Jump to content

Солярис (роман)

Солярис
Обложка первого издания
Автор Станислав Лем
Художник обложки К.М. Сопочко
Язык Польский
Жанр научная фантастика
Издатель МОН, Уокер (США) [1]
Дата публикации
1961
Место публикации Польская Народная Республика
Опубликовано на английском языке
1970
Тип носителя Печать (в твердом и мягком переплете)
Аудио
Страницы 204
ISBN 0156027607
ОКЛК 10072735
891.8/537 19
Класс ЛК PG7158.L392 Z53 1985 г.

«Солярис» — научно-фантастический роман польского писателя Станислава Лема , вышедший в 1961 году . В нем рассказывается о команде ученых на исследовательской станции , которые пытаются понять внеземной разум , который принимает форму огромного океана на титульной чужой планете. Роман — одно из самых известных произведений Лема. [2]

Книгу неоднократно адаптировали для кино, радио и театра. Среди выдающихся экранизаций — Андрея Тарковского 1972 года версия и Стивена Содерберга 2002 года версия , хотя позже Лем заметил, что ни один из этих фильмов не отражает тематического акцента книги на ограничениях человеческой рациональности. [3]

Краткое содержание сюжета [ править ]

Солярис рассказывает о полной тщетности попыток общения с внеземной жизнью, населяющей далекую чужую планету под названием Солярис. Планета почти полностью покрыта океаном студенистого материала, который оказывается единым, охватывающим планету объектом. Терранские ученые предполагают, что это живое и разумное существо, и пытаются с ним общаться.

Крис Кельвин, психолог, прибывает на борт станции «Солярис», научно-исследовательской станции, парящей недалеко от океанической поверхности Соляриса. Тамошние учёные изучали планету и её океан на протяжении многих десятилетий, но по большей части тщетно. Научная дисциплина, известная как соляристика, с годами деградировала до простого наблюдения, регистрации и классификации сложных явлений, происходящих на поверхности океана. Пока ученые составили лишь детальную номенклатуру явлений и еще не понимают, что они на самом деле означают. Незадолго до прибытия Кельвина команда подвергла океан более агрессивным и несанкционированным экспериментам с высокоэнергетической рентгеновской бомбардировкой. Их эксперименты дают неожиданные результаты и становятся психологически травмирующими для них как индивидуально ущербных людей.

Реакция океана на это вторжение обнажает более глубокие, скрытые аспекты личностей ученых-людей, ничего не раскрывая при этом самой природы океана. Он делает это путем материализации физических симулякров , в том числе человеческих; Кельвин сталкивается с воспоминаниями о своей мертвой возлюбленной и чувством вины за ее самоубийство. «Гости» остальных исследователей лишь упоминаются. Все человеческие усилия разобраться в деятельности Соляриса оказываются тщетными. Как писал Лем, «своеобразие этих явлений, по-видимому, позволяет предположить, что мы наблюдаем некую разумную деятельность, но смысл этой, казалось бы, разумной деятельности Солнечного океана находится за пределами досягаемости человека». [4] Лем также писал, что он сознательно решил превратить разумного инопланетянина в океан, чтобы избежать любой персонификации и ловушек антропоморфизма при изображении первого контакта . [3]

Персонажи [ править ]

  • Главный герой, доктор Крис Кельвин , психолог, недавно прибывший с Земли на космическую станцию, изучающую планету Солярис. Ранее он сожительствовал с Хари («Рейя» в переводе Килмартина-Кокса), которая покончила жизнь самоубийством, когда разорвал их отношения. Ее точный двойник становится его гостем на борту космической станции и становится важным персонажем.
  • Снаут («Снег» в переводе Килмартина-Кокса) — первый человек, которого Кельвин встречает на борту станции, и его посетитель не показан.
  • Гибарян , который был преподавателем Кельвина в университете, совершает самоубийство всего за несколько часов до прибытия Кельвина на станцию. Посетителем Гибаряна была «гигантская негритянка», дважды являвшаяся Кельвину; сначала в коридоре вскоре после его прибытия, а затем, когда он осматривает труп Гибаряна. Кажется, она не подозревает о других людях, которых встречает, или просто предпочитает их игнорировать.
  • Последний житель, которого встретил Кельвин, — Сарториус , самый замкнутый член экипажа. Он появляется лишь время от времени и с подозрением относится к другим членам экипажа. Кельвин видит соломенную шляпу, которая может быть посетителем Сарториуса.
  • Хэри («Рейя» в переводе Килмартина-Кокса, анаграмма слова «Хари»), которая покончила с собой смертельной инъекцией после ссоры с Кельвином, возвращается в качестве его посетителя. Охваченный противоречивыми эмоциями после столкновения с ней, Кельвин заманивает первого посетителя Хари в шаттл и запускает его в открытый космос, чтобы избавиться от нее. Ее судьба неизвестна другим ученым. Снаут предлагает вызвать шаттл Хари, чтобы узнать ее состояние, но Кельвин возражает. Вскоре появляется Хэри, но он не помнит об инциденте с шаттлом. Более того, второй Хари осознает свою преходящую природу, и его преследует то, что он является средством достижения цели Соляриса, влияя на Кельвина неизвестным образом. Прослушав магнитофонную запись Гибаряна и узнав свою истинную природу, она пытается покончить жизнь самоубийством, выпив жидкий кислород . Это не удается, потому что ее тело состоит из нейтрино , стабилизировано каким-то неизвестным силовым полем и обладает невероятной силой и способностью быстро восстанавливаться после всех травм. Впоследствии она убеждает Снаута уничтожить ее с помощью устройства, разработанного Сарториусом, которое нарушает субатомную структуру посетителей.

и интерпретации Критика

Роман представляет собой наиболее известное развитие идеи Лема о невозможности связи с внеземным разумом , присутствующей во многих романах Лема, включая его самый первый « Человек с Марса » и его самый последний « Фиаско» . [5]

В интервью Лем сказал, что роман «всегда был сочной добычей для критиков», его интерпретации варьировались от фрейдизма , критики контакта и колониализма до [6] Союз Советский Сторонники последней точки зрения считают, что Океан представляет , а люди на космической станции представляют страны-сателлиты Центральной и Восточной Европы . Он также прокомментировал абсурдность аннотации на обложке книги к изданию 1976 года, в которой говорилось, что роман «выражает гуманистические убеждения автора о высоких моральных качествах человека». [7] Лем отметил, что критик, пропагандировавший идею Фрейда, на самом деле допустил ошибку, построив свой психоанализ на диалогах из английского перевода, в то время как его диагноз не соответствовал идиомам оригинального польского текста. [8]

Мы гуманны и рыцарственны; мы не хотим порабощать другие расы, мы просто хотим завещать им наши ценности и взамен перенять их наследие. Мы считаем себя Рыцарями Священного Контакта. Это очередная ложь. Мы ищем только Человека. Нам не нужны другие миры. Нам нужны зеркала.

- Солярис (§6:72), английский перевод 1970 г. [6]

английский перевод [ править ]

Различные переводы Solaris , в том числе английский

И оригинальная польская версия романа (опубликованная в 1961 году), и его английский перевод называются «Солярис» . Жан-Мишель Жасенско опубликовал свой французский перевод в 1964 году, и эта версия легла в основу английского перевода Джоанны Килмартин и Стива Кокса (Walker and Company, 1970; Faber and Faber, 1971). [9] Лем, свободно читавший по-английски, неоднократно выражал свое разочарование версией Килмартина-Кокса. [10]

В 2011 году Билл Джонстон завершил английский перевод с польского. Жена и сын Лема отнеслись к этой версии более благосклонно: «Мы очень довольны работой профессора Джонстона, которая, кажется, уловила дух оригинала». [11] Он был выпущен в виде аудиокниги, а затем в издании Amazon Kindle (2014 г., ISBN   978-83-63471-41-5 ). Юридические проблемы не позволили этому переводу появиться в печати. [11]

Перепечатки [ править ]

Адаптации [ править ]

Аудио [ править ]

Аудиокниги [ править ]

Театр [ править ]

Опера [ править ]

Кино [ править ]

«Солярис» снимался трижды:

Сам Лем заметил, что ни одна из киноверсий не отображает в значительной степени необычайную физическую и психологическую «инопланетность» океана Солярис. Отвечая на кинорецензии на версию Содерберга, Лем, отметив, что фильм не видел, написал:

...насколько мне известно, книга не была посвящена эротическим проблемам людей в космосе... Как автор « Соляриса » я позволю себе повторить, что я всего лишь хотел создать видение встречи человека с чем-то, что, безусловно, существует, возможно, в значительной степени, но не может быть сведено к человеческим понятиям, идеям или образам. Именно поэтому книга называлась « Солярис », а не « Любовь в космосе ».

основе Соляриса на и произведения Культурные аллюзии

См. также [ править ]

  • Фиаско - роман Станислава Лема 1986 года.
  • Голос его хозяина - роман Станислава Лема 1968 года.
  • Непобедимый - роман Станислава Лема 1964 года.
  • Планета-океан — планета, содержащая значительное количество воды или другой жидкости.

Ссылки [ править ]

  1. ^ «Солярис» . Солярис . Проверено 17 ноября 2010 г.
  2. ^ Энциклопедия читателя Бенета , четвертое издание (1996), стр. 590.
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Лем, Станислав (8 декабря 2002 г.). «Станция Солярис» . Станислав Лем . Проверено 13 июля 2013 г.
  4. ^ Станислав Лем, Фантазия и футуриология , Wydawnictwo Literackie, 1989, том 2, стр. 365.
  5. ^ Войцех Орлинский , Что такое сепулки? Всё о Леме [ Что такое Сепульки? Все о Леме », 2007, ISBN   8324007989 , с. 54.
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Энн Вейнстон (июль 1994 г.). «Сопротивление монстрам: Заметки о «Солярисе» » . Научно-фантастические исследования . 21 (2). SF-TH Inc: 173–190. JSTOR   4240332 . Проверено 4 февраля 2021 г.
  7. ^ Часто задаваемые вопросы Лема
  8. ^ Комментарий Лема к Солярису
  9. ^ Келлман, Стивен Г., «Автографы инопланетян: как переводчики делают свои отметки», в Neohelicon (2010) 37:15 (онлайн).
  10. ^ «Некролог: Станислав Лем» . Хранитель . 8 апреля 2006 г. Проверено 22 мая 2021 г.
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Элисон Флад, «Опубликован первый прямой английский перевод Соляриса» , The Guardian , 15 июня 2011 г.
  12. ^ Солярис , 1963, Энциклопедия польского театра.
  13. ^ Солярис (серия 1) , 1975, Энциклопедия польского театра
  14. ^ Солярис: Классический сериал
  15. ^ Лем Станислав - Радиоспектакль Солярис
  16. ^ Флад, Элисон (15 июня 2011 г.). «Опубликован первый прямой английский перевод Solaris» . Хранитель . Проверено 13 июля 2013 г.
  17. ^ Солярис: аудиокнига Definitive Edition
  18. ^ Лем, Станислав (22 ноября 2014 г.). Solaris [Kindle Edition] — Билл Джонстон (переводчик) . Проверено 8 февраля 2016 г.
  19. ^ «Суперпродукция Солярис – Аудиотека» .
  20. ^ "Солярис.Доклад"
  21. «Жертвы условностей» , Агнешка Ратай, Жице Варшавы , 4 октября 2009 г.
  22. ^ Девдариани, Дмитрий (2012). «Игра Солярис» . Дмитрий Девдариани . Проверено 13 июля 2013 г.
  23. ^ Скорость горизонта ZOOM Мартина Акоста (полная версия на YouTube)
  24. ^ СОЛЯРИС Станислава Лема | Сценическая версия Тима Стаффела
  25. ^ "Научная фантастика без излишеств"
  26. ^ «Солярис — Королевский лицейский театр» . 12 сентября 2019 года . Проверено 15 сентября 2019 г.
  27. ^ «Солярис — Театр Мальтхаус» . Проверено 5 июля 2019 г.
  28. ^ «Обзор Соляриса – любовь и одиночество сталкиваются в лучшем варианте классической научной фантастики , The Guardian , 15 сентября 2019 г.
  29. ^ «Стефано Темпиа: Современные вторжения, дань уважения Берио и Корредже, 16-17 июня 2013 г., Турин» , News Spectaccolo , 14 июня 2013 г.
  30. ^ "ТАТЬЯНА ЕГОРОВА: "ЭДУАРД АРТЕМЬЕВ: ОН БЫЛ И ВСЕГДА ОСТАНЕТСЯ ТВОРЦОМ..."" - Интервью с Эдуардом Артемьевым, автором музыки к фильму Тарковского. Первоначально опубликовано в журнале "Музыкальная жизнь", № 17, 1988 г.
  31. ^ Размышления после премьеры , at ballet author's website
  32. ^ Мир театра: издание 2008 г.: отчет о театральных сезонах 2005–2006 и 2006–2007 гг. по всему миру , 2008 г., ISBN   9052014582 , стр.309
  33. ^ «Солярис» . Дэниел Бьярнасон . 7 ноября 2011 года . Проверено 13 июля 2020 г.
  34. ^ «Катла (сериал 2021–)» . IMDB . Проверено 25 июня 2021 г.
  35. ^ «Циклотрон и Солярис» , Welcometo.pl, 22 марта 2017 г.

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6a1c53780bd5ef6f51c56aac024f3529__1716597420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6a/29/6a1c53780bd5ef6f51c56aac024f3529.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Solaris (novel) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)