Jump to content

Югославская научная фантастика

Югославская научная фантастика включает литературные произведения, фильмы, комиксы и другие произведения искусства в жанре научной фантастики, созданные в Югославии за время ее существования (1918–1991).

Литература

[ редактировать ]

На сербско-хорватском языке

[ редактировать ]
Сербский писатель Лазар Комарчич , автор первого научно-фантастического романа на сербско-хорватском языке « Една угашена звезда» .

Происхождение

[ редактировать ]

Пионерами сербско-хорватской научной фантастики были сербский писатель Драгутин Илич (старший брат более известного -реалиста поэта Воислава Илича ) и Лазар Комарчич . [1] Пьеса Драгутина Илича После миллиона « лет », опубликованная в 1889 году, считается первым научно-фантастическим произведением, написанным на сербско-хорватском языке, а также одной из первых пьес во всей истории научно-фантастической литературы. [1] Комарчич опубликовал первый научно-фантастический роман на сербско-хорватском языке «Една угашена звезда» ( «Одна погасшая звезда ») в 1903 году. [1]

Королевство Югославия (1918–1941)

[ редактировать ]

Лишь небольшое количество известных научно-фантастических произведений и произведений с элементами научной фантастики было опубликовано в годы до и после Первой мировой войны Франа Галовича : «Зачарано огледало» ( «Волшебное зеркало» , 1913), Марии Юрич Загорки » «Црвенский океан Красный океан») . Океан Драгутина Ильича , 1918), «Секунда вечности» ( «Секунда вечности» » Иосипа Кулунджича , 1921), «Луна Милана Шуфлая (1922), «На Тихом океане 2255» ( «В Тихом океане 2255» , 1924). [1]

Милутин Миланкович , автор книги « Через далекие миры и времена» , объединившей элементы автобиографии, научного эссе и научной фантастики.

В конце 1920-х — начале 1930-х годов появились три научно-фантастических произведения, которые считаются вехами в истории югославской научно-фантастической литературы. В 1928 году учёный Милутин Миланкович написал книгу » « Через далекие миры и времена , в которой соединились элементы автобиографии, научного эссе и научной фантастики. [1] В 1932 году Мате Ханжекович опубликовал «Господин Човек» ( «Мистер Человек» ), первый утопический роман в истории литературы на сербско-хорватском языке. [2] В 1933 году была опубликована книга Стояна Радонича «Живот у васиони » ( «Жизнь во Вселенной »), книга, посвященная возникновению, развитию и упадку марсианской цивилизации. [2]

В конце 1930-х годов появился ряд сериализованных романов , опубликованных в основном в журналах Загреба. Одним из наиболее известных авторов этого периода был Алдион Дегаль, опубликовавший романы «Атомская ракета» ( «Атомная ракета» , 1930), «Зраке смрти» ( «Лучи смерти» , 1932) и «Смарагдний скарабей» ( « Изумрудный скарабей» , 1934) . контакт в качестве темы, а последние два привносят мотив в лучей смерти югославскую научную фантастику. [2] Однако большинство авторов этих сериализованных романов использовали псевдонимы или оставляли свои произведения без подписи. Многим из этих романов не хватало оригинальности, и на них сильно повлияли научно-фантастические произведения зарубежных авторов; например, роман Leteća lađa ( Летающий корабль ) был литературным парафразом « Жюля Верна » Владыки мира , а роман Put na Mars ( Путешествие на Марс ) перефразировал Алексея Толстого » «Аэлиту . [2] Писатель и историк-фантаст Зоран Живкович Младена Хорвата считал «Мури Массангу» , посвященную телепатии , лучшим югославским научно-фантастическим произведением того периода. [2] Последними двумя романами, опубликованными в серии до оккупации Югославии странами Оси, были «Црвени дух» ( «Красный призрак» ) и «Майстор Омега» ( «Мастер Омега» ), написанные Станко Радовановичем и Звонимиром Фуртингером (последний станет одним из самых известных романов Югославии после мировой войны) . II авторы-фантасты), подписанный псевдонимом Стэн Рейджер. [2]

Перед Второй мировой войной было несколько заметных произведений с элементами научной фантастики, написанных по сути ненаучно-фантастическими писателями, получившими признание критиков. «После сто лет» («После ста лет», 1911) К ним относятся рассказы Стояна Новаковича , «Збило се чудо у граду» («Чудо произошло в городе», 1930) Славко Батушича и «Сан доктор Проспера Лупуса». («Сон доктора Проспера Люпуса», 1930) Августа Цезарека . [2] В 1921 году поэт и переводчик Станислав Винавер опубликовал свой сюрреалистический сборник рассказов «Громобран свечи» Громоотвод Вселенной ») с заглавным рассказом и повестью «Освета» («Месть») с элементами научной фантастики. [1] Определенные элементы научной фантастики можно найти в романе » « Бурлеска господина Перуна, бога-громовержца , написанном другим писателем-сюрреалистом Растко Петровичем и опубликованном в том же году. [1]

Социалистическая Федеративная Республика Югославия (1945–1991)

[ редактировать ]

В годы после Второй мировой войны новые коммунистические власти провозгласили социалистический реализм желаемой формой искусства. Однако после югославско-советского раскола Югославия стала более открытой для других художественных движений и популярной культуры. В результате с начала 1950-х годов появилось множество переводов научной фантастики и появилось новое поколение югославских авторов-фантастов. «Снег и лед» ( «Снег и лед» , 1951) академически известного писателя Эриха Коша считается первым югославским научно-фантастическим романом после Второй мировой войны. [2]

Однако в этот период научная фантастика в основном воспринималась как детская и юношеская литература , поэтому большая часть научно-фантастических произведений этих лет предназначалась для этих возрастных категорий. Наиболее известные научно-фантастические произведения для детей и подростков этого периода включают Вуковича , » Чедо « Всемогущее око 1953, Вои Чарича » «Апарат профессора Коса , «Устройство профессора Коса» , 1958, «Мьесечева джека» Предрага Йирсака . Дети Луны » Звонко Велячича , 1959) и «Dječak Dub putuje svemirom ( Boy Dub Travelsthrough Universe , 1959). [3] Научная фантастика для детей и молодежи останется популярной до 1980-х годов. [4]

Роман «Осваяч 2 се не явля» ( «Нет отчетов от Завоевателя 2 »), написанный Звонимиром Фуртингером и Младеном Бьяжичем и опубликованный в 1959 году, ознаменовал начало новой эпохи, когда произведения, посвященные взрослой аудитории, набирали популярность. В следующем году Фуртингер и Блажич опубликуют три романа: Svemirska nevjesta ( «Космическая невеста» ), Varamunga, tajanstveni grad ( «Варамунга, Таинственный город» ) и Zagonetni stroj profesora Kružića ( «Таинственная машина профессора Кружича» ), став первыми сербско-хорватскими авторами. посвящен преимущественно научной фантастике. [4] Помимо этого дуэта, в 1960-е годы появилось еще несколько авторов-фантастов, наиболее известным из которых был Ритиг Анджело с его романами «Сасвим необично буденье » ( «Совершенно необычное пробуждение» , 1961) и Любовь у « небодеру» , 1965. [4] Среди других авторов этого периода - Милан Николич, Сильвио Ружич, Владимир Имперл, Слободан Петкович, Франьо Иванушец, Данило Аларгич. [4] Еще одной заметной работой 1960-х годов стал -антиутопия роман «Байка» ( «Сказка» , 1965), написанный политиком и академическим писателем Добрикой Чосичем , ставший его единственной работой, посвященной научной фантастике. [5]

В 1960-е годы Решад Кадич [6] под псевдонимом Александар Раденкович, писавший под псевдонимом Аль Радек и имевший успех своими детективными романами , опубликовал два научно-фантастических произведения: «Човек из жуте куче» ( Человек из желтого дома , 1960) и «Друга смрт доктора Ланга» ( Доктор Ланга) . Вторая смерть , 1960). [4] Десятилетие также принесло новые произведения, предназначенные для детей и молодежи, наиболее заметными из которых являются «Самолет профессора Яркого разума» Чедо Вуковича ( Professor Brightmind's Aircraft , 1961) и «Здравствуй , небо» (1963), « Мальчик -дубль Звонко Велячича в мире монстров» , 1961. » Миливава Матушца космосе ), «Избыточные в Берислава Косера и (1961) и «Брик компания» (1967). [4]

В 1960-е годы несколько издательств начали публиковать серии научно-фантастических произведений. В 1967 году издательство «Югославия» начало серию «Кентавр» ( «Кентавр» ), в рамках которой в течение следующих десятилетий будут публиковаться наиболее известные сербско-хорватские научно-фантастические романы. [4] В течение этого десятилетия ряд газет и журналов (например, «Вечерние новости» и «Политикин забавник» ) начали регулярно или периодически публиковать научно-фантастические рассказы, а в конце десятилетия, в 1969 году, был запущен первый научно-фантастический журнал « Космоплов » ( «Космический корабль» ). , издание которого, однако, закончилось в 1970 году. [4]

В 1970-е годы появились три заметных издания, все три дебютировали в 1976 году. Журнал популяризации науки «Галаксия» ( «Галактика» ), который с момента своего основания в 1972 году регулярно публиковал научно-фантастические рассказы, основал ежегодную «Андромеду» , которая организовала первую Югославский конкурс на лучший научно-фантастический рассказ, а также опубликовал ряд эссе по югославской жанровой фантастике . Газета «Весник» открыла журнал «Сириус» , который предоставит авторам-фантастам возможность публиковать свои работы. Наконец, сериал «Кентавр» , завершившийся в 1968 году, был возрожден. В последующие годы в серии будут опубликованы важнейшие произведения мировой научной фантастики. [7] В конце десятилетия также вышла недолговечная серия книг SF Tom ( SF Volume ), изданная издательством Dečje novine . [8] В 1970-е годы также появились самоизданные научно-фантастические произведения: сборник рассказов Драгана Хайдуковича Priče stvarnosti i mašte ( «Сказки о реальности и воображении »), опубликованный в 1970 году, стал первой югославской научно-фантастической книгой, изданной самостоятельно. [8]

За десятилетие было опубликовано гораздо большее количество переведенных произведений по сравнению с гораздо меньшим количеством произведений югославских авторов. [8] Наиболее известные произведения этого периода включают роман Берислава Косера «Белый потоп» ( «Белый потоп », 1975) и сборник рассказов je u kvaru « Земля » (1977) Душицы Лукича. [8] Терраса XI ( Терраса XI , 1972) была первым югославским научно-фантастическим произведением после Второй мировой войны, написанным писательницей Марией-Верой Мрак. [8] В начале 1970-х годов вышла последняя книга дуэта Фуртингер-Бяжич « Ништа без Божене» Все бесполезно без Божены» , 1970), а в конце десятилетия вышел роман Предрага Раоса «Бродолом код Туле» ( «Кораблекрушение в Туле») . 1979), который объявил о возрождении сербско-хорватской научной фантастики 1980-х годов. [8]

В начале 1980-х годов к «Кентауру» и «Сириусу» присоединились Звездный серия « путь », изданная издательством «Народна книга», серия X-100 SF , изданная «Дневником» , и «Джепна книга » ( «Мягкая обложка »), изданная издательством «Дечье новине» . [8] Однако более примечательными, чем эти серии, выпущенные государственными издательствами , были серии книг, выпущенные небольшими частными издательствами. [8] Зоран Живкович и Жика Богаднович начали серию книг «Поларис» , в которой публикуется современная зарубежная научная фантастика, с некоторыми произведениями, такими как Артура Кларка и «2010: Одиссея вторая» « 2061: Одиссея третья», в этой серии состоялась мировая премьера. [8] Znak Sagite ( Знак Стрельца ), основанный Бобаном Кнежевичем, и «Зороастр» , основанный Браниславом Бркичем, также публиковали современные и классические произведения мировой научной фантастики. [8] Кнежевич также основал ежегодный Монолит ( «Монолит» ). [8] Еще одним известным ежегодником был «Алеф» ( «Алеф» ), который, однако, публиковался нерегулярно. [8]

В 1980-е годы на югославской научной фантастике ежегодно появлялось около двадцати пяти новых наименований югославских авторов. [8] Около трети научно-фантастических наименований в этот период, как югославских, так и переведенных, были опубликованы как часть серии «Дневник X-100 SF» . [8] Однако большая часть из них представляла собой бульварную научную фантастику , написанную югославскими писателями под иностранными псевдонимами. [9] Наиболее известными из этих авторов был Душан Белча, писавший под псевдонимом Белл Ч. А. и Слободан Чурчич, писавшие под псевдонимом С. Тыркли. Белча написал десять книг, в основном космические оперы , а Чурчич написал шесть, некоторые из них, например сборник рассказов «Шума, кише, град и звезда» ( «Лес, Дожди, Город и Звезды »), достигают более высокой художественной ценности. [10] Другими авторами, опубликовавшими свои книги в рамках серии X-100 SF, были Любиша Йованович (под псевдонимом М.Л. Арно), Бобан Кнежевич (под псевдонимом Эндрю Осборн), Радмило Ангелкович (под псевдонимом Р. Ангелакис), Ратислав Дурман (под псевдонимом DT Bird), Слободан Маркович (под псевдонимом Либерти Бором), Владимир Лазович (под псевдонимом Вальдемар Лази), Стеван Бабич (под псевдонимом Стив Макклейн) и Зоран Якшич (под псевдонимом Стив Макклейн) и Зоран Якшич (под псевдонимом Вальдемар Лази) имя Дэвид Дж. Сторм). [10] Еще три автора 1980-х годов опубликовали свои книги под псевдонимами: Деян Дордевич (как Дэйв Джордж), Милан Драшкович (как Майк Драсков) и Брана Николич (как Дерек Финнеган). В то время как Джорджевич и Драшкович оставались в рамках космической оперы, Николич написал несколько десятков криминальных романов из серии «Ниндзя» , опубликованной издательством «Дече новине», некоторые из рассказов содержат элементы научной фантастики. [10] (Эти романы позднее в том же десятилетии послужили вдохновением для создания комикса «Ниндзя» , опубликованного издательством «Dečje novine».)

Однако в 1980-е годы появилось много авторов, которые не использовали псевдонимы и писали с художественными устремлениями. Среди наиболее известных авторов - Драган Бискупович, его самая известная работа - Ateisti Grade crkvu ( "Атеисты строят церковь "), Драган Филипович, его самая известная работа - "Ореска" , Хрвое Хитрек , его самая известная работа - "Ур" , Никола Панич, его самая известная работа. работы - Regata Plerus ( Регата Плерус ), Джордже Писарев, его самая известная работа - Knjiga naroda lutaka ( Книга народа-марионетки ), Предраг Раос, его самая известная работа - Mnogo vike nizašto ( Много шума из ничего ) и Дамир Микулич, его самая известная работа О. - [10] Среди других авторов десятилетия — Йожа Хорват, Любомир Прелич, Майо Тополовац, Предраг Урошевич, Анте Шкобаль, Деян Дордевич, Златко Крилич, Радомир Вуга, Невен Орхел, Александр Манич, Ариэль Шимек, Радован Ждрале и Драган Орлович. [10] В 1980-е годы вышла первая научно-фантастическая антология, полностью состоящая из рассказов югославских авторов, под названием Tamni vilajet ( «Темный вилайет »). [10]

Борислав Пекич , один из самых известных сербских писателей 20-го века, написал несколько научно-фантастических произведений.

1980-е годы были примечательны тем, что известные писатели начали проявлять интерес к научной фантастике и включать элементы научной фантастики в свои произведения. Борислав Пекич , один из важнейших сербских писателей ХХ века, написал несколько научно-фантастических произведений: «Беснило» ( «Бешенство» ), «Атлантида» ( «Атлантида» ) и «1999» . [10] Тема антиутопии преобладает в творчестве писателей-фантастов этого десятилетия, однако наиболее заметными романами-антиутопиями 1980-х годов стали произведения авторов, вообще не писавших жанровой фантастики: «Утов дневник » ( «Дневник Уто ») писателя, кинорежиссера, теоретик и критик Бранко Белан, Trojanski konj ( Троянский конь ) и Epitaf carskog gurmana ( Эпитафия императорского гурмана ) писателя и эксперта по гастрономии Велько Барбьери, Na kraju ostaje reč ( Слово - это все, что осталось ) писателя, переводчика и дипломата «Иван Ивани» , «Дони светови » ( «Нижние миры ») писателя, художника и скульптора Звонимира Костича и «Атомокалипса » ( «Атомокалипсис» ) писателя, дипломата, генерал-лейтенанта Югославской народной армии и кавалера ордена Народного героя Александра Войновича. [10] В это десятилетие жанр научной фантастики начал получать академическое признание с появлением многочисленных теоретических текстов и первых диссертаций по научной фантастике. [10]

Научная фантастика для детей и молодежи, хотя и менее популярная, чем в предыдущие десятилетия, все еще присутствовала на сербско-хорватской литературной сцене. Среди наиболее известных авторов — Душица Лукич, Мария-Вера Мрак, Иван Година и Анто Градаш. Градаш опубликовал трилогию о профессоре Леопольде и его сыне, состоящую из книг «Планета Любичасти» ( «Пурпурная планета» ), «Бакрени Петар» ( «Медный Питер» ) и Леопольда « Изобретение профессора ». [10]

На словенском языке

[ редактировать ]

Происхождение

[ редактировать ]
Словенский писатель Симон Йенко , чей рассказ «Микромега» считается первым научно-фантастическим произведением на словенском языке.

Рассказ Симона Йенко «Микромега» («Микромега»), опубликованный в 1851 году, считается первым научно-фантастическим произведением на словенском языке . «Микромега» представляла собой литературный парафраз Вольтера новеллы одноименной . [11] Определенные утопические элементы в этой истории вдохновили словенских авторов второй половины XIX века на создание ряда произведений. [11] Андрея Волкара Первым словенским научно-фантастическим романом стал «Дияк в Лунихе» ( «Студент на Луне »), опубликованный в 1871 году. Герои романа путешествуют на Луну на воздушном шаре , где находят аркадскую утопию . [11] Другим утопическим романом был Иосипа Стритара роман « Девета дежела » ( «Девятая страна »), опубликованный в 1878 году. [11] В 1884 году Антон Махнич опубликовал антиутопический ответ на «Девету дежела» под названием Indija Komandija ( «Командование Индией» ), который сам по себе стал предметом пародии в Ивана Тавчара 1891 года сатирическом произведении « 4000» . [11] В 1888 году Янез Трдина опубликовал книгу «Разодетье» ( «Откровение» ), в которой представлено утопическое видение Словении в 2175 году. [11] Еще одной заметной работой этого периода была «Археологическая лекция 5000 года» Ивана Топориша predavanje leta 5000 « Arheološko ». [11]

В 1893 году были опубликованы три заметные работы. Первым был «Погубни малик света» Симона Шубича ( «Вредный идол мира »). Название отсылает к деньгам, которых нет в утопическом обществе на Марсе, где разворачивается действие истории. [11] Вторым был «Абадон» Янеза Менцингера, самый известный роман-антиутопия в истории словенской литературы, посвященный темному будущему, вызванному технологической революцией. [11] Третьим стал «Пантеон» Йосипа Яклича , история путешествия в утопические общества на Марсе и Меркурии . [11]

Королевство Югославия (1918–1941)

[ редактировать ]
Владимир Бартол , один из самых известных словенских авторов-фантастов 1930-х годов.

После эпохи утопических и антиутопических произведений наступила новая эпоха, в которой преобладала художественная литература с элементами научно-популярной литературы . [11] Это была анонсированная в Этбина Кристана 1914 году работа Pertinčarjevo pomlajevanje ( «Омоложение Пертничара» ), посвященная безуспешным попыткам создания новой расы людей. [11] В середине 1930-х годов Владимир Бартол опубликовал ряд рассказов, посвященных несовершенству человека. [12] Похожий мотив появляется в Антона Новачана пьесе «Надчловек» ( «Сверхчеловек» , 1939), в которой люди превращаются в сверхлюдей, прежде чем превратиться в обезьян. [11] В отличие от работ, выражающих сомнение в прогрессе, основанных на научных открытиях, появились работы Вернеска, прославляющие научный прогресс. [13] Наиболее заметным представителем этого направления был Дамир Фейгель, автор научно-фантастических приключенческих романов «Пасья длака!». ( Собачьи волосы!, 1926), На скривностных тлех ( На таинственной земле 1929), Чудесно око ( , 1930), Околи света/8 ( Вокруг света/8 , 1935) и Супервиталин (1938). предлагают оптимистическое видение будущего. [13] Павел Брежник писал в похожей манере, его наиболее заметными работами являются «Темна звезда» ( «Темная звезда» , 1935) и «Марсовские скривности» ( «Тайны Марса» , 1935), а также дуэт Метода Йенко и Саймона Хасла, их самая известная работа — «Изум» ( «Изобретение») . , 1938). [13]

Антиутопические мотивы, хотя и реже, чем в годы, предшествовавшие Первой мировой войне, все еще присутствуют в словенской научной фантастике. Они появляются в произведении Иво Шорли «В дежели Чиримурцев» ( «В стране Чиримурсов» , 1929), которое ввело мотив параллельных миров в югославскую научную фантастику. [13] Радивоя Рехара Похожий мотив появляется в научно-фантастической сказке «Путешествие по Вечерней звезде» ( 1931 ) . [13]

Социалистическая Федеративная Республика Югославия (1945–1991)

[ редактировать ]

В годы после Второй мировой войны словенские авторы стремились писать в соответствии с современными тенденциями мировой научной фантастики. [13] Тема внеземной жизни — одна из доминирующих тем 1950-х годов. Первым словенским научно-фантастическим произведением, посвященным этой теме, стал роман Матея Бора 1955 года «Весолье в аквариуме» ( «Вселенная в аквариуме» ). В этой работе инопланетяне описывались как антропоморфные существа, но более совершенные, чем люди. [13] Еще одной заметной работой с мотивом антропоморфных инопланетян была «Натанчно три » дня задержки Бранимира Жганьера . [13] Театральная пьеса «Преньяни из раджа» ( «Вне закона с небес », 1970) Франка Пансера и Юре Кислингера была первой, кто отказался от идеи антропоморфной формы инопланетян. [13]

Первые словенские авторы, целиком посвятившие себя научной фантастике, появились в 1960-х годах. Самым заметным среди них был писатель и психолог Вид Печак . Его наиболее известные научно-фантастические работы включают «Дрейчек в триях Марсовчки» ( «Дрейчек и три маленьких марсианина» , 1961), посвященный молодой взрослой аудитории, «Робот Побегли» ( «Робот-беглец» , 1967), «Адам в Еве на планету старцев» ( «Адам и Ева на планете звезд»). Старики , 1972), Roboti so med nami ( «Роботы среди нас» , 1974), Kam je izginila Ema Lauš ( «Куда исчезла Эма Лауш» , 1980) и » « Третья жизнь , которые он написал вместе с Борисом Грабнар. [14] Другим известным писателем 1960-х годов был Леопольд Суходолчан с его романом » « Три человека в ракете , 1961; Суходолчан вернется к научной фантастике полтора десятилетия спустя, с «Стопинье по зраку» ( «Ноги в воздухе» , 1977). [15]

1970-е годы принесли появление многих молодых авторов. Большинство из этих авторов создали произведения, современные как по стилю, так и по тематике, вдохновленные как словенской научной фантастикой, так и современными тенденциями мировой научной фантастики. [15] Среди наиболее известных авторов этого периода Франьо Пунцер, Грегор Стрниша , Бранко Градишник , Борис Грабнар, Миха Ремец , Милица Китек, Марьян Томшич, Томаж Краль, Борис Новак , Иван Сивец и Борис Чевин. [15] Миха Ремец стал самым известным словенским писателем-фантастом в Югославии благодаря своим произведениям 1977 ) «Признание» «Иксион» ( 1981), «Мана» (1985), ( «Охотник» ( 1987) и ( , «Нечистая дочь» 1987). [15]

Как и сербско-хорватская научная фантастика, словенская научная фантастика пережила ренессанс в 1980-х годах. О притоке новых авторов было объявлено в конце 1970-х годов, когда люблянский журнал «Недельский дневник» начал публиковать научно-фантастические рассказы словенских авторов, напечатав более 180 рассказов до декабря 1981 года. [15] Одним из наиболее публикуемых и талантливых среди этих авторов был Само Кущер . Его рассказы были собраны в книгу «Саби» (1983), которая положила начало его писательской карьере. [15] Помимо Кущера, среди других известных авторов 1980-х годов были Бране Долинар, Милош Микельн , Боян Мезерко, Милан Ротнер и Веселько Симонович. [15] Помимо авторов, 1980-е годы принесли новое поколение критиков научной фантастики и первых теоретиков жанра, наиболее известными из которых были Драго Байт, Йоже Дольничар и Жига Лесковчек. [15]

На македонском языке

[ редактировать ]

Социалистическая Федеративная Республика Югославия (1945–1991)

[ редактировать ]

Из-за неблагоприятных обстоятельств развития современной македонской литературы первые македонские переводы научно-фантастических романов и первые произведения македонских авторов-фантастов появились в 1950-х годах, гораздо позже, чем на сербско-хорватский и словенский языки. Первым научно-фантастическим произведением македонского автора стал детский роман «Големата авантура » ( «Великое приключение ») 1959 года. Лазо Наумовского [16] В последующие годы писатели Пени Трпковски, Томе Арсовски и Лиляна Белева будут писать аналогичным образом. [16]

Первым македонским научно-фантастическим романом для взрослой аудитории стал «Враќање од пеколот » ( «Возвращение из ада ») Любомира Донского, опубликованный в 1966 году. Это история о безумном ученом, действие которой происходит в тоталитарной антиутопии. [16] Начало 1970-х годов принесло заметный роман » « Долгое путешествие Пени Трпковски , 1972. В романе использован мотив внеземного происхождения человека. [16] В конце 1970-х годов появился Стоймир Симьяноски, первый македонский писатель, посвятивший себя преимущественно жанру научной фантастики. Его первым романом стала антиутопия Ацела ( Acella , 1977). Симяноски опубликовал еще два романа на аналогичную тему: «Двойная Ева» ( «Двойная Ева» , 1980) и «Ќерката на ѕвездите » ( «Дочь звезд» , 1981). [16] В середине 1970-х годов в Македонии вышла первая серия научно-фантастических книг «Univerzum» ( «Вселенная» ), опубликованная издательством «Makedonska kniga». [17]

Самым известным македонским писателем-фантастом 1970-х и 1980-х годов был писатель, эссеист, литературный и искусствовед Владо Урошевич, чьи сборники рассказов «Ноќниот пајтон» ( «Ночная карета» , 1972) и «Лов на еднорози» ( на единорога» «Охота , 1983), хотя преимущественно ориентированные на фэнтези, включают ряд научно-фантастических рассказов. [18] Урошевич также написал известный сборник эссе по научной фантастике под названием Podzemna palata ( Подземный дворец , 1987) и монографию Demoni i galaksii ( Демоны и галактики , 1988). [17]

Среди других известных македонских авторов-фантастов 1980-х годов — Благоя Янковский, Владимир Симоновский и Любомир Михайловский. [17] Другой заметной монографией 1980-х годов была «Философия на иконоборчество» ( «Философия иконоборчества» , 1983) Ферида Мухича , первого югослава, написавшего диссертацию по научной фантастике. [17]

Одним из первых югославских фильмов с элементами научной фантастики был « » Велько Булаича ( Невеста атомной войны 1960), посвященный теме ядерной войны . [19] В 1970 году Матяж Клопчич поставил научно-фантастическую драму «Кислород» . [15] Научно ужасов -фантастический фильм «Крысиный спаситель » (1977) Крсто Папича получил первый приз на Международном фестивале научно-фантастических фильмов в Триесте и главный приз кинофестиваля Фантаспорто» . « [8]

Вукотича 1981 года « Научно-фантастическая комедия Душана Гости из Галактики» получила ряд наград на международных кинофестивалях, в том числе премию за лучший сценарий на Международном фестивале научно-фантастических фильмов в Триесте, премию жюри на фестивале Imagfic в Мадриде и премию за лучший сценарий. Премия режиссёра Брюссельского международного фестиваля фантастических фильмов . [20] Другими известными фильмами 1980-х годов были научно-фантастическая драма «Бутнскала» (1985) Франси Слака и научно-фантастическая комедия/ приключенческий фильм «Майя и звездный мальчик » (1988) Джейн Кавчич. [15]

Первым югославским научно-фантастическим комиксом стал » « Гость из космоса , опубликованный в 1935 году в загребском журнале « Око» . Авторами комикса были Божидар Рашич (подписанный как Апич) и Леонтий Бьелский (подписанный как Томас). [2] Еще три названия дебютировали в 1935 году: смерти ) «Луч » Джордже Лобачева и «Любавница с Марса» ( «Любовник с Марса» и «Подземна карика » ( «Императрица подземелья ») Андрия Мауровича . [21] Опубликованные вскоре после первого появления комиксов Брика Брэдфорда (1933) и Флэша Гордона (1934) и за два года до появления первых французских и итальянских научно-фантастических комиксов, эти названия можно считать пионерскими произведениями этого жанра. [21] До оккупации Югославии странами Оси было опубликовано еще около десяти наименований, в основном это адаптации произведений Жюля Верна и Герберта Уэллса . Среди наиболее известных авторов этого периода, помимо Лобачева и Мауровича, можно назвать Алексие Раннер и Себастьяна Ленера. [21]

Югославский научно-фантастический комикс был возрожден в 1951 году Златко Шешелем. [21] Однако до начала 1980-х годов публиковалось только около двадцати новых наименований за десятилетие. [21] Наиболее известными авторами 1950-х годов были братья Норберт и Вальтер Нойгебауэры , считающиеся основателями современных научно-фантастических комиксов в Югославии. [21] Среди других известных авторов десятилетия - дуэты Милорад Добрич - Милан Ковачевич и Александр Херцл - Драголюб Йованович. [22] В 1958 году дебютировал комикс «Свемирко» ( «Космонавт» ), созданный Владимиром Делачем и Ненадом Брикси, который продолжал публиковаться в течение целого десятилетия, закончившегося в 1968 году. [22] Вальтер Нойгебауэр и Александр Херцл продолжали свою работу в течение 1960-х годов, но самым известным автором этого десятилетия был Божидар Веселинович. [22]

Первая половина 1970-х годов принесла очень небольшое количество названий, но конец десятилетия ознаменовал эпоху новых авторов, чьи работы в 1980-е годы сделали югославские научно-фантастические комиксы актуальными на европейской арене. Ведущими авторами этого десятилетия являются Драган Боснич, Радован Девлич, Бранислав Хецел, Зоран Янжетов , Игорь Кордей , Деян Ненадов, Желько Пахек , Душан Релич, Драган Савич, Владимир Весович и Крешимир Зимонич. Работы ряда этих художников были изданы за рубежом. [22]

Другое изобразительное искусство

[ редактировать ]

Словенские художники Марьян Ремец, Йоже Спакал, Само Ковач и Дарко Славец. [15] а македонские художники Васко Ташковский, Кирил Ефремов и Вангель Наумовский создали ряд работ, вдохновленных научной фантастикой. [17]

Научная фантастика повлияла на творчество многих популярных музыкальных исполнителей. Произведения композитора и пионера югославской электронной музыки Михи Краля находились под сильным влиянием научной фантастики. [23] В 1985 году сценарист Драган Галович и режиссер Динко Тукакович сняли научно-фантастический телефильм для Радио Телевидения Белграда . В фильме использована музыка синти-поп -дуэта Denis & Denis , а в главных ролях снялись участники Denis & Denis Эди Кралич и Марина Перазич. [24]

Сообщества, фандомы и журналы для фанатов

[ редактировать ]

Первое югославское общество любителей научной фантастики , «Сфера» ( «Сфера» ), было образовано в Загребе в 1976 году. В течение 1980-х годов было сформировано больше обществ, наиболее заметными из которых являются Общество Лазара Комарчича из Белграда , Нова из Любляны , Пульсар из Скопье , Лира ( Лира ) из Ниша и Метеор из Суботицы . Общества организовывали съезды научной фантастики , лекции, выставки и кинопоказы . [25] при этом «Сфера» организовала несколько международных конгрессов. [8] Крупнейшим съездом Югославии был фестиваль SF žanra ( Фестиваль SF ), проходивший в Белграде в 1985 году. [8] Были попытки объединить эти общества в федеративное общество, но они оставались безуспешными вплоть до распада страны. [26]

Большинство упомянутых выше обществ издавали свои журналы для фанатов . Первым югославским журналом для любителей научной фантастики был «Парсек» , основанный обществом «Сфера» в январе 1977 года. Большая часть «Парсека» , выходившего нерегулярно, была посвящена новостям и рецензиям на книги и фильмы. В журнале для фанатов время от времени публиковались теоретические тексты. [26] В декабре 1981 года Общество Лазара Комарчича учредило журнал для фанатов Emitor , издаваемый ежемесячно. Помимо новостей, обзоров и теоретических текстов, Emitor также публиковал рассказы (в основном членов Общества Лазаря Комарчича) и комиксы. [26] За Emitor последовали еще пять журналов для фанатов: Nova , издаваемый обществом «Нова», «Спектар» ( «Спектр» ), издаваемый белградским издательским обществом «Касиопея», «Пульсар» , издаваемый обществом «Пульсар», «Метеор» , издаваемый обществом «Метеор», и Misija ( «Миссия» ). , изданный Сплитским издательским обществом Бранко Белан. Большинство журналов для фанатов просуществовали недолго, за исключением Misija , который был основан в сентябре 1986 года и публиковался регулярно, ежемесячно. Мисия представила, помимо текстов на сербско-хорватском языке, некоторые тексты на венгерском языке . [27] федеральный журнал для фанатов «Юсфан» . В 1987 году был создан [21]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Живкович, Зоран (1990). Энциклопедия научной фантастики 1 . Белград: Просвета. п. 317.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Живкович, Зоран (1990). Энциклопедия научной фантастики 1 . Белград: Просвета. п. 318.
  3. ^ Живкович, Зоран (1990). Энциклопедия научной фантастики 1 . Белград: Просвета. стр. 318–319.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Живкович, Зоран (1990). Энциклопедия научной фантастики 1 . Белград: Просвета. п. 319.
  5. Зоран Радисавлевич, «Роман без предка», Politika, 25 февраля 2011 г.
  6. ^ Фарук Диздаревич: РЕСАД КАДИЧ КАК АЛЬ РАДЕК
  7. ^ Живкович, Зоран (1990). Энциклопедия научной фантастики 1 . Белград: Просвета. стр. 319–320.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Живкович, Зоран (1990). Энциклопедия научной фантастики 1 . Белград: Просвета. п. 320.
  9. ^ Живкович, Зоран (1990). Энциклопедия научной фантастики 1 . Белград: Просвета. стр. 320–321.
  10. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Живкович, Зоран (1990). Энциклопедия научной фантастики 1 . Белград: Просвета. п. 321.
  11. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Живкович, Зоран (1990). Энциклопедия научной фантастики 1 . Белград: Просвета. п. 325.
  12. ^ Живкович, Зоран (1990). Энциклопедия научной фантастики 1 . Белград: Просвета. стр. 325–326.
  13. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Живкович, Зоран (1990). Энциклопедия научной фантастики 1 . Белград: Просвета. п. 326.
  14. ^ Живкович, Зоран (1990). Энциклопедия научной фантастики 1 . Белград: Просвета. стр. 326–327.
  15. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Живкович, Зоран (1990). Энциклопедия научной фантастики 1 . Белград: Просвета. п. 27.
  16. ^ Перейти обратно: а б с д и Живкович, Зоран (1990). Энциклопедия научной фантастики 1 . Белград: Просвета. п. 329.
  17. ^ Перейти обратно: а б с д и Живкович, Зоран (1990). Энциклопедия научной фантастики 1 . Белград: Просвета. п. 330.
  18. ^ Живкович, Зоран (1990). Энциклопедия научной фантастики 1 . Белград: Просвета. стр. 329–330.
  19. ^ Невеста атомной войны на IMDb
  20. ^ Goran Čelig, "Gosti iz galaksije (1981.)", Novosti.hr, September 8, 2016
  21. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Живкович, Зоран (1990). Энциклопедия научной фантастики 1 . Белград: Просвета. п. 332.
  22. ^ Перейти обратно: а б с д Живкович, Зоран (1990). Энциклопедия научной фантастики 1 . Белград: Просвета. п. 333.
  23. ^ «Миха Краль - Тридцать лет Андромеды», блог Александра Арежина, 24 октября 2010 г.
  24. Зоран Янкович, «К счастью, часть/часть припева...», Popboks.com, 5 марта 2013 г.
  25. ^ Живкович, Зоран (1990). Энциклопедия научной фантастики 1 . Белград: Просвета. стр. 330–331.
  26. ^ Перейти обратно: а б с Живкович, Зоран (1990). Энциклопедия научной фантастики 1 . Белград: Просвета. п. 331.
  27. ^ Живкович, Зоран (1990). Энциклопедия научной фантастики 1 . Белград: Просвета. стр. 331–332.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e6814db4a54eb35b6763554e2df7c558__1717254660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e6/58/e6814db4a54eb35b6763554e2df7c558.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yugoslav science fiction - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)