Определения научной фантастики
Было много попыток дать определение научной фантастике . [1] Это список определений, предложенных авторами, редакторами, критиками и поклонниками за годы, прошедшие с тех пор, как научная фантастика стала жанром. Определения родственных терминов, таких как « научная фантастика », « спекулятивная фантастика » и «сказка», включены там, где они предназначены для определения аспектов научной фантастики или потому, что они освещают связанные определения — см., например, определения «сказок» Роберта Скоулза и «структурная фантастика» ниже. Также включены некоторые определения подвидов научной фантастики; например, см. определение Дэвида Кеттерера «философско-ориентированной научной фантастики». Кроме того, включены некоторые определения, которые определяют, например, научно-фантастический рассказ, а не саму научную фантастику, поскольку они также освещают основное определение научной фантастики.
Энциклопедия научной фантастики под редакцией Джона Клюта и Питера Николлса содержит обширное обсуждение проблемы определения под заголовком «Определения научной фантастики». Авторы считают определение Дарко Сувина наиболее полезным для стимулирования академических дебатов, хотя они считают, что разногласия неизбежны, поскольку научная фантастика неоднородна. Цитируемое Сувином определение, датированное 1972 годом, таково: «литературный жанр, необходимыми и достаточными условиями которого являются наличие и взаимодействие отчуждения и познания, и чей главный формальный прием - это образная основа, альтернативная эмпирической среде автора». [2] Авторы в «Энциклопедии» статьи — Брайан Стейблфорд , Клют и Николлс — объясняют, что под «познанием» Сувин понимает поиск рационального понимания, тогда как его концепция отчуждения схожа с идеей отчуждения, развитой Бертольтом Брехтом , что то есть средство сделать предмет узнаваемым, но в то же время казаться незнакомым.
Том Шиппи сравнил Джорджа Оруэлла «Взлет в воздух» (1939) с Фредерика Пола и К.М. Корнблута «Космическими торговцами» (1952) и пришел к выводу, что основным строительным блоком и отличительной чертой научно-фантастического романа является наличие нового события . [3] термин Дарко Сувин заимствован у Эрнста Блоха и определяется как «отдельная часть информации, распознаваемая как неверная, но также как не-отличная от истины, не-категорически (и при нынешнем уровне знаний) невозможная». [4]
Порядок цитат хронологический; котировки без определенных дат указаны последними.
Определения
[ редактировать ]В хронологическом порядке
[ редактировать ]- Хьюго Гернсбек . 1926. «Под «научностью» я имею в виду рассказы типа Жюля Верна , Герберта Уэллса и Эдгара Аллана По — очаровательный роман, смешанный с научными фактами и пророческими видениями… Эти удивительные рассказы не только чрезвычайно интересны для чтения — они всегда интересны. Они поучительны. Они дают знания... в очень приятной форме... Новые приключения, которые рисует нам сегодняшняя наука, вовсе не являются невозможными для реализации завтра... Многие великие научные истории, призванные представлять исторический интерес, еще не завершены. быть написаны... Потомки укажут на них как на проложивших новый путь не только в литературе и художественной литературе, но и в прогрессе». [5] [6]
- Джо Бэйли . 1947. «Научная фантастика — это повествование о воображаемом изобретении или открытии в области естественных наук и последующих приключениях и опыте… Это должно быть научное открытие — нечто, что автор, по крайней мере, рационализирует как возможное с точки зрения науки». [6] [7] [8]
- Роберт А. Хайнлайн . 1947. «Давайте соберем по кусочкам и определим чисто научно-фантастическую историю Саймона: 1. Условия должны в некотором отношении отличаться от условий здесь и сейчас, хотя разница может заключаться только в изобретении, сделанном в ход истории. 2. Новые условия должны быть существенной частью истории. 3. Сама проблема — «сюжет» — должна быть человеческой проблемой. 4. Человеческая проблема должна быть создана. 5. И, наконец, ни один установленный факт не должен нарушаться, и, кроме того, когда история требует использования теории, противоречащей ныне принятой теории, новая теория должна быть представлена разумно правдоподобной, и она должна быть обоснована. должно включать и объяснять установленные факты настолько же удовлетворительно, насколько тот, который автор счел нужным выбросить. Оно может быть надуманным, может показаться фантастическим, но оно не должно противоречить наблюдаемым фактам, т. е. если вы собираетесь предположить, что. человеческая раса произошла от марсиан, тогда вы . нам также предстоит объяснить нашу кажущуюся близкую связь с наземными человекообразными обезьянами» [9]
- Джон В. Кэмпбелл-младший, 1947 год. «Чтобы быть научной фантастикой, а не фэнтези, необходимо сделать честную попытку пророческой экстраполяции известного». [9] [10]
- ―. «Научная методология предполагает, что хорошо построенная теория не только объяснит каждое известное явление, но также предскажет новые и еще не открытые явления. Научная фантастика пытается сделать то же самое — и описать в форме рассказа то, что результаты выглядят так, как если бы они были применены не только к машинам, но и к человеческому обществу». [примечания 1]
- Дэймон Найт . 1952. В начале серии рецензий на книги Найт в качестве одного из своих предположений заявил следующее: «Термин «научная фантастика» является неправильным употреблением, и что попытка заставить двух энтузиастов прийти к согласию относительно его определения приводит только до чертиков, что были изобретены лучшие ярлыки (предложение Хайнлайна, «спекулятивная фантастика», я думаю, самое лучшее), но мы застряли на этом, и что это не принесет нам особого вреда, если мы будем помнить об этом; , как и «The Saturday Evening Post», это означает то, на что мы указываем, когда говорим». Это определение сейчас обычно рассматривается в сокращенной форме: «Научная фантастика — это [или означает] то, на что мы указываем, когда говорим это». [12]
- Теодор Стерджен . 1952. «Научно-фантастический рассказ — это рассказ, построенный вокруг людей, с человеческой проблемой и человеческим решением, которого вообще не было бы без научного содержания». [13]
- Бэзил Дэвенпорт . 1955. «Научная фантастика — это фантастика, основанная на некотором воображаемом развитии науки или на экстраполяции тенденций в обществе». [14]
- Эдмунд Криспин . 1955. Научно-фантастический рассказ «это рассказ, который предполагает технологию, или эффект технологии, или нарушение естественного порядка, которого человечество до момента написания фактически не испытывало». [15] [16]
- Роберт А. Хайнлайн . 1959. «Реалистичные предположения о возможных будущих событиях, прочно основанные на адекватном знании реального мира, прошлого и настоящего, а также на тщательном понимании природы и значения научного метода. Сделать это определение охватывающим всю научную фантастику (вместо «почти все»), необходимо только вычеркнуть слово «будущее». [17]
- Кингсли Эмис . 1960. «Научная фантастика — это тот тип прозаического повествования, в котором рассматривается ситуация, которая не могла возникнуть в известном нам мире, но которая выдвигается в качестве гипотезы на основе некоторых инноваций в науке или технологии, или псевдонауки или псевдотехнологии, будь то человеческого или внеземного происхождения». [18]
- Джеймс Блиш . 1960 или 1964. Научное фэнтези - это «своего рода гибрид, в котором правдоподобие специально используется для большей части истории, но может быть отброшено частями по прихоти автора и в соответствии с какой-либо видимой системой или принципом». [19]
- Род Серлинг . 1962. «Фэнтези — это невозможное, ставшее возможным. Научная фантастика — это невероятное, ставшее возможным». [20]
- Джудит Меррил . 1966. «Спекулятивная фантастика: истории, цель которых — исследовать, открыть, изучить посредством проекции, экстраполяции, аналогов, гипотез и экспериментов на бумаге что-то о природе вселенной, человека или «реальности». «...Я использую здесь термин «спекулятивная фантастика» специально для описания способа, который использует традиционный «научный метод» (наблюдение, гипотеза, эксперимент) для изучения некоторой постулируемой аппроксимации реальности путем введения заданного набора изменений. — воображаемые или изобретательные — в общий фон «известных фактов», создавая среду, в которой реакции и восприятия персонажей откроют что-то об изобретениях, персонажах или и том, и другом». [примечания 2]
- Джеймс Блиш. 1968. «В худшем случае каждая история должна содержать какой-то след какой-то науки, а в лучшем случае они должны зависеть от нее. Это означает, что никаких фантазий, ничего не добавлено только потому, что автор написал популярный популярный роман в 1920 году. , никаких политических притч и ничего такого». [23]
- Альгис Будрис . 1968. Рецензия на книгу Владислава Крапивина «Встреча с моим братом»: «Наука в ней используется исключительно с целью предложить иначе невозможное решение общечеловеческой проблемы; это новейшее определение научной фантастики по обе стороны от железный занавес/сдвиг во времени». [24]
- Фредерик Пол . 1968. «Кто-то однажды сказал, что хороший научно-фантастический рассказ должен предсказывать не автомобиль, а пробку. Мы согласны». [25]
- Дарко Сувин . 1972. Научная фантастика — это «литературный жанр, необходимыми и достаточными условиями которого являются наличие и взаимодействие отчуждения и познания, а основным формальным приемом которого является образная основа, альтернативная эмпирической среде автора». [6] [26]
- Томас М. Диш . 1973. «Основная предпосылка всей научной фантастики — что абсолютно все может случиться и должно — никогда не была реализована так красиво и весело, как в «Чужой жаре ». (Аннотация на обложке романа Майкла Муркока «Харпер и Роу» 1973 года ).
- Брайан Олдисс . 1973. «Научная фантастика - это поиск определения человека и его статуса во вселенной, которое будет стоять на нашем развитом, но запутанном уровне знания (науки) и характерно отлито в готическом или постготическом стиле». [8] [27] Пересмотрено в 1986 году. «Определение человечества...», «...постготический режим». [6] [28]
- Рэй Брэдбери . 1974. Научная фантастика — это «единственная область, которая охватила и охватила каждый сектор человеческого воображения, каждое начинание, каждую идею, каждое технологическое развитие и каждую мечту». «Я назвал нас нацией ярых богохульников. Мы бегали, измеряя не только то, как обстоят дела , но и какими они должны быть … Мы, американцы, лучше, чем мы надеемся, и хуже, чем мы думаем, то есть мы являемся Самая парадоксальная из всех парадоксальных наций во времени. Именно в этом и состоит научная фантастика, поскольку у научной фантастики кончаются ленты для измерения Сейчас, Потом и Завтрашнего Завтрака. Она триангулирует человечество среди этих геометрических нитей, восхваляя его и предостерегая. " «Ибо, прежде всего, научная фантастика, еще со времен Платона, пытавшегося понять правильное общество, всегда была учителем морали в баснях... Сегодня в мире нет такой серьезной проблемы, которая не была бы научно-фантастической проблема." «Тогда научная фантастика — это вымысел революций. Революции во времени, пространстве, медицине, путешествиях и мышлении… Прежде всего, научная фантастика — это вымысел о теплокровных людях, мужчинах и женщинах, иногда возвышающихся, а иногда сокрушаемых своими машинами. " «Итак, научная фантастика, как мы теперь видим, интересуется не только наукой и не только машинами. большее значение всегда имеют сами мужчины, женщины и дети, то, как они себя ведут, как они надеются вести себя. Научная фантастика опасается будущих моделей поведения, а также будущих конструкций из металла». «Научная фантастика гадает о науках еще до того, как они возникли на бровях мыслящих людей. Более того, авторы в этой области пытаются угадать машины, которые являются плодом этих наук. Затем мы пытаемся угадать, как человечество отреагирует на эти машины, как их использовать, как расти вместе с ними, как они будут уничтожать. Все, все это фантастика». [29]
- Дэвид Кеттерер . 1974. «Философско-ориентированная научная фантастика, экстраполируя то, что мы знаем в контексте нашего огромного невежества, приходит к поразительному донне или обоснованию, которое ставит человечество в радикально новую перспективу». [6]
- Норман Спинрад . 1974. «Научная фантастика — это все, что публикуется как научная фантастика». [6] [8] [30]
- Айзек Азимов . 1975. «Научную фантастику можно определить как ту отрасль литературы, которая занимается реакцией людей на изменения в науке и технике». [31]
- Роберт Скоулз . 1975. Фабуляция - это «выдумка, которая предлагает нам мир, явно и радикально отличающийся от того, который мы знаем, но при этом возвращается, чтобы каким-то когнитивным способом противостоять этому известному миру». [6] [32]
- ―. 1975. В структурных баснях «традиция спекулятивной фантастики модифицируется осознанием Вселенной как системы систем, структуры структур, а научные открытия прошлого века принимаются в качестве вымышленных отправных точек. Однако структурные басни не являются ни научными по своим методам, ни заменой настоящей науки. Это вымышленное исследование человеческих ситуаций, ставшее возможным благодаря последствиям современной науки. люди, которые должны жить с этими откровениями или событиями». [6] [32]
- ― и Эрик Рабкин . 1977. «...научная фантастика могла начать существовать как литературная форма только тогда, когда люди стали мыслить иное будущее – особенно будущее, в котором новые знания, новые открытия, новые приключения, новые мутации сделают жизнь радикально отличной от прежней». знакомые закономерности прошлого и настоящего». «Миры Данте и Мильтона остаются отделенными от научной фантастики, потому что они построены по плану, основанному на религиозной традиции, а не на научных предположениях или воображении, основанных, пусть и в общих чертах, на науке». [33]
- Джеймс Ганн . 1977. «Научная фантастика - это раздел литературы, который занимается влиянием изменений на людей в реальном мире, поскольку они могут быть проецированы в прошлое, будущее или в отдаленные места. Она часто касается научных или технологических изменений, и обычно это касается вопросов, важность которых выше, чем личность или сообщество, часто цивилизация или сама раса находятся в опасности». [34]
- Дарко Сувин . 1979. «НФ отличается повествовательным доминированием или гегемонией вымышленного « новума » (новинки, новаторства), подтвержденного когнитивной логикой». [35]
- Патрик Парриндер . 1980. « «Твердая» научная фантастика связана с «достоверными фактами», а также с «достоверными» или техническими науками. Она не обязательно влечет за собой реалистичные предположения о будущем мире, хотя ее предвзятость, несомненно, реалистична. Скорее, это своего рода НФ, которая больше всего привлекает самих учёных — и часто пишется ими. Типичный «жёсткий» писатель-фантаст ищет новые и незнакомые научные теории и открытия, которые могли бы стать поводом для рассказа, и, в более дидактическом крайнем случае, — для рассказа. история — это лишь основа для представления читателю научной концепции». [36]
- ―. 1980. «В «космической опере» (аналогия скорее с западной «лошадкой», чем с «мыльной оперой») верно обратное [Парриндер имеет в виду свое определение «жесткой научной фантастики»]: мелодраматическое приключенческое фэнтези. включая стандартные темы и настройки, разрабатывается на самой шаткой научной основе». [36]
- Филип К. Дик . 1981. «Во-первых, я дам определение научной фантастики, сказав, чем научная фантастика не является. Ее нельзя определить как «историю (или роман, или пьесу), происходящую в будущем», поскольку существует такая вещь, как космическое приключение, которое Действие происходит в будущем, но это не НФ: это всего лишь приключения, сражения и войны в будущем в космосе с участием сверхпродвинутых технологий. Почему же тогда это не научная фантастика, а Дорис Лессинг? например) предполагает, что это так. Однако космическим приключениям не хватает четкой новой идеи , которая является важным ингредиентом. Кроме того, действие научной фантастики может происходить в настоящем: история или роман в альтернативном мире. Итак, если мы отделим НФ от будущего. а также из сверхпередовой технологии, что же тогда мы можем назвать научной фантастикой? У нас есть вымышленный мир, который является первым шагом: это общество, которое на самом деле не существует, но основано на нашем известном обществе; то есть наше известное общество выступает для него в качестве отправной точки, общество каким-то образом выходит за пределы нашего собственного, возможно, ортогонально, как в случае с историей или романом об альтернативном мире; Это наш мир, смещенный каким-то умственным усилием автора, наш мир, преобразованный в тот, которым он не является или еще не является. Этот мир должен отличаться от данного по крайней мере в одном отношении, и этого одного должно быть достаточно, чтобы вызвать события, которые не могли произойти в нашем обществе — или в любом известном обществе, настоящем или прошлом. В этом смещении должна присутствовать связная идея; то есть дислокация должна быть концептуальной, а не просто тривиальной или причудливой — в этом суть научной фантастики, в концептуальном смещении внутри общества так, что в результате в сознании автора зарождается новое общество, переносится на бумагу, а с бумаги оно возникает как конвульсивное потрясение в сознании читателя, потрясение нераспознавание. Он знает, что читает не о своем реальном мире». [37]
- Барри Н. Мальцберг . 1982. «Научная фантастика - это та форма литературы, которая посвящена последствиям технологических изменений в воображаемом будущем, альтернативном настоящем или переосмысленной истории». [38]
- Дэвид Прингл . 1985. «Научная фантастика - это форма фантастической фантастики, в которой используются творческие перспективы современной науки». [39]
- Ким Стэнли Робинсон . 1987. НФ - это «историческая литература... В каждом научно-фантастическом повествовании есть явная или неявная вымышленная история, которая связывает изображенный период с нашим настоящим моментом или с каким-то моментом нашего прошлого». [6] [40]
- Кристофер Эванс . 1988. «Возможно, самое четкое определение состоит в том, что научная фантастика — это литература на тему «а что, если?» Что, если бы мы могли путешествовать во времени? Что, если бы мы жили на других планетах? Что, если бы мы вступили в контакт с инопланетными расами? И так далее. Отправной точкой является то, что автор предполагает, что все обстоит иначе, чем мы знаем». [41]
- Айзек Азимов . 1990. «Жесткая научная фантастика — это истории, в которых представлены достоверные научные знания и которые зависят от них в развитии сюжета и его разрешении». [42]
- Артур Кларк . 2000. «Научная фантастика — это то, что может случиться, но обычно этого не хочется. Фэнтези — это то, что не может случиться, хотя часто вы только желаете, чтобы это могло произойти». (выделено оригиналом) [43]
- Джефф Пручер . 2006. Научная фантастика — это «жанр (литературы, кино и т. д.), в котором обстановка отличается от нашего собственного мира (например, изобретением новой технологии, контактом с инопланетянами, другой историей и т. д.), и в котором различие основано на экстраполяциях, сделанных на основе одного или нескольких изменений или предположений; следовательно, это такой жанр, в котором различие объясняется (явно или неявно) в научных или рациональных, а не сверхъестественных терминах». [44]
- Орсон Скотт Кард перечислил пять типов историй, которые обычно относятся к научной фантастике. 2010. [45]
- Все истории происходят в будущем, потому что будущее невозможно знать. Сюда входят все истории о технологиях будущего, которые для некоторых людей являются единственным, чем полезна научная фантастика. По иронии судьбы, многие рассказы, написанные в 1940-х и 1950-х годах и действие которых происходило в тогдашнем будущем — 1960-х, 1970-х и 1980-х годах — больше не являются «футуристическими». Однако они не являются и «ложными», поскольку немногие писатели-фантасты претендуют на то, чтобы писать о том, что произойдет. Скорее пишут, что может случиться. Таким образом, устаревшие варианты будущего, подобные изображенному в романе «1984», просто переходят из категории «будущее» в:
- Все истории, происходящие в историческом прошлом и противоречащие известным историческим фактам. В области научной фантастики такие истории называются историями «альтернативного мира». Например, что, если бы Карибский кризис привел к ядерной войне? Что, если бы Гитлер умер в 1939 году? В реальном мире, конечно, этих событий не произошло, поэтому истории, происходящие в таком ложном прошлом, являются областью научной фантастики и фэнтези.
- Все истории происходят в других мирах, потому что мы туда никогда не бывали. Независимо от того, принимают ли в этой истории участие «люди будущего» или нет, если это не Земля, то она принадлежит к этому жанру. [46]
- Все истории, предположительно происходящие на Земле, но ранее записанные и противоречащие известным археологическим данным, — истории о визитах древних инопланетян, древних цивилизациях, не оставивших никаких следов, или «затерянных королевствах», сохранившихся до наших дней.
- Все истории, которые противоречат какому-то известному или предполагаемому закону природы. Очевидно, что фэнтези, использующее магию, попадает в эту категорию, как и большая часть научной фантастики: например, истории о путешествиях во времени или истории о «человеке-невидимке».
- Эндрю Милнер . 2012. Научная фантастика «представляет собой избирательную традицию, постоянно изобретаемую заново в настоящем, посредством которой границы жанра постоянно контролируются, оспариваются и разрушаются, а культурная идентичность научно-фантастического сообщества постоянно устанавливается, сохраняется и трансформируется. Таким образом, по сути, это и обязательно является местом спора». [47]
Без даты (в алфавитном порядке авторов)
[ редактировать ]- Джон Бойд . «... рассказывание историй, обычно творческое, в отличие от реалистической фантастики, которое демонстрирует влияние текущих или экстраполированных научных открытий или одного открытия на поведение людей [или] общества». [48]
- Фредерик Пол . «Научная фантастика – это способ мышления о вещах». [49]
- Том Шиппи . «Научную фантастику трудно дать определение, потому что это литература перемен, и она меняется, пока вы пытаетесь дать ей определение». [8]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Например, Патрик Парриндер комментирует, что «определения научной фантастики представляют собой не столько серию логических приближений к неуловимому идеалу, сколько небольшой паразитический поджанр сам по себе». Парриндер, Патрик (1980). Научная фантастика: ее критика и преподавание . Лондон: Новые акценты.
- ^ Стейблфорд, Брайан ; Клют, Джон ; Николлс, Питер (1993). «Определения НФ». В Клюте, Джон; Николлс, Питер (ред.). Энциклопедия научной фантастики . Лондон: Орбита / Литтл, Браун и компания . стр. 311–314. ISBN 1-85723-124-4 .
- ^ Шиппи, Том (1991) Вымышленный космос. Очерки современной научной фантастики , стр. 2, Humanities Press International, Inc., Нью-Джерси.
- ^ Сувин, Дарко (1979) Метаморфозы научной фантастики: о поэтике и истории литературного жанра , Нью-Хейвен, стр. 63–84.
- ↑ Первоначально опубликовано в апрельском выпуске журнала Amazing Stories за 1926 год.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Цитируется в [1993]: Стейблфорд, Брайан ; Клют, Джон ; Николлс, Питер (1993). «Определения НФ». В Клюте, Джон; Николлс, Питер (ред.). Энциклопедия научной фантастики . Лондон: Орбита / Литтл, Браун и компания . стр. 311–314. ISBN 1-85723-124-4 .
- ↑ Первоначально опубликовано в «Пилигримах пространства и времени » (1947).
- ^ Jump up to: а б с д Цитируется в Якубовский, Максим ; Эдвардс, Малькольм , ред. (1983) [1983]. Полная книга списков научной фантастики и фэнтези . Лондон: Гранада . ISBN 0-586-05678-5 .
- ^ Jump up to: а б Первоначально в Эшбах, Ллойд Артур , изд. (1947). Из миров за пределами . Нью-Йорк: Фэнтези Пресс . п. 91. ; цитируется по переизданию 1964 года.
- ^ Будрис, Альгис (октябрь 1967 г.). «Галактическая книжная полка» . Галактическая научная фантастика . стр. 188–194.
- ^ Смит, Джордж О. (1975). Венера равносторонняя . Лондон: Публикации Футуры. стр. 9–10.
- ^ Найт, Дэймон (1952). «Научно-фантастические приключения». Science Fiction Adventures (журнал 1952 г.) (1): 122. В оригинальном журнале допущена ошибка в пунктуации; цитата акцентирована так, как это было у Найта в его сборнике эссе « В поисках чуда» , Чикаго: Адвент, 1956.
- ↑ Джеймс Блиш, писавший под именем Уильям Ателинг-младший, процитировал это определение Стерджена из своего выступления. Статья Блиша была опубликована в осеннем выпуске журнала для фанатов Реда Боггса Skyhook за 1952 год . Впоследствии Стерджен пожаловался Блишу, что он намеревался применить это определение только к хорошей научной фантастике. Ателинг-младший, Уильям (1967). Актуальная проблема . Чикаго: Адвент. п. 14.
- ^ Давенпорт, Бэзил (1955). Исследование научной фантастики . Нью-Йорк: Longmans, Green and Co. p. 15 .
- ^ Виндхэм, Джон (1963). Семена времени . Хармондсворт: Пингвин. п. 7. Цитируется по переизданию Penguin; оригинальная публикация Майкла Джозефа была сделана в 1956 году.
- ^ «Определения научной фантастики» . Архивировано из оригинала 18 октября 2006 года . Проверено 3 декабря 2006 г.
- ↑ Из эссе Хайнлайна «Научная фантастика: ее природа, недостатки и достоинства», первоначально в Давенпорт, Бэзил , изд. (1959). Научно-фантастический роман: воображение и социальная критика . Адвент. ; цитируется из Найт, Дэймон , изд. (1977). Поворотные моменты: Очерки искусства научной фантастики . Нью-Йорк: Харпер и Роу. п. 9 . ISBN 9780060124328 .
- ^ Эмис, Кингсли (1960). Новые карты ада . Нью-Йорк: Баллантайн . п. 14.
- ^ Ателинг, Уильям младший. Научная фантастика и переводы: еще две банки с червями в Ателинг, Уильям младший (1970). Блиш, Джеймс (ред.). Больше проблем под рукой; критические исследования в области современной научной фантастики . Чикаго: Адвент. п. 100 . ISBN 978-0-911682-10-6 . Судя по обложке, это эссе первоначально было опубликовано в двух частях, в 1960 и 1964 годах. Блиш, пишущий под именем Уильяма Ателинга-младшего, перечисляет множество источников, несколько журналов для фанатов и несколько профессиональных журналов, из которых была взята книга: но не уточняет, какие именно источники легли в основу этого эссе.
- ^ Род Серлинг (9 марта 1962 г.). Сумеречная зона, «Беглец» .
- ^ Парриндер, Патрик (2000). Обучение у других миров . Ливерпуль: Издательство Ливерпульского университета. п. 300 .
- ^ Клерсон, Томас Д. (1971). НФ: Другая сторона реализма . Боулинг-Грин, Огайо: Популярная пресса Университета Боулинг-Грин. п. 60.
- ^ Цитируется Альгисом Будрисом в обзоре Best SF: 1967 . Будрис, Альгис (ноябрь 1968 г.). «Галактическая книжная полка» . Галактическая научная фантастика . стр. 160–166.
- ^ Будрис, Альгис (сентябрь 1968 г.). «Галактическая книжная полка» . Галактическая научная фантастика . стр. 187–193.
- ^ Пол, Фредерик (декабрь 1968 г.). «Великие изобретения» . Редакция. Галактическая научная фантастика . стр. 4–6.
- ^ Первоначально опубликовано в 1972 году.
- ^ Олдисс, Брайан (1973). Веселье на миллиарды лет . Гарден-Сити, Нью-Йорк, Даблдей. ISBN 9780385088879 .
- ^ Олдисс, Брайан ; Вингров, Дэвид (1986). Веселье на триллион лет: история научной фантастики . Лондон: Голланц . ISBN 0-575-03942-6 .
- ^ Фаррелл, Эдмунд Дж.; Гейдж, Томас Э.; Пфордрешер, Джон; и др., ред. (1974). Научный факт/вымысел . Скотт, Форесман и компания. Введение Рэя Брэдбери .
- ^ Цитата из вступления к Спинрад, Норман , изд. (1974). Современная научная фантастика . Анкор Пресс. ISBN 9780385022637 .
- ^ Азимов, «Как легко увидеть будущее!», Естественная история , 1975.
- ^ Jump up to: а б Скоулз, Роберт (1975). Структурная фантастика . ISBN 9780268005702 .
- ^ Скоулз, Роберт ; Рабкин, Эрик С. (1977). Научная фантастика: история, наука, видение . Лондон: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-502174-5 .
- ^ Дорога в научную фантастику, том 1 .
- ^ Метаморфозы СФ №63 .
- ^ Jump up to: а б Парриндер, Патрик (1980). Научная фантастика: ее критика и преподавание . Лондон: Новые акценты. п. 15.
- ^ Дик, Филип К. (1995). Изменяющиеся реалии Филипа К. Дика: избранные литературные и философские произведения . Отредактировано и с предисловием Лоуренса Сутина (1-е изд. Vintage Books). Нью-Йорк: Винтажные книги. ISBN 0679747877 . ОСЛК 35274535 .
- ^ Мальцберг, Барри Н. (1982). «Число зверя». Двигатели ночи: научная фантастика восьмидесятых . Даблдэй. В превью к этой книге Мальцберг написал «прошлое», а не «будущее»: Мальцберг, Барри Н. (август 1981 г.). «Двигатели ночи: Число зверя» (PDF) . Обзор научной фантастики (40): 19–22.
- ^ Прингл, Дэвид (1985). Научная фантастика: 100 лучших романов . Лондон: Занаду. п. 9.
- ^ Робинсон, Ким Стэнли (1987). «К определению «научной фантастики» » . Фонд: международный обзор научной фантастики (40). ISSN 0306-4964 . Архивировано из оригинала 1 декабря 2014 года . Проверено 1 декабря 2014 г.
- ^ Эванс, Кристофер (1988). Написание научной фантастики . Лондон: A&C Black. п. 9.
- ^ Гринберг, Мартин ; Азимов, Исаак , ред. (1990). Космическая критика . Цинциннати: Дайджест писателей . п. 6.
- ^ Кларк, Артур К. (2000). Патрик Нильсен Хайден (ред.). Сборник рассказов Артура Кларка . Нью-Йорк: Книги Сфер . п. ix. ISBN 0-312-87860-5 .
- ^ Пручер, Джефф (2007). Смелые новые слова . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 171 .
- ^ Кард, Орсон Скотт (28 сентября 2010 г.). «Определение научной фантастики и фэнтези» . Писательский дайджест . Проверено 21 декабря 2023 г.
- ^ Люди посетили Луну.
- ^ Милнер, Эндрю (2012). Знакомство с научной фантастикой . Ливерпуль: Издательство Ливерпульского университета. стр. 39–40.
- ^ Пандей, Ашиш (2005). Академический словарь художественной литературы . Дели, Индия: Isha Books. п. 137. ИСБН 9788182052628 . Проверено 3 октября 2011 г.
- ^ Мальцберг, Барри Н. (август 1981 г.). «Двигатели ночи: Число зверя» (PDF) . Обзор научной фантастики (40): 19–22.