Jump to content

Философия случая

Первое издание

«Философия случая » с подзаголовком «Литература в свете эмпиризма » ( польский : Filozofia przypadku. Literatura w świetle empirii ) — эссе польского писателя Станислава Лема о теории литературы и влиянии литературы на современную культуру. Однако, как заметил литературный критик Генрик Маркевич , подзаголовок несколько вводит в заблуждение: [1] начиная с взгляда Лема на теорию литературы, эссе превращается в « Общую теорию всего »: Вселенной, эволюции и культуры, [2] исходя из предпосылки, что шанс, случайность [3] является универсальным фактором. [4]

Эссе было впервые опубликовано в 1968 году издательством Wydawnictwo Literackie в виде книги объемом более 600 страниц.

Литературная теория Лема

[ редактировать ]

В эссе Лем критикует современную литературную теорию, в частности « Ингардена Романа Литературное произведение» , и продолжает свою собственную. Он предупреждает, что занимается только онтологической стороной вопроса, игнорируя эстетическую сторону литературы. [5]

Изложение Лема основано на аналогиях из различных естественных наук: теории вероятностей, теории информации, информатики и т. д. Основная идея состоит в том, что литературное произведение следует рассматривать как бесконечное множество его прочтений. Художественный текст сам по себе является лишь «входным набором команд» «информационной программы читателя », и каждый читатель, подчиняющийся ей, производит ту или иную конкретизацию, которая зависит от мировоззрения в момент чтения, которое, в свою очередь, зависит от на устоявшихся культурных нормах. [6] Например, Лем замечает, что « В исправительной колонии » Кафки сразу же вызывает в сознании современного читателя ассоциации с нацистскими лагерями смерти , хотя в 1914 году Кафка не мог описывать эти лагеря. Это наблюдение дает Лему стимул учитывать непредсказуемый произвол в литературном анализе того или иного текста. [4]

В то же время существуют определенные виды текстов, которые имеют достаточно жесткую структуру, которые опираются на единственный возможный способ восприятия, придающий им смысл (например, шутки) или основанные на определенных заранее заданных стандартах и ​​ожиданиях (например, детективы). история ). [6] Как резюмировал сам Лем: «Чем оригинальнее произведение или чем больше оно отклоняется от родовой модели, тем разнообразнее возможности его интерпретации — подобно тесту Роршаха ». [7]

Шанс в культурной динамике

[ редактировать ]

В последующих изданиях эссе взгляд на литературу как на область случайных процессов был расширен Лемом на культуру в целом, где случайные силы приводят к реализации событий в культуре в непредсказуемых направлениях. Тем не менее, Лем не решается объявить случайность или «слепую судьбу» доминирующей силой в культурной динамике. В действительности силам хаоса противостоят силы порядка и цели. В то же время эссе Лема предписывает попытаться распознать акт Случайности в ситуациях, где можно было бы ожидать акта Цели. [4]

Случайность в творчестве Лема

[ редактировать ]

Концепция случайности как силы, оспаривающей причинно-следственные связи, присутствует в научной фантастике Лема начиная с его самых ранних работ. [8]

сюжеты романов Лема «Следствие» , «Цепь случайностей» , «Голос его хозяина» . На эту концепцию в значительной степени опираются [8]

Также в Преображенской больнице Секуловский, эксцентричный поэт и философ, скрывающийся от нацистов в приюте, присоединяется к «философии случая». [9]

Сюжет романа «Профессор А. Донда» построен на цепочке ошибок, предполагающих, что движущей силой перемен является случай. [10]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Маркевич, стр. 90.
  2. ^ Из описаний на обложках книг: [1] , [2]
  3. ^ Значения польского слова «przypadek», помимо оттенка случайности и случая, также можно перевести как «случайность», «случайность». Фактически, одним из предложенных переводов названия была «Философия непредвиденных обстоятельств» (Гловинский, стр. 330 ).
  4. ^ Jump up to: а б с Ежи Яжембский , Послесловие к книге
  5. ^ Маркевич, стр. 92.
  6. ^ Jump up to: а б Маркевич, с. 93, 94
  7. ^ Философия случая
  8. ^ Jump up to: а б Войцех Орлинский Что такое сепулки? Всё о Леме [ Что такое Сепульки? Все о Леме », 2007, ISBN   8324007989 , раздел Przypadek [«Шанс»], стр. 184-186.
  9. ^ Свирски, Питер (2006). Искусство и наука Станислава Лема . McGill-Queen's Press. п. 166 . ISBN  0773575073 .
  10. Ежи Яжембский, «СПОР МЕЖДУ МЮНХГАУЗЕНОМ И ГУЛЛИВЕРОМ», послесловие к «Дзенникам старове».
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fafd3cf99a0b638693b16b8980a233a4__1720208220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fa/a4/fafd3cf99a0b638693b16b8980a233a4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The Philosophy of Chance - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)