Фиктивная критика Станиславом Лемом несуществующих книг
Фиктивную критику несуществующих книг Станислава Лема можно найти в следующих его работах: в трех сборниках фальшивых рецензий на художественные книги : «Идеальный вакуум» ( Doskonała próżnia , 1971), «Провокация» ( Prowokacja , 1984) и «Библиотека XXI века» ( Библиотека XXI) . wieku , 1986) переведено как «Одна человеческая минута» и в «Воображаемой величине» ( Wielkość Urojona , 1973) — сборник предисловий к несуществующим книгам. [1] [2]
Рецензируя несуществующие книги (современную форму псевдоэпиграфии) , Станислав Лем попытался создать для каждой книги разных вымышленных рецензентов и авторов. По его собственным словам: «Я пытался имитировать разные стили – рецензию на книгу, лекцию, презентацию, речь (лауреата Нобелевской премии) и так далее». [3] Некоторые рецензии беззаботные и сосредоточены в основном на сюжете; другие, однако, больше похожи на серьезные академические обзоры. Некоторые рецензии — пародии, или рецензируемые книги — пародии или полная невозможность, другие вполне серьёзны и могут рассматриваться чуть ли не как черновики романов, которые Лем так и не удосужился написать. [1] Лем писал: «С годами во мне росло огромное нетерпение. Превратить идеи в повествование было бы тяжелой работой, и это была одна из главных причин, по которой я пошел на такие жестокие сокращения книг». [2] [3] Лем был не единственным, кто пережил подобный кризис: существует множество примеров произведений, запланированных литературными знаменитостями, но так и не завершенных. [4] Лем также отметил, что в конце концов он убедился, что написание резюме и вступлений позволило ему сэкономить время на создании важных вещей, а именно на экспериментах по моделированию, по сравнению с полноценными литературными усилиями, большая часть которых представляла собой обыденное мастерство. [3]
Идеальный вакуум
[ редактировать ]Совершенный вакуум (польский: Doskonała próżnia ) — книга польского писателя Станислава Лема 1971 года , крупнейший и самый известный сборник вымышленной критики Станиславом Лемом несуществующих книг. [5] Его перевел на английский Майкл Кандел . [6] Некоторые рецензии напоминают читателю черновики его научно-фантастических романов, некоторые читаются как философские произведения на научные темы, от космологии до повсеместного распространения компьютеров , наконец, третьи высмеивают и пародируют все, от нуворимского романа до порнографии , «Улисса» , «безавторского». письмо», и Достоевский .
Издание 2008 года книги, напечатанной Agora SA, содержало приложение Яцека Дукая под названием « Кто написал Станислава Лема?» , номинирован на премию Януша А. Зайделя 2009 года . [7] [8] Это фальшивая рецензия на книгу, опубликованную в 2071 году, в которой обсуждается деятельность искусственного интеллекта , моделирующего Станислава Лема. Фактически, Дукай вел колонку фальшивых рецензий « Альтернативный книжный магазин » ( «Księgarnia alternatywna» ) в польском журнале Science Fiction (с № 14 (04.2002) по № 33 (12.2003)). В интервью он заявил, что это не было запланированным продолжением работы Лема; скорее, у него был ряд идей, на разработку которых у него не было времени. [9] Некоторые критики утверждали, что последняя причина лежала и в основе псевдоэпиграфики Лема. Когда это мнение было доведено до сведения Лема, он это опроверг. [10]
Издание Agora SA также содержало «Словарь терминологии Лема» («Słownik terminów Lemowskich») на основе книги « Что такое сепулки ?» Все о Леме (2007) Войцеха Орлинского .
Воображаемая величина
[ редактировать ]В 1973 году Лем опубликовал книгу Wielkość urojona , сборник предисловий к книгам, которые предположительно будут написаны в будущем, в 21 веке. Одна из них в конечном итоге превратилась в отдельную книгу: «Голем XIV» — это длинное эссе о природе интеллекта, написанное одноименным военным компьютером США. [4]
В 1985 году книгу «Велькосц Уроёна» опубликовало издательство Harvest Books на английском языке под названием «Воображаемая величина» , дословный неверный перевод польского термина, который на самом деле означает « мания величия », против чего сам Лем не возражал. Книга перевода включала полную версию Голема XIV . [11]
«Воображаемая величина» отличалась от предыдущей книги «Совершенный вакуум » более серьезным тоном и, вероятно, поэтому не пользовалась таким энтузиазмом у читателей. [1]
Провокация и одна человеческая минута
[ редактировать ]Публикации
[ редактировать ]«Провокация» ( Prowokacja , 1984) содержит две фальшивые рецензии:
- «Провокация» для искусственного двухтомного произведения Хорста Асперника: Геноцид. [" Геноцид "] I. Окончательное решение как искупление. (« Окончательное решение как спасение ») II. инородного тела Смерть (« Смерть инородного тела »), Геттинген , 1980.
- «Одна минута» для фальшивой книги Дж. Джонсона и С. Джонсона: Одна человеческая минута , Moon Publishers, Лондон – Mare Imbrium – Нью-Йорк, 1985.
Рецензия «Провокация» впервые была опубликована в журнале «Одра» за 1980 год, № 7/8, стр. 12–27. Оба обзора были впервые опубликованы в виде книги в 1981 году ( ISBN 3518017403 ), на немецком языке, издательство Suhrkamp Verlag как провокация в серии «Библиотека Зуркампа» .
Библиотека XXI века , [ Библиотека XXI века ], 1986 г. [12] содержит три фальшивых отзыва,
- «Das kreative Vernichtungsprinzip. Мир как Холокост» («Принцип творческого истребления. Мир как Холокост »)
- «Системы вооружения XXI века, или перевернутая эволюция»
- Впервые он был опубликован на немецком языке в 1983 году в виде сборника под названием « Waffensysteme des 21. Jahrhunderts or The Upside Down Evolution». [13] [14]
- Развивает идею « некроэволюции », описанную в романе «Непобедимый » . [15]
- Лема В главе 2 « Мира на Земле » Ион Тичи читает эту книгу, и соответствующая часть представляет собой почти дословную копию части ее фальшивого обзора здесь.
- «Одна минута», то же, что и в «Провокации».
Библиотека... была переведена как «Одна человеческая минута» (Харкорт Брейс Йованович, 1986). Кэтрин С. Лич ISBN 978-0-15-169550-8 ; Морские книги, 1986, ISBN 015668795X )
Провокация
[ редактировать ]( Фальшивая ) работа Асперника представляет собой изложение определенной историографической гипотезы о корнях геноцида и роли смерти, особенно массовых убийств, в человеческой культуре. Лем писал, что некоторые историки приняли довольно объемный обзор Асперника за правду и попытались заказать несуществующую книгу, [16] а один человек даже утверждал, что у него дома есть книга Асперника, несмотря на то, что Лем намекнул, датировав рецензию на год раньше даты публикации книги. [17] Гжегож Низиолек в Польском театре Холокоста прокомментировал провокацию : так [18]
«Станислав Лем шокирующе описал угрозу Холокоста, включая его связь с эсхатологическими формами христианских зрелищ, привлекая внимание к либидозному аспекту Холокоста и к чрезмерности зрелища, записанного в нем. [...] Убийство Людей в промышленных масштабах, лишенных прецедента, образовали, по мнению Лема, пустоту в опыте тех, кто в ней участвовал. Эта пустота была захвачена безвкусными представлениями об эсхатологическом зрелище. Театр оказался феноменом европейской культуры. это позволило компенсировать утрату опыта; это стало средством от неспособности пережить события, в которых ты принимал участие. Театральный китч, как объясняет Лем, вкрался в «драматургию конвейерных убийств», хотя это не так. это было задумано»
Одна человеческая минута
[ редактировать ]Рецензируемая фальшивая книга якобы представляет собой сборник статистических таблиц, сборник, включающий все, что происходит с человеческой жизнью на планете в течение любого заданного 60-секундного периода. [19] Рецензируя его, Лем выражает свое восхищение этим проектом и указывает на присущий ему недостаток. Он отмечает, что эти таблицы показывают «гораздо больше статистических свидетельств человеческого зла (убийства, изнасилования, голодающие дети), чем человеческой порядочности». В то же время он отмечает, что невозможно ни измерить «сыновнюю или материнскую любовь», ни «измерить накал страстей влюбленных», ни зарегистрировать «те добрые дела, авторы которых пожелали остаться анонимными». [20]
В 2009 году венгерский кинорежиссер Патер Воробей выпустил фильм № 1 по мотивам « Одной человеческой минуты» .
Лема «Одна человеческая минута» и Гарри Мэтьюза » «Хронограмма за 1998 год вдохновили Ника Монфора, доцента кафедры сравнительных медиаисследований/писательства в Массачусетском технологическом институте , на создание новых « Мировых часов» , созданных с использованием 165 строк кода Python ( http:/ /nickm.com/code/world_clock.py ). «Он прославляет индустриальную концепцию времени и определенные виды энергичной банальности, которые разделяют все люди во всем мире». [21] [22] [23]
Глупость как движущая сила истории
[ редактировать ]В интервью 1991 года Лем упомянул возможное название несуществующей книги « Глупость как движущая сила истории» . Идея состоит в том, что глупость обычного человека в принципе безвредна для человечества. Однако глупость крупной исторической личности трагически влияет на ход человеческой истории. И это, по мнению Лема, лежит в основе многих трагических событий прошлого. [24]
См. также
[ редактировать ]- Хорхе Луис Борхес
- Нацистская литература в Америке , рецензии на художественные книги Роберто Боланьо.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Aporkyfy на официальном сайте Станислава Лема
- ^ Перейти обратно: а б Станислав Лем @ Culture.pl, раздел «Апокрифы»
- ^ Перейти обратно: а б с Книги -> Апокрифы -> Библиотека XXI века -> Комментарий Лема на официальном сайте Лема
- ^ Перейти обратно: а б «АПОКРИФ ЛЕМА» , послесловие Ежи Яжебского.
- ^ «Станислав Лем — Идеальный вакуум» .
- ^ Станислав Лем, Идеальный вакуум , издательство Северо-Западного университета, 1999, ISBN 0-8101-1733-9
- ^ «Кто получит премию Зайделя» . Выборча.пл. 26 июня 2009 г.
- ^ «Nominacje do Nagrody Zajdla 2000–2009» . Архивировано из оригинала 7 августа 2011 г. Проверено 12 апреля 2012 г.
- ^ «Когда тема берет писателя за горло». Архивировано 12 января 2012 г. в Wayback Machine . Интервью с Яцеком Дукаем первоначально появилось в журнале Lampa , вып. 25 апреля 2006 г.
- ^ Питер Свирски, Станислав Лем: Философ будущего , стр.45
- ^ Питер Свирски, Станислав Лем: Философ будущего , стр.46
- ^ БИБЛИОТЕКА 21 ВЕКА на официальном сайте Лема.
- ^ «Системы вооружения 21 века или перевернутая эволюция» Публикация: Содержание публикации в базе данных Интернет-спекулятивной фантастики.
- ^ Кай Денкер, Оружейные системы Лема 21 века , обзор
- ^ "CŁY TEN ZŁOM" (на польском языке) послесловие проф. Ежи Яжембский
- ↑ Станислав Лем, Mein Leben («Моя жизнь»), Берлин, 1983.
- ^ Питер Свирски, Станислав Лем: Философ будущего , с. 47
- ^ Гжегож Низиолек, Польский театр Холокоста , с. 6, в Google Книгах
- ↑ «ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ: ОДНА ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ МИНУТА Станислава Лема, перевод Кэтрин С. Лич» , LA Times , 6 июля 1986 г.
- ^ обзор One Human Minute , цифровой архив NY Times за 9 февраля 1986 г., раздел 7, стр. 39
- ^ "Ник Монфор обсуждает свою работу в Гарвардском книжном магазине и раздает автографы"
- ^ «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА НИКА МОНТФОРА» ( на польском языке) Дариуш Яронь, 8 октября 2014 г.
- ^ «Мировые часы»: Одна минута человечества - обзор» , Давид Рыдзек, 24 октября 2014 г., NaEkranie.pl - обзор « Мировых часов » Ника Монфора , вдохновленный «Одной минутой» Лема.
- ^ Victor Shutkevich [Виктор Шуткевич] (February 26, 1991). "СТАНИСЛАВ ЛЕМ: ГЛУПОСТЬ КАК ДВИЖУЩАЯ СИЛА ИСТОРИИ" [Stanislaw Lem: Stupidity as the Driving Force of History (an interview)]. Komsomolskaya Pravda (in Russian).
- Питер Свирски, изд. (2006). Искусство и наука Станислава Лема . McGill-Queen's Press. ISBN 0773530460 .