Венера в художественной литературе
Планета Венера использовалась в качестве места действия в художественной литературе еще до 19 века. Его непрозрачный облачный покров дал писателям -фантастам свободу размышлять об условиях на его поверхности — «космический тест Роршаха », по словам писателя-фантаста Стивена Л. Джиллетта. Планету часто изображали более теплой, чем Земля , но все же пригодной для проживания людей. Изображения Венеры как пышного зеленого рая, океанической планеты или зловонных болот, часто населенных динозавроподобными зверями или другими монстрами, стали обычным явлением в ранней научной фантастике, особенно между 1930-ми и 1950-ми годами. В некоторых других историях его изображали как пустыню или создавали более экзотические условия. Отсутствие общего видения привело к тому, что Венера не разработала целостной вымышленной мифологии, в отличие от образа Марса в художественной литературе .
Местные разумные жители, венерианцы, часто изображались нежными, неземными и красивыми. Ассоциации планеты с римской богиней Венерой и женственностью в целом отражены во многих произведениях, изображающих венерианцев. Изображения венерианских обществ различались как по уровню развития, так и по типу управления. Помимо людей, посещающих Венеру, в нескольких историях рассказывается о пришествии венерианцев на Землю — чаще всего для просвещения человечества, но иногда и в военных целях.
С середины 20 века, когда стала известна реальность суровых условий поверхности Венеры , ранние рассказы о приключениях в венерианских тропиках по большей части уступили место более реалистичным историям. планеты Вместо этого планета стала изображаться как враждебный, токсичный ад, при этом в историях основное внимание уделялось темам колонизации и терраформирования , хотя образ тропической Венеры иногда возвращается в намеренно ретро -историях.
Ранние изображения
[ редактировать ]Самым ранним использованием планеты Венера в качестве основного места действия в художественном произведении было «Путешествие на Венеру» ( Путешествие на Венеру , 1865) Ахилла Эйро , [1] [2] : 6 хотя он появился столетиями ранее в работах, изображающих множество мест в Солнечной системе , таких как Афанасия Кирхера ( « Itinerarium Exstaticum» 1656 г.) и Эмануэля Сведенборга ( «Земли в нашей солнечной системе» 1758 г.). [1] Ученый-фантаст Гэри Вестфаль считает упоминание « Утренней звезды второго века Правдивая история» » в произведении Люциана Самосатского « первым появлением Венеры — или любой другой планеты — в этом жанре. [3] : 164
Венера покрыта толстым слоем облаков , который препятствует телескопическому наблюдению за поверхностью, что дает писателям полную свободу вообразить любой вид мира под ней, пока зонды, исследовавшие Венеру, не выявили истинные условия в 1960-х годах - Стивен Л. Джиллетт описывает ситуацию как «космический Роршах ». тест ". [1] [4] [5] : 861 Таким образом, Венера стала популярным местом действия в ранней научной фантастике , но эта же универсальность означала, что она не создала аналога образу Марса в художественной литературе, ставшей популярной Персивалем Лоуэллом на рубеже веков — с предполагаемыми марсианскими каналами и цивилизацией, которая построили их — и они никогда не достигали такого же уровня популярности. [1] [3] : 164–165 [6] : 12 По этому поводу Вестфаль пишет, что, хотя Марсе есть характерный набор крупных произведений, таких как Герберта Уэллса » «Война миров (1897) и Рэя Брэдбери « роман на Марсианские хроники» (1950), Венере в значительной степени не хватает соответствующий канон. [3] : 165–166
Зона мягких сумерек на синхронно вращающемся Меркурии , Венера, состоящая из болот и джунглей, и Марс, кишащий каналами , а также все классические научно-фантастические устройства, по сути, основаны на прежних заблуждениях планетологов.
Карл Саган , 1978 год. [7]
Одно из многих видений представляло собой запертую приливами Венеру, где половина планеты всегда открыта для Солнца, а другая половина находится в вечной темноте - как широко распространено мнение, что это произошло с Меркурием в то время . Эта концепция была введена итальянским астрономом Джованни Скиапарелли в 1880 году и появилась, в книгах Гаррета П. Сервисса « Космический Колумб» (1909) и Гаррета Смита « Между мирами » (1919). среди прочего, [2] : 8 [3] : 169 [8] : 671 [9] : 111 Распространенным предположением было то, что венерианские облака, как и облака на Земле, состоят из воды, и, следовательно, планету чаще всего изображали как имеющую влажный климат. [3] : 166 [8] : 671 [10] : 547 Иногда это означало огромные океаны, но чаще болота и/или джунгли. [3] : 167 Другой влиятельной идеей была ранняя версия небулярной гипотезы формирования Солнечной системы , согласно которой планеты тем старше, чем дальше от Солнца они находятся, а это означает, что Венера должна быть моложе Земли и может напоминать более ранние периоды в истории Земли, такие как каменноугольный период. . [3] : 166 [5] : 860 Ученый Сванте Аррениус популяризировал идею о том, что Венера покрыта болотами с флорой и фауной, подобной доисторической Земле, в своей научно-популярной книге «Судьбы звезд» (1918). Если Аррениус предполагал, что Венера имеет неизменные климатические условия, схожие по всей планете, и делал вывод, что отсутствие адаптации к изменчивости окружающей среды приведет лишь к появлению примитивных форм жизни, то более поздние авторы часто включали в нее различную мегафауну . [3] : 166 [8] : 671 [11] : xii – xiii
Джунгли и болото
[ редактировать ]Ранние описания Венеры, покрытой болотами и джунглями, можно найти в « Густава В. Поупа ( Путешествии на Венеру» 1895), Фреда Т. Джейна « На Венеру за пять секунд » (1897) и Мориса Бэринга « Венеры » (1897). 1909). [10] : 547 После популяризации Аррениусом изображение венерианского пейзажа, в котором преобладают джунгли и болота, часто повторялось в других художественных произведениях; в частности, Брайан Стейблфорд говорит в книге «Научные факты и научная фантастика: энциклопедия» , что он стал «основным продуктом научно -фантастических образов». [10] : 547 » Кларка Эштона Смита « Безмерный ужас (1931) и » Лестера дель Рей « Удача Игнаца (1939) изображают угрожающих венерианских существ в климате болот и джунглей. [3] : 167–168 « В стенах Эрикса » (1936) Лавкрафта и Кеннета Стерлинга изображен невидимый лабиринт на Венере в джунглях. [12] [13] : 483
В поджанре планетарного романа , который процветал в ту эпоху, Ральф Милн Фарли и Отис Адельберт Клайн написали сериалы в этом сеттинге, начиная с «Радиочеловека» (1924) и «Планеты опасностей» (1929) соответственно. [8] : 671 [11] : xiii [14] : 23 [15] : 232–234 Эти истории были вдохновлены серией Эдгара Райса Берроуза «Марсианин Барсум» , которая началась с «Принцессы Марса» (1912); [10] : 547 [14] : 23 Позже Берроуз написал планетарные романы, действие которых происходит на болотистой Венере, в сериале «Амтор» , начиная с «Пиратов Венеры» (1932). [3] : 167 [4] Среди других авторов, написавших планетарные романы в этом контексте, — К. Л. Мур с приключенческим романом Нортвеста Смита « Черная жажда » (1934) и Ли Брэкетт с такими рассказами, как « Исчезнувшая луна » (1948) и рассказом Эрика Джона Старка « Чародейка Венеры ». (1949). [11] : xiv [12]
Роберт А. Хайнлайн изобразил венерианские болота в нескольких несвязанных друг с другом рассказах, включая « Логику Империи » (1941), «Космический кадет» (1948) и «Подкейн с Марса» (1963). [5] : 860 На телевидении в эпизоде сериала « Том Корбетт, космический кадет» 1955 года изображена аварийная посадка в венерианских болотах. [3] : 168 В рассказе Брэдбери « Долгий дождь » (1950) Венера изображена как планета с непрекращающимся дождем, а позже он был дважды адаптирован для экрана: для фильма в «Человеке в картинках» (1969) и для телевидения в Театре Рэя Брэдбери (1992). последний удалил все упоминания о Венере в свете изменившихся научных взглядов на условия планеты. [1] [3] : 168 [4] [16] : 13 Брэдбери вернулся к дождливому видению Венеры в фильме « Все лето за день » (1954), где Солнце видно сквозь облачный покров только раз в семь лет. [12] [17] : 53 [18] В немецкой научной фантастике романы Перри Родана (напечатанные в 1961 году) использовали представление о Венере как о мире джунглей, в то время как главный герой К. Х. Шеера шестнадцатого ZBV романа Raumpatrouille Nebelwelt (1963) с удивлением обнаруживает, что Венера на Венере нет джунглей, что отражает недавние на тот момент открытия об условиях окружающей среды на Венере. [12] [19] : 78
Океан
[ редактировать ]Другие представляли Венеру как панталасическую планету , покрытую океаном всей планеты и, возможно, с несколькими островами. Создание больших массивов суши считалось невозможным из-за предположения, что они могли бы вызвать восходящие потоки атмосферы, разрушающие твердый облачный слой планеты. [10] : 547 [20] : 131 [21] : 41 Ранние исследования океанической Венеры включают » Харла Винсента « Освобожденную Венеру (1929), » Лесли Ф. Стоуна « Женщины с крыльями (1930) и «Через пустоту» (1931). [3] : 167 [10] : 548 В » Олафа Стэплдона ( « Последних и первых людях 1930) будущие потомки человечества модифицируются, чтобы адаптироваться к жизни на покрытой океаном Венере. [1] [8] : 672 [10] : 548 В фильме Клиффорда Д. Саймака « Край бездны » (1940) также изображена океаническая Венера, а действие происходит на дне венерианских морей, с участием пиратов и враждебных венерианских пришельцев. [10] : 548 [22] : 26–27 » К.С. Льюиса ( «Переландра 1943) пересказывает библейскую историю об Адаме и Еве в Эдемском саду на плавучих островах в огромном венерианском океане. [1] [8] : 672 [10] : 548 В книге Айзека Азимова « Счастливчик Старр и океаны Венеры » (1954) изображены люди-колонисты, живущие в подводных городах на Венере. [3] : 167 [21] : 42 В книге Пола Андерсона « Планета-сестра » (1959) миграция на океаническую Венеру рассматривается как потенциальное решение проблемы перенаселения Земли . [5] : 860 « Битва ночью » (1943) Лоуренса О'Доннелла (совместный псевдоним К.Л. Мура и Генри Каттнера ) и его продолжение «Фьюри» (1947) описывают выживших с опустошенной Земли, живущих под венерианскими океанами. Эти две работы были названы в «Энциклопедии научной фантастики » «самым устойчивым изображением» океанической Венеры, а десятилетия спустя первая получила еще одно продолжение, «Джунгли » (1991) Дэвида А. Дрейка . [1] [10] : 548 Книга Роджера Желязны « Двери его лица, лампы его уст » (1965) была последним крупным изображением покрытой океаном Венеры, опубликованным вскоре после того, как это видение стало устаревшим из-за достижений планетарной науки . [8] : 672 [5] : 860
Пустыня
[ редактировать ]Третья группа ранних теорий об условиях на Венере объясняла облачный покров горячей и сухой планетой, где атмосфера содержит водяной пар, а на поверхности возникают пылевые бури. [5] : 860 [20] : 131 Идея о том, что на Венере много воды, была спорной, и к 1940 году Руперт Вильдт уже обсуждал, как парниковый эффект может привести к горячей Венере. [5] : 860 Образ пустынной Венеры никогда не был так популярен, как образ болотистой или джунглевой, но к 1950-м годам он начал появляться в ряде работ. [6] : 12 [5] : 860 (1952) Фредерика Пола и Сирила М. Корнблута » «Космические торговцы — это сатира, изображающая Венеру, успешно рекламируемую как привлекательное место для мигрантов с Земли, несмотря на ее враждебную окружающую среду. [3] : 168 [4] [8] : 672 В фильме Роберта Шекли « Специальный геологоразведчик » (1959) на пустынной поверхности Венеры добываются ресурсы . [3] : 168 [5] : 860 В книге Артура Кларка « Перед Эдемом » (1961) Венера изображается в основном горячей и сухой, но с несколько более прохладным климатом, пригодным для экстремофилов на полюсах. [3] : 171 [5] : 860 [23] В фильме Дина Маклафлина « Ярость Земли» (1963) также изображена сухая враждебная Венера, на этот раз восставшая против Земли. [5] : 860 [24] : 254 Хотя эти негостеприимные изображения более точно отражали новые научные данные, они, тем не менее, в целом недооценивали суровость условий планеты. [4] [5] : 860
Смена парадигмы
[ редактировать ]В научных кругах жизнь на Венере с 1930-х годов все чаще рассматривалась как маловероятная, поскольку более совершенные методы наблюдения Венеры показали, что в ее атмосфере не хватает кислорода. [25] : 43 В космическую эпоху космические зонды, начиная с « Маринера-2» 1962 года , обнаружили, что температура поверхности Венеры находилась в диапазоне 800–900 ° F (400–500 ° C), а атмосферное давление на уровне земли во много раз превышало земное. [10] : 548 [11] : хв [20] : 131 Это сделало устаревшей художественную литературу, изображавшую планету с экзотическими, но пригодными для жизни условиями, а интерес писателей к планете уменьшился, когда ее негостеприимность стала лучше понимать. [10] : 548 [11] : хв [20] : 131 Некоторые работы заходят так далеко, что изображают Венеру как практически игнорируемую часть тщательно исследованной Солнечной системы; примеры включают «Свидание Кларка с Рамой» (1973) и серию романов «Пространство» (2011–2021) Джеймса С.А. Кори (совместный псевдоним Дэниела Абрахама и Тая Франка ). [16] : 14
Ностальгические изображения
[ редактировать ]Романтическая, обитаемая Венера до появления моряка продолжала какое-то время появляться в нарочито ностальгических и ретро -работах, таких как «Двери его лица, лампы его рта» Желязны (1965) и « Томаса М. Диша » Приходите в гости . Меланхолия Венеры » (1965), а Брайан Олдисс и Гарри Харрисон собрали произведения, написанные до научных достижений, в антологии « Прощай, фантастическая Венера» (1968). [10] : 548 [11] : xv – xvii [26] : 201 Ностальгический образ Венеры также время от времени всплывал на поверхность несколько десятилетий спустя: С.М. Стирлинга « действие книги Люди неба» (2006) происходит в альтернативной вселенной , где реальная версия Венеры, а антология « Старая Венера » (2015) под редакцией Джорджа Р.Р. Мартин и Гарднер Дозуа собирают недавно написанные произведения в стиле старых рассказов об устаревшем видении Венеры. [4] [11] : xv – xvii В ролевых играх «Космос: 1889» (1989) и «Хроники мутантов» (1993) также намеренно используется ретро-изображение Венеры. [19] : 79
Человеческое выживание
[ редактировать ]Еще до того, как стало известно об адских условиях на Венере, некоторые авторы представляли ее как место, враждебное по отношению к людям. [3] : 168 Истории о выживании в менее экстремальных условиях появились в таких работах, как » Джона Кэмпбелла « Солярит (1930), где температура поверхности превышает 150 °F (70 °C); » Клифтона Б. Круза « Угроза Сатурна (1935), где атмосфера токсична; и Филипа Лэтэма » « Пять против Венеры (1952), Робинзонада . [1] [3] : 168 Точно так же истории о колонизации были популярны на протяжении 1940-х и 1950-х годов и снова стали таковыми к концу века, параллельно с ростом популярности вымышленных проектов терраформирования . [1] [10] : 548–549 После открытий космической эры об условиях на Венере художественная литература о планете стала в основном сосредотачиваться на выживании во враждебной среде, как в книге Ларри Нивена « Затишье в аду » (1965). [3] : 171 [5] : 860 Устройства для защиты от непогоды в этих историях включают куполообразные города , как в » Джона Варли « В чаше (1975), защитные костюмы , как в » Брайана и Фрэнка Гербертов ( «Человеке двух миров 1986), плавучие города , как в «Джеффри» » А. Лэндиса . « Султан облаков (2010) и Дерека Кюнскена » «Дом Стикса (2020), а также космические станции . [11] : xvi [12] [16] : 14
Колонизация
[ редактировать ]Колонизация Венеры появилась еще в Дж. Б. С. Холдейна эссе « Страшный суд » (1927) и Джона Уиндема « Приключения на Венере » (1932), и в последующие десятилетия ее популярность росла. [1] [10] : 547–548 После появления научных данных о суровых условиях Венеры колонизация Венеры все чаще воспринималась как более сложная задача, чем колонизация Марса . [10] : 548 Некоторые авторы предположили, что колонистам на поверхности Венеры, возможно, придется вести кочевой образ жизни, чтобы оставаться в благоприятном положении относительно Солнца. [27] : 96
Колонизация Венеры является основной темой в Джека Уильямсона ( «Сити» серии 1949–1951), Рольфа Гарнера, трилогии начинающейся с «Возрождающейся пыли» (1953), а также в книге советских писателей -фантастов Аркадия и Бориса Стругацких « Земля багровых облаков» (1959). ). [1] [12] В произведении Саймака « Голодная смерть » (1938) колонисты Венеры борются с чумой, намеренно завезенной марсианами. [12] [22] : 27 В «Логике империи» Хайнлайна колонии полагаются на эксплуатацию рабочих, попавших в кабальное рабство . [8] : 671 [10] : 548 [28] : 66–67 и С. Мейкписа Лотта » « Побег на Венеру (1956) изображает колонию, превратившуюся в антиутопию . [3] : 171 В фильме Марты Рэндалл « Большой купол » (1985) изображена вновь открытая куполообразная колония, заброшенная во время предыдущего проекта терраформирования; Джиллетт описывает обстановку, похожую на джунгли, как дань уважения образу Венеры, встречающемуся в ранней научной фантастике. [5] : 861 В фильме Сары Зеттель « Тихое вторжение» (2000) рассказывается о колонизации Венеры инопланетянами, лучше приспособленными к условиям планеты. [3] : 171 [5] : 860
Терраформирование
[ редактировать ]По мере развития научных знаний о Венере авторы научной фантастики старались не отставать, в частности, сосредоточив внимание на концепции терраформирования Венеры . [5] : 861 [7] Раннее рассмотрение этой концепции можно найти в «Последних и первых людях » Стэплдона , где этот процесс уничтожает формы жизни, уже существовавшие на планете. [3] : 167 Хотя с тех пор Венера стала считаться наиболее многообещающим кандидатом на терраформирование, [3] : 171, 173 до 1960-х годов писатели-фантасты были более оптимистичны в отношении перспектив терраформирования Марса Мура» , и ранние изображения, такие как Каттнер и «Ярость , следовательно, изображали терраформирование Венеры как более сложную задачу. [29] : 135 » Андерсона « Большой дождь (1954) вращается вокруг попытки вызвать дождь на сухой Венере. [8] : 672 [5] : 861 [30] : 81 а в его книге « Чтобы построить мир » (1964) терраформированная Венера становится местом бесчисленных войн за наиболее желанные части поверхности. [27] : 97 Другие ранние изображения терраформирования Венеры включают А.Э. ван Фогта ( «Мир Нуль-А» 1948) и Джеймса Э. Ганна ( «Обнаженное небо» 1955). [12]
Терраформирование Венеры остается сравнительно редким явлением в художественной литературе. [3] : 164 хотя этот процесс появляется в таких работах, как » Боба Бакли « Мир в облаках (1980) и » Дж. Дэвида Нордли « Снега Венеры (1991), [3] : 171 [5] : 861 в то время как другие, такие как Рэймонда Харриса ( «Тени белого солнца» » Нордли 1988) и « Рассветная Венера (1995), показывают уже терраформированную, подобную Земле Венеру. [5] : 861 [10] : 549 Памелы Сарджент о Венере Трилогия , состоящая из «Венеры снов» (1986), «Венеры теней» (1988) и «Дитя Венеры» (2001), представляет собой эпопею , подробно описывающую процесс терраформирования Венеры, длившийся на протяжении поколений, и сравниваемый с Кимом Стэнли Робинсоном. о Марсе трилогия (1992–1996); [3] : 171 [5] : 861 [31] : 322 В более позднем романе Робинсона «2312 » (2012) Венера находится в процессе терраформирования. [1] [4] [8] : 672 Терраформированная Венера, возвращающаяся в свое естественное состояние, упоминается в книге Кларка «Призрак с Гранд-Бэнкс» (1991). [3] : 164 В аниме терраформирование Венеры появляется в фильме «Венерские войны» (1989), где оно вызвано ударом кометы, удаляющей атмосферу и добавляющей воду на планету, а также в телешоу «Ковбой Бибоп» (1998), где это осуществляется представил растительный мир, создав пригодную для дыхания атмосферу. [19] : 79 [23] [32] [33] Джиллетт предполагает, что тема терраформирования Венеры отражает желание вернуть более простую, традиционную фантазию ранней прозы о планете. [5] : 861
Формы жизни
[ редактировать ]Звери
[ редактировать ]Ранние сочинения, в которых Венера часто изображалась как более молодая Земля, часто населяли ее крупными зверями. В «Путешествии Папы Римского на Венеру » (1895 г.) изображен тропический мир, в котором обитают динозавры и другие существа, похожие на тех, что известны из истории Земли. [3] : 168 [6] : 12 В статье, опубликованной в журнале Space Science Reviews в 2023 году , говорится: «Хотя Марс предлагал своего рода бесплодную элегантность, на Венере, возможно, было слишком много жизни». [16] : 7 Стэнли Г. Вайнбаум изобразил Венеру как дом ненасытной экосистемы в « Планете паразитов » (1935), и его видения вдохновили других авторов, таких как Азимов, чья книга « Счастливчик Старр и океаны Венеры» изображает колонистов, сталкивающихся с различными враждебными морскими существами. [3] : 167 [21] : 42 «Двери его лица, светильники его уст» Желязны вращаются вокруг встречи с гигантским венерианским морским чудовищем. [8] : 672 [5] : 860 а в книге Кларка «Глубокий хребет» (1957) морские существа на Венере коммерциализируются. [3] : 168 Венера является домом для драконов в фильме Хайнлайна «Между планетами » (1951) и динозавров в фильме «Три марионетки» короткометражном «Космический корабль Саппи» (1957), а венерианский монстр, доставленный на Землю космическим зондом, нападает на людей в фильме « 20 миллионов миль до Земли » (1957). ). [3] : 168 [8] : 672 [34] : 248
Доисторические существа иногда соседствуют с примитивными гуманоидами в изображениях Венеры. [3] : 168–169 В рассказе Зеленого Фонаря « Вызов из космоса » (1959) герои защищают человекообразных обитателей Венеры от динозавров. [8] : 673 В британском детском телешоу «Следопыты на Венеру » (1961) местная фауна включает как птеродактилей , так и «обезьянолюдей». [35] : 249 В советском фильме «Планета Бур» (1962) рассказывается о совместной американо-советской научной экспедиции на Венеру, в ходе которой планета изобилует различными формами жизни, многие из которых напоминают земные виды, включая разумных, хотя и примитивных венерианцев. [36] : 448 [37] : 179–182
Автор научной фантастики Джерри Пурнель отметил, что ранняя научная фантастика была изобилует образами экзотической венерианской жизни: «толстый гриб, пожиравший людей заживо; мир, населенный странными животными, драконами, динозаврами и болотными существами, напоминающими зверей из Черной лагуны ». [27] : 90 Разумная растительная жизнь появляется в нескольких рассказах, включая продолжение «Планеты паразитов» Вайнбаума « Пожиратели лотоса » (1935), Супермене рассказ из комиксов о « Три крутых подростка » (1962) Джерри Сигела и Эла Пластино и «Внешние пределы» . эпизод « Холодные руки, горячее сердце » (1964). [3] : 170–171 Разумный венерианский червь по имени Мистер Майнд появляется как суперзлодей в рассказах комиксов Фосетта о капитане Марвеле . [8] : 673 Во второй половине 20-го века, когда адские условия Венеры стали более известны, изображения жизни на Венере стали более экзотичными, с такими идеями, как «живая нефть» из » Бренды Пирс « Безумной нефти (1975), телепатические жемчужины «В чаше» Варли и более приземленные облачные микробы из « » Бена Бовы ( Венеры 2000; часть «Гранд-тур серии Бовы» ). [5] : 860
Венерианцы
[ редактировать ]В отличие от разнообразия представлений о венерианской среде, обитателей Венеры чаще всего изображают людьми или человекоподобными. [3] : 167 В каталоге ранних (до 1936 года) научно-фантастических произведений, составленном Эвереттом Франклином Блейлером и Ричардом Блейлером в справочных работах Science-Fiction: The Early Years (1990) и Science-Fiction: The Gernsback Years (1998), перечислены такие примеры, как крылатые , ангельские люди; телепаты ; архаичные люди («недочеловеки»); люди, но с крыльями и усиками; люди с щупальцами; пушистые люди; гномы; гиганты; кентавры ; рыболюди; люди-кошки; рептилоиды ; люди-крысы; и люди-растения. [15] : 921–922 [38] : 694–695 Некоторые работы, изображающие венерианцев как людей, объясняют это, предполагая, что Венера была колонизирована древней, развитой цивилизацией с Земли, например, Атлантида в романе Уоррена Э. Сандерса « Шеридан становится послом » (1932) и польский писатель -фантаст Владислав Уминьский . s Zaziemskie światy (1948) или Древний Египет в замке Джеффри Ллойда « Авангард Венеры» (1957), [3] : 169 [39] в то время как Трины в комиксах Дэна Дэйра , вышедших в 1950 году, представляют собой похищенных людей, генетически модифицированных для выживания на Венере. [40] : 73 У супергероя комиксов Томми Томорроу в «Подставе в Академии планетиров» (1962) есть синекожий, но в остальном гуманоидный венерианский приятель по имени Лон Вуриан. [3] : 167 [8] : 673 Блейлеры также перечисляют ряд более причудливых изображений венерианцев, например, похожих на кальмаров; четвероногие слоновьи существа; разумные гигантские пчелы, жуки, муравьи и личинки червей; гигантские чудовищные насекомые; и даже «живые цвета». [15] : 921–922 [38] : 694–695 В книге Саймака « Инструменты » (1942) уроженец Венеры изображен как «капля бестелесного газа радона , захваченная в свинцовой банке». [1] [12] [22] : 29
Возможно, из-за ассоциации планеты Венера с римской богиней любви, чье имя она носит , разумные венерианцы часто изображались нежными, неземными и красивыми — образ, впервые представленный в « Бернара ле Бовье де Фонтенеля . Беседах о множественности» Миров (1686 г.). [1] [7] [10] : 547 Этот образ был повторен в произведениях В. Лах-Ширмы « Голос из другого мира» (1874) и «Письма с планет» (1887–1893) о межпланетном путешествии крылатого ангелоподобного венерианца, а также в произведении Джорджа Гриффита. « Медовый месяц в космосе» (1900), где посетители Венеры встречают летающих венерианцев, общающихся посредством музыки. [1] [8] : 671 [10] : 547 В анонимно опубликованном «Рассказе о путешествиях и приключениях Поля Эрмонта среди планет » (1873 г.) изображена одна венерианская раса, подобная этой, и другая, примитивная и жестокая. [3] : 170 Примитивные венерианцы также появляются в Дональда Хорнера произведениях «На самолете к Солнцу» (1910) и Фрэнка Брюкеля ( «Военачальник Венеры» 1930). [3] : 168 в то время как более продвинутые, но вредоносные из них изображены в таких произведениях, как » Лэнделла Бартлетта « Авангард Венеры (1928) и Роя Роквуда ; » «Воздушным экспрессом на Венеру или «Пленники чужого народа» (1929). [3] : 170
Венерианские цивилизации чаще всего изображались как сопоставимые по уровню развития с Землей, немного реже как более развитые и лишь иногда менее развитые. [3] : 167 Утопические изображения Венеры являются обычным явлением. [3] : 169 появляясь Джона Манро в фильме «Путешествие на Венеру » (1897). среди других [8] : 671 С точки зрения управления, Джеймса Уильяма Барлоу книга «История расы бессмертных без Бога» (1891) представляет собой социалистическую венерианскую цивилизацию, [1] [41] В произведении Гомера Эона Флинта « Королева жизни » (1919) изображено анархистское общество на Венере. [10] : 547 и Стэнтона А. Кобленца » «Синие варвары (1931) представляют собой сатирическое изображение Венеры, управляемой плутократами . [1] [38] : 72–73 Блейлеры дополнительно перечисляют среди прочих капиталистические , феодальные , монархические и матриархальные венерианские общества. [38] : 694–695 польского писателя-фантаста Станислава Лема В романе «Астронавты» польско- восточногерманское (1951), позже адаптированном для экранизации как совместное произведение «Безмолвная звезда» (1960), а затем дублированном на английский язык и перемонтированном как «Первый космический корабль на Венере » (1962), экспедиция на Венеру обнаруживает бесплодную окружающую среду и руины цивилизации, делая вывод, что причиной был ядерный холокост . [3] : 169 [36] : 448 [42] [43] » Кларка И наоборот, в « Уроке истории (1949) венерианцы приходят на Землю и обнаруживают, что человечество уже вымерло по причинам, связанным с окружающей средой. [3] : 169 [8] : 672
Связь Венеры с женщинами во многих произведениях проявляется по-разному. [3] : 169 Планета населена исключительно или в основном женщинами в таких произведениях, как « Что Джон Смит видел на Луне: Рождественская история для вечеринок, которые были детьми двадцать лет назад » (1893) Фреда Харви Брауна , и в книге Стоуна « Завоевание Луны » ею управляют женщины. Гола » (1931) и др. [3] : 169 В комиксах в нескольких историях DC Comics « Чудо-женщина» 1940-х годов фигурировали подруги супергероини с Венеры. [8] : 673 В фильмах «Эбботт и Костелло отправляются на Марс» (1953) и «Королева космоса» (1958) рассказывается о Венере, населённой красивыми женщинами. [1] [36] : 448 и «Путешествие на планету доисторических женщин» (1968), вторая из двух англоязычных адаптаций « Планеты Бур» (первая — « Путешествие на доисторическую планету» , 1965), изображает венерианцев как «полуобнаженных сексапильных белокурых сирен». со сверхъестественными или экстрасенсорными способностями. [36] : 448 [44] : 2042, 2046
Тема венерианского гостя на Земле встречается в некоторых произведениях, таких как «Голос из другого мира » Лах-Ширмы и Уильяма Виндзора ( «Лома, гражданин Венеры» 1897). [1] В британском фильме «Незнакомец с Венеры» (1954) визит венерианца изображен так же, как визит марсианина в американском фильме « День, когда Земля остановилась» (1951). [1] [3] : 170 Подобные визиты обычно носят мирный характер и направлены на просвещение человечества. [3] : 170 Время от времени венерианцы приходят на Землю с намерением завоевать ее, как, например, в Чарльза Л. Грейвса и Э.В. Лукаса пародии Герберта Уэллса » на «Войну миров (1897) под названием «Война венусов» (1898), романе Рэя Каммингса . Таррано Завоеватель (1925) и фильм «Цель Земля» (1954). [1] [3] : 169–170 [12] [15] : 174 Marvel из комиксов Подводник защищал Землю от вторжения венерианцев-амфибий в сюжетной арке Золотого века комиксов . [8] : 673 Венерианцы, проникающие на Землю, изображая из себя людей, появляются в нескольких произведениях, включая Эрика Фрэнка Рассела ( «Трое, чтобы победить» Виндзора 1956) и «Лома, гражданин Венеры» . [2] : 5 [45] : 51
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Стейблфорд, Брайан ; Лэнгфорд, Дэвид (2022). «Венера» . В Клюте, Джон ; Лэнгфорд, Дэвид ; Слейт, Грэм (ред.). Энциклопедия научной фантастики (4-е изд.) . Проверено 26 июня 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Олдисс, Брайан (1968). «Затуманенные суждения». В Олдисе, Брайан ; Харрисон, Гарри (ред.). Прощай, фантастическая Венера ! История планеты Венера в фактах и вымыслах . Лондон: ISBN Macdonald & Co. 0-356-02466-0 . OCLC 34972 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо Вестфаль, Гэри (2022). «Венера — Венера снов… и кошмаров: меняющиеся образы сестры-планеты Земли» . Научная фантастика: оборудование, настройки, персонажи . МакФарланд. ISBN 978-1-4766-8659-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Липтак, Эндрю (май 2016 г.). «Пункт назначения: Венера» . Журнал Clarkesworld . № 116. ISSN 1937-7843 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В Джиллетт, Стивен Л. (2005). «Венера» . В Вестфале, Гэри (ред.). Энциклопедия научной фантастики и фэнтези Гринвуда: темы, произведения и чудеса . Издательская группа Гринвуд. ISBN 978-0-313-32951-7 .
- ^ Перейти обратно: а б с Миллер, Рон (2002). Венера . Книги двадцать первого века. ISBN 978-0-7613-2359-4 .
- ^ Перейти обратно: а б с Саган, Карл (28 мая 1978 г.). «Растем с научной фантастикой» . Нью-Йорк Таймс . п. СМ7. ISSN 0362-4331 . Проверено 12 декабря 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Вестфаль, Гэри (2021). «Венера и венерианцы» . Научно-фантастическая литература через историю: энциклопедия . АВС-КЛИО. ISBN 978-1-4408-6617-3 .
- ^ Каттермоул, Питер Джон; Мур, Патрик (1997). «Приложение 4: Предполагаемый период вращения Венеры» . Атлас Венеры . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-49652-0 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Стейблфорд, Брайан (2006). «Венера» . Научные факты и научная фантастика: энциклопедия . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-0-415-97460-8 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Дозуа, Гарднер (2015). «Возвращение в Венуспорт» . В Мартине, Джордж Р.Р .; Дозуа, Гарднер (ред.). Старая Венера : Сборник рассказов . Издательская группа Random House. ISBN 978-0-8041-7985-0 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Ваас, Рюдигер (2021). «Цивилизации на соседней планете». В Тернере, Майкл Маркус (ред.). Перри Родан 3138: Темные ( берега на немецком языке). Перри Родан в цифровом формате. ISBN 978-3-8453-6138-3 .
- ^ Блейлер, Э.Ф. (1999). «Г. П. Лавкрафт» . В Блейлере, Ричарде (ред.). Писатели-фантасты: критические исследования основных авторов с начала девятнадцатого века до наших дней (2-е изд.). Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера . ISBN 0-684-80593-6 . OCLC 40460120 .
- ^ Перейти обратно: а б Прингл, Дэвид , изд. (1996). «Планетарные романсы» . Полная энциклопедия научной фантастики: полное иллюстрированное руководство . Карлтон. ISBN 1-85868-188-Х . OCLC 38373691 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Блейлер, Эверетт Франклин (1990). Научная фантастика, ранние годы: полное описание более 3000 научно-фантастических рассказов с древнейших времен до появления жанровых журналов в 1930 году: с указателями авторов, названий и мотивов . При содействии Ричарда Дж. Блейлера . Издательство Кентского государственного университета. ISBN 978-0-87338-416-2 .
- ^ Перейти обратно: а б с д О'Рурк, Джозеф Г.; Уилсон, Колин Ф.; Боррелли, Мэдисон Э.; Бирн, Пол К.; Дюмулен, Кэролайн; Гейл, Ричард; Гюльхер, Анна Дж. П.; Джейкобсон, Сет А.; Кораблев Олег; Спон, Тилман; Путь, MJ; Веллер, Мэтт; Уэстолл, Фрэнсис (2023). «Венера, планета: введение в эволюцию планеты-сестры Земли» (PDF) . Обзоры космической науки . 219 (1): 10. Бибкод : 2023ССРв..219...10О . дои : 10.1007/s11214-023-00956-0 . ISSN 0038-6308 . S2CID 256599851 . Архивировано (PDF) из оригинала 11 июля 2023 г.
- ^ Д'Аммасса, Дон (2005). «Брэдбери, Рэй» . Энциклопедия научной фантастики . Факты в файле. ISBN 978-0-8160-5924-9 .
- ^ Николл, Джеймс Дэвис (26 июля 2022 г.). «Пять хладнокровных обломов SFF, которые могут заставить вас почувствовать себя лучше в своей жизни» . Тор.com . Архивировано из оригинала 9 августа 2022 г. Проверено 8 января 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Кариада; Римляне, Фома; Зингсем, Вера (2014). «Разрушенная мечта». небе: мир планет в астрономии и мифологии ( Странники в на немецком языке). Издательство Спрингер. ISBN 978-3-642-55343-1 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Лей, Вилли (апрель 1966 г.). Пол, Фредерик (ред.). «Перепроектированная Солнечная система» . Довожу до вашего сведения. Галактическая научная фантастика . Том. 24, нет. 4. ОКЛК 1184799209 .
- ^ Перейти обратно: а б с Заласевич, Ян (ноябрь 2021 г.). Яроховска, Эмилия (ред.). «Сканирование небес» . Палеонтологический информационный бюллетень . 108 . ISSN 0954-9900 .
- ^ Перейти обратно: а б с Эвальд, Роберт Дж. (2006). «Ранний Саймак» . Когда горят огни и дует ветер с севера: пасторальная научная фантастика Клиффорда Д. Саймака . ООО «Вайлдсайд Пресс». ISBN 978-1-55742-218-7 .
- ^ Перейти обратно: а б
- Стэнвей, Элизабет (31 декабря 2023 г.). «Китерийские мечты и венерианское будущее. Часть первая: Киферийские мечты» . Уорикский университет . Блог космических историй. Архивировано из оригинала 25 марта 2024 г. Проверено 25 марта 2024 г.
- Стэнвей, Элизабет (14 января 2024 г.). «Китерийские мечты и венерианское будущее. Часть вторая: Венерианское будущее» . Уорикский университет . Блог космических историй. Архивировано из оригинала 25 марта 2024 г. Проверено 25 марта 2024 г.
- ^ Д'Аммасса, Дон (2005). «Маклафлин, Дин» . Энциклопедия научной фантастики . Факты в файле. ISBN 978-0-8160-5924-9 .
- ^ Дик, Стивен (2001). Жизнь в других мирах: дебаты о внеземной жизни в 20 веке . Издательство Кембриджского университета . ISBN 0-521-79912-0 .
- ^ Томлинсон, Пол; Харрисон, Гарри (2002). Гарри Харрисон: аннотированная библиография . ООО «Вайлдсайд Пресс». ISBN 978-1-58715-401-0 .
- ^ Перейти обратно: а б с Пурнель, Джерри (1979). «Большой дождь» . Шаг дальше . Книги Эйса . ISBN 0-441-78583-2 .
- ^ Боулд, Марк; Винт, Шерил (2011). Краткая история научной фантастики Рутледжа . Рутледж. ISBN 978-1-136-82041-0 .
- ^ Стейблфорд, Брайан (2005). «Научная фантастика и экология» . В «Семени», Дэвид (ред.). Спутник научной фантастики . Издательство Блэквелл. ISBN 1-4051-1218-2 .
- ^ Эш, Брайан , изд. (1977). «Исследование и колонии» . Визуальная энциклопедия научной фантастики . Книги Гармонии. ISBN 0-517-53174-7 . ОСЛК 2984418 .
- ^ Д'Аммасса, Дон (2005). «Сарджент, Памела» . Энциклопедия научной фантастики . Факты в файле. ISBN 978-0-8160-5924-9 .
«Венера снов» (1986) запустила гораздо более амбициозный проект [по сравнению с ее предыдущим романом], семейную сагу, действие которой происходит на фоне терраформирования планеты Венера, контролируемой культурой родного мира, на которую во многом влияют мусульманские отношения к полу. роли. Богато детализированная история продолжается в «Венере теней» (1988) и завершается эпопеей «Дитя Венеры» (2001), которая может составить конкуренцию марсианской трилогии Кима Стэнли Робинсона.
- ^ Пирс, Стивен (2021). «Венерские войны» . В Клюте, Джон ; Лэнгфорд, Дэвид ; Слейт, Грэм (ред.). Энциклопедия научной фантастики (4-е изд.) . Проверено 26 июня 2023 г.
- ^ Ловеридж, Линзи (4 января 2014 г.). «Список: 7 самых опасных чужеродных планет» . Сеть новостей аниме . Архивировано из оригинала 6 июля 2022 г. Проверено 7 января 2023 г.
- ^ МакГиверон, Рафик О. (июль 1996 г.). «Обитаемая Солнечная система Хайнлайна, 1940–1952». Научно-фантастические исследования . 23 (2): 245–252. ISSN 0091-7729 . JSTOR 4240506 .
- ^ Клосснер, Майкл (2015). «Следопыты Венеры» . Доисторические люди в кино и на телевидении: 581 драма, комедия и документальный фильм, 1905–2004 гг . МакФарланд. ISBN 978-1-4766-0914-0 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Букер, М. Кейт (2020). «Венера» . Исторический словарь научно-фантастического кино (второе изд.). Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-1-5381-3010-0 .
- ^ Дудзинский, Пшемыслав (2014). «Дорога к звездам - научно-фантастический фильм о Советском Союзе в космическую эпоху на примере произведений Павла Клушанцева». Киноведение (на польском языке). 35 . ISSN 0860-116X .
- ^ Перейти обратно: а б с д Блейлер, Эверетт Франклин ; Блейлер, Ричард (1998). Научная фантастика: Годы Гернсбака: полный обзор жанровых журналов... с 1926 по 1936 год . Издательство Кентского государственного университета. ISBN 978-0-87338-604-3 .
- ^ Конечный, Петр (2024). «Уминьский, Владислав» . В Клюте, Джон ; Лэнгфорд, Дэвид ; Слейт, Грэм (ред.). Энциклопедия научной фантастики (4-е изд.) . Проверено 3 марта 2024 г.
- ^ Кирби, Джеффри (2018). «Наши три дурацкие внутренние планеты: воображаемая, иллюзорная и обитаемая» . Дурацкие и удивительные заблуждения о нашей Вселенной . Вселенная астрономов. Чам, Швейцария: Springer International Publishing. стр. 55–78. дои : 10.1007/978-3-319-73022-6_3 . ISBN 978-3-319-73022-6 . OCLC 1038067309 .
- ^ Клют, Джон (2022). «Барлоу, Джеймс Уильям» . В Клюте, Джон ; Лэнгфорд, Дэвид ; Слейт, Грэм (ред.). Энциклопедия научной фантастики (4-е изд.) . Проверено 26 июня 2023 г.
- ^ «Венера в научной фантастике» . Европейская южная обсерватория . 17 февраля 2004 г. Архивировано из оригинала 14 февраля 2008 г. Проверено 26 июля 2022 г.
- ^ Вестфаль, Гэри ; Стивенс, Джеффри (2023). «Швайгенде Штерн, Дер» . В Клюте, Джон ; Лэнгфорд, Дэвид ; Слейт, Грэм (ред.). Энциклопедия научной фантастики (4-е изд.) . Проверено 26 июня 2023 г.
- ^ Федоров, Александр (2015). «Герменевтический анализ жанра советского фэнтези 1950–1960-х годов и его американская экранная трансформация в медиаисследованиях в студенческой аудитории» . Европейский исследователь . 35 (11–3). ССНР 2625005 .
- ^ Московиц, Сэм (февраль 1960 г.). Сантессон, Ганс Стефан (ред.). «На Марс и Венеру в веселые девяностые» . Фантастическая Вселенная . Том. 12, нет. 4. Серия ISFDB № 18631 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дарлингтон, Эндрю (осень 1995 г.). Ли, Тони (ред.). «Видения Венеры: утраченное наследие мира воды». Проект «Планеты»: научно-фантастический тур по Солнечной системе. Зона . № 3. С. 30–31. ISSN 1351-5217 .
- Фракной, Эндрю (январь 2024 г.). «Научно-фантастические рассказы с хорошей астрономией и физикой: актуальный указатель» (PDF) . Тихоокеанское астрономическое общество (7,3-е изд.). п. 22. Архивировано (PDF) из оригинала 10 февраля 2024 г. Проверено 23 марта 2024 г.
- Маршалл, Роб (осень 1995 г.). Ли, Тони (ред.). «Штормовые взгляды на мир: кинофантастика о Венере». Проект «Планеты»: научно-фантастический тур по Солнечной системе. Зона . № 3. С. 32–33. ISSN 1351-5217 .
- Стэнвей, Элизабет (10 сентября 2023 г.). «Экзо-динозавры» . Уорикский университет . Блог космических историй. Архивировано из оригинала 25 марта 2024 г. Проверено 20 апреля 2024 г.