Христианская научная фантастика
Христианская научная фантастика — это поджанр как христианской литературы, так и научной фантастики , в котором присутствуют сильные христианские темы или которые написаны с христианской точки зрения. [1] Эти темы могут быть тонкими, выраженными посредством аналогий , или более явными. [2] Основное влияние оказали ранние авторы научной фантастики, такие как К.С. Льюис , а более поздние фигуры - Стивен Лохед .
Этот термин обычно не применяется к произведениям просто потому, что большинство или все персонажи — христиане, или просто потому, что автор — христианин.
Влияния
[ редактировать ]Хотя более ранние произведения, такие как Виктора Руссо » «Мессия цилиндра (1917), считаются частью поджанра христианской научной фантастики, [3] Джон Морт утверждает, что самым влиятельным христианским писателем-фантастом был К.С. Льюис, [4] «плодовитый писатель, писавший произведения христианской научной фантастики и богословия для обычного человека». [5] В книге «Когда мировоззрения сталкиваются: исследование воображения и эволюции » Джон Дж. Пирс представляет аргумент, согласно которому Льюис частично писал в ответ на то, что Льюис считал «веллсианством» — «антропоцентрической эволюционной мифологией». [6] - который он стал рассматривать как ложный и кощунственный, осуждая Герберта Уэллса мировоззрение в таких работах, как «Из безмолвной планеты» . [7] Хотя степень влияния Льюиса варьируется, Морт, в частности, указывает на « » Мадлен Л'Энгл как Трещину времени на христианское научно-фантастическое произведение, которое, по его словам, нельзя читать «без напоминания о Льюиса о Нарнии рассказах ». ." [8] (Конечно, Нарния была скорее фэнтези, чем научной фантастикой, но Морт отмечает сходство в стиле и исполнении этой истории.) Среди других ранних авторов, которые, по мнению Морта, оказали влияние на развитие христианской научной фантастики, - Дж. Р. Р. Толкин , Джордж Макдональд и Чарльз Уильямс . [8] (Хотя, опять же, эти писатели работали в жанре фэнтези, их влияние на христианскую научную фантастику очевидно, утверждает Морт.)
Известные авторы
[ редактировать ]- К.С. Льюис , чья «Космическая трилогия» считается одним из самых влиятельных произведений в этом поджанре. [8]
- Стивен Лохед , хотя он больше известен своими фэнтезийными романами, чем научно-фантастическими произведениями. [8]
- Мадлен Л'Энгл , особенно в отношении ее романа «Трещина во времени» и его продолжений, впервые опубликованного в 1962 году. [9]
- Уокер Перси со своим христианским научно-фантастическим произведением « Любовь в руинах» . [10]
- Кэти Тайерс , автор серии «Жар-птица» .
- Джин Вулф , автор, например, «Книги Нового Солнца» , известный сильным влиянием своей католической веры, в которую он обратился после женитьбы на католичке.
- Крис Уолли и его трилогия «Ягненок среди звезд».
- Уолтер М. Миллер-младший , автор «Песни Лейбовицу»
- Роберт Хью Бенсон , автор книги «Повелитель мира»
- Тим ЛаХэй и Джерри Б. Дженкинс с их серией «Оставленные позади» .
- Конни Уиллис , которая исследует свободу воли и предопределение, особенно в своих романах о путешествиях во времени .
- Зенна Хендерсон и ее рассказы о «Народе».
Критика
[ редактировать ]Морт утверждает, что одна из трудностей, с которыми сталкиваются христианские авторы научной фантастики, поддерживающие креационизм , особенно те, кто пишет « жесткую » научную фантастику, — это согласование ограничений, налагаемых на автора при исследовании науки в рамках креационизма. Это становится еще более проблематичным, если учесть, что понятие «будущего, как предопределено Богом» ограничивает способность автора размышлять о том, каким может быть это будущее. [11] Например, первая из этих трудностей была определена Пирсом как проблема некоторых работ Р. А. Лафферти , которому «не нравится идея даже биологической эволюции»; [3] в то время как Том Дойл отмечает предсказуемость христианского апокалиптического романа, обусловленную, как он утверждает, жанром, следующим «особой интерпретации библейского пророчества». [12]
Эти трудности вызывают обеспокоенность по поводу границ жанров: хотя христианская научная фантастика была определена как особый рынок, на котором могут продаваться рассказы, [13] Дойл задался вопросом, действительно ли книги, которые иногда относят к этому поджанру, действительно подходят. Исследуя христианскую апокалиптическую фантастику , Дойл отмечает, что ее часто классифицируют как христианскую научную фантастику, но утверждает, что такая классификация неуместна. Хотя оба могут использовать научные темы, христианская апокалиптическая фантастика не является, как он ее описывает, «научно мыслящей», утверждая, что авторы склонны реагировать на научные проблемы «с библейским авторитетом, пророческой интерпретацией и фундаменталистскими идеями человеческой идентичности вместо рациональных». аргумент, научный метод и гуманистическая мысль». [12] Дойл рассматривает Брайана Колдуэлла книгу « Мы все падаем» как исключение из своего аргумента, предполагая, что (несмотря на то, что это произведение христианской апокалиптической фантастики) это произведение, которое он хотел бы отнести к категории научной фантастики. [12]
Однако следует отметить, что не все христианские авторы научной фантастики придерживаются одинаковой теологии.
См. также
[ редактировать ]- Список авторов католической научной фантастики и фэнтези
- Список протестантских авторов научной фантастики и фэнтези
- Богословская фантастика
- Библейская спекулятивная фантастика
Сноски
[ редактировать ]- ^ Смерть (2002)
- ^ Сэммонс (1988) с. 21.
- ^ Jump up to: а б Пирс (1989), с. 43.
- ^ Морт (2002), с. 159. Вызвав в качестве исключений Стивена Лоухеда и Орсона Скотта Карда, Морт заявляет: «Оба являются важными голосами, настолько, что ни один из них не в большом долгу перед К.С. Льюисом, за исключением, возможно, Лоухеда в начале его карьеры, что является долгим путем говоря, что все остальные так делают».
- ^ Брамлетт (1996), с. 3.
- ^ Пирс (1989) с. 38.
- ^ Пирс (1989) с. 40.
- ^ Jump up to: а б с д Смерть (2002), с. 159.
- ^ Гаррисон (2004), с. 243. «В 1962 году христианская писательница-фантаст Мадлен Л'Энгл познакомила миллионы читателей с концепцией сморщивания времени».
- ^ Теру (1971), с. 280.
- ^ Смерть (2002), с. 175.
- ^ Jump up to: а б с Дойл (2002)
- ^ Боулинг (2007), с. 294.
Ссылки
[ редактировать ]- Боулинг, Энн; Швеер, Майкл; Лайман, Ванесса (2007). Рынок авторов романов и рассказов: более 2000 мест, где можно напечатать вашу художественную литературу . Писательский дайджест. п. 294 . ISBN 1-58297-193-5 .
- Брамлетт, Перри К. (1996). К.С. Льюис: Жизнь в центре . Smyth & Helwys Publishing, Inc. с. 3. ISBN 1-57312-054-5 .
- Дойл, Том (8 апреля 2002 г.). «Христианская апокалиптическая фантастика» . Странные горизонты . Архивировано из оригинала 19 июня 2008 года . Проверено 2 июля 2008 г.
- Гаррисон, Дэвид (2004). Движения по основанию церквей: как Бог искупает затерянный мир . WIGВозьмите ресурсы. ISBN 0-9747562-0-2 .
- Морт, Джон (2002). Христианская фантастика: Путеводитель по жанру . Библиотеки без ограничений. ISBN 1-56308-871-1 .
- Пирс, Джон Дж. (1989). Когда мировоззрения сталкиваются: исследование воображения и эволюции . Нью-Йорк: Гринвуд Пресс . ISBN 0-313-25457-5 .
- Сэммонс, Марта К. (1988). «Лучшая страна»: миры религиозного фэнтези и научной фантастики . Гринвуд Пресс . ISBN 0-313-25746-9 .
- Теру, Поль (16 мая 1971 г.). «Христианская научная фантастика». Вашингтон Пост . п. 280.
- Унгер, Крейг (декабрь 2005 г.). «Американский восторг» . Ярмарка тщеславия . Проверено 3 августа 2008 г.
- Уоллес, Диана (31 октября 2001 г.). «Как будто завтра не наступит, книги «Оставленные позади» обретают новых поклонников». Ежедневный Вестник .
- Хэднот, Виктор Дарнелл (1996). «Эонтимок» . SFFWorld, SFBookCase, SciFan . ISBN 1-58500-697-1 . Архивировано из оригинала 5 июля 2008 г. Проверено 27 ноября 2011 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Домашняя страница христианского фэндома — внеконфессиональное (хотя и фундаменталистское по своей направленности) сообщество фанатов, заинтересованных в справедливом и точном представлении ортодоксальных христианских взглядов с упором на научную фантастику и фэнтези (включая жанры ужасов и вестерна).
- Где заканчивается карта — сайт всех жанров христианской спекулятивной фантастики; включает список книг, интервью и помощь писателя.