Польская спекулятивная фантастика
![]() | Вы можете помочь дополнить эту статью текстом, переведенным из соответствующей статьи на польском языке . Нажмите [показать] для получения важных инструкций по переводу. |

Научная фантастика и фэнтези в Польше датируются концом 18 века. Однако по-настоящему научная фантастика как жанр в польской литературе начала формироваться в конце XIX века под влиянием Жюля Верна творчества . В последние годы Польской Народной Республики очень популярным жанром научной фантастики была социальная научная фантастика . Позже многие другие жанры получили известность.
В Польше много писателей-фантастов . На международном уровне самым известным польским писателем-фантастом является покойный Станислав Лем . Фактически, термин «научная фантастика» впервые был использован в рецензии на одну из книг Лема. [ 1 ] и он широко известен как самый яркий представитель польской научно-фантастической литературы. [ 2 ] Как и везде, польская научная фантастика тесно связана с жанрами фэнтези , ужасов и другими.
В 1970-е годы в Польше появились первые фандомные организации, а также были изданы самые ранние журналы . [ 3 ] Хотя многие англоязычные писатели были переведены на польский язык, относительно мало польскоязычной на английский язык переведено научной фантастики (или фэнтези).
История
[ редактировать ]До 1918 года
[ редактировать ]Польская научная фантастика выросла из утопической литературы и началась в конце 18 века, во времена польского Просвещения , когда Михал Димитр Краевский написал роман о приключениях поляка на Луне. Его произведение « Войцех Здаржиньский, życie i przypadki swoje opisujący ( Войцех Здаржинский, Описывая его жизнь и приключения ) было первым польским литературным произведением, описывающим путешествие на Луну с использованием воздушного шара в качестве средства путешествия, чтобы придать достоверность. к повествованию. [ 4 ] Описания летательных аппаратов, скорострельного оружия и медицины будущего можно найти в Podróż do Kalopei, do kraju najszczęśliwszego na świecie » (« Путешествие в Калопею, страну самых счастливых людей в мире ) Войцеха Гутковского 1817 года. [ 5 ] В польской литературе Просвещения фантастические элементы обычно развенчивались к концу произведения, как это видно в «Рукописи, найденной в Сарагосе» Яна Потоцкого , где появление призраков служит сатирой разумного автора на суеверия. [ 6 ]
В середине XIX века, в эпоху романтизма в Польше , Адам Мицкевич , которого многие считают величайшим поэтом Польши, также работал над Верна научно-фантастическим романом в стиле «История будущего» , но так и не опубликовал его (лишь немногие фрагменты остались). Фантастические элементы можно также найти в произведениях, вдохновленных народной литературой, таких как «Баллады и романсы» Адама Мицкевича или Юлиуша Словацкого , «Балладина» а также в готических романах . [ 4 ] Мицкевича интересовало «будущее». [ 6 ] и планировал написать утопию, в которой технологии будут играть важную роль. [ 7 ] В 1840-х годах литературная группа «Богемская Варшава опиралась на фантастические мотивы народной литературы и немецкого романтизма, особенно произведений Эрнста Теодора Амадея Гофмана . Одним из произведений этого периода, близким к условностям научной фантастики, является исторический роман «Сендзивой Юзефа Богдана Дзеконьского 1845 года. [ 6 ] В 1858 году « Путешествие на Луну, Болиньским» предпринятое Серафином Теодора Трипплина предвосхитило позитивистские романы об изобретениях. [ 8 ] Научная фантастика позитивистской эпохи включала научно-популярные лекции с образовательными целями (например, «Baśń o niechrzewiechach » Марии Юлии Залесской или «Гучо Зачаровани» Зофии Урбановской ) [ 9 ] и произведения о «чудесных изобретениях», например, «Невидзиальный» Сигурда Вишневского или парижский эпизод в «Кукле» Болеслава Пруса , возможно, самого известного польского писателя того времени. [ 9 ] Похожие темы можно увидеть в работах коллеги Пруса Стефана Жеромского с его «стеклянными домами» в Предвесне и лучами смерти в Руже. Обе тенденции возникли из программы позитивистов, которая включала продвижение естественных наук. [ 7 ]
В начале 20-го века Ежи Жулавский был, вероятно, самым популярным польским писателем-фантастом, написавшим «Лунную трилогию» ( Trylogia księżycowa ), шедевр для своего времени и места написания. По словам Антони Смушкевича: [ 10 ]
В течение многих лет польская научная фантастика развивалась в некоторой степени в тени Ежи Жулавского, но до эпохи Станислава Лема ни одно произведение не могло сравниться с трилогией ни по весу обсуждаемых проблем, ни по литературному качеству.
Научная фантастика периода « Молодой Польши» была связана с интересами той эпохи к паранормальным явлениям и причинам расстройств личности. [ 10 ] Например, Антони Ланге в своих произведениях рационализировал спиритуалистические явления и проявлял интерес к современной науке. Владислава Уминского Работы На были более сдержанными и в старом позитивистском стиле (например, « другой планете », 1895). [ 11 ]
1918–1939
[ редактировать ]В польской научной фантастике межвоенного периода гротеска стали использоваться элементы , преимущественно в сатирических целях. Появились новые авторы и новые проблемы. Среди новых тем особенно исследовалась концепция чудесного изобретения (например, » Стефана « Эликсир профессора Богуша Барщевского [ года), мотив, который также появлялся в криминальных романах (например, «Бленкитный шпиг » [ «Голубой шпион » Ежи Богдана Рыхлинского с 1926 года) и приключенческие рассказы (например, Wyspa elektryczna [ Электрический остров ] Эдварда Крюгера с 1925 года, Wyspa Mędrców [ Остров мудрых ] Марии Буйно-Арцтовой с 1930 года). [ 12 ] Катастрофизм той эпохи привел к созданию романов, ориентированных на будущее, начиная с 1920-х годов, в которых катастрофы часто играли центральную роль, иногда в космических масштабах. [ 12 ] В популярной литературе эта катастрофа была либо обратимой, либо такой, от которой спасались представители высших ценностей умирающей цивилизации (исключением является на Зиеми « Остатни » Вацлава Незабитовского), укрепляя веру в возможность преодоления любого провал, зачастую благодаря действиям персонажей польского происхождения. [ 13 ] В высокой литературе тема катастрофы была представлена в форме гротеска (например, Ненасытность « » Станислава Игнация Виткевича , «SOS» Ялу Курека ). [ 12 ] В 1930-е годы угроза вооруженного конфликта привела к упадку популярной прозы, посвященной катаклизмам, и ее заменили несколько художественных произведений (например, « конца света Два » Антония Слонимского 1937 года). [ 13 ] На условности научной фантастики также ссылались такие авторы, как Стефан Жеромский (например, «лучи Даны» из Рузы « » 1909 года; «стеклянные дома» из «Грядущей весны» 1924 года). [ 14 ]
1945–1989
[ редактировать ]
После Второй мировой войны , в первое десятилетие существования Польской Народной Республики , научная фантастика использовалась пропаганды режимом в качестве инструмента коммунистическим , основной целью которой было показать «светлое будущее» коммунизма . Только после смерти Иосифа Сталина польские писатели получили больше свободы действий и начали подвергать сомнению окружающую их действительность, хотя и всегда боролись с цензурой . К научно-фантастической литературе власти Польской Народной Республики относились с осторожностью. [ 15 ] , в 1946 году Станислава Лема опубликован первый роман «Человек с Марса в журнале Nowy Świat Przygód . Первой послевоенной научно-фантастической книгой была « Schron na Plac Zamkowy ( Приют на Замковой площади ) Анджея Земенцкого 1947 года; в том же году, Внимание! АР 7: Роман об атоме ( Внимание! АР 7: Роман об атоме ) Казимежа Врочинского Также была опубликована . Небольшой рост интереса к научной фантастике был вызван антологией фантастический Польский , опубликованной в 1949 году Юлианом Тувимом . [ 15 ] В 1951 году Лем дебютировал книгой «Астронавты» , а в 1955 году опубликовал «Магелланово облако» . [ 16 ] В то время он был бесспорным лидером польской научной фантастики, впервые поставив под сомнение действия режима в своих «Воспоминаниях, найденных в ванне» . За ним последовали Януш А. Зайдель , Конрад Фиалковский и Чеслав Хрущевский , а с середины 70-х годов на короткий период — нашумевшие сочинения Адама Вишневского-Снерга . Принятые в 1949 году принципы соцреализма привели к тому, что некоторые произведения были написаны в тенденциозной, а иногда и карикатурной манере. [ 17 ]
Польский Октябрь привел к изменениям в культурной политике, позволив публиковать романы, написанные много лет назад — в 1956 году «Zaziemskie światy» ( «Миры за пределами Земли ») Владислава Уминьского , ветерана польской научной фантастики, и «Ludzie ery atomowej» ( «Люди» ). атомного века ) Романа Гайды (оба завершены в 1948 году) были выпущенный. [ 18 ] Для литературы этого периода характерно оптимистическое видение будущего общества, которое, удовлетворив свои потребности на Земле, решает «достигнуть звезд». [ 19 ] До 1960 года было опубликовано еще несколько романов разного качества, таких как Коревицкого Богдана океан времени» [ pl pogoni za Czarny Karl погоне карликом ) Евгениуша Морского , Аспажа. ( Аспазия ) Анджея Остоя-Овсяного , Солнце Антарктики» « Катастрофа на Холланека и заключительная часть трилогии Боруня и Трепки, Kosmiczni Bracia ( «Космические братья» . [ 20 ] Наконец, в Польше начали печатать научно-фантастические произведения западных авторов (первые американские антологии, W stronę czwartego wymiaru [ Toward the Four Dimension ] и Rakietowe szlaki [ Raket Trails ], были изданы в 1958 году стараниями Юлиан Ставинский ). [ 21 ]
1960-е годы ознаменовались расцветом творчества Лема, во время которого он опубликовал такие романы, как «Эдем» (1959), «Солярис» , «Возвращение со звезды» , «Мемуары, найденные в ванне» (все в 1961), «Непобедимый» (1964), «Голос его хозяина» . (1968). Одновременно работы Лема начали включать гротескные элементы, отсылающие к философским рассказам более ранних авторов (например, «Звездные дневники» , «Księga robotów [ Книга роботов ], «Кибериада» ). [ 22 ] В этот период также произошла кристаллизация условностей польской научной фантастики, осуществленная такими писателями, как Лем, Кшиштоф Борунь , Конрад Фиалковский , Мацей Кучиньский и Витольд Зегальский . [ 23 ] За это время дебютировали несколько новых авторов, в том числе Эдмунд Внук-Липинский и Януш Зайдель , а Ежи Брошкевич и Альфред Шклярский опубликовали фантастические произведения для юных читателей. [ 24 ]
В 1970-х годах такие писатели, как Богдан Петецкий , Виктор Свикевич и Адам Вишневский-Снерг , опубликовали свои первые произведения, а дебютный роман Вишневского-Снерга «Робот» вызвал значительный резонанс в литературном сообществе. [ 25 ] жанр социальной научной фантастики (польский: fantastyka socjologiczna возник В конце 1970-х годов в Польской Народной Республике ) . В то время оно было сосредоточено на развитии обществ, в которых доминировали тоталитарные правительства. В жанре доминируют Януш А. Зайдель ( «Лимы нижние» , «Парадизия» ), Эдмунд Внук-Липиньский ( трилогия «Апостезион» ), Адам Вишневский-Снерг и Марек Орамус . некоторые произведения Станислава Лема . К этому жанру можно отнести и [ 26 ] Фантастические декорации книг этого жанра обычно были лишь поводом для анализа устройства польского общества и всегда были полны намеков на действительность. [ 26 ]
третий Еврокон прошел В 1976 году в Познани . [ 27 ]
После 1989 года
[ редактировать ]Системная трансформация, произошедшая в 1989 году, повлияла и на положение фэнтезийной литературы в стране. Государственные издательства утратили свои монопольные позиции. Вновь созданные, зачастую недолговечные компании стремились наверстать многолетнее отставание за счет массового издания западной научно-фантастической литературы, которая зачастую была низкого качества. [ 28 ] Жанр в значительной степени трансформировался в политическую фантастику , представленную такими писателями, как Рафал А. Земкевич , хотя отголоски заметны в антиутопии / жесткой научно-фантастической дилогии 1990-х годов Томаша Колодзейчака . [ 28 ]
После 1989 года появились новые звезды польской научной фантастики, в том числе такие фигуры, как Яцек Дукай , Марек Хуберат , Рафал Косик , Щепан Твардох , Вит Шостак и Лукаш Орбитовский . [ 26 ] [ 29 ]
Изменения коснулись и единственного на рынке журнала «Фантастика» . Падение государственного издателя означало, что редакция взяла журнал на себя: Лех Енчмик , а на более длительный период - Мацей Паровский. главным редактором стал [ 26 ]
В 1990-х годах группа молодых авторов, сосредоточенная вокруг группы Trust (позже Klub Tfurców, в которую входили Рафал Земкевич и Ярослав Гжендович ), начала издавать ежемесячный журнал Fenix . [ 26 ] Произошел также взрывной рост переводов, в первую очередь западной (англоязычной) литературы. Крупнейшим польским издательством, специализирующимся на польской научной фантастике и фэнтези, было SuperNOWA . [ 30 ] Сцена изменилась примерно в 2002 году и после него, когда SuperNOWA потеряла свое доминирующее положение и появилось много новых польских писателей, «поколения 2002 года». [ 30 ]
В настоящее время большая часть польской научной фантастики и фэнтези напоминает ту, что знакома англоязычным писателям. В Польше много писателей-фантастов , а также писателей-фантастов , и их произведения варьируются от альтернативной истории до научной фантастики . Лучшим всемирно известным польским писателем-фантастом, несомненно, является Станислав Лем , хотя многие другие могут считаться произведениями мирового уровня. [ 31 ]
Современные писатели
[ редактировать ]



Среди современных польских писателей-фантастов и фэнтези:
- Ева Бялоленцка [ 30 ]
- Анна Бжезинская : [ 30 ] одна из самых молодых польских писательниц, известная своей продолжающейся фантастической сагой, первая книга которой ( Zbójecki Gościniec ) вышла в 1999 году.
- Евгениуш Дембский : [ 30 ] писатель фэнтези и научной фантастики, наиболее известный благодаря двум сериям — научно-фантастическим детективам Оуэна Йейтса и юмористическим приключениям «рыцаря-хамелеона» Хонделика.
- Яцек Дукай : один из самых известных писателей 1990-х и 2000-х годов, обладатель множества наград. Он известен сложностью своих книг, и часто говорят, что один рассказ Дукая содержит больше идей, чем многие другие писатели вложили в свои книги за свою жизнь. Его книги, как правило, сложны в жанре научной фантастики ; популярные темы включают технологическую сингулярность , нанотехнологии и виртуальную реальность . Среди его любимых писателей — австралиец Грег Иган , а книги Дукая имеют некоторое сходство с книгами Игана.
- Ярослав Гжендович : [ 30 ] автор фантастических рассказов, лауреат премии Зайделя за книгу и рассказ 2005 года.
- Адам Холланек : писатель и журналист, основатель Fantastyka
- Анна Канточ
- Томаш Колодзейчак : [ 30 ] писатель-фантаст и фэнтези, сценарист, издатель и редактор книг, комиксов и ролевых игр.
- Марек Хуберат : [ 30 ] автор множества рассказов, уделяет особое внимание гуманистическим аспектам (психологии, чувствам, мотивации и т. д.) своих персонажей.
- Майя Лидия Коссаковска : [ 30 ] писательница-фантаст, ее визитная карточка — частое появление ангелов .
- Феликс В. Крес : [ 30 ] наиболее известен своими двумя фэнтезийными циклами: Księga całości ( «Книга целостности »), действие которой происходит в мире под названием Шерер, где кошки и стервятники , а также люди, разумны, и Piekło i szpada ( «Ад и лопата» ), темное фэнтези, действие которого происходит в альтернативный 17 век, где демоны и существа старше Сатаны открыто взаимодействуют с человечеством
- Яцек Комуда : известен своими фантастическими рассказами, действие которых происходит в Речи Посполитой ; его произведения часто напоминают исторический роман, хотя он не чурается сверхъестественных элементов, таких как ведьмы и дьяволы. Он также является одним из авторов «Дзики Пола», ролевой игры действие которой происходит в тот период.
- Станислав Лем . Лем был самым известным и известным писателем-фантастом в Польше (хотя до 1990-х годов он практически перестал писать в жанре научной фантастики) и единственным, чья большая часть произведений была переведена на английский язык. Он часто погружался в философские рассуждения о технологиях , природе интеллекта , невозможности взаимного общения и понимания, а также месте человечества во Вселенной. Его работы иногда представляются как художественные , чтобы избежать атрибутов академической жизни и ограничений читательской аудитории и научного стиля, в то время как другие принимают форму эссе и философских книг.
- Конрад Т. Левандовски [ 30 ]
- Лукаш Орбитовский
- Ромуальд Павляк [ 30 ]
- Яцек Пекара [ 30 ]
- Анджей Пилипюк [ 30 ] наиболее известен своим юмористическим сериалом о Якубе Вендровиче алкоголике , экзорцисте- и супергерое поневоле. Недавно он начал еще один популярный сериал, в котором рассказывается о приключениях трех женщин: тысячелетнего вампира , 300-летнего алхимика - шляхчанки и ее родственницы, бывшего польского секретного агента ЦБЗ ( Центрального бюро Расследование ). Повторяющийся персонаж в сериале - алхимик Михал Сендзивой , а вселенная такая же, как и у Вендровича (который появляется время от времени).
- Анджей Сапковский . [ 30 ] Сапковский — один из самых продаваемых польских авторов, переведенных на многие языки (недавно на английский), он наиболее известен благодаря фэнтезийному сериалу «Ведьмак» . Главный герой сериала — Геральт , мутант-убийца, с детства обученный выслеживать и уничтожать монстров и других неестественных существ. Геральт движется в неоднозначной моральной вселенной, но ему удается сохранять свой собственный последовательный этический кодекс. Геральта, одновременно циничного и благородного, сравнивают с Рэймонда Чендлера характерным персонажем Филипом Марлоу . Мир, в котором происходят эти приключения, во многом обязан Дж. Р. Р. Толкину , а также находится под сильным влиянием польской истории и славянской мифологии.
- Яцек Собота [ 30 ]
- Вит Шостак
- Януш Зайдель . Он стал вторым по популярности польским писателем-фантастом (после Станислава Лема ) до своей внезапной смерти в 1985 году. [ 32 ] Романы Зайделя составили основу польской социальной фантастики и антиутопии . В своих работах он представляет тоталитарные государства и распавшиеся общества. Его герои отчаянно пытаются найти смысл в окружающем мире; иногда, как в «Цилиндре ван Троффа» , они являются аутсайдерами из другого времени и места, пытающимися адаптироваться к новой среде. Основная повторяющаяся тема в его произведениях — сравнение мрачных, безнадежных ситуаций читателей с тем, что может случиться в космической среде, если мы перенесем тоталитарные идеи и привычки в космические миры: красные космические республики или космические трудовые лагеря, или и то, и другое. Януша А. Зайделя . Премия польского фэндома Его именем названа
- Рафал А. Зиемкевич . [ 30 ] В 1990-е годы он был одним из самых популярных польских авторов-фантастов. За романы «Pieprzony los kataryniarza» (1995) и «Walc stulecia» (1998), а также рассказ «Spiąca królewna» (1996) он был удостоен престижной премии Зайделя . Популярная тема в его произведениях — судьба Польши и шире Европы в ближайшем будущем (от нескольких до нескольких десятков лет). Его книги часто рисуют будущее в мрачных тонах, показывая, как Содружество Независимых Государств распадается на гражданскую войну , Европейский Союз становится бессильным перед лицом исламского терроризма , а хищнический капитализм и политкорректность воспринимаются до абсурда, приводя к эрозии морали и этики. . Таким образом, его книги часто классифицируются как политическая фантастика и социальная научно-фантастическая фантастика , хотя их и не рассматривают как антиутопическую фантастику .
- Анджей Зимняк [ 30 ]
- Анджей Земяньский . [ 30 ] Земяньский пишет как научную фантастику на такие темы, как постапокалиптический автобан в Познани и альтернативную историю «Бомба Гейзенберга» , так и фэнтези, как его последняя «Ахая» . серия
Издатели
[ редактировать ]Свою первую научно-фантастическую книгу издательство выпустило в 1953 году (в этом году вышли два советских романа: » « Новая планета Виктора Сапарина и «Плутония» Владимира Обручева ). [ 33 ] [ 34 ] Начиная с 1966 года издательство выпустило первую польскую серию, посвящённую научной фантастике, Fantastyka-Przygoda ( «Фэнтези-приключения» ), которая продолжалась до середины 1990-х годов и выпустила более 100 томов. [ 35 ] Лех Енчмык . Позже его редактором стал [ 36 ]
«Наша Ксенгарния» опубликовала свое первое научно-фантастическое издание в 1954 году (переиздание «Бактерии 078» Мариана Леона Белицкого). Это издательство оставило след в истории, выпустив в 1964 году на польском рынке первую антологию научной фантастики Posłanie z piątej Planety ( Послание с пятой планеты ), ставшую результатом международного конкурса читателей, с предисловием Збигнева. Пжировский . [ 37 ] Этот уважаемый издатель, известный как Хьюго Гернсбак польской научной фантастики , также редактировал другие антологии, отражавшие развитие и историю польской научной фантастики: Nowa cywilizacja ( Новая цивилизация ), Wołanie na Mlecznej Drodze ( «Призыв к Млечный Путь ) и Drugi próg życia ( «Второй порог жизни» ). [ 38 ] Начиная с 1974 года, Nasza Księgarnia опубликовала к 1990 году серию Stało Tuesday ( «Завтра наступило »), состоящую из 33 томов. [ 39 ] [ 40 ]
Wydawnictwo Poznańskie также имел свой собственный научно-фантастический сериал. Первые несколько названий были опубликованы в недолговечной серии под названием Przygoda. Авантура. Sensacja ( Приключение. Интрига. Сенсация ), в которую вошли такие произведения, как W pogoni za Czarnym Karłem ( В погоне за черным карликом , 1957) Евгениуша Морского и Krater czarnego snu ( The Кратер черной мечты , 1960) Витольда Зегальского . [ 41 ] Вторая серия, отмеченная буквами SF, началась в 1975 году и в основном представляла собой нишевую польскую научную фантастику (например, произведения Чеслава Хрущевского и Яцека Сававшкевича ). В него также вошли важные исторические произведения, такие как Смушкевича . Очерк истории польской научной фантастики ( «Зачарованная игра: Очерк истории польской научной фантастики ») и « польской Лексикон научно-фантастической литературы » Невядовского и Смушкевича. [ 41 ] [ 42 ]
В 1974 году Национальное издательство запустило серию Fantazja-Przygoda-Rozrywka ( Фэнтези-Приключения-Развлечения ) в 33 томах. [ 43 ] и 12 буклетов [ 44 ] опубликовано к 1985 году. [ 39 ] [ 45 ]
Издательство «Чительник» » произвело фурор, выпустив первый научно-фантастический роман Станислава Лема «Астронавты . После ухода из издательства «Искры» в 1978 году Лех Енчмык начал редактировать Seria Z kosmonautą ( Серия «Космонавт» ) в Czytelnik , которая к началу 1990-х опубликовала 40 томов. [ 46 ] [ 47 ] В 1980 году сериал выиграл Premio Europeo на 5-м Евроконе в Стрезе , а два года спустя получил Prix Européen на 6-м Евроконе в Менхенгладбахе . [ 43 ]
Краковское , главный издатель произведений Станислава Лема, время от времени публиковало научную издательство Wydawnictwo Literackie фантастику в серии Fantastyka i Groza ( Научная фантастика и ужасы ). [ 48 ] Политические проблемы помешали издателю успешно запустить серию фантастической литературы под патронажем Лема — в рамках серии «Станислав Лем полеца вышло всего четыре книги . [ 48 ]
Есть два крупных польских издательства, специализирующихся на польской научной фантастике и фэнтези: Fabryka Słów и Runa . [ 30 ] SuperNOWA , когда-то доминирующее издательство в этой области, теперь потеряло большую часть своих позиций. MAG и Solaris (с 2019 года Stalker Books) публикуют в основном переводы, и в условиях бума на польском рынке научной фантастики и фэнтези основные издательства также все чаще публикуют такие произведения. [ 30 ] Книга тиражом более 10 000 экземпляров считается в Польше бестселлером . [ 30 ]
Журналы
[ редактировать ]
Во второй половине 1970-х годов познаньский писатель и активист Чеслав Хрущевский предпринял попытку создать общенациональный журнал, посвященный научной фантастике , но попытка не увенчалась успехом. [ 49 ] Анджей Войчик вспоминает, что идея создания такого журнала принадлежит члену Национального клуба любителей фэнтези и научной фантастики Анджею Прушиньскому. [ 50 ] После многих лет усилий, благодаря контактам с Польской объединенной рабочей партии активистами Иеронимом Кубяком и Каролем Родеком (отцом активиста фандома Яцека Родека ), группа энтузиастов получила разрешение на запуск журнала в Май 1982 года. Однако власти не согласились назначить Кшиштофа Боруня главным редактором, поэтому Адам Холланек . вместо него был назначен [ 51 ]
Первый номер журнала — ежемесячного журнала «Фантастика» , позже переименованного в «Новая фантазия» — вышел в октябре 1982 года. Его запуск стал важной вехой для польских любителей и творцов фэнтези. [ 52 ] Он стал культовым и стал тренировочной площадкой для некоторых из самых выдающихся писателей-фантастов и фантастов в Польше, в том числе Анджея Сапковского ( сериал «Ведьмак» ). Среди редакционного коллектива особенно примечателен Мацей Паровский, который в последующие годы существенно сформировал образ польского фэнтези. [ 52 ] С момента своего первого выхода в 1982 году «Фантастика» стал по тиражу ведущим журналом в Европе и вторым в мире, посвященным фэнтези, достигнув тиража 140 000 экземпляров. [ 52 ]
Еще одним крупным польским области научной фантастики и фэнтези ежемесячником в , основанным в 2001 году и действовавшим до 2012 года, был Science Fiction , который публиковал в основном новые польские произведения и имел меньше переводов, чем Fantastyka . [ 30 ] По состоянию на 2006 год тираж обоих составлял около 8 000–15 000 экземпляров. [ 30 ] Другие важные журналы, выпуск которых прекращен, включают Fenix (1990–2001), [ 30 ] СФинкс (1994–2002) [ 30 ] и Магия и Меч (1993–2002). Некоторые из них опубликованы в Интернете в форме электронных журналов , в том числе «Фаренгейт» (1997–) и «Esensja (2000–). [ 30 ]
Литературная критика
[ редактировать ]Исследования научного романа начались в начале 20 века. [ 1 ] На серебряном глобусе. Рукопись с Луны ( On the Silver Globe: Manuscript from the Moon ), первый том «Трилогии о Луне » Жулавского ( Lunar Trilogy ), получил критическую рецензию в 1903 году. Рецензии и комментарии были опубликованы в журналах Truth , Kurier Literacko- Naukowy , Museion , Chimera , Book , Kurier Naukowy и Tygodnik Illustrowany . Между Первой и Второй мировыми войнами среди польских писателей на тему фэнтези были Кароль Ижиковский ( «Фантастика» , 1918), Станислав Бачинский ( «О понятии « Образ фэнтези» , 1927), Казимеж Чаховский ( польской литературы » современной Польская литература », 1934–1936, в которой была глава, посвященная научной фантастике), и Игнаций Фик ( «Двадцать лет литературы»). Польский [ Двадцать лет польской литературы ], 1939, включавший жанровую разбивку). [ 1 ] Послевоенная критика первоначально рассматривала научную фантастику как западную развлекательную литературу. [ 53 ] Первые романы Лема защищали такие критики, как Анджей Кийовский , Людвик Флазен и Адам Холланек . Сам Лем выразил свою позицию в таких статьях, как « написания научной фантастики» «Nova О современных задачах и методах ( Kultura , № 39, 1952) и на « Империализм Марсе » ( «Życie Literackie , № 7). , 1953). С этого момента в литературной критике стало доминировать «творческое размышление Лема». [ 54 ]
Фэндом
[ редактировать ]
Журналы, посвященные научной фантастике, появились в Польше одновременно с формированием первых организаций, объединявших любителей жанра, в 1970-х годах. [ 3 ] Одними из первых журналов были Informator miłośników fantastyki (издается с 1976 года Национальным клубом любителей фэнтези и научной фантастики ), Somnambul (несколько выпусков, опубликованных в период с 1978 по 1979 год Клубом любителей научной фантастики при Силезском медицинском университете). ), Materiały (ежемесячный журнал, издаваемый между 1979 и 1980) и «Пульсар» (первый номер, посвященный истории и критике научной фантастики, вышел в июле 1979 года). [ 3 ] Другие журналы эпохи Польской Народной Республики включают Fikcje , Kurier Fantastyczny , Tachion , No Wave , Kwazar (издавались с 1979 по 1985 год; признан лучшим журналом на 7-м Евроконе в Любляне в 1983 году), SFanzin , Radiant (1978). –1981), Спектр (1982–1984), Wizje (2 выпуска 1981 г.) и XYX . [ 3 ]
Организации
[ редактировать ]
В феврале 1976 года был создан Национальный клуб любителей фэнтези и научной фантастики в результате слияния Варшавского клуба любителей фэнтези, основанного на базе Клуба коллекционеров Старого города «Антыквариат» , и Студенческого ФАН-клуба, входящего в состав Социалистического союза фэнтези, Польские студенты в Варшавском университете UBAB . [ 55 ] Национальный клуб сотрудничал с такими журналами, как Argumenty и др. , Perspektywy , Razem , Nowy Wyraz (в 1977 году вышел специальный выпуск, посвящённый произведениям авторов, связанных с клубом), Sztandar Młodych и Tygodnik Democratowy . Клуб был распущен в 1981 году. [ 55 ] 15 июня того же года Польская ассоциация любителей научной фантастики была зарегистрирована [ 56 ] Объединение имело филиалы в Ольштыне , Варшаве , Зелена-Гуре , Прушкуве , Сташуве , Жирардове , Ополе , Остроленке , Быдгоще , Люблине , Свиноуйсьце и Кельце . [ 27 ] Он издавал журналы Feniks и SFera и управлял Фондом Стефана Грабинского, который финансировал стипендии и гранты для авторов. В 1985 году ассоциация насчитывала около 1500 членов. [ 56 ]
В Польской Народной Республике, помимо Национального клуба и Польской ассоциации, фан-организации действовали также в таких городах, как , Быдгощ , Хелмно , Ченстохова , Гданьск ( Gdańsk Science Fiction Club , Белосток Велькопольский, Иновроцлав . , Гожув - Гливице [ , [ 55 ] Katowice ( śląski klub fantastyki ), Kętrzyn , Kłodzko , Konin , Kraków , Лодзи , Opole ( Sokibus-F , Trybunalski , Poznań , Plehock , Rzeszów , Skoczów , Szczin Piotrków . [ [ 56 ]
Польский фэндом научной фантастики широко известен: по всей Польше проводятся десятки съездов научной фантастики . Самый крупный из них – Полкон (впервые проведен в 1982 г.), [ 57 ] Среди других известных — Falkon , Imladris, Krakon и Nordcon . Конвенции научной фантастики в Польше де-факто почти всегда являются «конвенциями научной фантастики и фэнтези» и часто сильно смешаны с ролевых традициями игр . С другой стороны, хотя в Польше также есть несколько конвенций по манге и аниме , они обычно держатся отдельно от конвенций фэндомов научной фантастики и игр. К наиболее важным съездам комиксов и научной фантастики в Польше относится Варшавский Comic Con. [ 58 ] и Международный фестиваль комиксов и игр в Лодзи . [ 59 ]
Литературные награды
[ редактировать ]- Премия Януша А. Зайделя (кратко известная как «Сфинкс»)
- Премия Наутилуса
- Śląkfa — награда старейшего польского фандом-клуба Силезского фэнтезийного клуба .
- Sfinks Award , награда SFinks журнала
- Литературная премия Ежи Жулавского , основанная в 2008 году в честь Ежи Жулавского.
Другие СМИ
[ редактировать ]Польская научная фантастика не оказала большого влияния на непечатные средства массовой информации, такие как кино , телевидение и компьютерные игры . [ нужна ссылка ] хотя в Польше было снято несколько научно-фантастических, фэнтезийных фильмов и игр ужасов. Заметным исключением является «Сексмися» («Секс-миссия»), который стал своего рода культовым фильмом в Польше и широко транслировался за рубежом, например, в Великобритании. [ 60 ] Другие менее известные примеры включают фильмы Петра Шулкина . [ 61 ]
В конце 2015-х серия компьютерных игр «Ведьмак» стала бестселлером во всем мире. [ 62 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Невядовский (1987 , стр. 20)
- ^ Невядовский и Смушкевич (1990 , стр. 134)
- ^ Jump up to: а б с д Невядовский (1987 , стр. 99)
- ^ Jump up to: а б Невядовский и Смушкевич (1990 , стр. 15)
- ^ Невядовский (1987 , стр. 8)
- ^ Jump up to: а б с Невядовский и Смушкевич (1990 , стр. 16)
- ^ Jump up to: а б Невядовский и Смушкевич (1990 , стр. 17)
- ^ Смушкевич (1982 , стр. 52–59)
- ^ Jump up to: а б Невядовский и Смушкевич (1990 , стр. 18)
- ^ Jump up to: а б Невядовский и Смушкевич (1990 , стр. 19)
- ^ Макуч, Дамиан Влодзимеж (2013). «Встреча с пришельцем: пределы воображения в романе Владислава Уминского «W nie poznawy»». 19 век. Ежегодник Литературного общества. Адам Мицкевич (на польском языке). LXVIII (I): 205–226. ISSN 2080-0851 .
- ^ Jump up to: а б с Невядовский и Смушкевич (1990 , стр. 20)
- ^ Jump up to: а б Невядовский и Смушкевич (1990 , стр. 21)
- ^ Невядовский (1987 , стр. 13)
- ^ Jump up to: а б Смушкевич (1982 , стр. 224)
- ^ Невядовский (1987 , стр. 14–15)
- ^ Смушкевич (1982 , стр. 227)
- ^ Смушкевич (1982 , стр. 219–223)
- ^ Невядовский и Смушкевич (1990 , стр. 22)
- ^ Смушкевич (1982 , стр. 230–234)
- ^ Смушкевич (1982 , стр. 230)
- ^ Невядовский (1987 , стр. 15)
- ^ Невядовский и Смушкевич (1990 , стр. 23)
- ^ Невядовский и Смушкевич (1990 , стр. 24)
- ^ Невядовский и Смушкевич (1990 , стр. 26)
- ^ Jump up to: а б с д и Соколовский, Кшиштоф (12 сентября 2019 г.). « Пять лиц польского фэнтези и научной фантастики (глазами фаната)». nowynapis.eu (на польском языке) . Проверено 1 сентября 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Невядовский (1987 , стр. 102)
- ^ Jump up to: а б Мазуркевич, Адам (2007). О польской научно-фантастической литературе ( с 1990 по 2004 год на польском языке). Лодзь: Издательство Лодзинского университета. стр. 8. ISBN 978-83-7525-117-3 .
- ^ Козицка, Дорота (2013). «Фантастические писатели: как авторы-фантасты покоряют польскую литературу». Полифония (на польском языке). 4 (18). Краков: Факультет польских исследований Ягеллонского университета: 105–115.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа Яцек Дукай , Пейзаж после победы или польская фантазийная реклама 2006 г. , Nowa Fantastyska, 1/2007 (292), стр. 11–16.
- ^ Мифы, легенды, фэнтези... Обзор польской научной фантастики и фэнтези , Британский Совет
- ^ Фредерик Пол, Элизабет Энн Халл, Сказки с планеты Земля , Св. Мартина, 1986, ISBN 0-312-78420-1 , Google Print, стр. 268.
- ^ Невядовский (1987 , стр. 87)
- ^ Паровски (1990 , стр. 21)
- ^ Невядовский (1987 , стр. 87, 89)
- ^ Униловский, Кшиштоф (2014). и реализм Фэнтези ( на польском языке). Издательство Силезского университета. ISBN 978-83-8012-298-7 .
- ^ Смушкевич (1982 , стр. 274)
- ^ Невядовский (1987 , стр. 85)
- ^ Jump up to: а б Невядовский (1987 , стр. 84)
- ^ Паровски (1990 , стр. 24–26)
- ^ Jump up to: а б Невядовский (1987 , стр. 93–94)
- ^ Паровски (1990 , стр. 33–36)
- ^ Jump up to: а б Невядовский (1987 , стр. 86)
- ^ Невядовский (1987 , стр. 84, 87)
- ^ Паровски (1990 , стр. 45–48)
- ^ Невядовский (1987 , стр. 90)
- ^ Паровски (1990 , стр. 22–23, 38)
- ^ Jump up to: а б Паровский (1990 , стр. 30–31)
- ^ Вержховская, Александра (2021). «Футурологический конгресс. Еврокон 1976 в Познани» [Футурологический конгресс. Еврокон 1976 года в Познани] (PDF) . Новейшая история (на польском языке). ЛIII (III). Варшава: Институт истории Тадеуш Мантейфель Польская академия наук: 203. ISSN 0419-8824 .
- ^ Войчик и Желковски (2015 , стр. 41)
- ^ Войчик и Желковски (2015 , стр. 43)
- ^ Jump up to: а б с Невядовский (1987 , стр. 98)
- ^ Невядовский (1987 , стр. 20-21)
- ^ Невядовский (1987 , стр. 21)
- ^ Jump up to: а б с Невядовский (1987 , стр. 100)
- ^ Jump up to: а б с Невядовский (1987 , стр. 101)
- ^ Холева, Петр (2019). « Силезский научно-фантастический клуб». Силезские польские исследования (на польском языке). 1 (13): 169–176. ISSN 2084-0772 .
- ^ «Птак Варшава Экспо» . Проверено 23 октября 2018 г.
- ^ «Центр комиксов в EC1 Лодзь откроется в октябре. Раскроем секрет! [ФОТО]» [Центр комиксов в EC1 Лодзь откроется в октябре. Представляем вашему вниманию краткий обзор!]. lodz.pl (на польском языке). 4 августа 2023 г. . Проверено 1 сентября 2024 г.
- ^ « Лучший польский фильм последних 30 лет» (результаты опроса «Cinema», «Esensja» и «Stopklatka.pl») (на польском языке)» « . stopklatka.pl . Архивировано из оригинала в 2012 г. — 22 Проверено марта 2009 г.
- ^ «Пётр Шулькин» . FilmPolski (на польском языке) . Проверено 1 сентября 2024 г.
- ^ Браун, Фрейзер (29 мая 2020 г.). «Продажи серии «Ведьмак» превысили 50 миллионов» . ПК-геймер . Проверено 14 февраля 2021 г.
Библиография
[ редактировать ]- Невядомский, Анджей; Смушкевич, Антони (1990). «Научная фантастика в польской литературе. Исторический очерк» [Научная фантастика в польской литературе: исторический очерк]. научно-фантастической литературы Лексикон польской (на польском языке). Познань: Wydawnictwo Poznańskie. ISBN 83-210-0892-5 .
- Невядовский, Анджей (1987). Польская научная фантастика: (на польском языке Путеводитель: 1945–1985 ). Варшава: Издательство «Искры». ISBN 83-207-0999-7 .
- Смушкевич, Антони (1982). Зачарованная игра. Очерк истории польской научной фантастики [ Зачарованная игра: Очерк истории польской научной фантастики ] (на польском языке). Познань: Wydawnictwo Poznańskie. ISBN 83-210-0303-6 .
{{cite book}}
: CS1 maint: ref дублирует дефолт ( ссылка ) - Паровский, Мацей (1990). Время ( научной фантастики на польском языке). Щецин: Глобус. ISBN 83-7007-193-7 .
{{cite book}}
: CS1 maint: ref дублирует дефолт ( ссылка ) - Войчик, Анджей; Желковский, Марек (2015). «Мною руководила страсть к фэнтези». Время фантазий (на польском языке). 4 (44). Варшава: Прушинский Медиа. ISSN 1733-635X .
{{cite journal}}
: CS1 maint: ref дублирует дефолт ( ссылка )
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Польские кинематографические антиутопии
- Польская научная фантастика
- Футурологический конгресс - Современная польская фантастика и фэнтези Марцина Звержовского
- Обзор польской научной фантастики и фэнтези , последний раз по состоянию на 15 июня 2006 г.
- (на польском языке) фантастической литературы История польской
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- « Зачарована Гра » (PDF) (на польском языке). Архивировано из оригинала (PDF) 28 сентября 2007 г. (176 КиБ ) — краткое содержание и рецензия на книгу Антония Шмушкевича об истории польской научно-фантастической литературы, изданную в 1982 году. одноименную