Venera
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2014 г. ) |
Венера Венера : ( русский , произносится [vʲɪˈnʲɛrə] «Венера») программа представляла собой серию космических зондов, разработанных Советским Союзом в период с 1961 по 1984 год для сбора информации о планете Венера .
Тринадцать зондов успешно вошли в атмосферу Венеры , включая две программы «Вега» и зонды «Венера-Галлей» . Десять из них успешно приземлились на поверхность планеты. Из-за экстремальных условий зонды смогли продержаться на поверхности лишь короткий период — от 23 минут до двух часов. [1]
Программа «Венера» создала ряд прецедентов в освоении космоса, в том числе первые искусственные аппараты, вошедшие в атмосферу другой планеты ( «Венера-3» 1 марта 1966 г.), первые совершившие мягкую посадку на другую планету ( «Венера-7») . 15 декабря 1970 г.), первым, кто передал изображения с поверхности другой планеты ( Венера-9 , 8 июня 1975 г.), первым, кто записал звуки на другой планете ( Венера-13 высокого разрешения. , 30 октября 1981 г.) и первым, кто выполнил радар картографические сканы ( «Венера-15» , 2 июня 1983 г.).
The Venera probes
[ редактировать ]Venera 1 and 2
[ редактировать ]Первая советская попытка облета Венеры была запущена 4 февраля 1961 года, но не смогла покинуть околоземную орбиту. В соответствии с тогдашней советской политикой не разглашать подробности неудачных миссий, запуск был объявлен под названием «Тяжелый спутник» («Тяжелый спутник»). Он также известен как Венера 1ВА. [2]
Как и в случае с некоторыми другими планетарными зондами Советского Союза, более поздние версии запускались парами, причем второй аппарат запускался вскоре после первого.
«Венера-1» и «Венера-2» должны были пролететь мимо Венеры, не выходя на орбиту. «Венера-1» была запущена 12 февраля 1961 года. Телеметрия на зонде вышла из строя через семь дней после запуска. Считается, что он прошел в пределах 100 000 км (62 000 миль) от Венеры и остается на гелиоцентрической орбите. «Венера-2» была запущена 12 ноября 1965 года, но после ухода с околоземной орбиты у нее также произошел сбой телеметрии.
Несколько других неудачных попыток облета Венеры были предприняты Советским Союзом в начале 1960-х годов. [3] [4] но в то время не были объявлены планетарными миссиями и, следовательно, не получили официального обозначения «Венера».
Venera 3 to 6
[ редактировать ]Зонды «Венера-3» и «Венера-6» были аналогичны. Они весили около одной тонны и запускались с помощью ракеты-носителя типа «Молния» и включали в себя крылатый «автобус» и сферический зонд для входа в атмосферу. Зонды были оптимизированы для атмосферных измерений, но не оснащены какой-либо специальной посадочной аппаратурой. Хотя была надежда, что они достигнут поверхности, все еще функционируя, первые зонды почти сразу вышли из строя, тем самым отключив передачу данных на Землю.
«Венера-3» стала первым искусственным объектом, столкнувшимся с поверхностью другой планеты во время аварийной посадки 1 марта 1966 года. Однако, поскольку зонды данных космического корабля вышли из строя при проникновении в атмосферу, никаких данных из атмосферы Венеры в ходе миссии получить не удалось.
18 октября 1967 года «Венера-4» стала первым космическим кораблем, измерившим атмосферу другой планеты. Этот космический аппарат впервые показал, что основным газом атмосферы Венеры является CO 2 . [5] Хотя Советский Союз первоначально утверждал, что корабль достиг поверхности неповрежденным, повторный анализ, включая данные о затмении атмосферы с американского космического корабля «Маринер-5», пролетевшего мимо Венеры на следующий день после ее прибытия, показал, что давление на поверхности Венеры составляло 75–100 атмосфер, что намного выше. чем прочность корпуса Венеры-4 в 25 атм, и иск был отозван.
Понимая, что корабли будут раздавлены, не долетев до поверхности, Советы запустили «Венеру-5» и «Венеру-6» в качестве атмосферных зондов. Эти аппараты, предназначенные для сброса почти половины полезного груза перед входом в атмосферу планеты, записали 53 и 51 минуту данных соответственно, медленно спускаясь на парашюте, прежде чем их батареи вышли из строя.
Примерно в то же время становилось все более известным, что на Венере вряд ли могут быть жидкие водоемы, однако конструкции советских зондов «Венера» все еще учитывали возможность посадки на воду даже в 1964 году. [6] : xiii
Venera 7
[ редактировать ]Зонд «Венера-7» , запущенный в августе 1970 года, был первым аппаратом, способным выжить в условиях поверхности Венеры и совершить мягкую посадку . Он был сильно перестроен для обеспечения выживания, на его борту было мало экспериментов, а научные результаты миссии были еще более ограничены из-за отказа внутреннего распределительного щита, который застрял в положении «передача температуры». Тем не менее, ученым из контрольной группы удалось экстраполировать давление (90 атм) на основе данных о температуре 465 ° C (869 ° F), полученных в результате первых прямых измерений на поверхности. стали первым свидетельством существования в атмосфере Венеры зональных ветров с высокими скоростями до 100 метров в секунду (330 футов/с, 362 км/ч, 225 миль в час). Доплеровские измерения зондов «Венера-4–7 » вращение ). Наряду с данными о давлении и температуре, полученными «Венерой-7», также был измерен состав атмосферы. [7] [5]
Парашют Венеры-7 вышел из строя незадолго до приземления очень близко к поверхности. Он упал на скорости 17 метров в секунду (56 футов/с) и перевернулся, но выжил. Это вызвало смещение антенны, из-за чего радиосигнал стал очень слабым, но он был обнаружен (с помощью температурной телеметрии) еще 23 минуты, прежде чем у него разрядились батареи. Таким образом, 15 декабря 1970 года он стал первым искусственным зондом, передавшим данные с поверхности Венеры.
Venera 8
[ редактировать ]«Венера-8» , запущенная в 1972 году, была оснащена расширенным набором научных приборов для изучения поверхности (гамма-спектрометр и др.). Круизный автобус «Венеры-7» и «Венеры-8» был аналогичен автобусу предыдущих моделей, но по конструкции восходил к миссии «Зонд-3» . Посадочный модуль передал данные во время спуска и приземлился при солнечном свете. Он измерял уровень освещенности, но не имел камеры. Он передавал данные почти час.
Venera 9 to 12
[ редактировать ]После неудачного "Космоса-482" зонды "Венера-9" и "Венера-10" 1975 года и "Венера-11" и "Венера-12" 1978 года имели другую конструкцию. Они весили около пяти тонн и запускались с помощью мощного ракеты-носителя «Протон» . Они включали в себя передающую и ретрансляционную шину с двигателями для торможения на орбите Венеры ( Венера 9 и 10 , 11 и 12 ) и служить приемником и ретранслятором для передач входного зонда. Входной зонд был прикреплен к верхней части автобуса в сферическом теплозащитном экране. Зонды были оптимизированы для наземных операций и имели необычную конструкцию, включающую сферический отсек для максимально долгой защиты электроники от атмосферного давления и тепла. Под ним находилось амортизирующее «сдавливающее кольцо» для приземления. Над сферой давления располагалась цилиндрическая антенная конструкция и широкая тарельчатая конструкция, напоминавшая антенну, но на самом деле являвшаяся аэротормозом. Они были рассчитаны на работу на поверхности не менее 30 минут. Инструменты различались в разных миссиях, но включали камеры, а также оборудование для анализа атмосферы и почвы. У всех четырех посадочных модулей были проблемы с тем, что некоторые или все крышки объективов камер не открывались.
Посадочный модуль « Венера -9» проработал не менее 53 минут и делал снимки одной из двух камер; другая крышка объектива не открылась.
Посадочный модуль « Венера -10» проработал не менее 65 минут и делал снимки одной из двух камер; другая крышка объектива не открылась.
Посадочный модуль « Венера -11» проработал не менее 95 минут, но ни одна из крышек объектива камеры не открылась.
Посадочный модуль « Венера -12» проработал не менее 110 минут, но ни одна из крышек объектива камеры не открылась.
Venera 13 and 14
[ редактировать ]Каждая из «Венеры-13» и «Венеры-14» (1981–82 гг.) имела спускаемый аппарат/посадочный модуль, который содержал большую часть приборов и электроники, а также пролетный космический корабль, который использовался в качестве ретранслятора связи. Конструкция была аналогична более ранним спускаемым аппаратам «Венера 9–12». После приземления у них были инструменты для проведения научных измерений земли и атмосферы, включая камеры, микрофон, дрель, прибор для отбора проб поверхности и сейсмометр. У них также были инструменты для регистрации электрических разрядов во время фазы спуска через атмосферу Венеры.
Два спускаемых корабля приземлились на расстоянии примерно 950 км (590 миль) друг от друга, к востоку от восточного продолжения возвышенного региона, известного как Фиби-Реджио . Спускаемый аппарат "Венера-13" просуществовал 127 минут, а спускаемый аппарат "Венера-14" - 57 минут, при этом запланированный расчетный срок службы составлял всего 32 минуты. Корабль «Венера-14» имел несчастье выбросить крышку объектива камеры прямо под рычаг для измерения сжимаемости поверхности и вернуть информацию о сжимаемости крышки объектива, а не поверхности. Спускаемые аппараты передавали данные на автобусы, которые действовали как ретрансляторы данных во время пролета мимо Венеры.
Venera 15 and 16
[ редактировать ]1983 года Космические корабли «Венера-15» и «Венера-16» были орбитальными миссиями, как и предыдущие зонды, но входные зонды были заменены радиолокационным оборудованием для получения изображений поверхности. Радиолокационная съемка была необходима для проникновения в плотное облако Венеры, и обе миссии включали идентичные радиолокаторы с синтезированной апертурой (SAR) и системы радиовысотомера. Система SAR сыграла решающую роль в картографировании миссии и включала в себя 8-месячный рабочий тур по съемке поверхности Венеры с разрешением от 1 до 2 километров (от 0,6 до 1,2 мили). [8] Когда система была переключена в режим радиовысотомера, антенна работала в 8-сантиметровом диапазоне длин волн для отправки и приема сигналов с поверхности Венеры в течение периода 0,67 миллисекунды.
Результатом стала подробная карта распределения отражательной способности поверхности северного полушария Венеры. Проведенные измерения линейного расстояния варьировались от 91 до 182 километров. Советский космический корабль-близнец пролетел по околополярным эллиптическим орбитам и к концу основной фазы сумел составить карту верхней половины северной атмосферы (от северного полюса до 30 градусов северной широты, около 115 миллионов квадратных километров или 71 миллиона квадратных миль). миссия. Высотомер предоставлял топографические данные с разрешением по высоте 50 м (164 фута), а восточногерманский прибор отображал изменения температуры поверхности. [9]
зонды VeGa
[ редактировать ]Зонды VeGa (кириллица: ВеГа) , запущенные на Венеру и комету 1/P Галлея, запущенные в 1984 году, также использовали эту базовую конструкцию Венеры, включая спускаемые аппараты, а также атмосферные шары, которые передавали данные в течение примерно двух дней. «ВеГа» — это слияние слов «Венера» ( Венера по-русски) и «Галлея» ( Галей по-русски).
Будущее
[ редактировать ]Venera-D
[ редактировать ]«Венера-Д» — это предлагаемая миссия на Венеру, которая будет включать в себя высокопроизводительный орбитальный аппарат и посадочный модуль. С точки зрения общей массы, доставленной на Венеру, наилучшие возможности для запуска появятся в 2026 и 2031 годах; [10] однако по состоянию на март 2021 года запуск Венеры-Д планируется не ранее ноября 2029 года. [11] «Венера-Д» может включать в себя некоторые компоненты НАСА, в том числе воздушные шары, субспутник для измерения плазмы или долговечную (24 часа) наземную станцию на посадочном модуле. [12] [13] [14]
Научные выводы
[ редактировать ]На основе данных, полученных зондами «Венера», было сделано множество научных выводов, что сделало их ключевыми для нашего понимания Венеры. Зонды «Венера» предоставили прямые данные о поверхности и атмосфере Венеры, а также предоставили важную информацию о сроке службы электроники в суровых условиях Венеры. «Венера-4» была первым успешным зондом и показала, что CO 2 является основным компонентом атмосферы Венеры. [15] [5] «Венера-7» нашла данные о температуре и давлении, а также о составе атмосферы. [5] [16] «Венера-8» измерила K, U и Th на поверхности с помощью гамма- анализа. [5] «Венера-9» предоставила первые изображения поверхности Венеры, а также результаты гамма-анализа. [17] Отправив первые изображения поверхности Венеры обратно на Землю, миссии Венеры предоставили ученым возможность рассказать о своих достижениях общественности. Венера-13 предоставила первые цветные изображения и данные рентгеновской флуоресценции поверхности планеты. После анализа радиолокационных изображений, полученных с «Венеры-15» и «Венеры-16», был сделан вывод, что гребни и бороздки на поверхности Венеры являются результатом тектонических деформаций. [18] Это было обнаружено с помощью радиолокационной съемки на орбите. Несмотря на свою короткую продолжительность жизни, каждая из миссий Венеры внесла значительный вклад в понимание нашей родственной планеты.
Types of Venera probes
[ редактировать ]Модель | Тип | Первый Запуск | Последний Запуск | Миссии (успех/ общий) | Запуск Транспортное средство | Масса | Оборудование |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1ВА | Влияние | 4 февраля 1961 г. | 12 февраля 1961 г. | 0 / 2 | Molniya | 643,5 кг (1419 фунтов) | 5 научных инструментов |
2МВ -1 | Облет и атмосферный зонд | 25 августа 1962 г. | 1 сентября 1962 г. | 0 / 2 | Molniya | 1097 кг (2418 фунтов) | 11 научных инструментов |
2МВ-2 | Облет | 12 сентября 1962 г. | 12 сентября 1962 г. | 0 / 1 | Molniya | 890 кг (1960 фунтов) | 10 научных инструментов |
3МВ -1 и 1А | 19 февраля 1964 г. | 2 апреля 1964 г. | 0 / 3 | Molniya | 948 кг (2090 фунтов) и 800 кг (1800 фунтов) (1А) | 10 научных инструментов | |
3МВ-4 | 12 ноября 1965 г. | 23 ноября 1965 г. | 0 / 2 | Molniya-M | 963 кг (2123 фунта) | 11 научных инструментов | |
3МВ-3 | Атмосферный зонд и Лендер | 16 ноября 1965 г. | 16 ноября 1965 г. | 0 / 1 | Molniya-M | 958 кг (2112 фунтов) | 10 научных инструментов |
1В | 12 июня 1967 г. | 17 июня 1967 г. | 1 / 2 | Molniya-M | 1106 кг (2438 фунтов) | 8 научных инструментов | |
2в | 5 января 1969 г. | 10 января 1969 г. | 2 / 2 | Molniya-M | 1130 кг (2490 фунтов) | 8 научных инструментов | |
3В | 17 августа 1970 г. | 31 марта 1972 г. | 2 / 4 | Molniya-M | 1180 кг (2600 фунтов) | 5 или 9 научных инструментов | |
4В -1 и 1М | Орбитальный аппарат и посадочный модуль | 22 октября 1975 г. | 4 ноября 1981 г. | 6 / 6 | Протон -К | 4363 кг (9619 фунтов) 5033 кг (11096 фунтов) | 16 и 21 научный инструмент |
4В-2 | Орбитальный аппарат | 2 июня 1983 г. | 7 июня 1983 г. | 2 / 2 | Протон-К | 5250 кг (11570 фунтов) 5300 кг (11700 фунтов) | 7 научных приборов с радаром |
Данные полётов для всех миссий Венеры
[ редактировать ]Имя | Модель | Миссия | Запуск | Прибытие | Время выживания мин | Результаты | Изображение | Координация посадочного модуля . |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Венера 1ВА №1 | 1ВА №1 | Облет | 4 февраля 1961 г. | — | — | Не удалось покинуть околоземную орбиту | — | |
Venera 1 | 1ВА №2 | Облет | 12 февраля 1961 г. | — | — | Потеряна связь на пути к Венере | — | |
Венера 2МВ-1 №1 | 2МВ-1 №1 | Атмосферный зонд | 25 августа 1962 г. | — | — | Этап побега провален; Повторный вход через три дня | — | |
Венера 2МВ-1 №2 | 2МВ-1 №2 | Атмосферный зонд | 1 сентября 1962 г. | — | — | Этап побега провален; Повторный вход через пять дней | — | |
Венера 2МВ-2 №1 | 2МВ-2 №1 | Облет | 12 сентября 1962 г. | — | — | Третья ступень взорвалась; Космический корабль уничтожен | — | |
Венера 3МВ-1 №2 | 3МВ-1 №2 | Облет | 19 февраля 1964 г. | — | — | Не достиг парковочной орбиты | — | |
Kosmos 27 | 3МВ-1 №3 | Облет | 27 марта 1964 г. | — | — | Этап побега провален | — | |
Venera 2 | 3МВ-4 №4 | Облет | 12 ноября 1965 г. | — | — | Связь потеряна незадолго до прибытия | — | |
Venera 3 | 3МВ-3 №1 | Атмосферный зонд | 16 ноября 1965 г. | — | — | Связь потеряна непосредственно перед входом в атмосферу. Это был первый искусственный объект, приземлившийся на другую планету 1 марта 1966 года (крушение). Вероятный район посадки: от -20° до 20° с.ш., от 60° до 80° в.д. | — | |
Kosmos 96 | 3МВ-4 №6 | Атмосферный зонд | 23 ноября 1965 г. | — | — | Не смог покинуть околоземную орбиту и снова вошел в атмосферу. Некоторые исследователи полагают, что это событие разбилось недалеко от Кексбурга, штат Пенсильвания , США, 9 декабря 1965 года. Это событие стало известно как «Кексбургский инцидент» среди НЛО исследователей . Все советские космические корабли, никогда не покидавшие околоземную орбиту, принято называть « Космос », независимо от предполагаемой миссии корабля. Это название также дается другим советским/российским космическим кораблям, которые предназначены для достижения околоземной орбиты и действительно достигают ее. | — | |
Venera 4 | 4В-1 №310 | Атмосферный зонд | 12 июня 1967 г. | 18 октября 1967 г. | — | Первый зонд, вошедший в атмосферу другой планеты и возвративший данные. Хотя передача не осуществлялась с поверхности, это была первая межпланетная передача любого зонда. Приземлился где-то около 19° северной широты и 38° восточной долготы. | — | |
Kosmos 167 | 4В-1 №311 | Атмосферный зонд | 17 июня 1967 г. | — | — | Этап побега провален; Повторный вход через восемь дней | — | |
Venera 5 | 2V (V-69) No. 330 | Атмосферный зонд | 5 января 1969 г. | 16 мая 1969 г. | 53* | Успешно вернул атмосферные данные, прежде чем был раздавлен давлением в пределах 26 километров (16 миль) от поверхности. Приземлился на 3° ю.ш., 18° в.д. | — | |
Venera 6 | 2V (V-69) No.331 | Атмосферный зонд | 10 января 1969 г. | 17 мая 1969 г. | 51* | Успешно вернул атмосферные данные, прежде чем был раздавлен давлением в пределах 11 километров (6,8 миль) от поверхности. Приземлился на 5° ю.ш., 23° в.д. | — | |
Venera 7 | 4В-1 Нет. 630 | посадочный модуль | 17 августа 1970 г. | 15 декабря 1970 г. | 23 | Первая успешная посадка космического корабля на другую планету и первая передача с поверхности другой планеты. Выжил 23 минуты, прежде чем скончался от жары и давления. | 5 ° ю.ш. , 351 ° в.д. / 5 ° ю.ш., 351 ° в.д. | |
Kosmos 359 | 3В (В-70) | посадочный модуль | 22 августа 1970 г. | — | — | Этап побега провален; Оказался на эллиптической околоземной орбите | — | — |
Venera 8 | 4В-1 №670 | посадочный модуль | 27 марта 1972 г. | 22 июля 1972 г. | 50 | Приземлился в радиусе 150 километров (93 миль) от 10,70 ° южной широты и 335,25 ° восточной долготы. | 10 ° ю.ш. 335 ° в.д. / 10 ° ю.ш. 335 ° в.д. | |
Kosmos 482 | 3В (В-72) нет. 671 | Зонд | 31 марта 1972 г. | — | — | Ступень спасения взорвалась во время инъекции Транс-Венеры; Некоторые части вернулись на орбиту Земли, а другие остались на околоземной орбите. | — | — |
Venera 9 | 4В-1 Нет. 660 | Орбитальный аппарат и посадочный модуль | 8 июня 1975 г. | 22 октября 1975 г. | 53 | Отправил обратно первые (черно-белые) изображения поверхности Венеры. Приземлился в радиусе 150 километров (93 миль) от 31,01 ° северной широты и 291,64 ° восточной долготы. | 31 ° с.ш. 291 ° в.д. / 31 ° с.ш. 291 ° в.д. | |
Venera 10 | 4В-1 Нет. 661 | Орбитальный аппарат и посадочный модуль | 14 июня 1975 г. | 25 октября 1975 г. | 65 | Приземлился в радиусе 150 километров (93 миль) от 15,42 ° северной широты и 291,51 ° восточной долготы. | 15 ° 42' с.ш. 291 ° 51' в.д. / 15,700 ° с.ш. 291,850 ° в.д. | |
Venera 11 | 4В-1 Нет. 360 | Облет и посадочный модуль | 9 сентября 1978 г. | 25 декабря 1978 г. | 95 | Посадочный модуль прибыл, но системы визуализации вышли из строя. | 14 ° ю.ш. 299 ° в.д. / 14 ° ю.ш. 299 ° в.д. | |
Venera 12 | 4В-1 | Облет и посадочный модуль | 14 сентября 1978 г. | 21 декабря 1978 г. | 110 | Посадочный модуль зафиксировал то, что считается молнией. | 07 ° ю.ш. , 294 ° в.д. / 7 ° ю.ш., 294 ° в.д. | |
Venera 13 | 4В-1 №760 | Облет и посадочный модуль | 30 октября 1981 г. | 1 марта 1982 г. | 127 | Вернул первые цветные изображения поверхности Венеры и обнаружил лейцитовый базальт в образце почвы с помощью спектрометра . | 07 ° 05'ю.ш., 303 ° 00' в.д. / 7,083 ° ю.ш., 303,000 ° в.д. | |
Venera 14 | 4В-1 Нет. 761 | Облет и посадочный модуль | 4 ноября 1981 г. | 5 марта 1982 г. | 57 | Образец почвы выявил толеитовый базальт (похожий на тот, что встречается на срединно-океанических хребтах Земли). | 13 ° 25' ю.ш., 310 ° 00' в.д. / 13,417 ° ю.ш., 310 000 ° в.д. | |
Venera 15 | 4В-2 Нет. 860 | Орбитальный аппарат | 2 июня 1983 г. | 10 октября 1983 г. | — | Нанес на карту (вместе с «Венерой-16») северное полушарие до 30 градусов от северной широты (разрешение 1–2 км ). | — | |
Venera 16 | 4В-2 | Орбитальный аппарат | 7 июня 1983 г. | 14 октября 1983 г. | — | Нанес на карту (вместе с «Венерой-15») северное полушарие до 30 градусов от северной широты (разрешение 1–2 км ). | — | |
Вега 1 | 5ВК №902 | Облет и посадочный модуль | 15 декабря 1984 г. | 11 июня 1985 г. | — | Часть программы Вега . Судно направлялось к комете Галлея . При входе в атмосферу наземные приборы заработали раньше времени, и спускаемый аппарат вышел из строя. | 07 ° 05' с.ш., 177 ° 07' в.д. / 7,083 ° с.ш., 177,117 ° в.д. | |
Вега 2 | 5ВК №901 | Облет и посадочный модуль | 21 декабря 1984 г. | 15 июня 1985 г. | 56 | Часть программы Вега . Судно направлялось к комете Галлея . | 08 ° 05'ю.ш., 177 ° 07' в.д. / 8,083 ° ю.ш., 177,117 ° в.д. |
См. также
[ редактировать ]- Астрон (космический корабль) — советский ультрафиолетовый космический телескоп.
- Пионерский проект Венера - два космических корабля отправляются на Венеру в 1978 году.
- Venera-D – Proposed Russian lander to Venus
- Маринер-10 - первый космический корабль, посетивший Меркурий (1973–1975).
- Магеллан (космический корабль) - миссия орбитального аппарата НАСА к Венере (1989–1994).
- Venus Express - европейская орбитальная миссия на Венеру (2005–2015 гг.)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Исследование Солнечной системы НАСА: Венера» .
- ^ Уэйд, Марк. «Венера 1ВА» . Энциклопедия космонавтики. Архивировано из оригинала 9 сентября 2010 года.
- ^ NSSDC «Хронология исследования Венеры» , Дэйв Уильямс, 28 октября 2021 г., Центр космических полетов имени Годдарда НАСА; см. также NSSDC Предварительно идентифицированные (советские) миссии и неудачные запуски , Дэйв Уильямс, 22 февраля 2022 г., Центр космических полетов имени Годдарда НАСА.
- ^ «Атлас исследования Венеры» . Группа компаний «Ультимакс». 1 апреля 2003 г. Архивировано из оригинала 8 июля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Фегли, Б. (2014). «2.7 – Венера». Трактат по геохимии (2-е изд.). Эльзевир. стр. 127–148. дои : 10.1016/b978-0-08-095975-7.00122-4 . ISBN 978-0-08-098300-4 .
- ^ Дозуа, Гарднер (3 марта 2015 г.). «Возвращение в Венуспорт» . В Мартине, Джордж Р.Р.; Дозуа, Гарднер (ред.). Старая Венера: Сборник рассказов . Издательская группа Random House. ISBN 978-0-8041-7985-0 .
- ^ Маров, М.Я. (1972). «Венера: Перспектива в начале исследования планет» . Икар . 16 (3): 415–461. Бибкод : 1972Icar...16..415M . дои : 10.1016/0019-1035(72)90094-2 .
- ^ «Венера 15 и 16» . Solarviews.com . Проверено 14 мая 2022 г.
- ^ «В глубине | Венера 15» . Исследование Солнечной системы НАСА . Архивировано из оригинала 7 августа 2020 года . Проверено 15 мая 2022 г. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Разработка концепции миссии «Венера-Д»: от научных целей к архитектуре миссии. 49-я конференция по наукам о Луне и планетах, 2018 г. (вклад LPI № 2083).
- ^ Зак, Анатолий (5 марта 2021 г.). «Новое обещание проекта Венера-Д» . Русская космическая паутина . Проверено 7 марта 2021 г.
- ^ Уолл, Майк (17 января 2017 г.). «Россия и США планируют совместную миссию на Венеру» . Космос . Проверено 29 октября 2017 г.
- ^ Грейсиус, Тони, изд. (7 августа 2017 г.). «Исследования НАСА разделяют цели исследования Венеры с Российским космическим институтом» . НАСА.
- ^ Сенске, Д.; Засова, Л. (31 января 2017 г.). Венера-Д: Расширение наших горизонтов климата и геологии планет земной группы посредством всестороннего исследования Венеры (PDF) (Отчет). Объединенная группа научных исследований «Венера-Д». Архивировано (PDF) из оригинала 27 апреля 2017 года.
- ^ Ястроу, Р.; Расул, С.И., ред. (1969). Атмосфера Венеры . Гордон и Брич. Документы Второй Аризонской конференции по планетарным атмосферам, ранее опубликованные в Журнале атмосферных наук; Отчеты Mariner 5, ранее опубликованные в журнале Science; и избранные отчеты после конференции.
- ^ Маров, М.Я. (1972). «Венера: Перспектива в начале исследования планет» . Икар . 16 (3): 415–461. Бибкод : 1972Icar...16..415M . дои : 10.1016/0019-1035(72)90094-2 .
- ^ Хантен, Дональд М.; Колин, Лоуренс; Донахью, Томас М.; Мороз, Василий И. (4 января 2022 г.), «Предисловие» , Venus , University of Arizona Press, стр. vii–viii, doi : 10.2307/j.ctv25c4z16.4 , S2CID 245731743 , получено 4 мая 2022 г.
- ^ Базилевский А.Т.; Пронин А.А.; Ронка, LB; Крючков, В.П.; Суханов А.Л.; Марков, М.С. (1986). «Стили тектонических деформаций Венеры – Анализ данных Венеры 15 и 16» . Журнал геофизических исследований . 91 . Журнал геофизических исследований, 30 марта 1986 г., с. D399-D411: 399. Бибкод : 1986JGR....91D.399B . дои : 10.1029/JB091iB04p0D399 . ISSN 0148-0227 .
- ^ Охотница и др. п. 49-266 оп. цит. Ссылка требует ремонта