 г. 22:19 | ККАФС ЛК-40 | К-14 | 402А/ ИУС | США-107 ( ДСП -17) | Успех | |
14 мая 1995 г. 13:45 | ККАФС ЛК-40 | К-23 | 401А / Кентавр | США-110 ( Орион ) | Успех | |
10 июля 1995 г. 12:38 | ККАФС LC-41 | К-19 | 401А / Кентавр | США-112 ( Труба ) | Успех | |
6 ноября 1995 г. 05:15 | ККАФС ЛК-40 | К-21 | 401А / Кентавр | США-115 ( Милстар -2) | Успех | |
5 декабря 1995 г. 21:18 | ВАФБ ЛК-4Э | К-15 | 404А | USA-116 ( KH-11 ) | Успех | |
24 апреля 1996 г. 23:37 | ККАФС LC-41 | К-16 | 401А / Кентавр | США-118 ( Меркурий ) | Успех | |
12 мая 1996 г. 21:32 | ВАФБ ЛК-4Э | К-22 | 403А | США-120 ( НОСС ) США-121 ( НОСС ) США-122 ( НОСС ) США-119 (СЛДКОМ) Привязи USA-123 на спутнике космической физики (TiPS) США-124 (ТиПС) | Успех | |
3 июля 1996 г. 00:30 | ККАФС ЛК-40 | К-2 | 405А | США-125 ( СДС ) | Успех | |
20 декабря 1996 г. 18:04 | ВАФБ ЛК-4Э | К-13 | 404А | USA-129 ( KH-11 ) | Успех | НРОЛ-2 |
23 февраля 1997 г. 20:20 | ККАФС ЛК-40 | Б-24 | 402Б/ ИУС | США-130 ( ДСП -18) | Успех | |
15 октября 1997 г. 08:43 | ККАФС ЛК-40 | Б-33 | 401Б / Кентавр | Кассини Гюйгенс | Успех | |
24 октября 1997 г. 02:32 | ВАФБ ЛК-4Э | А-18 | 403А | США-133 ( Лакросс ) | Успех | НРОЛ-3 |
8 ноября 1997 г. 02:05 | ККАФС LC-41 | А-17 | 401А / Кентавр | США-136 ( Труба ) | Успех | НРОЛ-4 |
9 мая 1998 г. 01:38 | ККАФС ЛК-40 | Б-25 | 401Б / Кентавр | США-139 ( «Орион ») | Успех | НРОЛ-6 |
12 августа 1998 г. 11:30 | ККАФС LC-41 | А-20 | 401А / Кентавр | НРОЛ-7 ( Меркурий ) | Отказ | В системе наведения произошло короткое замыкание на Т+40 из-за перетертого провода, машина потеряла управление и была разрушена из-за безопасности дальности. |
9 апреля 1999 г. 17:01 | ККАФС LC-41 | Б-27 | 402Б/ ИУС | США-142 ( ДСП -19) | Отказ | Космический корабль не смог отделиться от ступени IUS. |
30 апреля 1999 г. 16:30 | ККАФС ЛК-40 | Б-32 | 401Б / Кентавр | США-143 ( Милстар -3) | Отказ | Ошибка базы данных программного обеспечения Centaur привела к потере ориентации , вставка была произведена неправильно. Спутник выведен на бесполезную орбиту. |
22 мая 1999 г. 09:36 | ВАФБ ЛК-4Э | Б-12 | 404Б | США-144 ( Мисти ) | Успех | НРОЛ-8 |
8 мая 2000 г. 16:01 | ККАФС ЛК-40 | Б-29 | 402Б/ ИУС | США-149 ( ДСП -20) | Успех | |
17 августа 2000 г. 23:45 | ВАФБ ЛК-4Э | Б-28 | 403Б | США-152 ( Лакросс ) | Успех | НРОЛ-11 |
27 февраля 2001 г. 21:20 | ККАФС ЛК-40 | Б-41 | 401Б / Кентавр | США-157 ( Милстар -4) | Успех | |
6 августа 2001 г. 07:28 | ККАФС ЛК-40 | Б-31 | 402Б/ ИУС | США-159 ( ДСП -21) | Успех | |
5 октября 2001 г. 21:21 | ВАФБ ЛК-4Э | Б-34 | 404Б | USA-161 ( KH-11 ) | Успех | НРОЛ-14 |
16 января 2002 г. 00:30 | ККАФС ЛК-40 | Б-38 | 401Б / Кентавр | США-164 ( Милстар -5) | Успех | |
8 апреля 2003 г. 13:43 | ККАФС ЛК-40 | Б-35 | 401Б / Кентавр | США-169 ( Милстар -6) | Успех | |
9 сентября 2003 г. 04:29 | ККАФС ЛК-40 | Б-36 | 401Б / Кентавр | США-171 ( Орион ) | Успех | НРОЛ-19 |
14 февраля 2004 г. 18:50 | ККАФС ЛК-40 | Б-39 | 402Б/ ИУС | США-176 ( ДСП -22) | Успех | |
30 апреля 2005 г. 00:50 | ККАФС ЛК-40 | Б-30 | 405Б | США-182 ( Лакросс ) | Успех | НРОЛ-16 |
19 октября 2005 г. 18:05 | ВАФБ ЛК-4Э | Б-26 | 404Б | USA-186 ( KH-11 ) | Успех | НРОЛ-20 |
Сбои запуска
[ редактировать ]Титан IV потерпел четыре катастрофических неудачных запуска.
Взрыв ракеты-носителя 1993 г.
[ редактировать ]2 августа 1993 года с SLC-4E поднялся Титан IV К-11 со спутником NOSS SIGNIT. Что необычно для запусков Министерства обороны, ВВС пригласили гражданскую прессу для освещения запуска, который стал более интересным, чем предполагалось, когда ракета-носитель взорвалась через 101 секунду после старта. Расследование показало, что один из двух SRM сгорел, что привело к разрушению машины аналогично предыдущему отказу 34D-9. Расследование установило, что причиной аварии стал ненадлежащий ремонт. [25]
После Титана 34Д-9 были приняты масштабные меры по обеспечению надлежащего рабочего состояния СРМ, включая рентгенографию сегментов двигателя во время предстартовых проверок. РРМ, поступившие на К-11, изначально были отправлены на мыс Канаверал, где рентгеновские снимки выявили аномалии в твердотопливной смеси в одном сегменте. Дефектный участок удалили путем кругового разреза в метательном блоке. Однако к этому моменту большая часть квалифицированного персонала CSD покинула программу, и поэтому ремонтная бригада не знала правильной процедуры. После замены не заклеили место пореза в топливном блоке. Рентгеновских снимков после ремонта хватило персоналу CC, чтобы отстранить SRM от полета, но затем SRM были отправлены в Ванденберг и все равно одобрены. Результатом стало почти повторение 34D-9; Между топливом и корпусом РРМ остался зазор, и при запуске произошел еще один прожог.
1998 IV-А электрическая неисправность
[ редактировать ]В 1998 году произошел сбой Титана К-17 со спутником ВМФ ELINT «Меркурий» с мыса Канаверал примерно через 40 секунд после начала полета. К-17 было несколько лет, и это был последний запущенный Титан IV-А. Расследование после аварии показало, что у ракеты-носителя были десятки поврежденных или перетертых проводов, и ее ни в коем случае нельзя было запускать в таком рабочем состоянии, но ВВС оказали огромное давление на стартовые экипажи, чтобы они уложились в сроки программы. Фюзеляж Титана был заполнен многочисленными острыми металлическими выступами, из-за которых было практически невозможно установить, отрегулировать или снять проводку без ее повреждения. Контроль качества на заводе Lockheed в Денвере, где собирались автомобили Titan, был назван «ужасным».
Непосредственной причиной отказа стало короткое замыкание, вызвавшее кратковременное отключение питания компьютера наведения через Т+39 секунд. После того, как питание было восстановлено, компьютер послал ложный сигнал о понижении и рыскании по правильной команде. В момент Т+40 секунд Титан двигался со сверхзвуковой скоростью и не смог справиться с этим действием, не потерпев структурного разрушения. Внезапный наклон вниз и возникшая в результате этого аэродинамическая нагрузка привели к отделению одного из SRM. Автоматически сработала ISDS (система непреднамеренного разделения и разрушения), разорвав SRM и унеся с собой остальную часть ракеты-носителя. В Т+45 секунд офицер по безопасности полигона послал команду на уничтожение, чтобы убедиться, что все оставшиеся крупные части ракеты-носителя были разбиты на части. [26]
Были предприняты масштабные восстановительные работы, направленные как на диагностику причины аварии, так и на сбор обломков засекреченного спутника. Все обломки Титана упали в море, на расстоянии трех-пяти миль вниз, и по крайней мере 30% ракеты-носителя было поднято со дна моря. Обломки продолжали выбрасывать на берег в течение нескольких дней, а спасательная операция продолжалась до 15 октября.
Военно-воздушные силы настаивали на программе «запуска по требованию» полезных нагрузок Министерства обороны США, чего было практически невозможно осуществить, особенно с учетом длительного времени подготовки и обработки, необходимого для запуска Титана IV (не менее 60 дней). Незадолго до выхода на пенсию в 1994 году генерал Чак Хорнер назвал программу «Титан» «кошмаром». График на 1998-99 годы предусматривал четыре запуска менее чем за 12 месяцев. Первым из них был Титан К-25, который успешно вышел на орбиту спутника Орион SIGNIT 9 мая 1998 года. Вторым был отказ К-17, а третьим - отказ К-32.
Неспособность этапа отделиться
[ редактировать ]После задержки, вызванной расследованием предыдущей аварии, 9 апреля 1999 года при запуске К-32 был установлен спутник раннего предупреждения DSP . Вторая ступень IUS не смогла отделиться, в результате чего полезная нагрузка осталась на бесполезной орбите. Расследование этой неисправности показало, что жгуты проводов в ВМС были слишком туго обмотаны изоляционной лентой, так что вилка не могла правильно отсоединиться и препятствовала разделению двух ступеней ВМС.
Ошибка программирования
[ редактировать ]Четвертым запуском был К-26 30 апреля 1999 года со спутником связи Milstar . Во время полета по инерции «Кентавра» двигатели управления по крену работали в разомкнутом контуре до тех пор, пока топливо RCS не было исчерпано, в результате чего верхняя ступень и полезная нагрузка начали быстро вращаться. При перезапуске «Кентавр» вышел из-под контроля и оставил свою полезную нагрузку на бесполезной орбите. Было обнаружено, что этот сбой является результатом неправильно запрограммированного уравнения в компьютере наведения. Из-за ошибки бортовой компьютер игнорировал данные гироскопа о скорости крена. [27]
См. также
[ редактировать ]- Сравнение систем запуска тяжелых грузов
- Список запусков Титана : Титан I, II, III и IV
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Последний Titan IV компании Lockheed Martin успешно доставил в космос полезную нагрузку национальной безопасности» . 19 октября 2005 г. Архивировано из оригинала 14 января 2008 г.
- ^ «УСРМ» . www.astronautix.com . Архивировано из оригинала 27 декабря 2016 года.
- ^ «Анализ реакции на запуск Титана IV» (PDF) . Анализ реакции на запуск Titan IV (стр. 28) . Проверено 26 февраля 2024 г.
- ^ «Миссия и организация Центра космических и ракетных систем» (PDF) . Исторический отдел Центра космических и ракетных систем . Архивировано из оригинала (PDF) 11 сентября 2008 года . Проверено 20 сентября 2008 г.
- ^ «Титан 4Б и мыс Канаверал» . Space.com . Архивировано из оригинала 31 октября 2001 г. Проверено 21 мая 2008 г.
- ^ «Космический полет сейчас | Отчет о запуске Титана | Ожидается, что ракета Титан 4 запустит спутник-шпион Лакросс» . spaceflightnow.com .
- ^ Немиров Р.; Боннелл, Дж., ред. (27 октября 2005 г.). «Последний Титан» . Астрономическая картина дня . НАСА . Проверено 20 сентября 2008 г.
- ^ Баклунд, С.Дж.; Россен, Дж. Н. (декабрь 1971 г.). ИЗУЧЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ И ПОТЕНЦИАЛА ПОВЫШЕНИЯ СТОИМОСТИ ТВЕРДОРОДНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ ДИАМЕТРОМ 120 ДЮЙМОВ (3,05 М) (PDF) (Отчет). Объединенная авиастроительная корпорация . Проверено 26 февраля 2016 г.
- ^ Исследование твердотопливных ракетных двигателей для ракеты-носителя космического корабля (PDF) (Отчет). Объединенный технологический центр. 15 марта 1972 года . Проверено 26 февраля 2016 г.
- ^ «UA1207» . Астронавтикс. Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 26 февраля 2016 г.
- ^ «Титан 4Б» . www.astronautix.com . Архивировано из оригинала 27 декабря 2016 года.
- ^ Майкл Тимоти Данн (декабрь 1992 г.). «Анализ реакции на запуск Титана IV» (PDF) . Технологический институт ВВС. Архивировано (PDF) оригинала 9 октября 2012 г. Проверено 8 июля 2011 г.
- ^ Штаты, ВВС США (26 февраля 1990 г.). «ТИТАН IV — ПРОГРАММА МОДЕРНИЗАЦИИ ТВЕРДОТЕЛЬНО-РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ В ВАНДЕНБУРГЕ» . ceqanet.opr.ca.gov .
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Чалхуб, Мишель С., (1990) «Динамический анализ, проектирование и реализация полномасштабного испытательного стенда SRMU», Технический отчет Parsons № 027-90.
- ^ «Ранний доступ к Луне» . www.astronautix.com . Архивировано из оригинала 20 августа 2016 года.
- ^ «Сверхлегкий внешний бак» (PDF) . НАСА.gov . Проверено 3 ноября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с «Индекс энциклопедии астронавтики: Т» . www.astronautix.com . Архивировано из оригинала 10 июля 2016 года.
- ^ Jump up to: а б Дэй, Дуэйн А. « Призраки и индейка » , The Space Review , 20 ноября 2006 г.
- ^ Элиазер, Уэйн (06 июля 2020 г.). «Национальные космодромы: прошлое» . Космический обзор . Проверено 7 июля 2020 г.
- ^ «Титан IV» . Авиационный университет ВВС США. 1996.
- ^ Кингсбери, Нэнси Р. (сентябрь 1991 г.). «ТИТАН IV. МАТЕРИАЛ-НОСИТЕЛЬ — Реструктурированная программа может сократить потребности в финансировании в 1992 финансовом году» (PDF) . Главное бухгалтерское управление США.
- ^ «Четвертое здание Национального музея ВВС США открыто» . Национальный музей ВВС США™ . 7 июня 2016 г.
- ^ «Ракетная программа Титан» . Крылья над музеем Скалистых гор.
- ^ «Твердотопливные ракетные двигатели Титан IV уничтожены» . www.spacearchive.info .
- ^ «Титан 403А» . www.astronautix.com . Архивировано из оригинала 28 декабря 2016 года.
- ^ «Титан Кентавр 401А» . www.astronautix.com . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года.
- ^ Левесон, Нэнси Дж., доктор философии. (10–14 сентября 2001 г.). «Роль программного обеспечения в недавних авиакосмических катастрофах» (PDF) . sunday.mit.edu . 19-я Международная конференция по системной безопасности . Проверено 19 апреля 2020 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )