Jump to content

Венера в художественной литературе

См. подпись
Венера появляется во многих научно-фантастических рассказах. Здесь можно увидеть обложку журнала Planet Stories зимой 1939 года с изображением «Золотых амазонок Венеры».

Планета Венера использовалась в качестве места действия в художественной литературе еще до 19 века. Его непрозрачный облачный покров дал писателям -фантастам свободу размышлять об условиях на его поверхности — «космический тест Роршаха », по словам писателя-фантаста Стивена Л. Джиллетта. Планету часто изображали более теплой, чем Земля , но все же пригодной для проживания людей. Изображения Венеры как пышного зеленого рая, океанической планеты или зловонных болот, часто населенных динозавроподобными зверями или другими монстрами, стали обычным явлением в ранней научной фантастике, особенно между 1930-ми и 1950-ми годами. В некоторых других историях его изображали как пустыню или создавали более экзотические условия. Отсутствие общего видения привело к тому, что Венера не разработала целостной вымышленной мифологии, в отличие от образа Марса в художественной литературе .

Местные разумные жители, венерианцы, часто изображались нежными, неземными и красивыми. Ассоциации планеты с римской богиней Венерой и женственностью в целом отражены во многих произведениях, изображающих венерианцев. Изображения венерианских обществ различались как по уровню развития, так и по типу управления. Помимо людей, посещающих Венеру, в нескольких историях рассказывается о пришествии венерианцев на Землю — чаще всего для просвещения человечества, но иногда и в военных целях.

С середины 20 века, когда стала известна реальность суровых условий поверхности Венеры , ранние рассказы о приключениях в венерианских тропиках по большей части уступили место более реалистичным историям. планеты Вместо этого планета стала изображаться как враждебный, токсичный ад, при этом в историях основное внимание уделялось темам колонизации и терраформирования , хотя образ тропической Венеры иногда возвращается в намеренно ретро -историях.

Ранние изображения

[ редактировать ]
Фотомонтаж восьми планет и Луны.Нептун в художественной литературеУран в художественной литературеСатурн в художественной литературеЮпитер в фантастикеМарс в художественной литературеЗемля в научной фантастикеЛуна в научной фантастикеВенера в художественной литературеМеркурий в художественной литературе
Некоторые ранние изображения Венеры в художественной литературе были частью туров по Солнечной системе. Нажатие на планету приводит к статье о ее изображении в художественной литературе.

Самым ранним использованием планеты Венера в качестве основного места действия в художественном произведении было «Путешествие на Венеру» ( Путешествие на Венеру , 1865) Ахилла Эйро [ фр ] , [1] [2] : 6  хотя он появился столетиями ранее в работах, изображающих множество мест в Солнечной системе , таких как Афанасия Кирхера ( « Itinerarium Exstaticum» 1656 г.) и Эмануэля Сведенборга ( «Земли в нашей солнечной системе» 1758 г.). [1] Ученый-фантаст Гэри Вестфаль считает упоминание « Утренней звезды второго века Правдивая история» » в произведении Люциана Самосатского « первым появлением Венеры — или любой другой планеты — в этом жанре. [3] : 164 

Венера покрыта толстым слоем облаков , который препятствует телескопическому наблюдению за поверхностью, что дает писателям полную свободу вообразить любой вид мира под ней, пока зонды, исследовавшие Венеру, не выявили истинные условия в 1960-х годах - Стивен Л. Джиллетт описывает ситуацию как «космический Роршах ». тест ". [1] [4] [5] : 861  Таким образом, Венера стала популярным местом действия в ранней научной фантастике , но эта же универсальность означала, что она не создала аналога образу Марса в художественной литературе, ставшей популярной Персивалем Лоуэллом на рубеже веков — с предполагаемыми марсианскими каналами и цивилизацией, которая построили их — и они никогда не достигали такого же уровня популярности. [1] [3] : 164–165  [6] : 12  По этому поводу Вестфаль пишет, что, хотя Марсе есть характерный набор крупных произведений, таких как Герберта Уэллса » «Война миров (1897) и Рэя Брэдбери « роман на Марсианские хроники» (1950), Венере в значительной степени не хватает соответствующий канон. [3] : 165–166 

Зона мягких сумерек на синхронно вращающемся Меркурии , Венера, состоящая из болот и джунглей, и Марс, кишащий каналами , а также все классические научно-фантастические устройства, по сути, основаны на прежних заблуждениях планетологов.

Карл Саган , 1978 год. [7]

Одно из многих видений представляло собой запертую приливами Венеру, где половина планеты всегда открыта для Солнца, а другая половина находится в вечной темноте - как широко распространено мнение, что это произошло с Меркурием в то время . Эта концепция была введена итальянским астрономом Джованни Скиапарелли в 1880 году и появилась, в книгах Гаррета П. Сервисса « Космический Колумб» (1909) и Гаррета Смита « Между мирами » (1919). среди прочего, [2] : 8  [3] : 169  [8] : 671  [9] : 111  Распространенным предположением было то, что венерианские облака, как и облака на Земле, состоят из воды, и, следовательно, планету чаще всего изображали как имеющую влажный климат. [3] : 166  [8] : 671  [10] : 547  Иногда это означало огромные океаны, но чаще болота и/или джунгли. [3] : 167  Другой влиятельной идеей была ранняя версия небулярной гипотезы формирования Солнечной системы , согласно которой планеты тем старше, чем дальше от Солнца они находятся, а это означает, что Венера должна быть моложе Земли и может напоминать более ранние периоды в истории Земли, такие как каменноугольный период. . [3] : 166  [5] : 860  Ученый Сванте Аррениус популяризировал идею о том, что Венера покрыта болотами с флорой и фауной, подобной доисторической Земле, в своей научно-популярной книге «Судьбы звезд» (1918). Если Аррениус предполагал, что Венера имеет неизменные климатические условия, схожие по всей планете, и делал вывод, что отсутствие адаптации к изменчивости окружающей среды приведет лишь к появлению примитивных форм жизни, то более поздние авторы часто включали в нее различную мегафауну . [3] : 166  [8] : 671  [11] : xii – xiii

Джунгли и болото

[ редактировать ]

Ранние описания Венеры, покрытой болотами и джунглями, можно найти в « Густава В. Поупа ( Путешествии на Венеру» 1895), Фреда Т. Джейна « На Венеру за пять секунд » (1897) и Мориса Бэринга « Венеры » (1897). 1909). [10] : 547  После популяризации Аррениусом изображение венерианского пейзажа, в котором преобладают джунгли и болота, часто повторялось в других художественных произведениях; в частности, Брайан Стейблфорд говорит в книге «Научные факты и научная фантастика: энциклопедия» , что он стал «основным продуктом научно -фантастических образов». [10] : 547  » Кларка Эштона Смита « Безмерный ужас (1931) и » Лестера дель Рей « Удача Игнаца (1939) изображают угрожающих венерианских существ в климате болот и джунглей. [3] : 167–168  « В стенах Эрикса » (1936) Лавкрафта и Кеннета Стерлинга изображен невидимый лабиринт на Венере в джунглях. [12] [13] : 483 

См. подпись
Обложка книги «Фантастические приключения» , ноябрь 1941 года, с рассказом Амтора «Живые мертвецы» из « Побега Берроуза на Венеру».

В поджанре планетарного романа , который процветал в ту эпоху, Ральф Милн Фарли и Отис Адельберт Клайн написали сериалы в этом сеттинге, начиная с «Радиочеловека» (1924) и «Планеты опасностей» (1929) соответственно. [8] : 671  [11] : xiii [14] : 23  [15] : 232–234  Эти истории были вдохновлены серией Эдгара Райса Берроуза «Марсианин Барсум» , которая началась с «Принцессы Марса» (1912); [10] : 547  [14] : 23  Позже Берроуз написал планетарные романы, действие которых происходит на болотистой Венере, в сериале «Амтор» , начиная с «Пиратов Венеры» (1932). [3] : 167  [4] Среди других авторов, написавших планетарные романы в этом контексте, — К. Л. Мур с приключенческим романом Нортвеста Смита « Черная жажда » (1934) и Ли Брэкетт с такими рассказами, как « Исчезнувшая луна » (1948) и рассказом Эрика Джона Старка « Чародейка Венеры ». (1949). [11] : xiv [12]

Роберт А. Хайнлайн изобразил венерианские болота в нескольких несвязанных друг с другом рассказах, включая « Логику Империи » (1941), «Космический кадет» (1948) и «Подкейн с Марса» (1963). [5] : 860  На телевидении в эпизоде ​​сериала « Том Корбетт, космический кадет» 1955 года изображена аварийная посадка в венерианских болотах. [3] : 168  В рассказе Брэдбери « Долгий дождь » (1950) Венера изображена как планета с непрекращающимся дождем, а позже он был дважды адаптирован для экрана: для фильма в «Человеке в картинках» (1969) и для телевидения в Театре Рэя Брэдбери (1992). последний удалил все упоминания о Венере в свете изменившихся научных взглядов на условия планеты. [1] [3] : 168  [4] [16] : 13  Брэдбери вернулся к дождливому видению Венеры в фильме « Все лето за день » (1954), где Солнце видно сквозь облачный покров только раз в семь лет. [12] [17] : 53  [18] В немецкой научной фантастике романы Перри Родана (напечатанные в 1961 году) использовали представление о Венере как о мире джунглей, в то время как главный герой К. Х. Шеера шестнадцатого ZBV [ de ] романа Raumpatrouille Nebelwelt (1963) с удивлением обнаруживает, что Венера на Венере нет джунглей, что отражает недавние на тот момент открытия об условиях окружающей среды на Венере. [12] [19] : 78 

Другие представляли Венеру как панталасическую планету , покрытую океаном всей планеты и, возможно, с несколькими островами. Создание больших массивов суши считалось невозможным из-за предположения, что они могли бы вызвать восходящие потоки атмосферы, разрушающие твердый облачный слой планеты. [10] : 547  [20] : 131  [21] : 41  Ранние исследования океанической Венеры включают » Харла Винсента « Освобожденную Венеру (1929), » Лесли Ф. Стоуна « Женщины с крыльями (1930) и «Через пустоту» (1931). [3] : 167  [10] : 548  В » Олафа Стэплдона ( « Последних и первых людях 1930) будущие потомки человечества модифицируются, чтобы адаптироваться к жизни на покрытой океаном Венере. [1] [8] : 672  [10] : 548  В фильме Клиффорда Д. Саймака « Край бездны » (1940) также изображена океаническая Венера, а действие происходит на дне венерианских морей, с участием пиратов и враждебных венерианских пришельцев. [10] : 548  [22] : 26–27  » К.С. Льюиса ( «Переландра 1943) пересказывает библейскую историю об Адаме и Еве в Эдемском саду на плавучих островах в огромном венерианском океане. [1] [8] : 672  [10] : 548  В книге Айзека Азимова « Счастливчик Старр и океаны Венеры » (1954) изображены люди-колонисты, живущие в подводных городах на Венере. [3] : 167  [21] : 42  В книге Пола Андерсона « Планета-сестра » (1959) миграция на океаническую Венеру рассматривается как потенциальное решение проблемы перенаселения Земли . [5] : 860  « Битва ночью » (1943) Лоуренса О'Доннелла (совместный псевдоним К.Л. Мура и Генри Каттнера ) и его продолжение «Фьюри» (1947) описывают выживших с опустошенной Земли, живущих под венерианскими океанами. Эти две работы были названы в «Энциклопедии научной фантастики » «самым устойчивым изображением» океанической Венеры, а десятилетия спустя первая получила еще одно продолжение, «Джунгли » (1991) Дэвида А. Дрейка . [1] [10] : 548  Книга Роджера Желязны « Двери его лица, лампы его уст » (1965) была последним крупным изображением покрытой океаном Венеры, опубликованным вскоре после того, как это видение стало устаревшим из-за достижений планетарной науки . [8] : 672  [5] : 860 

Третья группа ранних теорий об условиях на Венере объясняла облачный покров горячей и сухой планетой, где атмосфера содержит водяной пар, а на поверхности возникают пылевые бури. [5] : 860  [20] : 131  Идея о том, что на Венере много воды, была спорной, и к 1940 году Руперт Вильдт уже обсуждал, как парниковый эффект может привести к горячей Венере. [5] : 860  Образ пустынной Венеры никогда не был так популярен, как образ болотистой или джунглевой, но к 1950-м годам он начал появляться в ряде работ. [6] : 12  [5] : 860  (1952) Фредерика Пола и Сирила М. Корнблута » «Космические торговцы — это сатира, изображающая Венеру, успешно рекламируемую как привлекательное место для мигрантов с Земли, несмотря на ее враждебную окружающую среду. [3] : 168  [4] [8] : 672  В фильме Роберта Шекли « Специальный геологоразведчик » (1959) на пустынной поверхности Венеры добываются ресурсы . [3] : 168  [5] : 860  В книге Артура Кларка « Перед Эдемом » (1961) Венера изображается в основном горячей и сухой, но с несколько более прохладным климатом, пригодным для экстремофилов на полюсах. [3] : 171  [5] : 860  [23] В фильме Дина Маклафлина « Ярость Земли» (1963) также изображена сухая враждебная Венера, на этот раз восставшая против Земли. [5] : 860  [24] : 254  Хотя эти негостеприимные изображения более точно отражали новые научные данные, они, тем не менее, в целом недооценивали суровость условий планеты. [4] [5] : 860 

Смена парадигмы

[ редактировать ]
Бесплодная, кратерированная поверхность Венеры. ( Магеллана ) Радарные изображения

В научных кругах жизнь на Венере с 1930-х годов все чаще рассматривалась как маловероятная, поскольку более совершенные методы наблюдения Венеры показали, что в ее атмосфере не хватает кислорода. [25] : 43  В космическую эпоху космические зонды, начиная с « Маринера-2» 1962 года , обнаружили, что температура поверхности Венеры находилась в диапазоне 800–900 ° F (400–500 ° C), а атмосферное давление на уровне земли во много раз превышало земное. [10] : 548  [11] : хв [20] : 131  Это сделало устаревшей художественную литературу, изображавшую планету с экзотическими, но пригодными для жизни условиями, а интерес писателей к планете уменьшился, когда ее негостеприимность стала лучше понимать. [10] : 548  [11] : хв [20] : 131  Некоторые работы заходят так далеко, что изображают Венеру как практически игнорируемую часть тщательно исследованной Солнечной системы; примеры включают «Свидание Кларка с Рамой» (1973) и серию романов «Пространство» (2011–2021) Джеймса С.А. Кори (совместный псевдоним Дэниела Абрахама и Тая Франка ). [16] : 14 

Ностальгические изображения

[ редактировать ]

Романтическая, обитаемая Венера до появления моряка продолжала какое-то время появляться в нарочито ностальгических и ретро -работах, таких как «Двери его лица, лампы его рта» Желязны (1965) и « Томаса М. Диша » Приходите в гости . Меланхолия Венеры » (1965), а Брайан Олдисс и Гарри Харрисон собрали произведения, написанные до научных достижений, в антологии « Прощай, фантастическая Венера» (1968). [10] : 548  [11] : xv – xvii [26] : 201  Ностальгический образ Венеры также время от времени всплывал на поверхность несколько десятилетий спустя: С.М. Стирлинга « действие книги Люди неба» (2006) происходит в альтернативной вселенной , где реальная версия Венеры, а антология « Старая Венера » (2015) под редакцией Джорджа Р.Р. Мартин и Гарднер Дозуа собирают недавно написанные произведения в стиле старых рассказов об устаревшем видении Венеры. [4] [11] : xv – xvii В ролевых играх «Космос: 1889» (1989) и «Хроники мутантов» (1993) также намеренно используется ретро-изображение Венеры. [19] : 79 

Человеческое выживание

[ редактировать ]
См. подпись
Впечатление художника от гипотетического плавучего аванпоста высоко в атмосфере Венеры. Плавучие поселения такого типа появляются в таких произведениях, как «Султан облаков» Джеффри А. Лэндиса . [11] : xvi

Еще до того, как стало известно об адских условиях на Венере, некоторые авторы представляли ее как место, враждебное по отношению к людям. [3] : 168  Истории о выживании в менее экстремальных условиях появились в таких работах, как » Джона Кэмпбелла « Солярит (1930), где температура поверхности превышает 150 °F (70 °C); » Клифтона Б. Круза « Угроза Сатурна (1935), где атмосфера токсична; и Филипа Лэтэма » « Пять против Венеры (1952), Робинзонада . [1] [3] : 168  Точно так же истории о колонизации были популярны на протяжении 1940-х и 1950-х годов и снова стали таковыми к концу века, параллельно с ростом популярности вымышленных проектов терраформирования . [1] [10] : 548–549  После открытий космической эры об условиях на Венере художественная литература о планете стала в основном сосредотачиваться на выживании во враждебной среде, как в книге Ларри Нивена « Затишье в аду » (1965). [3] : 171  [5] : 860  Устройства для защиты от непогоды в этих историях включают куполообразные города , как в » Джона Варли « В чаше (1975), защитные костюмы , как в » Брайана и Фрэнка Гербертов ( «Человеке двух миров 1986), плавучие города , как в «Джеффри» » А. Лэндиса . « Султан облаков (2010) и Дерека Кюнскена » «Дом Стикса (2020), а также космические станции . [11] : xvi [12] [16] : 14 

Колонизация

[ редактировать ]

Колонизация Венеры появилась еще в Дж. Б. С. Холдейна эссе « Страшный суд » (1927) и Джона Уиндема « Приключения на Венере » (1932), и в последующие десятилетия ее популярность росла. [1] [10] : 547–548  После появления научных данных о суровых условиях Венеры колонизация Венеры все чаще воспринималась как более сложная задача, чем колонизация Марса . [10] : 548  Некоторые авторы предположили, что колонистам на поверхности Венеры, возможно, придется вести кочевой образ жизни, чтобы оставаться в благоприятном положении относительно Солнца. [27] : 96 

Колонизация Венеры является основной темой в Джека Уильямсона ( «Сити» серии 1949–1951), Рольфа Гарнера, трилогии начинающейся с «Возрождающейся пыли» (1953), а также в книге советских писателей -фантастов Аркадия и Бориса Стругацких « Земля багровых облаков» (1959). ). [1] [12] В произведении Саймака « Голодная смерть » (1938) колонисты Венеры борются с чумой, намеренно завезенной марсианами. [12] [22] : 27  В «Логике империи» Хайнлайна колонии полагаются на эксплуатацию рабочих, попавших в кабальное рабство . [8] : 671  [10] : 548  [28] : 66–67  и С. Мейкписа Лотта » « Побег на Венеру (1956) изображает колонию, превратившуюся в антиутопию . [3] : 171  В фильме Марты Рэндалл « Большой купол » (1985) изображена вновь открытая куполообразная колония, заброшенная во время предыдущего проекта терраформирования; Джиллетт описывает обстановку, похожую на джунгли, как дань уважения образу Венеры, встречающемуся в ранней научной фантастике. [5] : 861  В фильме Сары Зеттель « Тихое вторжение» (2000) рассказывается о колонизации Венеры инопланетянами, лучше приспособленными к условиям планеты. [3] : 171  [5] : 860 

Терраформирование

[ редактировать ]
См. подпись
Терраформированная Венера в представлении художника.

По мере развития научных знаний о Венере авторы научной фантастики старались не отставать, в частности, сосредоточив внимание на концепции терраформирования Венеры . [5] : 861  [7] Раннее рассмотрение этой концепции можно найти в «Последних и первых людях » Стэплдона , где этот процесс уничтожает формы жизни, уже существовавшие на планете. [3] : 167  Хотя с тех пор Венера стала считаться наиболее многообещающим кандидатом на терраформирование, [3] : 171, 173  до 1960-х годов писатели-фантасты были более оптимистичны в отношении перспектив терраформирования Марса Мура» , и ранние изображения, такие как Каттнер и «Ярость , следовательно, изображали терраформирование Венеры как более сложную задачу. [29] : 135  » Андерсона « Большой дождь (1954) вращается вокруг попытки вызвать дождь на сухой Венере. [8] : 672  [5] : 861  [30] : 81  а в его книге « Чтобы построить мир » (1964) терраформированная Венера становится местом бесчисленных войн за наиболее желанные части поверхности. [27] : 97  Другие ранние изображения терраформирования Венеры включают А.Э. ван Фогта ( «Мир Нуль-А» 1948) и Джеймса Э. Ганна ( «Обнаженное небо» 1955). [12]

Терраформирование Венеры остается сравнительно редким явлением в художественной литературе. [3] : 164  хотя этот процесс появляется в таких работах, как » Боба Бакли [ де ] « Мир в облаках (1980) и » Дж. Дэвида Нордли « Снега Венеры (1991), [3] : 171  [5] : 861  в то время как другие, такие как Рэймонда Харриса ( «Тени белого солнца» » Нордли 1988) и « Рассветная Венера (1995), показывают уже терраформированную, подобную Земле Венеру. [5] : 861  [10] : 549  Памелы Сарджент о Венере Трилогия , состоящая из «Венеры снов» (1986), «Венеры теней» (1988) и «Дитя Венеры» (2001), представляет собой эпопею , подробно описывающую процесс терраформирования Венеры, длившийся на протяжении поколений, и сравниваемый с Кимом Стэнли Робинсоном. о Марсе трилогия (1992–1996); [3] : 171  [5] : 861  [31] : 322  В более позднем романе Робинсона «2312 » (2012) Венера находится в процессе терраформирования. [1] [4] [8] : 672  Терраформированная Венера, возвращающаяся в свое естественное состояние, упоминается в книге Кларка «Призрак с Гранд-Бэнкс» (1991). [3] : 164  В аниме терраформирование Венеры появляется в фильме «Венерские войны» (1989), где оно вызвано ударом кометы, удаляющей атмосферу и добавляющей воду на планету, а также в телешоу «Ковбой Бибоп» (1998), где это осуществляется представил растительный мир, создав пригодную для дыхания атмосферу. [19] : 79  [23] [32] [33] Джиллетт предполагает, что тема терраформирования Венеры отражает желание вернуть более простую, традиционную фантазию ранней прозы о планете. [5] : 861 

Формы жизни

[ редактировать ]
См. подпись
Обложка адаптации комикса Avon 1950 года «Радиочеловек» под названием «Землянин на Венере » с изображением экзотической венерианской жизни в виде гигантских муравьев.

Ранние сочинения, в которых Венера часто изображалась как более молодая Земля, часто населяли ее крупными зверями. В «Путешествии Папы Римского на Венеру » (1895 г.) изображен тропический мир, в котором обитают динозавры и другие существа, похожие на тех, что известны из истории Земли. [3] : 168  [6] : 12  В статье, опубликованной в журнале Space Science Reviews в 2023 году , говорится: «Хотя Марс предлагал своего рода бесплодную элегантность, на Венере, возможно, было слишком много жизни». [16] : 7  Стэнли Г. Вайнбаум изобразил Венеру как дом ненасытной экосистемы в « Планете паразитов » (1935), и его видения вдохновили других авторов, таких как Азимов, чья книга « Счастливчик Старр и океаны Венеры» изображает колонистов, сталкивающихся с различными враждебными морскими существами. [3] : 167  [21] : 42  «Двери его лица, светильники его уст» Желязны вращаются вокруг встречи с гигантским венерианским морским чудовищем. [8] : 672  [5] : 860  а в книге Кларка «Глубокий хребет» (1957) морские существа на Венере коммерциализируются. [3] : 168  Венера является домом для драконов в фильме Хайнлайна «Между планетами » (1951) и динозавров в фильме «Три марионетки» короткометражном «Космический корабль Саппи» (1957), а венерианский монстр, доставленный на Землю космическим зондом, нападает на людей в фильме « 20 миллионов миль до Земли » (1957). ). [3] : 168  [8] : 672  [34] : 248 

Доисторические существа иногда соседствуют с примитивными гуманоидами в изображениях Венеры. [3] : 168–169  В рассказе Зеленого Фонаря « Вызов из космоса » (1959) герои защищают человекообразных обитателей Венеры от динозавров. [8] : 673  В британском детском телешоу «Следопыты на Венеру » (1961) местная фауна включает как птеродактилей , так и «обезьянолюдей». [35] : 249  В советском фильме «Планета Бур» (1962) рассказывается о совместной американо-советской научной экспедиции на Венеру, в ходе которой планета изобилует различными формами жизни, многие из которых напоминают земные виды, включая разумных, хотя и примитивных венерианцев. [36] : 448  [37] : 179–182 

Автор научной фантастики Джерри Пурнель отметил, что ранняя научная фантастика была изобилует образами экзотической венерианской жизни: «толстый гриб, пожиравший людей заживо; мир, населенный странными животными, драконами, динозаврами и болотными существами, напоминающими зверей из Черной лагуны ». [27] : 90  Разумная растительная жизнь появляется в нескольких рассказах, включая продолжение «Планеты паразитов» Вайнбаума « Пожиратели лотоса » (1935), Супермене рассказ из комиксов о « Три крутых подростка » (1962) Джерри Сигела и Эла Пластино и «Внешние пределы» . эпизод « Холодные руки, горячее сердце » (1964). [3] : 170–171  Разумный венерианский червь по имени Мистер Майнд появляется как суперзлодей в рассказах комиксов Фосетта о капитане Марвеле . [8] : 673  Во второй половине 20-го века, когда адские условия Венеры стали более известны, изображения жизни на Венере стали более экзотичными, с такими идеями, как «живая нефть» из » Бренды Пирс « Безумной нефти (1975), телепатические жемчужины «В чаше» Варли и более приземленные облачные микробы из « » Бена Бовы ( Венеры 2000; часть «Гранд-тур серии Бовы» ). [5] : 860 

Венерианцы

[ редактировать ]

В отличие от разнообразия представлений о венерианской среде, обитателей Венеры чаще всего изображают людьми или человекоподобными. [3] : 167  В каталоге ранних (до 1936 года) научно-фантастических произведений, составленном Эвереттом Франклином Блейлером и Ричардом Блейлером в справочных работах Science-Fiction: The Early Years (1990) и Science-Fiction: The Gernsback Years (1998), перечислены такие примеры, как крылатые , ангельские люди; телепаты ; архаичные люди («недочеловеки»); люди, но с крыльями и усиками; люди с щупальцами; пушистые люди; гномы; гиганты; кентавры ; рыболюди; люди-кошки; рептилоиды ; люди-крысы; и люди-растения. [15] : 921–922  [38] : 694–695  Некоторые работы, изображающие венерианцев как людей, объясняют это, предполагая, что Венера была колонизирована древней, развитой цивилизацией с Земли, например, Атлантида в романе Уоррена Э. Сандерса « Шеридан становится послом » (1932) и польский писатель -фантаст Владислав Уминьский . s Zaziemskie światy [ pl ] (1948) или Древний Египет в замке Джеффри Ллойда [ de ] « Авангард Венеры» (1957), [3] : 169  [39] в то время как Трины в комиксах Дэна Дэйра , вышедших в 1950 году, представляют собой похищенных людей, генетически модифицированных для выживания на Венере. [40] : 73  У супергероя комиксов Томми Томорроу в «Подставе в Академии планетиров» (1962) есть синекожий, но в остальном гуманоидный венерианский приятель по имени Лон Вуриан. [3] : 167  [8] : 673  Блейлеры также перечисляют ряд более причудливых изображений венерианцев, например, похожих на кальмаров; четвероногие слоновьи существа; разумные гигантские пчелы, жуки, муравьи и личинки червей; гигантские чудовищные насекомые; и даже «живые цвета». [15] : 921–922  [38] : 694–695  В книге Саймака « Инструменты » (1942) уроженец Венеры изображен как «капля бестелесного газа радона , захваченная в свинцовой банке». [1] [12] [22] : 29 

См. подпись
Ассоциации планеты Венера с римской богиней любви , возможно, повлияли на художественные изображения венерианцев. Здесь представлена ​​картина «Рождение Венеры» Вильяма -Адольфа Бугро 1879 года .

Возможно, из-за ассоциации планеты Венера с римской богиней любви, чье имя она носит , разумные венерианцы часто изображались нежными, неземными и красивыми — образ, впервые представленный в « Бернара ле Бовье де Фонтенеля . Беседах о множественности» Миров (1686 г.). [1] [7] [10] : 547  Этот образ был повторен в произведениях В. Лах-Ширмы « Голос из другого мира» (1874) и «Письма с планет» (1887–1893) о межпланетном путешествии крылатого ангелоподобного венерианца, а также в произведении Джорджа Гриффита. « Медовый месяц в космосе» (1900), где посетители Венеры встречают летающих венерианцев, общающихся посредством музыки. [1] [8] : 671  [10] : 547  В анонимно опубликованном «Рассказе о путешествиях и приключениях Поля Эрмонта среди планет » (1873 г.) изображена одна венерианская раса, подобная этой, и другая, примитивная и жестокая. [3] : 170  Примитивные венерианцы также появляются в Дональда Хорнера произведениях «На самолете к Солнцу» (1910) и Фрэнка Брюкеля ( «Военачальник Венеры» 1930). [3] : 168  в то время как более продвинутые, но вредоносные из них изображены в таких произведениях, как » Лэнделла Бартлетта « Авангард Венеры (1928) и Роя Роквуда ; » «Воздушным экспрессом на Венеру или «Пленники чужого народа» (1929). [3] : 170 

Венерианские цивилизации чаще всего изображались как сопоставимые по уровню развития с Землей, немного реже как более развитые и лишь иногда менее развитые. [3] : 167  Утопические изображения Венеры являются обычным явлением. [3] : 169  появляясь Джона Манро в фильме «Путешествие на Венеру » (1897). среди других [8] : 671  С точки зрения управления, Джеймса Уильяма Барлоу [ фр ] книга «История расы бессмертных без Бога» (1891) представляет собой социалистическую венерианскую цивилизацию, [1] [41] В произведении Гомера Эона Флинта « Королева жизни » (1919) изображено анархистское общество на Венере. [10] : 547  и Стэнтона А. Кобленца » «Синие варвары (1931) представляют собой сатирическое изображение Венеры, управляемой плутократами . [1] [38] : 72–73  Блейлеры дополнительно перечисляют среди прочих капиталистические , феодальные , монархические и матриархальные венерианские общества. [38] : 694–695  польского писателя-фантаста Станислава Лема В романе «Астронавты» польско- восточногерманское (1951), позже адаптированном для экранизации как совместное произведение «Безмолвная звезда» (1960), а затем дублированном на английский язык и перемонтированном как «Первый космический корабль на Венере » (1962), экспедиция на Венеру обнаруживает бесплодную окружающую среду и руины цивилизации, делая вывод, что причиной был ядерный холокост . [3] : 169  [36] : 448  [42] [43] » Кларка И наоборот, в « Уроке истории (1949) венерианцы приходят на Землю и обнаруживают, что человечество уже вымерло по причинам, связанным с окружающей средой. [3] : 169  [8] : 672 

Связь Венеры с женщинами во многих произведениях проявляется по-разному. [3] : 169  Планета населена исключительно или в основном женщинами в таких произведениях, как « Что Джон Смит видел на Луне: Рождественская история для вечеринок, которые были детьми двадцать лет назад » (1893) Фреда Харви Брауна , и в книге Стоуна « Завоевание Луны » ею управляют женщины. Гола » (1931) и др. [3] : 169  В комиксах в нескольких историях DC Comics « Чудо-женщина» 1940-х годов фигурировали подруги супергероини с Венеры. [8] : 673  В фильмах «Эбботт и Костелло отправляются на Марс» (1953) и «Королева космоса» (1958) рассказывается о Венере, населённой красивыми женщинами. [1] [36] : 448  и «Путешествие на планету доисторических женщин» (1968), вторая из двух англоязычных адаптаций « Планеты Бур» (первая — « Путешествие на доисторическую планету» , 1965), изображает венерианцев как «полуобнаженных сексапильных белокурых сирен». со сверхъестественными или экстрасенсорными способностями. [36] : 448  [44] : 2042, 2046 

Тема венерианского гостя на Земле встречается в некоторых произведениях, таких как «Голос из другого мира » Лах-Ширмы и Уильяма Виндзора ( «Лома, гражданин Венеры» 1897). [1] В британском фильме «Незнакомец с Венеры» (1954) визит венерианца изображен так же, как визит марсианина в американском фильме « День, когда Земля остановилась» (1951). [1] [3] : 170  Подобные визиты обычно носят мирный характер и направлены на просвещение человечества. [3] : 170  Время от времени венерианцы приходят на Землю с намерением завоевать ее, как, например, в Чарльза Л. Грейвса и Э.В. Лукаса пародии Герберта Уэллса » на «Войну миров (1897) под названием «Война венусов» (1898), романе Рэя Каммингса . Таррано Завоеватель (1925) и фильм «Цель Земля» (1954). [1] [3] : 169–170  [12] [15] : 174  Marvel из комиксов Подводник защищал Землю от вторжения венерианцев-амфибий в сюжетной арке Золотого века комиксов . [8] : 673  Венерианцы, проникающие на Землю, изображая из себя людей, появляются в нескольких произведениях, включая Эрика Фрэнка Рассела ( «Трое, чтобы победить» Виндзора 1956) и «Лома, гражданин Венеры» . [2] : 5  [45] : 51 

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Стейблфорд, Брайан ; Лэнгфорд, Дэвид (2022). «Венера» . В Клюте, Джон ; Лэнгфорд, Дэвид ; Слейт, Грэм (ред.). Энциклопедия научной фантастики (4-е изд.) . Проверено 26 июня 2023 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б с Олдисс, Брайан (1968). «Затуманенные суждения». В Олдисе, Брайан ; Харрисон, Гарри (ред.). Прощай, фантастическая Венера ! История планеты Венера в фактах и ​​вымыслах . Лондон: ISBN Macdonald & Co.  0-356-02466-0 . OCLC   34972 .
  3. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и объявление но из в ах есть также и аль являюсь а к ап ак с как в В из хорошо Вестфаль, Гэри (2022). «Венера — Венера снов… и кошмаров: меняющиеся образы сестры-планеты Земли» . Научная фантастика: оборудование, настройки, персонажи . МакФарланд. ISBN  978-1-4766-8659-2 .
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Липтак, Эндрю (май 2016 г.). «Пункт назначения: Венера» . Журнал Clarkesworld . № 116. ISSN   1937-7843 .
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В Джиллетт, Стивен Л. (2005). «Венера» . В Вестфале, Гэри (ред.). Энциклопедия научной фантастики и фэнтези Гринвуда: темы, произведения и чудеса . Издательская группа Гринвуд. ISBN  978-0-313-32951-7 .
  6. ^ Перейти обратно: а б с Миллер, Рон (2002). Венера . Книги двадцать первого века. ISBN  978-0-7613-2359-4 .
  7. ^ Перейти обратно: а б с Саган, Карл (28 мая 1978 г.). «Растем с научной фантастикой» . Нью-Йорк Таймс . п. СМ7. ISSN   0362-4331 . Проверено 12 декабря 2018 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Вестфаль, Гэри (2021). «Венера и венерианцы» . Научно-фантастическая литература через историю: энциклопедия . АВС-КЛИО. ISBN  978-1-4408-6617-3 .
  9. ^ Каттермоул, Питер Джон; Мур, Патрик (1997). «Приложение 4: Предполагаемый период вращения Венеры» . Атлас Венеры . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-49652-0 .
  10. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в Стейблфорд, Брайан (2006). «Венера» . Научные факты и научная фантастика: энциклопедия . Тейлор и Фрэнсис. ISBN  978-0-415-97460-8 .
  11. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Дозуа, Гарднер (2015). «Возвращение в Венуспорт» . В Мартине, Джордж Р.Р .; Дозуа, Гарднер (ред.). Старая Венера : Сборник рассказов . Издательская группа Random House. ISBN  978-0-8041-7985-0 .
  12. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Ваас, Рюдигер (2021). «Цивилизации на соседней планете». В Тернере, Майкл Маркус (ред.). Перри Родан 3138: Темные ( берега на немецком языке). Перри Родан в цифровом формате. ISBN  978-3-8453-6138-3 .
  13. ^ Блейлер, Э.Ф. (1999). «Г. П. Лавкрафт» . В Блейлере, Ричарде (ред.). Писатели-фантасты: критические исследования основных авторов с начала девятнадцатого века до наших дней (2-е изд.). Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера . ISBN  0-684-80593-6 . OCLC   40460120 .
  14. ^ Перейти обратно: а б Прингл, Дэвид , изд. (1996). «Планетарные романсы» . Полная энциклопедия научной фантастики: полное иллюстрированное руководство . Карлтон. ISBN  1-85868-188-Х . OCLC   38373691 .
  15. ^ Перейти обратно: а б с д Блейлер, Эверетт Франклин (1990). Научная фантастика, ранние годы: полное описание более 3000 научно-фантастических рассказов с древнейших времен до появления жанровых журналов в 1930 году: с указателями авторов, названий и мотивов . При содействии Ричарда Дж. Блейлера . Издательство Кентского государственного университета. ISBN  978-0-87338-416-2 .
  16. ^ Перейти обратно: а б с д О'Рурк, Джозеф Г.; Уилсон, Колин Ф.; Боррелли, Мэдисон Э.; Бирн, Пол К.; Дюмулен, Кэролайн; Гейл, Ричард; Гюльхер, Анна Дж. П.; Джейкобсон, Сет А.; Кораблев Олег; Спон, Тилман; Путь, MJ; Веллер, Мэтт; Уэстолл, Фрэнсис (2023). «Венера, планета: введение в эволюцию планеты-сестры Земли» (PDF) . Обзоры космической науки . 219 (1): 10. Бибкод : 2023ССРв..219...10О . дои : 10.1007/s11214-023-00956-0 . ISSN   0038-6308 . S2CID   256599851 . Архивировано (PDF) из оригинала 11 июля 2023 г.
  17. ^ Д'Аммасса, Дон (2005). «Брэдбери, Рэй» . Энциклопедия научной фантастики . Факты в файле. ISBN  978-0-8160-5924-9 .
  18. ^ Николл, Джеймс Дэвис (26 июля 2022 г.). «Пять хладнокровных обломов SFF, которые могут заставить вас почувствовать себя лучше в своей жизни» . Тор.com . Архивировано из оригинала 9 августа 2022 г. Проверено 8 января 2023 г.
  19. ^ Перейти обратно: а б с Кариада; Римляне, Фома; Зингсем, Вера (2014). «Разрушенная мечта». небе: мир планет в астрономии и мифологии ( Странники в на немецком языке). Издательство Спрингер. ISBN  978-3-642-55343-1 .
  20. ^ Перейти обратно: а б с д Лей, Вилли (апрель 1966 г.). Пол, Фредерик (ред.). «Перепроектированная Солнечная система» . Довожу до вашего сведения. Галактическая научная фантастика . Том. 24, нет. 4. ОКЛК   1184799209 .
  21. ^ Перейти обратно: а б с Заласевич, Ян (ноябрь 2021 г.). Яроховска, Эмилия (ред.). «Сканирование небес» . Палеонтологический информационный бюллетень . 108 . ISSN   0954-9900 .
  22. ^ Перейти обратно: а б с Эвальд, Роберт Дж. (2006). «Ранний Саймак» . Когда горят огни и дует ветер с севера: пасторальная научная фантастика Клиффорда Д. Саймака . ООО «Вайлдсайд Пресс». ISBN  978-1-55742-218-7 .
  23. ^ Перейти обратно: а б
  24. ^ Д'Аммасса, Дон (2005). «Маклафлин, Дин» . Энциклопедия научной фантастики . Факты в файле. ISBN  978-0-8160-5924-9 .
  25. ^ Дик, Стивен (2001). Жизнь в других мирах: дебаты о внеземной жизни в 20 веке . Издательство Кембриджского университета . ISBN  0-521-79912-0 .
  26. ^ Томлинсон, Пол; Харрисон, Гарри (2002). Гарри Харрисон: аннотированная библиография . ООО «Вайлдсайд Пресс». ISBN  978-1-58715-401-0 .
  27. ^ Перейти обратно: а б с Пурнель, Джерри (1979). «Большой дождь» . Шаг дальше . Книги Эйса . ISBN  0-441-78583-2 .
  28. ^ Боулд, Марк; Винт, Шерил (2011). Краткая история научной фантастики Рутледжа . Рутледж. ISBN  978-1-136-82041-0 .
  29. ^ Стейблфорд, Брайан (2005). «Научная фантастика и экология» . В «Семени», Дэвид (ред.). Спутник научной фантастики . Издательство Блэквелл. ISBN  1-4051-1218-2 .
  30. ^ Эш, Брайан , изд. (1977). «Исследование и колонии» . Визуальная энциклопедия научной фантастики . Книги Гармонии. ISBN  0-517-53174-7 . ОСЛК   2984418 .
  31. ^ Д'Аммасса, Дон (2005). «Сарджент, Памела» . Энциклопедия научной фантастики . Факты в файле. ISBN  978-0-8160-5924-9 . «Венера снов» (1986) запустила гораздо более амбициозный проект [по сравнению с ее предыдущим романом], семейную сагу, действие которой происходит на фоне терраформирования планеты Венера, контролируемой культурой родного мира, на которую во многом влияют мусульманские отношения к полу. роли. Богато детализированная история продолжается в «Венере теней» (1988) и завершается эпопеей «Дитя Венеры» (2001), которая может составить конкуренцию марсианской трилогии Кима Стэнли Робинсона.
  32. ^ Пирс, Стивен (2021). «Венерские войны» . В Клюте, Джон ; Лэнгфорд, Дэвид ; Слейт, Грэм (ред.). Энциклопедия научной фантастики (4-е изд.) . Проверено 26 июня 2023 г.
  33. ^ Ловеридж, Линзи (4 января 2014 г.). «Список: 7 самых опасных чужеродных планет» . Сеть новостей аниме . Архивировано из оригинала 6 июля 2022 г. Проверено 7 января 2023 г.
  34. ^ МакГиверон, Рафик О. (июль 1996 г.). «Обитаемая Солнечная система Хайнлайна, 1940–1952». Научно-фантастические исследования . 23 (2): 245–252. ISSN   0091-7729 . JSTOR   4240506 .
  35. ^ Клосснер, Майкл (2015). «Следопыты Венеры» . Доисторические люди в кино и на телевидении: 581 драма, комедия и документальный фильм, 1905–2004 гг . МакФарланд. ISBN  978-1-4766-0914-0 .
  36. ^ Перейти обратно: а б с д Букер, М. Кейт (2020). «Венера» . Исторический словарь научно-фантастического кино (второе изд.). Роуман и Литтлфилд. ISBN  978-1-5381-3010-0 .
  37. ^ Дудзинский, Пшемыслав (2014). «Дорога к звездам - ​​научно-фантастический фильм о Советском Союзе в космическую эпоху на примере произведений Павла Клушанцева». Киноведение (на польском языке). 35 . ISSN   0860-116X .
  38. ^ Перейти обратно: а б с д Блейлер, Эверетт Франклин ; Блейлер, Ричард (1998). Научная фантастика: Годы Гернсбака: полный обзор жанровых журналов... с 1926 по 1936 год . Издательство Кентского государственного университета. ISBN  978-0-87338-604-3 .
  39. ^ Конечный, Петр (2024). «Уминьский, Владислав» . В Клюте, Джон ; Лэнгфорд, Дэвид ; Слейт, Грэм (ред.). Энциклопедия научной фантастики (4-е изд.) . Проверено 3 марта 2024 г.
  40. ^ Кирби, Джеффри (2018). «Наши три дурацкие внутренние планеты: воображаемая, иллюзорная и обитаемая» . Дурацкие и удивительные заблуждения о нашей Вселенной . Вселенная астрономов. Чам, Швейцария: Springer International Publishing. стр. 55–78. дои : 10.1007/978-3-319-73022-6_3 . ISBN  978-3-319-73022-6 . OCLC   1038067309 .
  41. ^ Клют, Джон (2022). «Барлоу, Джеймс Уильям» . В Клюте, Джон ; Лэнгфорд, Дэвид ; Слейт, Грэм (ред.). Энциклопедия научной фантастики (4-е изд.) . Проверено 26 июня 2023 г.
  42. ^ «Венера в научной фантастике» . Европейская южная обсерватория . 17 февраля 2004 г. Архивировано из оригинала 14 февраля 2008 г. Проверено 26 июля 2022 г.
  43. ^ Вестфаль, Гэри ; Стивенс, Джеффри (2023). «Швайгенде Штерн, Дер» . В Клюте, Джон ; Лэнгфорд, Дэвид ; Слейт, Грэм (ред.). Энциклопедия научной фантастики (4-е изд.) . Проверено 26 июня 2023 г.
  44. ^ Федоров, Александр (2015). «Герменевтический анализ жанра советского фэнтези 1950–1960-х годов и его американская экранная трансформация в медиаисследованиях в студенческой аудитории» . Европейский исследователь . 35 (11–3). ССНР   2625005 .
  45. ^ Московиц, Сэм (февраль 1960 г.). Сантессон, Ганс Стефан (ред.). «На Марс и Венеру в веселые девяностые» . Фантастическая Вселенная . Том. 12, нет. 4. Серия ISFDB № 18631 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6c86523548698243c5b9b225efa70185__1721750220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6c/85/6c86523548698243c5b9b225efa70185.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Venus in fiction - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)