Космическая политика
Космическая политика — это процесс принятия политических решений и применения государственной политики государства в (или ассоциации государств) в отношении космических полетов и использования космического пространства как в гражданских ( научных и коммерческих ), так и военных целях. Международные договоры , такие как Договор о космосе 1967 года , направлены на максимальное использование космоса в мирных целях и ограничение милитаризации космоса .
Космическая политика пересекается с научной политикой , поскольку национальные космические программы часто проводят или финансируют исследования в области космической науки , а также с оборонной политикой для таких применений, как спутники-шпионы и противоспутниковое оружие . Он также включает государственное регулирование деятельности третьих сторон, такой как коммерческие спутники связи и частные космические полеты . [1]
Космическая политика также включает в себя создание и применение космического права , и существуют организации по защите космических интересов, которые поддерживают дело исследования космоса .
Космическое право
[ редактировать ]Космическое право – это область права, охватывающая национальное и международное право, регулирующее деятельность в космическом пространстве . В настоящее время существует шесть договоров, составляющих основу международного космического права.
Зарождение области космического права началось с запуска Советским Союзом первого в мире искусственного спутника в октябре 1957 года. Спутник, получивший название «Спутник-1» , был запущен в рамках Международного геофизического года . С тех пор космическое право развивалось и приобретало все большее значение, поскольку человечество все чаще стало использовать и полагаться на космические ресурсы.
Международное космическое право состоит из шести международных договоров. [2] [3] пять деклараций и принципов, а также другие Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций (ООН) резолюции . Управление ООН по вопросам космического пространства (UNOOSA) несет основную ответственность за реализацию международного космического права и помогает консультировать правительства и неправительственные организации по космическому праву. [4]
Международные договоры
[ редактировать ]Все перечисленные ниже договоры, за исключением Договора о частичном запрещении ядерных испытаний, были приняты Генеральной Ассамблеей ООН. [2] Договор о частичном запрещении ядерных испытаний, будучи первым, был подписан правительствами Советского Союза , Великобритании и США в Москве 5 августа 1963 года, прежде чем он был открыт для подписания другими странами. [3]
Договор о частичном запрещении ядерных испытаний
[ редактировать ]Договор о частичном запрещении ядерных испытаний вступил в силу 10 октября 1963 года. [3] Договор запрещает испытания ядерного оружия и ядерные взрывы в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. Он также запрещает ядерные взрывы под землей, если они приводят к тому, что «радиоактивный мусор оказывается за пределами территориальных границ государства, под юрисдикцией или контролем которого» были проведены взрывы. [5]
С ростом знаний о последствиях ядерных осадков проблема ядерных испытаний и образовавшихся в результате радиоактивных обломков привлекла повышенное внимание общественности. Поскольку договор не запрещает полностью ядерные испытания под землей, в последующие десятилетия были проведены сотни таких испытаний. [6] Виден Договор о частичном запрещении ядерных испытаний [ кем? ] как первый шаг к глобальному ядерному разоружению . Постоянные усилия в этом направлении включают повышение осведомленности общественности посредством таких мероприятий, как Международный день борьбы за полную ликвидацию ядерного оружия .
Договор о космосе
[ редактировать ]Договор о космосе был ратифицирован 10 октября 1967 года. Ключевые положения договора включают запрет ядерного оружия в космосе; ограничение использования Луны и всех других небесных тел мирными целями; установление того, что космос будет свободно исследоваться и использоваться всеми странами; и не позволяет какой-либо стране претендовать на суверенитет над космическим пространством или любым небесным телом . [7]
Были предприняты международные попытки бросить вызов Договору по космосу. Наиболее заметной является Боготская декларация , которая утверждает суверенитет над теми частями геостационарной орбиты , которые постоянно лежат над территорией подписавших ее стран. Декларацию подписали семь экваториальных стран: Эквадор , Колумбия , Конго , Заир (в 1997 году переименован в Демократическую Республику Конго), Уганда , Кения и Индонезия . Эти претензии не получили более широкой международной поддержки или признания и впоследствии от них практически отказались. [8]
С увеличением количества частных спутников и технологий борьбы с космосом с 2016 года раздаются призывы к обновлению Договора по космосу. Эта тема, среди прочих, обсуждалась в 2021 году на ежегодной конференции по космической безопасности в Женеве, Швейцария. [9] [10]
Соглашение о спасении
[ редактировать ]Соглашение о спасании было ратифицировано 3 декабря 1968 года. Положения соглашения развивают положения о спасании, изложенные в Договоре о космосе . Соглашение по существу требует, чтобы любое государство-участник соглашения, узнав о том, что персонал космического корабля терпит бедствие, должно уведомить запускающую организацию и Генерального секретаря Организации Объединенных Наций , а также должно оказать всю возможную помощь для спасения персонала космического корабля. космический корабль, приземлившийся на территории этого государства. Более того, если бедствие произошло в районе, находящемся за пределами территории какого-либо государства, то любое государство-участник, которое в состоянии сделать это, должно, при необходимости, оказать помощь в поисково-спасательной операции. [11]
На момент разработки соглашения спасение путешественников в космосе было маловероятным из-за ограниченных возможностей запуска даже самых передовых космических программ. [ нужна ссылка ] В последнее время это стало более правдоподобно. Соглашение о спасании подвергалось критике за расплывчатость, особенно в отношении определения того, кто имеет право на спасение, и определения того, что представляет собой космический корабль и его составные части. С недавним увеличением числа поставщиков коммерческих космических полетов это различие стало более актуальным, что вызывает вопросы относительно того, подпадает ли космические туристы под термин «персонал космического корабля», используемый в соглашении. Раздавались призывы вернуться к этим вопросам в международном космическом праве. [12]
Конвенция об ответственности
[ редактировать ]Конвенция об ответственности была ратифицирована 1 сентября 1972 года. Договор расширяет правила ответственности , созданные в Договоре о космосе . [13] В его положениях говорится, что государство несет международную ответственность за все космические объекты, запускаемые на его территории. Это означает, что независимо от того, кто запускает космический объект, если он был запущен с территории государства А или с объекта государства А, или если государство А вызвало запуск, то государство А несет полную ответственность за ущерб, причиненный этим космическим объектом. . В 1978 году крушение с ядерной установкой советского спутника «Космос-954» на территории Канады привело к единственному иску, поданному в соответствии с конвенцией. Совсем недавно, в июле и октябре 2021 года, китайская космическая станция Тяньгун с тремя астронавтами на борту выполнила «маневр(ы) уклонения», чтобы избежать столкновения со SpaceX компании спутниками Starlink . [14] Конвенция об ответственности не предусматривает юридических наказаний за оставление космического мусора на орбите Земли. [15]
Соглашение о регистрации
[ редактировать ]Конвенция о регистрации таких подробностей, как дата и место запуска, а также основные параметры орбиты была ратифицирована 15 сентября 1976 года. Положения конвенции требуют от государств предоставления в Организацию Объединенных Наций для каждого космического объекта. [16]
Лунное соглашение
[ редактировать ]Соглашение о Луне было ратифицировано 11 июля 1984 года. [17] Соглашение представляет собой многосторонний договор, который передает юрисдикцию всех небесных тел (включая орбиты вокруг таких тел) странам-участницам. Таким образом, вся деятельность будет соответствовать международному праву , включая Устав ООН . Он не был ратифицирован ни одним государством, которое самостоятельно запускает пилотируемые космические полеты (например, Соединенными Штатами , Россией , Китайской Народной Республикой ), и поэтому он практически не имеет отношения к международному праву . [18] [19]
Политика по странам
[ редактировать ]Соединенные Штаты
[ редактировать ]Космическая политика Соединенных Штатов разрабатывается исполнительной властью по указанию президента Соединенных Штатов и представляется на утверждение и определение финансирования законодательному процессу Конгресса Соединенных Штатов . [20] Президент может также вести переговоры с другими странами и подписывать космические договоры от имени США в соответствии со своими конституционными полномочиями. Конечным продуктом космической политики Конгресса является, в случае внутренней политики, законопроект, в котором четко излагаются политические цели и бюджетные ассигнования на их реализацию, который должен быть представлен президенту для подписания в качестве закона, или же ратифицированный договор с другими странами.
Организации по пропаганде космоса (такие как Институт космических наук , Национальное космическое общество и Консультативный совет космического поколения , научные общества, такие как Американское астрономическое общество и Американское астронавтическое общество ; а также политические организации, такие как Национальные академии ) могут предоставлять консультации правительство и лоббирование космических целей.
Гражданская и научная космическая политика осуществляется Национальным управлением по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА, после 29 июля 1958 г.), а военно-космическая деятельность (связь, разведка, разведка, картографирование и противоракетная оборона) осуществляется различными агентствами космического пространства. Министерство обороны . Президент несет юридическую ответственность за принятие решения о том, какая космическая деятельность подпадает под гражданскую и военную сферы. [21] Кроме того, торговли Министерства Национальное управление океанических и атмосферных исследований предоставляет различные услуги с космическими компонентами, такие как программа Landsat . [22]
Президент консультируется с НАСА и Министерством обороны по поводу их планов космической деятельности, что может стать потенциальным вкладом в проект политики, представленный Конгрессу . Он или она также консультируется с Советом национальной безопасности , Управлением научно-технической политики и Управлением управления и бюджета, чтобы принять во внимание ожидаемую готовность Конгресса обеспечить необходимые уровни финансирования для предлагаемых программ. [23]
После того как проект политики или договора президента представляется Конгрессу , гражданская политика рассматривается Подкомитетом Палаты представителей по космосу и аэронавтике и Подкомитетом Сената по науке и космосу . Эти комитеты также осуществляют надзор за пожар деятельностью НАСА и расследование несчастных случаев, таких как на Аполлоне-1 в 1967 году . Военная политика рассматривается и контролируется Подкомитетом Палаты представителей по стратегическим силам и Подкомитетом Сената по стратегическим силам , а также Постоянным специальным комитетом Палаты представителей по разведке и Специальным комитетом Сената по разведке . Комитет Сената по международным отношениям проводит слушания по предлагаемым космическим договорам, а различные комитеты по ассигнованиям имеют полномочия определять бюджеты агентств, связанных с космосом. Усилия по космической политике поддерживаются такими агентствами Конгресса, как Исследовательская служба Конгресса , Бюджетное управление Конгресса и Счетная палата правительства . [24]
История
[ редактировать ]Ранняя история космической политики США связана с советско-американской космической гонкой 1960-х годов. Национальный закон об аэронавтике и космосе, создавший НАСА, был принят в 1958 году, после запуска советского спутника «Спутник-1» . После этого, в ответ на полет Юрия Гагарина как первого человека в космос, Кеннеди в 1961 году обязал Соединенные Штаты высадить человека на Луну к концу десятилетия. Хотя расходы на войну во Вьетнаме и программы Великого общества вынудили НАСА сократить бюджет уже в 1965 году, первая высадка на Луну произошла в 1969 году, в начале президентства Ричарда Никсона . При администрации Никсона бюджет НАСА продолжал сокращаться, и три запланированные высадки Аполлона на Луну были отменены . Администрация Никсона одобрила начало программы «Спейс шаттл» в 1972 году, но не поддержала финансирование других проектов, таких как высадка на Марс , колонизация Луны или создание постоянной космической станции . [25]
Впервые космический шаттл был запущен в 1981 году, во времена администрации Рональда Рейгана . Рейган в 1982 году объявил о возобновлении активных космических усилий, которые включали в себя такие инициативы, как строительство космической станции «Свобода » и военную стратегическую оборонную инициативу , а позже, в его срок, 30-процентное увеличение . бюджета НАСА Катастрофа космического корабля "Челленджер" в январе 1986 года привела к переоценке будущего национальной космической программы в отчете Национальной комиссии по космосу и отчете о поездке . [25]
Соединенные Штаты участвовали в создании Международной космической станции, начиная с 1990-х годов, программа «Спейс шаттл» продолжалась, хотя катастрофа космического корабля «Колумбия» привела к запланированному выводу из эксплуатации космического корабля «Шаттл» в середине 2011 года. В настоящее время ведутся дебаты о будущем гражданской космической программы после «Шаттла»: программа «Созвездие» администрации Джорджа Буша предписывала НАСА создать набор новых космических кораблей с целью отправки астронавтов на Луну и Марс; [26] но администрация Обамы отменила программу Constellation , решив вместо этого сделать упор на разработку коммерческих ракетных систем.
Концепция освоения космоса, принятая при администрации Джорджа Буша в 2004 году, была заменена новой политикой, опубликованной Бараком Обамой 28 июня 2010 года. [27]
В последние годы американские космические операторы и лица, принимающие решения, все больше обеспокоены угрозами космическому лидерству США. В гражданском секторе это во многом обусловлено зависимостью США от России в вопросах доступа экипажей на Международную космическую станцию (МКС) после закрытия программы «Спейс Шаттл» в 2011 году. В сфере национальной безопасности зарубежные разработки противокосмических систем стали регулярными. Особенность публичных заявлений представителей Министерства обороны и разведки США. [28] Это напоминает аналогичные опасения по поводу космической программы Советского Союза между запуском «Спутника-1» в 1957 году и успехом лунных миссий «Аполлона». Угроза советского доминирования в космосе оказалась менее серьезной, чем ожидалось, но она продолжала определять политику и программные решения на протяжении десятилетий, пока Советский Союз не прекратил свое существование. [29]
Европа
[ редактировать ]Европейское космическое агентство (ЕКА) является общим космическим агентством многих европейских стран. Он независим от Европейского Союза , хотя Европейская космическая политика 2007 года обеспечивает основу для координации между двумя организациями и государствами-членами, включая такие вопросы, как безопасность и оборона, доступ к космосу, космическая наука и исследование космоса. [30]
ЕКА было основано, чтобы служить противовесом доминирующим космическим программам США и СССР, а также способствовать экономической и военной независимости Европы. Это включало разработку ракет «Ариан» , которые к 1985 году захватили более 40 процентов рынка коммерческих запусков в свободном мире. Бюджет ЕКА разделен на обязательные и добровольные программы, последняя из которых позволяет отдельным странам-членам преследовать свои собственные национальные космические цели внутри организации. [31]
В предложении генерального директора ЕКА по европейской космической политике говорится: «Космические системы являются стратегическим активом, демонстрирующим независимость и готовность взять на себя глобальную ответственность. Первоначально разрабатывавшиеся как оборонные или научные проекты, теперь они также обеспечивают коммерческую инфраструктуру, от которой зависят важные секторы экономики. и которые актуальны в повседневной жизни граждан... Европа нуждается в эффективной космической политике, которая позволит ей осуществлять глобальное лидерство в избранных областях политики в соответствии с европейскими интересами и ценностями». [32]
В конце 2010-х годов ЕКА предприняло значительные усилия, чтобы сделать Европу сильнее в конкуренции за разработку новых стратегий в области космической политики. В их число входило огромное увеличение бюджета ЕКА, продвигаемое такими странами, как Италия , Франция и Германия . [33]
Китай
[ редактировать ]Хотя председатель Мао Цзэдун планировал после запуска российского «Спутника-1» вывести на орбиту к 1959 году китайский спутник, чтобы отпраздновать 10-летие основания Китайской Народной Республики (КНР), [34] Китай не запустил свой первый спутник успешно до 24 апреля 1970 года. 14 июля 1967 года Мао и Чжоу Эньлай решили, что КНР не должна оставаться позади, и начали собственную программу пилотируемых космических полетов Китая. [35] Первый успех пришел 15 октября 2003 года, когда Китай отправил своего первого астронавта в космос на 21 час на борту корабля «Шэньчжоу-5» .
Министерство аэрокосмической промышленности отвечало за китайскую космическую программу до июля 1999 года, когда она была разделена на Китайское национальное космическое управление, ответственное за разработку политики, и государственную Китайскую корпорацию аэрокосмической науки и технологий , ответственную за ее реализацию.
Китайское национальное космическое управление заявляет, что его цели заключаются в поддержании общей стратегии развития страны, создании инноваций независимым и самостоятельным образом, развитии научно-технического сектора страны и поощрении экономического и социального развития, а также активном участии в международном сотрудничестве. [36]
Россия и Украина
[ редактировать ]Россия унаследовала свои космические программы в 1991 году от своего предшественника, Советского Союза. Гражданским космическим агентством России является Федеральное космическое агентство России , а его военным аналогом – Воздушно-космические силы России . Государственное Агентством Украины является космическое агентство Украины , которое занимается как гражданскими, так и военными программами.
Советский Союз стал первым в мире космическим государством, запустив свой первый спутник «Спутник-1 » 4 октября 1957 года. Советская космическая программа действовала с 1955 года до распада Советского Союза в 1991 году.
В 1980-е годы считалось, что Советский Союз технологически отстает от США, но он превзошел США по космическому бюджету, а его космонавты провели в космосе в три раза больше дней, чем американские астронавты. Советский Союз также был более готов, чем Соединенные Штаты, приступить к реализации долгосрочных программ, таких как программы космических станций «Салют» и «Мир» , и увеличил свои инвестиции в космические программы на протяжении 1970-х и 1980-х годов. [37]
После распада Советского Союза в 1990-е годы возникли серьезные финансовые проблемы из-за сокращения денежного потока, что побудило Роскосмос импровизировать и искать другие способы продолжения космических программ. Это привело к тому, что Роскосмос стал играть ведущую роль в запуске коммерческих спутников и космическом туризме . Хотя научные миссии, такие как межпланетные зонды или астрономические миссии, в эти годы играли очень незначительную роль, хотя Роскосмос и имеет связи с ВКС России, его бюджет не является частью оборонного бюджета страны, Роскосмос сумел эксплуатировать космическую станцию "Мир". значительно превысил запланированный срок службы, внесет свой вклад в работу Международной космической станции и продолжит выполнять дополнительные «Союз» и «Прогресс» . миссии [38]
Российская экономика процветала на протяжении 2005 года благодаря высоким ценам на экспортные товары, такие как нефть и газ, и перспективы последующего финансирования стали более благоприятными. Федеральный космический бюджет на 2009 год остался неизменным, несмотря на мировой экономический кризис, и составил около 82 миллиардов рублей (2,4 миллиарда долларов). Текущие приоритеты российской космической программы включают создание нового семейства ракет «Ангара» и разработку новых космических аппаратов связи, навигации и дистанционного зондирования Земли. на Глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС протяжении многих лет является одним из главных приоритетов и получила отдельную статью в федеральном космическом бюджете. [ нужна ссылка ]
Индия
[ редактировать ]Определена цель космической программы Индии [ когда? ] Викрам Сарабхай (считающийся отцом индийской космической программы): [39]
Некоторые ставят под сомнение актуальность космической деятельности в развивающейся стране. Для нас нет двусмысленности целей... мы убеждены, что если мы хотим играть значимую роль на национальном уровне и в сообществе наций, мы должны быть непревзойденными в применении передовых технологий для решения реальных проблем. человека и общества.
Департамент космоса (DoS) — правительственное ведомство Индии, отвечающее за управление индийской космической программой. Он управляет несколькими агентствами и институтами, связанными с исследованием космоса и космическими технологиями. Индийская космическая программа в рамках Министерства здравоохранения направлена на содействие развитию и применению космической науки и технологий на социально-экономическую выгоду страны. Он включает в себя две основные спутниковые системы: INSAT для связи, телевещания и метеорологических служб, а также систему индийских спутников дистанционного зондирования (IRS) для мониторинга и управления ресурсами. Компания также разработала две ракеты-носители для спутников: ракету-носитель для полярных спутников (PSLV) и ракету-носитель для геосинхронных спутников (GSLV) для вывода спутников классов IRS и INSAT на орбиту.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гольдман, Натан К. (1992). Космическая политика: Введение . Эймс, Айова: Издательство Университета штата Айова. п. VII. ISBN 0-8138-1024-8 .
- ^ Перейти обратно: а б «Договоры и принципы космического права» . www.unoosa.org . Проверено 5 октября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «База данных договоров УВР ООН: Договор о частичном запрещении ядерных испытаний» . Управление ООН по вопросам разоружения . Проверено 15 июля 2021 г.
- ^ «Реализация космического договора» . www.unoosa.org . Проверено 11 мая 2020 г.
- ^ «Договор об ограниченном запрещении ядерных испытаний (LTBT)» . Государственный департамент США . Проверено 20 октября 2021 г.
- ^ «Договор о частичном запрещении ядерных испытаний: 50 лет спустя» . Все ядерное . 10 октября 2013 года . Проверено 25 октября 2021 г.
- ^ «Договор о космосе» . www.unoosa.org . Проверено 25 октября 2021 г.
- ^ «Кому принадлежит геостационарная орбита?» . 27 сентября 2011 года. Архивировано из оригинала 27 сентября 2011 года . Проверено 26 октября 2021 г.
- ^ «Космическая политика наконец переходит в XXI век» . Обзор технологий Массачусетского технологического института . Проверено 25 октября 2021 г.
- ^ Аяла, Кристина (8 октября 2021 г.). «Неизбежен ли конфликт в космосе?» . Холм . Проверено 25 октября 2021 г.
- ^ «Соглашение о спасении» . www.unoosa.org . Проверено 25 октября 2021 г.
- ^ Дэвид, Леонард (15 сентября 2021 г.). «Человечество нуждается в космическом спасательном потенциале, - подчеркивается в докладе» . Space.com . Проверено 25 октября 2021 г.
- ^ «Конвенция об ответственности» . www.unoosa.org . Проверено 25 октября 2021 г.
- ^ Тан, Хуэйленг. «Спутники SpaceX дважды в этом году едва не столкнулись с китайской космической станцией, что вызвало в Интернете критику «космического мусора» Илона Маска » . Бизнес-инсайдер . Проверено 9 февраля 2022 г.
- ^ «Перспектива | Если спутник упадет на ваш дом, вас защитит космическое право, но за оставление мусора на орбите не предусмотрено никакого юридического наказания» . Вашингтон Пост . ISSN 0190-8286 . Проверено 25 октября 2021 г.
- ^ «Регистрационная конвенция» . www.unoosa.org . Проверено 25 октября 2021 г.
- ^ «Лунное соглашение» . www.unoosa.org . Проверено 25 октября 2021 г.
- ^ «Институциональная основа провинции всего человечества: уроки Международного органа по морскому дну для управления коммерческой космической добычей».] Джонатан Сидней Кох. «Институциональная основа провинции всего человечества: уроки Международного органа по морскому дну для управления Коммерческая космическая добыча.» Астрополитика , 16:1, 1-27, 2008. дои : 10.1080/14777622.2017.1381824
- ^ «Космический обзор: за пределами ЮНИСПЕЙС: пришло время Лунного договора (стр. 1)» . www.thespacereview.com . Проверено 26 октября 2021 г.
- ^ Голдман, стр. 79–83.
- ^ Национальный закон об аэронавтике и космосе (1958 г.), разд. 102(б).
- ^ Голдман, стр. 91–97.
- ^ Гольдман, Натан К. (1992). Космическая политика: Введение . Эймс, Айова: Издательство Университета штата Айова. стр. 79–83. ISBN 0-8138-1024-8 .
- ^ Голдман, стр. 107–112.
- ^ Перейти обратно: а б Гольдман, стр. 84–90.
- ^ Коннолли, Джон Ф. (октябрь 2006 г.). «Обзор программы Constellation» (PDF) . Офис программы Созвездие . Проверено 6 июля 2009 г.
- ^ «Информационный бюллетень: Национальная космическая политика» . Белый дом . 28 июня 2010 года. Архивировано из оригинала 21 января 2017 года . Проверено 20 декабря 2015 г. - из Национального архива .
- ^ Сесил Д. Хейни, «Заявление перед сенатским комитетом по вооруженным силам», 27 февраля 2014 г.
- ^ Ведда, Джеймс. Космическое лидерство в переходный период , ноябрь 2019 г.
- ^ «Европейская космическая политика» . Европейское космическое агентство . Проверено 1 февраля 2011 г.
- ^ Голдман, стр. 34–36.
- ^ «Резолюция о европейской космической политике: предложение генерального директора ЕКА по европейской космической политике» (PDF) . Европейское космическое агентство. п. 21 . Проверено 1 февраля 2011 г.
- ↑ Андреа Мураторе, Икар в 21 веке , Обсерватория глобализации, 29 февраля 2020 г.
- ^ «Чжао Цзючжан и китайские спутники» . Китайская академия наук , 16 октября 2007 г. Архивировано из оригинала 14 марта 2008 г. Проверено 3 июля 2008 г.
- ^ «Первая партия из 19 астронавтов позже победила и накопила ценный опыт» Thunderous 16 сентября 2005 г. Архивировано из оригинала 22 декабря 2005 г. Проверено 24 июля 2008 г.
- ^ «Космическая деятельность Китая в 2006 году» . Информационное бюро Госсовета Китая. Архивировано из оригинала 2 апреля 2011 года . Проверено 1 февраля 2011 г.
- ^ Голдман, стр. 38–42.
- ^ Харви, Брайан (2007). «Конструкторские бюро». Возрождение российской космической программы (1-е изд.). Германия: Шпрингер. ISBN 978-0-387-71354-0 .
- ^ «Доктор Викрам Амбалал Сарабхай (1963–1971) - ISRO» . www.isro.gov.in. Проверено 29 января 2019 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Европейский институт космической политики
- Космическая политика — Академический журнал
- Веб-сайты ресурсов по космической политике
- Центр космической политики и стратегии Аэрокосмической корпорации
- Архив космической политики США - собран Центром космической политики и стратегии.
- Портал космической безопасности Института ООН по исследованию разоружения
- Космическая политика - Космическая политика, политика и право - Блог доктора Джилл Стюарт