Jump to content

Космическая политика

Космическая политика — это процесс принятия политических решений и применения государственной политики государства в (или ассоциации государств) в отношении космических полетов и использования космического пространства как в гражданских ( научных и коммерческих ), так и военных целях. Международные договоры , такие как Договор о космосе 1967 года , направлены на максимальное использование космоса в мирных целях и ограничение милитаризации космоса .

Космическая политика пересекается с научной политикой , поскольку национальные космические программы часто проводят или финансируют исследования в области космической науки , а также с оборонной политикой для таких применений, как спутники-шпионы и противоспутниковое оружие . Он также включает государственное регулирование деятельности третьих сторон, такой как коммерческие спутники связи и частные космические полеты . [1]

Космическая политика также включает в себя создание и применение космического права , и существуют организации по защите космических интересов, которые поддерживают дело исследования космоса .

Космическое право

[ редактировать ]

Космическое право – это область права, охватывающая национальное и международное право, регулирующее деятельность в космическом пространстве . В настоящее время существует шесть договоров, составляющих основу международного космического права.

Зарождение области космического права началось с запуска Советским Союзом первого в мире искусственного спутника в октябре 1957 года. Спутник, получивший название «Спутник-1» , был запущен в рамках Международного геофизического года . С тех пор космическое право развивалось и приобретало все большее значение, поскольку человечество все чаще стало использовать и полагаться на космические ресурсы.

Международное космическое право состоит из шести международных договоров. [2] [3] пять деклараций и принципов, а также другие Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций (ООН) резолюции . Управление ООН по вопросам космического пространства (UNOOSA) несет основную ответственность за реализацию международного космического права и помогает консультировать правительства и неправительственные организации по космическому праву. [4]

Международные договоры

[ редактировать ]

Все перечисленные ниже договоры, за исключением Договора о частичном запрещении ядерных испытаний, были приняты Генеральной Ассамблеей ООН. [2] Договор о частичном запрещении ядерных испытаний, будучи первым, был подписан правительствами Советского Союза , Великобритании и США в Москве 5 августа 1963 года, прежде чем он был открыт для подписания другими странами. [3]

Договор о частичном запрещении ядерных испытаний

[ редактировать ]

Договор о частичном запрещении ядерных испытаний вступил в силу 10 октября 1963 года. [3] Договор запрещает испытания ядерного оружия и ядерные взрывы в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. Он также запрещает ядерные взрывы под землей, если они приводят к тому, что «радиоактивный мусор оказывается за пределами территориальных границ государства, под юрисдикцией или контролем которого» были проведены взрывы. [5]

С ростом знаний о последствиях ядерных осадков проблема ядерных испытаний и образовавшихся в результате радиоактивных обломков привлекла повышенное внимание общественности. Поскольку договор не запрещает полностью ядерные испытания под землей, в последующие десятилетия были проведены сотни таких испытаний. [6] Виден Договор о частичном запрещении ядерных испытаний [ кем? ] как первый шаг к глобальному ядерному разоружению . Постоянные усилия в этом направлении включают повышение осведомленности общественности посредством таких мероприятий, как Международный день борьбы за полную ликвидацию ядерного оружия .

Договор о космосе

[ редактировать ]

Договор о космосе был ратифицирован 10 октября 1967 года. Ключевые положения договора включают запрет ядерного оружия в космосе; ограничение использования Луны и всех других небесных тел мирными целями; установление того, что космос будет свободно исследоваться и использоваться всеми странами; и не позволяет какой-либо стране претендовать на суверенитет над космическим пространством или любым небесным телом . [7]

Были предприняты международные попытки бросить вызов Договору по космосу. Наиболее заметной является Боготская декларация , которая утверждает суверенитет над теми частями геостационарной орбиты , которые постоянно лежат над территорией подписавших ее стран. Декларацию подписали семь экваториальных стран: Эквадор , Колумбия , Конго , Заир (в 1997 году переименован в Демократическую Республику Конго), Уганда , Кения и Индонезия . Эти претензии не получили более широкой международной поддержки или признания и впоследствии от них практически отказались. [8]

С увеличением количества частных спутников и технологий борьбы с космосом с 2016 года раздаются призывы к обновлению Договора по космосу. Эта тема, среди прочих, обсуждалась в 2021 году на ежегодной конференции по космической безопасности в Женеве, Швейцария. [9] [10]

Соглашение о спасении

[ редактировать ]

Соглашение о спасании было ратифицировано 3 декабря 1968 года. Положения соглашения развивают положения о спасании, изложенные в Договоре о космосе . Соглашение по существу требует, чтобы любое государство-участник соглашения, узнав о том, что персонал космического корабля терпит бедствие, должно уведомить запускающую организацию и Генерального секретаря Организации Объединенных Наций , а также должно оказать всю возможную помощь для спасения персонала космического корабля. космический корабль, приземлившийся на территории этого государства. Более того, если бедствие произошло в районе, находящемся за пределами территории какого-либо государства, то любое государство-участник, которое в состоянии сделать это, должно, при необходимости, оказать помощь в поисково-спасательной операции. [11]

На момент разработки соглашения спасение путешественников в космосе было маловероятным из-за ограниченных возможностей запуска даже самых передовых космических программ. [ нужна ссылка ] В последнее время это стало более правдоподобно. Соглашение о спасании подвергалось критике за расплывчатость, особенно в отношении определения того, кто имеет право на спасение, и определения того, что представляет собой космический корабль и его составные части. С недавним увеличением числа поставщиков коммерческих космических полетов это различие стало более актуальным, что вызывает вопросы относительно того, подпадает ли космические туристы под термин «персонал космического корабля», используемый в соглашении. Раздавались призывы вернуться к этим вопросам в международном космическом праве. [12]

Конвенция об ответственности

[ редактировать ]

Конвенция об ответственности была ратифицирована 1 сентября 1972 года. Договор расширяет правила ответственности , созданные в Договоре о космосе . [13] В его положениях говорится, что государство несет международную ответственность за все космические объекты, запускаемые на его территории. Это означает, что независимо от того, кто запускает космический объект, если он был запущен с территории государства А или с объекта государства А, или если государство А вызвало запуск, то государство А несет полную ответственность за ущерб, причиненный этим космическим объектом. . В 1978 году крушение с ядерной установкой советского спутника «Космос-954» на территории Канады привело к единственному иску, поданному в соответствии с конвенцией. Совсем недавно, в июле и октябре 2021 года, китайская космическая станция Тяньгун с тремя астронавтами на борту выполнила «маневр(ы) уклонения», чтобы избежать столкновения со SpaceX компании спутниками Starlink . [14] Конвенция об ответственности не предусматривает юридических наказаний за оставление космического мусора на орбите Земли. [15]

Соглашение о регистрации

[ редактировать ]

Конвенция о регистрации таких подробностей, как дата и место запуска, а также основные параметры орбиты была ратифицирована 15 сентября 1976 года. Положения конвенции требуют от государств предоставления в Организацию Объединенных Наций для каждого космического объекта. [16]

Лунное соглашение

[ редактировать ]

Соглашение о Луне было ратифицировано 11 июля 1984 года. [17] Соглашение представляет собой многосторонний договор, который передает юрисдикцию всех небесных тел (включая орбиты вокруг таких тел) странам-участницам. Таким образом, вся деятельность будет соответствовать международному праву , включая Устав ООН . Он не был ратифицирован ни одним государством, которое самостоятельно запускает пилотируемые космические полеты (например, Соединенными Штатами , Россией , Китайской Народной Республикой ), и поэтому он практически не имеет отношения к международному праву . [18] [19]

Политика по странам

[ редактировать ]

Соединенные Штаты

[ редактировать ]

Космическая политика Соединенных Штатов разрабатывается исполнительной властью по указанию президента Соединенных Штатов и представляется на утверждение и определение финансирования законодательному процессу Конгресса Соединенных Штатов . [20] Президент может также вести переговоры с другими странами и подписывать космические договоры от имени США в соответствии со своими конституционными полномочиями. Конечным продуктом космической политики Конгресса является, в случае внутренней политики, законопроект, в котором четко излагаются политические цели и бюджетные ассигнования на их реализацию, который должен быть представлен президенту для подписания в качестве закона, или же ратифицированный договор с другими странами.

Организации по пропаганде космоса (такие как Институт космических наук , Национальное космическое общество и Консультативный совет космического поколения , научные общества, такие как Американское астрономическое общество и Американское астронавтическое общество ; а также политические организации, такие как Национальные академии ) могут предоставлять консультации правительство и лоббирование космических целей.

Гражданская и научная космическая политика осуществляется Национальным управлением по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА, после 29 июля 1958 г.), а военно-космическая деятельность (связь, разведка, разведка, картографирование и противоракетная оборона) осуществляется различными агентствами космического пространства. Министерство обороны . Президент несет юридическую ответственность за принятие решения о том, какая космическая деятельность подпадает под гражданскую и военную сферы. [21] Кроме того, торговли Министерства Национальное управление океанических и атмосферных исследований предоставляет различные услуги с космическими компонентами, такие как программа Landsat . [22]

Президент консультируется с НАСА и Министерством обороны по поводу их планов космической деятельности, что может стать потенциальным вкладом в проект политики, представленный Конгрессу . Он или она также консультируется с Советом национальной безопасности , Управлением научно-технической политики и Управлением управления и бюджета, чтобы принять во внимание ожидаемую готовность Конгресса обеспечить необходимые уровни финансирования для предлагаемых программ. [23]

После того как проект политики или договора президента представляется Конгрессу , гражданская политика рассматривается Подкомитетом Палаты представителей по космосу и аэронавтике и Подкомитетом Сената по науке и космосу . Эти комитеты также осуществляют надзор за пожар деятельностью НАСА и расследование несчастных случаев, таких как на Аполлоне-1 в 1967 году . Военная политика рассматривается и контролируется Подкомитетом Палаты представителей по стратегическим силам и Подкомитетом Сената по стратегическим силам , а также Постоянным специальным комитетом Палаты представителей по разведке и Специальным комитетом Сената по разведке . Комитет Сената по международным отношениям проводит слушания по предлагаемым космическим договорам, а различные комитеты по ассигнованиям имеют полномочия определять бюджеты агентств, связанных с космосом. Усилия по космической политике поддерживаются такими агентствами Конгресса, как Исследовательская служба Конгресса , Бюджетное управление Конгресса и Счетная палата правительства . [24]

Продолжительность: 17 минут 48 секунд.
Президент Кеннеди обязал Соединенные Штаты высадить человека на Луну к концу десятилетия 1960-х годов в ответ на современные советские космические успехи. Эта речь в Университете Райса 12 сентября 1962 года известна цитатой: «Мы решили полететь на Луну в этом десятилетии и заняться другими делами не потому, что они легкие, а потому, что они трудные».

Ранняя история космической политики США связана с советско-американской космической гонкой 1960-х годов. Национальный закон об аэронавтике и космосе, создавший НАСА, был принят в 1958 году, после запуска советского спутника «Спутник-1» . После этого, в ответ на полет Юрия Гагарина как первого человека в космос, Кеннеди в 1961 году обязал Соединенные Штаты высадить человека на Луну к концу десятилетия. Хотя расходы на войну во Вьетнаме и программы Великого общества вынудили НАСА сократить бюджет уже в 1965 году, первая высадка на Луну произошла в 1969 году, в начале президентства Ричарда Никсона . При администрации Никсона бюджет НАСА продолжал сокращаться, и три запланированные высадки Аполлона на Луну были отменены . Администрация Никсона одобрила начало программы «Спейс шаттл» в 1972 году, но не поддержала финансирование других проектов, таких как высадка на Марс , колонизация Луны или создание постоянной космической станции . [25]

Впервые космический шаттл был запущен в 1981 году, во времена администрации Рональда Рейгана . Рейган в 1982 году объявил о возобновлении активных космических усилий, которые включали в себя такие инициативы, как строительство космической станции «Свобода » и военную стратегическую оборонную инициативу , а позже, в его срок, 30-процентное увеличение . бюджета НАСА Катастрофа космического корабля "Челленджер" в январе 1986 года привела к переоценке будущего национальной космической программы в отчете Национальной комиссии по космосу и отчете о поездке . [25]

Соединенные Штаты участвовали в создании Международной космической станции, начиная с 1990-х годов, программа «Спейс шаттл» продолжалась, хотя катастрофа космического корабля «Колумбия» привела к запланированному выводу из эксплуатации космического корабля «Шаттл» в середине 2011 года. В настоящее время ведутся дебаты о будущем гражданской космической программы после «Шаттла»: программа «Созвездие» администрации Джорджа Буша предписывала НАСА создать набор новых космических кораблей с целью отправки астронавтов на Луну и Марс; [26] но администрация Обамы отменила программу Constellation , решив вместо этого сделать упор на разработку коммерческих ракетных систем.

Концепция освоения космоса, принятая при администрации Джорджа Буша в 2004 году, была заменена новой политикой, опубликованной Бараком Обамой 28 июня 2010 года. [27]

В последние годы американские космические операторы и лица, принимающие решения, все больше обеспокоены угрозами космическому лидерству США. В гражданском секторе это во многом обусловлено зависимостью США от России в вопросах доступа экипажей на Международную космическую станцию ​​(МКС) после закрытия программы «Спейс Шаттл» в 2011 году. В сфере национальной безопасности зарубежные разработки противокосмических систем стали регулярными. Особенность публичных заявлений представителей Министерства обороны и разведки США. [28] Это напоминает аналогичные опасения по поводу космической программы Советского Союза между запуском «Спутника-1» в 1957 году и успехом лунных миссий «Аполлона». Угроза советского доминирования в космосе оказалась менее серьезной, чем ожидалось, но она продолжала определять политику и программные решения на протяжении десятилетий, пока Советский Союз не прекратил свое существование. [29]

ЕКА — это международная организация, членство которой совпадает с членством ЕС, но не совпадает с ним.
  ЕКА и страны-члены ЕС
  Только члены ЕКА
  Только члены ЕС

Европейское космическое агентство (ЕКА) является общим космическим агентством многих европейских стран. Он независим от Европейского Союза , хотя Европейская космическая политика 2007 года обеспечивает основу для координации между двумя организациями и государствами-членами, включая такие вопросы, как безопасность и оборона, доступ к космосу, космическая наука и исследование космоса. [30]

ЕКА было основано, чтобы служить противовесом доминирующим космическим программам США и СССР, а также способствовать экономической и военной независимости Европы. Это включало разработку ракет «Ариан» , которые к 1985 году захватили более 40 процентов рынка коммерческих запусков в свободном мире. Бюджет ЕКА разделен на обязательные и добровольные программы, последняя из которых позволяет отдельным странам-членам преследовать свои собственные национальные космические цели внутри организации. [31]

В предложении генерального директора ЕКА по европейской космической политике говорится: «Космические системы являются стратегическим активом, демонстрирующим независимость и готовность взять на себя глобальную ответственность. Первоначально разрабатывавшиеся как оборонные или научные проекты, теперь они также обеспечивают коммерческую инфраструктуру, от которой зависят важные секторы экономики. и которые актуальны в повседневной жизни граждан... Европа нуждается в эффективной космической политике, которая позволит ей осуществлять глобальное лидерство в избранных областях политики в соответствии с европейскими интересами и ценностями». [32]

В конце 2010-х годов ЕКА предприняло значительные усилия, чтобы сделать Европу сильнее в конкуренции за разработку новых стратегий в области космической политики. В их число входило огромное увеличение бюджета ЕКА, продвигаемое такими странами, как Италия , Франция и Германия . [33]

Хотя председатель Мао Цзэдун планировал после запуска российского «Спутника-1» вывести на орбиту к 1959 году китайский спутник, чтобы отпраздновать 10-летие основания Китайской Народной Республики (КНР), [34] Китай не запустил свой первый спутник успешно до 24 апреля 1970 года. 14 июля 1967 года Мао и Чжоу Эньлай решили, что КНР не должна оставаться позади, и начали собственную программу пилотируемых космических полетов Китая. [35] Первый успех пришел 15 октября 2003 года, когда Китай отправил своего первого астронавта в космос на 21 час на борту корабля «Шэньчжоу-5» .

Министерство аэрокосмической промышленности отвечало за китайскую космическую программу до июля 1999 года, когда она была разделена на Китайское национальное космическое управление, ответственное за разработку политики, и государственную Китайскую корпорацию аэрокосмической науки и технологий , ответственную за ее реализацию.

Китайское национальное космическое управление заявляет, что его цели заключаются в поддержании общей стратегии развития страны, создании инноваций независимым и самостоятельным образом, развитии научно-технического сектора страны и поощрении экономического и социального развития, а также активном участии в международном сотрудничестве. [36]

Россия и Украина

[ редактировать ]

Россия унаследовала свои космические программы в 1991 году от своего предшественника, Советского Союза. Гражданским космическим агентством России является Федеральное космическое агентство России , а его военным аналогом – Воздушно-космические силы России . Государственное Агентством Украины является космическое агентство Украины , которое занимается как гражданскими, так и военными программами.

Советский Союз стал первым в мире космическим государством, запустив свой первый спутник «Спутник-1 » 4 октября 1957 года. Советская космическая программа действовала с 1955 года до распада Советского Союза в 1991 году.

В 1980-е годы считалось, что Советский Союз технологически отстает от США, но он превзошел США по космическому бюджету, а его космонавты провели в космосе в три раза больше дней, чем американские астронавты. Советский Союз также был более готов, чем Соединенные Штаты, приступить к реализации долгосрочных программ, таких как программы космических станций «Салют» и «Мир» , и увеличил свои инвестиции в космические программы на протяжении 1970-х и 1980-х годов. [37]

После распада Советского Союза в 1990-е годы возникли серьезные финансовые проблемы из-за сокращения денежного потока, что побудило Роскосмос импровизировать и искать другие способы продолжения космических программ. Это привело к тому, что Роскосмос стал играть ведущую роль в запуске коммерческих спутников и космическом туризме . Хотя научные миссии, такие как межпланетные зонды или астрономические миссии, в эти годы играли очень незначительную роль, хотя Роскосмос и имеет связи с ВКС России, его бюджет не является частью оборонного бюджета страны, Роскосмос сумел эксплуатировать космическую станцию ​​"Мир". значительно превысил запланированный срок службы, внесет свой вклад в работу Международной космической станции и продолжит выполнять дополнительные «Союз» и «Прогресс» . миссии [38]

Российская экономика процветала на протяжении 2005 года благодаря высоким ценам на экспортные товары, такие как нефть и газ, и перспективы последующего финансирования стали более благоприятными. Федеральный космический бюджет на 2009 год остался неизменным, несмотря на мировой экономический кризис, и составил около 82 миллиардов рублей (2,4 миллиарда долларов). Текущие приоритеты российской космической программы включают создание нового семейства ракет «Ангара» и разработку новых космических аппаратов связи, навигации и дистанционного зондирования Земли. на Глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС протяжении многих лет является одним из главных приоритетов и получила отдельную статью в федеральном космическом бюджете. [ нужна ссылка ]

Определена цель космической программы Индии [ когда? ] Викрам Сарабхай (считающийся отцом индийской космической программы): [39]

Некоторые ставят под сомнение актуальность космической деятельности в развивающейся стране. Для нас нет двусмысленности целей... мы убеждены, что если мы хотим играть значимую роль на национальном уровне и в сообществе наций, мы должны быть непревзойденными в применении передовых технологий для решения реальных проблем. человека и общества.

Департамент космоса (DoS) — правительственное ведомство Индии, отвечающее за управление индийской космической программой. Он управляет несколькими агентствами и институтами, связанными с исследованием космоса и космическими технологиями. Индийская космическая программа в рамках Министерства здравоохранения направлена ​​на содействие развитию и применению космической науки и технологий на социально-экономическую выгоду страны. Он включает в себя две основные спутниковые системы: INSAT для связи, телевещания и метеорологических служб, а также систему индийских спутников дистанционного зондирования (IRS) для мониторинга и управления ресурсами. Компания также разработала две ракеты-носители для спутников: ракету-носитель для полярных спутников (PSLV) и ракету-носитель для геосинхронных спутников (GSLV) для вывода спутников классов IRS и INSAT на орбиту.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Гольдман, Натан К. (1992). Космическая политика: Введение . Эймс, Айова: Издательство Университета штата Айова. п. VII. ISBN  0-8138-1024-8 .
  2. ^ Перейти обратно: а б «Договоры и принципы космического права» . www.unoosa.org . Проверено 5 октября 2021 г.
  3. ^ Перейти обратно: а б с «База данных договоров УВР ООН: Договор о частичном запрещении ядерных испытаний» . Управление ООН по вопросам разоружения . Проверено 15 июля 2021 г.
  4. ^ «Реализация космического договора» . www.unoosa.org . Проверено 11 мая 2020 г.
  5. ^ «Договор об ограниченном запрещении ядерных испытаний (LTBT)» . Государственный департамент США . Проверено 20 октября 2021 г.
  6. ^ «Договор о частичном запрещении ядерных испытаний: 50 лет спустя» . Все ядерное . 10 октября 2013 года . Проверено 25 октября 2021 г.
  7. ^ «Договор о космосе» . www.unoosa.org . Проверено 25 октября 2021 г.
  8. ^ «Кому принадлежит геостационарная орбита?» . 27 сентября 2011 года. Архивировано из оригинала 27 сентября 2011 года . Проверено 26 октября 2021 г.
  9. ^ «Космическая политика наконец переходит в XXI век» . Обзор технологий Массачусетского технологического института . Проверено 25 октября 2021 г.
  10. ^ Аяла, Кристина (8 октября 2021 г.). «Неизбежен ли конфликт в космосе?» . Холм . Проверено 25 октября 2021 г.
  11. ^ «Соглашение о спасении» . www.unoosa.org . Проверено 25 октября 2021 г.
  12. ^ Дэвид, Леонард (15 сентября 2021 г.). «Человечество нуждается в космическом спасательном потенциале, - подчеркивается в докладе» . Space.com . Проверено 25 октября 2021 г.
  13. ^ «Конвенция об ответственности» . www.unoosa.org . Проверено 25 октября 2021 г.
  14. ^ Тан, Хуэйленг. «Спутники SpaceX дважды в этом году едва не столкнулись с китайской космической станцией, что вызвало в Интернете критику «космического мусора» Илона Маска » . Бизнес-инсайдер . Проверено 9 февраля 2022 г.
  15. ^ «Перспектива | Если спутник упадет на ваш дом, вас защитит космическое право, но за оставление мусора на орбите не предусмотрено никакого юридического наказания» . Вашингтон Пост . ISSN   0190-8286 . Проверено 25 октября 2021 г.
  16. ^ «Регистрационная конвенция» . www.unoosa.org . Проверено 25 октября 2021 г.
  17. ^ «Лунное соглашение» . www.unoosa.org . Проверено 25 октября 2021 г.
  18. ^ «Институциональная основа провинции всего человечества: уроки Международного органа по морскому дну для управления коммерческой космической добычей».] Джонатан Сидней Кох. «Институциональная основа провинции всего человечества: уроки Международного органа по морскому дну для управления Коммерческая космическая добыча.» Астрополитика , 16:1, 1-27, 2008. дои : 10.1080/14777622.2017.1381824
  19. ^ «Космический обзор: за пределами ЮНИСПЕЙС: пришло время Лунного договора (стр. 1)» . www.thespacereview.com . Проверено 26 октября 2021 г.
  20. ^ Голдман, стр. 79–83.
  21. ^ Национальный закон об аэронавтике и космосе (1958 г.), разд. 102(б).
  22. ^ Голдман, стр. 91–97.
  23. ^ Гольдман, Натан К. (1992). Космическая политика: Введение . Эймс, Айова: Издательство Университета штата Айова. стр. 79–83. ISBN  0-8138-1024-8 .
  24. ^ Голдман, стр. 107–112.
  25. ^ Перейти обратно: а б Гольдман, стр. 84–90.
  26. ^ Коннолли, Джон Ф. (октябрь 2006 г.). «Обзор программы Constellation» (PDF) . Офис программы Созвездие . Проверено 6 июля 2009 г.
  27. ^ «Информационный бюллетень: Национальная космическая политика» . Белый дом . 28 июня 2010 года. Архивировано из оригинала 21 января 2017 года . Проверено 20 декабря 2015 г. - из Национального архива .
  28. ^ Сесил Д. Хейни, «Заявление перед сенатским комитетом по вооруженным силам», 27 февраля 2014 г.
  29. ^ Ведда, Джеймс. Космическое лидерство в переходный период , ноябрь 2019 г.
  30. ^ «Европейская космическая политика» . Европейское космическое агентство . Проверено 1 февраля 2011 г.
  31. ^ Голдман, стр. 34–36.
  32. ^ «Резолюция о европейской космической политике: предложение генерального директора ЕКА по европейской космической политике» (PDF) . Европейское космическое агентство. п. 21 . Проверено 1 февраля 2011 г.
  33. Андреа Мураторе, Икар в 21 веке , Обсерватория глобализации, 29 февраля 2020 г.
  34. ^ «Чжао Цзючжан и китайские спутники» . Китайская академия наук , 16 октября 2007 г. Архивировано из оригинала 14 марта 2008 г. Проверено 3 июля 2008 г.
  35. ^ «Первая партия из 19 астронавтов позже победила и накопила ценный опыт» Thunderous 16 сентября 2005 г. Архивировано из оригинала 22 декабря 2005 г. Проверено 24 июля 2008 г.
  36. ^ «Космическая деятельность Китая в 2006 году» . Информационное бюро Госсовета Китая. Архивировано из оригинала 2 апреля 2011 года . Проверено 1 февраля 2011 г.
  37. ^ Голдман, стр. 38–42.
  38. ^ Харви, Брайан (2007). «Конструкторские бюро». Возрождение российской космической программы (1-е изд.). Германия: Шпрингер. ISBN  978-0-387-71354-0 .
  39. ^ «Доктор Викрам Амбалал Сарабхай (1963–1971) - ISRO» . www.isro.gov.in. Проверено 29 января 2019 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2339be0b9f3acb3ae7f5e54ea45065f7__1721898360
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/23/f7/2339be0b9f3acb3ae7f5e54ea45065f7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Space policy - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)