Футурологический Конгресс
![]() Обложка первого англоязычного издания | |
Автор | Станислав Лем |
---|---|
Оригинальное название | Из воспоминаний Иона Тичи. Футурологический конгресс. |
Переводчик | Майкл Кандел |
Художник обложки | Ментен Тед (1-е английское издание) |
Язык | Польский |
Жанр | |
Издатель | Seabury Press (1-е издание на английском языке) |
Дата публикации | 1971 |
Место публикации | Польша |
Опубликовано на английском языке | 1974 |
Тип носителя | Распечатать |
ISBN | 0-15-634040-2 |
ОКЛК | 11812537 |
891.8/537 19 | |
Класс ЛК | PG7158.L39 Z413 1985 г. |
Футурологический конгресс ( польский : Kongres futurologiczny ) — роман с черным юмором научно-фантастический 1971 года польского писателя Станислава Лема . В нем подробно описаны подвиги героя ряда его рассказов Ихона Тичи , когда он посещает Восьмой Всемирный футурологический конгресс в отеле Hilton в Коста-Рике . [1] Книга представляет собой взгляд Лема на научно-фантастический образ явно утопического будущего, которое оказывается иллюзией.
Обзор
[ редактировать ]Книга открывается на одноименном съезде. Вспыхивает бунт, и герой, Ион Тихий, подвергается воздействию различных психоактивных веществ, которые правительство добавляло в водопроводы с питьевой водой для усмирения беспорядков. Иджон и несколько других убегают в безопасную канализацию под отелем Хилтон, где проводился конгресс, и в канализации он переживает серию галлюцинаций и ложных пробуждений, из-за которых он не понимает, происходит ли что-то вокруг. он настоящий. Наконец он верит, что засыпает и просыпается много лет спустя. Основная часть книги рассказывает о приключениях Ийона в мире будущего — мире, где все принимают галлюциногенные препараты, а галлюцинации заменили реальность.
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]Ихон Тичи отправляется на Восьмой Всемирный футурологический конгресс в Коста-Рику [1] профессора Тарантоги . Конференция будет посвящена мировому кризису перенаселения и способам борьбы с ним. Он проводится в отеле Costa Rica Hilton в Нунасе, высотой 164 этажа. Лем с самого начала является яростным сатириком, и абсурдности изобилуют в отеле «Хилтон» с его гарантированно «БЕЗБОМБОВЫМИ» номерами и экстравагантностью номера Тиши, который включает пальмовую рощу и «оркестр, состоящий исключительно из девочек, [который] играл Баха во время исполнения искусно поставленный стриптиз».
Сама конференция не менее абсурдна. Докладов и докладчиков слишком много, чтобы можно было провести полные презентации. Вместо этого статьи распространяются в печатном виде, и докладчики называют номера параграфов, чтобы привлечь внимание к их наиболее важным моментам.
В середине своего первого вечера на конференции Тичи пьет воду из-под крана в своем гостиничном номере, и начинается его дикое галлюциногенное путешествие, хотя оно никогда не становится более или менее абсурдным, чем краткий взгляд на реальность, который Лем представляет в начале фильма. книгу (если действительно съезд должен стать реальностью). На следующий день он понимает, что правительство накачало систему водоснабжения «бенигнимайзерами», наркотиками, которые делают жертву беспомощно доброжелательной. События в отеле «Хилтон» выходят из-под контроля, который уже был настолько хаотичным, что обгоревшие трупы от бомбардировок накрывались брезентом, пока гости занимались своими делами.
Правительство заканчивает тем, что бомбит отель, и Тичи убегает в канализацию, где крысы ходят на задних лапах. Военные эвакуируют Тичи с места происшествия: сначала он убегает на реактивном ранце, но понимает, что у него галлюцинации (падая в канализационную воду и обнаруживая, что так и не ушел). После возвращения в реальность его снова спасают и на этот раз эвакуируют на вертолете, но во время спасения вертолет терпит крушение, и он просыпается в больнице, где обнаруживает, что его мозг пересажен в тело привлекательной молодой чернокожей женщины.
Протестующие нападают на больницу, и Тичи снова чуть не убит. На этот раз, просыпаясь, он обнаруживает, что его пересадили в тело рыжеволосого мужчины с избыточным весом, однако это тоже иллюзия (опять же, разрушенная, когда Тичи падает в канализационную воду). Когда военные снова прибывают, чтобы спасти всех в канализации, Тичи отказывается двигаться, полагая, что это очередная иллюзия. Затем его находят контрреволюционеры и стреляют в него. Проснувшись в другой больнице, психическое состояние Тичи становится все более хрупким, поскольку он не может отличить реальность от галлюцинаций (давая персоналу бессмысленные прозвища, такие как «Галлюцинатан» и «Галлюцинда»), и медицинский персонал принимает решение заморозить его до тех пор, пока медицина может помочь его состоянию.
Он просыпается в 2039 году, и в этот момент роман принимает формат журнала, который Тичи ведет, чтобы вести хронику своего опыта в этом новом мире. Его будущее потрясение настолько велико, что он обнаруживает, что медицинский персонал знакомит его с миром постепенно.
Во многих отношениях это будущее общество является утопическим. Деньги не имеют значения. Можно просто пойти в банк, попросить любую сумму и взять ее взаймы без процентов. Никаких усилий по взысканию долга также не предпринимается, поскольку большинство людей принимают наркотики, которые вселяют чувство гордости и трудовой этики, что не позволит им объявить дефолт по долгу.
Тичи узнает, что существует врожденное предубеждение против размораживателей и что есть много слов, которые он не понимает. Подобно городскому языку и многим другим научно-фантастическим футуристическим языкам, это смесь слов с достаточно ясными английскими корнями, хотя Тичи озадачен ею. Кроме того, настроение сильно регулируется наркотиками. Тичи связывается с женщиной, и во время ссоры она намеренно принимает препарат под названием рекриминол, чтобы сделать ее более агрессивной, что продлевает ссору.
После их разрыва Тичи глубоко разочаровывается в «психимическом» менталитете, при котором наркотики регулируют каждый момент бодрствования дня. Он решает прекратить принимать наркотики и признается своему другу, профессору Троттельрайнеру, что терпеть не может этот новый мир. Троттельрейнер объясняет, что наркотики и галлюциногены, от которых устал Тичи, - пустяки по сравнению с «масконами», которые настолько сильны, что маскируют целые участки реальности.
Троттельрейнер объясняет, что слово «маскон» происходит от «маска», «маскарад», «тушь для ресниц»: «Вводя в мозг должным образом подготовленные масконы, можно замаскировать любой объект внешнего мира за фиктивным изображением — наложенным — и с такой ловкостью, что психически масконированный субъект не сможет скажите, какие из его восприятий изменились, а какие нет. Если бы вы хотя бы на одно мгновение смогли увидеть наш мир таким, какой он есть на самом деле - без обработки, без искажений, без цензуры, - вы бы упали в обморок!"
Затем профессор дает Тичи флягу с «up'n'at'm, одним из вигиланимидов, мощным антисомническим и антипсихическим средством. Производное диметилэтилгексабутилпептопеиотина». Впервые понюхав up'n'at'm, Тичи наблюдает, как позолоченная обстановка пятизвездочного ресторана, в котором они находятся, растворяется в грязном бетонном бункере, а его фаршированный фазан превращается в "самую неаппетитную серо-коричневую кашу". которые каплями прилипали к моей жестяной – уже не серебряной – вилке».
Но эта первая доза — только начало пути Тичи. Он видит, что люди не водят машины и не ездят в лифтах, а бегают по улицам и карабкаются по стенам пустых лифтовых шахт, что объясняет, почему все в этом новом мире так запыхались. Роботы хлещут людей на улицах и охраняют порядок. Посредством последовательных доз все более и более мощных типов up'n'at'm Тичи видит все более ужасные видения мира, кульминацией которых является замороженный ужасный пейзаж, где люди блаженно спят на снегу, а полицейские роботы оказываются людьми, которые убеждены, что они роботы. Замороженное состояние мира объясняет, почему он всегда находил новый мир таким холодным.
В состоянии паники Тичи понимает, что он «больше не находится в безопасности внутри иллюзии, а в реальности терпит кораблекрушение», и отчаянно ищет место власти. Он поднимается на небоскреб и встречает своего знакомого Джорджа П. Симингтона, эсквайра, который сидит в скромном офисе и объясняет Тичи, что он и еще несколько человек используют масконов как способ поддержания порядка:
- «На дворе 2098 год... 69 миллиардов жителей официально зарегистрированы и еще примерно 26 миллиардов скрываются. Среднегодовая температура упала на четыре градуса. Через пятнадцать или двадцать лет здесь появятся ледники. У нас нет возможности предотвратить или остановить их наступление — мы можем только держать их в секрете».
- «Я всегда думал, что в аду будет лед», — сказал я.
Тичи осознает свой единственный план действий и сражается с Симингтоном, выталкивая их обоих из окна. Они падают на землю, но вместо того, чтобы столкнуться с замерзшей землей, Тичи плещется в черные, вонючие воды канализации под отелем «Хилтон» в Коста-Рике, показывая, что его подозрения были верны с самого начала: весь будущий мир, который он пережил, был иллюзией. . Он понимает, что сейчас второй день Восьмого Всемирного футурологического конгресса.
Культурное влияние
[ редактировать ]Режиссер Анджей Вайда хотел экранизировать роман, но не смог получить финансирование для своего проекта. [2]
Ари Фольмана Фильм «Конгресс» частично основан на романе «Футурологический конгресс» . Как и Ион Тичи, главная героиня разрывается между бредовыми и реальными психическими состояниями. [3] Фильм следует той же общей сюжетной линии, но фокусируется на борьбе актрисы с технологиями будущего.
Название книги было использовано для одного эпизода немецкого телешоу «Ijon Tichy: Raumpilot» , которое само по себе скорее было основано на рассказе «Восьмое путешествие» из «Звездных дневников» Лема .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Действие Лема происходит в вымышленной республике Костарикана (Costarikana; Коста-Рика по-польски называется Kostaryka). В большинстве иностранных переводов, за исключением английского Майкла Кандела , имя переводится как «Костарикана», таким образом сохраняя свою вымышленную отсылку.
- ↑ Лукаш Мацеевский, «Святой мир», интервью с Лемом
- ^ Ари Фольман о гении Станислава Лема - интервью (март 2011 г.)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бернд Бетчер, «Иллюзия реальности в «Футурологическом конгрессе» Станислава Лема», Quarber Merkur , vol. 102, 2005, стр. 89–104. (на немецком языке)
- «О дивный новый мир» , Олдос Хаксли , 1932 год.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Романы 1971 года
- Романы Станислава Лема
- Комические научно-фантастические романы
- Научно-фантастические романы 1971 года
- Фантастика о перенаселении
- Романы, действие которых происходит в отелях
- Романы, действие которых происходит в Центральной Америке.
- Польские романы экранизированы
- Польские романы
- Польские научно-фантастические романы