Идеальный вакуум
![]() Обложка первого издания Анджея Гейдриха | |
Автор | Станислав Лем |
---|---|
Переводчик | Майкл Кандел |
Предмет | Фиктивная критика несуществующих книг |
Опубликовано | 1971 (польский) |
Издатель | Издательство Читатель |
Совершенный вакуум ( польский : Doskonała próżnia ) — книга польского писателя Станислава Лема 1971 года , крупнейший и самый известный сборник вымышленной критики Станиславом Лемом несуществующих книг . [1] Его перевел на английский Майкл Кандел . Некоторые рецензии напоминают читателю черновики его научно-фантастических романов, некоторые читаются как философские произведения на научные темы, от космологии до повсеместного распространения компьютеров, наконец, третьи высмеивают и пародируют все, от нуворима до порнографии , «Улисса» , безавторских произведений , и Достоевский .
Содержание
[ редактировать ]Книга содержит рецензии на 16 воображаемых книг и одну настоящую книгу: саму себя.
- Идеальный вакуум: рецензия на саму книгу. Это единственная рецензируемая книга во всей коллекции. Однако даже это не совсем реально. Например, рецензент критикует предисловие к «Идеальному вакууму» , озаглавленное «Авто- Момус» , хотя в самом «Идеальном вакууме» нет ни предисловия, ни раздела, озаглавленного «Авто-Момус».
- Les Robinsonades: , Робинзонада в которой брошенный моряк справляется со своим одиночеством, пытаясь создать упорядоченный мир исключительно в своем воображении - задача, обреченная на провал.
- Гигамеш: Роман «Гигамеш» для о Гильгамеше легенды Джеймса Джойса является является тем же, чем «Улисс» Гомера для «Одиссеи» . В романе поверхностно описаны последние 36 минут жизни «солдатского Джо» Маеша, ожидающего казни. К этому 395-страничному роману был приложен 847-страничный комментарий, который представляет собой чрезвычайно подробное толкование романа, показывая, что на самом деле это была попытка сжать все знания человечества в один роман («буква М в «ГигаМеш», например, отсылает нас к истории майя, к богу Витци-Пуцли, ко всей космогонии ацтеков, а также к их ирригационной системе). В то время как ученые с удовольствием толковали Джойса, автор «Гигамеша» сделал все это сам.
- «Сексвзрыв»: научно-фантастический роман о полном освобождении сексуальных желаний, за которым следует полное исчезновение полового влечения , а затем эротизация еды, где одни методы тщательно продуманного питания рассматриваются как эротические, в то время как другие являются табу («нельзя есть шпинат или яичницу, подперев ноги»).
- Группенфюрер Людовик XVI : Историческая фантастика о том, как бывший нацист сбежал в Аргентину и воссоздал в джунглях дореволюционный французский двор, и как нанятые им актеры постепенно вросли в свои роли, так что они продолжали поддерживать фасад французского двора даже после смерть бывшего нациста. [2]
- Rien du tout, ou la effect: Роман, полностью написанный в отрицаниях («Поезд не пришел. Он не пришел»). Пародия на литературное движение модерн .
- Перикалипсис : полемическая книга, в которой утверждается, что уже написано слишком много книг, что они представляют собой информационное загрязнение , и было бы лучше уничтожить все книги, написанные после 1900 года, чтобы не захоронить настоящие драгоценности. Кроме того, необходимо создать глобальную организацию, которая будет наказывать всех, кто публикует материалы ради денег и славы. Вместо публикации такие люди должны отправлять свои работы в организацию, и если окажется, что их работа имеет потенциальный коммерческий успех, им будет предоставлена стипендия в обмен на отказ от публикации работы.
- Идиота : Рецензия на роман, тонко критикующий «Идиота» . В романе семья из трех человек состояла из матери, отца и сына-идиота. Идиотский сын причинил им много неприятностей, но родители продолжали действовать и истолковывали все его действия по-новому, чтобы отрицать тот факт, что их сын был идиотом. Тонкая критика заключается в том, что в «Идиоте» главный герой был таким же, как идиот в этой истории — идиотом.
- U-Write-It: литературный конструктор . Он дает читателю пустые страницы и полоски, содержащие фрагменты великих романов, и приказывает читателю переставлять их по своему желанию. Подобно технике нарезки, используемой дадаистами и Уильямом С. Берроузом . Набор «Литературный конструктор» продавался не очень хорошо, поскольку широкую публику фактически не интересовали великие романы.
- Одиссей Итаки : Роман об Одиссее Итаке (небольшом вымышленном городке в Массачусетсе), который основал организацию по поиску потерянных гениев. Он предположил, что существует три уровня гениев. Уровень 3 — это те, кто получил признание при жизни и часто может добиться известности и успеха. Уровень 2 — это те, которые настолько опередили свое время и настолько революционны, что их часто преследовали и открыли заново лишь столетия спустя. Уровень 1 — это те, которые могли бы изменить ход истории, если бы к ним прислушались. Но если бы это было не так, то они больше не были бы актуальны, поскольку человеческая история зашла бы слишком далеко, чтобы повернуть в указанном ими направлении.
- Той : Роман, написанный в контексте одной тенденции в современной литературе: поиск аутентичности путем отказа от создания отшлифованного, закрытого, вымышленного мира, но раскрывающего процесс сочинения автора («книгу пишут о том, как пытаются написать эссе). книга о желании написать книгу и так далее»). Этот роман, вместо того, чтобы углубляться в автора, чтобы быть «аутентичным», атакует в лоб, оскорбляя читателя. Это терпит неудачу, потому что оскорбления эффективны только в том случае, если они адресованы получателю.
- «Быть корпорацией»: научно-фантастический роман, изображающий мир как результат тщательно продуманного компьютерного планирования индивидуальных жизней, огромной хореографии человечества. Можно было приобрести жизненные события, такие как «спасение жизни в результате крушения поезда» в « Быть Inc.» . Однако из-за антимонопольного закона в Америке компаний было три, и когда от них потребовали произвести несовместимые мероприятия, начались проблемы. В результате компьютеры начали планировать даже деятельность самих компаний, и в каждую компанию проникли агенты других компаний.
- Die Kultur Als Fehler, или «Цивилизация как ошибка»: философская книга, в которой утверждается, что человеческая культура является защитным механизмом, придающим смысл слабостям и слабостям человечества, утверждая, что они являются частью более широкого плана вещей. Теперь, когда технологический прогресс позволил радикально усовершенствовать человечество , некоторые люди выступают против этого – сознательно или нет, потому что это означало бы, что все предыдущие страдания были ненужны, и технологии – наш спаситель.
- De Impossabilitate Vitae и De Impossabilitate Prognoscendi («О невозможности жизни» и «О невозможности прогнозирования»): две книги, рассмотренные в одной рецензии, обе посвящены альтернативной истории . Этот псевдообзор был опубликован на английском языке под названием Odds в 1978 году в журнале The New Yorker . [3]
- Первый почти полностью состоит из отслеживания всего, что должно было произойти, чтобы родился автор (Куська): его отец должен был жениться на его матери, что, в свою очередь, зависело от их встречи во время войны, что, в свою очередь, зависело от множества других событий. Здесь Лем приводит доводы в пользу эффекта бабочки : изменение одной вещи имеет почти бесконечное количество невообразимых последствий. De Impossabilitate Vitae — это художественная часть собственной биографии Лема. [4]
- Последнее является аргументом в пользу того, что футурология не может быть основана на теории вероятностей , а скорее на каком-то другом подходе, цитируя Лема: «а именно, цитируя Куску, «теория, основанная на противоположных аксиомах, о распределении ансамблей, фактически не имеющих аналогов в пространственно-временной континуум событий высшего порядка». (Цитата также показывает, что чтение работы в теоретических разделах действительно представляет определенные трудности.)» [3]
- Профессор Куська является тезкой «ошибки Куськи» в рассуждениях о одновременном происхождении двух крайне маловероятных событий реальной жизни: при расчете вероятности такого события ошибочно предполагать, что они независимы. [5] [6]
- Non Serviam : тщательно продуманная сатира на идею искусственного интеллекта, которая затрагивает суть моральной дилеммы, которую может создать настоящий успех. Она написана в сухом стиле рецензии на книгу, которая может когда-нибудь в ближайшем будущем появиться в широком научном журнале. В нем обсуждается книга профессора Джеймса Добба Non Serviam , а через нее и область «персонетики», моделируемого создания по-настоящему разумных существ («персоноидов») внутри компьютера. Он начинается с цитаты: «[персонетика] самая жестокая наука, когда-либо созданная человеком». Лем просит эрудированного рецензента описать общую теорию персонетики, ее историю и современное состояние, а также некоторые последствия, обильно цитируя работы экспертов в этой области. Позже рецензент цитирует из книги дискуссию, записанную Доббом, в которой участвовал персоноидный философ АДАН. думает о том, чем он мог бы быть обязан своему (неизвестному) создателю. Ясно, что этот персоноид считает, что у него есть свободная воля (и поэтому он может сказать « non serviam », т.е. я предпочитаю не служить). Он завершается цитацией выраженной Доббом дилеммы, связанной с необходимостью в конечном итоге положить этому миру конец. Этот псевдообзор также появился, в несколько ином виде, под заголовком Эксперимент , в 1978 году в The New Yorker . [7]
- Перевод фальшивой рецензии на « Non Serviam» был включен в сборник эссе 1981 года «The Mind's I» .
- Новая космогония: обзор вымышленной речи лауреата Нобелевской премии, который представляет новую модель Вселенной, основанную на его анализе парадокса Ферми : законы физики - результат игры, в которую играют Игроки: развитые древние цивилизации . Основная стратегия игроков – поддерживать стабильность игры, чтобы никто не мог получить решающего преимущества. Они играют, чтобы не проиграть. Поскольку они не могли общаться, они играли в минимаксные стратегии, а поскольку игра по сути одинакова для всех, в конечном итоге они использовали одни и те же стратегии. Это привело их к равновесию Нэша , которое они пытались сохранить.
- Расширение Вселенной: убедиться, что все новые цивилизации изолированы и не могут нарушить равновесие Нэша.
- Ограниченность скорости света: предотвратить доминирование и коалицию.
- Направление времени: чтобы другие Игроки не могли отменить предыдущие действия.
Прием
[ редактировать ]- «Лем — это Гарпо Маркс , Франц Кафка и Исаак Азимов, свернутые в одно целое и отправляющиеся в нору белого кролика». ( Детройтские новости ) [8]
- «[Лем — это] Хорхе Луис Борхес космической эры, который серьезно занимается всеми концепциями философии и физики, от свободы воли до теории вероятностей». ( Нью-Йорк Таймс ) [9]
- «Один из самых умных, эрудированных и юмористических писателей, работающих сегодня». Энтони Бёрджесс ( The Observer ) [10]
Влияния
[ редактировать ]Издание 2008 года книги, напечатанной Agora SA, содержало приложение Яцека Дукая под названием « Кто написал Станислава Лема?» , номинирован на премию Януша А. Зайделя 2009 года . [11] [12] Это фальшивая рецензия на книгу, опубликованную в 2071 году , в которой обсуждается деятельность искусственного интеллекта , моделирующего Станислава Лема. Фактически, Дукай вел колонку фальшивых рецензий « Альтернативный книжный магазин » («Księgarnia alternatywna») в польском журнале Science Fiction (с № 14 (04.2002) по № 33 (12.2003)). В интервью он заявил, что это не было запланированным продолжением работы Лема; скорее, у него был ряд идей, которые он не успел развить полностью. [13]
В сборнике «Лемистика: Праздник творчества Станислава Лема» (2011) есть еще два посвящения Лему такого рода. «Каждая маленькая помощь» Фрэнка Коттрелла Бойса, рецензия Станислава Лема» Фрэнка Коттрелла Бойса представляет собой вымышленную рецензию Лема на несуществующую историю Бойса. «Апокрифы Лема Дэна Тукагавы, Дж. Б. Крупского и Аарона Орвитса, рецензия Яцека Дукая» представляет собой фальшивую рецензию на книгу о литературных произведениях (и юридических спорах) трех постгоминемов лемов (postLems), которые представляют собой три разных посмертные компьютерные симуляции Лема, основанные на разных принципах. [14]
Библиография
[ редактировать ]- Станислав Лем, Идеальный вакуум , издательство Северо-Западного университета, 1999, ISBN 0-8101-1733-9
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Запись о книге на официальной странице Лема содержит примечания автора на английском языке.
- ↑ Эта история также появилась, в несколько иной форме, под названием «Паризия» в журнале The New Yorker от 18 сентября 1978 года, стр. 36–44.
- ^ Jump up to: а б Станислав Лем, «Шансы (ОБЗОР НА «DE IMPOSSIBILITATE VITAE» И «DE IMPOSSIBILITATE»PROGNOSCENDI», ПРОФЕССОР ЦЕЗАР КОУСКА), The New Yorker , № 54, 11 декабря 1978 г., стр. 38-54.
- ↑ Станислав Лем, Mein Leben («Моя жизнь»), Берлин, 1983.
- ^ Марк С. Любинский, «Заблуждение Кушки: ошибка разделенного знаменателя», The Lancet , том 328, выпуски 8521–8522, 27 декабря 1986 г., страницы 1449–1450
- ^ Роб Форсайт, Ричард В. Ньютон, Детская неврология , с. 54
- ^ Эксперимент (обзор Джеймса Добба на «Non Serviam») , The New Yorker , 24 июля 1978 г., стр. 26-44.
- ^ [1]
- ^ [2]
- ^ [3]
- ^ «Кто получит премию Зайделя»
- ^ [4] Архивировано 7 августа 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ «Когда тема берет писателя за горло». Архивировано 12 января 2012 г. в Wayback Machine . Интервью с Яцеком Дукаем первоначально появилось в журнале Lampa , вып. 25 апреля 2006 г.
- ^ Лемистрия , 2013, стр.160.
Ссылки
[ редактировать ]- Питер Свирски, изд. (2006). Искусство и наука Станислава Лема . McGill-Queen's Press. ISBN 0-7735-3046-0 .