Граф Томита
Граф Томита Исао Томита | |
---|---|
Справочная информация | |
Рожденный | Токио , Японская империя | 22 апреля 1932 г.
Умер | 5 мая 2016 г. Токио, Япония | (84 года)
Жанры | Эмбиент , классика , электроника , синти-поп , прото‑транс , космическая музыка |
Годы активности | 1950–2016 |
Этикетки | RCA Виктор |
Исао Томита ( Tomita , Isao 22 апреля 1932 — 5 мая 2016) , [1] часто известный просто как Томита , был японским композитором , считавшимся [2] как один из пионеров электронной музыки [3] [4] [5] и космическая музыка , [6] и как один из самых известных производителей аналоговых синтезаторных аранжировок . [7] Помимо создания по отдельности реализаций, Томита широко использовал возможности звукового дизайна своего инструмента, используя синтезаторы для создания новых звуков, которые сопровождали и улучшали его электронные реализации акустических инструментов. [7] Он также эффективно использовал аналоговые музыкальные секвенсоры. [3] и Меллотрон , а также представлены футуристические научно-фантастические темы , [5] закладывая основы синти-поп музыки [8] и трансовые ритмы. [9] Многие из его альбомов представляют собой электронные версии и адаптации известных произведений классической музыки. Он получил четыре номинации на премию «Грэмми» за свой альбом 1974 года на музыку Клода Дебюсси « Snowflakes Are Dancing» . [5]
Биография
[ редактировать ]1932–1968: Молодость и композиторская карьера.
[ редактировать ]Томита родился в Токио и провел раннее детство со своим отцом в Китае . Вернувшись в Японию, он брал частные уроки оркестровки и композиции, будучи студентом истории искусств в Университете Кейо в Токио. Он получил высшее образование в 1955 году и стал штатным композитором для телевидения, кино и театра. Он написал музыкальную тему для японской олимпийской сборной по гимнастике на летних Олимпийских играх 1956 года в Мельбурне , Австралия .
В 1965 году Томита написал музыку для Осаму Тэдзуки » «Белого льва Кимбы , но американо-английская версия имела другую тему, написанную Берни Баумом , Биллом Гигантом и Флоренс Кэй . В том же году он написал музыку к оригинальной японской версии « Путешествия Гулливера за пределы Луны» переписал музыку к фильму, , но Милтон ДеЛагг когда он был дублирован на английский язык.
В 1966 году он написал тональную поэму на основе « Белого льва Кимбы» , а в 1991 году была выпущена оригинальная видеоанимация, синхронизированная с этой тональной поэмой. Вместе с Кунио Мияучи он создал музыку для токусацу научно-фантастического/шпионажного/боевика . «Могучий Джек» , который вышел в эфир в 1968 году. В том же году он стал соучредителем Group TAC . [10]
1969–1979: Электронная музыка.
[ редактировать ]В конце 1960-х Томита обратился к электронной музыке под влиянием Венди Карлос и Роберта Муга работы с синтезаторами. Он приобрел Moog III синтезатор и начал строить свою домашнюю студию. В конце концов он понял, что синтезаторы можно использовать для создания совершенно новых звуков в дополнение к имитации других инструментов. [7] Его первым электронным альбомом был Electric Samurai: Switched on Rock , выпущенный в Японии в 1972 году и в США в 1974 году. В альбоме представлены электронные исполнения современных рок- и поп -песен с использованием синтеза речи вместо человеческого голоса.
Затем Томита начал аранжировать пьесы Клода Дебюсси для импрессионистские синтезатора и в 1974 году выпустил альбом Snowflakes Are Dancing ; он имел всемирный успех и способствовал популяризации некоторых аспектов программирования синтезаторов. Это был самый продаваемый альбом классической музыки того года. Содержание альбома включало атмосферу , реалистичную симуляцию струн, раннюю попытку синтезировать звук симфонического оркестра , свистки и абстрактные звуки, похожие на колокола , а также ряд эффектов обработки, включая реверберацию , сдвиг фазы , флэнжер и кольцевую модуляцию. . Квадрафонические версии альбома обеспечивали пространственный звуковой эффект с использованием четырех динамиков. [3] Особо значимым достижением стало его полифоническое звучание, созданное до эпохи полифонических синтезаторов . Томита создал полифонию альбома, как это сделал до него Карлос, с использованием многодорожечной записи , записывая каждый голос произведения по одному на отдельную дорожку ленты, а затем микшируя результат в стерео или четверной. На создание альбома ушло 14 месяцев. [11]
В своих ранних альбомах Томита также эффективно использовал аналоговые музыкальные секвенсоры , которые он использовал для изменения высоты тона, фильтров или эффектов и обрабатывал звуки Меллотрона - особенно 8 Voice Choir, создавая совершенно потрясающие неземные эффекты. Модульные звуки человеческого свистка Томиты также будут скопированы в пресетах более поздних электронных инструментов. [12] Его версия « Арабески № 1 » позже была использована в качестве темы астрономического телесериала « Джек Хоркхаймер: Звездочет» (первоначально называвшегося «Star Hustler» ), который транслировался на большинстве станций PBS в Соединенных Штатах; в Японии части его версии «Rêverie» использовались для открытия и закрытия передач Fuji Television ; в Каталонии «Арабеска № 1» также использовалась для вступления и финала детской телепрограммы 1983 года Planeta Imaginari (воображаемая планета). [13]
После успеха « Танцуют снежинки» (1974) Томита выпустил ряд альбомов «классической» тематики, включая аранжировки: Игоря Стравинского » «Жар-птица (1976), » Модеста Мусоргского ( «Картинки с выставки 1976) и «Густав» Холста » . « Планеты (1976). Хольст: «Планеты» представили научно-фантастическую « космическую тему ». [5] Этот альбом вызвал споры после его выпуска, поскольку Имоджин Хольст , дочь Густава Холста , отказалась разрешить такую интерпретацию творчества своего отца. [14]
1978 года В фильме «Космос» были представлены его интерпретации « Артура Онеггера » Пасифик 231 , Чарльза Айвза » «Вопрос без ответа и тема «Звездных войн» . [15]
Работая над своими классическими синтезаторными альбомами, Томита также написал множество саундтреков для японского телевидения и фильмов, включая «Затоичи» телесериал «Затоити» , два художественных фильма , телесериал «Оши самурай » («Немой самурай») и научно-фантастический фильм-катастрофу Тохо « Катастрофа 1999». The Prophesies of Nostradamus (американское название: Last Days of Planet Earth ) 1974 года. Последний сочетает в себе синтезаторные исполнения с поп-роком и оркестровыми инструментами. Эта и несколько других частичных и полных партитур того периода были выпущены на LP , а затем и на компакт-диске на протяжении многих лет в Японии. Хотя это и не контрафакт, по крайней мере некоторые из этих релизов были выпущены кино- и телекомпаниями без художественного одобрения Томиты.
1980–2000: концерты SoundCloud.
[ редактировать ]В 1984 году Томита выпустил «Канон трех звезд» , в который вошли классические произведения, переименованные в астрономические объекты. Например, заглавная пьеса представляет собой его версию Пахельбеля «Канона ре мажор» . Он приписывает себе «The Plasma Symphony Orchestra», который представлял собой компьютерный синтезаторный процесс, использующий волновые формы электромагнитных излучений различных звезд и созвездий для звуковых текстур этого альбома.
Томита провел несколько концертов «SoundCloud» на открытом воздухе, где динамики окружали публику «облаком звука». В 1984 году он дал большой концерт на ежегодном фестивале современной музыки Ars Electronica в Линце , Австрия, под названием Mind of the Universe , микшируя треки вживую в стеклянной пирамиде, подвешенной над аудиторией в 80 000 человек. Он также дал еще два специальных концерта в 1986 году в честь столетия Статуи Свободы ( «Назад на Землю »). [16] [17] а также еще один в Сиднее 1 января 1988 года, организованный в честь двухсотлетия Австралии как страны-унифилда. Австралийское представление было частью подарка Японии стране на сумму 7 миллионов австралийских долларов, который включал в себя крупнейший на тот момент фейерверк: шесть стационарных систем звука и освещения — одна из тех, что находились на пришвартованной барже в центре Сиднейской гавани , еще один управлялся на вертолете «Чинук» во время соответствующих частей шоу. В разное время мимо проходила флотилия барж с японскими культурными представлениями, в том числе парадом лодок, на котором было поставлено представление театра кабуки. Его последнее мероприятие SoundCloud состоялось в Нагое, Япония, в 1997 году, на нем выступили The Manhattan Transfer , Рэй Чарльз , Дионн Уорвик и Рик Уэйкман .
В конце 1990-х годов он сочинил симфоническую фантазию для оркестра и синтезатора под названием «Сказка о Гэндзи» , вдохновленную одноименным японским рассказом XI века. Его исполняли симфонические оркестры Токио , Лос-Анджелеса и Лондона . Версия на компакт-диске с концертным концертом была выпущена в 1999 году, а в 2000 году последовала студийная версия.
2001–2016: Спустя годы
[ редактировать ]В 2001 году Томита сотрудничал с The Walt Disney Company для написания фоновой атмосферной музыки для входа в AquaSphere в Tokyo DisneySea тематическом парке за пределами Токио. Томита последовал за этим с синтезаторной партитурой с участием акустических солистов для фильма 2002 года «Сумеречный самурай» ( たそがれ清兵衛 , Tasogare Seibei ) , который получил в 2003 году премию Японской киноакадемии за выдающиеся достижения в музыке.
Появление формата DVD-Audio позволило Томите и дальше развивать свои интересы в области многоканального звука, выпустив переработанные выпуски The Tale of Genji Symphonic Fantasy и The Tomita Planets 2003 . Он также исполнил версию » Клода Дебюсси « Clair de lune для саундтрека к фильму « 13 друзей Оушена» в 2007 году.
В 2012 году Томита исполнил «Symphony Ihatov» в Токио под руководством Японского филармонического оркестра, сопровождающего хора, и при участии кибер-знаменитости/ дивы , Хацунэ Мику цифрового аватара, созданного японской компанией Crypton Future Media . [18]
В 2015 году ряд треков из «Snowflakes are Dancing» вошли в саундтрек к американскому фильму « Heaven Knows What» , снятому братьями Сафди . В том же году, в знак признания его долгой карьеры и глобального влияния на электронную музыку, Томита получил Премию Японского фонда , награду, учрежденную «в честь отдельных лиц или организаций, которые внесли значительный вклад в содействие взаимопониманию и дружбе между Японией и остальными странами». мир через академические, художественные и другие культурные занятия». [19]
Смерть
[ редактировать ]После многих лет болезни сердца Томита умер от сердечной недостаточности в Токио 5 мая 2016 года. [20]
Наследие
[ редактировать ]Томита считается пионером электронной музыки, но его влияние распространилось за пределы этого жанра как в Японии, так и за рубежом. [21] [22] В 1984 году Стиви Уандер процитировал Томиту. [20] как один из художников, которых он уважал больше всего и оказал большое влияние на изучение таких классических композиторов, как Мусоргский и Дебюсси. [23] В 1987 году Майкл Джексон посетил домашнюю студию Томиты. [24]
Музыка Томиты звучала на церемониях открытия и закрытия Олимпийских игр 2020 года в Токио . «Восстание планеты 9» доктора Копеллиуса, сочиненная Томитой, была сыграна во время зажжения котла на церемонии открытия, а пьеса Дебюсси «Лунный свет» в аранжировке Томиты была сыграна во время тушения факела на церемонии закрытия.
Дискография
[ редактировать ]Студийные альбомы
[ редактировать ]- Включенный рок (1972) (как Электрический самурай )
- Танцуют снежинки (1974), США № 57, банка № 57
- Картинки с выставки (1975) США № 49 Банка № 55
- Жар-птица (1976) США № 71, банка № 88
- Холст: Планеты (1976) США № 67
- Бермудский треугольник (1978) США № 152
- Космос, также известный как Космос и Космическая фантазия (1978), США № 115.
- Дафнис и Хлоя , также известный как Болеро и Альбом Равеля (1979) [25] США № 174
- Гранд-Каньон (1982)
- Хор Рассвета , также известный как Канон Трех Звезд (1984)
- Nasca Fantasy (1994) (при поддержке Кодо )
- Фантазия Баха (1996)
- Симфоническая фантазия «Сказка о Гэндзи» (2000)
- Планеты 2003 (2003, только DVD-A)
- The Planets - Ultimate Edition (2011, перезапись с дополнительной частью)
- The Tale of Genji Symphonic Fantasy Ultimate edition (2011, новая запись с новыми частями)
- Clair de Lune - Ultimate Edition (2012, переработанная и расширенная версия «Танцуют снежинки »)
- Симфония Ихатова (2013)
- Картинки с выставки - Ultimate Edition - (2014 г., исправлено и дополнено)
- Космическое фэнтези (2015, переработанный и дополненный Космос )
- Okhotsk Fantasy (2016)
- Доктор Коппелиус (2017)
Живые альбомы
[ редактировать ]- Разум Вселенной - Концерт в Линце (1985)
- Назад на Землю - Концерт в Нью-Йорке (1988)
- Гензель и Гретель (только для лазерных дисков, 1993)
- Сказка о Гэндзи (1999)
- Планета Ноль (2011)
Сборники альбомов
[ редактировать ]- Sound Creature (1977, демонстрационный/образовательный альбом с частью неизданного материала)
- Лучшие хиты (1979)
- Путешествие по его лучшим хитам, Vol. 2 (1981) [26]
- Лучшее из Томиты (1984)
- Прогулка в космос - Впечатления астронавта (1984) RCA Records, США
- Томита на NHK (2003)
- Томита в разных измерениях (1997)
Саундтреки
[ редактировать ]- Путешествие Гулливера за пределы Луны (1965, без альбома саундтреков), японская версия
- Симфоническая поэма «Император джунглей» (перезапись 1966, 2009, оркестровая сюита по мотивам сериала)
- Затоичи идет на фестиваль огня (1970)
- Катастрофа 1999: Пророчества Нострадамуса (1974)
- Demon Pond (1979, без альбома саундтреков)
- Туманный ребенок ветра (1989)
- Буря с Востока (1992)
- Школа | Гакко (1993)
- Син Нихон Кико (Томита руководил перезаписью различных телевизионных программ 1994 г.)
- Первый Император (1994) (как музыкальный руководитель)
- Гакко II (1996)
- Император джунглей Лео (1997)
- 21 сэйки э но дэнцуси Сигео Нагасима (2000)
- Сеннен-но Кои История Гэндзи (2001)
- Музыкальная тема "Морская аквасфера Диснея в Токио" (2002)
- Сумеречный самурай (2002)
- Скрытый клинок (2004)
- Кровь покажет (2004)
- Блэк Джек: Два доктора тьмы (2005)
- Любовь и честь (2006)
- Волосы: Наша мать (2008)
- Добро пожаловать домой, Хаябуса (2012)
- Музыкальная подборка Исао Томиты Тэдзуки Осаму (2016) (выпуск сборника на компакт-диске в Японии) [27]
Почести
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]- Хидеки Мацутакэ , ассистент Томиты и поддерживающий участник Yellow Magic Orchestra
- « Атимот от Эдо », название песни и анадром «Оды Томите».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кикучи, Дайсуке (8 мая 2016 г.). «Исао Томита, японский пионер синтезаторной музыки, умер в возрасте 84 лет» . Джапан Таймс . Проверено 8 мая 2016 г.
- ^ Кэй, Бен (9 мая 2016 г.). «RIP Исао Томита, японский пионер электронной музыки, умер в возрасте 84 лет» . Последствие звука . Проверено 13 января 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с Дженкинс, Марк (2007). Аналоговые синтезаторы: от наследия Moog к программному синтезу . Эльзевир . стр. 133–134. ISBN 978-0-240-52072-8 . Проверено 27 мая 2011 г.
- ^ Вишневецкий, Игнатий (9 мая 2016 г.). «RIP Исао Томита, пионер электронной музыки» . АВ- клуб Получено 13 января.
- ^ Jump up to: а б с д «Томита» . Рекламный щит . Архивировано из оригинала 13 августа 2016 года . Проверено 7 апреля 2016 г.
- ^ Холмс, Том (2008). «Живая электронная музыка и эмбиент» . Электронная и экспериментальная музыка: технологии, музыка и культура (3-е изд.). Тейлор и Фрэнсис . п. 403. ИСБН 978-0-415-95781-6 . Проверено 12 июня 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с Томита в AllMusic . Проверено 4 июня 2011 г.
- ^ «Танцуют снежинки» . Рекламный щит . Проверено 28 мая 2011 г.
- ^ Холмс, Том (2008). Электронная и экспериментальная музыка: технологии, музыка и культура (3-е изд.). Тейлор и Фрэнсис . п. 214. ИСБН 978-0-415-95781-6 . Проверено 28 мая 2011 г.
- ^ Клементс, Джонатан; Маккарти, Хелен (2006). Энциклопедия аниме, переработанное и расширенное издание: Путеводитель по японской анимации с 1917 года . Беркли, Калифорния: Stone Bridge Press. п. 253. ИСБН 978-1-933330-10-5 .
- ^ «Томита» . Музыкант, Игрок и Слушатель . № 8. Амордиан Пресс. 1977. с. 40 . Проверено 28 мая 2011 г.
- ^ Дженкинс, Марк (2007). Аналоговые синтезаторы: от наследия Moog к программному синтезу . Эльзевир . п. 192. ИСБН 978-0-240-52072-8 . Проверено 27 мая 2011 г.
- ^ «Интро для Planeta Imaginario» . Ютуб . 16 февраля 2015 г. Архивировано из оригинала 12 декабря 2021 г.
- ^ "Обратная связь" . Новый учёный (2194). Июль 1999 года . Проверено 6 марта 2022 г.
В 1977 году Томита записал электронную версию The Planets , которая заняла первое место в чартах классической музыки США. Но поместье Холста в Великобритании ненавидело идею этого электронного вмешательства и выиграло судебный запрет на освобождение в Великобритании. Хольст умер в 1934 году, поэтому в 1984 году вся его музыка вышла из-под защиты авторских прав. Но в 1995 году новый закон Брюсселя продлил европейские авторские права на 20 лет, по-видимому, вернув The Planets под прикрытие до 2004 года. Но затем юристы нашли лазейку в новом законе. закон. В нем не содержалось положений о расширении судебных запретов, а также авторских прав. Имоджен Холст, которая боролась за первоначальный судебный запрет, умерла. Так что теперь Томита волен делать с музыкой Густава все, что пожелает. Давай, Томита.
- ^ «Томита: Космос» . isaotomita.net . Проверено 13 января 2019 г.
- ^ «Концерт синтезатора» . Нью-Йорк Таймс . 13 сентября 1986 г. ISSN 0362-4331 . Проверено 24 апреля 2023 г.
- ^ «Томита — Возвращение на Землю» . www.tomita.org . Проверено 24 апреля 2023 г.
- ^ Фокс, Маргалит (11 мая 2016 г.). «Исао Томита умер в возрасте 84 лет; сочетание электронной и классической музыки» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 31 мая 2018 г.
- ^ Кикучи, Дайсуке (10 января 2016 г.). «Путешествие Исао Томиты от снежинок к голограммам» . Джапан Таймс . Проверено 1 февраля 2016 года .
- ^ Jump up to: а б Бернардино, Декстер Томас Декстер Томас родом из Сана; учится, является кандидатом наук в области восточноазиатских исследований в Корнелльском университете. Он преподавал средства массовой информации; японский; KUCR-FM пишет книгу о японском хип-хопе Томас начал работать в сфере новых медиа в качестве студента-директора по программированию; Музыка, независимое создание подкастов, а также; Интернет, новостные программы. Он писал для нескольких международных изданий на такие разнообразные темы, как; Культура, Молодежь; Правосудие, Социальное; В 2016 году видеоигры он покинул The Times (10 мая 2016 г.). «Умер японский крестный отец синтезаторов, оказавший влияние на Стиви Уандера» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 26 декабря 2023 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ «Исао Томита, японский пионер синтезаторной музыки, умер в возрасте 84 лет» . Джапан Таймс . Проверено 8 ноября 2021 г.
- ^ «Японский пионер синтезаторов Исао Томита поднял электронную музыку на новую высоту» . Обзор Nikkei Asia . Проверено 8 ноября 2021 г.
- ^ «Поп-жизнь» . Нью-Йорк Таймс . 7 ноября 1984 года . Проверено 8 ноября 2021 г.
- ^ «Японский крестный отец синтезаторов, оказавший влияние на Стиви Уандера, умер» . Лос-Анджелес Таймс . 8 мая 2016 г.
- ^ "Томита - The Ravel Album (Винил, LP, Альбом)" . Discogs.com . 1979 год . Проверено 5 июня 2016 г.
- ^ Томита, Исао (1981). «Путешествие по его лучшим хитам, том 2» . Интернет-архив . Проверено 10 января 2019 г.
- ^ «Избранная музыка Исао Томиты и Осаму Тэдзуки» Nippon Columbia (на японском языке) , дата обращения 13 января 2019 г ..
- ^ Профиль Исао Томиты» . « Проверено 30 декабря 2023 г. .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Томита в AllMusic
- Дискография Томиты на Discogs
- Дискография Исао Томиты на MusicBrainz
- Исао Томита - Last.fm
- Исао Томита и IMDb
- Интервью Исао Томиты в коллекции устной истории NAMM (2014)
- Веб-сайт фанатов "Sound Creature" (включает биографию фанатов )
- 1932 рождения
- смертей в 2016 г.
- Композиторы аниме
- Композиторы из Токио
- Электронные композиторы
- Японские композиторы-классики
- Японские классические музыканты
- Японские электронные музыканты
- Японские композиторы музыки к фильмам
- Японские композиторы-мужчины-классики
- Японские композиторы-мужчины для фильмов
- Японские композиторы видеоигр
- Выпускники Университета Кейо
- Композиторы нового века
- Синтезаторы нового века
- Художники RCA Виктор
- Кавалеры Ордена Восходящего Солнца 4 степени.
- Вокалоидные музыканты