Jump to content

Польская спекулятивная фантастика

(Перенаправлено из польской научной фантастики )
Станислав Лем , самый известный польский писатель-фантаст.

Научная фантастика и фэнтези в Польше датируются концом 18 века. Однако по-настоящему научная фантастика как жанр в польской литературе начала формироваться в конце XIX века под влиянием Жюля Верна творчества . В последние годы Польской Народной Республики очень популярным жанром научной фантастики была социальная научная фантастика . Позже многие другие жанры получили известность.

В Польше много писателей-фантастов . На международном уровне самым известным польским писателем-фантастом является покойный Станислав Лем . Фактически, термин «научная фантастика» впервые был использован в рецензии на одну из книг Лема. [ 1 ] и он широко известен как самый яркий представитель польской научно-фантастической литературы. [ 2 ] Как и везде, польская научная фантастика тесно связана с жанрами фэнтези , ужасов и другими.

В 1970-е годы в Польше появились первые фандомные организации, а также были изданы самые ранние журналы . [ 3 ] Хотя многие англоязычные писатели были переведены на польский язык, относительно мало польскоязычной на английский язык переведено научной фантастики (или фэнтези).

До 1918 года

[ редактировать ]
Михал Димитр Краевский – автор первого описания путешествия на Луну в польской литературе.

Польская научная фантастика выросла из утопической литературы и началась в конце 18 века, во времена польского Просвещения , когда Михал Димитр Краевский написал роман о приключениях поляка на Луне. Его произведение « Войцех Здаржиньский, życie i przypadki swoje opisujący [ pl ( Войцех Здаржинский, Описывая его жизнь и приключения ) было первым польским литературным произведением, описывающим путешествие на Луну с использованием воздушного шара в качестве средства путешествия, чтобы придать достоверность. к повествованию. [ 4 ] Описания летательных аппаратов, скорострельного оружия и медицины будущего можно найти в Podróż do Kalopei, do kraju najszczęśliwszego na świecie » (« Путешествие в Калопею, страну самых счастливых людей в мире ) Войцеха Гутковского « книге » 1817 года. [ 5 ] В польской литературе Просвещения фантастические элементы обычно развенчивались к концу произведения, как это видно в «Рукописи, найденной в Сарагосе» Яна Потоцкого , где появление призраков служит сатирой разумного автора на суеверия. [ 6 ]

В середине XIX века, в эпоху романтизма в Польше , Адам Мицкевич , которого многие считают величайшим поэтом Польши, также работал над Верна научно-фантастическим романом в стиле «История будущего» , но так и не опубликовал его (лишь немногие фрагменты остались). Фантастические элементы можно также найти в произведениях, вдохновленных народной литературой, таких как «Баллады и романсы» Адама Мицкевича или Юлиуша Словацкого , «Балладина» а также в готических романах . [ 4 ] Мицкевича интересовало «будущее». [ 6 ] и планировал написать утопию, в которой технологии будут играть важную роль. [ 7 ] В 1840-х годах литературная группа «Богемская Варшава » [ pl ] опиралась на фантастические мотивы народной литературы и немецкого романтизма, особенно произведений Эрнста Теодора Амадея Гофмана . Одним из произведений этого периода, близким к условностям научной фантастики, является исторический роман «Сендзивой Юзефа Богдана Дзеконьского » [ pl ] 1845 года. [ 6 ] В 1858 году « Путешествие на Луну, Болиньским» предпринятое Серафином Теодора Трипплина [ pl ] предвосхитило позитивистские романы об изобретениях. [ 8 ] Научная фантастика позитивистской эпохи включала научно-популярные лекции с образовательными целями (например, «Baśń o niechrzewiechach » Марии Юлии Залесской или «Гучо Зачаровани» [ pl ] Зофии Урбановской [ pl ] ) [ 9 ] и произведения о «чудесных изобретениях», например, «Невидзиальный» Сигурда Вишневского [ pl ] или парижский эпизод в «Кукле» Болеслава Пруса , возможно, самого известного польского писателя того времени. [ 9 ] Похожие темы можно увидеть в работах коллеги Пруса Стефана Жеромского с его «стеклянными домами» в Предвесне и лучами смерти в Руже. Обе тенденции возникли из программы позитивистов, которая включала продвижение естественных наук. [ 7 ]

В начале 20-го века Ежи Жулавский был, вероятно, самым популярным польским писателем-фантастом, написавшим «Лунную трилогию» ( Trylogia księżycowa ), шедевр для своего времени и места написания. По словам Антони Смушкевича: [ 10 ]

В течение многих лет польская научная фантастика развивалась в некоторой степени в тени Ежи Жулавского, но до эпохи Станислава Лема ни одно произведение не могло сравниться с трилогией ни по весу обсуждаемых проблем, ни по литературному качеству.

Научная фантастика периода « Молодой Польши» была связана с интересами той эпохи к паранормальным явлениям и причинам расстройств личности. [ 10 ] Например, Антони Ланге в своих произведениях рационализировал спиритуалистические явления и проявлял интерес к современной науке. Владислава Уминского Работы На были более сдержанными и в старом позитивистском стиле (например, « другой планете », 1895). [ 11 ]

В польской научной фантастике межвоенного периода гротеска стали использоваться элементы , преимущественно в сатирических целях. Появились новые авторы и новые проблемы. Среди новых тем особенно исследовалась концепция чудесного изобретения (например, » Стефана « Эликсир профессора Богуша Барщевского [ pl ] 1923 года), мотив, который также появлялся в криминальных романах (например, «Бленкитный шпиг » [ «Голубой шпион » Ежи Богдана Рыхлинского [ pl ] ] с 1926 года) и приключенческие рассказы (например, Wyspa elektryczna [ Электрический остров ] Эдварда Крюгера с 1925 года, Wyspa Mędrców [ Остров мудрых ] Марии Буйно-Арцтовой [ pl ] с 1930 года). [ 12 ] Катастрофизм той эпохи привел к созданию романов, ориентированных на будущее, начиная с 1920-х годов, в которых катастрофы часто играли центральную роль, иногда в космических масштабах. [ 12 ] В популярной литературе эта катастрофа была либо обратимой, либо такой, от которой спасались представители высших ценностей умирающей цивилизации (исключением является на Зиеми « Остатни » Вацлава Незабитовского), укрепляя веру в возможность преодоления любого провал, зачастую благодаря действиям персонажей польского происхождения. [ 13 ] В высокой литературе тема катастрофы была представлена ​​в форме гротеска (например, Ненасытность « » Станислава Игнация Виткевича , «SOS» Ялу Курека ). [ 12 ] В 1930-е годы угроза вооруженного конфликта привела к упадку популярной прозы, посвященной катаклизмам, и ее заменили несколько художественных произведений (например, « конца света Два » Антония Слонимского 1937 года). [ 13 ] На условности научной фантастики также ссылались такие авторы, как Стефан Жеромский (например, «лучи Даны» из Рузы « » 1909 года; «стеклянные дома» из «Грядущей весны» 1924 года). [ 14 ]

Первые издания книг Станислава Лема

После Второй мировой войны , в первое десятилетие существования Польской Народной Республики , научная фантастика использовалась пропаганды режимом в качестве инструмента коммунистическим , основной целью которой было показать «светлое будущее» коммунизма . Только после смерти Иосифа Сталина польские писатели получили больше свободы действий и начали подвергать сомнению окружающую их действительность, хотя и всегда боролись с цензурой . К научно-фантастической литературе власти Польской Народной Республики относились с осторожностью. [ 15 ] , в 1946 году Станислава Лема опубликован первый роман «Человек с Марса в журнале Nowy Świat Przygód Несмотря на это » был . Первой послевоенной научно-фантастической книгой была « Schron na Plac Zamkowy [ pl ( Приют на Замковой площади ) Анджея Земенцкого [ pl ] 1947 года; в том же году, Внимание! АР 7: Роман об атоме ( Внимание! АР 7: Роман об атоме ) Казимежа Врочинского [ пл ] Также была опубликована . Небольшой рост интереса к научной фантастике был вызван антологией фантастический « роман » Польский , опубликованной в 1949 году Юлианом Тувимом . [ 15 ] В 1951 году Лем дебютировал книгой «Астронавты» , а в 1955 году опубликовал «Магелланово облако» . [ 16 ] В то время он был бесспорным лидером польской научной фантастики, впервые поставив под сомнение действия режима в своих «Воспоминаниях, найденных в ванне» . За ним последовали Януш А. Зайдель , Конрад Фиалковский и Чеслав Хрущевский , а с середины 70-х годов на короткий период — нашумевшие сочинения Адама Вишневского-Снерга . Принятые в 1949 году принципы соцреализма привели к тому, что некоторые произведения были написаны в тенденциозной, а иногда и карикатурной манере. [ 17 ]

Польский Октябрь привел к изменениям в культурной политике, позволив публиковать романы, написанные много лет назад — в 1956 году «Zaziemskie światy» ( «Миры за пределами Земли ») Владислава Уминьского , ветерана польской научной фантастики, и «Ludzie ery atomowej» [ pl ] ( «Люди» ). атомного века ) Романа Гайды [ pl ] (оба завершены в 1948 году) были выпущенный. [ 18 ] Для литературы этого периода характерно оптимистическое видение будущего общества, которое, удовлетворив свои потребности на Земле, решает «достигнуть звезд». [ 19 ] До 1960 года было опубликовано еще несколько романов разного качества, таких как Коревицкого «Через , W Богдана океан времени» [ pl ] ( за черным pogoni za Czarny Karl ] [pl В погоне карликом ) Евгениуша Морского [ pl ] , Аспажа. [ pl ] ( Аспазия ) Анджея Остоя-Овсяного [ pl ] , Солнце Антарктики» Адама pl « « Катастрофа на Холланека и заключительная часть трилогии Боруня и Трепки, Kosmiczni Bracia [ ] ) ( «Космические братья» . [ 20 ] Наконец, в Польше начали печатать научно-фантастические произведения западных авторов (первые американские антологии, W stronę czwartego wymiaru [ pl ] [ Toward the Four Dimension ] и Rakietowe szlaki [ pl ] [ Raket Trails ], были изданы в 1958 году стараниями Юлиан Ставинский [ pl ] ). [ 21 ]

1960-е годы ознаменовались расцветом творчества Лема, во время которого он опубликовал такие романы, как «Эдем» (1959), «Солярис» , «Возвращение со звезды» , «Мемуары, найденные в ванне» (все в 1961), «Непобедимый» (1964), «Голос его хозяина» . (1968). Одновременно работы Лема начали включать гротескные элементы, отсылающие к философским рассказам более ранних авторов (например, «Звездные дневники» , «Księga robotów [ pl ] [ Книга роботов ], «Кибериада» ). [ 22 ] В этот период также произошла кристаллизация условностей польской научной фантастики, осуществленная такими писателями, как Лем, Кшиштоф Борунь , Конрад Фиалковский , Мацей Кучиньский [ pl ] и Витольд Зегальский [ pl ] . [ 23 ] За это время дебютировали несколько новых авторов, в том числе Эдмунд Внук-Липинский и Януш Зайдель , а Ежи Брошкевич и Альфред Шклярский опубликовали фантастические произведения для юных читателей. [ 24 ]

Полки в книжном магазине ( Эмпик , Катовице ), содержащие только новые издания научной фантастики и фэнтези польских авторов с фамилиями от П до Я (примерно первой половины 2006 года). Несмотря на свою популярность в Польше, практически ни одна из этих книг не была переведена на английский язык.

В 1970-х годах такие писатели, как Богдан Петецкий [ pl ] , Виктор Свикевич и Адам Вишневский-Снерг , опубликовали свои первые произведения, а дебютный роман Вишневского-Снерга «Робот» [ pl ] вызвал значительный резонанс в литературном сообществе. [ 25 ] жанр социальной научной фантастики (польский: fantastyka socjologiczna возник В конце 1970-х годов в Польской Народной Республике ) . В то время оно было сосредоточено на развитии обществ, в которых доминировали тоталитарные правительства. В жанре доминируют Януш А. Зайдель ( «Лимы нижние» , «Парадизия» ), Эдмунд Внук-Липиньский ( трилогия «Апостезион» ), Адам Вишневский-Снерг и Марек Орамус . некоторые произведения Станислава Лема . К этому жанру можно отнести и [ 26 ] Фантастические декорации книг этого жанра обычно были лишь поводом для анализа устройства польского общества и всегда были полны намеков на действительность. [ 26 ]

третий Еврокон прошел В 1976 году в Познани . [ 27 ]

После 1989 года

[ редактировать ]

Системная трансформация, произошедшая в 1989 году, повлияла и на положение фэнтезийной литературы в стране. Государственные издательства утратили свои монопольные позиции. Вновь созданные, зачастую недолговечные компании стремились наверстать многолетнее отставание за счет массового издания западной научно-фантастической литературы, которая зачастую была низкого качества. [ 28 ] Жанр в значительной степени трансформировался в политическую фантастику , представленную такими писателями, как Рафал А. Земкевич , хотя отголоски заметны в антиутопии / жесткой научно-фантастической дилогии 1990-х годов Томаша Колодзейчака . [ 28 ]

После 1989 года появились новые звезды польской научной фантастики, в том числе такие фигуры, как Яцек Дукай , Марек Хуберат , Рафал Косик , Щепан Твардох , Вит Шостак и Лукаш Орбитовский . [ 26 ] [ 29 ]

Изменения коснулись и единственного на рынке журнала «Фантастика» . Падение государственного издателя означало, что редакция взяла журнал на себя: Лех Енчмик , а на более длительный период - Мацей Паровский. главным редактором стал [ 26 ]

В 1990-х годах группа молодых авторов, сосредоточенная вокруг группы Trust (позже Klub Tfurców, в которую входили Рафал Земкевич и Ярослав Гжендович ), начала издавать ежемесячный журнал Fenix . [ 26 ] Произошел также взрывной рост переводов, в первую очередь западной (англоязычной) литературы. Крупнейшим польским издательством, специализирующимся на польской научной фантастике и фэнтези, было SuperNOWA . [ 30 ] Сцена изменилась примерно в 2002 году и после него, когда SuperNOWA потеряла свое доминирующее положение и появилось много новых польских писателей, «поколения 2002 года». [ 30 ]

В настоящее время большая часть польской научной фантастики и фэнтези напоминает ту, что знакома англоязычным писателям. В Польше много писателей-фантастов , а также писателей-фантастов , и их произведения варьируются от альтернативной истории до научной фантастики . Лучшим всемирно известным польским писателем-фантастом, несомненно, является Станислав Лем , хотя многие другие могут считаться произведениями мирового уровня. [ 31 ]

Современные писатели

[ редактировать ]
Анна Бжезинская на церемонии вручения премии Януша А. Зайделя на выставке Polcon 2001 в Катовице .
Марек С. Хуберат на выставке Polcon 2005.
Анджей Пилипюк.
Анджей Сапковский.
Рафал А. Земкевич.

Среди современных польских писателей-фантастов и фэнтези:

Издатели

[ редактировать ]

Свою первую научно-фантастическую книгу издательство « Искры » выпустило в 1953 году (в этом году вышли два советских романа: » « Новая планета Виктора Сапарина и «Плутония» Владимира Обручева ). [ 33 ] [ 34 ] Начиная с 1966 года издательство выпустило первую польскую серию, посвящённую научной фантастике, Fantastyka-Przygoda [ pl ] ( «Фэнтези-приключения» ), которая продолжалась до середины 1990-х годов и выпустила более 100 томов. [ 35 ] Лех Енчмык . Позже его редактором стал [ 36 ]

«Наша Ксенгарния» опубликовала свое первое научно-фантастическое издание в 1954 году (переиздание «Бактерии 078» Мариана Леона Белицкого). Это издательство оставило след в истории, выпустив в 1964 году на польском рынке первую антологию научной фантастики Posłanie z piątej Planety [ pl ] ( Послание с пятой планеты ), ставшую результатом международного конкурса читателей, с предисловием Збигнева. Пжировский [ pl ] . [ 37 ] Этот уважаемый издатель, известный как Хьюго Гернсбак польской научной фантастики , также редактировал другие антологии, отражавшие развитие и историю польской научной фантастики: Nowa cywilizacja [ pl ] ( Новая цивилизация ), Wołanie na Mlecznej Drodze [ pl ] ( «Призыв к Млечный Путь ) и Drugi próg życia [ pl ] ( «Второй порог жизни» ). [ 38 ] Начиная с 1974 года, Nasza Księgarnia опубликовала к 1990 году серию Stało Tuesday [ pl ] ( «Завтра наступило »), состоящую из 33 томов. [ 39 ] [ 40 ]

Wydawnictwo Poznańskie [ pl ] также имел свой собственный научно-фантастический сериал. Первые несколько названий были опубликованы в недолговечной серии под названием Przygoda. Авантура. Sensacja [ pl ] ( Приключение. Интрига. Сенсация ), в которую вошли такие произведения, как W pogoni za Czarnym Karłem [ pl ] ( В погоне за черным карликом , 1957) Евгениуша Морского [ pl ] и Krater czarnego snu [ pl ] ( The Кратер черной мечты , 1960) Витольда Зегальского [ пл ] . [ 41 ] Вторая серия, отмеченная буквами SF, началась в 1975 году и в основном представляла собой нишевую польскую научную фантастику (например, произведения Чеслава Хрущевского [ pl ] и Яцека Сававшкевича ). В него также вошли важные исторические произведения, такие как Смушкевича « Антони Zaczarowana gra» . Очерк истории польской научной фантастики ( «Зачарованная игра: Очерк истории польской научной фантастики ») и « польской Лексикон научно-фантастической литературы » Невядовского и Смушкевича. [ 41 ] [ 42 ]

В 1974 году Национальное издательство [ pl ] запустило серию Fantazja-Przygoda-Rozrywka [ pl ] ( Фэнтези-Приключения-Развлечения ) в 33 томах. [ 43 ] и 12 буклетов [ 44 ] опубликовано к 1985 году. [ 39 ] [ 45 ]

Издательство «Чительник» » произвело фурор, выпустив первый научно-фантастический роман Станислава Лема «Астронавты . После ухода из издательства «Искры» в 1978 году Лех Енчмык начал редактировать Seria Z kosmonautą [ pl ] ( Серия «Космонавт» ) в Czytelnik , которая к началу 1990-х опубликовала 40 томов. [ 46 ] [ 47 ] В 1980 году сериал выиграл Premio Europeo на 5-м Евроконе в Стрезе , а два года спустя получил Prix Européen на 6-м Евроконе в Менхенгладбахе . [ 43 ]

Краковское , главный издатель произведений Станислава Лема, время от времени публиковало научную издательство Wydawnictwo Literackie фантастику в серии Fantastyka i Groza [ pl ] ( Научная фантастика и ужасы ). [ 48 ] Политические проблемы помешали издателю успешно запустить серию фантастической литературы под патронажем Лема — в рамках серии «Станислав Лем полеца » [ pl ] вышло всего четыре книги . [ 48 ]

Есть два крупных польских издательства, специализирующихся на польской научной фантастике и фэнтези: Fabryka Słów и Runa [ pl ] . [ 30 ] SuperNOWA , когда-то доминирующее издательство в этой области, теперь потеряло большую часть своих позиций. MAG и Solaris [ pl ] (с 2019 года Stalker Books) публикуют в основном переводы, и в условиях бума на польском рынке научной фантастики и фэнтези основные издательства также все чаще публикуют такие произведения. [ 30 ] Книга тиражом более 10 000 экземпляров считается в Польше бестселлером . [ 30 ]

30-летие мемориальной доски «Фантастика» , Фестиваль комиксов в Лодзи , 2012 г.

Во второй половине 1970-х годов познаньский писатель и активист Чеслав Хрущевский [ pl ] предпринял попытку создать общенациональный журнал, посвященный научной фантастике , но попытка не увенчалась успехом. [ 49 ] Анджей Войчик [ pl ] вспоминает, что идея создания такого журнала принадлежит члену Национального клуба любителей фэнтези и научной фантастики [ pl ] Анджею Прушиньскому. [ 50 ] После многих лет усилий, благодаря контактам с Польской объединенной рабочей партии активистами Иеронимом Кубяком [ pl ] и Каролем Родеком [ pl ] (отцом активиста фандома Яцека Родека [ pl ] ), группа энтузиастов получила разрешение на запуск журнала в Май 1982 года. Однако власти не согласились назначить Кшиштофа Боруня главным редактором, поэтому Адам Холланек . вместо него был назначен [ 51 ]

Первый номер журнала — ежемесячного журнала «Фантастика» , позже переименованного в «Новая фантазия» — вышел в октябре 1982 года. Его запуск стал важной вехой для польских любителей и творцов фэнтези. [ 52 ] Он стал культовым и стал тренировочной площадкой для некоторых из самых выдающихся писателей-фантастов и фантастов в Польше, в том числе Анджея Сапковского ( сериал «Ведьмак» ). Среди редакционного коллектива особенно примечателен Мацей Паровский, который в последующие годы существенно сформировал образ польского фэнтези. [ 52 ] С момента своего первого выхода в 1982 году «Фантастика» стал по тиражу ведущим журналом в Европе и вторым в мире, посвященным фэнтези, достигнув тиража 140 000 экземпляров. [ 52 ]

Еще одним крупным польским области научной фантастики и фэнтези ежемесячником в , основанным в 2001 году и действовавшим до 2012 года, был Science Fiction , который публиковал в основном новые польские произведения и имел меньше переводов, чем Fantastyka . [ 30 ] По состоянию на 2006 год тираж обоих составлял около 8 000–15 000 экземпляров. [ 30 ] Другие важные журналы, выпуск которых прекращен, включают Fenix ​​(1990–2001), [ 30 ] СФинкс [ pl ] (1994–2002) [ 30 ] и Магия и Меч (1993–2002). Некоторые из них опубликованы в Интернете в форме электронных журналов , в том числе «Фаренгейт» (1997–) и «Esensja [ pl (2000–). [ 30 ]

Литературная критика

[ редактировать ]

Исследования научного романа начались в начале 20 века. [ 1 ] На серебряном глобусе. Рукопись с Луны ( On the Silver Globe: Manuscript from the Moon ), первый том «Трилогии о Луне » Жулавского ( Lunar Trilogy ), получил критическую рецензию в 1903 году. Рецензии и комментарии были опубликованы в журналах Truth [ pl ] , Kurier Literacko- Naukowy [ pl ] , Museion , Chimera [ pl ] , Book , Kurier Naukowy и Tygodnik Illustrowany . Между Первой и Второй мировыми войнами среди польских писателей на тему фэнтези были Кароль Ижиковский ( «Фантастика» , 1918), Станислав Бачинский ( «О понятии « Образ фэнтези» , 1927), Казимеж Чаховский ( польской литературы » современной Польская литература », 1934–1936, в которой была глава, посвященная научной фантастике), и Игнаций Фик ( «Двадцать лет литературы»). Польский [ Двадцать лет польской литературы ], 1939, включавший жанровую разбивку). [ 1 ] Послевоенная критика первоначально рассматривала научную фантастику как западную развлекательную литературу. [ 53 ] Первые романы Лема защищали такие критики, как Анджей Кийовский , Людвик Флазен и Адам Холланек . Сам Лем выразил свою позицию в таких статьях, как « написания научной фантастики» «Nova О современных задачах и методах ( Kultura [ pl , № 39, 1952) и на « Империализм Марсе » ( «Życie Literackie [ pl , № 7). , 1953). С этого момента в литературной критике стало доминировать «творческое размышление Лема». [ 54 ]

Логотип Fikcje журнала

Журналы, посвященные научной фантастике, появились в Польше одновременно с формированием первых организаций, объединявших любителей жанра, в 1970-х годах. [ 3 ] Одними из первых журналов были Informator miłośników fantastyki (издается с 1976 года Национальным клубом любителей фэнтези и научной фантастики [ pl ] ), Somnambul (несколько выпусков, опубликованных в период с 1978 по 1979 год Клубом любителей научной фантастики при Силезском медицинском университете). ), Materiały (ежемесячный журнал, издаваемый между 1979 и 1980) и «Пульсар» (первый номер, посвященный истории и критике научной фантастики, вышел в июле 1979 года). [ 3 ] Другие журналы эпохи Польской Народной Республики включают Fikcje [ pl ] , Kurier Fantastyczny , Tachion , No Wave , Kwazar (издавались с 1979 по 1985 год; признан лучшим журналом на 7-м Евроконе в Любляне в 1983 году), SFanzin , Radiant (1978). –1981), Спектр (1982–1984), Wizje (2 выпуска 1981 г.) и XYX . [ 3 ]

Организации

[ редактировать ]
Статуэтка премии Сфинкса

В феврале 1976 года был создан Национальный клуб любителей фэнтези и научной фантастики [ pl ]. в результате слияния Варшавского клуба любителей фэнтези, основанного на базе Клуба коллекционеров Старого города «Антыквариат» , и Студенческого ФАН-клуба, входящего в состав Социалистического союза фэнтези, Польские студенты [ pl ] в Варшавском университете UBAB . [ 55 ] Национальный клуб сотрудничал с такими журналами, как Argumenty и др. [ pl ] , Perspektywy , Razem , Nowy Wyraz [ pl ] (в 1977 году вышел специальный выпуск, посвящённый произведениям авторов, связанных с клубом), Sztandar Młodych и Tygodnik Democratowy [ pl]. ] . Клуб был распущен в 1981 году. [ 55 ] 15 июня того же года Польская ассоциация любителей научной фантастики [ pl ] . была зарегистрирована [ 56 ] Объединение имело филиалы в Ольштыне , Варшаве , Зелена-Гуре , Прушкуве , Сташуве , Жирардове , Ополе , Остроленке , Быдгоще , Люблине , Свиноуйсьце и Кельце . [ 27 ] Он издавал журналы Feniks [ pl ] и SFera и управлял Фондом Стефана Грабинского, который финансировал стипендии и гранты для авторов. В 1985 году ассоциация насчитывала около 1500 членов. [ 56 ]

В Польской Народной Республике, помимо Национального клуба и Польской ассоциации, фан-организации действовали также в таких городах, как , Быдгощ , Хелмно , Ченстохова , Гданьск ( Gdańsk Science Fiction Club pl ] ) , Белосток Велькопольский, Иновроцлав . , Гожув - Гливице [ , [ 55 ] Katowice ( śląski klub fantastyki ), Kętrzyn , Kłodzko , Konin , Kraków , Лодзи , Opole ( Sokibus-F PL ] ) , Trybunalski , Poznań , Plehock , Rzeszów , Skoczów , Szczin Piotrków . [ [ 56 ]

Польский фэндом научной фантастики широко известен: по всей Польше проводятся десятки съездов научной фантастики . Самый крупный из них – Полкон (впервые проведен в 1982 г.), [ 57 ] Среди других известных — Falkon , Imladris, Krakon и Nordcon . Конвенции научной фантастики в Польше де-факто почти всегда являются «конвенциями научной фантастики и фэнтези» и часто сильно смешаны с ролевых традициями игр . С другой стороны, хотя в Польше также есть несколько конвенций по манге и аниме , они обычно держатся отдельно от конвенций фэндомов научной фантастики и игр. К наиболее важным съездам комиксов и научной фантастики в Польше относится Варшавский Comic Con. [ 58 ] и Международный фестиваль комиксов и игр в Лодзи . [ 59 ]

Литературные награды

[ редактировать ]

Другие СМИ

[ редактировать ]

Польская научная фантастика не оказала большого влияния на непечатные средства массовой информации, такие как кино , телевидение и компьютерные игры . [ нужна ссылка ] хотя в Польше было снято несколько научно-фантастических, фэнтезийных фильмов и игр ужасов. Заметным исключением является «Сексмися» («Секс-миссия»), который стал своего рода культовым фильмом в Польше и широко транслировался за рубежом, например, в Великобритании. [ 60 ] Другие менее известные примеры включают фильмы Петра Шулкина . [ 61 ]

В конце 2015-х серия компьютерных игр «Ведьмак» стала бестселлером во всем мире. [ 62 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с Невядовский (1987 , стр. 20)
  2. ^ Невядовский и Смушкевич (1990 , стр. 134)
  3. ^ Jump up to: а б с д Невядовский (1987 , стр. 99)
  4. ^ Jump up to: а б Невядовский и Смушкевич (1990 , стр. 15)
  5. ^ Невядовский (1987 , стр. 8)
  6. ^ Jump up to: а б с Невядовский и Смушкевич (1990 , стр. 16)
  7. ^ Jump up to: а б Невядовский и Смушкевич (1990 , стр. 17)
  8. ^ Смушкевич (1982 , стр. 52–59)
  9. ^ Jump up to: а б Невядовский и Смушкевич (1990 , стр. 18)
  10. ^ Jump up to: а б Невядовский и Смушкевич (1990 , стр. 19)
  11. ^ Макуч, Дамиан Влодзимеж (2013). «Встреча с пришельцем: пределы воображения в романе Владислава Уминского «W nie poznawy»». 19 век. Ежегодник Литературного общества. Адам Мицкевич (на польском языке). LXVIII (I): 205–226. ISSN   2080-0851 .
  12. ^ Jump up to: а б с Невядовский и Смушкевич (1990 , стр. 20)
  13. ^ Jump up to: а б Невядовский и Смушкевич (1990 , стр. 21)
  14. ^ Невядовский (1987 , стр. 13)
  15. ^ Jump up to: а б Смушкевич (1982 , стр. 224)
  16. ^ Невядовский (1987 , стр. 14–15)
  17. ^ Смушкевич (1982 , стр. 227)
  18. ^ Смушкевич (1982 , стр. 219–223)
  19. ^ Невядовский и Смушкевич (1990 , стр. 22)
  20. ^ Смушкевич (1982 , стр. 230–234)
  21. ^ Смушкевич (1982 , стр. 230)
  22. ^ Невядовский (1987 , стр. 15)
  23. ^ Невядовский и Смушкевич (1990 , стр. 23)
  24. ^ Невядовский и Смушкевич (1990 , стр. 24)
  25. ^ Невядовский и Смушкевич (1990 , стр. 26)
  26. ^ Jump up to: а б с д и Соколовский, Кшиштоф (12 сентября 2019 г.). « Пять лиц польского фэнтези и научной фантастики (глазами фаната)». nowynapis.eu (на польском языке) . Проверено 1 сентября 2024 г.
  27. ^ Jump up to: а б Невядовский (1987 , стр. 102)
  28. ^ Jump up to: а б Мазуркевич, Адам (2007). О польской научно-фантастической литературе ( с 1990 по 2004 год на польском языке). Лодзь: Издательство Лодзинского университета. стр. 8. ISBN  978-83-7525-117-3 .
  29. ^ Козицка, Дорота (2013). «Фантастические писатели: как авторы-фантасты покоряют польскую литературу». Полифония (на польском языке). 4 (18). Краков: Факультет польских исследований Ягеллонского университета: 105–115.
  30. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа Яцек Дукай , Пейзаж после победы или польская фантазийная реклама 2006 г. , Nowa Fantastyska, 1/2007 (292), стр. 11–16.
  31. ^ Мифы, легенды, фэнтези... Обзор польской научной фантастики и фэнтези , Британский Совет
  32. ^ Фредерик Пол, Элизабет Энн Халл, Сказки с планеты Земля , Св. Мартина, 1986, ISBN   0-312-78420-1 , Google Print, стр. 268.
  33. ^ Невядовский (1987 , стр. 87)
  34. ^ Паровски (1990 , стр. 21)
  35. ^ Невядовский (1987 , стр. 87, 89)
  36. ^ Униловский, Кшиштоф (2014). и реализм Фэнтези ( на польском языке). Издательство Силезского университета. ISBN  978-83-8012-298-7 .
  37. ^ Смушкевич (1982 , стр. 274)
  38. ^ Невядовский (1987 , стр. 85)
  39. ^ Jump up to: а б Невядовский (1987 , стр. 84)
  40. ^ Паровски (1990 , стр. 24–26)
  41. ^ Jump up to: а б Невядовский (1987 , стр. 93–94)
  42. ^ Паровски (1990 , стр. 33–36)
  43. ^ Jump up to: а б Невядовский (1987 , стр. 86)
  44. ^ Невядовский (1987 , стр. 84, 87)
  45. ^ Паровски (1990 , стр. 45–48)
  46. ^ Невядовский (1987 , стр. 90)
  47. ^ Паровски (1990 , стр. 22–23, 38)
  48. ^ Jump up to: а б Паровский (1990 , стр. 30–31)
  49. ^ Вержховская, Александра (2021). «Футурологический конгресс. Еврокон 1976 в Познани» [Футурологический конгресс. Еврокон 1976 года в Познани] (PDF) . Новейшая история (на польском языке). ЛIII (III). Варшава: Институт истории Тадеуш Мантейфель Польская академия наук: 203. ISSN   0419-8824 .
  50. ^ Войчик и Желковски (2015 , стр. 41)
  51. ^ Войчик и Желковски (2015 , стр. 43)
  52. ^ Jump up to: а б с Невядовский (1987 , стр. 98)
  53. ^ Невядовский (1987 , стр. 20-21)
  54. ^ Невядовский (1987 , стр. 21)
  55. ^ Jump up to: а б с Невядовский (1987 , стр. 100)
  56. ^ Jump up to: а б с Невядовский (1987 , стр. 101)
  57. ^ Холева, Петр (2019). « Силезский научно-фантастический клуб». Силезские польские исследования (на польском языке). 1 (13): 169–176. ISSN   2084-0772 .
  58. ^ «Птак Варшава Экспо» . Проверено 23 октября 2018 г.
  59. ^ «Центр комиксов в EC1 Лодзь откроется в октябре. Раскроем секрет! [ФОТО]» [Центр комиксов в EC1 Лодзь откроется в октябре. Представляем вашему вниманию краткий обзор!]. lodz.pl (на польском языке). 4 августа 2023 г. . Проверено 1 сентября 2024 г.
  60. ^ « Лучший польский фильм последних 30 лет» (результаты опроса «Cinema», «Esensja» и «Stopklatka.pl») (на польском языке)» « . stopklatka.pl . Архивировано из оригинала в 2012 г. — 22 Проверено марта 2009 г.
  61. ^ «Пётр Шулькин» . FilmPolski (на польском языке) . Проверено 1 сентября 2024 г.
  62. ^ Браун, Фрейзер (29 мая 2020 г.). «Продажи серии «Ведьмак» превысили 50 миллионов» . ПК-геймер . Проверено 14 февраля 2021 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Невядомский, Анджей; Смушкевич, Антони (1990). «Научная фантастика в польской литературе. Исторический очерк» [Научная фантастика в польской литературе: исторический очерк]. научно-фантастической литературы Лексикон польской (на польском языке). Познань: Wydawnictwo Poznańskie. ISBN  83-210-0892-5 .
  • Невядовский, Анджей (1987). Польская научная фантастика: (на польском языке Путеводитель: 1945–1985 ). Варшава: Издательство «Искры». ISBN  83-207-0999-7 .
  • Смушкевич, Антони (1982). Зачарованная игра. Очерк истории польской научной фантастики [ Зачарованная игра: Очерк истории польской научной фантастики ] (на польском языке). Познань: Wydawnictwo Poznańskie. ISBN  83-210-0303-6 . {{cite book}}: CS1 maint: ref дублирует дефолт ( ссылка )
  • Паровский, Мацей (1990). Время ( научной фантастики на польском языке). Щецин: Глобус. ISBN  83-7007-193-7 . {{cite book}}: CS1 maint: ref дублирует дефолт ( ссылка )
  • Войчик, Анджей; Желковский, Марек (2015). «Мною руководила страсть к фэнтези». Время фантазий (на польском языке). 4 (44). Варшава: Прушинский Медиа. ISSN   1733-635X . {{cite journal}}: CS1 maint: ref дублирует дефолт ( ссылка )
[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fb1990b962e557460431a0e9ea4357cc__1726097040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fb/cc/fb1990b962e557460431a0e9ea4357cc.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Polish speculative fiction - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)