Статусная цивилизация

«Статусная цивилизация» — научно-фантастический роман американского писателя Роберта Шекли , впервые опубликованный в 1960 году.
«Цивилизация статуса» касается Уилла Баррента, человека, который, не помня ни о каком преступлении, ни даже о своей предыдущей жизни, оказывается отправленным через космос на планету Омега.
Омега, используемая для заключения в тюрьму особо преступников, представляет собой иерархическое общество крайней жестокости, где единственный способ продвинуться вперед (и избежать смерти) — совершить бесконечную серию преступлений. Средняя продолжительность жизни с момента прибытия на Омегу составляет три года. История касается попытки Баррента выжить, сбежать и вернуться на Землю, чтобы снять с себя обвинения против него.
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]Уилл Баррент просыпается в комнате, не помня о своей прошлой жизни. Ему говорят, что он находится на корабле , направляющемся на планету-тюрьму Омега. Это, наряду со стиранием или подавлением его памяти, является наказанием за совершение убийства на Земле.
На Омеге убийство новоприбывших разрешено до заката в День высадки. Барранту удается выжить с помощью женщины, которая передает ему пистолет, а затем, кажется, исчезает.
Баррент начинает интегрироваться в общество Омеги. Закон отражает государственную религию, которая основана на поклонении Злу (всегда с заглавной буквы) и сущности, известной как Черный. Все жители планеты — заключенные с Земли, чьи воспоминания были подавлены, но многие пытаются восстановить часть своей памяти с помощью наркотиков или своего рода экстрасенсорного чтения, известного как «скреннинг». Баррент пробует наркотик и вспоминает, как он стоит над трупом с пистолетом в руке. Это убеждает его в своей виновности, несмотря на его обычное отвращение к убийству.
Баррент избегает убийств и некоторых других омеганских обычаев, вскоре его арестовывают за преступления, связанные с ненаркотической зависимостью и нечестием, и отправляют на суд посредством суровых испытаний . Его заставляют бороться за свою жизнь против большого робота на арене. Среди зрителей он видит женщину, которая дала ему пистолет в первый день, и она жестами подсказывает ему, как найти скрытую слабость робота. Победив робота, статус Баррента повышается, и он может встретиться с женщиной, которая ему помогла, Моэрой Эрмайс. Эрмайс оказывается членом секретной организации. Она говорит Барренту, что думала завербовать его, потому что он, казалось, обладал хорошими навыками выживания, но ей не разрешили это сделать из-за его осуждения за убийство.
Баррент ищет «скреннера», чтобы попытаться узнать о его осуждении. Она называет имя жертвы и направляет Баррента к человеку на Омеге, который утверждает, что совершил убийство. Она также рассказывает ему о запутанном видении будущего, в котором она увидела, как Баррант смотрит на разбитую, «блестящую» версию своего собственного трупа. Баррант, теперь полагая, что его подставили , отправляет сообщение Эрмайсу и становится менее заинтересованным в соблюдении законов Омеги.
Продолжающееся несоответствующее поведение Барранта приводит к тому, что его выбирают для участия в ежегодных «Охоте» и «Играх», которые фатальны для большинства участников. Он выигрывает Игры и его поглощает проявление Черного, которое оказывается тщательно продуманным световым шоу, контролируемым секретной организацией. Они верят, что общество Омеги находится на грани краха, и надеются предотвратить или пережить это, перенаправив энергию людей на восстание против Земли. Барранта тайно провозят на борт возвращающегося тюремного корабля в надежде получить информацию о Земле и посмотреть, есть ли какие-либо подпольные движения, которые могли бы захотеть выступить против предполагаемого деспотического правительства Земли.
Земля оказывается однородным, сонным и застойным обществом, не развивающимся ни социально, ни технологически. Его поразительная социальная стабильность поддерживается благодаря роботам, которые «промывают мозги» детям на «закрытых занятиях», которые они обязаны посещать, но не могут сознательно запомнить. Существует мировая религия, представляющая собой смесь всех «хороших» аспектов предыдущих религий Земли. Его идеология очень похожа на идеологию Омеги, отличаясь в основном словами и оправданиями различных действий.
По мере того, как Баррент приближается к истине о причинах своего изгнания, его сознание вступает в конфликт с подсознательной программой, которую он получил в детстве. Наконец он узнает, что, хотя он и невиновен в убийстве, обстоятельства сделали его виновным. Этого было достаточно, чтобы запустить его собственное программирование, заставив его сдаться автоматизированной правовой системе. Он также обнаруживает, что каждый был запрограммирован на самоубийство, если когда-либо сознательно узнает о своей программе. Баррент изо всех сил пытается не быть убитым своим запрограммированным альтер-эго, которое он связывает со своим изображением в зеркале. В конце концов он побеждает, разбивая при этом зеркало.
Прием
[ редактировать ]Дэйв Лэнгфорд сделал рецензию на «Цивилизацию статуса» для «Белого карлика № 80» и заявил, что «неутонченное, насыщенное действием с сатирическими нотками действие происходит в мире, где преступность является законом, а герой вскоре попадает в беду из-за отсутствия наркозависимости». [ 1 ]
Отзывы
[ редактировать ]- Обзор Альфреда Бестера (1960) в Журнале фэнтези и научной фантастики , декабрь 1960 г. [ 2 ]
- Обзор Фредерика Пола (1961) в журнале If , № 8 [Великобритания]
- Рецензия Джона Карнелла (1961) в журнале New Worlds Science Fiction , № 104, март.
- Обзор П. Шайлер Миллер (1961) в журнале Analog Science Fact and Fiction , июль 1961 г.
- Рецензия Джозефа Николаса (1979) в Paperback Parlor , август 1979 г.
- Обзор Криса Моргана (1979) в Vector 95
- Рецензия Мартина Тейлора (1986) в книге «Инферно в мягкой обложке» , № 62.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лэнгфорд, Дэйв (август 1986 г.). «Критическая масса». Белый Карлик . № 80. Мастерская игр . п. 9.
- ^ «Название: Статусная цивилизация» .