Социально-научная фантастика
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Внешние видео | |
---|---|
Шумер — короткометражный социально-фантастический фильм. |
Социально-научная фантастика — это поджанр , научной фантастики обычно (но не обязательно) мягкой научной фантастики , связанной не столько с технологиями/ космической оперой , сколько с размышлениями об обществе. Другими словами, он «поглощает и обсуждает антропологию» и размышляет о человеческом поведении и взаимодействиях. [1]
Исследование вымышленных обществ — важный аспект научной фантастики, позволяющий ей выполнять предсказательные ( «Машина времени» , 1895; «Последний круг рая» , 1965) и предупредительные ( «О дивный новый мир» , 1932; «Девятнадцать восемьдесят четыре» , 1949; «Конец детства »). , 451 по Фаренгейту , 1953) функции, критиковать современный мир ( «Путешествия Гулливера» , 1726; работы Александра Громова , 1995 – настоящее время) и предлагать решения ( «Уолден Два» , «Свобода™» ), изображать альтернативные общества ( «Мир полудня») . ) и изучить последствия этических принципов, как, например, в работах Сергея Лукьяненко . [1] Более современные примеры включают «Лобстер» (2015) режиссера греческого режиссера Йоргоса Лантимоса и «Платформа» (2019).
По-английски
[ редактировать ]Социальная фантастика — это широкий термин, обозначающий любое произведение спекулятивной фантастики , в котором на переднем плане находятся социальные комментарии (в отличие, скажем, от гипотетических технологий). [2] Социально-научная фантастика - это ее поджанр, в котором социальные комментарии (культурные или политические) происходят в научно-фантастической вселенной. Утопическая и антиутопическая фантастика — это классический, поляризованный жанр социальной научной фантастики, хотя большинство произведений научной фантастики можно интерпретировать как имеющие тот или иной социальный комментарий как важную особенность. Поэтому нередко научно-фантастические произведения относят к социальной научной фантастике, а также к множеству других категорий.
Томаса Мора Книга «Утопия » (1516 г.) представляет собой ранний образец этого жанра. [ нужна ссылка ] Другой ранний писатель-классик, Джонатан Свифт , высказал критические взгляды на современное общество. Его самая известная работа, « Путешествия Гулливера» (1726), является примером романа, который частично является социальной научной фантастикой (с такими классическими элементами научной фантастики, как новаторство в странных новые миры и экспериментирование с вариациями человеческой анатомии) и частично высокое фэнтези (например, фантастические виды, высмеивающие различные слои общества).
Одним из писателей, использовавших научную фантастику для изучения социологии тем ближайшего будущего, был Герберт Уэллс в своей классической книге «Машина времени» (1895), раскрывающей расхождение человеческой расы на отдельные ветви Элоисов и Морлоков вследствие классового неравенства : счастливое пастырское общество Элоисов, на которое охотятся морлоки, но которое все же нуждается в них для поддержания функционирования своего мира - тонко завуалированная критика капиталистического общества, где класс эксплуататоров или буржуазия символизируется бесполезными, легкомысленными Элоисами и эксплуатируемыми рабочими. Класс, или пролетариат , представлен подземными, истощенными морлоками. Книга Уэллса « Пробуждение спящего» (1899, 1910) предсказала дух 20-го века: технически продвинутый, недемократический и кровавый. Наряду с прогнозами будущего общества, если нынешние социальные проблемы сохранятся, а также изображениями инопланетных обществ, которые являются преувеличенными версиями нашего (примером является «Война миров» 1897 года), Уэллс также подверг резкой критике популярную в то время концепцию вивисекция , экспериментальная «психиатрия» и исследования, которые проводились с целью перестройки человеческого разума и памяти (чётко подчеркнуто в «Острове доктора Моро» , 1896).
Другие ранние примеры влиятельных романов включают «Врил», «Сила грядущей расы» (1871) Эдварда Бульвер-Литтона , «Эревон» (1872) Сэмюэля Батлера , «Взгляд назад: 2000-1887» (1888) Эдварда Беллами и «Новости из ниоткуда » (1890). ) Уильяма Морриса
В США новая тенденция научной фантастики — отказ от гаджетов и космической оперы и переход к спекуляциям о состоянии человека. [ нужна ссылка ] его отстаивали В 1940-х годах в бумажных журналах такие авторы, как Роберт А. Хайнлайн и Айзек Азимов , который изобрел термин «социальная научная фантастика» для описания своей собственной работы. [3] В настоящее время этот термин используется нечасто, за исключением случаев, когда речь идет конкретно об изменениях, произошедших в 1940-х годах. [ нужна ссылка ] но поджанр, на который он ссылается, по-прежнему составляет основную часть научной фантастики.
Утопическая фантастика в конечном итоге породила негативный и зачастую более циничный жанр, известный как антиутопия : Олдоса Хаксли «Негативная утопия» « О дивный новый мир » (1932) и «Скотный двор» (1945) и «Девятнадцать восемьдесят четыре» (1949) Джорджа Оруэлла . . «Разрушающая мысль сила» маккартизма повлияла на Рэя Брэдбери роман «451 градус по Фаренгейту» (1953). Примеры антиутопической литературы для молодежи включают «Голодные игры » (2008) Сюзанны Коллинз , «Дом скорпиона» (2002) Нэнси Фармер , «Дивергент» (2011) Вероники Рот , «Бегущий в лабиринте» (2009) Джеймса Дэшнера и «Бред» ( 2009). 2011) Лорен Оливер .
В некоторых фильмах рассказывается о человеческом поведении и взаимодействиях в экстремальной и странной среде, например «Куб» (1997), «Куб ноль» (2004), «Куб 2: Гиперкуб» (2002) или «Платформа» (2019).
«Хризалиды» (1955) Джона Уиндема исследовали общество нескольких детей -телепатов в мире, враждебном таким различиям. Роберт Шекли изучал преступность и стабильность полярных цивилизаций в своем романе 1960 года «Статусная цивилизация» .
Современная эра социальной научной фантастики началась в 1960-х годах. [ нужна ссылка ] когда такие авторы, как Харлан Эллисон , Брайан Олдисс , Уильям Гибсон и Фрэнк Герберт, писали романы и рассказы, отражающие реальные политические события и экологические проблемы, а также экспериментировали в создании гипотетических обществ будущего или параллельных населенных планет. Основной темой Эллисона был протест против растущего милитаризма. Курт Воннегут написал «Бойню номер пять» (1969), в которой использовал научно-фантастический механизм повествования о путешествиях во времени для исследования антивоенных, моральных и социологических тем. Серия Фредерика Пола « Ворота » (1977–2004) объединила социальную научную фантастику с научной фантастикой . Среди современных представителей социальной научной фантастики в Кэмпбелла и Хайнлайна традиции можно назвать Л. Нила Смита , написавшего «Проблему вероятностей» (1981) и «Паллада» , в которой речь шла об альтернативном будущем «боком во времени» и о том, как будет выглядеть либертарианское общество. Он разделяет Роберта А. Хайнлайна концепцию индивидуализма и либертарианства в традиции Айн Рэнд . [4]
Ким Стэнли Робинсон исследовал различные модели будущего в своей трилогии «Три Калифорнии» (1984, 1988, 1990).
Дорис Лессинг получила Нобелевскую премию по литературе 2007 года . Хотя она известна в основном своими основными произведениями, она написала множество произведений социальной научной фантастики, в том числе «Мемуары выжившего» (1974), «Брифинг для спуска в ад» (1971) и «Канопус в Аргосе» серию (1974–1983).
Примеры из 1940-х годов.
[ редактировать ]- Айзек Азимов , «Сумерки» , 1941 год.
- Айзек Азимов , « Основание » серия , 1942–1993.
- Карин Бойе , Каллокаин , 1940 год.
- Роберт А. Хайнлайн , «Если так будет продолжаться» , 1940 г.
- Роберт А. Хайнлайн , «За пределами этого горизонта» , 1942 г.
- Джордж Р. Стюарт , «Земля пребывает» , 1949 г.
- Джордж Оруэлл , «Девятнадцать восемьдесят четыре» , 1949 год.
Другие примеры
[ редактировать ]- Айра Левин , «Этот идеальный день» , 1970 год.
- Эндрю Никкол , Гаттака , 1997 г.
- Стивен Кинг (в роли Ричарда Бахмана ), «Долгая прогулка» , 1979 г.
См. также
[ редактировать ]- Антропологическая научная фантастика [5]
- Киберпанк
- Дизайн-фантастика
- Басня
- Либертарианская научная фантастика
- Социальный триллер
- Польская социальная фантастика
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б « Археология в художественной литературе, рассказах и романах ». о.com . 28 мая 2008 г.
- ^ «Социально-научная фантастика — словарное определение социальной фантастики — Encyclepedia.com: БЕСПЛАТНЫЙ онлайн-словарь» . www.энциклопедия.com .
- ^ В его эссе, опубликованном в журнале «Современная научная фантастика: ее значение и ее будущее» (под редакцией Реджинальда Бретнора , 1953).
- ^ Фиттинг, Питер. «Утопии за пределами наших идеалов: дилемма правой утопии». Утопические исследования. Том. 2, № 1/2, 1991.
- ^ Герлах, Нил; Гамильтон, Шерил Н. (2003). «Введение: история социальной научной фантастики» . Научно-фантастические исследования . 30 (2): 161–173. ISSN 0091-7729 . JSTOR 4241163 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Современная научная фантастика: ее смысл и будущее , ред. Реджинальд Бретнор и Джон Вуд Кэмпбелл, 2-е издание, 1979 г., ISBN 0-911682-23-6 .