Робинзонада
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2008 г. ) |

Робинзонада ( / ˌ r ɒ b ɪ n s ə ˈ n eɪ d / ROB -in-sən- AYD ) — литературный жанр художественной литературы, в котором главный герой внезапно отделяется от цивилизации, обычно из-за кораблекрушения или оставления в уединенном и необитаемом месте. остров и должны импровизировать средства своего выживания, используя имеющиеся ограниченные ресурсы. Жанр получил свое название от романа Робинзон Крузо» « Даниэля Дефо 1719 года . Успех этого романа породил столько подражаний, что его название стало использоваться для определения жанра, который иногда называют просто « историей о необитаемом острове ». [1] или « потерянный рассказ». [2]
Слово «робинзонада» было придумано немецким писателем Иоганном Готфридом Шнабелем в предисловии к его произведению 1731 года Die Insel Felsenburg ( «Островная крепость» ). [3] Его часто рассматривают как поджанр фантастики о выживании .
Общие темы
[ редактировать ]Общие темы произведений «Робинзонады» включают пребывание главных героев в состоянии изоляции (например, на необитаемом острове или необитаемой планете ), новое начало для персонажей произведения, саморефлексию как сюжетную точку, контакт с коренными народами или внеземной жизнью и социальный комментарий . [4]
Утопизм
[ редактировать ]В отличие от и романтических произведений Томаса Мора , утопий в которых природа изображалась как идиллическая, Крузо сделал ее неумолимой и скудной. Главный герой выживает благодаря своему смекалке и качествам своего культурного воспитания, которые также позволяют ему побеждать в конфликтах с другими потерпевшими кораблекрушение или над местными народами, с которыми он может столкнуться. Однако ему удается вырвать выживание и даже некоторую долю цивилизации из дикой природы. Последующие работы шли как в более утопическом направлении ( «Швейцарская семья Робинзонов» ), так и в антиутопическом направлении ( «Повелитель мух» ).
Перевернутый крузоизм
[ редактировать ]Термин «перевернутый крузоизм» был придуман английским писателем Дж. Г. Баллардом . Парадигма Робинзона Крузо была постоянной темой в творчестве Балларда. [5] В то время как оригинальный Робинзон Крузо стал потерпевшим кораблекрушение против своей воли, главные герои Балларда часто решают покинуть страну; отсюда перевернутый крузоизм (например, Бетонный остров ). Эта концепция объясняет, почему люди намеренно оставляют себя на отдаленном острове; в работе Балларда превращение в потерпевшего кораблекрушение — это не только процесс исцеления и расширения возможностей, но и захватывающий процесс, позволяющий людям открыть для себя более значимое и жизненно важное существование.
Примеры
[ редактировать ]Предшествование Робинзону Крузо
[ редактировать ]Ганса Якоба Кристоффеля фон Гриммельсхаузена 1668 года В плутовском романе «Симплициус Симплицисимус» рассказывается о главном герое, потерпев кораблекрушение и живущем один на острове.
19 век
[ редактировать ]Одной из самых известных робинзонад является «Швейцарская семья Робинзонов » (1812–1827 гг.) Иоганна Давида Висса, в которой потерпевшему кораблекрушение священнослужителю, его жене и четырем сыновьям удается не только выжить на своем острове, но и обрести хорошую жизнь. Жюль Верн вытаскивает своих потерпевших кораблекрушение на «Таинственном острове » (1874 г.) с одной спичкой, одним пшеничным зерном, металлическим собачьим ошейником и двумя часами.
Собственно Робинзонада
[ редактировать ]Собственно робинзонада также содержит следующие темы:
- Прогресс через технологии
- Сюжетная линия, следующая за триумфами и восстановлением цивилизации.
- Экономические достижения
- Недружелюбие природы
Научно-фантастический робинзонад
[ редактировать ]Жанр научно-фантастических робинзонад, естественно, имеет тенденцию происходить на необитаемых планетах или спутниках, а не на островах. На Луне находится прото-фантастика Ральфа Морриса «Жизнь и чудесные приключения Джона Дэниела» (1751 г.). [6] и восхваление человеческой изобретательности Джона Кэмпбелла-младшего « Луна — это ад» (1950). [7] Классическим примером научно-фантастической робинзонады, в которой есть все элементы собственно робинзонады, являются Тома Годвина » «Выжившие , а также Дж. Балларда » «Бетонный остров . Более свежий пример — » Энди Вейра 2011 года «Марсианин . [8] Джоанны Расс « Мы, кто собираемся...» (1977) представляет собой радикальное феминистское возражение против всего жанра.
Список предметных рубрик Sears [9] рекомендует библиотекарям также каталогизировать апокалиптические произведения , такие как Кормака Маккарти популярный роман «Дорога » или даже Роберта А. Хайнлайна , «Звездный десант» как робинзонады.
Фильм
[ редактировать ]«Мистер Робинзон Крузо» — это обновленная версия истории 1932 года, в которой Дуглас Фэрбенкс-старший отправляется на год на необитаемый остров, чтобы выиграть пари.
Робинзон Крузо (фильм, 1954) — приключенческий фильм 1954 года режиссёра Луиса Бунюэля с Дэном О’Херлихи в главной роли.
«Робинзон Крузо на Марсе» — это история 1964 года о выжившем после крушения космического корабля на планете Марс .
«Лейтенант Робин Крузо, ВМС США» — это комедийный пересказ 1966 года, в котором участвуют пилот ВМС США и астронавт-шимпанзе по имени Флойд.
«Робинзон Крузо» (1972) — советский фильм 1972 года (Одесская киностудия) с Леонидом Куравлевым в главной роли и музыкой Антонио Вивальди .
Enemy Mine — это научно-фантастическая история о человеке и вражеском пришельце, которые терпят крушение на бесплодном планетоиде и в конечном итоге сотрудничают, чтобы выжить.
«Изгой» — фильм 2000 года о сотруднике FedEx ( Том Хэнкс ), который единственный выжил в авиакатастрофе и на четыре года застрял на необитаемом острове.
«Марсианин» — это фильм 2015 года о человеке-космонавте, застрявшем на Марсе после того, как шторм вынудил остальную часть экипажа покинуть Марс и попытаться его спасти.
Комиксы
[ редактировать ]В 1940 году Морт Вайзингер создал «Зеленую стрелу» , миллионера, потерпевшего кораблекрушение, ставшего линчевателем. [10]
Спустя годы компания Gold Key Comics выпустила серию комиксов под названием « Космическая семья Робинсон» , а в начале 1960-х и позже продюсер Ирвин Аллен свою собственную версию аналогичной концепции о другой космической семье Робинсонов, известной как « Затерянные в космосе создал для CBS » .
Первым появлением космической семьи Робинсонов (не имеющей отношения к сериалу «Робинсоны») в комиксах стал Gold Key Comics издательства комикс «Космическая семья Робинсонов» в декабре 1962 года. 1982. Первый выпуск вышел в декабре 1962 года. В выпуске № 15 (январь 1966 г.) к обложке было добавлено название «Затерянные в космосе».
В книге «Серебряный век: Второе поколение художников-комиксов» Дэниела Хермана объясняется, что, когда в 1965 году вышел сериал «Затерянные в космосе », было очевидно, что он был вдохновлен, по крайней мере частично, комиксами, но CBS , Сеть, транслирующая шоу, никогда не получала лицензию от Western Publishing . Вместо того, чтобы подавать в суд на CBS или Ирвина Аллена, Western решила достичь соглашения, которое позволило им использовать «Затерянные в космосе» в названии комикса. Поскольку CBS и Ирвин Аллен лицензировали шоу для Вестерн, Вестерн не хотел их противодействовать. Кроме того, название телешоу, вероятно, способствовало продажам комикса.
Телевидение
[ редактировать ]Приключения Робинзона Крузо (сериал) — французско-немецкий телесериал 1964 года с Робертом Хоффманном в главной роли. Он был показан в 1965 году в Великобритании под саундтрек Роберта Меллина .
Телесериал 1965 года «Затерянные в космосе» является экранизацией романа «Швейцарская семья Робинзонов» . [ нужна ссылка ] Семья астронавтов доктора Джона Робинсона в сопровождении пилота ВВС и робота отправилась с перенаселенной Земли на космическом корабле «Юпитер-2» , чтобы посетить планету, вращающуюся вокруг звезды Альфа Центавра, в надежде на ее колонизацию. Их миссия в 1997 году (официальная дата запуска «Юпитера -2» — 16 октября 1997 года) немедленно саботируется доктором Закари Смитом, который проскальзывает на борт их космического корабля и перепрограммирует робота, чтобы уничтожить корабль и команду.
Смит оказывается в ловушке на борту и спасается, преждевременно выводя команду из состояния анабиоза . Они спасают корабль, но из-за полученных повреждений они теряются в космосе. В конце концов они терпят крушение в чужом мире, позже названном Припланис, где им предстоит пережить множество приключений. Смит (которого сценарист сериала изначально намеревался убить) [ нужна ссылка ] остается в сериале источником комедийной трусости и злодейства, эксплуатируя прощающую (или забывчивую) природу Робинсонов.
В сериале 1966 года «Остров Гиллигана» рассказывалось о семи потерпевших кораблекрушение, оказавшихся на тропическом острове. Даже в музыкальной теме шоу есть слова: «Как Робинзон Крузо, он настолько примитивен, насколько это возможно».
Видеоигры
[ редактировать ]В нескольких видеоиграх эта тема исследовалась, помещая игроков во враждебную среду, где они должны работать для достижения определенной цели или просто выживать. Таким образом, видеоигры-робинзонады можно включить в более широкий жанр игр на выживание . Несколькими примерами этого жанра являются игры серии Stranded , Stranded Deep, The Forest и Minecraft .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Стимпанк- антология, 2008, изд. Энн Вандермеер и Джефф Вандермеер , ISBN 978-1-892391-75-9
- ^ Эмпайрские острова: потерпевшие кораблекрушение, каннибалы и фантазии о завоеваниях , Ребекка Уивер-Хайтауэр, University of Minnesota Press, 2007, ISBN 978-0816648634 .
- ^ (на немецком языке) Остров Фельзенбург , 1731, Иоганн Готфрид Шнабель
- ^ Ричетти, Джон (ред.) Кембриджский компаньон Даниэля Дефо . (Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2009 г.) ISBN 978-0521675055
- ^ Селларс, Саймон (2012). «Зоны перехода»: микронационализм в творчестве Дж. Г. Балларда . Лондон: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 230–248.
- ^ «SFE: Моррис, Ральф» .
- ^ «Темы: Робинзонада: СФЭ: Энциклопедия научной фантастики» .
- ^ «Темы: Робинзонада: СФЭ: Энциклопедия научной фантастики» .
- ^ Список предметных рубрик Sears , 18-е изд., Джозеф Миллер, изд. (Нью-Йорк: The HW Wilson Co., 2004 г.)
- ^ Лилиан III, Гай Х., «Морт Вайзингер: Человек, который не хотел бы быть Суперменом», в «Удивительном мире комиксов DC № 7» (июль 1975 г.), стр. 2–8.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Исторические примеры см. в книге «Робинзон Крузо и Робинзонады Даниэля Дефо в цифровой коллекции», где представлен обзор жанра, а также более 200 версий Робинзона Крузо и исторических робинзонад, открыто и бесплатно размещенных в Интернете с полным текстом и масштабируемыми изображениями страниц из Библиотеки Болдуина. Историческая детская литература
- Литературную критику по этому вопросу см. в «Главе 7: Раскрытие карты приключений: Робинзоны и Робинзонады» в книге « Картирование людей и империи: география приключений » Ричарда Филлипса, опубликованной в 1997 году, и «Империальные острова: потерпевшие кораблекрушение, каннибалы и фантазии завоевания». , Ребекка Уивер-Хайтауэр, Университет Миннесоты, 2007 г., ISBN 978-0816648634 .