Jump to content

Социально-научная фантастика

(Перенаправлено из Социальной фантастики )
Внешние видео
значок видео Шумер — короткометражный социально-фантастический фильм.

Социально-научная фантастика — это поджанр , научной фантастики обычно (но не обязательно) мягкой научной фантастики , связанной не столько с технологиями/ космической оперой , сколько с размышлениями об обществе. Другими словами, он «поглощает и обсуждает антропологию» и размышляет о человеческом поведении и взаимодействиях. [1]

Исследование вымышленных обществ — важный аспект научной фантастики, позволяющий ей выполнять предсказательные ( «Машина времени» , 1895; «Последний круг рая» , 1965) и предупредительные ( «О дивный новый мир» , 1932; «Девятнадцать восемьдесят четыре» , 1949; «Конец детства »). , 451 по Фаренгейту , 1953) функции, критиковать современный мир ( «Путешествия Гулливера» , 1726; работы Александра Громова , 1995 – настоящее время) и предлагать решения ( «Уолден Два» , «Свобода™» ), изображать альтернативные общества ( «Мир полудня») . ) и изучить последствия этических принципов, как, например, в работах Сергея Лукьяненко . [1] Более современные примеры включают «Лобстер» (2015) режиссера греческого режиссера Йоргоса Лантимоса и «Платформа» (2019).

По-английски

[ редактировать ]

Социальная фантастика — это широкий термин, обозначающий любое произведение спекулятивной фантастики , в котором на переднем плане находятся социальные комментарии (в отличие, скажем, от гипотетических технологий). [2] Социально-научная фантастика - это ее поджанр, в котором социальные комментарии (культурные или политические) происходят в научно-фантастической вселенной. Утопическая и антиутопическая фантастика — это классический, поляризованный жанр социальной научной фантастики, хотя большинство произведений научной фантастики можно интерпретировать как имеющие тот или иной социальный комментарий как важную особенность. Поэтому нередко научно-фантастические произведения относят к социальной научной фантастике, а также к множеству других категорий.

Томаса Мора Книга «Утопия » (1516 г.) представляет собой ранний образец этого жанра. [ нужна ссылка ] Другой ранний писатель-классик, Джонатан Свифт , высказал критические взгляды на современное общество. Его самая известная работа, « Путешествия Гулливера» (1726), является примером романа, который частично является социальной научной фантастикой (с такими классическими элементами научной фантастики, как новаторство в странных новые миры и экспериментирование с вариациями человеческой анатомии) и частично высокое фэнтези (например, фантастические виды, высмеивающие различные слои общества).

Одним из писателей, использовавших научную фантастику для изучения социологии тем ближайшего будущего, был Герберт Уэллс в своей классической книге «Машина времени» (1895), раскрывающей расхождение человеческой расы на отдельные ветви Элоисов и Морлоков вследствие классового неравенства : счастливое пастырское общество Элоисов, на которое охотятся морлоки, но которое все же нуждается в них для поддержания функционирования своего мира - тонко завуалированная критика капиталистического общества, где класс эксплуататоров или буржуазия символизируется бесполезными, легкомысленными Элоисами и эксплуатируемыми рабочими. Класс, или пролетариат , представлен подземными, истощенными морлоками. Книга Уэллса « Пробуждение спящего» (1899, 1910) предсказала дух 20-го века: технически продвинутый, недемократический и кровавый. Наряду с прогнозами будущего общества, если нынешние социальные проблемы сохранятся, а также изображениями инопланетных обществ, которые являются преувеличенными версиями нашего (примером является «Война миров» 1897 года), Уэллс также подверг резкой критике популярную в то время концепцию вивисекция , экспериментальная «психиатрия» и исследования, которые проводились с целью перестройки человеческого разума и памяти (чётко подчеркнуто в «Острове доктора Моро» , 1896).

Другие ранние примеры влиятельных романов включают «Врил», «Сила грядущей расы» (1871) Эдварда Бульвер-Литтона , «Эревон» (1872) Сэмюэля Батлера , «Взгляд назад: 2000-1887» (1888) Эдварда Беллами и «Новости из ниоткуда » (1890). ) Уильяма Морриса

В США новая тенденция научной фантастики — отказ от гаджетов и космической оперы и переход к спекуляциям о состоянии человека. [ нужна ссылка ] его отстаивали В 1940-х годах в бумажных журналах такие авторы, как Роберт А. Хайнлайн и Айзек Азимов , который изобрел термин «социальная научная фантастика» для описания своей собственной работы. [3] В настоящее время этот термин используется нечасто, за исключением случаев, когда речь идет конкретно об изменениях, произошедших в 1940-х годах. [ нужна ссылка ] но поджанр, на который он ссылается, по-прежнему составляет основную часть научной фантастики.

Утопическая фантастика в конечном итоге породила негативный и зачастую более циничный жанр, известный как антиутопия : Олдоса Хаксли «Негативная утопия» « О дивный новый мир » (1932) и «Скотный двор» (1945) и «Девятнадцать восемьдесят четыре» (1949) Джорджа Оруэлла . . «Разрушающая мысль сила» маккартизма повлияла на Рэя Брэдбери роман «451 градус по Фаренгейту» (1953). Примеры антиутопической литературы для молодежи включают «Голодные игры » (2008) Сюзанны Коллинз , «Дом скорпиона» (2002) Нэнси Фармер , «Дивергент» (2011) Вероники Рот , «Бегущий в лабиринте» (2009) Джеймса Дэшнера и «Бред» ( 2009). 2011) Лорен Оливер .

В некоторых фильмах рассказывается о человеческом поведении и взаимодействиях в экстремальной и странной среде, например «Куб» (1997), «Куб ноль» (2004), «Куб 2: Гиперкуб» (2002) или «Платформа» (2019).

«Хризалиды» ​​(1955) Джона Уиндема исследовали общество нескольких детей -телепатов в мире, враждебном таким различиям. Роберт Шекли изучал преступность и стабильность полярных цивилизаций в своем романе 1960 года «Статусная цивилизация» .

Современная эра социальной научной фантастики началась в 1960-х годах. [ нужна ссылка ] когда такие авторы, как Харлан Эллисон , Брайан Олдисс , Уильям Гибсон и Фрэнк Герберт, писали романы и рассказы, отражающие реальные политические события и экологические проблемы, а также экспериментировали в создании гипотетических обществ будущего или параллельных населенных планет. Основной темой Эллисона был протест против растущего милитаризма. Курт Воннегут написал «Бойню номер пять» (1969), в которой использовал научно-фантастический механизм повествования о путешествиях во времени для исследования антивоенных, моральных и социологических тем. Серия Фредерика Пола « Ворота » (1977–2004) объединила социальную научную фантастику с научной фантастикой . Среди современных представителей социальной научной фантастики в Кэмпбелла и Хайнлайна традиции можно назвать Л. Нила Смита , написавшего «Проблему вероятностей» (1981) и «Паллада» , в которой речь шла об альтернативном будущем «боком во времени» и о том, как будет выглядеть либертарианское общество. Он разделяет Роберта А. Хайнлайна концепцию индивидуализма и либертарианства в традиции Айн Рэнд . [4]

Ким Стэнли Робинсон исследовал различные модели будущего в своей трилогии «Три Калифорнии» (1984, 1988, 1990).

Дорис Лессинг получила Нобелевскую премию по литературе 2007 года . Хотя она известна в основном своими основными произведениями, она написала множество произведений социальной научной фантастики, в том числе «Мемуары выжившего» (1974), «Брифинг для спуска в ад» (1971) и «Канопус в Аргосе» серию (1974–1983).

Примеры из 1940-х годов.

[ редактировать ]

Другие примеры

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б « Археология в художественной литературе, рассказах и романах ». о.com . 28 мая 2008 г.
  2. ^ «Социально-научная фантастика — словарное определение социальной фантастики — Encyclepedia.com: БЕСПЛАТНЫЙ онлайн-словарь» . www.энциклопедия.com .
  3. ^ В его эссе, опубликованном в журнале «Современная научная фантастика: ее значение и ее будущее» (под редакцией Реджинальда Бретнора , 1953).
  4. ^ Фиттинг, Питер. «Утопии за пределами наших идеалов: дилемма правой утопии». Утопические исследования. Том. 2, № 1/2, 1991.
  5. ^ Герлах, Нил; Гамильтон, Шерил Н. (2003). «Введение: история социальной научной фантастики» . Научно-фантастические исследования . 30 (2): 161–173. ISSN   0091-7729 . JSTOR   4241163 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Современная научная фантастика: ее смысл и будущее , ред. Реджинальд Бретнор и Джон Вуд Кэмпбелл, 2-е издание, 1979 г., ISBN   0-911682-23-6 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b74a51c584c161f0ec709d3deb51998e__1721281080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b7/8e/b74a51c584c161f0ec709d3deb51998e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Social science fiction - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)