Jump to content

Робинзонада

Робинзон Крузо на иллюстрации 1887 года.

Робинзонада ( / ˌ r ɒ b ɪ n s ə ˈ n d / ROB -in-sən- AYD ) — литературный жанр художественной литературы, в котором главный герой внезапно отделяется от цивилизации, обычно из-за кораблекрушения или оставления в уединенном и необитаемом месте. остров и должны импровизировать средства своего выживания, используя имеющиеся ограниченные ресурсы. Жанр получил свое название от романа Робинзон Крузо» « Даниэля Дефо 1719 года . Успех этого романа породил столько подражаний, что его название стало использоваться для определения жанра, который иногда называют просто « историей о необитаемом острове ». [1] или « потерянный рассказ». [2]

Слово «робинзонада» было придумано немецким писателем Иоганном Готфридом Шнабелем в предисловии к его произведению 1731 года Die Insel Felsenburg [ de ] ( «Островная крепость» ). [3] Его часто рассматривают как поджанр фантастики о выживании .

Общие темы

[ редактировать ]

Общие темы произведений «Робинзонады» включают пребывание главных героев в состоянии изоляции (например, на необитаемом острове или необитаемой планете ), новое начало для персонажей произведения, саморефлексию как сюжетную точку, контакт с коренными народами или внеземной жизнью и социальный комментарий . [4]

В отличие от и романтических произведений Томаса Мора , утопий в которых природа изображалась как идиллическая, Крузо сделал ее неумолимой и скудной. Главный герой выживает благодаря своему смекалке и качествам своего культурного воспитания, которые также позволяют ему побеждать в конфликтах с другими потерпевшими кораблекрушение или над местными народами, с которыми он может столкнуться. Однако ему удается вырвать выживание и даже некоторую долю цивилизации из дикой природы. Последующие работы шли как в более утопическом направлении ( «Швейцарская семья Робинзонов» ), так и в антиутопическом направлении ( «Повелитель мух» ).

Перевернутый крузоизм

[ редактировать ]

Термин «перевернутый крузоизм» был придуман английским писателем Дж. Г. Баллардом . Парадигма Робинзона Крузо была постоянной темой в творчестве Балларда. [5] В то время как оригинальный Робинзон Крузо стал потерпевшим кораблекрушение против своей воли, главные герои Балларда часто решают покинуть страну; отсюда перевернутый крузоизм (например, Бетонный остров ). Эта концепция объясняет, почему люди намеренно оставляют себя на отдаленном острове; в работе Балларда превращение в потерпевшего кораблекрушение — это не только процесс исцеления и расширения возможностей, но и захватывающий процесс, позволяющий людям открыть для себя более значимое и жизненно важное существование.

Предшествование Робинзону Крузо

[ редактировать ]

Ганса Якоба Кристоффеля фон Гриммельсхаузена 1668 года В плутовском романе «Симплициус Симплицисимус» рассказывается о главном герое, потерпев кораблекрушение и живущем один на острове.

Одной из самых известных робинзонад является «Швейцарская семья Робинзонов » (1812–1827 гг.) Иоганна Давида Висса, в которой потерпевшему кораблекрушение священнослужителю, его жене и четырем сыновьям удается не только выжить на своем острове, но и обрести хорошую жизнь. Жюль Верн вытаскивает своих потерпевших кораблекрушение на «Таинственном острове » (1874 г.) с одной спичкой, одним пшеничным зерном, металлическим собачьим ошейником и двумя часами.

Собственно Робинзонада

[ редактировать ]

Собственно робинзонада также содержит следующие темы:

  • Прогресс через технологии
  • Сюжетная линия, следующая за триумфами и восстановлением цивилизации.
  • Экономические достижения
  • Недружелюбие природы

Научно-фантастический робинзонад

[ редактировать ]

Жанр научно-фантастических робинзонад, естественно, имеет тенденцию происходить на необитаемых планетах или спутниках, а не на островах. На Луне находится прото-фантастика Ральфа Морриса «Жизнь и чудесные приключения Джона Дэниела» (1751 г.). [6] и восхваление человеческой изобретательности Джона Кэмпбелла-младшего « Луна — это ад» (1950). [7] Классическим примером научно-фантастической робинзонады, в которой есть все элементы собственно робинзонады, являются Тома Годвина » «Выжившие , а также Дж. Балларда » «Бетонный остров . Более свежий пример — » Энди Вейра 2011 года «Марсианин . [8] Джоанны Расс « Мы, кто собираемся...» (1977) представляет собой радикальное феминистское возражение против всего жанра.

Список предметных рубрик Sears [9] рекомендует библиотекарям также каталогизировать апокалиптические произведения , такие как Кормака Маккарти популярный роман «Дорога » или даже Роберта А. Хайнлайна , «Звездный десант» как робинзонады.

«Мистер Робинзон Крузо» — это обновленная версия истории 1932 года, в которой Дуглас Фэрбенкс-старший отправляется на год на необитаемый остров, чтобы выиграть пари.

Робинзон Крузо (фильм, 1954) — приключенческий фильм 1954 года режиссёра Луиса Бунюэля с Дэном О’Херлихи в главной роли.

«Робинзон Крузо на Марсе» — это история 1964 года о выжившем после крушения космического корабля на планете Марс .

«Лейтенант Робин Крузо, ВМС США» — это комедийный пересказ 1966 года, в котором участвуют пилот ВМС США и астронавт-шимпанзе по имени Флойд.

«Робинзон Крузо» (1972) — советский фильм 1972 года (Одесская киностудия) с Леонидом Куравлевым в главной роли и музыкой Антонио Вивальди .

Enemy Mine — это научно-фантастическая история о человеке и вражеском пришельце, которые терпят крушение на бесплодном планетоиде и в конечном итоге сотрудничают, чтобы выжить.

«Изгой» — фильм 2000 года о сотруднике FedEx ( Том Хэнкс ), который единственный выжил в авиакатастрофе и на четыре года застрял на необитаемом острове.

«Марсианин» — это фильм 2015 года о человеке-космонавте, застрявшем на Марсе после того, как шторм вынудил остальную часть экипажа покинуть Марс и попытаться его спасти.

В 1940 году Морт Вайзингер создал «Зеленую стрелу» , миллионера, потерпевшего кораблекрушение, ставшего линчевателем. [10]

Спустя годы компания Gold Key Comics выпустила серию комиксов под названием « Космическая семья Робинсон» , а в начале 1960-х и позже продюсер Ирвин Аллен свою собственную версию аналогичной концепции о другой космической семье Робинсонов, известной как « Затерянные в космосе создал для CBS » .

Первым появлением космической семьи Робинсонов (не имеющей отношения к сериалу «Робинсоны») в комиксах стал Gold Key Comics издательства комикс «Космическая семья Робинсонов» в декабре 1962 года. 1982. Первый выпуск вышел в декабре 1962 года. В выпуске № 15 (январь 1966 г.) к обложке было добавлено название «Затерянные в космосе».

В книге «Серебряный век: Второе поколение художников-комиксов» Дэниела Хермана объясняется, что, когда в 1965 году вышел сериал «Затерянные в космосе », было очевидно, что он был вдохновлен, по крайней мере частично, комиксами, но CBS , Сеть, транслирующая шоу, никогда не получала лицензию от Western Publishing . Вместо того, чтобы подавать в суд на CBS или Ирвина Аллена, Western решила достичь соглашения, которое позволило им использовать «Затерянные в космосе» в названии комикса. Поскольку CBS и Ирвин Аллен лицензировали шоу для Вестерн, Вестерн не хотел их противодействовать. Кроме того, название телешоу, вероятно, способствовало продажам комикса.

Телевидение

[ редактировать ]

Приключения Робинзона Крузо (сериал) — французско-немецкий телесериал 1964 года с Робертом Хоффманном в главной роли. Он был показан в 1965 году в Великобритании под саундтрек Роберта Меллина .

Телесериал 1965 года «Затерянные в космосе» является экранизацией романа «Швейцарская семья Робинзонов» . [ нужна ссылка ] Семья астронавтов доктора Джона Робинсона в сопровождении пилота ВВС и робота отправилась с перенаселенной Земли на космическом корабле «Юпитер-2» , чтобы посетить планету, вращающуюся вокруг звезды Альфа Центавра, в надежде на ее колонизацию. Их миссия в 1997 году (официальная дата запуска «Юпитера -2» — 16 октября 1997 года) немедленно саботируется доктором Закари Смитом, который проскальзывает на борт их космического корабля и перепрограммирует робота, чтобы уничтожить корабль и команду.

Смит оказывается в ловушке на борту и спасается, преждевременно выводя команду из состояния анабиоза . Они спасают корабль, но из-за полученных повреждений они теряются в космосе. В конце концов они терпят крушение в чужом мире, позже названном Припланис, где им предстоит пережить множество приключений. Смит (которого сценарист сериала изначально намеревался убить) [ нужна ссылка ] остается в сериале источником комедийной трусости и злодейства, эксплуатируя прощающую (или забывчивую) природу Робинсонов.

В сериале 1966 года «Остров Гиллигана» рассказывалось о семи потерпевших кораблекрушение, оказавшихся на тропическом острове. Даже в музыкальной теме шоу есть слова: «Как Робинзон Крузо, он настолько примитивен, насколько это возможно».

Видеоигры

[ редактировать ]

В нескольких видеоиграх эта тема исследовалась, помещая игроков во враждебную среду, где они должны работать для достижения определенной цели или просто выживать. Таким образом, видеоигры-робинзонады можно включить в более широкий жанр игр на выживание . Несколькими примерами этого жанра являются игры серии Stranded , Stranded Deep, The Forest и Minecraft .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Стимпанк- антология, 2008, изд. Энн Вандермеер и Джефф Вандермеер , ISBN   978-1-892391-75-9
  2. ^ Эмпайрские острова: потерпевшие кораблекрушение, каннибалы и фантазии о завоеваниях , Ребекка Уивер-Хайтауэр, University of Minnesota Press, 2007, ISBN   978-0816648634 .
  3. ^ (на немецком языке) Остров Фельзенбург [ де ] , 1731, Иоганн Готфрид Шнабель
  4. ^ Ричетти, Джон (ред.) Кембриджский компаньон Даниэля Дефо . (Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2009 г.) ISBN   978-0521675055
  5. ^ Селларс, Саймон (2012). «Зоны перехода»: микронационализм в творчестве Дж. Г. Балларда . Лондон: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 230–248.
  6. ^ «SFE: Моррис, Ральф» .
  7. ^ «Темы: Робинзонада: СФЭ: Энциклопедия научной фантастики» .
  8. ^ «Темы: Робинзонада: СФЭ: Энциклопедия научной фантастики» .
  9. ^ Список предметных рубрик Sears , 18-е изд., Джозеф Миллер, изд. (Нью-Йорк: The HW Wilson Co., 2004 г.)
  10. ^ Лилиан III, Гай Х., «Морт Вайзингер: Человек, который не хотел бы быть Суперменом», в «Удивительном мире комиксов DC № 7» (июль 1975 г.), стр. 2–8.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0158e08901ef76ace3ec7a5718d8063e__1721365800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/01/3e/0158e08901ef76ace3ec7a5718d8063e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Robinsonade - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)