Jump to content

Футурологический Конгресс

Футурологический Конгресс
Обложка первого англоязычного издания
Автор Станислав Лем
Оригинальное название Из воспоминаний Иона Тичи. Футурологический конгресс.
Переводчик Майкл Кандел
Художник обложки Ментен Тед (1-е английское издание)
Язык Польский
Жанр
Издатель Seabury Press (1-е издание на английском языке)
Дата публикации
1971
Место публикации Польша
Опубликовано на английском языке
1974
Тип носителя Распечатать
ISBN 0-15-634040-2
ОКЛК 11812537
891.8/537 19
Класс ЛК PG7158.L39 Z413 1985 г.

Футурологический конгресс ( польский : Kongres futurologiczny ) — роман с черным юмором научно-фантастический 1971 года польского писателя Станислава Лема . В нем подробно описаны подвиги героя ряда его рассказов Ихона Тичи , когда он посещает Восьмой Всемирный футурологический конгресс в отеле Hilton в Коста-Рике . [1] Книга представляет собой взгляд Лема на научно-фантастический образ явно утопического будущего, которое оказывается иллюзией.

Книга открывается на одноименном съезде. Вспыхивает бунт, и герой, Ион Тихий, подвергается воздействию различных психоактивных веществ, которые правительство добавляло в водопроводы с питьевой водой для усмирения беспорядков. Иджон и несколько других убегают в безопасную канализацию под отелем Хилтон, где проводился конгресс, и в канализации он переживает серию галлюцинаций и ложных пробуждений, из-за которых он не понимает, происходит ли что-то вокруг. он настоящий. Наконец он верит, что засыпает и просыпается много лет спустя. Основная часть книги рассказывает о приключениях Ийона в мире будущего — мире, где все принимают галлюциногенные препараты, а галлюцинации заменили реальность.

Краткое содержание сюжета

[ редактировать ]

Ихон Тичи отправляется на Восьмой Всемирный футурологический конгресс в Коста-Рику [1] профессора Тарантоги . Конференция будет посвящена мировому кризису перенаселения и способам борьбы с ним. Он проводится в отеле Costa Rica Hilton в Нунасе, высотой 164 этажа. Лем с самого начала является яростным сатириком, и абсурдности изобилуют в отеле «Хилтон» с его гарантированно «БЕЗБОМБОВЫМИ» номерами и экстравагантностью номера Тиши, который включает пальмовую рощу и «оркестр, состоящий исключительно из девочек, [который] играл Баха во время исполнения искусно поставленный стриптиз».

Сама конференция не менее абсурдна. Докладов и докладчиков слишком много, чтобы можно было провести полные презентации. Вместо этого статьи распространяются в печатном виде, и докладчики называют номера параграфов, чтобы привлечь внимание к их наиболее важным моментам.

В середине своего первого вечера на конференции Тичи пьет воду из-под крана в своем гостиничном номере, и начинается его дикое галлюциногенное путешествие, хотя оно никогда не становится более или менее абсурдным, чем краткий взгляд на реальность, который Лем представляет в начале фильма. книгу (если действительно съезд должен стать реальностью). На следующий день он понимает, что правительство накачало систему водоснабжения «бенигнимайзерами», наркотиками, которые делают жертву беспомощно доброжелательной. События в отеле «Хилтон» выходят из-под контроля, который уже был настолько хаотичным, что обгоревшие трупы от бомбардировок накрывались брезентом, пока гости занимались своими делами.

Правительство заканчивает тем, что бомбит отель, и Тичи убегает в канализацию, где крысы ходят на задних лапах. Военные эвакуируют Тичи с места происшествия: сначала он убегает на реактивном ранце, но понимает, что у него галлюцинации (падая в канализационную воду и обнаруживая, что так и не ушел). После возвращения в реальность его снова спасают и на этот раз эвакуируют на вертолете, но во время спасения вертолет терпит крушение, и он просыпается в больнице, где обнаруживает, что его мозг пересажен в тело привлекательной молодой чернокожей женщины.

Протестующие нападают на больницу, и Тичи снова чуть не убит. На этот раз, просыпаясь, он обнаруживает, что его пересадили в тело рыжеволосого мужчины с избыточным весом, однако это тоже иллюзия (опять же, разрушенная, когда Тичи падает в канализационную воду). Когда военные снова прибывают, чтобы спасти всех в канализации, Тичи отказывается двигаться, полагая, что это очередная иллюзия. Затем его находят контрреволюционеры и стреляют в него. Проснувшись в другой больнице, психическое состояние Тичи становится все более хрупким, поскольку он не может отличить реальность от галлюцинаций (давая персоналу бессмысленные прозвища, такие как «Галлюцинатан» и «Галлюцинда»), и медицинский персонал принимает решение заморозить его до тех пор, пока медицина может помочь его состоянию.

Он просыпается в 2039 году, и в этот момент роман принимает формат журнала, который Тичи ведет, чтобы вести хронику своего опыта в этом новом мире. Его будущее потрясение настолько велико, что он обнаруживает, что медицинский персонал знакомит его с миром постепенно.

Во многих отношениях это будущее общество является утопическим. Деньги не имеют значения. Можно просто пойти в банк, попросить любую сумму и взять ее взаймы без процентов. Никаких усилий по взысканию долга также не предпринимается, поскольку большинство людей принимают наркотики, которые вселяют чувство гордости и трудовой этики, что не позволит им объявить дефолт по долгу.

Тичи узнает, что существует врожденное предубеждение против размораживателей и что есть много слов, которые он не понимает. Подобно городскому языку и многим другим научно-фантастическим футуристическим языкам, это смесь слов с достаточно ясными английскими корнями, хотя Тичи озадачен ею. Кроме того, настроение сильно регулируется наркотиками. Тичи связывается с женщиной, и во время ссоры она намеренно принимает препарат под названием рекриминол, чтобы сделать ее более агрессивной, что продлевает ссору.

После их разрыва Тичи глубоко разочаровывается в «психимическом» менталитете, при котором наркотики регулируют каждый момент бодрствования дня. Он решает прекратить принимать наркотики и признается своему другу, профессору Троттельрайнеру, что терпеть не может этот новый мир. Троттельрейнер объясняет, что наркотики и галлюциногены, от которых устал Тичи, - пустяки по сравнению с «масконами», которые настолько сильны, что маскируют целые участки реальности.

Троттельрейнер объясняет, что слово «маскон» происходит от «маска», «маскарад», «тушь для ресниц»: «Вводя в мозг должным образом подготовленные масконы, можно замаскировать любой объект внешнего мира за фиктивным изображением — наложенным — и с такой ловкостью, что психически масконированный субъект не сможет скажите, какие из его восприятий изменились, а какие нет. Если бы вы хотя бы на одно мгновение смогли увидеть наш мир таким, какой он есть на самом деле - без обработки, без искажений, без цензуры, - вы бы упали в обморок!"

Затем профессор дает Тичи флягу с «up'n'at'm, одним из вигиланимидов, мощным антисомническим и антипсихическим средством. Производное диметилэтилгексабутилпептопеиотина». Впервые понюхав up'n'at'm, Тичи наблюдает, как позолоченная обстановка пятизвездочного ресторана, в котором они находятся, растворяется в грязном бетонном бункере, а его фаршированный фазан превращается в "самую неаппетитную серо-коричневую кашу". которые каплями прилипали к моей жестяной – уже не серебряной – вилке».

Но эта первая доза — только начало пути Тичи. Он видит, что люди не водят машины и не ездят в лифтах, а бегают по улицам и карабкаются по стенам пустых лифтовых шахт, что объясняет, почему все в этом новом мире так запыхались. Роботы хлещут людей на улицах и охраняют порядок. Посредством последовательных доз все более и более мощных типов up'n'at'm Тичи видит все более ужасные видения мира, кульминацией которых является замороженный ужасный пейзаж, где люди блаженно спят на снегу, а полицейские роботы оказываются людьми, которые убеждены, что они роботы. Замороженное состояние мира объясняет, почему он всегда находил новый мир таким холодным.

В состоянии паники Тичи понимает, что он «больше не находится в безопасности внутри иллюзии, а в реальности терпит кораблекрушение», и отчаянно ищет место власти. Он поднимается на небоскреб и встречает своего знакомого Джорджа П. Симингтона, эсквайра, который сидит в скромном офисе и объясняет Тичи, что он и еще несколько человек используют масконов как способ поддержания порядка:

«На дворе 2098 год... 69 миллиардов жителей официально зарегистрированы и еще примерно 26 миллиардов скрываются. Среднегодовая температура упала на четыре градуса. Через пятнадцать или двадцать лет здесь появятся ледники. У нас нет возможности предотвратить или остановить их наступление — мы можем только держать их в секрете».
«Я всегда думал, что в аду будет лед», — сказал я.

Тичи осознает свой единственный план действий и сражается с Симингтоном, выталкивая их обоих из окна. Они падают на землю, но вместо того, чтобы столкнуться с замерзшей землей, Тичи плещется в черные, вонючие воды канализации под отелем «Хилтон» в Коста-Рике, показывая, что его подозрения были верны с самого начала: весь будущий мир, который он пережил, был иллюзией. . Он понимает, что сейчас второй день Восьмого Всемирного футурологического конгресса.

Культурное влияние

[ редактировать ]

Режиссер Анджей Вайда хотел экранизировать роман, но не смог получить финансирование для своего проекта. [2]

Ари Фольмана Фильм «Конгресс» частично основан на романе «Футурологический конгресс» . Как и Ион Тичи, главная героиня разрывается между бредовыми и реальными психическими состояниями. [3] Фильм следует той же общей сюжетной линии, но фокусируется на борьбе актрисы с технологиями будущего.

Название книги было использовано для одного эпизода немецкого телешоу «Ijon Tichy: Raumpilot» , которое само по себе скорее было основано на рассказе «Восьмое путешествие» из «Звездных дневников» Лема .

  1. ^ Jump up to: а б Действие Лема происходит в вымышленной республике Костарикана (Costarikana; Коста-Рика по-польски называется Kostaryka). В большинстве иностранных переводов, за исключением английского Майкла Кандела , имя переводится как «Костарикана», таким образом сохраняя свою вымышленную отсылку.
  2. Лукаш Мацеевский, «Святой мир», интервью с Лемом
  3. ^ Ари Фольман о гении Станислава Лема - интервью (март 2011 г.)

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d6ca9ac68151325419c291419e045ca0__1706038560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d6/a0/d6ca9ac68151325419c291419e045ca0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The Futurological Congress - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)